Апологеты что это такое кратко простыми словами

Значение слова «апологет»

Апологеты что это такое кратко простыми словами. android bar znachenije. Апологеты что это такое кратко простыми словами фото. Апологеты что это такое кратко простыми словами-android bar znachenije. картинка Апологеты что это такое кратко простыми словами. картинка android bar znachenije

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

АПОЛОГЕ’Т, а, м. (книжн.). Выступающий с апологией кого-чего-н. А. толстовства. [Первонач. название ранних писателей, защищавших христианство; ср. апологетика.]

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

апологе́т

1. истор. раннехристианский писатель II–III вв., защищавший принципы христианства от критики нехристианских писателей

2. книжн. тот, кто занимается апологией, апологетикой, восхвалением (обычно неумеренным, тенденциозным) чего-либо или кого-либо

Делаем Карту слов лучше вместе

Апологеты что это такое кратко простыми словами. USSR bot. Апологеты что это такое кратко простыми словами фото. Апологеты что это такое кратко простыми словами-USSR bot. картинка Апологеты что это такое кратко простыми словами. картинка USSR botПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: обезденежеть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «апологет&raquo

Предложения со словом «апологет&raquo

Цитаты из русской классики со словом «апологет»

Сочетаемость слова «апологет&raquo

Каким бывает «апологет»

Понятия со словом «апологет»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «апологет&raquo

Теория восточного происхождения греческой цивилизации была создана александрийскими писателями и впоследствии была подхвачена христианскими апологетами.

Антиеврейские взгляды первоначально содержались только в трудах апологетов христианства.

В связи с этим существует фундаментальное различие между нашим подходом и тем, который демонстрируют как традиционные защитники капитализма, так и его современные апологеты.

Источник

АПОЛОГЕТ

Полезное

Смотреть что такое «АПОЛОГЕТ» в других словарях:

апологет — См … Словарь синонимов

АПОЛОГЕТ — АПОЛОГЕТ, апологета, муж. (книжн.). Выступающий с апологией кого чего нибудь. Апологет толстовства. (первонач. название ранних писателей, защищавших христианство; срн. апологетика.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

АПОЛОГЕТ — АПОЛОГЕТ, а, муж. (книжн.). Тот, кто выступает с апологией кого чего н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

апологет — апология (апологет) защитительное слово, оправдание Апологет защитник. Ср. Я в первый раз слышу такую апологию о действиях этих господ, которых многие обвиняют. *** Ср. В 1856 г. говорит Ю.Ф. Самарин (зап. о крепостном состоянии), в нашей… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Апологет — В Викисловаре есть статья «апологет» Апологет (от греч … Википедия

апологет — а, чаще мн. апологе/ты, м. 1) Название раннехристианских писателей II III вв., защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов (иудеев и язычников). 2) перен., книжн. Ярый приверженец и активный защитник какой л. идеи, мнения … Популярный словарь русского языка

Апологет — I м. Тот, кто отличается апологией [апология II], апологетикой [апологетика II], неумеренным, тенденциозным восхвалением чего либо или кого либо. II м. Раннехристианский писатель II III вв., защищавший принципы христианства от критики… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

апологет — апологет, апологеты, апологета, апологетов, апологету, апологетам, апологета, апологетов, апологетом, апологетами, апологете, апологетах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Апологет — тот, кто выступает с апологией (защитой, обычно предвзятой; неумеренным, чрезмерным восхвалением) чего либо; в переносном смысле ярый приверженец какой либо идеи, направления или кого либо … Начала современного естествознания

Источник

Апологеты

Апологе́ты (др.-греч. ἀπολογία [апо­ло­гия], «защи­ти­тель­ная речь») – назва­ние хри­сти­ан­ских писа­те­лей II–III вв., пре­ем­ни­ков апо­сто­лов и мужей апо­столь­ских, высту­пав­ших с обос­но­ва­нием хри­сти­ан­ского учения и открыто защи­щав­ших его от кри­ти­ков. Таково пер­во­на­чаль­ное зна­че­ние этого слова. Впо­след­ствии так стали назы­вать всех актив­ных защит­ни­ков каких-либо идео­ло­ги­че­ских тече­ний, теорий, систем, учений.

Кого можно упо­мя­нуть в числе ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов?

Как появи­лись апо­ло­геты?

Рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ской веры ко II в. среди всех слоев насе­ле­ния Рим­ской импе­рии вызвало нега­тив­ную реак­цию со сто­роны мно­же­ства пред­ста­ви­те­лей язы­че­ского мира. С юри­ди­че­ской точки зрения хри­сти­ан­ство ока­за­лось в поло­же­нии «недоз­во­лен­ной рели­гии», общины хри­стиан под­па­дали под кате­го­рию «неза­кон­ных собра­ний», а отказ от уча­стия в язы­че­ских куль­тах рас­смат­ри­вался как «свя­то­тат­ство». В этот период появ­ля­ются нападки на хри­стиан со сто­роны обра­зо­ван­ных языч­ни­ков. Кроме того, о хри­сти­а­нах рас­про­стра­ня­лись кле­вета и сплетни, отча­сти вызван­ные закры­то­стью их собра­ний. В то же время стали появ­ляться и защит­ники хри­сти­ан­ской веры, как пра­вило, это были обра­зо­ван­ные люди, задача их состо­яла в том, чтобы пока­зать язы­че­скому миру при­ем­ле­мость и воз­вы­шен­ность хри­сти­ан­ства с самых разных сторон – граж­дан­ской, фило­соф­ско-бого­слов­ской, рели­ги­оз­ной, куль­тур­ной и т. д.

Кому были адре­со­ваны сочи­не­ния апо­ло­ге­тов?

По своей адрес­ной направ­лен­но­сти все ран­не­хри­сти­ан­ские апо­ло­ге­ти­че­ские сочи­не­ния можно раз­де­лить на труды, адре­со­ван­ные кон­крет­ным людям (напри­мер, импе­ра­тору, фило­софу, част­ному лицу), и труды, адре­со­ван­ные группе лиц (напри­мер, «К языч­ни­кам», «К элли­нам», «К иудеям»). Укажем неко­то­рые из них.

Одними из наи­бо­лее извест­ных оппо­нен­тов апо­ло­ге­тов во II в. были Фрон­тон – рим­ский грам­ма­тик, ритор, настав­ник импе­ра­тора Марка Авре­лия, а также Цельс – рим­ский фило­соф-пла­то­ник, автор направ­лен­ного против хри­стиан сочи­не­ния «Истин­ное слово». И Фрон­тон, и Цельс рас­смат­ри­вали хри­сти­ан­ство как учение, полное пред­рас­суд­ков и фана­тизма и угро­жа­ю­щее антич­ному миро­со­зер­ца­нию. Гре­че­ские апо­ло­геты Кодрат и Ари­стид обра­ща­лись с апо­ло­ги­ями к импе­ра­тору Адри­ану. В сере­дине II в. был запи­сан «Диспут Ясона с Папис­ком о Христе», авто­ром кото­рого счи­тают Ари­стона из Пеллы. Это про­из­ве­де­ние посвя­щено анти­иудей­ской поле­мике. Св. Иустин Фило­соф адре­со­вал свою 1‑ю «Апо­ло­гию» импе­ра­то­рам Анто­нину Пию и Марку Авре­лию, а 2‑ю – рим­скому сенату. Основ­ной целью обоих про­из­ве­де­ний явля­ется защита хри­стиан от пре­сле­до­ва­ния «за одно лишь имя», а также попытка пред­ста­вить хри­сти­ан­ство достой­ным более вни­ма­тель­ного и объ­ек­тив­ного взгляда со сто­роны про­све­щен­ных рим­ских само­держ­цев. Его же «Диалог с Три­фо­ном иудеем» пред­став­ляет собой запись дис­пута Иустина с ученым рав­ви­ном Три­фо­ном. Свт. Апол­ли­на­рий Иера­поль­ский обра­щался с речью к импе­ра­тору Марку Авре­лию, ему же при­над­ле­жали и другие апо­ло­ге­ти­че­ские сочи­не­ния, среди кото­рых упо­мя­нем «К элли­нам» и «К иудеям». Ритор Миль­тиад напи­сал сочи­не­ния против элли­нов и против иудеев. Поле­мике с иуде­ями был посвя­щен и трак­тат Тер­тул­ли­ана «Против иудеев». Татиан до своего укло­не­ния в ересь напи­сал «Речь к элли­нам». Совре­мен­ни­ком Тати­ана был Афи­на­гор, хри­сти­ан­ский фило­соф из Афин; ему при­над­ле­жит «Про­ше­ние о хри­сти­а­нах», направ­лен­ное импе­ра­то­рам Ком­моду и Марку Авре­лию. Были среди апо­ло­ге­тов и такие, кто адре­со­вал свои про­из­ве­де­ния част­ным лицам, напри­мер, св. Феофил Антио­хий­ский – «К Авто­лику», Тер­тул­лиан – «Книга к Демет­ри­ану». Самым зна­чи­тель­ным про­из­ве­де­нием ран­не­хри­сти­ан­ской гре­че­ской апо­ло­ге­тики явля­ется сочи­не­ние тео­лога, фило­софа, уче­ного, осно­ва­те­лья биб­лей­ской фило­ло­гии Ори­гена – «Против Цельса». Оппо­нен­тами св. Евсе­вия Кеса­рий­ского были нео­пла­то­ники Пор­фи­рий и Иерокл.

Как именно апо­ло­геты защи­щали хри­сти­ан­скую веру?

Апо­ло­геты ста­ра­лись опро­верг­нуть воз­во­ди­мую на хри­стиан кле­вету и дать ответ тем, кто обви­нял Цер­ковь в том, что она явля­ется угро­зой госу­дар­ству. Под­чер­ки­вая высо­кие нрав­ствен­ные каче­ства хри­стиан, апо­ло­геты дока­зы­вали, что их вера спо­соб­ствует спо­кой­ствию и бла­го­по­лу­чию как импе­ра­тора и госу­дар­ства, так и обще­ства в целом. Апо­ло­геты также опро­вер­гали обви­не­ния в чудо­вищ­ных пре­ступ­ле­ниях (атеизм, кан­ни­ба­лизм, эди­повы кро­во­сме­ше­ния и т. д.), воз­во­ди­мых на хри­стиан, дока­зы­вая их невоз­мож­ность и абсурд­ность. В‑третьих, апо­ло­геты рас­кры­вали абсурд­ность и без­нрав­ствен­ность язы­че­ства, его мифо­ло­гии и божеств и утвер­ждали, что хри­сти­ан­ство обла­дает един­ственно верным уче­нием о Боге и мире. Они не просто опро­вер­гали аргу­менты фило­со­фов, но пока­зы­вали, что сама их фило­со­фия, имея един­ствен­ным обос­но­ва­нием чело­ве­че­ский разум, не может достичь истины в той мере, в кото­рой она дости­жима в хри­сти­ан­стве. В то же время, отме­чая парал­лели между язы­че­ской фило­со­фией и хри­сти­ан­ской мыслью, многие ран­не­хри­сти­ан­ские апо­ло­геты пред­став­ляли фило­со­фию как пред­ше­ствен­ницу хри­сти­ан­ства, а хри­сти­ан­ство – как откро­ве­ние того, что фило­со­фия лишь пред­чув­ство­вала. При этом апо­ло­геты активно исполь­зо­вали поня­тий­ный аппа­рат и неко­то­рые идеи антич­ных рели­гии и фило­со­фии, исполь­зуя их (напри­мер, учение сто­и­ков о Логосе) для обос­но­ва­ния хри­сти­ан­ской веры перед лицом своих язы­че­ских совре­мен­ни­ков. И, нако­нец, апо­ло­геты рас­кры­вали перед язы­че­ским миром хри­сти­ан­ское пони­ма­ние Свя­щен­ного Писа­ния, при этом отме­же­вы­ва­ясь от «вет­хого Изра­иля» – иудей­ства.

Спо­соб­ство­вала ли дея­тель­ность апо­ло­ге­тов ослаб­ле­нию гоне­ний на хри­стиан?

На первый взгляд, дея­тель­ность апо­ло­ге­тов мало спо­соб­ство­вала ослаб­ле­нию гоне­ний на хри­стиан, по край­ней мере, в то время, когда жили сами апо­ло­геты. Но их дея­тель­ность под­го­то­вила посте­пен­ную эво­лю­цию созна­ния греко-рим­ского язы­че­ского обще­ства в сто­рону при­ня­тия хри­сти­ан­ства. При­ня­тие же хри­сти­ан­ского учения, соот­вет­ственно, при­вело и к пре­кра­ще­нию гоне­ний.

Какие выска­зы­ва­ния апо­ло­ге­тов наи­бо­лее известны в насто­я­щее время?

Чаще всего на слуху два выска­зы­ва­ния Тер­тул­ли­ана. В заклю­че­нии своего трак­тата «Апо­ло­ге­тик» он сви­де­тель­ствует, что ника­кие гоне­ния не могут уни­что­жить насто­я­щую веру: «Кровь муче­ни­ков есть семя хри­сти­ан­ства». В том же сочи­не­нии Тер­тул­лиан гово­рит о том, что душа – «хри­сти­анка по при­роде».

Каково глав­ное зна­че­ние дея­тель­но­сти ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов?

Сочи­не­ния апо­ло­ге­тов имели исклю­чи­тель­ное зна­че­ние для само­со­зна­ния хри­сти­ан­ской Церкви в первые века ее суще­ство­ва­ния. Явля­ясь во многих вопро­сах пер­во­про­ход­цами, апо­ло­геты про­ло­жили путь для после­ду­ю­щей хри­сти­а­ни­за­ции язы­че­ского антич­ного мира и фор­ми­ро­ва­ния целост­ной системы хри­сти­ан­ского бого­сло­вия. В том числе, они сде­лали первые шаги и в фор­ми­ро­ва­нии хри­сти­ан­ской бого­слов­ской тер­ми­но­ло­гии.

М.В. Ники­фо­ров, статья из III тома «Пра­во­слав­ной энцик­ло­пе­дии»:

Апо­ло­геты ран­не­хри­сти­ан­ские, хри­сти­ан­ские писа­тели II–III вв., высту­пав­шие с обос­но­ва­нием и защи­той хри­сти­ан­ской веры.

Рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ства ко II в. среди всех слоев насе­ле­ния Рим­ской импе­рии вызвало реак­цию со сто­роны язы­че­ского мира. С юри­ди­че­ской т. зр. хри­сти­ан­ство ока­за­лось в поло­же­нии «недоз­во­лен­ной рели­гии» (лат. religia illicitia), общины хри­стиан под­па­дали под кате­го­рию «неза­кон­ных собра­ний» (collegii illiciti), а отказ от уча­стия в язы­че­ских куль­тах рас­смат­ри­вался как «пре­ступ­ле­ние против рели­гии». В этот период появ­ля­ются первые нападки на хри­стиан со сто­роны обра­зо­ван­ных языч­ни­ков. Глав­ными оппо­нен­тами хри­сти­ан­ства во II в. были Фрон­тон (настав­ник имп. Марка Авре­лия) и Цельс, автор направ­лен­ного против хри­стиан соч. «Истин­ное слово» (ок.178). Эти авторы рас­смат­ри­вали хри­сти­ан­ство исклю­чи­тельно как учение, полное пред­рас­суд­ков и фана­тизма и угро­жа­ю­щее антич­ному миро­со­зер­ца­нию. Кроме того, о хри­сти­а­нах рас­про­стра­ня­лись кле­вета и сплетни, отча­сти вызван­ные закры­то­стью их собра­ний (см. Disciplina arcana). Задача апо­ло­ге­тов состо­яла в том, чтобы про­де­мон­стри­ро­вать язы­че­скому миру при­ем­ле­мость хри­сти­ан­ства с самых разных сторон – граж­дан­ской, фило­соф­ско-бого­слов­ской, рели­ги­оз­ной, куль­тур­ной и т. д. (о раз­ви­тии апо­ло­ге­ти­че­ского жанра см. ст. «Апо­ло­ге­тика»).

Прежде всего, ран­не­хри­сти­ан­ские апо­ло­геты ста­ра­лись опро­верг­нуть воз­во­ди­мую на хри­стиан кле­вету и дать ответ тем, кто обви­нял Цер­ковь в том, что она явля­ется угро­зой госу­дар­ству. Под­чер­ки­вая высо­кие нрав­ствен­ные каче­ства своих еди­но­вер­цев, они заве­ряли, что их вера спо­соб­ствует сохра­не­нию мира и бла­го­со­сто­я­нию как импе­ра­тора и госу­дар­ства, так и обще­ства в целом. Во-вторых, ран­не­хри­сти­ан­ские апо­ло­геты рас­кры­вали абсурд­ность и без­нрав­ствен­ность язы­че­ства, его мифо­ло­гии и божеств и утвер­ждали, что хри­сти­ан­ство обла­дает един­ственно верным уче­нием о Боге и мире. Они не просто опро­вер­гали аргу­менты фило­со­фов, но пока­зы­вали, что сама их фило­со­фия, имея един­ствен­ным обос­но­ва­нием чело­ве­че­ский разум, не может достичь истины. Отме­чая парал­лели между язы­че­ской фило­со­фией и хри­сти­ан­ской мыслью, мн. ран­не­хри­сти­ан­ские апо­ло­геты в то же время пред­став­ляли фило­со­фию как пред­ше­ствен­ницу хри­сти­ан­ства, а хри­сти­ан­ство – как откро­ве­ние того, что фило­со­фия лишь пред­чув­ство­вала. Кроме того, ран­не­хри­сти­ан­ские апо­ло­геты опро­вер­гали обви­не­ния в чудо­вищ­ных пре­ступ­ле­ниях (атеизм, кан­ни­ба­лизм, эди­повы кро­во­сме­ше­ния и пр.), воз­во­ди­мые на хри­стиан, дока­зы­вая их невоз­мож­ность и абсурд­ность. Нако­нец, ран­не­хри­сти­ан­ские апо­ло­геты рас­кры­вали перед язы­че­ским миром христ. пони­ма­ние Свя­щен­ного Писа­ния, при этом отме­же­вы­ва­ясь от «вет­хого Изра­иля» – иудей­ства.

Наи­бо­лее древними из греч. ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов счи­та­ются Кодрат и Ари­стид, кото­рые обра­ти­лись с апо­ло­ги­ями в защиту христ. веры к имп. Адри­ану (117–138) (Евсе­вий. Церк. Ист. IV 3). Ок. 140 г. был запи­сан «Диспут Иасона с Папис­ком о Христе», авто­ром кото­рого счи­тают Ари­стона из Пеллы. Это про­из­ве­де­ние, фраг­менты кото­рого сохра­ни­лись в апо­ло­гии Ори­гена «Против Цельса», явля­ется наи­бо­лее ранним из дошед­ших до наст. вре­мени сочи­не­ний, цели­ком посвя­щен­ных анти­иудей­ской поле­мике.

Самый извест­ный из греч. ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов II в.— мч. Иустин Фило­соф († 165–166). Родив­шись в Пале­стине в язы­че­ской семье, он обра­тился в хри­сти­ан­ство после долгих поис­ков истины. Мч. Иустин, после обра­ще­ния про­дол­жав­ший «носить плащ фило­софа», открыл в Риме одну из первых част­ных хри­сти­ан­ско-фило­соф­ских школ. Евсе­вий Кеса­рий­ский при­пи­сы­вает ему 8 сочи­не­ний (Церк. Ист. IV 18), из кото­рых сохра­ни­лись и досто­верно при­над­ле­жат ему только 3: 1‑я и 2‑я «Апо­ло­гии» (ок. 150 и 161) и «Диалог с Три­фо­ном Иудеем» (ок. 135). 1‑ю «Апо­ло­гию» св. Иустин адре­со­вал импе­ра­то­рам Анто­нину Пию (138–161) и Марку Авре­лию (161–180, сопра­ви­тель с 147), 2‑ю – рим. сенату. Основ­ной целью обоих про­из­ве­де­ний явля­ется защита хри­стиан от пре­сле­до­ва­ния «за одно лишь имя» (nomen ipsum), а также попытка пред­ста­вить хри­сти­ан­ство достой­ным более вни­ма­тель­ного и объ­ек­тив­ного взгляда со сто­роны про­све­щен­ных рим. само­держ­цев. 1‑я «Апо­ло­гия», кроме того, содер­жит изло­же­ние христ. веро­уче­ния и первое опи­са­ние таинств Кре­ще­ния и Евха­ри­стии в древ­ней Церкви. «Диалог с Три­фо­ном Иудеем» пред­став­ляет собой запись дис­пута мч. Иустина с ученым рав­ви­ном Три­фо­ном. В этой первой обшир­ной апо­ло­гии против иуда­изма выра­жены 3 основ­ные идеи: вре­мен­ное зна­че­ние Вет­хого Завета в отли­чие от веч­ного и непре­хо­дя­щего смысла запо­ве­дей Нового Завета; оправ­да­ние покло­не­ния Христу как Богу; бого­из­бран­ность христ. наро­дов, соста­вив­ших Новый Изра­иль. Апо­ло­ге­ти­че­ский харак­тер носит также речь мч. Иустина, сохра­нив­ша­яся в составе его Муче­ни­че­ства.

У Евсе­вия (Церк. Ист. IV 26. 1; 27. 1) име­ется сви­де­тель­ство об Апол­ли­на­рии Иера­поль­ском, обра­тив­шемся с речью к имп. Марку Авре­лию. Ему же при­над­ле­жали и др. апо­ло­ге­ти­че­ские сочи­не­ния: «К элли­нам» в 5 кн., «Об истине» в 2 кн. и 2 кн. «К иудеям». Ритор Миль­тиад также в цар­ство­ва­ние Марка Авре­лия напи­сал 2 кн. против элли­нов, 2 кн. против иудеев и апо­ло­гию хри­сти­ан­ской фило­со­фии (Там же. V 28. 4; 17. 5). Ученик мч. Иустина Татиан (ок. 120–185) до своего укло­не­ния в ересь напи­сал «Речь против элли­нов» (после 165), в кото­рой под­верг уни­чи­жи­тель­ной кри­тике всю язы­че­скую куль­туру. Несмотря на рез­кость суж­де­ний, Татиан стре­мился к тому, чтобы добиться тер­пи­мо­сти и ува­же­ния к новой вере. Про­блема вза­и­мо­от­но­ше­ний Церкви и госу­дар­ства на при­мере связи судеб Рим­ской импе­рии с хри­сти­ан­ством была раз­вита св. Мели­то­ном Сар­дий­ским в «Апо­ло­гии» (др. назва­ние – «Книжка к Анто­нину», ок. 170, сохра­ни­лась только в отрыв­ках), адре­со­ван­ной Марку Авре­лию. Совре­мен­ни­ком Тати­ана и Мели­тона был Афи­на­гор, христ. фило­соф из Афин. Ему при­над­ле­жит «Про­ше­ние о хри­сти­а­нах» (ок. 177), направ­лен­ное импе­ра­то­рам Ком­моду и Марку Авре­лию, в кото­ром он стре­мился дока­зать, что пре­сле­до­ва­ние хри­стиан нера­зумно. В прав­ле­ние имп. Ком­мода (180–192) св. Апол­ло­ний про­из­нес апо­ло­ге­ти­че­скую речь, сохра­нив­шу­юся в муче­ни­че­ских актах.

Среди ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов были и такие, кото­рые адре­со­вали свои про­из­ве­де­ния част­ным лицам. Из них прежде всего сле­дует упо­мя­нуть послед­него из греч. апо­ло­ге­тов II в. св. Фео­фила Антио­хий­ского, автора 3 кн. «К Авто­лику» (ок. 182), напи­сан­ных для обра­зо­ван­ного и вли­я­тель­ного языч­ника, име­ю­щего предубеж­де­ния против хри­сти­ан­ства. Ано­ним­ное «Посла­ние к Дио­гнету» (ок. 200) пред­став­ляет собой апо­ло­гию, состав­лен­ную в форме письма для знат­ного языч­ника, жела­ю­щего позна­ко­миться с христ. рели­гией.

В III в. апо­ло­гии пишут Кли­мент Алек­сан­дрий­ский и Ориген. В отли­чие от преды­ду­щих апо­ло­гий, «Про­треп­тик» («Уве­ща­ние к элли­нам», нач. III в.) Кли­мента Алек­сан­дрий­ского создан уже не столько для защиты хри­сти­ан­ства от напа­док и пре­сле­до­ва­ний, сколько ради при­вле­че­ния языч­ни­ков к истин­ной вере. К жанру «Про­треп­тика» близко и сохра­нив­ше­еся на сир. яз. «Слово к Анто­нину» Псевдо-Мели­тона (нач. III в.). Самым зна­чи­тель­ным про­из­ве­де­нием ран­не­христ. греч. апо­ло­ге­тики явля­ется соч. Ори­гена «Против Цельса» (сер. III в.). Цельс был одним из наи­бо­лее серьез­ных кри­ти­ков хри­сти­ан­ства из среды языч­ни­ков. Долгое время его сочи­не­ние против хри­стиан не имело достой­ного опро­вер­же­ния и только в лице Ори­гена, спустя ок. 75 лет, полу­чило над­ле­жа­щую отпо­ведь.

Сти­му­лом для даль­ней­шего напи­са­ния апо­ло­гий было появ­ле­ние в 260 г. 15 кн. «Против хри­стиан» нео­пла­то­ника Пор­фи­рия. Ныне уте­рян­ное, сочи­не­ние содер­жало кри­тику Вет­хого Завета и Нового Завета, жизни и учения Церкви. Первым отве­том на него стал труд Евсе­вия Кеса­рий­ского «Еван­гель­ское при­уго­тов­ле­ние» в 15 кн. (312–322). Ему же при­над­ле­жит трак­тат «Против Иерокла» (311–313), нео­пла­то­ника, напи­сав­шего анти­христ. соч. «Прав­до­лю­бец» об Апол­ло­нии Тиа­н­ском, в кото­ром он дока­зы­вал пре­иму­ще­ства этого мага и фило­софа перед Хри­стом.

Лат. ран­не­хри­сти­ан­ские апо­ло­геты появ­ля­ются гораздо позд­нее греч.— в кон. II в. Их список откры­вают рим. адво­кат Мину­ций Феликс диа­ло­гом «Окта­вий» (Octavius) и Тер­тул­лиан (160–220) соч. «К языч­ни­кам» в 2 кн. (Ad nationes, 197). Мину­ций Феликс многое заим­ствует из трак­тата Цице­рона «О при­роде богов», а Тер­тул­лиан, взяв за основу книгу Вар­рона «Antiquitates rerum divinarum» (Боже­ствен­ные древ­но­сти), в кото­рой содер­жится кри­тика рим. рели­гии, пока­зы­вает сует­ность и лож­ность поли­те­изма, при­зы­вая уве­ро­вать в еди­ного Бога. Самым зна­чи­тель­ным апо­ло­ге­ти­че­ским про­из­ве­де­нием Тер­тул­ли­ана явля­ется его «Апо­ло­ге­тик» (Apologeticum, ок. 197), адре­со­ван­ный рим. намест­ни­кам в Африке. В этой апо­ло­гии Тер­тул­лиан помимо кри­тики язы­че­ской рели­гии утвер­ждает, что вера в еди­ного Бога есте­ственна для чело­века, поскольку чело­ве­че­ская душа «по при­роде хри­сти­анка» (17. 6). В заклю­че­нии Тер­тул­лиан сви­де­тель­ствует, что ника­кие гоне­ния не могут уни­что­жить насто­я­щую веру: «Кровь муче­ни­ков есть семя хри­сти­ан­ства» (50. 13). Тему, затро­ну­тую в «Апо­ло­гии» о душе как «хри­сти­анке по при­роде», про­дол­жает трак­тат Тер­тул­ли­ана «О сви­де­тель­стве души» (De testimonio animae; 197). В отли­чие от греч. ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов II в. Тер­тул­лиан счи­тает ненуж­ным апел­ли­ро­вать к фило­со­фии для дока­за­тель­ства истин­но­сти христ. веры, поскольку сама душа явля­ется лучшим сви­де­те­лем Истины. Из др. апо­ло­ге­ти­че­ских сочи­не­ний Тер­тул­ли­ана выде­ля­ются посла­ние «К Ска­пуле», про­кон­сулу Африки (Ad Scapulam; 212), а также трак­тат «Против иудеев» (Adversus Iudaeos; между 198 и 206), напи­сан­ный под вли­я­нием «Раз­го­вора с Три­фо­ном Иудеем» св. Иустина Фило­софа. В сер. III в. св. Киприан Кар­фа­ген­ский напи­сал «Книгу о сует­но­сти идолов» (De idolorum vanitate), в кото­рой он дока­зы­вает, что язы­че­ские боже­ства – не что иное, как цари, кото­рым после смерти начали воз­да­вать покло­не­ние. В «Книге к Демет­ри­ану» (Ad Dimetrianum, ок. 252), направ­лен­ной против неко­его Демет­ри­ана, обви­няв­шего хри­стиан в том, что они явля­ются при­чи­ной войн и сти­хий­ных бед­ствий, св. Киприан утвер­ждает, что идо­ло­слу­же­ние и в осо­бен­но­сти гоне­ния против хри­стиан вызы­вают гнев Божий. Анти­иудей­ской поле­мике св. Киприан посвя­тил «Три книги сви­де­тельств» (Testimoniorum Libri III, ок. 249).

Среди позд­них лат. А. р. сле­дует упо­мя­нуть Арно­бия (ум. ок. 330), автора 7 кн. «Против языч­ни­ков» (Adversus gentes; кон. III – нач. IV в.), из кото­рых первые две апо­ло­ге­ти­че­ские, осталь­ные – поле­ми­че­ские, и Лак­тан­ция (ок. 250–330), уче­ника Арно­бия, созда­теля апо­ло­гии «Боже­ствен­ные уста­нов­ле­ния» в 7 кн. (Divinae institutiones; 304–313). Послед­няя, помимо соб­ственно апо­ло­ге­ти­че­ского мате­ри­ала, содер­жит древ­ней­шую на Западе систему христ. веро­уче­ния. К ней при­мы­кает соч. «О гневе Божием» (De ira Dei; ок. 303), напи­сан­ное против языч­ни­ков (осо­бенно сто­и­ков и эпи­ку­рей­цев). В ней Лак­тан­ций защи­щает воз­мож­ность при­ме­не­ния к Богу слова «гнев». Апо­ло­ге­ти­че­ские темы раз­ви­ва­ются и в др. сочи­не­нии Лак­тан­ция – «О смер­тях пре­сле­до­ва­те­лей» (De mortibus persecutorum; ок. 314).

Несмотря на то что дея­тель­ность ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов види­мым обра­зом мало спо­соб­ство­вала ослаб­ле­нию гоне­ний на хри­стиан, она, без сомне­ния, под­го­то­вила посте­пен­ную эво­лю­цию созна­ния греко-рим. язы­че­ского обще­ства в сто­рону при­ня­тия христ. рели­гии. Ран­не­хри­сти­ан­ские апо­ло­геты высту­пили во все­ору­жии совр. религ. и фило­соф­ских систем, исполь­зуя их поня­тий­ный аппа­рат и неко­то­рые идеи (напр., учение сто­и­ков о Логосе) для обос­но­ва­ния христ. веры перед лицом своих язы­че­ских совре­мен­ни­ков. Одно­вре­менно они сде­лали первые шаги в фор­ми­ро­ва­нии христ. бого­слов­ской тер­ми­но­ло­гии.

Отно­ше­ние к язы­че­ской куль­туре среди ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов было раз­лич­ным: от пол­ного непри­я­тия: «Что общего между Афи­нами и Иеру­са­ли­мом?» (Тер­тул­лиан. Опро­верж. ерет. 7) – до осо­зна­ния себя наслед­ни­ками того луч­шего, что было когда-либо посе­яно Боже­ствен­ным Лого­сом в мире: «Все, что ска­зано кем-нибудь хоро­шего, при­над­ле­жит нам, хри­сти­а­нам» (Иустин. Апол. II 13). На фоне кри­тики язы­че­ской рели­гии и фило­со­фии скла­ды­ва­лись соб­ственно христ. пред­став­ле­ния о Боге, мире и чело­веке. Поли­те­изму про­ти­во­по­став­ля­лось учение о едином, вечном Боге, обла­да­ю­щем по пре­иму­ще­ству такими апо­фа­ти­че­скими свой­ствами, как нерож­ден­ность, бес­пре­дель­ность, бес­страст­ность, непо­зна­ва­е­мость (ср. Иустин. Апол. II 6; Татиан. Речь. 4; Афи­на­гор. Про­ше­ние. 10). Против фило­соф­ского учения о совеч­но­сти Бога и мате­рии неко­то­рые ран­не­хри­сти­ан­ские апо­ло­геты (Афи­на­гор, Феофил Антио­хий­ский) утвер­ждали идею тво­ре­ния мира «ex nihilo» (из ничего). Вместо пред­став­ле­ния о роке и пред­опре­де­ле­нии рас­кры­ва­лось учение о Про­мысле Божием (Афи­на­гор. Про­ше­ние. 24; Мину­ций Феликс. Окта­вий. 18). А. р. впер­вые начали раз­ви­вать христ. учение о Пресв. Троице, исполь­зуя фило­нов­ское и сто­и­че­ское учение о Логосе.

Хри­сто­ло­ги­че­ским вопро­сам уде­ля­лось меньше вни­ма­ния по при­чине внеш­ней ори­ен­та­ции бого­сло­вия ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов (исклю­че­ние состав­ляет лишь мч. Иустин). Из осталь­ных тем, затра­ги­ва­е­мых ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов, можно выде­лить про­блему образа и подо­бия Божия в чело­веке (Татиан. Речь 7–11), вопросы о пер­во­род­ном грехе (Феофил Антио­хий­ский. К Авт. II, 17), о вос­кре­се­нии, опро­вер­же­ние антич­ного пред­став­ле­ния о судьбе и др.

В целом сочи­не­ния ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов имели исклю­чи­тельно важное зна­че­ние для само­со­зна­ния христ. Церкви. Будучи во мн. вопро­сах пер­во­про­ход­цами, ран­не­хри­сти­ан­ские апо­ло­геты про­ло­жили путь для даль­ней­шей хри­сти­а­ни­за­ции элли­низма и фор­ми­ро­ва­ния целост­ной системы христ. бого­сло­вия (см. также Бого­сло­вие дони­кей­ское).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *