Апологетика что это такое простыми словами

Апологетика

Апологе́тика (от греч. ἀπολογία – защита, заступ­ни­че­ство, оправ­да­ние) или Основ­ное бого­сло­вие – направ­ле­ние бого­сло­вия, ори­ен­ти­ро­ван­ное на: 1) отста­и­ва­ние досто­ин­ства хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, как един­ственно истин­ного, перед отри­ца­ю­щими это досто­ин­ство; 2) рас­кры­тие и защиту хри­сти­ан­ского веро­уче­ния при помощи средств, при­ни­ма­е­мых ино­вер­цами и неве­ру­ю­щими.

В общей апо­ло­ге­тике можно выде­лить три само­сто­я­тель­ных направ­ле­ния, условно обо­зна­ча­е­мых, как бого­слов­ская, исто­рико-фило­соф­ская и есте­ственно-науч­ная апо­ло­ге­тика.

Пер­во­на­чально гре­че­ским словом апо­ло­гия назы­вали речь защит­ника на суде в ответ на речь обви­ни­теля. С рас­про­стра­не­нием хри­сти­ан­ства стала акту­аль­ной задача глу­бо­кого обос­но­ва­ния хри­сти­ан­ской веры перед лицом язы­че­ского мира, а также ее защита от напа­док и извра­ще­ний.

Эту задачу взяли на себя те хри­сти­ане, кото­рые были пре­красно зна­комы с фило­со­фией и рито­ри­че­ским искус­ством язы­че­ского мира. Во 2–4 вв. н. э. ими была осу­ществ­лена гран­ди­оз­ная работа по рас­кры­тию основ хри­сти­ан­ской веры перед обра­зо­ван­ными и вли­я­тель­ными слоями греко-рим­ского обще­ства. К ним отно­сят имена Ари­стона, Кодрата, Мели­тона, Ари­стида, Иустина Фило­софа, Тати­ана, Афи­на­гора, Мину­ция Феликса, Мель­ти­ада, Кли­мента Алек­сан­дрий­ского, Лак­тан­ция, Орозия, Авгу­стина и Тер­тул­ли­ана.

Одна из важ­ней­ших целей ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов была достиг­нута, когда Рим­ское госу­дар­ство, при Кон­стан­тине Вели­ком, при­знало закон­ность хри­сти­ан­ства (см.: Милан­ский эдикт 313 г.) Оно прочно вошло в хри­сти­ан­ское бого­сло­вие и стало опорой в борьбе с иска­же­ни­ями хри­сти­ан­ства (ере­сями) и анти­хри­сти­ан­скими лже­уче­ни­ями.

Источник

Значение слова «апологетика»

Апологетика что это такое простыми словами. android bar znachenije. Апологетика что это такое простыми словами фото. Апологетика что это такое простыми словами-android bar znachenije. картинка Апологетика что это такое простыми словами. картинка android bar znachenije

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

АПОЛОГЕ’ТИКА, и, мн. нет, ж. [от греч. apologeomai — говорю в защиту] (церк.). Отрасль богословия, посвященная защите христианского учения.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

апологе́тика

1. раздел богословия, связанный с рациональным доказательством истинности основных положений религиозного вероучения, религиозных догматов ◆ Когда христианство стало государственной религией, в христианской апологетике не было особой нужды.

2. перен. неумеренное восхваление чего-либо или кого-либо, необъективная попытка доказать истинность, справедливость чего-либо ◆ Тетчеризм — апологетика свободного предпринимательства, личной инициативы.

Делаем Карту слов лучше вместе

Апологетика что это такое простыми словами. USSR bot. Апологетика что это такое простыми словами фото. Апологетика что это такое простыми словами-USSR bot. картинка Апологетика что это такое простыми словами. картинка USSR botПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: набойка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

АПОЛОГЕТИКА

Полезное

Смотреть что такое «АПОЛОГЕТИКА» в других словарях:

апологетика — апология, защита, превозношение, заступничество, захваливание, аллилуйщина, восхваление, расхваливание Словарь русских синонимов. апологетика см. восхваление Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов

Апологетика — (гр. аpologetikos қорғаушы, қорғаймын) 1) Христиандық дүниетанымның (философияның) негіздерін пұтқа табынушы зайырлы билеушілер мен ғалымдардың сындарлы орынсыз шабуылдарынан қорғаған II ғ. ертехристиандық авторлардың еңбектерінің жинақталған аты … Философиялық терминдердің сөздігі

АПОЛОГЕТИКА — (от греческого apologetikos защитительный), раздел богословия, в котором сущность данной религии излагается с целью обращения в нее тех, кто не является ее приверженцем … Современная энциклопедия

АПОЛОГЕТИКА — (греч. apologeomai защищаю) (1) в традиционно историческом значении собирательное название трудов раннехристианских писателей философов 2 в., защищавших в своих трудах основы христианского мировоззрения от критических нападок языческих светских… … Новейший философский словарь

АПОЛОГЕТИКА — АПОЛОГЕТИКА, апологетики, мн. нет, жен. (от греч. apologeomai говорю в защиту) (церк.). Отрасль богословия, посвященная защите христианского учения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Апологетика — (греч. apologetikos – защищающий) – отрасль теологии. Цель апологетики – защита и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму. Включается в систему католического и православного богословия; протестантизм отвергает апологетику,… … Энциклопедия культурологии

Апологетика — (от греческого apologetikos защитительный), раздел богословия, в котором сущность данной религии излагается с целью обращения в нее тех, кто не является ее приверженцем. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

АПОЛОГЕТИКА — [греч. ἀπολογία защита, оправдание, заступничество; речь, сказанная или написанная в защиту кого либо; ἀπολογέομαι защищаться, оправдываться, приводить, говорить что либо в свою защиту], в общем смысле это любая защита христианства от обвинений и … Православная энциклопедия

Апологетика — (от греч. «апология» – «защита», «оправдание», «заступничество» – речь, сказанная или написанная в защиту кого либо) в общем смысле это любая защита христианства от обвинений и критики со стороны его противников; в специальном – раздел… … Православие. Словарь-справочник

Источник

Введение в православную апологетику

Апологетика что это такое простыми словами. 1130. Апологетика что это такое простыми словами фото. Апологетика что это такое простыми словами-1130. картинка Апологетика что это такое простыми словами. картинка 1130

Христианская Церковь пережила множество гонений, множество эпох, когда зримо проявлялись силы (а они были всегда, почти на протяжении всей ее истории), которые поднимались, восставали и не принимали христианства, старались его погубить, уничтожить, и не принимали Самого Иисуса Христа. Держа на своих руках младенца Христа, Симеон Богоприимец произнес: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (Лк 2:34). Это пророчество постоянно исполняется на протяжении уже двух тысячелетий.

В первые века христиан обвиняли во всех возможных и невозможных преступлениях, которые можно было только придумать: они и “нарушают” государственные законы, и разрушают само государство, семью, вводят разврат, детоубийство, богохульство и т. д. Христиан предавали смерти, отдавали их в цирках на съедение диким зверям, превращали в живые факелы, чтобы осветить ночные гуляния языческого плебса, а позже расстреливали, пытали, живыми закапывали в землю, и земля трое суток дышала человеческими легкими. На протяжении всей истории Церкви появилось множество работ антихристианского, антицерковного содержания, языческого или откровенно атеистического. Уже в первые века христианство изображалось как суеверие, возникшее на Востоке, или в лучшем случае как одна из презренных сект непонятного иудейства.

В конце средних веков Христа объявили одним из “трех великих обманщиков” (два других — Будда и Магомет). Двести с лишним лет назад Вольтер пророчествовал, что через сто лет никто не будет помнить о книге с названием “Евангелие”. В конце тридцатых годов ХХ века обещали, что в течение ближайших пяти лет с религией будет покончено, — третья сталинская пятилетка была объявлена пятилеткой полной идеологической победы коммунизма. В начале шестидесятых утверждали, что в нашей стране к 1980 году будет построено коммунистическое общество с абсолютным и нераздельным господством в сознании всех атеистического мировоззрения, — шло хрущевское гонение на Церковь. Несмотря на все эти гонения, на изощрения хлестких, но неглубоких безбожных умов, христианство устояло и дало миру высочайшую культуру. Оно возвысило, обоготворило человеческую личность, открыло миру высшую, абсолютную нравственность, которая, чтобы не признавать Христа Спасителя, была объявлена общечеловеческой. А в ходе борьбы с религией нам твердили, что мораль, семья и т. д. — лишь надстройка над экономическим базисом, — в результате создали безнравственное общество и развалили экономику.

Для многих Христос и христианство являются камнем преткновения, камнем соблазна (Ис 8:14; 28:16; Пс 117:22–23; Мф 21:44; Мк 12:10; Лк 2:34; 20:17; 1 Пет 2:6–7). Есть сознательно отвергающие Христа, но есть ищущие истину и добросовестно заблуждающиеся. А поэтому необходимы разъяснения христианского вероучения для сомневающихся, ищущих неведомую им Истину и Правду, требуются опровержения языческих и атеистических нападок, их неправды и клеветы. К такой деятельности должны быть готовы не только священники и готовящиеся к катехизаторскому и миссионерскому служению, но и многие рядовые члены Церкви, отцы и матери, воспитывающие своих детей.

Во II веке широкое распространение получили апологии, написанные в защиту христиан. Таковыми были “Апология” Марциана, “Апология” Аристида-философа, поданная императору Адриану 2 (ок. 124 г.), “Апология, представленная в защиту христиан Антонину Благочестивому”, “Апология, представленная в пользу христиан римскому сенату”, написанная Иустином Философом и Мучеником (150–165 гг.), апологии Татиана (ок. 170 г.), Тертуллиана и других древнехристианских авторов. Эти писатели известны в истории Церкви под именем апологетов. По времени они следуют за мужами апостольскими, и некоторые из них были непосредственными учениками самих святых Апостолов.

В последующие века апологетическими стали называть любые защищающие произведения, опровергающие клевету на хри­с­тианство и Церковь со стороны иудейства, ислама, буддизма, атеизма, оккультизма, теософии и антропософии, раскрывающие правду христианского вероучения, богослужения и жиз­ни перед неверующими и сомневающимися во Христе — вот в чем пафос апологетики во все времена.

Апологетика всегда находится в кругу идей и представлений своего века. Она призвана разоблачать псевдонаучные и философские нападки на христианство, искать способы защиты христианского общества и отдельных его членов от административного произвола, а также способствовать освоению религиозной мыслью новейших научных открытий, что помогает более глубокому пониманию и раскрытию содержания Священного Писания и догматов Церкви.

Среди всех богословских дисциплин апологетика занимает особое положение. Богословие раскрывает вечные истины Божиего домостроительства, раскрывает понятие о Боге и Церкви, обобщает опыт духовной жизни. Апологетика же, являясь частью богословия, занимается современными научными открытиями, подтверждающими христианские откровения, историческую правду христианства, и отражает нападки на христианство атеизма и нехристианских религий. Она ищет возможности использовать в интересах Церкви и ее членов существующие в настоящее время государственные законы, гражданский и уголовный кодексы и подзаконные акты.

Апологетика не дает веры, вера — это дело любви и воли человека и дар Божий желающим его получить, но апологетика расчищает камни и завалы ложных мнений на пути от добросовестного неверия к вере во Христа Спасителя и в Бога — Творца видимым же всем и невидимым. Она укрепляет веру, ликвидирует трещины сознания, вызванные мнимыми противоречиями между наукой и религией. Они, эти трещины и сомнения, существуют сознательно или подсознательно у некоторых православных и представителей других конфессий и, конечно, у непринявших веру в Бога.

Апологетика подразделяется на: 1) общую; 2) естественно-научную; 3) научно-историческую; 4) философскую; 5) юридическую; 6) практическо-нравственную.

Апологетика общая занимается основными принципами и задачами апологетики, соотношениями веры и знания в свете Божественного откровения, раскрытого в Священном Писании и толковании святых Отцов Церкви. Апологетика естественно-научная, научно-историческая и философская для защиты христианского вероучения опираются на соответствующие светские науки и, используя их результаты и методологию, углубляют и расширяют понимание священных книг.

Если эти разделы апологетики требуют специальных знаний и соответствующей научной подготовки, то апологетика нравственно-практическая является обязанностью каждого христианина. Она самая действенная. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф 5:16).

Христианин призван светить людям своею жизнью, своим обликом, нравом, своею чистотою, своею любовью. Своею жизнью он должен привлекать людей ко Христу. Нельзя проповедовать слово Божие и лгать в быту и на работе; нельзя проповедовать чистоту нравов и менять жен или мужей; нельзя говорить о любви и милосердии и отвращаться от больных и страждущих; нельзя осуждать сребролюбие и алчно запускать руку в церковную кружку. Впадая в смертные грехи, мы, христиане, даем повод хулить имя Божие, увеличивая тем самым тяжесть собственного греха.

Самая страшная и действенная антирелигиозная пропаганда — та, которую иногда позволяют себе некоторые верующие, члены клира и даже священнослужители своим поведением, действием, словами, отношением к святыне, к молитве, к церковной кружке, к людям. Вот здесь уместно вспомнить слова: кто соблазнит одного из малых сих тому лучше было бы, если потопили его в глубине морской (Мф 18:6).

Все мы призваны к апологетике и апостолату образом своей жизни. Вопросы нравственной апологетики рассматриваются по существу в курсах нравственного богословия. Поэтому мы коснемся в основном вопросов специальных, “рациональных” разделов апологетики.

Наступление атеизма, распространение теософии и сектантства требуют активизации апологетической работы богословской и научной мысли Православия. Иногда говорят, что апологетика не нужна, ибо вера есть акт любви, воли и на определенных этапах и собственного религиозного опыта. Да, апологетика не дает веры, но она способна показать, что истины Священного Писания не противоречат данным современной науки, данные раскрывают и подтверждают содержание Библии и Евангелия. Тем самым она облегчает путь от неверия к вере и укрепляет веру колеблющуюся.

Современная геология и лингвистический анализ Библии подтверждают библейскую последовательность творения. Потоп признан реальным историческим событием — споры идут лишь о его масштабах и естественных причинах. Современная физика и астрономия не могут объяснить устанавливаемые ими факты, не допуская начала нашей вселенной, что означает скрытое признание акта творения.

Через новейшие научные открытия Бог зовет к Себе ученых, а вслед за ними и все человечество, уповающее на науку, так же как мудрых звездоблюстителей-волхвов Христос привлек к Себе появлением необычной звезды, а Петра-рыбаря поразил множеством пойманных рыб.

Он зовет нас к Себе через то, что нам близко и понятно. Надо правильно воспринимать в сердце своем открытия науки, понимая и противоречивые законы ее развития, и правду Божественных откровений. Раскрытие соотношений между ними — задачи естественно-научной апологетики!

Христианский апологет должен научить людей слышать призыв Божий, идущий к нам через научные открытия и достижения. Он должен рассматривать добро и зло в учениях мира сего, в научных, философских, политических течениях, в искусстве и в повседневном быту в свете вечной истины Христовой.

Это умели делать великие учителя Церкви Василий Великий, Иоанн Дамаскин и другие. К их произведениям как образцам мы обращаемся снова и снова несмотря на существенно иной уровень знания и философской методологии прошедших веков. Особенно важно для нас отношение Отцов Церкви к учениям языческих и античных философов. Они не гнушались учениями языческих мудрецов, а черпали в них все, что было научно положительного (по тому времени) и нравственно прекрасного.

Позже, в XIV веке глубочайший молитвенник и христианский аскет Григорий Палама говорил: “хорошо приобщаться в молодости к светской науке и словесности”.

Выдающимся богословом, математиком, физиком, инженером и искусствоведом был священник Павел Флоренский, энциклопедичность, глубина и оригинальность мысли которого поражают при знакомстве с его работами.

Разными способами зовет Бог к Себе человека. Кого через радость, кого через горе, кого встречая совершенно неожиданно в мерном течении его жизненного пути, а кого призывает к Себе через знакомство с природой и историей человечества, то есть науку. Кто приходит к Нему в юности, а кто на смертном одре. Он и целует желание идти к Нему, и прощает добросовестное неверие, как апостолу Фоме. Но, как и во времена Христа, не все хотят видеть и слышать. Однозначные доказательства бытия Бога на пути “чистого разума” принципиально невозмож­ны. Вера прежде всего есть дело любви и свободы воли, все остальное — средства, облегчающие принятие и укрепление веры.

Таким образом, сознание человека определяется триадой: мировоззрение, миропонимание и идеология. Христианство как мировоззрение было свидетелем нескольких научно-технических революций и нескольких общественно-экономико-политичес­ких формаций с их сменой миропредставлений и идеологий. Через эти же рубежи прошел и атеизм. Необходим серьезный философский, богословский и психологический анализ триады человеческого сознания.

Слова “если правильно будем вникать” ставят вопрос о методологии, о методике апологетических исследований и работ. Это очень важный вопрос, который не может быть подробно рассмотрен в кратком введении.

Основу методологии составляют:

1. Сравнительный анализ библейских текстов и научных представлений, анализ изменений научных представлений относительно Священного Писания.

Вместе с тем мы не должны смущаться, если видим несогласованность научных данных и представлений с библейским повествованием. Это может происходить от разного стиля и языка изложения и нашего непонимания их соответствия, и от неоднозначности, промежуточности многих научных выводов и гипотез. Апологет должен понимать природу науки и соотношение между наукой и религией. Может быть взят девиз: “То, что я понял, прекрасно, потому заключаю, что и то, чего я не понял, тоже прекрасно”.

В апологетическом исследовании возможно два пути: от Библии к науке и от науки к Библии. Для православного богослова более естественен первый путь, для ученого атеиста — второй. Нельзя воспринимать его как враждебный христианству, ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим 1:20). Православное апологетическое творчество в церковной среде должно идти первым путем, более коротким, более надежным в теоретическом плане и согревающим душу Божественной благодатью. Публичная апологетика в зависимости от конкретной обстановки возможна на обоих путях.

Одни ученые приходят к религии, к христианству через свою науку, другим углубленное занятие научными проблемами помогло сохранить веру, третьи в одновременном изучении Библии и природы, двух великих книг, созданных Божеством, углубили свое христианское миропонимание и мироощущение, свой духовный опыт. Изучение природы может быть подобно молитве: “Не токмо небеса, — писал Ломоносов, — но и недра земли проповедуют славу Божию”.

Атеизм набрасывается не только на религию как таковую, но и на науку, когда та стала приходить к выводу о разлетании Галактик, о начале нашей Вселенной, о действительной историчности Христа и во многих других случаях. Необходимо христианско-апологетическое прочтение истории атеизма и антихристианства, которое должно проходить под девизом: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (Лк 2:34). Этой теме может быть посвящено самостоятельное апологетическое исследование.

Христианский апологет не может обойти молчанием и столкновения между католической церковью и наукой, трагическую историю Галилея, Джордано Бруно и других. Принципиальная ошибка инквизиции и папской курии в деле с Галилеем и ему подобными заключалась в том, что исторически ограниченным человеческим знанием и человеческим разумением определяли границы силы и могущества Божества и формы их проявления в творениях; когда же наука в ходе познания мира стала расширять эти воображаемые границы, ограниченный самоуспокоенный разум заволновался, — изменение миропредставлений он воспринял как крушение мировоззрения. К этому примешивались и личные амбиции — инквизиция греховно, подобно ничего не понимающему Петру (Ин 18:10; Мф 26:51), схватилась за меч. Однако, как заметил современник Галилея Декарт, “суд инквизиции — не суд Церкви, для этого должен собраться собор”.

Нечто подобное происходило и в ХХ веке, когда генетику, кибернетику, синергетику громили как антимарксистские идеалистические лженауки. Они в конце концов восстановили свои права, и материализм как мировоззрение остался.

В истории христианской Церкви постоянно встречаются группы и группировки верующих, которые стараются уйти от науки, спрятаться от идей и мыслей, распространенных в светском обществе.

Автору когда-то был задан вопрос: “Как может верующий заниматься естествознанием, — оно же безбожно?”. Спрашивающий был старообрядцем, имеющем университетское гуманитарное образование.

Мы, христиане, обладающие Божественным откровением, углубляясь в изучение истории и природы, можем и должны иметь более глубокое понимание мира, чем философствующие вне христианства. Их достижения и ошибки должны объясняться в более глубоком и всеобъемлющем христианском учении. Но тогда откуда у некоторых этот страх перед учениями человеческими: марксизмом, эволюционным учением в биологии и многим другим, который иногда охватывал отдельных, иногда — довольно многочисленных членов церковного общества? Ответ на этот вопрос дал Климент Александрийский, который писал: «Есть между нами немало людей, боящихся эллинской философии, как дети боятся привидения. “Мы боимся, — кричат они, — чтобы они не ввели нас в заблуждение”. Если вера их в такой степени слаба, что может колебаться от человеческих заблуждений, то пусть эти слабосильные христиане лучше признаются, что они никогда не верили в истину».

Если рядовой член Церкви может уйти от науки, спрятаться от мыслей и идей светского мира, заниматься физическим трудом и молитвой, то пастырю Церкви, священнику, живущему на приходе, такая возможность не предоставляется. Такая позиция просто недопустима для лиц, имеющих академическое духовное образование.

У старца Арсения с владыкой Н., серьезным богословом и философом, был в 1962 г. такой разговор:

В настоящее время происходит то, что предсказывал еще в своих “Трех разговорах” В. С. Соловьев: “Если огромное большинство мыслящих людей остаются вовсе не верующими, то немногие верующие становятся и мыслящими, исполняя предписание Апостола: будьте младенцами по сердцу, но не по уму”. Относительный процент образованных и лиц, имеющих ученые степени и звания среди верующих возрастает. Это следует учитывать в пастырской практике.

Христианской апологетике это необходимо преодолеть коллективной работой богословов, ученых-естествоиспы­тателей, историков, лингвистов и юристов. Давно замечено, что узкие специальные занятия не приближают исследователя к Богу, не умножают веры, глубокие же знания, широкие фундаментальные исследования, способность среди множества частных факторов видеть целое дают духовную радость, открывают Творца для того, кто стремится к высшему.

Конечно, один человек не может разобраться во всем комплексе современных разнородных знаний и владеть ими, но иерей должен знать принципиальные их положения, методологию научного мышления, знать, что можно рекомендовать прочитать, с кем побеседовать. Он обязан знать законы государства, в котором живет, и уметь использовать их во благо Церкви, своего прихода, его членов и собственной семьи, то есть быть достаточно сведущим в вопросах юридической апологетики. Помощниками в своей апологетической работе священники должны делать своих духовных детей, имеющих специальное образование.

В антирелигиозной пропаганде выработалась определенная система, круг вопросов, специализация работников по определенным темам и аудиториям. Работают целые институты “атеиз­ма”, читаются продуманные курсы “научного атеизма”, созданы школы и кружки атеизма. В православной же среде не выработаны тематика и методика, учитывающие конкретную обстановку современной жизни с ее секуляризацией мысли и быта и развитием волевого и рационалистического атеизма.

К сожалению, приходится отмечать, что богословское преподавание в наших духовных учебных заведениях, если исключить исторические аспекты, не соответствует методологическому и фактографическому уровню современной науки.

Происходит внутреннее развитие богословских знаний через углубление в Священное Писание, в творения Отцов Церкви. В области патристики, истории Церкви и литургики в ХХ веке вышло много выдающихся трудов, которые по своей глубине восходят к творениям святых Отцов, перебрасывая мостик от нас к ним над русифицированным протестантским богословием послепетровской эпохи, а современные естественные науки и современная философия находятся практически вне поля зрения русского православного богословия. Между тем их открытия существенно меняют ранее сложившееся миропредставление; соответственно изменилась методология научного и философского мышления, возникли новые понятийные категории. Все это требует нового осмысления взаимоотношений науки, философии и богословия. Вечные истины христианства приходится излагать языком, понятным человеку конца ХХ века. Меняется стилистика национальных языков.

Для нас это осмысление должно идти с православных позиций, опираясь на Священное Писание, то есть на Божественное откровение, используя опыт святых Отцов в условиях умственной жизни современного общества.

Характерной особенностью западной апологетики является отсутствие ссылок на святоотеческую литературу, между тем как взгляды святых Отцов Церкви на взаимоотношения Священного Писания и природы, Священного Писания и работ нехристианских авторов приобретают в наше время самостоятельное богословско-апологетическое значение. История апологетики и обзор современной зарубежной апологетики могут стать предметом особого сообщения.

Находясь на этой площади с ее страстями, гневом, обманом, апологетика должна быть по своей тональности спокойной, корректной, доброжелательной к добросовестному неверию и щепетильной к фактическому материалу. Фактография, обоснованность выводов фактами — это особая научная проблема, в том числе и апологетическая. Апологетика должна быть пронизана светом христианской любви и нравственности.

Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет 3:15).

1Эта работа написана отцом Глебом более чем за 10 лет до Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. — Ред.

2По другим сведениям — императору Антонину Пию. — Ред.

3См. в нашем журнале: А. Дворкин. Ветхий Завет как христианская книга в писаниях св. Иустина, Философа и Мученика // Альфа и Омега. 1994. № 3; Т. Миллер. “Диалог” Иустина и “Диалоги” Платона // Альфа и Омега. 1997. № 3(14). — Ред.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *