Апология что это означает
Апология – это. Что означает термин?
Подсчитано, что словарный запас Пушкина А. С. составлял более 20 тысяч слов, среди которых встречается термин «апология». Это свидетельствует о высоком уровне образованности поэта, ведь далеко не все из нас могут объяснить его значение. Тем не менее расширить свой словарный запас никогда не поздно.
Апология: значение термина
Если обратиться за консультацией к толковым и философским словарям, станет ясно, почему многие наши современники не знают, что такое апология. Это неудивительно, поскольку речь идет о термине, используемом чаще всего в богословской литературе.
Действительно, под апологией, как правило, понимается произведение, написанное с целью защиты христианских вероучений от нападок со стороны. Автор подобного труда старается доказать, с одной стороны, лживость обвинений, а с другой – защитить доктрины христианства перед правителями, государственными чиновниками или представителями других вероисповеданий.
Однако заметим, что в современном русском языке слово «апология» часто употребляется в значении восхваления кого-либо или чего-либо, причем чрезмерном, или же в смысле предвзятой защиты. Исходя из этого, можно заключить, что апология – синоним таких слов, как «превозношение», «восхваление», «защита», «оправдание».
Апологеты христианства
Во II веке н. э. по Римской империи прокатилась волна жестоких преследований христиан, которым вменяли абсурдные обвинения в каннибализме, кровосмешении, детоубийстве и пр. В этих условиях те, кто исповедовали непопулярную религию, почувствовали себя обязанными выступить в защиту своих убеждений. Позже их назвали апологетами.
Самыми известными из них были Тертуллиан, Иустин Мученик и Климент Александрийский. Выступление в защиту гонимой религии требовало от апологетов немалого мужества, поскольку римское общество того времени в целом отличалось нетерпимостью к любому инакомыслию.
В своих трудах, обращаясь к римской власти, апологеты объясняли христианские вероучения, доказывали, что новая религия не угрожает стабильности империи, разъясняли положительные стороны христианства. Таков, например, трактат Тертуллиана «Апология». Это взволнованный призыв выслушать свидетельство в защиту христианства, последователей которого постоянно обвиняли, даже не зная в точности, в чем заключалась их вера.
Не богословская апология
Однако апологеты II-III веков были не первыми, кто писал сочинения в свою защиту. До них подобные произведения составляли греческие и римские философы. Самыми известными из них являются «Апологии» Платона и Апулея. Разумеется, эти сочинения не имели ничего общего с богословскими трактатами первых христиан.
Платоновская «Апология» – это версия речи Сократа, произнесенной им в свою защиту. Суд над философом состоялся в 399 г. до н. э. Его обвиняли в развращении молодежи и неуважении к греческим богам. В ответ Сократ произнес речь в обычной для себя манере. Он не признал выдвинутых судьями обвинений, а напротив, утверждал, что деятельность его была безупречной.
«Апология» Апулея, жившего во II веке н. э., тоже написана им в свою защиту. Суд обвинял его в занятиях магией, однако римский философ сумел блестяще оправдаться. До сих пор его речь считается одним из лучших образцов ораторского искусства, написанных на классической латыни.
Апология
Полезное
Смотреть что такое «Апология» в других словарях:
АПОЛОГИЯ — (греч. от apologeisthai защищаться), защита кого или чего нибудь словесно или письменно, в особенности же защита христианской религии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АПОЛОГИЯ греч., от… … Словарь иностранных слов русского языка
Апология — АПОЛОГИЯ обычно означала особый род христианской богословской литературы, именно произведения, написанные с целью доказать ложь взводимых обвинений и дать защиту правоты в каком нибудь вопросе. Так, апологии писались во время борьбы язычества … Словарь литературных терминов
АПОЛОГИЯ — АПОЛОГИЯ, апологии, жен. (греч. apologia) (книжн.). Защита, устная или письменная, оправдание, восхваление какого нибудь лица, учения, идеи и т.п. Апология Сократа (название знаменитого сочинения Платона). Романы Арцыбашева апология свободной… … Толковый словарь Ушакова
АПОЛОГИЯ — (от греч. apologia защита) защита к. л. или ч. л., часто предвзятая; заступничество; защитительная речь. Напр., «Апология Сократа» Платона представляет собой проникнутое глубоким сочувствием изложение речи, произнесенной Сократом в свою защиту на … Философская энциклопедия
апология — См … Словарь синонимов
АПОЛОГИЯ — (греческое apologia), неумеренное, чрезмерное восхваление кого нибудь или чего нибудь, защита (обычно предвзятая) … Современная энциклопедия
АПОЛОГИЯ — (греч. apologia) неумеренное, чрезмерное восхваление кого нибудь или чего нибудь, защита (обычно предвзятая) … Большой Энциклопедический словарь
