Аппликатуры аккордов что значит х и о

Как читать аппликатуры аккордов на гитаре

Чтобы уверенно обучаться игре на гитаре, вам необходимо уметь читать аппликатуры аккордов. Этот навык вам пригодится как в начале творческого пути, когда вы еще совсем неопытный, так и в будущем. Простые аккорды можно просто запомнить, а что-то посложнее, например, «девятки» и различные составные аккорды в любом случае придется подсматривать. В этой статье научимся правильно читать аппликатурные схемы и быстро ставить их на гриф гитары.

Аппликатурная схема

Ниже разберем эти схемы по составляющим.

Сетка аппликатуры

Сетка представляет собой гриф гитары со струнами и ладами. Струн всего шесть, а ладов обычно изображают 5. Но бывает по-разному, в зависимости от аккорда. Чтобы понять где какая струна, просто представьте, что гитару поставили стоя на пол и облокотили о стену. Вертикальные линии отвечают за струны (от 6 до 1 слева направо), а горизонтальные линии это лады. Обычно записывается номер верхнего лада, то есть того, откуда идет отсчет. Если там не указано ничего, значит это верхний порожек, то есть нулевой лад.

Номера пальцев

Схематично каждый палец левой руки имеет номер

Номера пальцев не всегда указываются в аппликатурных схемах. Эти обозначения больше нужны новичкам, которые еще точно не знают, как правильнее поставить пальцы на гриф, чтобы было удобно. Большой палец в аппликатурных схемах используется очень редко. Как правило, если подразумевается «блюховый хват», то большой палец держит басовые струны сверху. Также этот палец используется в технике «теппинг», но этот прием отображают только в табулатурах.

Верхний порожек

Как было написано выше, если не указывается номер верхнего лада в аппликатуре, значит это верхний порожек. Для большей наглядности эту линию рисуют жирной.

Номера ладов

Если аккорд играется дальше по грифу, например, в пределах 5-го лада, то изображать пространство от верхнего порожка нецелесообразно. Тогда гриф рисуют на схеме от 4-го или 5-го лада и обозначают его цифрой. Схема получается компактнее, а цифры говорят гитаристу где ставить аккорд. Если цифр нет, значит аккорд играется в районе верхнего порожка.

Обозначение аккорда

Над аппликатурой всегда пишут обозначение соответствующего аккорда. Оно строится из тоники, наклонения (мажор или минор) и дополнительных ступеней. Подробнее о построении аккордов вы можете почитать на нашем сайте: ЗДЕСЬ.

Минорные аккорды имеют суффикс «m», у мажорных его нет. Септаккорды имеют цифру 7 в конце, что означает дополнительную седьмую ступень в аккорде. Например, Em7.

Точки

Точки говорят о том, в каком месте зажимать струны и на каких ладах. Если мысленно перенести схему на гриф, то становится предельно понятно куда поставить пальцы, чтобы получился тот или иной аккорд. Заметьте, черные точки на сетке означают, что в этих местах нужно зажать струны. Прозрачные или белые точки за сеткой означают, что должны звучать открытые струны. В принципе их играть необязательно, но без них аккорд будет «беднее» звучать.

Буквы на точках

Иногда вместо цифр, обозначающих пальцы, на точках пишут буквы. Они означают ноты. Практическая применимость их в том, что становится проще учить ноты на грифе. Постоянно подсматривая в схемы, вы незаметно для себя выучите где находится на грифе та или иная нота.

Символ «Х» в аккорде

Это символ в аппликатуре означает, что струна, напротив которой он стоит, не должна звучать. Ее нужно глушить при игре. Чаще всего глушат басовые струны, реже более тонкие. Чтобы их заглушить, нужно легонько положить фаланги пальцев на нижестоящие струны. Обратите внимание, что заглушкой пренебрегать не стоит, иначе в аккорде будут звучать «левые» ноты. Из-за этого вместо нормального звука у вас будет каша и диссонансы.

Обозначение баррэ

Баррэ обозначают либо дугой либо не обозначают вообще, но это понятно из аппликатуры. Например, в аккорде F, можно просто заполнить точками весь 1-й лад, что будет обозначать, что он должен быть зажат полностью одним пальцем.

Источник

Аппликатура аккордов для шестиструнной гитары

Аппликатуры аккордов что значит х и о. tablitsa akkordov dlia shestistrunnoy gitary. Аппликатуры аккордов что значит х и о фото. Аппликатуры аккордов что значит х и о-tablitsa akkordov dlia shestistrunnoy gitary. картинка Аппликатуры аккордов что значит х и о. картинка tablitsa akkordov dlia shestistrunnoy gitaryЧто такое аппликатура аккордов для шестиструнной гитары? Это схемы, по которым пальцами зажимаются струны на грифе, чтобы получилось извлекать правильные звуки.

Схема аккордов на гитаре для начинающих

Если вам нужна простая схема аккордов на гитаре для начинающих, то вам подойдут 9 вариантов, которые изображены на картинке слева. Они открытые. Это значит, что вам не придется зажимать баре, когда вы будете их брать. Играть таким образом вам будет намного проще, если использовать именно эти схемы в начале обучения.

Для тех, кто уже освоил гитару, в середине статьи мы приведем таблицу основных аккордов и в конце дадим расширенный вариант таблицы для того, чтобы вы могли добавлять в свои песни дополнительные музыкальные краски.

Таблица аккордов для шестиструнной гитары

Аппликатуры аккордов что значит х и о. applikatura akkordov dlia shestistrunnoy gitary. Аппликатуры аккордов что значит х и о фото. Аппликатуры аккордов что значит х и о-applikatura akkordov dlia shestistrunnoy gitary. картинка Аппликатуры аккордов что значит х и о. картинка applikatura akkordov dlia shestistrunnoy gitaryНа этом рисунке приведены схемы и таблица аккордов для шестиструнной гитары для начинающих гитаристов с не очень большим опытом, которые используются в игре чаще всего.

Если у гитары будет не 6, а 7 струн, тогда схемы будут выглядеть иначе. Это нужно помнить, так как для семиструнного инструмента используется другой строй.

Обозначения аккордов на 6-ти струнной гитаре

Если вы немного учили сольфеджио, то знаете, что в музыке применяются буквенные обозначения аккордов на 6-ти струнной гитаре.

От этих букв получается и общее обозначение, такое как литера А обозначает мажорный аккорд Ля. Две литеры подряд Am – минорный ля.

Если добавить маленькую букву m, после основного символа, обозначающего ноту, получится минорный аккорд, такой как Am. Соответственно запись без дополнительных букв и символов говорит о мажорном звучании.

Так же используются различные цифры и знаки бемоль и диез. В популярной и рок музыке вы обычно встретите только диезы #. В этом нет ничего странного, так как на самом деле, если подойти к этому с логической точки зрения, то диез и бемоль дублируют друг друга.

Наверное, вы знакомы с очень популярным сейчас инструментом – укулеле. Так вот – этот гавайский народный инструмент имеет на 2 струны меньше и гораздо проще в обучении. Если вам сложно начать с полноценной «шестиструнки», вы можете для начала освоить гавайский укулеле. Так вам будет проще и удобнее переходить от простых мелодий к более сложным.

Принципы создания музыки

Аппликатуры аккордов что значит х и о. tablitsa akkordov dlya shestistrunnoj gitary. Аппликатуры аккордов что значит х и о фото. Аппликатуры аккордов что значит х и о-tablitsa akkordov dlya shestistrunnoj gitary. картинка Аппликатуры аккордов что значит х и о. картинка tablitsa akkordov dlya shestistrunnoj gitary

Для любого музыкального инструмента построение мелодии и создание музыки основано на одинаковых принципах. Так что, на вопрос: «Какие бывают аккорды на гитаре» можно ответить – «Точно такие же, как и на других инструментах».

Полная таблица аккордов для шестиструнной гитары показана рисунке. Для акустики и классики таблица будет одинаковой.

На самом деле вариантов бесконечное множество и зная теорию музыки вы сможете легко изобретать и модифицировать их самостоятельно. Почитайте статьи по сольфеджио на нашем сайте и приходите к нам на урок теории.

Скорее всего вам вряд ли понадобятся все обозначенные варианты. Так же стоит помнить, что все комбинации на грифе имеют одинаковые законы построения (Вы же знали, что в музыке все математически точно?).

Вы можете просто передвинуть пальцы вниз по грифу на половину тона (1 лад), зажав баре и получите следующую тональность. Ноты поменяются на всех струнах. Теми же пальцами вы будете извлекать похожие звуки, но в другой тональности.

Для того, чтобы делать это бегло и играть легко, вам нужно будет освоить баре. Освоить баре не сложно, обычно для нулевого уровня нужно около месяца времени, чтобы все стало получаться легко и красиво.

Кстати, именно по причине того, что играть музыку можно в любой тональности, в интернете можно встретить разные варианты аккордных последовательностей для разных песен. В целом, обычно, это просто разные тональности.

В чем трудности у новичков

Для новичков, которые первый раз взяли в руки гитару, сложнее всего настроить правильно все 6 струн. Но самый частый вопрос у новичков – это как читать схемы аккордов на гитаре.

Как читать схемы

Точки на картинке – это места, где нужно зажимать струну, а линии – это порожки на грифе, разделяющие лады. Самая толстая линия обозначает начало первого лада.

А струны настраиваются очень просто по нотам:

Просто скачайте на свой телефон программу – тюнер и забудьте о проблеме настройки.

Если у вас возникли вопросы по обозначениям, вы можете написать нам на почту, позвонить по телефону или прийти на пробное бесплатное занятие. Уже на пробном уроке преподаватель сможет объяснить вам с нуля то, что вызывает у вас первоочередные вопросы.

В музыкальной школе Future Music мы проводим занятия для взрослых и детей любого уровня подготовки. Приходите на первый урок игры на гитаре с нуля, и мы расскажем, как зажимать и правильно играть аккорды!

Материалы по теме

Аппликатуры аккордов что значит х и о. obucheniya igre na gitare dlia detey. Аппликатуры аккордов что значит х и о фото. Аппликатуры аккордов что значит х и о-obucheniya igre na gitare dlia detey. картинка Аппликатуры аккордов что значит х и о. картинка obucheniya igre na gitare dlia detey

Занятия гитарой для детей

Обучение игре на гитаре для детей в нашей школе музыки. Узнайте как ваш ребенок сможет начать играть!

Аппликатуры аккордов что значит х и о. kak bystro nauchitsia igrat na gitare bystroye obucheniye. Аппликатуры аккордов что значит х и о фото. Аппликатуры аккордов что значит х и о-kak bystro nauchitsia igrat na gitare bystroye obucheniye. картинка Аппликатуры аккордов что значит х и о. картинка kak bystro nauchitsia igrat na gitare bystroye obucheniye

Быстрое обучение на гитаре

Как быстро научиться играть на таком инструменте, как гитара? Научиться может любой, рассказываем как это сделать.

Аппликатуры аккордов что значит х и о. kak bistro mozhno nauchitsa igrat na gitare i pianino. Аппликатуры аккордов что значит х и о фото. Аппликатуры аккордов что значит х и о-kak bistro mozhno nauchitsa igrat na gitare i pianino. картинка Аппликатуры аккордов что значит х и о. картинка kak bistro mozhno nauchitsa igrat na gitare i pianino

Как научиться играть на гитаре или укулеле

Многим начинающим музыкантам хочется знать, за сколько можно выучиться играть на гитаре? Давайте разберемся в этом материале.

Источник

Буквенно-цифровое обозначение аккордов: для начинающих гитаристов

Аппликатуры аккордов что значит х и о. bukv cyfr obozn. Аппликатуры аккордов что значит х и о фото. Аппликатуры аккордов что значит х и о-bukv cyfr obozn. картинка Аппликатуры аккордов что значит х и о. картинка bukv cyfr oboznБуквенно-цифровая система – способ обозначения аккордов при помощи латинских букв, цифр и специальных знаков. Этим символьным набором в названии аккорда указывается вся необходимая информация о его строении. От какой ноты построен, к какому типу аккордов относится (мажорный, минорный, уменьшённый, септаккорд и т.д.), какие ступени добавлены, альтерированы (повышены или понижены).

Например, C – до мажор, Am – ля минор, E7#9 – ми мажор септаккорд с повышенной 9-ой ступенью, Bb13 – терцдецимаккорд от ноты си-бемоль и др.

Система предназначена не только для шестиструнной гитары, для фортепиано, но и для других музыкальных инструментов.

А вот так выглядит буквенно-цифровое обозначение аккордов в различных вариантах записи аккомпанемента:

Аппликатуры аккордов что значит х и о. chord pesnya. Аппликатуры аккордов что значит х и о фото. Аппликатуры аккордов что значит х и о-chord pesnya. картинка Аппликатуры аккордов что значит х и о. картинка chord pesnya

Ритм-партия в виде слэш-нотации:

Аппликатуры аккордов что значит х и о. chord slashnot. Аппликатуры аккордов что значит х и о фото. Аппликатуры аккордов что значит х и о-chord slashnot. картинка Аппликатуры аккордов что значит х и о. картинка chord slashnot

Аккорды дополнительно обозначены в нотах и табулатуре для гитары:

Аппликатуры аккордов что значит х и о. chord notytaby. Аппликатуры аккордов что значит х и о фото. Аппликатуры аккордов что значит х и о-chord notytaby. картинка Аппликатуры аккордов что значит х и о. картинка chord notytaby

Над нотами мелодии указаны аккорды аккомпанемента:

Аппликатуры аккордов что значит х и о. chord melody. Аппликатуры аккордов что значит х и о фото. Аппликатуры аккордов что значит х и о-chord melody. картинка Аппликатуры аккордов что значит х и о. картинка chord melody

Далее в статье: подробно изучим буквенно-цифровые обозначения, как посредством этой системы записываются названия простых и сложных аккордов.

Если вы хотите больше узнать о строении сложных аккордов с надстройками, ознакомьтесь с этой статьёй (в картинках, сетки, чтобы показать пальцовку; как построить – ноты, схемы).

Первая буква в названии – основной тон

Большой латинской буквой в названии обозначается основной тон, нота, от которой построен аккорд.

Для каждой ноты соответственно своя буква:

Аппликатуры аккордов что значит х и о. litery otc. Аппликатуры аккордов что значит х и о фото. Аппликатуры аккордов что значит х и о-litery otc. картинка Аппликатуры аккордов что значит х и о. картинка litery otc

Для обозначения повышенных/пониженных звуков на полтона используются знаки альтерации, как и в нотах.
«Диез» (#) или «бемоль» (b) добавляется после большой буквы, обозначающей ноту.

Аппликатуры аккордов что значит х и о. litery alter. Аппликатуры аккордов что значит х и о фото. Аппликатуры аккордов что значит х и о-litery alter. картинка Аппликатуры аккордов что значит х и о. картинка litery alter

Также для любого альтерированного звука в названии два вида записи – диезный или бемольный. В зависимости от используемой тональности (с # или b в ключе).

В некоторых странах, например в Германии, Польше, России, для обозначения ноты «си» может использоваться буква «H». А буква «B» в этом альтернативном варианте – это звук си-бемоль.

Так что, когда будете разучивать какой-либо аккомпанемент на гитаре, обязательно принимайте во внимание эту особенность.

1 вариант:

2 вариант:

Обязательно выучите наизусть ноты буквенными обозначениями. В том числе, и два варианта для нот «си» и «си-бемоль».

Дополнительные буквенные сокращения

Дополнительные буквенные сокращения указывают тип аккорда. Добавляются к латинской большой букве (основному тону).

Через запятую аналог сокращения в виде специального символа. Также распространённый вид «компактной» записи.

Названия аккордов и их обозначения:

Для обозначения мажорных аккордов (без надстроек) не используются дополнительные буквенные сокращения и спецсимволы. Они записываются только большими латинскими буквами (по основному звуку).

Например, C – до мажор, Eb – ми-бемоль мажор, A# – ля-диез мажор, F – фа мажор и т.д.

Цифры в названии аккордов

Цифры – это добавляемые ступени, надстройки. В названии аккорда выписываются после буквенного обозначения.

Расшифровка цифрового обозначения:

Примеры записи: C13, Amaj7, Bm9, Eb6, Fm11

По надстройке в названии можно определить, какой это тип аккорда: 6 – секстаккорд; 7 – малый мажорный септаккорд или доминантсептаккорд; maj7 – большой мажорный септаккорд, m7 – малый минорный септаккорд, 9 – нонаккорд и т.д.

SUS2 и SUS4

Для задержанных аккордов цифра с приставкой «sus» указывает, какая ступень вместо терцового тона в аккорде:

Альтерированные надстройки

Альтерированные добавляемые ступени в названии аккорда указываются с соответствующими знаками альтерации:

Надстройки с обозначениями:

Сокращения «add» и «no»

Если добавляемая надстройка с сокращением «add» в названии, к трезвучию (мажорному или минорному) добавляется только указанная ступень.

Например, С add9 – к до мажору добавляется только 9-ая (нона).

Аппликатуры аккордов что значит х и о. cadd9. Аппликатуры аккордов что значит х и о фото. Аппликатуры аккордов что значит х и о-cadd9. картинка Аппликатуры аккордов что значит х и о. картинка cadd9

А вот если обозначение С9 (без add) – тогда это уже полный нонаккорд: мажорное трезвучие + 7-ая ступень (малая септима) + 9-ая (нона).

Аппликатуры аккордов что значит х и о. c9. Аппликатуры аккордов что значит х и о фото. Аппликатуры аккордов что значит х и о-c9. картинка Аппликатуры аккордов что значит х и о. картинка c9

«no5» в названии – в составе аккорда опускается квинта, т.е. без 5-ой ступени.

Сложные аккорды – несколько добавляемых ступеней

Если в аккорде несколько надстроек, они выписываются подряд в названии после большой буквы (тоники), или после маленькой буквы «m» (в минорном аккорде).

Варианты оформления:

В строку: Cmaj9#11, F13b9, Fm9

Аппликатуры аккордов что значит х и о. apl st. Аппликатуры аккордов что значит х и о фото. Аппликатуры аккордов что значит х и о-apl st. картинка Аппликатуры аккордов что значит х и о. картинка apl st

Две неальтерированные ступени записываются через косую черту (слеш): C6/9, D9/11

В названии большого минорного септаккорда надстройка «maj7» записывается обычно в скобках: Bm (maj7), Abm (maj7)

Если большой мажорный септаккорд с добавляемой ступенью (9, 11 или 13), в названии к тонике добавляется только приставка «maj» (имеется в виду большая септима) и надстройка. Cmaj9, Ab maj13 и др.

Дробные аккорды

Если самый низкий звук (в басу) аккорда не тоника, а другая нота, для названия используется дробный формат записи.

Такие аккорды ещё называют «дробными», «с дробью» или «аккорды с дополнительным басом».

Первая часть названия – обозначение аккорда по буквенно-цифровой системе. А вторая часть – через косую черту указывается нота большой латинской буквой, которая должна звучать в басу аккорда (его самый низкий звук).

Аппликатуры аккордов что значит х и о. chord drob. Аппликатуры аккордов что значит х и о фото. Аппликатуры аккордов что значит х и о-chord drob. картинка Аппликатуры аккордов что значит х и о. картинка chord drob

Давайте в качестве примера разберём несколько названий аккордов с дробью (нотное обозначение баса через «/»):

В аппликатурах для 6 струнной гитары басовая нота дробного аккорда обычно берётся на 6-ой, 5-ой или 4-ой струне.

Таблица: как записывать и читать основные аккорды

Таблица с информацией по каждому обозначению – список аккордов и их названия:

В схемах (3-ем столбце) интервалы обозначены цифрами. Повышенные и пониженные ступени указаны с соответствующими знаками альтерации (b и #). 3 – большая (мажорная) терция, b3 – малая (минорная) терция, b7 – малая септима, maj7 – большая септима.

Подчёркнутые ступени (цифры в схеме с нижним подчёркиванием) можно пропустить при построении аппликатур сложных аккордов на 6 струнной гитаре.

Иногда сыграть все тона аккорда на 6 струнах довольно сложно или просто невозможно (когда аккорд состоит из 7 звуков). И в таком случае убираются ступени, без которых аккорд всё равно сохраняет свою окраску. Довольно часто пропускается квинта (5). А в аккордах с 11-ой, 13-ой ступенями – ещё и нона (9).

Например, maj9: 1 – 3 – 5 – maj7 – 9

Квинту (5) можно пропустить (цифра подчёркнута в схеме). Фактически для построения аккорда на грифе можно использовать звуки – 1 – 3 – maj7 – 9

Аппликатуры аккордов что значит х и о. cmaj9. Аппликатуры аккордов что значит х и о фото. Аппликатуры аккордов что значит х и о-cmaj9. картинка Аппликатуры аккордов что значит х и о. картинка cmaj9

Таблица поможет вам не только в расшифровке буквенно-цифровых обозначений, но и в построении простых и джазовых аккордов.

Аппликатуры аккордов что значит х и о. tab obozn chords 1. Аппликатуры аккордов что значит х и о фото. Аппликатуры аккордов что значит х и о-tab obozn chords 1. картинка Аппликатуры аккордов что значит х и о. картинка tab obozn chords 1
Аппликатуры аккордов что значит х и о. tab obozn chords 2. Аппликатуры аккордов что значит х и о фото. Аппликатуры аккордов что значит х и о-tab obozn chords 2. картинка Аппликатуры аккордов что значит х и о. картинка tab obozn chords 2

На сегодняшний день буквенно-цифровое обозначение аккордов – общепринятый стандарт. В джазе, блюзе, роке и других музыкальных жанрах. Для начинающих гитаристов рекомендуется к изучению в обязательном порядке. Сразу, конечно, не обязательно заучивать все какие есть аккорды. Можно начать с обозначения минорных, мажорных аккордов, септаккордов и секстаккордов. И затем уже постепенно продвигаться дальше – осваивать более сложные аккорды с надстройками.

В любом онлайн-песеннике, в табах, нотах, учебниках наверняка вы увидите аккомпанемент, записанный в буквенно-цифровой системе. Научитесь читать, понимать эти обозначения. Это несложно. И всегда пригодится – в любой гитарной практике.

Источник

Аппликатуры аккордов что значит х и о. userinfo v8. Аппликатуры аккордов что значит х и о фото. Аппликатуры аккордов что значит х и о-userinfo v8. картинка Аппликатуры аккордов что значит х и о. картинка userinfo v8m_ludenhoff

Martin Ludenhoff

Перед начинающими обучаться игре на гитаре часто стоит задача освоения и запоминания аппликатурных форм и буквенно-цифровых обозначений различных аккордов. Это нужно для аккомпанемента, сочинительства, да и просто для более осознанного исполнения музыки по нотам, по слуху или «с рук». Кроме того, полезно знать некоторые термины, чтобы не «спотыкаться» о них при чтении различной литературы, особенно, если эти термины употреблены не совсем точно или не совсем уместно, что иногда встречается. Существует множество различных пособий, «таблиц аккордов» и т.п., касающихся этого вопроса. Как правило, попадаются громоздкие по объёму и потому трудные для запоминания таблицы или наборы примеров без систематического объяснения сути вопроса, т.е. строения аккордов. Не лучше ли самому научиться составлять такие таблицы аккордов? Ведь достаточно понять один раз, чтобы запомнить навсегда. Для того, чтобы освоить предлагаемый ниже материал, нужно лишь одно условие — необходимо немного знать нотную грамоту. Материал преподнесён очень сжато — читайте, не торопясь. По сути, это конспект традиционных учебников элементарной теории музыки (и немножко — учебников гармонии), сделанный по принципу «ничего лишнего», т.е. в основном только о строении аккордов.

Соотношение двух звуков по высоте называется интервалом. Единицей измерения интервала является тон. Один лад на грифе гитары равен 0,5 тона. Например, звук, взятый на пятом ладу первой струны, на один тон ниже звука, взятого на седьмом ладу той же струны. Названия интервалов и их величины:

прима0 тонов
малая секунда0,5 тона
большая секунда1 тон
малая терция1,5 тона
большая терция2 тона
чистая кварта2,5 тона
тритон3 тона
чистая квинта3,5 тона (малая терция + большая терция)
малая секста4 тона
большая секста4,5 тона
малая септима5 тонов
большая септима5,5 тонов
чистая октава6 тонов
нонаоктава + секунда
децимаоктава + терция
ундецимаоктава + кварта
дуодецимаоктава + квинта
терцдецимаоктава + секста

Составные интервалы (больше октавы) могут называться «большими», «малыми» или «чистыми», в зависимости от тех простых интервалов, которые прибавляются к октаве для их получения.

Слова «уменьшенный» и «увеличенный», которые прибавляются к названию интервала, означают уменьшение или увеличение этого интервала на 0,5 тона. Например, «уменьшенная квинта» равна «увеличенной кварте» и тритону и равна 3 тонам. Если интервал бывает «большой» и «малый», а не просто «чистый», то «уменьшается» малый интервал, а «увеличивается» большой. Например, «увеличенная секунда» равна 1,5 тона, а «уменьшенная секунда» равна 0 тонов.

Важным является осмысленное правописание интервалов. Например, если мы говорим о малой терции от ноты «до», то обязательно записывается нота «ми-бемоль», но никак не «ре-диез», поскольку последняя является увеличенной секундой от «до». Несмотря на то, что увеличенная секунда равна малой терции, хаотичная запись может существенно осложнить восприятие нот. При отсчитывании интервала следует перебирать названия нот строго по порядку, приписывая знак альтерации уже после того, как название ноты определено. Таким образом, терцией (не важно, какой) от «до» всегда является «ми», т.к. терция — это «третья». До нужной величины (в данном случае — малой терции) мы «подгоняем» нашу терцию бемолем.

Равенство интервалов по их величине при различных названиях называется энгармонизмом интервалов. Например, увеличенная кварта и уменьшенная квинта энгармонически равны.

Аккордом в принципе можно назвать любое созвучие, но наибольшее распространение имеют аккорды, состоящие из трёх или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям путём октавных переносов (о таких аккордах и пойдёт речь дальше). Например, «ля-до-ми» или «до-ми-ля». Естественно, аккорды могут содержать октавные удвоения, которые «не считаются». Например, вышеприведённый аккорд может содержать несколько «ля» в разных октавах (скажем, «ля-до-ми-ля»), но его суть от этого не изменится (как и от октавных перестановок звуков).

Аккорд получает своё название от своего самого нижнего звука после расположения этих звуков по терциям. Например, аккорд «до-ля-ми» называется «ля». Звуки аккорда имеют свои названия по интервалам от нижнего звука, который называется основным тоном аккорда. Следующий по высоте за основным тоном звук называется терцовым тоном или терцией аккорда, за ним идут квинтовый тон или квинта, септима, нона, ундецима и терцдецима. Например, аккорд «ми-ля-до-ми» взят с удвоенной квинтой. Некоторые звуки в аккорде могут быть, наоборот, пропущены. Например, аккорд «до-ля-до» взят с пропущенной квинтой.

Ещё одно примечание: уменьшенное и увеличенное трезвучия используются довольно редко.

Тон аккорда, соответствующий самому высокому звуку аккорда, определяет «мелодическое положение» аккорда. При этом не рассматривается взаимное положение остальных звуков и их удвоения. Например, аккорд «ля-до-ля-ми» находится в мелодическом положении квинты.

Различают мелодию и её аккордовое (гармоническое) сопровождение, аккомпанемент. По отношению к одновременно звучащему аккорду каждый звук мелодии может быть аккордовым или неаккордовым. Аккордовый звук является основным тоном, терцией, квинтой и т.д. того аккорда, который в данный момент звучит (или должен звучать). Неаккордовым является любой другой звук.

Задержание — неаккордовый звук, «оставшийся» от предыдущего аккорда и часто разрешающийся в аккордовый звук настоящего аккорда. Проходящий — неаккордовый звук, заполняющий интервал между аккордовыми звуками (иногда и двух разных аккордов) мелодическим движением по какой-либо гамме. Вспомогательный — это «проходящий» между повторениями аккордового звука. Предъём — неаккордовый звук, предвосхищающий звук следующего аккорда.

В музыкальных произведениях часто применяется четырёхголосное изложение, т.е. аккорды берутся в виде сочетаний из четырёх звуков. На гитаре, например, на правой руке используются для звукоизвлечения чаще всего четыре пальца. В четырёхголосии самый нижний звук аккорда называется басом, далее по порядку — тенор, альт и сопрано (мелодия). Тенор, альт и сопрано называются «верхними голосами».

Аккорд может иметь тесное, смешанное или широкое расположение. При тесном расположении каждый из трёх верхних голосов отстоит от своего соседнего на терцию или кварту (т.е. между ними нельзя вставить другие аккордовые звуки). При широком — на квинту, сексту или октаву. При смешанном — эти интервалы сочетаются. Как при тесном, так и при широком или смешанном расположении бас может находиться от тенора на любом расстоянии. Иногда аккорды в тесном расположении, у которых бас находится достаточно далеко от тенора, называют аккордами в широком расположении. Строго говоря, это не совсем верная терминология.

Буквенно-цифровые обозначения аккордов довольно разношёрстны и разнообразны в различных изданиях и странах, часто встречаются различные неточности. В общих чертах принципы обозначения следующие: мажорное трезвучие обозначается просто буквой без дополнительных пометок, минорное — с добавлением буквы «m». Остальные аккорды образуются как бы путём повышения или понижения тонов этих трезвучий и/или добавления дополнительных тонов, что обозначается в виде индекса соответствующими цифрами со знаками альтерации. Знаки альтерации могут заменяться на знаки «+» и «-«. Например, если к ля-минорному трезвучию добавить малую септиму (взятую от основного тона), а квинтовый тон понизить на полтона, получится полууменьшенный септаккорд, который может быть обозначен как Am 7b5 и т.п.

Иногда миноры также обозначаются просто строчной буквой. Например, «а» будет означать то же самое, что и «Am».

В рок-музыке часто используются чистые квинты, лишённые мажоро-минорной окраски. Такие аккорды обозначаются с помощью цифры 5. Например, аккорд A5 будет состоять из двух звуков — «ля» и «ми» (возможно, с октавными удвоениями). Такие аккорды иногда называют «квинт-аккордами», и их можно представить себе как трезвучия с пропущенными терциями.

Аппликатурные формы различных аккордов вы можете найти в огромном количестве источников, поэтому здесь подробно рассматривать этот вопрос нет смысла. Однако, имеет смысл подумать о том, как удобнее запоминать аппликатурные формы, которых существует довольно много (слишком много, чтобы пытаться их запомнить бессистемно). Для начала следует уяснить, что некоторые аккорды используются значительно чаще других — их и будет полезно запомнить в первую очередь. В популярной, рок- и классической музыке чаще всего используются: мажорные и минорные трезвучия, доминантсептаккорд, малый минорный, уменьшенный и полууменьшенный септаккорды. Остальные созвучия используются ощутимо реже.

Имеет смысл хорошенько запомнить три основные универсальные аппликатурные формы мажорных и минорных трезвучий (эти формы можно легко двигать по грифу, получая разные по фактической высоте созвучия), т.к. эти формы используются чуть ли не в каждом произведении огромного количества музыкальных жанров:

Аппликатуры аккордов что значит х и о. 105056 original. Аппликатуры аккордов что значит х и о фото. Аппликатуры аккордов что значит х и о-105056 original. картинка Аппликатуры аккордов что значит х и о. картинка 105056 original

Аппликатуры аккордов что значит х и о. 24305 original. Аппликатуры аккордов что значит х и о фото. Аппликатуры аккордов что значит х и о-24305 original. картинка Аппликатуры аккордов что значит х и о. картинка 24305 original

На первом рисунке изображено минорное трезвучие с основным тоном на пятой струне. Терция этого трезвучия расположена на второй струне. Если повысить эту терцию на полтона, получится мажорное трезвучие, которое также широко используется в этой аппликатурной форме.

На втором рисунке изображено мажорное трезвучие с основным тоном на шестой струне. Терция этого трезвучия расположена на третьей струне. Если понизить эту терцию на полтона, получится минорное трезвучие, которое также широко используется в этой аппликатурной форме.

На третьем рисунке изображено мажорное трезвучие с основным тоном на пятой струне. Терция этого трезвучия расположена на первой и четвёртой струне (она удвоена). Если понизить эту терцию на полтона, получится минорное трезвучие, которое также широко используется в этой аппликатурной форме, но не буквально, т.к. формально взять все ноты такого аккорда будет уже нельзя из-за слишком большой растяжки (на практике некоторые ноты в этом случае просто выкидываются).

Вообще, следует понимать, что на практике эти три приведённые аппликатурные формы часто используются не буквально, а «частично». Например, в первой аппликатурной форме первая и четвёртая струна представляют собой интервал октавы, и брать оба этих звука одновременно вовсе не обязательно. Таким же образом звук на третьей струне представляет собой октавное удвоение звука на пятой струне. Тщательно исследуйте самостоятельно эти три аппликатурные формы на предмет октавных удвоений и составьте множество вариантов аккордов, которые «вытекают» из них. Не забудьте, что «избавляться» можно не только от октавных удвоений, но даже и от квинтового тона трезвучия полностью. Таким образом, эти трезвучия могут быть взяты даже в двухзвучном изложении. После такого самостоятельного исследования эти формы должны стать для вас визуально узнаваемыми даже в сильно «обрезанном» виде, что и послужит прочной основой для запоминания аппликатурных форм аккордов в принципе. Ну, и не забудьте, что важное значение имеет то, каким получается самый нижний тон аккорда (бас), т.к. это определяет, взято ли трезвучие в основном виде или в обращении (и в каком именно обращении).

Далее модифицируйте эти формы так, чтобы получить не только трезвучия, но и аккорды других классов. Например, если в первой форме основной тон аккорда, расположенный на третьей струне, понизить на тон (на два лада), получится септима аккорда, что в результате даст малый минорный септаккорд. Если после этого повысить на полтона терцию, расположенную на второй струне, получится доминантсептаккорд, и т.д. Подобный способ исследования будет хорошим методом запоминания большого количества самых разных аппликатурных форм: воспринимайте аккорды других классов как «модифицированные» трезвучия, и через некоторое время вы начнёте хорошо визуально ориентироваться на грифе. Проверяйте и подкрепляйте свои исследования готовыми таблицами аппликатур аккордов, которые можно найти в Интернете и различной литературе.

Далее будет интересно сказать о некоторых свойствах довольно часто встречающегося созвучия — уменьшенного септаккорда. Поскольку уменьшенный септаккорд равномерно «заполняет» октаву малыми терциями, за его основной тон может быть формально принят любой из его звуков. Например, аккорд Ao может быть записан как Co, Ebo, Gbo — все эти аккорды будут состоять из одних и тех же по названию звуков (или энгармонически равных). Таким образом, получается, что формально существует только три разных (по составу звуков) уменьшенных септаккорда, а не двенадцать (по количеству звуков в хроматической гамме). Отсюда следует ещё один интересный вывод: если повысить или понизить все звуки уменьшенного септаккорда на малую терцию, мы получим тот же самый аккорд. Иными словами, если вы передвинете любую аппликатурную форму уменьшенного септаккорда на грифе на три лада в любом направлении любое количество раз, вы получите функционально тот же самый аккорд.

Ещё немного о «визуальной связке» различных аппликатурных форм. Уменьшенный септаккорд полезно представить себе как доминантсептаккорд с повышенным (на полтона) основным тоном. Таким образом, если вы возьмёте на грифе уменьшенный септаккорд, а затем понизите на полтона поочерёдно каждый из его звуков, вы получите четыре разных доминантсептаккорда, основным тоном каждого из которых будет пониженный в данный момент звук. Экспериментируйте и ищите такие «визуальные связки» между аккордами различных классов. Хорошая визуальная ориентация на грифе полезна для любого музыканта, независимо от его сферы деятельности (солист, аккомпаниатор, аранжировщик, композитор) и поможет даже при простом разучивании произведений по нотам (то, что хорошо понимаешь, на порядок легче и быстрее запомнить).

Некоторый интерес представляют аккорды, которые можно каким-либо способом взять с открытыми струнами. Например, это может быть важно при выборе тональности для переложения какого-либо произведения для классической (акустической) гитары.

Хроматический звукоряд состоит из 12 различных звуков: «до», «до-диез», «ре», «ре-диез» и т.д. Однако в мелодиях чаще всего используются не все из этих звуков, а только некоторые. Совокупность этих «некоторых» звуков с их взаимосвязями, отношениями и иерархией является ладом, который использует данная мелодия. Таким образом, звуки лада являются «кирпичиками», из которых строится мелодия.

В музыке различных времён и народов сформировались разнообразные лады с разным количеством и взаимоотношениями звуков. В современной музыке получили наибольшее распространение так называемые натуральный минорный и натуральный мажорный лады. Необходимо заметить, что одна и та же мелодия может в процессе своего развития менять лады, переходя из одного лада в другой.

Натуральный мажорный лад состоит из 7 звуков (ступеней) и выглядит следующим образом: «до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до». Натуральный минорный лад состоит также из 7 звуков (ступеней) и выглядит следующим образом: «ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля». Как видно, в натуральном мажорном ладу между парами ступеней 3-4 и 7-1 по полтона, а между всеми остальными — по тону. В натуральном минорном ладу между парами ступеней 2-3 и 5-6 по полтона, а между всеми остальными — по тону.

Если взять за первую ступень натурального мажорного лада ноту «до», то мы получим звукоряд (гамму), состоящий из звуков «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» без диезов и бемолей. Если наша мелодия использует этот звукоряд в качестве лада, то говорят, что мы играем в тональности «до-мажор». Таким образом, тональность — это фактическая конкретная высота звучания («мажор» — сокращённое условное название натурального мажорного лада). Если же взять за первую ступень натурального мажорного лада ноту «ре», то мы получим звукоряд (гамму), состоящий из звуков «ре, ми, фа-диез, соль, ля, си, до-диез» (чтобы соблюсти интервалы между ступенями этого лада). Как видно, при ключе придётся выставить два диеза, фа и до. Если же взять за первую ступень натурального мажорного лада ноту «ми», то мы получим четыре диеза при ключе (фа-до-соль-ре). Отсюда ясно, что количество знаков альтерации при ключе и то, к каким нотам они относятся, возникает далеко не случайно. Если диезов два, то это обязательно фа-до, если три, то это обязательно фа-до-соль и т.д.

Аналогично, если взять за первую ступень натурального минорного лада ноту «ре», мы получим один бемоль (си) при ключе в тональности «ре-минор». Иногда говорят, что тональности бывают «диезные» и «бемольные» (стоять вперемешку диезы и бемоли при ключе никогда не могут).

При составлении гамм (звукорядов) описанным выше способом названия нот идут всегда строго по порядку, а для получения необходимых интервалов между ступенями лада используются знаки альтерации.

Если в натуральном мажорном ладу назвать 6 ступень первой, 7 — второй, 1 — третьей и так далее, оставив все интервалы между ступенями неизменными, мы получим натуральный минорный лад. Отсюда ясно, что, например, гамма до-мажор состоит полностью из тех же самых звуков, что и гамма ля-минор (т.е. все все звуки будут без диезов и бемолей), только в другом порядке. Таким образом, по знакам при ключе тональности до-мажор и ля-минор отличаться не будут (знаков нет в обоих случаях). Такие пары мажорных и минорных тональностей называются параллельными тональностями. Ещё один пример: тональности ре-мажор и си-минор параллельны.

Тональности, отличающиеся только наклонением лада (минор или мажор), называются одноимёнными. Например, это ре-мажор (два диеза при ключе) и ре-минор (один бемоль при ключе).

Существуют две важные разновидности натурального минорного лада: это так называемый «гармонический минор», возникающий при повышении на полтона 7 ступени, и «мелодический минор», возникающий при повышении на полтона 6 и 7 ступеней. Существует также «гармонический мажор», возникающий при понижении на полтона 6 ступени. Если мелодия использует такие лады, это всегда отражается только случайными знаками альтерации в нотном тексте, и никогда — знаками при ключе.

Аккорды, сопровождающие мелодию, составляются чаще всего из звуков того лада, который использует мелодия. При составлении аккорда от какой-либо ступени лада (или при «построении» аккорда на этой ступени) звуки лада выбираются по терциям, начиная от этой ступени. Например, трезвучие на первой ступени натурального мажорного лада окажется обыкновенным мажорным трезвучием. Можно построить трезвучия, септаккорды, нонаккорды и т.д. от любой ступени любого лада, и каждый аккорд будет принадлежать к определённому виду (классу). Т.е., например, если строить септаккорды, где-то получится большой мажорный, а где-то — доминантовый септаккорд и т.д.

Для построения аккордов в миноре часто используется гармонический минорный лад, о чём и говорит его название. Если в музыкальном произведении какой-то аккорд где-то «выбивается» из структуры лада (состоит как бы «не из тех» нот), то это может говорить о временной смене лада или тональности, либо о специальном украшении гармонии.

Лад — это система взаимосвязей звуков, обусловленная тяготением части из них (неустойчивых) к другим звукам (устойчивым). Во всех выше рассмотренных ладах устойчивыми являются 1, 3 и 5 ступени, из них абсолютно устойчивая — 1. Остальные ступени являются неустойчивыми. Каждый неустойчивый звук тяготеет к соседнему устойчивому (к соседним устойчивым, если их два). Сила тяготений различна: 1 ступень обладает наибольшей силой притяжения как самая устойчивая; чем меньше интервал, отделяющий неустойчивый звук от устойчивого, тем сильнее тяготение. Ладовые тяготения определяют динамику развития мелодии.

Подробную информацию о различных ладах вы можете найти в Интернете, например, в Википедии.

Тональности, в которых можно интенсивно использовать открытые струны, считаются «гитарными»: до-мажор, ре-мажор, ми-мажор, соль-мажор, ля-мажор, ре-минор, ми-минор, ля-минор, си-минор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *