Аппаратура тсо что это
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)
Полезное
Смотреть что такое «ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)» в других словарях:
технические средства обучения (ТСО) — 3.1 технические средства обучения (ТСО): Специализированные технические средства, предназначенные для использования в образовательном процессе в целях повышения качества и эффективности обучения. Примечания 1. Технические средства обучения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Технические средства обучения (ТСО) — средства обучения, состоящие из экранно звуковых носителей учебной информации и аппаратуры, с помощью которой проявляется эта информация. Экранно звуковые средства (ЭЗС) подразделяются на звуковые (аудитивные) грамзаписи, магнитные записи,… … Педагогический терминологический словарь
Технические средства обучения (ТСО) — устройства и приборы, служащие для усовершенствования пед. процесса, повышения эффективности и качества обучения путем демонстрации аудиовизуальных средств … Педагогический словарь
технические средства обучения — 3.6.3 технические средства обучения; ТСО: Системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности. Примечание По функциональному назначению ТСО… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — (ТСО), средства обучения, состоящие из экранно звуковых носителей уч. информации и аппаратуры, с помощью к рой проявляется эта информация. Экранно звуковые средства (ЭЗС). подразделяют на звуковые (ауди тивные) грамзаписи, магнитные записи уч.… … Российская педагогическая энциклопедия
технические средства обучения — (ТСО) приборы и устройства, служащие для усовершенствования педагогического процесса, повышения эффективности и качества обучения. В дефектологической практике особое значение имеют приборы, специально созданные для коррекции зрительных и… … Дефектология. Словарь-справочник
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — (ТСО) технические устройства и соответствующие им носители информации, применяемые для повышения эффективности учебного процесса и облегчения обучающей деятельности педагога и учебной деятельности учащихся … Профессиональное образование. Словарь
ГОСТ Р 53626-2009: Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Технические средства обучения. Общие положения — Терминология ГОСТ Р 53626 2009: Информационно коммуникационные технологии в образовании. Технические средства обучения. Общие положения оригинал документа: 3.5 безопасность ТСО: Состояние технических средств обучения на всех этапах жизненного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Технические средства — 3.2 Технические средства систем автоматизации, комплекс технических средств (КТС) совокупность устройств (изделий), обеспечивающих получение, ввод, подготовку, преобразование, обработку, хранение, регистрацию, вывод, отображение, использование и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Средства обучения — авмо, авсо, автоматизация, автоматизация обучения, автоматизированная обучающая система (аос), автоматическая обработка текста, автоматический перевод, авторские компьютерные системы, адаптивная обучающая машина, адаптивная обучающая программа,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Аппаратура тсо что это
Классифицировать технические средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Перечислим их основные классификации:
1) по функциональному назначению (характеру решаемых учебно воспитательных задач);
2) принципу устройства и работы;
5) характеру воздействия на органы чувств;
6) характеру предъявления информации.
Технические средства передачи информации:
Технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. С этой целью используются как старые модификации устройств типа «АМК-2», так и новейшие компьютерные технологии. Контролирующие ТСО бывают индивидуальные и групповые. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности ТСО контроля знаний варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных компьютерных программ. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы.
Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают:
Тренажерные технические средства — специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ действий, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности. Особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям.
Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей:
По принципу устройства и работы ТСО бывают:
По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования.
По логике работы ТСО могут быть с линейной программой работы, т. е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.
По характеру воздействия на органы чувств выделяют:
По характеру предъявления информации ТСО можно разделить на:
Аппаратура тсо что это
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Information and communication technologies in education. Training equipment. General statements
ОКС 35.240.99
ОКП 96 6000
Дата введения 2011-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским государственным технологическим университетом «Станкин» (Специализированный центр новых информационных технологий)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)»
4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с Изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля 2009 г.), Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с Изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26 июня, 30 июня, 21 июля, 18 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 24 апреля, 23 июля, 27 октября, 25 декабря 2008 г., 10, 13 февраля, 17 июля 2009 г.)
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.
Введение
Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования способствует появлению широкого спектра дистанционных образовательных технологий и различных форм электронного обучения. Формирование единой информационно-образовательной среды на уровне образовательного учреждения, региона и системы образования в целом обусловливает необходимость разработки комплекса национальных стандартов, устанавливающих требования к образовательным технологиям и средствам обучения.
Технические средства обучения представлены широкой номенклатурой разнородной продукции, характеризующейся конструктивной сложностью и предназначенной для реализации современных технологий обучения преимущественно в ИКТ-насыщенной среде. Одним из основных направлений модернизации национальной системы образования является развитие ее материально-технической базы и создание в образовательных учреждениях всех уровней практико-ориентированных систем обучения, предусматривающих широкое применение технических средств обучения. Обеспечение качества и безопасности технических средств обучения должно основываться на соблюдении требований технических регламентов, стандартов, сводов правил, федеральных государственных образовательных стандартов и других нормативных документов.
Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» и устанавливает общие положения по стандартизации технических средств обучения.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие положения применительно к техническим средствам обучения, используемым в образовательных учреждениях всех уровней для реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
В настоящем стандарте определено функциональное назначение, принципы классификации, основные характеристики и правила подтверждения соответствия технических средств обучения.
Стандарт предназначен для применения разработчиками, поставщиками и потребителями технических средств обучения в целях обеспечения развития и применения новых технологий обучения, повышения качества образовательного процесса и подтверждения соответствия продукции, процессов, работ и услуг в сфере образования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения»
ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52653, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 технические средства обучения (ТСО): Специализированные технические средства, предназначенные для использования в образовательном процессе в целях повышения качества и эффективности обучения.
1 Технические средства обучения являются подклассом учебной техники.
2 Технические средства обучения могут быть в виде устройства, аппаратуры, оборудования, информационно-программного обеспечения или комбинации этих средств с учетом их функционального назначения в образовательном процессе.
3 Технические средства обучения могут быть конструктивно выполнены и функционировать на основе принципов механики, оптики, электротехники, радиотехники, электроники, вычислительной техники, телекоммуникации и их комбинаций.
4 Технические средства обучения должны обеспечить повышение качества процессов подготовки учебных материалов преподавателем, усвоения и запоминания новых знаний учащимися, управления образовательной деятельностью и контроля результатов обучения.
3.2 унификация ТСО: Установление относительного числа видов ТСО, необходимого для обеспечения потребностей системы образования и определенных в общероссийском классификаторе продукции или ином нормативном документе по стандартизации.
3.4 качество ТСО: Степень соответствия присущих ТСО характеристик требованиям стандартов, сводов правил, договоров и иных нормативных документов.
3.5 безопасность ТСО: Состояние технических средств обучения на всех этапах жизненного цикла, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью обучающихся, преподавателей и сотрудников образовательного учреждения, имуществу образовательного учреждения, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
3.6 оценка соответствия ТСО: Прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
4 Общие положения
4.1 Функциональное назначение ТСО
4.1.1 Технические средства обучения составляют из основных компонентов материально-технической базы системы образования и обеспечивают эффективность и качество образовательного процесса.
4.1.2 Основные функции ТСО в образовательном процессе:
— передача информации обучаемым;
— подготовка обучаемых к выполнению заданий и организация их выполнения;
— получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации, коррекция этих процессов;
— хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации;
— преобразование получаемой с помощью ТСО информации обучаемыми с исследовательской целью.
4.1.3 Создание технических средств обучения должно осуществляться в соответствии с потребностями национальной системы образования с соблюдением требований законодательства, технических регламентов, международных и национальных стандартов, сводов правил, а также с учетом научно-технических достижений и лучших практик применения технических средств обучения в образовательном процессе.
4.1.4 Разработка номенклатуры технических средств обучения должна выполняться на основе унификации их видов с учетом функционального назначения, уровней образования и образовательных стандартов, рубрик общероссийского классификатора продукции.
4.1.5 Разработка технических средств обучения должна выполняться с учетом их совместимости с другими компонентами образовательной среды, обеспечения функционирования на уровне рабочих мест, учебных классов и лабораторий, зданий и сооружений образовательных учреждений.
4.2 Классификация ТСО
4.2.1 Классификация необходима для унификации ТСО, совершенствования классификаторов продукции, идентификации, оценки качества и подтверждения соответствия конкретных моделей ТСО.
4.2.2 ТСО могут быть классифицированы по следующим признакам:
— по функциональному назначению;
— по принципу действий;
— по способу организации процесса обучения;
— по степени интерактивности;
— по характеру воздействия на органы чувств;
— по способу представления информации;
— по уровню образования.
4.2.3 По функциональному назначению ТСО подразделяют на:
— технические средства передачи учебной информации;
— технические средства контроля знаний;
— технические средства обучения и самообучения;
4.2.4 По принципу действия ТСО подразделяют на:
Технические средства охраны объектов – определение, виды и требования к монтажу и обслуживанию
Технические средства охраны – это дополнение к физической защите объектов. Использование ТСО помогает снизить расходы на обеспечение безопасности зданий (промышленных объектов, торговых комплексов, многоквартирных домов) и прилегающих территорий. Снижение трат происходит за счет уменьшения количества персонала.
Что такое ТСО в охране
Технические средства охраны – это совокупность устройств, используемых для обеспечения безопасности объектов. Изделия улучшают качество физической защиты, упрощают нарядам и караулам несение службы. С помощью ТСО удобно вести контроль за внешними периметрами объекта, внутренним пространством охраняемого помещения. Эксперты рекомендуют использовать инженерно-технические средства защиты для увеличения безопасности. Полагаться только на силы охранников нельзя:
Установка системы видеонаблюдения
Перечень можно продолжать и дальше. Технические средства охраны объектов лишены этих минусов. «Подговорить» камеру не вести запись невозможно. Охранные датчики предупредят о проникновении внутрь объекта.
К средствам охраны теоретически может относиться любое оборудование, направленное на обнаружение возможных проблем, защиту имущества и собственности.
Виды ТСО
Инженерные средства охраны многочисленны. К этой категории можно отнести датчики движения, камеры, устройства удаленного доступа. Для простоты понимания стоит задать следующую классификацию:
У каждой разновидности свои задачи. Для обеспечения максимальной безопасности охраняемой зоны лучше использовать изделия с разным назначением. Такая практика минимизирует риски преступных действий.
Видеонаблюдение
Стандартный перечень инженерной системы видеонаблюдения включает камеры и видеосервер. На крупных предприятиях могут применяться мониторы для оператора видеонаблюдения. Видеосерверы бывают 2 видов:
Охранная и пожарная сигнализация
При использовании устройств первого типа пользователю необходимо обеспечить место для хранения видео. Чем больше памяти на сервере будет, тем лучше. Это позволит увеличить качество записи камер, что повысит вероятность быстрого обнаружения преступников. Однако иногда возможностей оснащения просто не хватает.
Если компании не хочется «заморачиваться» с хранением информации на собственных серверах, то можно подключиться к облачным. Алгоритм действий простой:
Объем предоставляемой памяти зависит от суммы контракта. Крупным предприятиям лучше выбирать максимальные предложения. Они включают большой объем памяти и множество дополнительных опций.
Видеокамеры помогают решить 2 задачи. В охране ТСО этого типа используют для:
Запись с камер можно использовать для описания примет воров. Это повысит скорость обнаружения злоумышленников. Сам факт наличия камер может остудить некоторые горячие головы. От спланированных акций этот вид ТСО защитить не сможет. Эксплуатация камер снизит риски спонтанных преступлений.
Технические системы охраны этого типа выполняют несколько функций. Однако применение такого варианта защиты может ударить по бюджету. Поставить одну камеру в подъезде проблем не составит. Расходы вырастут кратно, если придется закрывать периметр крупного склада по границам и ставить устройства внутри помещений.
Найти должный выход из ситуации сложно, но вполне реально. Окружающих можно «обмануть». Вместо камер, следует использовать муляжи. Визуально устройства не отличить от настоящих моделей.
Системы контроля и управления доступом
Технические системы охраны этого вида включают разные изделия. В перечень можно включить:
Изделия разрешают и блокируют доступ людей на охраняемую территорию. Установка полностью соответствует законодательству страны. Ничего запретного в использовании шлагбаумов или магнитных запирающих устройств нет. Системы помогают не только охранять объекты от несанкционированного доступа, но и выполняют ряд других важных задач:
Охрана частных и многоквартирных домов
Эти ТСО в охране чаще используют на крупных промышленных объектах. Причем нередко их применяют в паре с системами видеонаблюдения. Например, на турникет можно установить вход по картам доступа и добавить интеллектуальную камеру с датчиком движения.
Охранная и пожарная сигнализация
Сигнализации как средства охраны объектов принято делить на внутренние и внешние. Первые охраняют материальные ценности внутри помещений. Внешние предупреждают о проникновении посторонних за периметр объекта.
Эти технические средства охраны объектов при срабатывании издают звуковой сигнал, выполняющий сразу 2 функции:
Сигнализации состоят из системы датчиков, блока управления, исполнительного устройства. Датчики отслеживают физические изменения: открытие двери или окна, посторонние движения, изменение температуры, разбитие окна. После они передают сигнал на блок управления, который задает команду исполнительному устройству.
Технические системы обнаружения несанкционированного проникновения на объект этого типа по способу передачи связи делятся на проводные и беспроводные. Каждая система обладает плюсами и минусами:
Пожарные сигнализации определяют изменения температуры и появления дыма. После датчики передают сигнал на блок управления, от которого идет команда к исполнительному устройству.
Требования к монтажу и обслуживанию ТСО
Технические средства охраны – это сложные инженерные изделия. Монтаж систем должны осуществлять компетентные компании, имеющие соответствующие лицензии. В ряде случаев использование такого оборудования необходимо учесть на стадии проектирования объекта.
Обслуживание ТСО нужно проводить с учетом регламента. Компании, осуществляющие установку, должны проводить профилактический осмотр изделий, проверять работоспособность устройств, отлаживать системы.
ТСО – это охрана с использованием самых современных решений. Однако технические средства должны идти в комплексе с физической охраной, но не заменять их.
Технические средства обучения
Использование ТСО в современной школе
Введение
Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы.
Главная задача учителя заключается в том, чтобы сделать предмет интересным для ребенка, заставить его увидеть за формулами и теоремами настоящие живые явления природы.
Использование современных обучающих мультимедийных технологий требует использования в школах современных технических средств обучения, которые позволяют: обогатить педагогический, технологический инструментарий учителей; автоматизировать процессы администрирования, избавляет от рутинной работы. Способствуют повышению методического мастерства учителей-предметников; появлению нового электронного педагогического инструментария; использованию электронных учебных программ, тестов, упражнений. Каждая школа желает, чтобы в ее кабинетах были современные технические средства обучения.
Понятие ТСО, предъявляемые к ним требования, возможности и функциональные особенности
Понятие ТСО
Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.
Современное оборудование – это широкий спектр высокоэффективных технических средств обучения. Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные.
Технические средства обучения постоянно совершенствуются; в школы систематически поступают новые, апробированные и рекомендованные ТСО как общего назначения, так и специализированные: лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, комплексы для изучения физики, математики и других предметов.
Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста учащихся, учебного предмета и необходимости их использования.
Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование ТСО в начале урока (на пять минут) сокращает подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 5—10 минут позже обычного. Использование ТСО в интервалам между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока. Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляемость.
При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. Правильное чередование различных средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.
Эффективность ТСО в значительной степени зависит от того, насколько удачно они сочетаются с комплексом других средств обучения, применяемых в учебном процессе.
Учитель в учебно-воспитательном процессе применяет ТСО и аудиовизуальные средства обучения на трёх уровнях:
Основные требования к ТСО
Основные требования к ТСО можно разделить на пять групп:
I. Функциональные. Способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы.
II. Педагогические. Соответствие возможностей технических средств тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями к обучению и воспитанию учащихся.
III. Эргономические. Удобства и безопасность эксплуатации ТСО, уровень шума, удобства транспортировки, ремонта, минимальное количество операций при подготовке их к работе.
IV. Эстетические. Товарный вид, гармония формы, масштаб, соразмерность, целостность композиции.
V. Экономические. Относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности.
Функции ТСО очень разнообразны и их большое количество. Выделим основные четыре:
а). Коммуникативная – функция передачи информации. Она даёт возможность воспринимать анализаторами учебный материал.
б). Научно-исследовательская – функция, которая даёт возможность получаемую информацию использовать с исследовательской целью, а также с целью поиска вариантов использования учебного материала для различных форм познавательной деятельности, а также моделирование содержания и форм подачи информации.
в). Управленческая – функция, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и саму организацию их выполнения, а также получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.
Дидактические возможности ТСО
Дидактические возможности ТСО, улучшающие учебно-воспитательный процесс, а именно:
I. ТСО являются источником информации;
II. ТСО рационализируют формы преподнесения учебного материла;
III. ТСО повышают степень наглядности;
IV. ТСО конкретизируют понятия, явления и события;
V. ТСО организуют и направляют восприятие;
VI. ТСО удовлетворяют запросы учащихся по различным направлениям и интересам;
VII. ТСО делают доступным для учащихся тот материал, который без них не доступен;
VIII. ТСО усиливают интерес учащихся к учёбе;
IX. ТСО являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
X. ТСО активизируют познавательную деятельность учащихся;
XI. ТСО способствуют сознательному усвоению учебного материала, развитию мышления, воображения, наблюдательности.
Самое главное, ТСО экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счёт уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Все выше перечисленные возможности исходят из дидактических особенностей ТСО, к которым относятся:
1) Информационная насыщенность;
2) Возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;
3) Возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;
4) Показ изучаемых явлений в развитии и динамике;
5) Реальность отображения действительности;
Выразительность, богатство изобразительных приёмов, эмоциональная насыщенность.
Понятие интерактивной доски и её возможности
Полностью функционирующие интерактивные доски обычно включают 4 компонента:
• соответствующее программное обеспечение
• и саму интерактивную доску, которая также может комплектоваться встроенным принтером
Изображение с монитора компьютера передается через проектор на интерактивную доску, а прикосновения к ее поверхности поступают обратно на компьютер с помощью кабеля или через беспроводные интерфейсы связи и обрабатываются специальным программным обеспечением.
Типы интерактивных досок
По основным характеристикам различают интерактивные доски прямого или обратного проецирования.
Интерактивные доски бывают трех типов:
• Доски, фиксирующие сопротивление поверхности при прикосновении.Такие доски имеют мягкую и гибкую поверхность, состоящую из двух частей. Материал, фиксирующий сопротивление, отделяется небольшим промежутком от остальной поверхности доски и передает сигналы на компьютер при срабатывании специальной мембраны. Такие доски могут управляться не только специальными маркерами, но и обычным прикосновением к доске руки или указки. Специальные маркеры также могут быть настроены (с использованием прилагающегося программного обеспечения (ПО)) на отображение различных цветов. Такие доски очень подходят для школ, так как надежны и не требуют каких-либо специальных приспособлений, которые могут потеряться или сломаться.
• Доски, фиксирующие электромагнитные импульсыЭти доски подобны традиционным и имеют твердую поверхность. Управление осуществляется посредством специальных электромагнитных маркеров, работающих на батареях. Поверхность доски покрыта сеткой тонких проводов, фиксирующих небольшое магнитное поле, излучаемое маркером.
• Лазерные доски имеют твердую рабочую поверхность с инфракрасными лазерными сканерами, установленными на поверхности Эти сканеры обнаруживают движение специальной ручки, закодированный цвет и передают их на компьютер. Близки к этой технологии и доски DViT (Digital Vision Touch), в которых используются маленькие цифровые видеокамеры, располагающиеся по углам экрана и фиксирующие каждое прикосновение к нему. К компьютеру и к интерактивной доске могут быть подключены микроскоп, камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображенными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока. Для учителя запас изобразительного и видеоматериала при подготовке к уроку с помощью этого технического средства безграничен, так как существует множество обучающих ресурсов по любой теме, а в различных онлайн библиотеках можно найти конкретные наглядные материалы и использовать их многократно.
Теперь преподавателям просто нет необходимости беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и учебных пособий. В них просто отпадет необходимость. Всю проведенную в ходе лекции работу со всеми сделанными на доске записями и пометками можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и в виде видеозаписи.
Интерактивная доска позволяет воспроизводить информацию в формате, доступном всем учащимся. Работая на доске электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы.
Наибольший эффект может получить преподаватель, использующий все возможности доски. Интерактивная доска с помощью специального маркера позволяет перемещать по своей поверхности рисунки, фотографии и тексты, копировать их, вращать, изменять размер и форму. С помощью такого маркера можно не только рисовать на поверхности доски, но и управлять компьютерными программами, нажимать кнопки, выделять и перетаскивать объекты. Маркер в этом случае заменяет компьютерную мышь. Эта особенность позволяет использовать с интерактивной доской многие компьютерные программы, в том числе большую часть существующих мультимедийных компьютерных образовательных программ.
Дистанционно же, управляя презентацией, преподаватель имеет больше возможностей оказывать индивидуальную помощь учащимся, потому что все построения, схемы, которые он должен был выполнить на доске во время лекции, уже есть на слайдах презентации.
Интерактивная доска снижает психологический барьер, позволяя учащимся преодолеть свой страх перед техникой и начать использовать на уроках современные технологии.
Интерактивные инструменты
Интерактивная доска, в зависимости от фирмы производителя, может быть укомплектована специальными интерактивными инструментами:
ACTIVboard, тень от карандаша минимальна, можно делать точные графические построения и пр.
Для досок Smart Board аналогом ACTIVvote является Smart Response PE.
Эти дополнения к интерактивной доске помогут преподавателю сделать занятие более продуктивным, отпадёт необходимость в письменных тестированиях, которые являются психологическим стрессом, а учащиеся с большим вниманием будут относиться к лекциям с применением интерактивных аксессуаров.
По функциональному назначению технические средства обучения обычно делят на три основных класса:
Контролирующие учебный процесс: подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы), контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий.
Информационные: мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов);
Обучающие: практическое выполнение учебных заданий; Эффективность усвоения учащимися курса ОБЖ во многом зависит от того, как организован и с применением каких технических средств обучения осуществляется учебный процесс, основными компонентами которого являются:
Научно обоснованная учебная программа курса ОБЖ.
Оптимальная методика проведения занятий.
Соответствующая современная учебно-материальная база (УМБ) в том числе и технические средства обучения.
Можно выделить следующие способы применения технических средств:
В настоящее время идет обеспечение всех российских школ доступом к сети интернет и оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием. Тем самым реализуется установка обеспечения современного качества образования, соответствующего актуальным и перспективным потребностям личности Внедрение и использование современной техники и источников информации в образовательную среду – это осознанная необходимость, а так же закономерный этап развития образования.
Всем известно, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации. Необходимость применения технических средств обучения, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Необходимость технических средств обучения обусловлена и значительным усложнением преподаваемого материала: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство только вербальными средствами и с помощью мела и доски. технические средства обучения позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации.
Основные элементы учебно-материальной базы кабинета ОБЖ
В кабинете проводятся все теоретические и часть практических занятий по ОБЖ, на которых учащиеся приобщаются к сознательному и ответственному отношению к личной безопасности, приобретают навыки оказания первой помощи себе и пострадавшим. На базе кабинета ОБЖ строиться также самостоятельная работа обучающиеся и их внеклассная работа. В кабинете ОБЖ могут проводиться встречи с интересными людьми, тематические вечера и лектории.
Примерный набор технических средств обучения может быть следующий:
— универсальный мультимедиапроектор с экраном;
— DVD плеер и телевизор;
— музыкальный центр с микрофоном;
— набор видеофильмов на CD по тематике ОБЖ.
Таким образом, подводя итог выше изложенному, можно сделать вывод: использование технических средств обучения на уроках ОБЖ – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера и другой техники многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность проведения урока.