АПОЛОГИЯ — АПОЛОГИЯ, и, жен. (книжн.). Неумеренное, чрезмерное восхваление, защита кого чего н. | прил. апологетический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Апология — (англ. apology) 1) букв, защита обвиняемого в устной или письменной форме, напр., А. Сократа, приписываемая Платону и Ксенофонту, А. Либания и Апулея, которой последний защищался от обвинений в колдовстве. В период раннего христианства под А.… … Энциклопедия права
АПОЛОГИЯ
Смотреть что такое «АПОЛОГИЯ» в других словарях:
Апология — речь или письменное произведение, направленное к оправданию или защите кого или чего либо; таковы напр. Платоновская «А. Сократа» (оправдательная речь Сократа перед судом), «А.» Апулея защитительное слово на суде по обвинению в чародействе. В… … Литературная энциклопедия
АПОЛОГИЯ — (греч. от apologeisthai защищаться), защита кого или чего нибудь словесно или письменно, в особенности же защита христианской религии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АПОЛОГИЯ греч., от… … Словарь иностранных слов русского языка
Апология — АПОЛОГИЯ обычно означала особый род христианской богословской литературы, именно произведения, написанные с целью доказать ложь взводимых обвинений и дать защиту правоты в каком нибудь вопросе. Так, апологии писались во время борьбы язычества … Словарь литературных терминов
АПОЛОГИЯ — (от греч. apologia защита) защита к. л. или ч. л., часто предвзятая; заступничество; защитительная речь. Напр., «Апология Сократа» Платона представляет собой проникнутое глубоким сочувствием изложение речи, произнесенной Сократом в свою защиту на … Философская энциклопедия
апология — См … Словарь синонимов
АПОЛОГИЯ — (греческое apologia), неумеренное, чрезмерное восхваление кого нибудь или чего нибудь, защита (обычно предвзятая) … Современная энциклопедия
АПОЛОГИЯ — (греч. apologia) неумеренное, чрезмерное восхваление кого нибудь или чего нибудь, защита (обычно предвзятая) … Большой Энциклопедический словарь
АПОЛОГИЯ — АПОЛОГИЯ, и, жен. (книжн.). Неумеренное, чрезмерное восхваление, защита кого чего н. | прил. апологетический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Апология — (англ. apology) 1) букв, защита обвиняемого в устной или письменной форме, напр., А. Сократа, приписываемая Платону и Ксенофонту, А. Либания и Апулея, которой последний защищался от обвинений в колдовстве. В период раннего христианства под А.… … Энциклопедия права
Значение слова «апология»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В настоящее время слово «апология» означает чрезмерное восхваление чего-нибудь или кого-нибудь, защиту (обычно предвзятую).
АПОЛО’ГИЯ, и, ж. [греч. apologia] (книжн.). Защита, устная или письменная, оправдание, восхваление какого-н. лица, учения, идеи и т.п. А. Сократа (название знаменитого сочинения Платона). Романы Арцыбашева — а. свободной любви. Апология Сократа (название знаменитого сочинения Платона). Романы Арцыбашева — а. свободной любви.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
аполо́гия
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова прогрессист (существительное):
Апология
Аполо́гия (от др.-греч. ἀπολογία — оправдание) — защитительная речь или защитительное письмо, сочинение, текст, направленный на защиту чего или кого-либо. Предполагается, что объект апологии подвергается внешним нападкам.
В настоящее время слово «апология» означает чрезмерное восхваление чего-нибудь или кого-нибудь, защиту (обычно предвзятую). [1]
Содержание
Право и философия Древней Греции
Изначально, в древнегреческом праве, апология — это защитительная речь на суде. Например, сочинения Платона и Ксенофонта «Апология Сократа» представляют собой два варианта защитительной речи Сократа. Известны также апологии ритора Либания и Апулея (последний защищался от обвинений в колдовстве).
Христианство
Под апологией в христианстве понимается защита христианской веры от внешних нападок. В широком смысле так называется любой текст, защищающий христианство, в узком — текст раннего христианства. Автор апологии называется апологетом (апологистом), а наука о защите (искусство защиты) христианской религии — апологетикой.
Раннее христианство
В ранней христианской литературе известно множество апологетических произведений, защищающих христианство и направленных против его гонителей. Такие сочинения в современных историко-церковных текстах называются апологиями, а зачастую они и прямо имели это название. Апологетами называются прежде всего раннехристианские писатели, главным образом II—III веков.
Апологии (и апологеты) различаются по языку, на котором написаны
Апологии, обращённые к римским властям
Содержание и форма апологий зависела от того, какой аспект христианского учения подвергался нападкам и с чьей стороны. Первым преследователем христианства была языческая древнеримская государственная власть, и поэтому первые апологии в начале II века имели форму политической публицистики (политических трактатов), обращенных к римским императорам и правителям.
К ним обращались апологеты:
Полемика против иудеев
Спустя какое-то время авторы апологий стали обращать их против полемических сочинений иудеев и язычников. Исходным пунктом антииудейской полемики служил признаваемый обеими сторонами Ветхий Завет. С опорой на него доказывался тезис: Иисус Христос действительно был обещанным в ветхозаветных пророчествах Мессией.
Против иудеев написаны следующие апологии:
Полемика против античной религии и философии
Борьба с античным язычеством и античной философией была одной из главных целей раннехристианской апологетики. Вначале христиане защищались от обвинений в атеизме (отказе от почитания богов), безнравственности и отказе от подчинения государству. Затем апологии переходят от защиты к обвинению противной стороны (язычества). Они начинают доказывать бессилие языческих богов, безнравственность содержания античной мифологии, безнравственность культа античной религии, противоречивость философских учений. Из чего делается вывод о превосходстве христианской религии перед античной религией и философией: одно только христианство обладает истиной, т. е. знанием исключительно истинного Бога и предписывает служение Богу, которое только и ведёт к спасению.
Апологии антиязыческой направленности:
Некоторые апологеты защищают христианство от определённых философских учений:
В апологетических текстах были заложены основы христианского богословия, в частности Феофил Антиохийский и Тертуллиан ввели термин «Троица».
После того, как христианство победило языческую религию и переработало античную философию и в IV веке стало государственной религией, апологетическая литература постепенно исчезла за ненадобностью. Место апологетических сочинений заняли полемические (например, полемика против ересей).
Средние века
В условиях полного господства христианства в Западной Европе на протяжении эпохи средневековой схоластики защита против внешнего противника была не нужна. Тем не менее термин, «апология» применяется к текстам, направленным против ислама и иудаизма (их было немного). Равным образом он применяется и к большой группе текстов, целью которых была борьба с ересями (хотя, опять-таки, это были преимущественно полемические сочинения).
Возрождение и Реформация
В эпоху Возрождения апологетические тексты защищали христианскую веру от гуманистического интереса к античной культуре и, в частности от тенденции к возрождению античного язычества. Примеры:
В период Реформации апологетика отошла на второй план, поскольку наибольшее значение имели полемические и догматические сочинения. Апологии в этот период, как правило, представляли собой защиту того или иного исповедания.
XVII—XVIII века
Из христианских апологий XVII века наиболее важны следующие:
Большое количество апологетических текстов было создано в период с середины XVII по конец XVIII века для борьбы с религиозной философией деизма, который выдвигал идею естественной религии и отвергал сверхъестественные основания религии, характерные для христианства. Наибольшее влияние деизм имел в Великобритании, Франции и Германии: соответственно, апологии писались именно в этих странах.
Наиболее известны апологеты:
Первая половина XIX века
Протестантизм XIX века
Содержание протестантских апологий второй половины XIX века определяла полемика вокруг натурализма.
Рационалистическое направление в апологетике стремилось, с одной стороны, путём исследования человеческого духа найти психологическое доказательство тому, что религия основана на духовной потребности, заложенной в человеческой природе, что она необходима человеку, а с другой — из истории религии вывести заключение, что только христианство в полной мере отвечает потребности. Соответственно, рационалистическая апологетика, стремясь не противоречить научной картине мира, отрицала сверхъестественное (чудеса и откровение).
К этому направлению принадлежали религиозно-философские и догматические сочинения Липсиуса, Пфлейдерера и других. Ту же точку зрения выражали многие полемические сочинения, направленные против известных текстов Д. Ф. Штрауса «Старая и новая вера» (Der alte und der neue Glaube. Leipzig, 1872; 10. Aufl. Bonn, 1879) и Эдуарда фон Гартмана «Саморазложение христианства» (Die Selbstzersetzung des Christenthums. B., 1874).
В полемике против натурализма возник супернатурализм, который ставил себе цель защитить некоторые самые важные пункты вероучения: сверхъестественный характер откровения и догматы, которые можно вывести только из него (именно они критиковались больше всего). К их числу относились: чудеса, личность Бога, божественность Иисуса Христа, Его воплощение, истинность евангельского предания. Апологеты супранатуралистического направления опирались на психологические (точнее, эпистемологические) и исторические доводы. К психологическим доводами относилось утверждение, что недостаточность естественного человеческого знания необходимо должно быть дополнено божественным откровением, к историческим, — что христианство доказывает существование этого откровения чудесами, пророчествами, своим началом и постоянным развитием, внутренней правдой и нравственным влиянием своего учения.
Апологии этого направления: