Апостол федорова о чем
История книги
«Апостол» 1564 года Ивана Федорова
Это — первая точно датированная русская печатная книга. Ученые установили, что и до «Апостола» 1564 г. в Москве работал типографский станок. Мастерскую, в которой он стоял, называют анонимной. На книгах, вышедших отсюда, не указано кто, где и когда их печатал. «Апостол» же завершен послесловием, в котором приведены сведения, называемые нами сегодня «выходными». Русское книгопечатание впервые во весь голос заявило о своем существовании.
«Апостол» 1564 г. редкой книгой не назовешь. Сегодня известно 62 экземпляра. И едва ли не каждый год находятся новые. Каким тиражом напечатана книга, мы не знаем. Сведения о тираже впервые появились в «Апостоле», напечатанном в 1597 г. учеником Ивана Федорова Андроником Тимофеевым Невежей. «А напечатано книг сих вкупе тысяча пятьдесят»,— сказано в послесловии книги. Условия, в которых веками хранились «Апостолы» 1564 и 1597 гг., были примерно одинаковы. Издание 1597 г. известно в 26 экземплярах. Поэтому мы можем предположить, что тираж первой, точно датированной московской печатной книги превышал 2000, а может быть, и 3000 экземпляров.
С первенцем Ивана Федорова можно ныне познакомиться в библиотеках Москвы и Ленинграда, Киева и Львова, Новосибирска и Риги, Вашингтона и Дублина, Лондона и Праги.
«Апостол» 1564 г. — памятник прекрасного полиграфического искусства, которым Иван Федоров владел, можно сказать, в совершенстве. Все здесь продумано, выверено.
Книга отпечатана «в лист». Это значит, что с каждой стороны бумажного листа размещено по две полосы. Фальцевали листы в один сгиб.
Формат полосы набора приведен без учета подстрочных и надстрочных отсылок и индексации, вынесенной на поля. Если учитывать и эти тексты, печатавшиеся краской — киноварью, окажется, как писал А. А. Сидоров, что «Апостол» 1564 г. построен по правильному и четкому кратному отношению 3:2 (максимальная высота набора 21 см, ширина 14 см). Это близко к так называемому золотому сечению — гармонической взаимосвязи отрезков линий, площадей и объемов, о которой говорил Леонардо да Винчи.
«Апостол». Москва. 1564
В строгой продуманности пропорций и в совершенстве полиграфической техники кроется секрет того удивительного впечатления гармонии и стройности, которое производит книга.
Книжный блок «Апостола» 1564 г. составлен из 34 тетрадей, в каждой из которых по 8 листов, или по 16 страниц. Исключение — первая и последняя тетради, насчитывающие по 6 листов. Общее же количество листов —268. На первых шести из них фолиации нет. Остальные же перенумерованы кирилловской цифирью. Напомним читателю, что каждая буква кириллицы имела и численное значение: «аз» означал 1, «веди» —2, «глаголь» —3 и т.д.
Сигнатуры (нумерации тетрадей) в «Апостоле» 1564 г. нет. Но Иван Федоров превосходно понимал значение сигнатуры для обеспечения правильности подборки тетрадей. Любопытно, что малоформатные издания первопечатника сигнатуры имеют. Быть может, он нумеровал тетради и крупноформатных изданий, но ставил числа на самом краю листов и при переплете их обрезали.
Богато и своеобразно художественное убранство «Апостола» 1564 г., включающее фронтиспис, 48 заставок, отпечатанных с 20 досок, 22 инициала —с 5 досок, 24 строки вязи. Думая об оформлении своего первенца, Иван Федоров во многом следовал традиции, сложившейся в древнерусских рукописных мастерских. Именно здесь был создан тот удивительно красивый стиль орнаментики, который впоследствии назвали «старопечатным». Ученые думали, что в рукописные книги он пришел из печатных. Но было все наоборот.
Заставка вообще характерна для византийских, сербских, древнерусских рукописей. В западноевропейской книге мы этот важный элемент художественного убранства не найдем. Заставка старопечатного стиля представляет собой удлиненный по горизонтали прямоугольник с навершиями и украшениями по углам, выступающими за пределы строгой геометрической формы. Композиционный центр заставки — черно-белое «клеймо», вписанное в узорное обрамление, играющее всеми цветами радуги.
Все элементы художественного убранства «Апостола» 1564 г. выполнены в технике ксилографии, или обрезной гравюры на дереве. Передать узорное многоцветье обрамления рукописных заставок этим способом можно, но исключительно трудно. Для этого число форм должно соответствовать количеству цветов. Важной технической проблемой, которую вряд ли мог решить в ту пору Иван Федоров, становится приводка. Поэтому типограф взял за основу своих заставок черно-белые клейма, рисунок которых, как доказали ученые, восходил к гравированному на меди алфавиту прописных букв немецко-нидерланд- ского мастера XV в. Израэля ван Мекенема.
Первая книга Ивана Федорова положила начало новому стилю орнаментики, который в XVI — первой половине XVII вв. господствовал в русской книге.
Концовки в наших древних рукописях не встречались. Иван Федоров попробовал было ввести концовки на страницы «Апостола», но потом передумал, решил следовать традиции. Из 62 сохранившихся до наших дней экземпляров издания 1564 г. концовку, завершающую лист 81, удалось обнаружить лишь в четырех.
Много писали искусствоведы о фронтисписе «Апостола». Изображен на нем один из легендарных авторов книги — апостол Лука. Он сидит на низкой скамеечке, на коленях у него книга. Перед Лукой — высокий пюпитр, на котором мы видим раскрытый свиток, подставку-горку для письма, чернильницу с гусиным пером. Фигура заключена в декоративное обрамление из триумфальной арки с полуциркульным сводом. Колонны с пышными капителями поддерживают горизонтальное перекрытие, на котором стоит ваза с цветами.
Ученые установили, что рисунок рамки напоминает арку с гравюр немецкого мастера Эргарда
Шена, работавшего в первой половине XVI в. Иван Федоров значительно переработал композицию оригинала, приблизив ее к отечественной традиции.
Изображение Луки, видимо, вставлялось в обрамление. Если изображение это мы больше никогда не встретим, то доску, с которой отпечатана рамка, Ивам Федоров сохранит и впоследствии будет использовать во Львове и Остроге. Рисунок рамки станет популярным, его будут копировать польские и литовские мастера.
Нужно сказать и о полиграфической технике «Апостола» 1564 г. В книге много красного цвета, который Иван Федоров использует для выделения отдельных текстов. Он учитывал и то, что второй цвет делает книгу нарядной, праздничной. Наш первый типограф печатал методом двухпрогонной печати с одной формы. При наборе под литеры, которые следовало воспроизвести красным, подкладывался пробельный материал. При этом литеры несколько поднимались над основным набором. На приподнятые участки наносили киноварь и накладывали сверху лист бумаги. Затем «красный» набор удаляли, оставляя подкладки. Форму набивали черной краской и притискивали к ней красный оттиск.
Любопытен прием так называемого слепого тиснения, при котором некоторые участки формы заполняли не пробельным материалом, но литерами, краску на которые не наносили. На оттиске эти литеры образовывали рельефный узор.
455 лет первой печатной русской книге «Апостол»
Разделы:
«Ради братий моих и ближних моих»
(девиз первопечатника Ивана Фёдорова)
455 лет первой печатной русской книге «Апостол», напечатанной в Москве в 1563-1564 гг. Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем.
Работа над «Апостолом» велась в течение года с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564 года.
Фронтиспис и заглавная страница книги
«Древнерусская книга. Для большинства современных людей это что-то по меньшей мере загадочное. И если она не вызывает недоумения из-за непонятности, то порождает совсем другое чувство — благоговения перед непознанным, таинственным. Это чувство «священного трепета» вполне обоснованно, поскольку раньше, во времена Древней Руси,
к книге относились именно так».
Марина Башлыкова, науч. сотрудник Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва
«История ума представляет две главные эпохи – изобретение букв и типографии: все другие были их следствием. Чтение и письмо открывает человеку новый мир…»
«Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах,
из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит книгопечатание»
19 апреля 1563 года Иван Федоров приступил к набору первой страницы своей печатной книги.
Моравов А. В. Иван Федоров («Первопечатник»)
Иван Федоров бережно снял бумагу, еще влажную, пахнущую краской, и стал внимательно рассматривать оттиск. Проверил, хорошо ли сверстан текст, нет ли ошибок. На листе четко и ясно прочитывалось: «Деяния апостольские».
Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве.
Скульптор С. М. Волнухин. 1909 г.
Он изображен во весь рост, с непокрытой головой, в древнерусской одежде.
В правой руке держит только что отпечатанный лист книги «Апостол», а левой поддерживает поставленную на скамью печатную наборную доску.
Этот памятник, установленный недалеко от того места, где была первая русская типография, прекрасно описал в своей поэме «Иван Федоров» Вл. Луговской:
Врезан в сияющий свод небесный,
Стоишь ты в Москве с ремешком на лбу,
Стоишь ты, дьяк, у стены старинной.
Лоб величав, бронзово чист,
Ты для России, для Украины
Держишь первый печатный лист.
Первая точно датированная русская печатная книга сохранила, по определению одного исследователя, «строгую чистоту и правильность московского пошиба письма во всех буквах и знаках», отличалась «отчетливостью букв и красотой».
Он был, по собственному определению, «делателем книг».
Иван Грозный приказал «изыскать мастерство печатных книг», после долгих поисков нашлись на Руси «некие хитрые мастера печатному делу».
Иван Грозный в типографии Ивана Федорова
С картины Г. Лисснера.
Древний печатный двор в Москве. Литография. Начало 1850-х гг.
В этом доме, или, как тогда говорили, в печатной избе, и была создана первая в Москве государственная типография, здесь Иван Федоров и напечатал знаменитого «Апостола».
Печатный станок, изготовленный, по преданию, Иваном Федоровым, XVI век. Львовский исторический музей.
В свое время поэт и литературовед Сергей Наровчатов заметил, что Иван Федоров возник на фоне нашей культуры неожиданно, как Афродита из пены морской.
Какая же культурная среда питала Ивана Федорова, кто окружал его в повседневной работе, с кем он мог встречаться, у кого учился мастерству, где набирал опыт книгопечатания? Что было важного, значительного, мимо чего просто невозможно было пройти.
Москва первой половины XVI века. Интереснейшее, противоречивое время!
Русь набирает силы, обретает черты единого централизованного государства. Расширяется торговля, растут города; централизуется система управления страны. Развиваются ремесла, закладываются основы естественно-научных и технических знаний.
В Москве развертывается большое строительство, сюда были приглашены мастера из Владимира, Пскова, из-за границы. Их трудом и вдохновением воплощаются великолепные замыслы зодчих, утверждающих в камне славу, мощь и величие Русского государства.
Наиболее значительным сооружением был, конечно, храм Василия Блаженного, который и сейчас, спустя четыре столетия, поражает своим великолепием. Создали это чудо гениальные русские архитекторы Барма и Постник.
Иван Федоров трудился над «Апостолом» как раз в то время, когда на Красной площади воздвигался этот собор.
«Апостол» считается первым, точно датированным печатным изданием, так как до этого момента историки упоминают несколько подпольных печатных книг. В их числе несколько Псалтырей, три Евангелия и Триодь.
По мнению большинства экспертов, все они были выпущены в Москве в 1550 годах.
«Апостол» напечатан на французской проклеенной бумаге в лист малого формата.
Большую изобретательность, изумительное мастерство первопечатник проявил при изготовлении шрифтов.
Шрифт «Апостола» изготовлен по особому образцу, отличавшемуся от современных ему западноевропейских и славянских шрифтов. Таким образцом для Ивана Федорова послужил тот крупный полуустав XVI века с небольшим наклоном вправо, который широко применялся в древнерусских рукописных книгах.
Этот рукописный полуустав привлек внимание первопечатника прежде всего своей четкостью, простотой и изяществом очертаний букв.
Имело большое значение также и то, что первопечатник не хотел отпугивать читателей ненужной новизной, стремился приблизить печатный шрифт к рукописным буквам, к которым русские люди давно привыкли.
Рисунки букв «Апостола» всегда очень четки, читабельны. Их наклон вправо строго соблюден, а величина всюду одинакова, и потому строчки ровны и стройны. Также последовательно выдержано одинаковое расстояние между буквами.
Оглавление книги напечатано нарядной вязью; это сплошной узор из причудливого сплетения крупных букв.
Шрифт «Апостола» 1564 года настолько совершенен и привлекателен, что оказал влияние на западнославянское книгопечатание. В Московском же государстве этот шрифт считался образцовым в течение полувека, вплоть до начала XVII столетия.
«Апостол» 1564 года богато украшен.
Рисунки заставок даны на черном фоне и состоят из причудливого переплетения пышных, широколистных трав с плодами в виде кедровых шишек, стручков, маковых головок. Эти растительные орнаменты очень пластичны, выразительны, полны живого движения растительных побегов. В заставках чувствуется опытная рука талантливого художника-гравера, самостоятельно, творчески перерабатывавшего мотивы заставок, известные ему по древнерусским рукописным книгам.
Фронтиспис «Апостола» 1564 г.
Разворот начального листа «Апостола» 1564 г. с фротисписом
В этой гравюре большое мастерство художественного выполнения сочетается с глубоким и значительным замыслом: изображение человека, работающего над книгой под торжественно-великолепной триумфальной аркой, как бы прославляет вдохновенный труд создателя книги.
«Апостол» 1564 года является синтезом всего лучшего, что было в древнерусских рукописных книгах и в практике анонимной типографии, итогом развития книжной техники прошлого, которая была значительно обогащена первопечатником, одаренным изобретателем и новатором в области книгопечатания.
«Иван Фёдоров понимал свою роль в истории русской культуры снабдив свои издания послесловиями, в которых он говорит как Бог и обращается к Богу как равный. Никогда после него ни у одного печатника не было такого высокого самосознания. Он был и остаётся первым потому, что первым создал печатные книги с таким безупречным искусством».
Это была личность, равная титанам Возрождения.
Это творение Ивана Федорова было образцом для его учеников и почитателей, для продолжателей его великого дела.
Произведения всех русских печатников XVI века носят явные следы благотворного влияния фёдоровского мастерства. Но ни одно из этих произведений не могло превзойти технический и художественный уровень «Апостола» 1564 года.
http://www.raruss.ru/slavonic/slav3/1340-apostol-fedorov.html
Выбор «Апостола» для первого издания государственной типографии оправдан тем, что «Апостол» в Древней Руси использовался для обучения духовенства. В нем заключены первые образцы толкования учениками Христа Святого Писания, а несколько ранее Московские соборы выступили с осуждением ересей, причиной которых называлось неправильное толкование Святого Писания.
Книга вышла в свет 1 марта 1564 года повелением Ивана Грозного и благословением митрополита всея Руси Макария.
Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники, а их первое датированное творение стало образцом для последующих изданий.
http://www.ruprint.ru/2007/03/01/3515.html
Книжный знак Ивана Фёдорова
Книжный знак Ивана Федорова
Форма марки представляет собой стилизованное изображение снятой воловьей шкуры, знакомое и нашему современнику. Типограф имел право на этот знак кожевенников, поскольку печатные книги переплетаются в доски, покрытые кожей, а история книги знает долгий период, когда основным материалом для письма был пергамен, то есть кожа, выделанная особым образом.
В оформлении львовского «Апостола» использована гравюра, где рядом с гербом города Львова Иван Федоров впервые поместил свой типографский знак:
S-образно изогнутая лента и стрела.
Герб Львова и типографская марка Ивана Федорова из «Апостола». 1574г.
Существует другое толкование типографского знака Альда Мануция.
(Из кн.: Муравьевой Т. «Иван Федоров» (М, 2011), с. 195,266, 267;
Немировский Е.Л. Издательская марка Альда Пия Мануция
http://chiki077.mylivepage.ru/forum/1794/1130)
Автограф Ивана Фёдорова, письмо на латинском языке саксонскому курфюрсту от 23 июля 1583 года
Примечательно, что сам Иван Федоров никогда не называл себя первопечатником.
Смысл своей жизни Иван Федоров определил так: «Духовные семена надлежит мне по вселенной рассеивать».
В настоящее время многие предприятия и учреждения, связанные с книгоизданием, носят имя Ивана Федорова.
И еще одно свидетельство уважения к памяти первопечатника: в 2009 году Русской православной старообрядческой церковью Иван Федоров был причислен к лику святых, как «Святой праведный диакон Иоанн, словенским книгам печатник».
День его памяти 5 декабря по старому стилю.
Что почитать
Электронные ресурсы
Сценарии
Криптограмма
Презентации
Фильм
Все указанные ссылки были доступны на 19.04.2013.
Одним из ближайших единомышленников Ивана Федорова был Петр Мстиславец.
Об этом человеке известно довольно мало. Родился он, как ясно из прозвища, в городе Мстиславле. Год рождения его неизвестен (в первой половине 16 века), да и вообще трудно сказать что-то определенное о жизни Петра Мстиславца до того момента, когда в 1564 он встретился с Иваном Федоровым. Летописи сообщают, что Петр учился у знаменитого белорусского культурного деятеля Франциска Скорины, который тоже занимался печатанием книг. Возможно, именно тот факт, что Петр был знаком с книгопечатанием, привел его в Москву и помог найти работу в Печатном доме Ивана Федорова.
После второго издания по неизвестным причинам обоим первопечатникам пришлось покинуть Москву. Они основали типографию в Заблудово (местечко в Гродненской губернии), в имении гетмана литовского и ревнителя православия Г. А. Ходкевича, где в 1569 году выпустили Учительное Евангелие.
После этого Пётр Мстиславец расстался с Иваном Фёдоровым.
В конце 1560-х годов, из-за конфликтов с консервативно настроенным духовенством и переписчиками книг, Иван Федоров и Петр Мстиславец вынуждены были переехать в Литву. Вскоре они расстались. Петр переехал в Вильно, где основал новую типографию. Здесь он печатал «Евангелие», «Псалтырь» и «Часовник».
К сожалению, сведений о дальнейшей судьбе Петра Мстиславца не сохранилось.
В Национальной библиотеке Беларуси хранятся два издания, напечатанные Петром Мстиславцем в Вильно: Евангелие (1575), приобретенное библиотекой в конце 2001 г., и Псалтырь (1576), поступившая в фонд в 1920-е годы из коллекции известного белорусского ученого А. Сапунова.
Что почитать
О памятниках Петру Мстиславцу (г. Мстиславль)
Памятник Петру Мстиславцу в Мстиславле (был установлен 2 сентября 2001 года к празднованию Дня письменности).
Скульпторы А. Ботвиненок, А. Чигрин, архитектор Ю. Казаков.
Фот. Артамонова Александра
http://artcode.by/2012/ViewArticle.aspx?date=28.11.2012
Первый памятник, установленный в 1986 году, удобно расположился между зданиями бывших мужской гимназии и Иезуитского костела. Здесь книгопечатник представлен в монашеской одежде еще в юношеском возрасте, видимо, перед уходом в Москву. Сидящий на груде камней, он показывает рукой в сторону России.
Памятник юному Петру Мстиславцу
Фот. Андрея Дыбовского
Материал подготовила Субботина С. Н.
Все указанные ссылки были доступны на 12.05.2013.
Этот сайт использует файлы cookies. Данные файлы представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с использованием cookies.
Контакты
Муниципальное автономное учреждение культуры
«Централизованная библиотечная система»
города Пскова
Книги. Они стали настолько привычными в наше время, что нам кажется, что они были всегда. Однако печатные книги появились сравнительно недавно. Кто был первопечатником в России? Какая печатная книга была первой?
Возлюбленный и чтимый русский народ, если труды мои окажутся достойными вашей милости, примите их с любовью.
Первопечатником в России был Иван Фёдоров. Во многом ему помогал Пётр Мстиславец. Они жили в период правления Ивана Грозного.
Первая книга называлась «Апостол» («Деяния святых апостол списана святым апостолом и евангелистом Лукою»). Напечатана она Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в 1564 году.
— потребность в книгах, так как расширялась территория России, развивались ремёсла, торговля; рукописных книг было явно недостаточно;
— «необходимость упрочения государственной цензуры»;
— необходимо было централизовать и унифицировать идеологию в стране, а для этого нужны были книги;
Это интересно.
25 декабря 2009 года решением Священного Синода Русской православной церкви учреждён День православной книги, приуроченный к дате выпуска первой в России печатной книги — 1 марта 1564 года
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Иван Фёдоров и его «Апостол»: судьба человека и судьба книги
Московский Апостол (1564) Апостол, отпечатанный Иваном Фёдоровым в 1574 году во Львове. самая старая сохранившаяся книга, которая была отпечатана на территории нынешней Украины
У этого термина существуют и другие значения, см. Апостол (значения).
— богослужебная книга, содержащая: части Нового Завета — «Деяния» и «Послания святых апостолов», — собрание общих и воскресных проки́мнов, прокимнов для особых служб (посвящённых мученикам, пророкам и т. д.) и аллилуиа́риев — отдельных стихов из Псалтири или других книг Священного писания. Книга имеет специальную разметку на «зача́ла» — фрагменты для чтения при различных богослужениях. В основном, зачала Апостола предваряются словом-обращением «Бра́тие» (в личных посланиях — «Ча́до Тимофе́е», «Ча́до Филимо́не» и тому подобными.)
Во время церковного богослужения Апостольские зачала возглашает преимущественно специальный чтец (как правило — облачённый в стихарь), реже — диакон; если в службе участвуют два диакона — второй. В то же время священник имеет возможность, благословив, допустить к чтению Апостола любого мирского прихожанина, в том числе — женщину[1].
Апостол читается на Божественной литургии Иоанна Златоуста и Божественной литургии Василия Великого в части, называемой Литургией оглашенных, после Трисвятого, до чтения Евангелия. Апостол может читаться на Литургии Преждеосвящённых Даров[2] (в этом случае, однако, Апостол читается далеко не всегда). Читается он во время службы Великих часов[3], во время некоторых молебнов и треб, во время совершения некоторых Таинств (Крещения, Венчания, Соборования). Крайне редко, но всё же бывает чтение Апостола во время утрени (пример: утреня Великой Субботы[4]) и даже во время вечерни (пример: вечерня Страстной Пятницы[5]). Перед чтением Апостола возглашается один или два прокимна, а после чтения трижды исполняется аллилуиарий.
История
Среди старейших сохранившихся церковнославянских рукописей несколько представляют собой Апостол или его фрагменты (Енинский, Охридский, Слепченский, Македонский, два Хлудовских Апостола). Первое точно датированное кириллическое издание Апостола, выпущено восточнославянским просветителем Франциском Скориной в марте 1525 года. Первой точно датированной книгой в Московской Руси также является Апостол (издана московской типографией Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца в 1563—1564 гг.). Была издана на французской бумаге тиражом 2000 экземпляров. При этом послесловие к Апостолу, написанное Иваном Фёдоровым, стало первой светской публикацией[6]. Известно несколько более ранних московских изданий, но они не содержат выходных данных и упоминаются как «анонимные». В полиграфическом смысле Апостол Ивана Фёдорова выполнен на более высоком профессиональном уровне. Ивану Фёдорову принадлежит и первое издание Апостола на украинской земле (Львов, 1574 год). Всего вышло около 1000 экземпляров Львовского Апостола, 90 из них сохранилось на сегодняшнее время[7].
Почему «Апостол» стал первой на Руси печатной книгой
457 лет 10 марта 1564 года в Москве вышла первая русская датированная печатная книга — «Апостол».
Книги на Руси появились ещё в X веке: первое летописное упоминание о них встречается в «Повести временных лет» и относится к 988 году. Это были рукописные книги и поэтому весьма дорогие. Относительно большие собрания могли позволить себе только крупнейшие монастыри и царские библиотеки.
В 1563 году по указу Ивана Грозного в Москве недалеко от Кремля на Никольской улице была построена первая типография. Её создали дьякон московской церкви Николы Голстунского Иван Фёдоров и белорусский мастер Пётр Мстиславец.
В качестве первого напечатанного издания мастера выбрали «Деяния и послания апостолов» или «Апостол» евангелиста Луки. Выбор не был случайным: книга использовалась и для богослужений, и для обучения духовенства, а так же как азбука в церковно-приходских школах.
В апреле 1563 года Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец начали работу. Работа над «Апостолом» велась в течение года с апреля 1563 года по март 1564-го. Для печати использовалась специальная французская проклеенная бумага. За образец шрифта мастера выбрали «рукописный полуустав» (некрупные округлые буквы с небольшим наклоном вправо). Иван Фёдоров сам гравировал и набирал текст, а чтобы книгу было удобнее читать, печатники тщательно выравнивали строки и пробелы между словами. Уникальной была и используемая мастерами двухцветная печать.
Издание было декорировано в стиле древнерусских рукописных книг. Деревянный переплет обтянут сафьяном с золотым тиснением. В книге было 534 страницы, на каждой — по 25 строк. Начало каждой главы выделено орнаментом. В «Апостоле» около 50 рисунков из переплетенных трав с плодами и шишками. Книга вышла огромнейшим по тем временам тиражом — 1000 экземпляров.
Следующей книгой, которую напечатали Фёдоров и Мстиславец, стал «Часовник» — сборник повседневных молитв, использовавшийся также при обучении грамоте. Она вышла в 1565 году.
День 10 марта в истории
Сразу после появления «Апостола» и «Часовника» начались гонения на печатников со стороны переписчиков. После поджога, уничтожившего их мастерскую, Фёдоров со Мстиславцем вынуждены были бежать в Великое княжество Литовское. Там их радушно принял гетман Ходкевич, который основал типографию в своём имении Заблудове. В ней Иван Фёдоров и Петр Мстиславцев напечатали «Учительное евангелие» (1568) — сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов и «Псалтырь с Часословцем» — книгу, которая широко использовалась и для обучения грамоте.
Житие апостолов
Апостолы — ближайшие последователи Иисуса. Именно они первыми стали распространять Благую Весть о Смерти и Воскрешении.
1 Апостол Петр
Петр — не родное имя апостола. До встречи с Христом его называли Симон. Родился он в Вифсаиде на северном берегу Галилейского озера. Его отец — простой бедняк. Занимался рыбной ловлей. По его стопам пошел и Петр.
Оставил все свои дела, и последовал за своим Учителем после того, как Иисус чудесным образом излечил его тещу. Петр стал одним из любимых учеников Христа. Характер апостола — живой и вспыльчивый.
После вознесения Христа, Петр начал проповедовать учения в разных странах. Чудеса, которые он совершал привлекали людей. После контакта с ним мертвые оживали. Немощные и больные выздоравливали и вставали на ноги.
Петра распяли на перевернутом кресте. Последнее он пожелал сам, считая, что не может умереть так же как Христос.
2 Апостол Андрей
Андрей является братом Петра. За то, что он первым последовал за Христом, его назвали Первозванным. Всю свою жизнь он посвятил служению и даже отказался вступить в брак.
Андрей всегда и во всем следовал за Христом. После распятия Иисуса, стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. Согласно писанию, Андрей был преданным Иисусу до самой смерти.
Закончил свою жизнь будучи распятым на косом кресте.
3 Апостол Иоанн Зеведеев
Смерть Иоанна стала легендой. Почувствовав скорый конец, он позвал с собой на поле семь учеников. Они выкопали Иоанну могилу, в виде креста, в которую он лег, будучи живым. Ученики накрыли лицо апостола и засыпали землей. Через некоторое время, когда другие узнали об этом, могилу раскопали. Но тела там не обнаружили.
4 Апостол Иаков Зеведеев
Так же, как и его брат, Иаков ловил рыбу. Характер описывают как взрывной и порывистый. На страницах писания он появляется только после распятия и вознесения Христа. Он участвовал в устроении первых христианских общин. Назвали его «Старшим», потому что среди учеников было два Иакова. Среди апостолов его казнили первым — погиб от царского меча в 44 году.
5 Апостол Филипп
Родился Филипп в Вифсаиде. Христос призвал его третьим. Иисус часто обращался к апостолу за советами, как распределить малое количество еды на большое количество человек. Как гласит писание, после участия Филиппа в распределении, люди насыщались малым количеством пищи. Распяли его на кресте вниз головой. Сами ученики не хотели быть казненными как их Учитель, считая, что они не достойны такой же смерти.
6 Апостол Варфоломей
Варфоломей родился в Кане Галилейской. Возможно он являлся родственником или близким другом апостола Филиппа. Именно Филипп привел Варфоломея к Иисусу. О нем Христос отзывался, как о человеке, в котором нет лукавства и хитрости. Он один из первых учеников, которых призвал Иисус. В Евангелие упоминается о нем, как о Нафанаиле. Погиб Варфоломей в страшных муках в Армении — с него, когда он был еще живой, ножом срезали кожу.
7 Апостол Фома
Его называли «Дидим», что в переводе обозначает «близнец». Уж очень он был внешне похож на Христа. Упорный и решительный человек. Его назвали «Неверующим», потому что сначала Фома не поверил в воскрешение Иисуса, пока не увидел его раны. В Иерусалиме Фому Неверующего заключили в темницу, где долго пытали. После чего, пронзенный пятью копьями, умер.
8 Апостол Матфей
Автор первого Евангелия. Последовал за Христом прямо во время своей работы — сбора налогов. То есть наживался на своих соотечественниках. После того, как Иисус пришел к нему в дом, Матфей раскаялся. Раздал свое имущество беднякам. Присоединился к апостолам только после кончины Христа. Вместо предавшего Иисуса апостола Иуды. О его жизни практически ничего не известно. Данные о его смерти расходятся. Одни источники говорят, что он сгорел заживо, другие — что умер в мире.
9 Апостол Иаков Алфеев
Родственник Христа, двоюродный брат по матери. До встречи с Христом был сборщиком податей. Это занятие не считалось престижным, таких людей называли «мытари». Среди учеников был назван «Младшим», чтобы можно было отличать от второго Иакова. Который был старше его почти в два раза. Согласно преданию, его сбросили с крыши, а потом насмерть забили камнями.
10 Апостол Симон Зилот
11 Апостол Иуда Искариот
Выходец из провинции Иудея. Среди апостолов числился казначеем. Выдал Христа за 30 сребреников первосвященникам. Его предательство — сюжет многих произведений искусства.
12 Апостол Иуда Фаддей
Брат Иакова Алфеева. Именно он задал Иисусу на Тайном вечере вопрос о его грядущем воскрешении. В отличии от Иуды Искариота, Фаддей был безоговорочно предан Христу. Характером отличался мягким и покладистым. Согласно писанию, умер апостол в Армении, во второй половине 1 века мученической смертью.
Истинно первозванные апостолы
Кто был первозванным апостолом?
Этот вопрос задали Тому Сойеру на экзамене в воскресной школе, и он опозорился, сказав, что первыми апостолами были Давид и Голиаф, тогда как по убеждению экзаменаторов надо было назвать Петра и Андрея. Это убеждение, свойственное всей католической Церкви и передавшееся от неё также и православной Церкви, основано на известном рассказе евангелиста Матфея.
«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающего сети в море; ибо они были рыболовы; и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф 4,18).
Вроде бы всё ясно и вопросов нет. Но один вопрос всё-таки возникает: почему «первозванным» традиционно называют лишь одного Андрея? Пусть, как учили Тома Сойера, первыми апостолами (согласно Матфею) были Пётр и Андрей, но тогда и по порядку произношения их имён, и по старшинству, и по масштабу личности, первозванным апостолом должен именоваться не Андрей, а Пётр, но этот эпитет к нему никогда не применялся. Невольно возникает подозрение, что здесь что-то не так.
Оно многократно возрастает, когда читаешь первую главу Евангелия от Иоанна. В ней изложена версия, совершенно несовместимая с рассказом Матфея.
«На другой день опять стояли Иоанн и двое учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышавши от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: «учитель», — где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живёт, и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа» (Ин 1, 35-39).
Если верить Иоанну, эти двое учеников Иоанна Крестителя и стали первыми апостолами. Один из них был Андрей, имя второго не произнесено, но это точно не был Пётр, до которого дошла очередь позже, когда Андрей пришёл к нему и сказал: «мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привёл его к Иисусу» (Ин 1, 41).
Кто же был этот таинственный неназванный ученик, который вместе с Андреем составил пару, первой пошедшую за Христом? Это совершенно очевидно: им был сам евангелист Иоанн, тоже рыбак, сосед Андрея и Петра, а не назвал он себя по скромности, которое проявляется в его повествовании и дальше — он неизменно говорит о себе в третьем лице, как будто о другом человеке:
«Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса» (Ин 13, 23);
«Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус» (Ин 21, 26).
Поскольку версии Матфея и Иоанна не могут быть одновременно истинными, нам надо решить, какой из них верить. Но тут и думать нечего: их свидетельства по своей авторитетности просто несоизмеримы.
Иоанн, без всякого сомнения, величайший из апостолов. Более того, он достоин того определения, которое до него относилось к Иоанну Крестителю: «из рожденных женами не восставал больший» (Мф 11, 11). Этот любимец Христа был с Ним при всех главных событиях Его земной жизни – на Фаворе и в Гефсиманском саду, — возлежал у Него на груди на Тайной вечере, единственный из апостолов стоял у распятия и там произошло его посвящение Христом в свои названные братья: «Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено, се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин 19, 26-27). Нужны ли ещё аргументы для доказательства исключительности Иоанна? А такие аргументы есть: его Евангелие в философском и богословском отношении много глубже трёх других, а кроме него он написал ещё потрясающий текст Апокалипсиса. Он – единственный из апостолов, умирающий своей смертью, его тела не оказалось в могиле, а на месте погребения раз в год появлялась ароматная пыльца. Неужели мы не поверим ему в описании того, чего он сам был непосредственным участником?
А вот в рассказе Матфея вполне естественно усомниться, ибо он написал о том, чего своими глазами не видел. Он присоединился к числу апостолов уже после того, как ими стали Пётр, Андрей, Иоанн, Иаков, Филипп и Варфаломей – перечислены в том порядке, который дан у самого Матфея. Фраза «Я сделаю вас ловцами человеков», конечно, подлинна, рыбаки её придумать не могли, но она прозвучала не на берегу моря, когда Пётр и Андрей закидывали сети, а когда Андрей привёл Петра в жилище Христа. Разумеется, братья восторженно её повторяли, и постоянно её слыша, Матфей в своём воображении воспроизвёл призвание братьев в более романтичной форме, чем это было на самом деле.
Почему же Церковь игнорирует прямое свидетельство великого святого и принимает опосредованное свидетельство апостола заурядного? Тут надо учесть, что речь идёт прежде всего о католической Церкви – мы, к сожалению, пошли у неё на поводу, — а её главной идеологией, которой подчинено всё остальное богословие, является учение о Римском папе как наместнике Христа во всей вселенной. Католикам во что бы то ни стало надо было обосновать свой догмат всевластия папы (к которому потом добавилась и непогрешимость), и она пошла на прямую подтасовку.
В качестве главного аргумента они берут слова Христа, Который в ответ на признание Петром Его божественности, сказал: «…что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16,19). Дальше они рассуждают так: эти слова Господа относились не к Петру, как человеку, а к Петру, как епископу Рима, которым он стал впоследствии, значит ключи от рая преемственно переходят с той поры всем епископам Рима, т.е. папам. Это не просто отсутствие логики, это полный абсурд. Во-первых, римским епископом Пётр стал через тридцать с лишним лет после этих слов, а прежде того был епископом в Иерусалиме, так что по закону первенства вселенским владыкой должен был бы стать патриарх Иерусалимский. Во-вторых, право связывать и разрешать на земле есть обыкновенная харизма рукоположения, так что своей фразой Спаситель хотел сказать всего лишь то, что Пётр когда-то будет священником. В-третьих, явившись после Воскресения своим ученикам, Христос сказал им всем: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20, 23).
Чувствуя уязвимость своих доводов, католическая Церковь хочет, если не номинально, то психологически сделать Петра ещё и первозванным – это, дескать, укрепит авторитет римских пап. Но ведь и это подлог: истинно первозванными апостолами были Иоанн и Андрей.
Апостолы Христа
Ученики Христа следовали за ним по всему миру, внимали каждому его слову. Они являлись свидетелями всех чудес, которые он творил. А самое главное — апостолы искренне верили, что Иисус — сын самого Бога.
По велению Христа они бросили все: дома, свои занятия, родителей, детей и жен. Следовали за Иисусом всюду: по странам и городам. Переносили вместе с ним все тяготы кочевой жизни. И это не было приказом. Они шли за своим Учителем по доброй воле. Что примечательно, почти все апостолы — выходцы из семей бедняков.
Своим ученикам Иисус завещал нести Благую весть о себе. Именно апостолы начали проповедовать Евангелие по всему миру. Как гласит писание, Господь наделил своих посланников чудодейственной силой. А теперь они находятся на небе. Окружают Бога, восседая на двенадцати престолах.
Ради веры, апостолы положили на алтарь свои жизни. Можно даже сказать, что они принесли свои жизни в жертву вере. Андрея, Петра и Иакова Алфеева распяли на кресте. Павла и Иакова Зеведеева обезглавили. Фому — проткнули копьем. Иоанн Зеведеев умер естественной смертью, но при жизни перенес множество страданий: его держали в заключении, пытались сварить в кипящем масле. Несмотря на то, что они погибли, слово Божье осталось жить в других людях. И их имена живы в писании до сих пор.