Апостольник у монахини что это
7 церковных головных уборов
Скуфья́
Небольшая мягкая остроконечная складная шапочка. Складки скуфьи образуют крестное знамение вокруг головы. Повседневный головной убор православного духовенства, монахов, некоторых послушников и мирян. Монашеская скуфья – черная. Женатый священник может получить право ношения фиолетовой скуфьи как награду. На скуфье патриарха и архиепископов нашит небольшой четырехконечный крест.
Камилáвка
(гр. – из верблюжьей шерсти)
Расширенный кверху твердый прямой цилиндр черного, фиолетового или темно-синего цвета. В Русской Церкви вошла в употребление после реформ Никона во второй половине XVII века. Священники из белого духовенства и протодиаконы могут получить право ношения камилавки как богослужебную награду. Белое духовенство надевает камилавку только во время богослужения.
Ми́тра
(греч. – головная повязка)
Головной убор, напоминающий по форме царскую корону. Является частью богослужебного облачения епископа, архимандрита или священника, награжденного правом ношения митры. Наверху митры – икона Троицы или крылатого серафима, у архиерейской – крест. По окружности митры расположено несколько иконописных образов. Епископская митра символизирует одновременно и царский, и терновый венец Христа.
Клобу́к
Клобук – это монашеская камилавка черного цвета с длинным, разделенным натрое шлейфом-наметкой. Монахи в священном сане носят клобук как во время богослужения, так и в повседневной жизни. Архиепископы носят черный клобук с нашитым на него крестом, митрополиты – белый клобук с крестом.
Апо́стольник
Головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, спину и грудь. Предмет одежды православной монахини. Поверх апостольника носят скуфью, камилавку или клобук.
Ку́коль русского патриарха
Ку́коль схимника
Мягкий остроконечный капюшон черного цвета с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи. Белыми нитками на куколе вышиты изображения креста, крылатых серафимов и текст Трисвятого. Головной убор монаха великой схимы. Надевается поверх мантии.
АПОСТОЛЬНИК
Монахиня в апостольнике
Монахиня в апостольнике
Лит.: Древние иноческие уставы. С. 523 (прим.); Феодорит Кирский, блж. История боголюбцев или повествование о святых подвижниках. СПб., 1853. С. 229; Parenti, Velkovska. Eucologio; Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. М., 1900. С. 877; Миллер Л. Святая мученица Российская вел. кн. Елизавета Феодоровна. М., 1994. С. 136; Дивеевские предания. М., 1996. С. 21-22; MenolBas. T. 2. P. 62.
Полезное
Смотреть что такое «АПОСТОЛЬНИК» в других словарях:
АПОСТОЛЬНИК — (от сл. апостол). Часть монашеской одежды, покрывающая грудь и шею. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АПОСТОЛЬНИК от слова апостол. Часть монашеской одежды, покрывающая грудь и шею. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка
апостольник — сущ., кол во синонимов: 2 • куколь (10) • плат (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Апостольник — Великая княгиня Елизавета Фёдоровна в апостольнике Апостольник предмет … Википедия
апостольник — ап остольник, а … Русский орфографический словарь
апостольник — Те саме, що кукіль 1 … Словник церковно-обрядової термінології
Платок — У этого термина существуют и другие значения, см. Платок (значения). Платок кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве элемента одежды или дополняющий ее. Виды платка Фото Название Описание … Википедия
Виды головных уборов — … Википедия
Élisabeth de Hesse-Darmstadt — Ne pas confondre avec Elisabeth de Hesse (1539 1583), fille de Philippe Ier de Hesse Cassel et épouse de Louis VI du Palatinat. Élisabeth Fiodorovna de Russie (Елизавета Фёдоровна Романова) Nom de naissance Élisabeth Alexandra Louise Alix de … Wikipédia en Français
АПОСТОЛ — муж., греч. ученик, последователь, приверженец; | учитель правоверия; | название двенадцати учеников Христовых, посланных Им проповедовать Евангелие; | книга деяний и посланий их. Апостолово послание, говоря об известном апостоле; послания… … Толковый словарь Даля
МАРФО-МАРИИНСКАЯ обитель милосердия — Московская еп., в Москве, на Ордынке. Открыта в 1910. Основательница обители и первая настоятельница ее вмц. вел кн. Елисавета Феодоровна. При этой обители два храма. Сестрами обители был принесен обет совершать, под руководством и покровом… … Русская история
Одежды монашествующих
Из истории монашеских одеяний
Христиане с древнейших времен стремились выразить свою посвященность Богу, в числе прочего, и в одежде. Первые христиане носили скромные одежды, чуждые всякой роскоши. Их атрибутом был палий – простой длинный плащ, скрывавший фигуру. Он являлся символом смирения. Тертуллиан (III в. по Р.Х.) свидетельствовал, что язычники насмехались над христианами, говоря, что они сменили тогу (почетную одежду) на палий (одежду презренную). Священномученик Киприан Карфагенский писал о том, что христиане, особенно посвятившие себя Богу в подвиге девства, должны одеваться скромно, избегая малейшей роскоши и украшательства.
С формированием института монашества стали появляться специально монашеские одеяния. Изначально они были очень простыми и практичными: например, в монашеский плащ можно было завернуться во время сна и часто для пустынников он составлял единственную постель. Со временем символическое значение стало преобладать над практическим.
Символика монашеских одежд
Согласно Положению о монашествующих Русской Православной Церкви, «монашество — это особый образ христианского жительства, заключающийся во всецелом посвящении себя на служение Богу».
Желающий посвятить себя Богу в монашестве проходит несколько степеней посвящения, каждой из которой соответствует особое одеяние, причем с каждой новой степенью число этих одеяний увеличивается: к уже имеющимся добавляются новые. Монашеское одеяние есть знак посвящения, уневещивания себя Христу, подобно тому, как при венчании на вступающих в земной брак возлагаются венцы.
Черный цвет монашеского одеяния символизирует покаяние, отречение от мира, умирание для всего мирского, дабы ожить для Бога.
Как правило, монашествующие (кроме схимников) надевают все свои облачения только на богослужение и в особо торжественных случаях. Вне службы монахини и инокини ходят в подряснике, поясе и апостольнике, иногда к ним добавляется скуфья. Монахи и иноки ходят в подряснике, поясе и скуфье.
Чины монашествующих
Послушник (ца) – человек, живущий в монастыре, подчинившийся его уставам, принявший решение стать монахом, но еще не прошедший постриг. При посвящении в послушники читается особая молитва. Послушники ходят в подряснике с поясом, послушницы – в подряснике и платке, повязанном на лоб. Иногда послушникам благословляется ношение скуфьи, а послушницам – апостольника.
Рясофорный послушник – следующая степень приближения к монашескому постригу. Находящийся на ней носит рясу, женщины – апостольник, мужчины – скуфью. При посвящении в рясофор читается особая молитва.
Инок – человек, прошедший первый – малый – постриг. К облачению добавляется клобук с наметкой. В знак отречения от мира и оставления прежней жизни при иноческом постриге иногда дают новое имя.
Монах – полная степень монашеского пострижения. При постриге в монашество (малую схиму, мантию) приносятся обеты целомудрия, послушания и нестяжания. Как правило, в знак рождения в новую жизнь, при монашеском постриге дается новое имя (или при оставлении прежнего имени дается новый небесным покровитель с тем же именем. То есть, например, в миру женщину звали Марией в честь равноапостольной Марии Магдалины, а в монашестве ее покровительницей стала прп. Мария Египетская). К облачению добавляются параман с параманным крестом и мантия.
Схимонах – постриг в великую схиму это максимальная степень отречения от мира. Постригаемому вновь меняют имя. На великосхимника возлагается параман с многокрестием и аналав, украшенный изображениями Креста Господня и орудий страданий Спасителя. Клобук заменяется на куколь. Также схимники носят особую скуфью с вышитыми на ней херувимами.
Монашеские одежды
Подрясник – длинное, закрывающее тело одеяние с длинными узкими рукавами. Своей простотой символизирует нищету, смирение, отречение от мира, целомудрие. Существуют русский, греческий и болгарский фасоны подрясников (подробнее о них читайте в разделе нашего справочника, посвященном одежде для священнослужителей). Мужской и женский монашеские подрясники одинаковы по своей сути, но при их пошиве важно учитывать разницу в раскрое одежд для представителей разных полов. В официальной обстановке и в храме монашествующие носят черный подрясник, в быту, особенно в летнюю жару, в некоторых монастырях допускаются другие цвета).
Пояс – символ обуздания плоти, подчинения ее духу, а также бодрости, собранности. Монашествующие носят довольно широкий кожаный пояс, либо пояс из ткани (цельный или плетеный).
Ряса – надевается поверх подрясника. В отличие от него, имеет широкие рукава, находящие на ладонь. Может иметь русский или греческий покрой (см. в разделе одежда для священнослужителей), иметь подкладку или быть сшитой без нее. Монашеская ряса всегда имеет черный цвет. Слово «ряса» происходит от древнего «бедная, вытертая одежда, рубище». Она символизирует беспопечительность и нестяжание.
Срачица (сорочка, хитон, власяница) – длинная свободная закрытая сорочка, которую носят под одеждой. Древние подвижники в качестве сорочки носили власяницу – одежду из жесткой шерсти верблюда или овцы, которая колола тело.
Параманный крест – деревянный крест довольно крупного размера, надеваемый поверх сорочки на грудь и соединяемый шнурами с параманом. Имеет вверху и внизу петли для шнуров.
Мантия (палий) – длинный широкий плащ, который спускается до земли, скрывая фигуру. Имеет застежку на вороте. В Древней Руси монахи носили вместо рясы кафтан-однорядку, и мантия была их основным отличительным одеянием. Поэтому древнерусские монахи, выходя из кельи, были обязаны всегда быть облаченными в мантию.
Мантия символизирует отречение от своей воли, от всех мирских и греховных дел (поскольку скрывает руки). Также она напоминает об ангельских крыльях. Еще одно значение мантии – упование на Промысл Божий и милость Господню, которая покрывает служителя Божия и руководит его жизнью.
Монашеская мантия имеет 40 складок, которые символизируют 40 дней, которые Господь постился на горе Искушения. Этим она напоминает монаху о необходимости постничества и терпения искушений и скорбей.
Мантия служащего священника, игумена или игумении может иметь шлейф. Мантия архимандрита, в которой он совершает богослужение, всегда украшена шлейфом.
Клобук с наметкой (наглавник) – представляет собой высокий цилиндрический головной убор без полей, слегка расширяющийся кверху. Он обтянут легкой черной тканью, которая спадает вниз свободным плащом.
Мужской монашеский клобук имеет наметку, разрезанную натрое: две ее боковые части спускаются спереди на плечи, более широкая центральная покрывает спину. Такая форма происходит от древнего обыкновения монахов в определенные моменты богослужения снимать клобук, завязав концы наметки под подбородком.
Женский монашеский клобук имеет неразрезную наметку.
В древности вместо клобука монахи носили куколь (от лат. – «капюшон») – головной убор с округлым верхом. Это одеяние пришло и на Русь, где было заменено клобуком в ходе реформы патриарха Никона. Сегодня сохраняется у старообрядцев. Куколь символизировал детскую простоту и незлобие, поскольку похожие головные уборы в древнем мире надевали на младенцев.
Апостольник – часть облачения монахини. Представляет собой платок особого колоколообразного покроя с вырезом для лица. На затылочной части апостольник стягивается лентой в знак контроля над помыслами. Апостольник свободно спускается на спину и грудь, может достигать пояса или быть несколько короче. В официальной обстановке и во время богослужения монахини ходят в черных апостольниках, в быту в некоторых монастырях они заменяются на белые или серые.
Скуфья – шапочка округлой формы, закрывающая лоб. Имеет в верхней части складки, образующие крест. Схимническая скуфья украшена вышитыми изображениями херувимов.
Великосхимнический куколь (кукуль) – мягкий остроконечный головной убор, переходящий в небольшую накидку, закрывающую шею. Напоминает своей формой остроконечный воинский шлем. В последовании пострига именуется куколем беззлобия, шлемом спасительного упования. Святитель Симеон Солунский писал: «Кукуль спускается и спереди на грудь – ради силы мысли и сердца, а также и на спину. Он обшит вокруг червлёными крестами, для того чтобы этим царственным и страшным знамением отгонять врагов, спереди и сзади нападающих на нас».
Схимниками надевается на скуфью, схимницами – на апостольник. На куколе так же, как и на аналаве, вышиты Голгофа, серафимы и текст Трисвятого.
Параман с многокрестием – плетеный, включает в себя 40 крестов.
Четки (вервица) – непременный атрибут монашествующих, напоминающий о том, что монахи (а в идеале, и все христиане) призваны непрестанно молиться. Монашеские четки, как правило, бывают сплетены из черной шерсти или сутажа и имеют сто (иногда более) зерен.
Апостольник
Апостольник — предмет одежды православной монахини. Представляет собой головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи и покрывающий равномерно грудь и спину. По длине может достигать живота. Поверх апостольника носятся скуфья, камилавка или клобук. В Русской церкви апостольник является обязательным облачением для монахинии, в Греции он заменяется большим платком, а, например, в Румынии он отсутсутствует как элемент монашеского облачения.
Происхождение апостольника восходит к мафорию. Апостольник и орарь были облачением диаконис. Феодорит Кирский, описывая внешний вид современной ему преподобной Домнины (V век), сообщает, что она была «вся покрыта покрывалом, достигающим до колен».
Традиционный цвет апостольника — чёрный, в случае несения монахиней определённых послушаний (например, работа в просфорне) он может быть белым. Для сестёр Марфо-Мариинской обители, основанной великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, был разработан белый апостольник по образцу монашеского.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Апостольник» в других словарях:
АПОСТОЛЬНИК — (от сл. апостол). Часть монашеской одежды, покрывающая грудь и шею. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АПОСТОЛЬНИК от слова апостол. Часть монашеской одежды, покрывающая грудь и шею. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка
апостольник — сущ., кол во синонимов: 2 • куколь (10) • плат (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
апостольник — ап остольник, а … Русский орфографический словарь
апостольник — Те саме, що кукіль 1 … Словник церковно-обрядової термінології
АПОСТОЛЬНИК — Монахиня в апостольнике Монахиня в апостольникеВ рус. правосл. традиции часть жен. монашеского облачения, головной убор, обязательный для постоянного ношения. Представляет собою плат колоколообразной формы, имеющий округлый вырез для лица.… … Православная энциклопедия
Платок — У этого термина существуют и другие значения, см. Платок (значения). Платок кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве элемента одежды или дополняющий ее. Виды платка Фото Название Описание … Википедия
Виды головных уборов — … Википедия
Élisabeth de Hesse-Darmstadt — Ne pas confondre avec Elisabeth de Hesse (1539 1583), fille de Philippe Ier de Hesse Cassel et épouse de Louis VI du Palatinat. Élisabeth Fiodorovna de Russie (Елизавета Фёдоровна Романова) Nom de naissance Élisabeth Alexandra Louise Alix de … Wikipédia en Français
АПОСТОЛ — муж., греч. ученик, последователь, приверженец; | учитель правоверия; | название двенадцати учеников Христовых, посланных Им проповедовать Евангелие; | книга деяний и посланий их. Апостолово послание, говоря об известном апостоле; послания… … Толковый словарь Даля
МАРФО-МАРИИНСКАЯ обитель милосердия — Московская еп., в Москве, на Ордынке. Открыта в 1910. Основательница обители и первая настоятельница ее вмц. вел кн. Елисавета Феодоровна. При этой обители два храма. Сестрами обители был принесен обет совершать, под руководством и покровом… … Русская история
Ответы на недоуменные вопросы
1. К ак здороваться с дьяконом?
2. К акой рукой правильно ставить свечи или передавать их?
Без разницы, какой удобно.
3. Ч то делать с испорченным соборным маслом и с испорченными просфорами?
То и другое следует сжечь. Если у Вас нет возможности сжечь, то лучше принести в храм, чтобы сожгли в церковной печи.
4. К ак называется большой крест в храме?
Такой крест называется Голгофа. Череп и кости внизу символизируют кости Адама.
5. Е сть ли какая-нибудь соцсеть для православных людей?
Да, есть! И называется она «Елицы» имеет такой логотип и располагается по адресу http://elitsy.ru/ Здесь можно узнать много всго интересного не только о церковной жизни, но о путешествиях, найти ответы на технические вопросы, попросить помолиться или самим поучаствовать в общей молитве, найти друзей и многое многое другое, всего не объять.
6. Ч то находится в алтаре?
7. П очему женщина в храме покрывает голову?
8. Ч то нужно сделать для того, что бы причаститься?
9. Ч то такое риза правды?
При крещении человека в православном храме, священник одевает на крещаемого Крестильную рубашку при словах: . Обликается в ризу Правды. !
Виноградное, красное, сладкое вино, например «Кагор» с содержанием сахара 165-185 г на дм 3 (или на 1 литр).
11. Е сли человек умер на Ильин день, что это может означать?
Это ничего не означает, просто человек умер в этот день! Приметы это страшная вещь! Но если перестать в них верить, то они перестают сбываться!
Но существует народная примета, что после Ильина дня не следует купаться в открытых водоёмах. Это обусловлено тем, что в природе с этого времени начинаются холодные течения и это может привести к сведению конечностей купающихся, а паника приводит к утоплению.
12. Д ля чего человеку нужен Ангел Хранитель и как к нему относиться?
Можно много сказать на эту тему, но лучше послушать или прочитать книгу Юлии Вознесенской «Юлианна, или Игра в киднеппинг». В простой форме рассказывается трудной работе Ангелов Хранителей, собственно это только 1-й том из трёх.
В сказочной повести Юлии Вознесенской сестры-близнецы Юля и Аня попадают в опасные приключения, виной которым – их мачеха-ведьма. Оказывается, мир полон злых сил, которые во что бы то ни стало стремятся заставить людей совершать злые поступки. Но вера в Бога и заступничество Ангелов-Хранителей помогают девочкам преодолеть все опасности.
Собственно определение заключается в наличии наперстного Креста или Панагии (у архиерея).
14. З ачем держат плат на Причастии?
Плат держат во время Причастия держат для того, чтобы Святые Дары случайно не попали на пол, а также для отирания уст причащающихся, особенно если на губах осталась святая Кровь.
15. К ак поблагодарить батюшку?
16. М ожно ли мирянам носить Апостольник?
Апостольник — предмет одежды православной монахини. Представляет собой головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи и покрывающий равномерно грудь и спину. По длине может достигать живота. Поверх апостольника носятся скуфья, камилавка или клобук. В Русской православной церкви апостольник является обязательным облачением для монахини, в Греции он заменяется большим платком, а, например, в Румынии он отсутствует как элемент монашеского облачения.
Происхождение апостольника восходит к мафорию. Апостольник и орарь были облачением диаконисс. Феодорит Кирский, описывая внешний вид современной ему преподобной Домнины (V век), сообщает, что она была «вся покрыта покрывалом, достигающим до колен».
Традиционный цвет апостольника — чёрный, в случае несения монахиней определённых послушаний (например, работа в просфорне) он может быть белым. Белые апостольники иногда благословляются на праздники, в зависимости от устава монастыря. Для сестёр Марфо-Мариинской обители, основанной великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, был разработан белый апостольник по образцу монашеского.
Так что мирянам не следует носить монашеское одеяние.
17. М ожно ли православным поздравлять людей других конфессий с их празниками?
Поздравлять конечно можно! Только следует понимать, что за праздник, с которым Вы собираетесь поздравить и не противоречит ли он Христианству. А вот ритуальную пищу вкушать не следует.
19. Ч то делать, если поздравили с днём рождения раньше.
Криминала в раннем поздравлении никакого нет! Чтобы не обижать людей, которые хотели Вам сделать приятное, можно поблагодарить и принять подарок (если его дарят). Тем самым Вы проявите любовь к ближним!
По крайней мере люди могут перепутать число или будут отсутствовать в это время, но хотят выразить Вам уважение и почтение! А предрассудки и суеверия это не для нас с Вами.
20. К ак ответить, когда приглашают на православный праздник?
Согласиться или отказаться!
21. М ожно ли приходить в храм в женские дни?
Отвечает священник Антоний Русакевич