Апсайклинг одежды что это
Что такое апсайклинг и у каких марок искать новые вещи из старых тканей
Перешивом винтажной одежды и использованием забытого на складах текстиля уже занимаются крупные модные бренды, но некоторые молодые марки строят на этом весь свой бизнес. Знакомимся с экологичной инициативой поближе
Вторая совместная коллекция Ganni x Levi’s с денимом из конопляного волокна, которая не так давно поступила в продажу в России — тоже пример экологичного модного запуска. Однако куда интереснее их первая работа: в 2019-м году бренды создали коллекцию из винтажных джинсов Levi’s 501, которую нельзя было купить. Только арендовать на срок до трех недель. Услуга была доступна в Великобритании и США и была успешной среди покупательниц, что и привело к следующему сотрудничеству марок. Апсайклинг-коллекция для аренды Ganni X Levi’s Апсайклингом занимаются и небольшие марки, специализирующиеся только на этом подходе. Один из самых узнаваемых брендов — французский 1/OFF: он уже сотрудничает с английскими универмагами Selfridges и Harvey Nichols, а также с миланским концепт-стором 10 Corso Como. Его основательница Рене ван Вейнгаарден на наш вопрос о том, с чего начались ее эксперименты с люксовым винтажем, вспомнила, что первым продуктом был тренч, полученный из сшитых вместе юбки и короткой куртки. «Вообще, идея создать бренд возникла после того, как я осознала, что есть еще много хороших вещей из высококачественных тканей, которые немного устарели. Сначала мы меняли их по частям, а позже стали использовать новые дизайнерские решения для соединения схожих винтажных айтемов», — рассказывает Рене.
Главные объекты для творчества для Рене и ее команды — сотрудников и нанятых на аутсорсе портных — это вещи Burberry, Yves Saint Laurent, Chanel, Ralph Lauren. У производств даже есть своя специализация. Например, за перешив твидовых жакетов отвечают «две талантливые дамы». «У нас очень маленькая команда, поэтому мы работаем 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, чтобы заставить бизнес функционировать», — признается Рене и подчеркивает, что за полтора года существования 1/OFF они добились внушительных успехов. И уже вызвали интерес не только покупателей и универмагов, но и люксовых брендов, с одним из которых готовят коллаборацию, о чем сообщили нам по большому секрету.
Переместимся в Англию: там бренд Art of Football переосмысляет футбольную эстетику и объединяет спортивных болельщиков по всему миру. В последние несколько лет марка сконцентрировалась на апсайклинге мерча, и недавний их дроп смог заинтересовать глянцевые издания. В нем серые базовые свитшоты были дополнены 110-ю шарфами футбольных болельщиков с названиями знаменитых и не очень команд.
Что такое апсайклинг и почему мир моды и шитья сходит по нему с ума
Что такое апсайклинг применительно к шитью и моде?
Апсайклинг (от англ. «upcycling», что можно перевести как «более широкое применение») — это повторное использование вещей с приданием им новой функциональности. Апсайклинг отличается от ресайклинга: ресайклинг — это полная переработка: так, например, поступают с ненужными пластиковыми бутылками, делая потом из них другой пластик. Апсайклинг же предполагает творческий подход с частичным сохранением исходной вещи, но её переделкой. В итоге вещь, подвергнутая апсайклингу, получает новую жизнь. С направленностью современного общественного сознания на заботу об экологии и грамотное использование ресурсов апсайклинг стал заметным трендом, и моды это тоже касается.
Применительно к шитью и моде апсайклинг — это переделка одежды, обуви, аксессуаров и создание из них вещей, которые можно использовать и дальше. И в этой интересующей нас сфере эта тенденция сегодня популярна как никогда.
В новом сезоне весна-лето 2021 апсайклинг обещает стать одним из главных трендов. Модели, произведённые с использованием переделанных вещей разной степени винтажности, остатков тканей из прошлых коллекций и так далее, представили Balenciaga и Marni, Miu Miu и Levis & Ganni, J. W. Anderson, Coach — список можно продолжать.
Вместе с миром моды по апсайклингу сходит с ума и мир шитья. Рукодельницы со всего мира перешивают и переделывают старые или ненужные, отжившие своё вещи, чтобы получить из них новые — полезные, модные и актуальные.
Платье из мужского пиджака своими руками
Чем же так хорош апсайклинг и почему он становится всё популярнее?
1. Это даёт возможность сохранить любимые вещи
Расстаться с любимыми вещами порой непросто, даже если они уже стали неактуальными или поизносились. Апсайклинг же даёт возможность продолжить жизнь этих вещей, чтобы они радовали нас и дальше.
Превращаем простую рубашку в необычную: 3 мастер-класса и 20 идей
2. Это творческий и очень интересный процесс
Придумать, как именно можно использовать вещи или вещь, и осуществить такую переделку — процесс, не менее интересный и захватывающий, чем шитьё с нуля. Фактически, любимое хобби, шитьё, с апсайклингом открывается ещё с одной стороны и даёт новые творческие возможности.
Как сделать новое из старого: instagram недели
3. Это может быть не слишком сложно
Конечно, такие переделки могут быть и весьма затейливыми, предполагающими наличие хороших навыков шитья, но нередко — совсем наоборот. Если опыта не очень много, можно попробовать слегка изменить исходную вещь, сохранить, например, сложные узлы, а переделать или добавить только некоторые детали.
Что можно сделать из старого пальто?
4. Это позволяет переосмыслить свой гардероб
Многие рукодельницы, которые уже увлечены апсайклингом, отмечают: стоит начать им заниматься, как остановиться становится сложно! И на собственный гардероб уже начинаешь смотреть по‑новому. Теперь, задумавшись о приобретении или шитье новой вещи, ты сначала исследуешь имеющиеся: нельзя ли что-то переделать? Кроме того, приятно, что одежда, сшитая некогда своими руками, благодаря переделкам продолжает жить и приносить пользу.
Интересные вещи и идеи по переделке одежды: instagram недели
5. Это позволяет экономить
Переделать имеющуюся вещь часто дешевле, чем купить новую или сшить её с нуля. Так что апсайклинг помогает экономить.
Шёлковая переделка: как перешить платье в ночную сорочку
6. Это важно для тех, кто думает об экологии
Если вы против бездумного потребления, вам близка «медленная мода», вы беспокоитесь об экологии и просто не любите выбрасывать вещи, которые ещё могут послужить, идеология апсайклинга наверняка окажется вам близка.
Идея переделки: футболка с цветным рукавом
7. Это модно!
Помимо прочих плюсов, апсайклинг — это модно! И, перекраивая старые джинсы в сумку-шопер, или делая из ненужного жакета новый, соответствующий последним тенденциям, жилет, вы точно можете знать, что вы не просто перешиваете вещи. Вы — в тренде!
Напоследок — ещё несколько наших материалов, посвящённых переделке вещей, с инструкциями или для вдохновения:
Перешить нельзя выбросить: 10 человек, которые вдохнули новую жизнь в старые вещи
8 необычных способов перешить мужскую рубашку
Интересные переделки одежды — вторая жизнь вещей: instagram недели
Что можно сделать из старой шубы? 12 ярких и практичных идей
Идея переделки: джинсы со смещёнными задними карманами
Сумка в технике апсайклинг из старых джинсов и остатков тканей
Что сделать из старых джинсов: 19 отличных идей
Метод Эллочки-людоедочки, или Как перешить мужскую рубашку в женскую
Уроки кройки и шитья: что такое upcycling и кто строит бизнес на вторичном производстве одежды
Как стать адептом апсайклинга
У каждой практики осознанного потребления есть свои особенности, плюсы и минусы. Но кое-что их объединяет (и это не только желание сделать мир лучше) — ни у одной из них нет приличного перевода на русский язык. Взять хотя бы чудовищное слово «састейнабилити», аналогов для которого в великом и могучем так и не нашлось. Казалось бы, повезло ресайклингу, который можно назвать «переработкой». Но здесь в дело вмешиваются еще два понятия — апсайклинг (upcycling) и даунсайклинг (downcycling), которые в общем-то тоже про переработку. Но разница между ними есть. В процессе даунсайклинга (или даунциклинга) утилизируют отходы, превращая их во вторичное сырье более низкого качества (например, ветошь), переработать которое повторно уже нельзя. Если первоначальный материал не теряет в качестве, то это как раз апсайклинг. А в случае, когда сырье меняется до неузнаваемости, корректнее всего говорить именно о ресайклинге. То есть если вашу футболку сделали из пластиковых бутылок, то это ресайклинг, если вы, поносив ее, отправили вещицу на тряпки, то это даунсайклинг. Ну а если вы обрезали старые джинсы, превратив их в шорты, то поздравляем: вы — адепт апсайклинга.
Апсайклинг в России долгое время воспринимали с осторожностью, как и в целом вторичное потребление. Сам термин upcycling появился относительно недавно — примерно в середине 1990-х. А активно вошел в употребление в 2002 году после выхода книги Уильяма Макдонаха и Майкла Браунгарта «Cradle to Cradle: Remaking the Way We Make Things» — авторы как раз предлагали продлевать жизненные циклы вещей. Но назвать новым само явление язык не повернется, так или иначе люди прибегали к практике апсайклинга на протяжении всей истории. Инструкции, как подарить новую жизнь старым вещам, или, как сказали бы мы сегодня, лайфхаки, можно было встретить и 40 лет назад. Например, издания вроде «Энциклопедии для девочек» предлагали перешивать износившиеся платья по три–четыре раза. В советские времена такие практические советы были, разумеется связаны не с осознанностью, а с банальным товарным дефицитом. Отчасти поэтому апсайклинг в России долгое время воспринимали с осторожностью, как и в целом вторичное потребление. «Б/у», «секонд», «с чужого плеча» — долгое время бытовало мнение, что апсайклинг, да и винтаж — удел тех, кто не может позволить себе новую одежду.
К счастью, ситуация постепенно меняется. Уже 10 лет назад в России появилась платформа Second Friend Store. Ее основательница Анна Любан отмечает: «Рост вторичного рынка одежды наблюдался всегда, но очень медленный — примерно 3–5% в год. Сильный скачок произошел в 2016–2017 годах, когда на российском рынке стали появляться новые маркетплейсы для перепродажи одежды, обуви и аксессуаров. За последние пару лет рынок сильно вырос и оценивается примерно в 100 миллиардов рублей в год. И дальше он будет только расти».
Согласно исследованиям РБК, прогнозируемый рост российского ресейла рынка сейчас составляет от 15 до 30% в год. К ресейлу постепенно подтягивается и апсайклинг — в апреле Second Friend Store выпустили коллекцию с дизайнером Тиграном Аветисяном. Ни одна вещь в коллекции под названием Last Season не была создана с нуля — Тигран взял за основу одежду, которая уже была на сайте, и нанес на нее принты. Коллаборацию представили в поп-ап корнере в «Цветном», но позже ее можно будет приобрести и на сайте. При этом спрос в Москве и Санкт-Петербурге все равно будет выше всего — по данным основателей бренд, аудитория SFS за пределами столиц составляет всего 15%. «В регионах до сих пор царят стереотипы о том, что носить вещи, бывшие в употреблении, — это значит признать свою финансовую несостоятельность», — говорит Анна.
Мы должны помнить о том, что базовый принцип sustainability — достойная оплата труда.
Отчасти поэтому апсайклинг в России пока не пошел в массы. Зато это направление активно развивают небольшие локальные марки. Причем они работают в разных сегментах — от самых демократичных до категории upper-middle. На «Авито», например, можно найти магазинчик Manicure Vampire — ребята увлекаются пэчворком и смело сочетают несочетаемое — например, три вида клетки на одной юбке. По похожему принципу работают москвичи Dog Rose — они сшивают разные части от старых рубашек, лонгсливов, платьев и даже курток — а в итоге получают не монстра Франкенштейна, а очень стильные вещи (солдаут в инстаграме марки случается регулярно).
Бизнес на переделке
Но дальше всех пошли, кажется, подруги Ольга Немушкова и Ксения Ярема. В 2019 году им в голову пришла идея запустить собственную апсайкл-марку. За основу всех дизайнов было решено взять классический пиджак — один из самых сложных по конструкции предметов гардероба. Бред получил название Pijmak — от шутливо исковерканного «пижмака». Девушки находят архивные пиджаки и жакеты, полностью деконструируют их и превращают в новые творения. Стоимость одной вещи Pijmak колеблется в районе 30 тысяч рублей, но клиентов марки это вполне устраивает. «Люди считывают, что это сложные деконструированные вещи, а за брендом стоит целый мир. К тому же мы фактически сами растим эту аудиторию — два года назад апсайклинг не пользовался такой популярностью. Мы убедились, что производить качественный апсайклинг гораздо сложнее, чем отшивать с нуля. Так что мы считаем, что наши изделия продаются по справедливым ценам, если не по низким. Мы же еще должны помнить о том, что базовый принцип sustainability — достойная оплата труда. Для нас это ключевое, и оплата работы портных составляет существенную часть себестоимости», — рассказывают основательницы бренда.
Наша цель — построить экономику замкнутого цикла в России. Для этого отходы должны снова поступать в оборот.
Все больше в сторону повторного использования вещей смотрят и крупные мировые бренды. Только прошлой осенью апсайкл-коллекции выпустили Balenciaga и Miu Miu. К ним присоединился даже меховой бренд Yves Salomon. Его основатель Ив Саломон говорит: «Как бренд мы решили взять на себя инициативу по защите планеты, сократив производство и запустив коллекцию YS Army Pieces. YS Army Pieces — это не только повторно используемые и переработанные меха, но и задействование уникальной винтажной военной формы французской армии». Неудивительно, что французские компании (включая конгломерат LVMH) ищут все новые способы заняться апсайлингом — недавно Франция приняла закон, запрещающий захоронение и сжигание нераспроданных коллекций.
В России ситуация пока не столь радужная. По данным Российского экологического оператора, захоронению подвергаются более 90 % коммунальных отходов, 5 % среди них — как раз текстиль. Однако гендиректор компании, созданной в рамках государственной экологической политики, Денис Буцаев настроен оптимистично. «Наша цель — построить экономику замкнутого цикла в России. Для этого отходы должны снова поступать в оборот, а не на захоронение. К 2030 году объем ТКО, которые идут на полигоны, должен снизиться на 50%. Конечно, для этого нужна инфраструктура по сбору, переработке и утилизации отходов по всей стране — от контейнеров для раздельного сбора до крупных экотехнопарков», — рассказал Forbes Life Буцаев.
При этом масштабировать до государственного уровня только апсайклинг довольно затруднительно — поэтому в рамках целой страны работать могут только все три экологические инициативы — ресайклинг, апсайклинг и даунсайклинг.
10 правил настоящего апсайклинга
Недавно мы раскритиковали большинство апсайкл-коллекций, которые показали на неделе моды в Москве. Чтобы помочь упомянутым брендам в работе над ошибками, поговорили с 12 дизайнерами локальных и зарубежных апсайкл-брендов, которые нам нравятся, и собрали 10 ультимативных правил модного апсайкл-бренда.
Убедитесь, что делаете апсайкл
Апсайкл — метод производства одежды или объектов на базе ранее изготовленных вещей, которые больше не используются по назначению. Это роднит апсайкл с ресайклом: по сути, оба метода дают новую жизнь старым вещам. Только в отличие от ресайкла при апсайкле вещь не перерабатывается в новый материал, а просто берется в работу, становясь составляющей чего-то нового. Так, при ресайклинге пластиковый мусор измельчат и превратят в сырье для подошвы кроссовок. А при апсайклинге он сохранится в почти нетронутом виде и станет, например, каблуком.
Если вы решили делать апсайкл-бренд, для начала честно ответьте себе, почему вы хотите обратиться именно к этому методу. «Не стоит обманывать себя и своего потребителя — не делайте ставку на маркетинговые ходы, а будьте предельно честны со своей аудиторией. Главное — аутентичность. По итогу вещь должна получиться со своей изюминкой и уникальным дизайном. Апсайкл предполагает, что тканям или вещам дается вторая жизнь, — мы всегда об этом помним», — говорит основательница бренда Koché Кристель Коше.
Так вот, вопрос к дизайнерам: вы точно помните, зачем взялись за апсайкл? Правда ли вас беспокоят проблемы окружающей среды? Если ответ «нет», остановитесь — для природы (и моды) это будет гораздо полезнее, чем еще один бесполезный бренд. «Апсайклинг — тренд, на который, как это обычно бывает, не рефлексируя накинулось огромное количество дизайнеров. Допускаю, что это делается из наилучших побуждений, но, честно говоря, не вижу принципиальной разницы между этим начинанием и тем, что в классическом формате делают крупные бренды. Более того, у меня вызывает много вопросов то, что эту тенденцию преподносят чуть ли не как панацею от всех болезней моды. Мне кажется, перемены в моде нужны на уровне модели потребления. Будь то новая кофточка или кофточка, сшитая из 10 кофточек, кардинально ничего не меняется», — считает дизайнер Тигран Аветисян, который в начале 2021 года вместе с Second Friend Store сделал коллекцию-заявление на базе нераспроданных вещей секонд-хенда.
Этот пункт подразумевает еще одно негласное правило: не врать себе и своим потенциальным клиентам. «Одному бренду предлагали в пресс-релизе указать, что он якобы использует в своих коллекциях винтажные шнурки и фурнитуру, лишь бы азиатской аудитории это понравилось. А как-то раз мы поделились с одним супер-апсайкл-брендом тремя клетчатыми сумками из винтажных тканей, а потом от сторонних людей я узнал, что этот бренд их просто отнес на помойку — тут я себя особенно микробом почувствовал!» — делится опытом основатель и креативный директор RomaUvarovDesign Рома Уваров, который придерживается правил апсайклинга с самой первой коллекции и продолжает развивать это направление.
Убедитесь, что делаете модный бренд
Если вы решили, что будете создавать вещи в технике апсайкл, это еще не значит, что вы решили делать модный бренд. «Сшить из двух толстовок толстовку — это не дизайн», — замечает Никита Калмыков, основатель бренда ODOR, в философии которого апсайкл старых тканей и фурнитуры. Да, допустим, вы взяли хороший старт, но что дальше? Какой будет вся коллекция? А следующий шаг? Как апсайкл будет соотноситься с философией вашего бренда? Как вы будете развиваться? Не на все эти вопросы вы сразу найдете ответы, но над каждым точно стоит задуматься с самого начала.
Сделайте хороший ресерч
Взявшись за апсайкл, сделайте хороший ресерч и анализ потенциальных конкурентов. Во-первых, чтобы знать, в каких техниках и исторических примерах черпать вдохновение (все же апсайклингом мода заинтересовалась еще до того, как это стало модно — вспомните линию Artisanal и другие примеры деконструкции Мартина Маржелы). Во-вторых, чтобы не повторяться — в конце концов, плодить одно и то же в моде неэкологично, а это точно идет вразрез с философией апсайклинга. «Идея, что дизайнер создает новую одежду в отрыве от истории моды и общества, по нашему мнению, глубоко ошибочна. История — то, на что мы опираемся при создании вещей», — говорит Никита Дедель, основатель бренда 1000MORCEAUX. В своем дизайне Никита использует фурнитуру и ткани, найденные на блошиных рынках и в винтажных лавках.
Подумайте об интеллектуальной собственности
Maison Margiela весна-лето 2020
«Когда мы задумывались про апсайкл-деятельность, нам хотелось делать невозможные вещи: соединять Puma и adidas, The North Face и Nike — и делать свои коллаборации мечты. Понятно, что это было не в промышленных масштабах и не для коммерческих целей. Мы делали из этого артефакты, которые показывали людям на шоу в противовес происходящему на MBFW», — рассказывает Стас Фальков, основатель бренда и сообщества апсайкл-дизайнеров «Кружок». Это хорошая идея, но тут важно быть внимательным: все же чужие логотипы — это интеллектуальная собственность. Причем не только логотипы, но и другие узнаваемые элементы, например, монограммы и знаковые принты. Право на соединение несоединяемого должно оставаться за оригинальными брендами, как, например, в случае с Fendi и Versace, или Fendace. «Конечно, интеллектуальная собственность интересна тем, что каждый случай рассматривается отдельно. В одном аргумент „Мои вещи — заявление, поэтому мне важно использовать конкретные логотипы и принты“ может сработать в пользу апсайкл-проекта, в другом — нет. Помню, у одного бренда как-то был спор с Louis Vuitton, и ответчик как раз утверждал, что использовал в проекте сумку LV как символ, потому что она ассоциируется с роскошью и богатством. Насколько я помню, этот аргумент не сработал», — уточняет Максим Попов, юрист в сфере модной индустрии, автор телеграм-канала о юридической стороне моды Fashion Law.
Не делайте апсайкл ради апсайкла
Создавать апсайкл-бренды просто потому, что это модно, — не лучшая идея. За вашим выбором должно стоять нечто большее, чем просто желание поддержать тенденцию. «Мне кажется, перерабатывать вещь просто ради переработки странно! Надо продумать весь дальнейший путь вещи, переработать ее так, чтобы новое изделие носилось как можно дольше. Выжать максимум из того, что вы перерабатываете. Я вот любую фурнитуру и выпады из кроя применяю в дальнейших коллекциях», — рассказывает Рома Уваров.
Тут преимущество вновь за теми, кто последователен в своем увлечении апсайклом. Как, например, Никита Калмыков, который изначально заинтересовался винтажными тканями и только потом взял их за основу своих вещей. «Апсайклинг — это не просто дизайнерское направление, но целая философия, желание наполнить старые вещи новыми смыслами, а не просто спасти вещь из помойки (для этого в развитых странах помимо винтажных маркетов и секонд-хендов отлично налажена индустрия переработки)», — говорит он.
Пионеры апсайкл-моды Антон и Ксения Шнайдер в своем бренде Ksenia Schnaider, который в этом году отмечает 10-летие, как раз начали перешивать старый деним в новые вещи, потому что беспокоились о количестве нераспроданных джинсов и затраченных на их производство ресурсов. Первые четыре года марка даже не акцентировала внимание на том, что создает предметы из старых вещей. «Когда мы начинали, это не было трендом, и я делала это просто потому, что верила в переработку и мне нравились творческие возможности, которые я могла реализовать, работая в этой технике. Но поскольку я сильно переживала, что люди не станут покупать перешитую старую одежду, все наши коллекции я делала такими, чтобы по ним вообще не было понятно, из чего они. Я воспринимаю апсайкл просто как метод производства одежды, не более. На первом месте для меня и Антона всегда стоят дизайн и идея. Наши вещи стали так популярны во всем мире не потому, что они производятся каким-то интересным способом, а потому, что они сами по себе интересны», — уверена Ксения.
Уделите достаточно внимания качеству
Несмотря на то что при апсайкле вещь создается из уже существующих вещей, отнеситесь к ней так, будто делаете предмет с нуля. Такого принципа придерживаются основательницы бренда Pijmak Ксения Ярема и Ольга Немушкова. «Мы рассматриваем вещи просто как материал и форму. Условно, есть винтажный пиджак — это отличный костюмный материал в форме, которую можно довести до совершенства с помощью деконструкции», — рассказывает Ольга. Если вы делаете вещь с нуля, то точно не пропустите ни одного этапа, от создания эскизов и прототипов до выбора ткани и финальных штрихов. Все эти стадии важно пройти и при апсайклинге. «Исходные вещи не должны быть слишком изношены. В идеале пожившие участки надо вырезать. Нужно следить, чтобы вещь была сшита хорошо внутри, закрывать швы подкладкой. Важно разбираться в материалах, понимать, что есть тянущиеся и не тянущиеся, что есть тонкие и толстые, рыхлые и жесткие — и не всегда можно все скрестить», — говорит Илья Булычев, основатель бренда BLCV. В конце концов, зачем этому миру еще одна некачественная вещь?
Выработайте свой почерк — в апсайкле его тоже можно проявить
Сделали ресерч и поняли, что весь мыслимый апсайкл уже существует, — что делать? Точно не новый апсайкл-бренд. Дизайнер — человек, который умеет придумывать что-то новое в мире, где все уже давно придумано. Апсайклить вещи можно самыми разными способами, от петчворка до деконструкции и разных манипуляций с краской. «По нашим предметам всегда понятно, что за вещь была в оригинале — пиджак или джинсы. Но мы оставляем лишь уникальные детали с историей — ткани и пуговицы, например», — объясняет Ольга Немушкова, как «пижмаки» и другие предметы их с Ксенией Яремой марки со временем стали узнаваемыми it-вещами.
Свой узнаваемый почерк в апсайклинге удалось выработать и молодой московской марке Богдана Высоцкого и Лизы Мельниковой Dog Rose. Рубашки, пиджаки, платья и свитера бренда, сшитые из разных лоскутов винтажных предметов, разлетаются как только появляются в инстаграме — в них ходят все, от бывшего главреда российского Vogue Маши Федоровой до тиктокера Юлии Гаврилиной. «Мы не строим лекала, но собираем разные куски одежды в одну вещь по собственной схеме. Иногда нам хочется, чтобы оригинальная вещь просматривалась в итоговой, потому что от нее и пошел весь процесс. Как, например, в случае с советскими школьными платьями», — рассказывает Лиза Мельникова.
Кроме того, помните, что модный бренд не ограничивается только вещами — в вашей власти выстроить целый мир вокруг своей концепции, вселенную, в которую захотят погрузиться люди. Такой подход отлично удалось реализовать сооснователю и креативному директору Vereja Игорю Андрееву. «Я понял, что апсайкл не получается двигать в широкие массы. Потребитель пока не очень понимает этот тренд в вещах, но зато хорошо откликается на него в арт-проектах. Так, параллельно с коллекциями мы делаем разные инсталляции. Из последних — паутина в универмаге “Цветной”. Для подобных проектов мы используем старые вещи как инструмент искусства. И так они, может, и дольше проживут. Например, стену из “Цветного” и наш вязаный куб (первая инсталляция Vereja. — Прим. The Blueprint) мы храним, я все это недавно отвез к родителям в деревню. Все будет лежать и напитываться деревенской энергией для следующего масштабного проекта», — объясняет Андреев.
Настоящий дизайн требует времени
Если вы потратили на вещь не более двух часов, скорее всего, последние два часа вы не создавали что-то новое в дизайне, а делали простое упражнение по апсайклу. «Вещь не должна выглядеть так, будто ее сделал студент, которому не хватило денег на нормальные материалы. Есть тонкая грань между самодеятельностью и модой, и в апсайклинге она очень хорошо видна», — считает Ксения Шнайдер. Дизайн-продукт требует времени — не только на создание финальной итерации, но на проработку эскизов и прототипов. В противном случае это самострок, который не принимают даже в школах на уроках «Технологии».
«Долгое время к апсайклу были слишком низкие требования, он был как наив. Но сейчас эта ниша плотно заполнена и уже мало приштопать заплатку, грубо говоря. Необходимы новые приемы и дизайнерская мысль. Главное правило — не сделать слишком очевидно. Дальше есть два подхода: использовать изначальную вещь исключительно в качестве сырья для пошива нового изделия или же помочь вещи сохранить исключительность и художественную ценность, только лишь осовременив ее», — говорит художник и дизайнер Роман Кянджалиев, который создает апсайкл-предметы на заказ как для частных клиентов своего бренда KNDJLV, так и в партнерстве с другими брендами — как, например, в случае с капсулой для марки стилиста и телеведущего Александра Рогова Rogov.
Помните, что вещи
вашего бренда будут носить живые люди