Апокалипсис это что такое
Значение слова «апокалипсис»
[От греч. ’αποκάλυψις — откровение]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
АПОКА’ЛИПСИС, а, м. [греч. apokalypsis — откровение] (церк. лит.). Одна из книг Нового завета, приписываемая христианской церковью Иоанну Богослову и содержащая пророчества о конце мира.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
апока́липсис
2. катастрофа, стихийное бедствие ◆ После апокалипсиса 2011 года японцы не перестали верить в технический прогресс.
3. религ. филол. то же, что Апокалипсис (устаревшее написание), одна из книг Нового завета, приписываемая христианской церковью Иоанну Богослову и содержащая пророчества о конце мира ◆ Но явятся Энох и Илия и станут проповедывать против Антихриста; проповедь их будет (сообразно апокалипсису) длиться тысячу двести шестьдесят дней. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Выпуск пятый: XVII столетие», 1862–1875 (?) г. ◆ Когда имя Наполеона стали, по апокалипсису, объяснять именем Аполлиона, кто-то подыскал в том же апокалипсисе, будто антихристу предрекалось погибнуть от руки Михаила. Данилевский, «Сожженная Москва», 1885 г. (цитата из НКРЯ)
Апока́липсис
1. религ. филол. одна из книг Нового завета, приписываемая христианской церковью Иоанну Богослову и содержащая пророчества о конце мира ◆ Те из вас, кто знает греческий, может быть, замечали, что в Апокалипсисе, который написан на хорошем греческом языке своего времени, есть одна ошибка, которую автор, Иоанн Богослов, делает постоянно. Блум, «О Евангельском благовестии», 1974 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Таковы — вполне Апокалипсис и отчасти Деяния Апостолов, часто не только не имеющие ничего поучительного, но прямо соблазнительное. Л. Н. Толстой, «Соединение и перевод четырех Евангелий // Толстовский листок № 6», 1995 г.
2. перен. то же, что апокалипсис; конец света ◆ Когда-нибудь человек дойдет до такой степени развития, что придумает себе развлечение наподобие Апокалипсиса. Сам себе его устроит и Бога не попросит о помощи! — Закон не допустит Апокалипсиса, губернатор. Дмитрий Липскеров, «Сорок лет Чанчжоэ», 1996 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова паранджа (существительное):
Апокалипсис и современный мир
Беседы об Апокалипсисе
– С чего должен начинать знакомство с Апокалипсисом современный христианин?
Понимать Откровение Иоанна Богослова нужно в контексте Предания Церкви
– Апокалипсис – это очень важная и яркая книга, но надо помнить, что мы не можем лишь на ее основании давать исчерпывающие ответы на вопросы, которые перед нами ставит духовная жизнь. Свидетельство Апокалипсиса не единственное, и понимать Откровение Иоанна Богослова нужно в контексте Предания Церкви. Следует особо подчеркнуть, что эта книга является самой сложной для понимания из всего корпуса Нового завета, но, несомненно, одной из самых известных библейских книг в современном мире.
– Как понимать смысл этих бедствий?
– Некоторые толкования говорят, что бедствия – это всего лишь фон, на котором показана святость Церкви. Но большинство толкователей учат, что цель посылаемых бедствий – подвигнуть людей к покаянию. Хотя тема покаяния не очень развита в Апокалипсисе – в нем мало говорится о возможности покаяния людей, которые живут не по заповедям Божиим.
Апокалипсис учит, что пребывание в языческом мире может быть опасно для духовной жизни христианина и что последователь Христа должен Царство Небесное предпочитать «миру сему». Эта опасность неоднородна, ее можно разделить на несколько частей. Во-первых, опасность гонений. Гонения могут быть прямыми – со стороны тоталитарной, государственной власти.
Государственная машина – мощная сила, могущая угрожать христианам гонениями за то, что человек является христианином и потому отказывается принять ее божественный статус. Святой Иоанн Богослов усматривал черты царства антихриста в современной ему Римской империи, так как там существовал культ императора как бога. Кто отказывался участвовать в императорском культе, рисковал многим, вплоть до потери жизни.
Действительно, когда христиане живут в языческом мире, то они могут начать думать таким образом: «Мы подвизаемся, подвергаем себя ограничениям, а ради чего? Ведь люди вокруг нас живут так хорошо. Почему бы и нам не жить, как они»? Христос говорит Лаодикийской Церкви, что тамошние христиане разбогатели, но они не знают, что они нищи и наги. Сегодня известно, что они действительно были очень богаты: когда землетрясение полностью разрушило Лаодикию, то его жители на свои деньги смогли восстановить город, не прибегая к помощи государства.
– Образ Вавилонской блудницы также пришел к нам из Апокалипсиса. Что пророчество говорит о ней?
– Пророческая книга объединяет образ Вавилонской блудницы и сам город Вавилон. В них мы можем видеть образ современного мегаполиса с множеством развлечений, возможностей для обогащения и для удовлетворения любых запросов: материальных и чувственных. Мир наслаждения очень обольстителен, поэтому опасен для христианского духа.
В 18-й главе интересны, говоря современным языком, «детали экономического кризиса» после смерти Вавилонской блудницы
Образ Вавилона, о котором мы сказали выше, – Великая блудница, падшая женщина, обольщающая народы своими прелестями. Над ней Бог совершает суд, которого она не ожидает, и казнит ее. В 18-й главе мы слышим всеобщий плач купцов и «царей земных» – как бы мы сейчас сказали: «правителей» и «бизнесменов» – при виде смерти блудницы. Ее падение – крах их жизни.
Раздел о плаче богачей интересен своей красочностью и подробным перечислением товаров, не имеющих сбыта после катастрофы, или, говоря современным языком, «деталями экономического кризиса». Прочитаем его полностью:
Образ Вавилонской блудницы в Апокалипсисе легко применить к окружающей нас действительности: достаточно сегодня выйти на улицу и посмотреть, что делается в Москве. Мы, жители XXI века, также должны отыскивать знамения конца света в наше время, как учит Христос, чтобы и нам не оказаться обольстившимися.
Церковь состоит из людей, имеющих в миру свою профессию. В древности для того, чтобы выполнять мирские работы, очень часто приходилось входить в контакт с язычниками, вступать в профессиональные содружества, которые имели своими покровителями языческих богов. Христианин должен был сделать выбор: либо он ограничит контакт с миром язычников, не будет участвовать в формах жизни, окрашенных языческой религиозностью. Но тогда он должен быть готов на жертвы, вплоть до мученичества. Либо он может взглянуть на это сквозь пальцы: «Что такого, если я буду участвовать в языческих жертвах, мне же надо как-то жить?». Но тогда Церковь растворится среди язычников.
Христианину лучше выбрать путь мученичества, нежели путь компромисса с падшим миром. Разве этот призыв не актуален сегодня?
Примером такого ассимилирующего воздействия мира на человека и была Римская империя – самое политически могущественное и экономически развитое государство того времени. Апокалипсис является кличем против этой ассимиляции. Он показывает, что, несмотря на все блага, предлагаемые языческим миром, христианину лучше выбрать путь мученичества, нежели путь компромисса с падшими людьми. Разве этот призыв не является актуальным и сегодня?
– Когда появляется тиран, устраивающий гонения, вроде Ленина, его называют антихристом. Как антихриста видит автор Апокалипсиса?
– В Апокалипсисе два образа антихриста и его царства: два зверя и блудница. В толкованиях на книгу Откровения звери антихриста традиционно понимаются и как царства, и как цари. С одной стороны, эти образы – указание на коллективные силы, с другой – на личности. Образы зверей связаны с книгой пророка Даниила. В индивидуализированном восприятии зверь из моря – это сам антихрист, а в коллективном толковании – это вся его государственная машина.
В 13-й главе говорится о двух зверях – один выходит из моря, другой из земли. Образ зверя из моря являет власть антихриста в нахрапистой форме – как прямое гонение. Второй зверь – из земли – действует уже постепенно и незаметно, обольщением.
В Апокалипсисе чередуются рассказы о жизни, современной Иоанну Богослову, с эсхатологической перспективой Конца света. Римская империя казалась воплощением антихристианской системы государства. Черты города – носителя вселенского растления – можно было увидеть в Риме, куда везли товары со всего мира, куда стремились эмигранты со всех концов ойкумены, где можно было «пожить красиво». В то же время эти образы относятся к кончине мира.
– Что делал Иоанн, чтобы отвратить христиан от этих духовных опасностей?
– Иоанн, прежде всего, показывает, что конец богоборческого мира незавиден: он подвергнется карам, от которых нет бегства. Эти кары настигают мир как в ходе истории человечества, так они же, вне всякого сомнения, постигнут мир в конце истории.
– Применим ли сегодня Апокалипсис для миссионерских целей?
– Какая из форм этой логической стратегии применима в наши дни, я не знаю, так как не являюсь, так сказать, «профессиональным» миссионером. Но мне кажется, что в сегодняшней культуре катастрофические образы Апокалипсиса слишком активно используются, оказавшись «затертыми». Люди же стали менее чувствительны к образу катастроф. Если сказать человеку: «Ты будешь наказан», – он может никак не отреагировать. Полагаться на Апокалипсис в миссионерской тактике нужно с осторожностью, привлекая дополнительные источники убеждения.
Небесная Литургия
– Церковь – Небесная и земная – противопоставляется гибнущему миру – Вавилонской блуднице. Иоанн показывает образ Церкви – Небесного Иерусалима, Невесты Агнца – Церкви прославленной, святой, где люди находят полноту общения с Богом и со Христом.
В Апокалипсисе содержится распространенное в древней Церкви учение о двух путях жизни. Читая книгу, люди видели перед собой два пути: здесь ты имеешь временное наслаждение, но итоговую погибель, а вот здесь – временное страдание, но конечную победу.
Первый раз Небесную Церковь мы видим в 4-й главе, где мы оказываемся перед Небесным Престолом (прошу прощения за обширные цитаты, но в данном случае они необходимы для того, чтобы читатель имел представление об этих красочных образах):
«И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих».
Затем следует знаменитый образ четырех животных: «…и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей». Они поют песнь «Свят, свят, свят», которая является одним из центральных моментов в Литургии: «И ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет».
Затем мы читаем, что старцы произносят возглас «Достоин Ты», который вошел и в богослужение (Достойно есть): «И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4: 4–11).
Затем (в 5-й главе) к старцам и апокалипсическим животным присоединяются ангельские чины, и в конце концов вся тварь воспевает песнь Богу, Сидящему на престоле, и Агнцу, то есть Христу. Так совершается Небесная Литургия.
Самый яркий образ Небесной Церкви содержится в 7-й главе Апокалипсиса. Здесь большую роль играют представители человечества, которые достойно прошли свой жизненный путь и оказались в Церкви Небесной: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь».
Иоанн говорит о том, что за страдания христианам следует воздаяние на небе: «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них, Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7: 9–17).
– Что мы можем сегодня сделать для того, чтобы современных христиан отвратить от опасностей?
Данные в Откровении примеры полноты общения Бога и людей имеют огромную силу убеждения. И они должны использоваться в пастырском обиходе
– Положительные образы Апокалипсиса – Небесного Иерусалима и Небесной Церкви, – пронизывающие всю книгу, многочисленные примеры полноты общения Бога и людей, прошедших через большие страдания, и сегодня сохраняют огромную силу убеждения. В пастырском обиходе они могут и должны использоваться, но, к сожалению, используются не часто.
Литургия в Апокалипсисе
– Упоминания о Тайной вечере в Апокалипсисе нет. Есть только сама идея искупительной Крови. Но значение искупления Кровью подчеркивается в Откровении Иоанна Богослова очень резко (см.: Откр. 1: 5; 5: 9; 7: 14). То, что пролитие Крови Христом становится искуплением для людей, сказано Самим Спасителем на Тайной вечере, когда Он благословляет Чашу и передает ее ученикам, говоря, что это Кровь Его Нового Завета, которая за них изливается.
– Апокалипсис говорит о том, как совершалась Литургия во времена апостола Иоанна?
– Подробно о влиянии образов и выражений Апокалипсиса на современное богослужение я говорить не могу, потому что для этого надо быть специалистом по литургике, но совершенно очевидно, что по своему стилю Апокалипсис очень близок к нашему богослужению. К примеру, престол, вокруг которого совершаются богослужения Апокалипсиса, не может не вызвать ассоциации с устройством алтаря в современном православном храме.
Апокалипсис – книга, насыщенная литургическими мотивами. Эти мотивы, как и значительная часть образности Апокалипсиса, имеют своим источником Ветхий Завет. Например, Трисвятая песнь, которую воспевают Богу четверо животных в 4-й главе Откровения Иоанна Богослова, появляется у пророка Исаии; мы видим в Апокалипсисе также много псаломских образов.
«Достойно есть»
– В богослужении мы часто слышим восклицания, что Бог и святые достойны славы. Это же мы читаем в Апокалипсисе. Эти культурные формы как-то связаны?
В Апокалипсисе встречаются образы, связанные с императорским культом. В этом есть глубокий смысл
– Некоторые ученые отмечают в литургических по характеру местах Апокалипсиса появление образности, связанной с языческой сферой, с императорским культом. В этом есть глубокий смысл. Вся честь, которая в языческом мире незаконно, не по праву воздается человеку, императору, по праву, законно и истинно должна относиться к Богу.
Но эти же самые возгласы вошли в богослужение. Так, в песнопении «Свете тихий» мы обращаемся ко Христу: «Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными». Слово «достоин» имеет перекличку с Апокалипсисом. В 4-й главе двадцать четыре старца поют песнь: «Достоин Ты, Господи, принять славу и честь, и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено». В 5-й главе песнь четырех животных и двадцати четырех старцев обращена уже не только к Богу-Отцу, сидящему на престоле, но и к Агнцу, то есть ко Христу, и звучит так: «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени». Чуть ниже: «Достоин Агнец принять силу, и мудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение». Такие возгласы получают подлинный смысл, примененные именно к Богу: «Достоин Ты принять Славу и Честь».
Евангелие как проповедь апостолов
– Иоанн Богослов написал Апокалипсис и Евангелие. В чем мы можем увидеть связь этих двух книг?
– Эти две книги так сильно отличаются друг от друга по стилю и жанру, что в древности многие сомневались в том, что авторство принадлежит одному человеку. Но для Церкви подлинность той и другой книги несомненна. Связь мы можем увидеть, прежде всего, в начальных строках каждой из них. Пророческое прозрение пролога Евангелия от Иоанна «В начале было Слово» и пролог Апокалипсиса отмечены печатью присутствия сверхчеловеческой силы. Других людей того времени, способных к пророчествам такого масштаба, мы просто не знаем.
– В чем изначальный смысл слова «Евангелие» для самих апостолов?
– Это другое название апостольской проповеди. Когда они приходили в какой-то город и произносили проповедь, то основное содержание проповеди апостолов было в том, что Христос жил, Его распяли и Он воскрес. По сути, синоптические Евангелия – это запись апостольской проповеди.
Апостол Павел не написал Евангелие в том смысле, в котором мы говорим о Евангелиях «от Марка, Матфея, Луки, Иоанна». Но, тем не менее, он говорит: «Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое» (Гал. 1: 11). То есть под Евангелием он понимает не записанный текст, но всю совокупность своего возвещения. Мы можем точно сказать, что в состав Евангелия в этом прямом смысле – как благовестия – входила проповедь о воскресении Христа. Точнее, она не просто входила, а была его центральной частью.
«Апокалипсис»: кто, зачем и когда написал эту книгу?
О чем книга? В ней действительно о «конце света»?
Да, и об этом тоже. Он описывается при помощи символов (снятие печатей, освобождение всадников Апокалипсиса, трубящие ангелы и т. д.). Затем следуют видения всеобщего воскресения и Последнего Суда. Книга завершается изображением вечного Царства Божьего. И здесь уже используются радостные образы Небесного Иерусалима, древа жизни и так далее.
Почему такое название? Что такое Апокалипсис?
Это греческое слово означает «откровение» — открытие того, что было известно только Богу. Обычно в древности книги специально не назывались, а заголовками служили первые строки. Данный текст начинается со слов «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог».
Сейчас эта книга часто вызывает страх, но в библейские времена апокалиптическая литература вселяла надежду. Она говорила о том, что в конце истории человечества наступит Царство Божье.
Почему же так непонятно написано?
Апокалипсис — популярный у иудеев жанр, наполненный символами, смысл которых нам трудно понять, но первым читателям он был ближе и яснее, хотя тоже во многом оставался таинственным. К примеру, для нас двуглавый орел — вполне понятный символ, часть государственного герба, а у далекого от нашей культуры человека его упоминание в тексте могло бы вызвать большое замешательство. Для чтения самой сложной книги Библии важно знакомство с историческим контекстом, образным языком Ветхого Завета и литературы того времени.
Не вредно ли читать Откровение «непосвященным»?
Нет, не вредно. Церковь в принципе призывает верующих активно изучать Писание — в христианстве категорически отрицается возможность «тайного знания» для непосвященных, Бог одинаково откровенен со всеми. Однако начинать знакомство с Библией именно с этой книги точно не стоит: для ее понимания нужен определенный культурный и духовный опыт. Любые символы очень легко начать понимать слишком буквально или очень примитивно, или в стиле «научной фантастики».
Когда и с какой целью был написан Апокалипсис?
В 70-90-е годы I века, в страшную эпоху жестоких гонений на христиан. Апокалипсис — это пророчество, изложенное в форме увещевательного послания к семи Церквям того времени, которое, впрочем, актуально во все времена. Книга Откровения напоминает о Втором Пришествии, судьбах праведников и грешников, но не пугая, а утешая. Она как бы говорит, что в конце истории обязательно восторжествует Правда Божья и весь мир будет жить по воле Божьей, как на Небе, так и на земле.
06
Кто автор? Согласна ли наука с Преданием, приписывающим авторство Иоанну Богослову?
Споры об этом и в Церкви ведутся давно. Из текста известно лишь имя автора — Иоанн и то, что он был сослан на остров Патмос. Считалось, что это был любимый ученик Христа — Иоанн Богослов. Ни один другой Иоанн не обладал таким авторитетом. В III веке Дионисий Александрийский высказал сомнение в том, что четвертое Евангелие и Апокалипсис мог написать один человек. Современная критика тоже основывается на несоответствии стилей текстов, чего все же недостаточно для доказательства или опровержения авторства.
07
Это последняя книга Священного Писания. Почему?
Апокалипсис поздно вошел в канон. И хотя он широко почитался во всей Церкви, на Востоке были сомнения в его апостольском происхождении. Только в IV веке Апокалипсис окончательно входит в известный нам список из 27 книг Нового Завета. Несмотря на свою оригинальность, Откровение не дополняет евангельское учение чем-то принципиально новым. Оно лишь завершает библейские тексты, как последняя книга Священного Писания и как книга о последних судьбах этого мира.
Апокалипсис
Апокалипсис (также известный как Конец Света и Армагеддон) — событие, влекущее за собой глобальную или локальную катастрофу по тем или иным причинам и имеющее удручающие последствия.
Содержание
Описание [ ]
Апокалипсис в культуре [ ]
Тема Апокалипсиса была всегда актуальна со времен возникновения первого человека. Ей было посвящено великое множество работ и посвящается до сих пор. Часто Армагеддону придавали религиозное значение. Например, в Библии рассказывается о Великом Наводнении, затопившем всю Землю. Опасаясь конца света, древние люди совершали разные ритуалы и даже жертвоприношения в честь своих богов, так как они верили, что Апокалипсис — ни что иное, как кара высших сил. Однако по прошествии лет некоторые представители homo sapiens перестали опасаться подобного исхода: создавались (возможно, создаются и до сих пор) различные сектантские сообщества, которые, наоборот, стараются повергнуть мир в хаос.
В современном мире те или иные случаи Армагеддона, благодаря высоко развитой науке и точным приборам, начинают приобретать рациональное объяснение (например, сдвиг тектонических плит), а религиозная, суеверная точка зрения пошла на спад. Нередко той или иной катастрофы можно избежать: не допустить разрушение объектов, нарушение деятельности которых опасно для окружающей среды, и так далее. Помимо научно-исследовательского интереса, который люди питают насчёт Апокалипсиса, в массовой культуре конец света популярен ещё и с художественной точки зрения: об этом написано великое множество книг, рассказов и статей, снято большое количество фильмов разных жанров, создаются компьютерные (и не только) игры, и тому подобное. Пожалуй, Апокалипсис — одна из наиболее (если не самая) популярных тем в обществе.
Варианты Армагеддона [ ]
Локальный — тип Армагеддона, возникающий на определенной территории, размеры которой почти невозможно предугадать: смерч, землетрясение, авария на атомной станции и тому подобное. Примером локального Апокалипсиса может послужить легендарная Чернобыльская зона отчуждения, появившаяся из-за аварии на Чернобыльской атомной электростанции, в результате которой огромные территории вокруг АЭС были заражены радиацией, что повлекло и до сих пор влечёт за собой гибель и тяжёлые заболевания огромного количества людей.
Глобальный — конец света, произошедший во всем мире, затронувший всю планету и, возможно, не только её (падение большого астероида из космоса, которое, согласно исследованием ученых, произошло в меловом периоде (более 65 миллионов лет назад) и привело к вымиранию динозавров и резкому изменению климата по всей планете).
Итак, переходим к разновидностям, коих уже сейчас много и, вероятно, в будущем появится ещё больше. Известные на данный период времени типы Апокалипсиса условно можно разделить на три категории:
1) Реальные — уже произошедшие;
2) Вероятные — согласно прогнозам учёных, возможные в будущем;
3) Вымысел — плоды человеческого воображения, корнями уходящие в языческую религию и мифологию и получившие развитие вследствие появления такого жанра искусства, как фантастика, но не имеющие под собой научного обоснования.
Мы постараемся описать все известные в мире разновидности.
Природное бедствие — наиболее вероятный и не раз произошедший вариант конца света. Представляет собой климатический, атмосферный или тектонический коллапс, в результате которого происходит резкая смена климата, следствием которого является ряд изменений в окружающей среде: нарушения в атмосфере планеты и тому подобное. Примером может послужить древнеримский город Помпеи, погребенный под толстым слоем пепла в результате извержения вулкана Везувия.
Смена климата — также очень вероятный сценарий апокалипсиса, в этот раз заключающийся в катастрофическом смене климата. В следствии тех или иных причин на планете Земля наступает новый ледниковый период, либо же наоборот она превращается в огромную, пересохшую пустыню. Пример выживания в условиях экстремальных температур очень ярко показан в игре Frostpunk.
Космический армагеддон — событие, произошедшее в космосе, либо же как-то связанное с ним. Пожалуй, имеет самые обширные масштабы и наиболее крупные последствия. Согласно заявлениям ученых, в результате столкновения некоторых планет (которые, как предполагается, были ранее обитаемы) с особо крупными космическими объектами и отклонения их от траектории вращения, они разрушались и превращались в огромные безжизненные космические тела. Есть также риск столкновения планет друг с другом и других нарушений. Планета Земля тоже подверглась столкновению с колоссальным космическим объектом (падение астероида 65 миллионов лет назад) и, скорее всего, подвергнется этому в будущем.
Эпидемия — массовое распространение крайне опасной и неизлечимой болезни. В связи с плохо развитой медициной, наукой, бедностью и антисанитарными условиями эпидемии были весьма распространены в древности. Однако с нынешнем развитием медицины и массовой поддержкой окружения в санитарных условиях вероятность появления новых очагов болезней сильно упала, но риск подобного исхода еще остался. В качестве примера приводим массовую эпидемию чумы, заслуженно прозванную «черной смертью» и буйствовавшую несколько столетий назад в эпоху Средневековья. Она унесла жизни миллионов людей. Сейчас идёт и возможно будет продолжаться эпидемия коронавируса.
Промышленная авария — хаос, возникший искусственным путем, то есть из-за аварии на крупном промышленном объекте, и имеющий обширные масштабы. Обычно меры предосторожности, высокотехнологичное оборудование и квалифицированный персонал пресекают развитие подобных катастроф, но они, к сожалению, не дают стопроцентной гарантии безопасности. Примером служит печально известная Чернобыльская АЭС, авария на которой привела к заражению радиацией всего Чернобыля и обширной части всей планеты.
Массовое загрязнение — тип масштабной катастрофы, заключающийся в глобальном загрязнении всей планеты или большей её части отходами, токсинами и другим различным мусором. Его последствия могут быть настолько серьёзными, что вся жизнь на Земле расстроиться и нормально жить на ней уже не получиться из-за серьёзного отравления больших территорий, вымирания целых видов растений, животных и даже людей, загрязнения атмосферы и невозможности из-за всего этого выращивать еду, разводить скот и просто вести привычный образ жизни. Может являться также сопутствующим фактором другой катастрофы, например промышленной аварии.
Вторжение пришельцев — массовое нападение инопланетной цивилизации (или враждебных форм жизни) на нашу планету. На данный момент, в связи с отсутствием официально зарегистрированных контактов с внеземными цивилизациями, признан маловероятным вариантом, однако, поскольку космос огромен и не исследован, сбрасывать со счетов такую возможность рано. Широко представлен в художественных произведениях. Согласно им, как правило, вторжение несет за собой массовый геноцид всего живого, выкачивание огромного количества ресурсов из планеты, её колонизации. Примеры творчества: фильмы «Марс атакует», «Чужой против Хищника», серия компьютерных игр «Half-Life».
Нашествие мутантов — подразумевается, что будто в природе (эволюция) или в секретной лаборатории (эксперимент) появляются страшные существа, враждебные ко всем другим. Они сбегают из лабораторий или удаленных уголков мира и попадают в цивилизованный мир, где и начинается всеобщее заражение и истребление всего живого. Этот тип Армагеддона также пользуется популярностью в научной фантастике. Примеры: компьютерные игры «Prototype», «Far Cry».
Зомби-апокалипсис — наиболее популярный тип конца света. Представляет собой массовое нашествие зомби, пожирающих и заражающих всех вокруг. Достаточно одного укуса или царапины, чтобы стать одним из них. Эта тема пользуется большим спросом, и более подробную информацию можно найти самому на просторах интернета. Примеры произведений: фильмы «Ходячие мертвецы», «Обитель зла», компьютерные игры «Dead Island», «Land of the dead», «Days gone».
Восстание машин — вариант Апокалипсиса, который на данный момент невозможен в связи с плохо развитой системой ИИ, робототехникой и киборгизацией. Сценарий подразумевает, что искусственный интеллект роботов вышел из-под контроля и, расценивая человечество, как угрозу, начал уничтожение всего живого. Подобное развитие событий мы можем увидеть в линейке фильмов «Терминатор».
Появление вампиров — очередной вариант развития апокалипсиса, на сей раз заключающийся в появлении вампиров или вампироподобных тварей, представляющих не менее значительную угрозу чем к примеру те же мутанты, зомби или роботы. Пример их появления с последующим за этим массовым хаосом можно увидеть в таком фильме как «Я легенда» или серии книг по этой же вселенной.
Темное пришествие — древнейший сценарий Армагеддона. Согласно мифологии того времени, однажды Ад и мир людей сольются воедино, и наступит конец света: всё вокруг будет покрыто морем лавы, в которой будут бродить разнообразные демоны и прочие темные существа. Возможно и иное проявление различных темных сил. Этот сюжет также не обошли стороной наши современники. Примером могут послужить серии компьютерных игр «Doom» и «Painkiller».
Аномальный катаклизм — внезапное разрушение ноосферы Земли и высвобождение огромного количества энергии, в результате чего нарушаются все известные законы физики и появляются различные аномалии, не поддающиеся разумному, логическому объяснению. Сценарий нашёл своё отображение в серии игр «S.T.A.L.K.E.R».
Как видите, конец света весьма разнообразен, как и его последствия. И, возможно, в будущем список увеличится.
Постапокалипсис [ ]
Постапокалипсис — это время, следующее после Апокалипсиса. Каким оно будет, зависит от вида Армагеддона. Вернуться к прежней жизни обычно или очень сложно, или просто невозможно. Как правило, для того, чтобы Постапокалипсис исчез, требуется очень много времени, возможно, даже не одна сотня лет. В это время обычно правительства павшие, законы и система в целом не работают, производство стоит, кругом царит разруха, наступает голод. Жизни после Апокалипсиса внимание общественность уделяет не меньше, чем самому Апокалипсису: в культуре существует множество различных художественных произведений на эту тему. Учёные выдвигают массу гипотез на этот счёт, однако однозначного мнения не существует. Точно известно только одно: после Апокалипсиса жизнь очень сильно меняется и, как правило, не в лучшую сторону.
Избежание конца света [ ]
Так что нам остается только надеяться на то, что всё это останется в рамках художественных произведений и пользоваться дарованным временем жить и получать от жизни максимально возможное удовольствие.