Апологет что это такое
АПОЛОГЕТ
Полезное
Смотреть что такое «АПОЛОГЕТ» в других словарях:
апологет — См … Словарь синонимов
АПОЛОГЕТ — АПОЛОГЕТ, апологета, муж. (книжн.). Выступающий с апологией кого чего нибудь. Апологет толстовства. (первонач. название ранних писателей, защищавших христианство; срн. апологетика.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
АПОЛОГЕТ — АПОЛОГЕТ, а, муж. (книжн.). Тот, кто выступает с апологией кого чего н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
апологет — апология (апологет) защитительное слово, оправдание Апологет защитник. Ср. Я в первый раз слышу такую апологию о действиях этих господ, которых многие обвиняют. *** Ср. В 1856 г. говорит Ю.Ф. Самарин (зап. о крепостном состоянии), в нашей… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Апологет — В Викисловаре есть статья «апологет» Апологет (от греч … Википедия
апологет — а, чаще мн. апологе/ты, м. 1) Название раннехристианских писателей II III вв., защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов (иудеев и язычников). 2) перен., книжн. Ярый приверженец и активный защитник какой л. идеи, мнения … Популярный словарь русского языка
Апологет — I м. Тот, кто отличается апологией [апология II], апологетикой [апологетика II], неумеренным, тенденциозным восхвалением чего либо или кого либо. II м. Раннехристианский писатель II III вв., защищавший принципы христианства от критики… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
апологет — апологет, апологеты, апологета, апологетов, апологету, апологетам, апологета, апологетов, апологетом, апологетами, апологете, апологетах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Апологет — тот, кто выступает с апологией (защитой, обычно предвзятой; неумеренным, чрезмерным восхвалением) чего либо; в переносном смысле ярый приверженец какой либо идеи, направления или кого либо … Начала современного естествознания
АПОЛОГЕТ
Смотреть что такое «АПОЛОГЕТ» в других словарях:
апологет — См … Словарь синонимов
АПОЛОГЕТ — 1) защитник какого нибудь взгляда, мнения, теории, действий и т. д.; 2). защитник христианской религии от нападков язычников в первые века христианства. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907.… … Словарь иностранных слов русского языка
АПОЛОГЕТ — АПОЛОГЕТ, а, муж. (книжн.). Тот, кто выступает с апологией кого чего н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
апологет — апология (апологет) защитительное слово, оправдание Апологет защитник. Ср. Я в первый раз слышу такую апологию о действиях этих господ, которых многие обвиняют. *** Ср. В 1856 г. говорит Ю.Ф. Самарин (зап. о крепостном состоянии), в нашей… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Апологет — В Викисловаре есть статья «апологет» Апологет (от греч … Википедия
апологет — а, чаще мн. апологе/ты, м. 1) Название раннехристианских писателей II III вв., защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов (иудеев и язычников). 2) перен., книжн. Ярый приверженец и активный защитник какой л. идеи, мнения … Популярный словарь русского языка
Апологет — I м. Тот, кто отличается апологией [апология II], апологетикой [апологетика II], неумеренным, тенденциозным восхвалением чего либо или кого либо. II м. Раннехристианский писатель II III вв., защищавший принципы христианства от критики… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
апологет — апологет, апологеты, апологета, апологетов, апологету, апологетам, апологета, апологетов, апологетом, апологетами, апологете, апологетах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Апологет — тот, кто выступает с апологией (защитой, обычно предвзятой; неумеренным, чрезмерным восхвалением) чего либо; в переносном смысле ярый приверженец какой либо идеи, направления или кого либо … Начала современного естествознания
Апологеты
Апологе́ты (др.-греч. ἀπολογία [апология], «защитительная речь») – название христианских писателей II–III вв., преемников апостолов и мужей апостольских, выступавших с обоснованием христианского учения и открыто защищавших его от критиков. Таково первоначальное значение этого слова. Впоследствии так стали называть всех активных защитников каких-либо идеологических течений, теорий, систем, учений.
Кого можно упомянуть в числе раннехристианских апологетов?
Как появились апологеты?
Распространение христианской веры ко II в. среди всех слоев населения Римской империи вызвало негативную реакцию со стороны множества представителей языческого мира. С юридической точки зрения христианство оказалось в положении «недозволенной религии», общины христиан подпадали под категорию «незаконных собраний», а отказ от участия в языческих культах рассматривался как «святотатство». В этот период появляются нападки на христиан со стороны образованных язычников. Кроме того, о христианах распространялись клевета и сплетни, отчасти вызванные закрытостью их собраний. В то же время стали появляться и защитники христианской веры, как правило, это были образованные люди, задача их состояла в том, чтобы показать языческому миру приемлемость и возвышенность христианства с самых разных сторон – гражданской, философско-богословской, религиозной, культурной и т. д.
Кому были адресованы сочинения апологетов?
По своей адресной направленности все раннехристианские апологетические сочинения можно разделить на труды, адресованные конкретным людям (например, императору, философу, частному лицу), и труды, адресованные группе лиц (например, «К язычникам», «К эллинам», «К иудеям»). Укажем некоторые из них.
Одними из наиболее известных оппонентов апологетов во II в. были Фронтон – римский грамматик, ритор, наставник императора Марка Аврелия, а также Цельс – римский философ-платоник, автор направленного против христиан сочинения «Истинное слово». И Фронтон, и Цельс рассматривали христианство как учение, полное предрассудков и фанатизма и угрожающее античному миросозерцанию. Греческие апологеты Кодрат и Аристид обращались с апологиями к императору Адриану. В середине II в. был записан «Диспут Ясона с Паписком о Христе», автором которого считают Аристона из Пеллы. Это произведение посвящено антииудейской полемике. Св. Иустин Философ адресовал свою 1‑ю «Апологию» императорам Антонину Пию и Марку Аврелию, а 2‑ю – римскому сенату. Основной целью обоих произведений является защита христиан от преследования «за одно лишь имя», а также попытка представить христианство достойным более внимательного и объективного взгляда со стороны просвещенных римских самодержцев. Его же «Диалог с Трифоном иудеем» представляет собой запись диспута Иустина с ученым раввином Трифоном. Свт. Аполлинарий Иерапольский обращался с речью к императору Марку Аврелию, ему же принадлежали и другие апологетические сочинения, среди которых упомянем «К эллинам» и «К иудеям». Ритор Мильтиад написал сочинения против эллинов и против иудеев. Полемике с иудеями был посвящен и трактат Тертуллиана «Против иудеев». Татиан до своего уклонения в ересь написал «Речь к эллинам». Современником Татиана был Афинагор, христианский философ из Афин; ему принадлежит «Прошение о христианах», направленное императорам Коммоду и Марку Аврелию. Были среди апологетов и такие, кто адресовал свои произведения частным лицам, например, св. Феофил Антиохийский – «К Автолику», Тертуллиан – «Книга к Деметриану». Самым значительным произведением раннехристианской греческой апологетики является сочинение теолога, философа, ученого, основателья библейской филологии Оригена – «Против Цельса». Оппонентами св. Евсевия Кесарийского были неоплатоники Порфирий и Иерокл.
Как именно апологеты защищали христианскую веру?
Апологеты старались опровергнуть возводимую на христиан клевету и дать ответ тем, кто обвинял Церковь в том, что она является угрозой государству. Подчеркивая высокие нравственные качества христиан, апологеты доказывали, что их вера способствует спокойствию и благополучию как императора и государства, так и общества в целом. Апологеты также опровергали обвинения в чудовищных преступлениях (атеизм, каннибализм, эдиповы кровосмешения и т. д.), возводимых на христиан, доказывая их невозможность и абсурдность. В‑третьих, апологеты раскрывали абсурдность и безнравственность язычества, его мифологии и божеств и утверждали, что христианство обладает единственно верным учением о Боге и мире. Они не просто опровергали аргументы философов, но показывали, что сама их философия, имея единственным обоснованием человеческий разум, не может достичь истины в той мере, в которой она достижима в христианстве. В то же время, отмечая параллели между языческой философией и христианской мыслью, многие раннехристианские апологеты представляли философию как предшественницу христианства, а христианство – как откровение того, что философия лишь предчувствовала. При этом апологеты активно использовали понятийный аппарат и некоторые идеи античных религии и философии, используя их (например, учение стоиков о Логосе) для обоснования христианской веры перед лицом своих языческих современников. И, наконец, апологеты раскрывали перед языческим миром христианское понимание Священного Писания, при этом отмежевываясь от «ветхого Израиля» – иудейства.
Способствовала ли деятельность апологетов ослаблению гонений на христиан?
На первый взгляд, деятельность апологетов мало способствовала ослаблению гонений на христиан, по крайней мере, в то время, когда жили сами апологеты. Но их деятельность подготовила постепенную эволюцию сознания греко-римского языческого общества в сторону принятия христианства. Принятие же христианского учения, соответственно, привело и к прекращению гонений.
Какие высказывания апологетов наиболее известны в настоящее время?
Чаще всего на слуху два высказывания Тертуллиана. В заключении своего трактата «Апологетик» он свидетельствует, что никакие гонения не могут уничтожить настоящую веру: «Кровь мучеников есть семя христианства». В том же сочинении Тертуллиан говорит о том, что душа – «христианка по природе».
Каково главное значение деятельности раннехристианских апологетов?
Сочинения апологетов имели исключительное значение для самосознания христианской Церкви в первые века ее существования. Являясь во многих вопросах первопроходцами, апологеты проложили путь для последующей христианизации языческого античного мира и формирования целостной системы христианского богословия. В том числе, они сделали первые шаги и в формировании христианской богословской терминологии.
М.В. Никифоров, статья из III тома «Православной энциклопедии»:
Апологеты раннехристианские, христианские писатели II–III вв., выступавшие с обоснованием и защитой христианской веры.
Распространение христианства ко II в. среди всех слоев населения Римской империи вызвало реакцию со стороны языческого мира. С юридической т. зр. христианство оказалось в положении «недозволенной религии» (лат. religia illicitia), общины христиан подпадали под категорию «незаконных собраний» (collegii illiciti), а отказ от участия в языческих культах рассматривался как «преступление против религии». В этот период появляются первые нападки на христиан со стороны образованных язычников. Главными оппонентами христианства во II в. были Фронтон (наставник имп. Марка Аврелия) и Цельс, автор направленного против христиан соч. «Истинное слово» (ок.178). Эти авторы рассматривали христианство исключительно как учение, полное предрассудков и фанатизма и угрожающее античному миросозерцанию. Кроме того, о христианах распространялись клевета и сплетни, отчасти вызванные закрытостью их собраний (см. Disciplina arcana). Задача апологетов состояла в том, чтобы продемонстрировать языческому миру приемлемость христианства с самых разных сторон – гражданской, философско-богословской, религиозной, культурной и т. д. (о развитии апологетического жанра см. ст. «Апологетика»).
Прежде всего, раннехристианские апологеты старались опровергнуть возводимую на христиан клевету и дать ответ тем, кто обвинял Церковь в том, что она является угрозой государству. Подчеркивая высокие нравственные качества своих единоверцев, они заверяли, что их вера способствует сохранению мира и благосостоянию как императора и государства, так и общества в целом. Во-вторых, раннехристианские апологеты раскрывали абсурдность и безнравственность язычества, его мифологии и божеств и утверждали, что христианство обладает единственно верным учением о Боге и мире. Они не просто опровергали аргументы философов, но показывали, что сама их философия, имея единственным обоснованием человеческий разум, не может достичь истины. Отмечая параллели между языческой философией и христианской мыслью, мн. раннехристианские апологеты в то же время представляли философию как предшественницу христианства, а христианство – как откровение того, что философия лишь предчувствовала. Кроме того, раннехристианские апологеты опровергали обвинения в чудовищных преступлениях (атеизм, каннибализм, эдиповы кровосмешения и пр.), возводимые на христиан, доказывая их невозможность и абсурдность. Наконец, раннехристианские апологеты раскрывали перед языческим миром христ. понимание Священного Писания, при этом отмежевываясь от «ветхого Израиля» – иудейства.
Наиболее древними из греч. раннехристианских апологетов считаются Кодрат и Аристид, которые обратились с апологиями в защиту христ. веры к имп. Адриану (117–138) (Евсевий. Церк. Ист. IV 3). Ок. 140 г. был записан «Диспут Иасона с Паписком о Христе», автором которого считают Аристона из Пеллы. Это произведение, фрагменты которого сохранились в апологии Оригена «Против Цельса», является наиболее ранним из дошедших до наст. времени сочинений, целиком посвященных антииудейской полемике.
Самый известный из греч. раннехристианских апологетов II в.— мч. Иустин Философ († 165–166). Родившись в Палестине в языческой семье, он обратился в христианство после долгих поисков истины. Мч. Иустин, после обращения продолжавший «носить плащ философа», открыл в Риме одну из первых частных христианско-философских школ. Евсевий Кесарийский приписывает ему 8 сочинений (Церк. Ист. IV 18), из которых сохранились и достоверно принадлежат ему только 3: 1‑я и 2‑я «Апологии» (ок. 150 и 161) и «Диалог с Трифоном Иудеем» (ок. 135). 1‑ю «Апологию» св. Иустин адресовал императорам Антонину Пию (138–161) и Марку Аврелию (161–180, соправитель с 147), 2‑ю – рим. сенату. Основной целью обоих произведений является защита христиан от преследования «за одно лишь имя» (nomen ipsum), а также попытка представить христианство достойным более внимательного и объективного взгляда со стороны просвещенных рим. самодержцев. 1‑я «Апология», кроме того, содержит изложение христ. вероучения и первое описание таинств Крещения и Евхаристии в древней Церкви. «Диалог с Трифоном Иудеем» представляет собой запись диспута мч. Иустина с ученым раввином Трифоном. В этой первой обширной апологии против иудаизма выражены 3 основные идеи: временное значение Ветхого Завета в отличие от вечного и непреходящего смысла заповедей Нового Завета; оправдание поклонения Христу как Богу; богоизбранность христ. народов, составивших Новый Израиль. Апологетический характер носит также речь мч. Иустина, сохранившаяся в составе его Мученичества.
У Евсевия (Церк. Ист. IV 26. 1; 27. 1) имеется свидетельство об Аполлинарии Иерапольском, обратившемся с речью к имп. Марку Аврелию. Ему же принадлежали и др. апологетические сочинения: «К эллинам» в 5 кн., «Об истине» в 2 кн. и 2 кн. «К иудеям». Ритор Мильтиад также в царствование Марка Аврелия написал 2 кн. против эллинов, 2 кн. против иудеев и апологию христианской философии (Там же. V 28. 4; 17. 5). Ученик мч. Иустина Татиан (ок. 120–185) до своего уклонения в ересь написал «Речь против эллинов» (после 165), в которой подверг уничижительной критике всю языческую культуру. Несмотря на резкость суждений, Татиан стремился к тому, чтобы добиться терпимости и уважения к новой вере. Проблема взаимоотношений Церкви и государства на примере связи судеб Римской империи с христианством была развита св. Мелитоном Сардийским в «Апологии» (др. название – «Книжка к Антонину», ок. 170, сохранилась только в отрывках), адресованной Марку Аврелию. Современником Татиана и Мелитона был Афинагор, христ. философ из Афин. Ему принадлежит «Прошение о христианах» (ок. 177), направленное императорам Коммоду и Марку Аврелию, в котором он стремился доказать, что преследование христиан неразумно. В правление имп. Коммода (180–192) св. Аполлоний произнес апологетическую речь, сохранившуюся в мученических актах.
Среди раннехристианских апологетов были и такие, которые адресовали свои произведения частным лицам. Из них прежде всего следует упомянуть последнего из греч. апологетов II в. св. Феофила Антиохийского, автора 3 кн. «К Автолику» (ок. 182), написанных для образованного и влиятельного язычника, имеющего предубеждения против христианства. Анонимное «Послание к Диогнету» (ок. 200) представляет собой апологию, составленную в форме письма для знатного язычника, желающего познакомиться с христ. религией.
В III в. апологии пишут Климент Александрийский и Ориген. В отличие от предыдущих апологий, «Протрептик» («Увещание к эллинам», нач. III в.) Климента Александрийского создан уже не столько для защиты христианства от нападок и преследований, сколько ради привлечения язычников к истинной вере. К жанру «Протрептика» близко и сохранившееся на сир. яз. «Слово к Антонину» Псевдо-Мелитона (нач. III в.). Самым значительным произведением раннехрист. греч. апологетики является соч. Оригена «Против Цельса» (сер. III в.). Цельс был одним из наиболее серьезных критиков христианства из среды язычников. Долгое время его сочинение против христиан не имело достойного опровержения и только в лице Оригена, спустя ок. 75 лет, получило надлежащую отповедь.
Стимулом для дальнейшего написания апологий было появление в 260 г. 15 кн. «Против христиан» неоплатоника Порфирия. Ныне утерянное, сочинение содержало критику Ветхого Завета и Нового Завета, жизни и учения Церкви. Первым ответом на него стал труд Евсевия Кесарийского «Евангельское приуготовление» в 15 кн. (312–322). Ему же принадлежит трактат «Против Иерокла» (311–313), неоплатоника, написавшего антихрист. соч. «Правдолюбец» об Аполлонии Тианском, в котором он доказывал преимущества этого мага и философа перед Христом.
Лат. раннехристианские апологеты появляются гораздо позднее греч.— в кон. II в. Их список открывают рим. адвокат Минуций Феликс диалогом «Октавий» (Octavius) и Тертуллиан (160–220) соч. «К язычникам» в 2 кн. (Ad nationes, 197). Минуций Феликс многое заимствует из трактата Цицерона «О природе богов», а Тертуллиан, взяв за основу книгу Варрона «Antiquitates rerum divinarum» (Божественные древности), в которой содержится критика рим. религии, показывает суетность и ложность политеизма, призывая уверовать в единого Бога. Самым значительным апологетическим произведением Тертуллиана является его «Апологетик» (Apologeticum, ок. 197), адресованный рим. наместникам в Африке. В этой апологии Тертуллиан помимо критики языческой религии утверждает, что вера в единого Бога естественна для человека, поскольку человеческая душа «по природе христианка» (17. 6). В заключении Тертуллиан свидетельствует, что никакие гонения не могут уничтожить настоящую веру: «Кровь мучеников есть семя христианства» (50. 13). Тему, затронутую в «Апологии» о душе как «христианке по природе», продолжает трактат Тертуллиана «О свидетельстве души» (De testimonio animae; 197). В отличие от греч. раннехристианских апологетов II в. Тертуллиан считает ненужным апеллировать к философии для доказательства истинности христ. веры, поскольку сама душа является лучшим свидетелем Истины. Из др. апологетических сочинений Тертуллиана выделяются послание «К Скапуле», проконсулу Африки (Ad Scapulam; 212), а также трактат «Против иудеев» (Adversus Iudaeos; между 198 и 206), написанный под влиянием «Разговора с Трифоном Иудеем» св. Иустина Философа. В сер. III в. св. Киприан Карфагенский написал «Книгу о суетности идолов» (De idolorum vanitate), в которой он доказывает, что языческие божества – не что иное, как цари, которым после смерти начали воздавать поклонение. В «Книге к Деметриану» (Ad Dimetrianum, ок. 252), направленной против некоего Деметриана, обвинявшего христиан в том, что они являются причиной войн и стихийных бедствий, св. Киприан утверждает, что идолослужение и в особенности гонения против христиан вызывают гнев Божий. Антииудейской полемике св. Киприан посвятил «Три книги свидетельств» (Testimoniorum Libri III, ок. 249).
Среди поздних лат. А. р. следует упомянуть Арнобия (ум. ок. 330), автора 7 кн. «Против язычников» (Adversus gentes; кон. III – нач. IV в.), из которых первые две апологетические, остальные – полемические, и Лактанция (ок. 250–330), ученика Арнобия, создателя апологии «Божественные установления» в 7 кн. (Divinae institutiones; 304–313). Последняя, помимо собственно апологетического материала, содержит древнейшую на Западе систему христ. вероучения. К ней примыкает соч. «О гневе Божием» (De ira Dei; ок. 303), написанное против язычников (особенно стоиков и эпикурейцев). В ней Лактанций защищает возможность применения к Богу слова «гнев». Апологетические темы развиваются и в др. сочинении Лактанция – «О смертях преследователей» (De mortibus persecutorum; ок. 314).
Несмотря на то что деятельность раннехристианских апологетов видимым образом мало способствовала ослаблению гонений на христиан, она, без сомнения, подготовила постепенную эволюцию сознания греко-рим. языческого общества в сторону принятия христ. религии. Раннехристианские апологеты выступили во всеоружии совр. религ. и философских систем, используя их понятийный аппарат и некоторые идеи (напр., учение стоиков о Логосе) для обоснования христ. веры перед лицом своих языческих современников. Одновременно они сделали первые шаги в формировании христ. богословской терминологии.
Отношение к языческой культуре среди раннехристианских апологетов было различным: от полного неприятия: «Что общего между Афинами и Иерусалимом?» (Тертуллиан. Опроверж. ерет. 7) – до осознания себя наследниками того лучшего, что было когда-либо посеяно Божественным Логосом в мире: «Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам» (Иустин. Апол. II 13). На фоне критики языческой религии и философии складывались собственно христ. представления о Боге, мире и человеке. Политеизму противопоставлялось учение о едином, вечном Боге, обладающем по преимуществу такими апофатическими свойствами, как нерожденность, беспредельность, бесстрастность, непознаваемость (ср. Иустин. Апол. II 6; Татиан. Речь. 4; Афинагор. Прошение. 10). Против философского учения о совечности Бога и материи некоторые раннехристианские апологеты (Афинагор, Феофил Антиохийский) утверждали идею творения мира «ex nihilo» (из ничего). Вместо представления о роке и предопределении раскрывалось учение о Промысле Божием (Афинагор. Прошение. 24; Минуций Феликс. Октавий. 18). А. р. впервые начали развивать христ. учение о Пресв. Троице, используя филоновское и стоическое учение о Логосе.
Христологическим вопросам уделялось меньше внимания по причине внешней ориентации богословия раннехристианских апологетов (исключение составляет лишь мч. Иустин). Из остальных тем, затрагиваемых раннехристианских апологетов, можно выделить проблему образа и подобия Божия в человеке (Татиан. Речь 7–11), вопросы о первородном грехе (Феофил Антиохийский. К Авт. II, 17), о воскресении, опровержение античного представления о судьбе и др.
В целом сочинения раннехристианских апологетов имели исключительно важное значение для самосознания христ. Церкви. Будучи во мн. вопросах первопроходцами, раннехристианские апологеты проложили путь для дальнейшей христианизации эллинизма и формирования целостной системы христ. богословия (см. также Богословие доникейское).