Апсиды и экседры что такое
экседра
Полезное
Смотреть что такое «экседра» в других словарях:
Экседра — в Линдосе вблизи акрополя Экседра (греч. έξέδρα … Википедия
экседра — ниша, сооружение Словарь русских синонимов. экседра сущ., кол во синонимов: 2 • ниша (14) • сооружение … Словарь синонимов
ЭКСЕДРА — (греч. exedra) в античной архитектуре полукруглая ниша с расположенными вдоль стены сиденьями для собраний и бесед … Большой Энциклопедический словарь
Экседра — (греч. exйdra), в античной архитектуре полукруглая глубокая ниша в здании или отдельное полукруглое полуоткрытое сооружение с расположенными вдоль стены сиденьями; служила для собрания и бесед. Экседрой называется также парадное помещение … Художественная энциклопедия
Экседра — полукруглая глубокая шиша в здании или отдельное полуоткрытое полукруглое сооружение. Источник: Словарь архитектурно строительных терминов (греч. exedra), в античных общественных и богатых жилых зданиях полукруглая глубокая ниша, обычно с… … Строительный словарь
Экседра — полукруглая ниша с расположенными вдоль стены сиденьями. Источник: МДС 31 10.2004. Рекомендации по планировке и содержанию зданий, сооружений и комплексов похоронного назначения (рекомендованы Письмом Госстроя РФ от 20.01.2004 N СК 406/12) … Официальная терминология
Экседра — – полукруглая глубокая ниша в здании или отдельное полуоткрытое полукруглое сооружение … Словарь строителя
Экседра — полукруглая ниша с расположенными вдоль стены сиденьями. Источник: МДС 31 10.2004: Рекомендации по планировке и содержанию зданий, сооружений и комплексов похоронного назначения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
экседра — (греч. exédra), в античной архитектуре полукруглая ниша с расположенными вдоль стены сиденьями для собраний и бесед. * * * ЭКСЕДРА ЭКСЕДРА (греч. exedra), в античной архитектуре полукруглая ниша с расположенными вдоль стены сиденьями для собраний … Энциклопедический словарь
Экседра — (греч. exedra) в античных общественных и богатых жилых зданиях полукруглая глубокая ниша, обычно с расположенными вдоль стены сиденьями, иногда полукруглое полуоткрытое сооружение. Служила местом собраний, бесед. * * * в классической… … Архитектурный словарь
Экседра
Содержание
Древняя Греция
Экседра появляется у древних греков. Она представляла собой пристройку к помещению для собраний, например перистилю или гимназии, вдоль стены которой непрерывным рядом шли каменные скамьи с высокими спинками; под сиденьями обычно имелся подиум. Комната служила для разговоров, чтения лекций, дискуссий.
Древний Рим
Экседра была популярна в римской архитектуре. В I веке нашей эры архитекторы императора Нерона использовали экседры для его Domus Aurea, решив таким образом обогатить объемы увеселительных комнат. Римляне восприняли постройку как излишне претенциозную, поскольку до этого экседра ассоциировалась с общественной архитектурой: риторы и философы, дискутировавшие в римской гимназии, делали это именно в экседре; базилика также имела большую экседру, обычно приподнятую на несколько шагов, в дальнем от входа конце — там сидели магистраты, слушая дела.
Дальнейшее использование
Экседра продолжала широко использоваться и после падения Рима. В византийской и романской архитектуре экседра превратилась в апсиду, а словом экседра сейчас чаще обозначают второстепенные апсиды или ниши в усложненных планах византийских церквей.
Экседры использовались и в архитектуре барокко, и в неоклассической архитектуре. В работах неоклассициста Роберта Адама экседра была одним из любимых архитектурных элементов.
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Экседра» в других словарях:
экседра — ниша, сооружение Словарь русских синонимов. экседра сущ., кол во синонимов: 2 • ниша (14) • сооружение … Словарь синонимов
ЭКСЕДРА — (греч. exedra) в античной архитектуре полукруглая ниша с расположенными вдоль стены сиденьями для собраний и бесед … Большой Энциклопедический словарь
Экседра — (греч. exйdra), в античной архитектуре полукруглая глубокая ниша в здании или отдельное полукруглое полуоткрытое сооружение с расположенными вдоль стены сиденьями; служила для собрания и бесед. Экседрой называется также парадное помещение … Художественная энциклопедия
Экседра — полукруглая глубокая шиша в здании или отдельное полуоткрытое полукруглое сооружение. Источник: Словарь архитектурно строительных терминов (греч. exedra), в античных общественных и богатых жилых зданиях полукруглая глубокая ниша, обычно с… … Строительный словарь
Экседра — полукруглая ниша с расположенными вдоль стены сиденьями. Источник: МДС 31 10.2004. Рекомендации по планировке и содержанию зданий, сооружений и комплексов похоронного назначения (рекомендованы Письмом Госстроя РФ от 20.01.2004 N СК 406/12) … Официальная терминология
Экседра — – полукруглая глубокая ниша в здании или отдельное полуоткрытое полукруглое сооружение … Словарь строителя
Экседра — полукруглая ниша с расположенными вдоль стены сиденьями. Источник: МДС 31 10.2004: Рекомендации по планировке и содержанию зданий, сооружений и комплексов похоронного назначения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
экседра — (гр. exedra) архитектурно оформленная полукруглая ниша, часто с сиденьями вдоль стен; в древнегреческой архитектуре полукруглый выступ в портике с местами для сидения, в римской приемная в жилом доме, в средневековой то же, что апсида 1. Новый… … Словарь иностранных слов русского языка
экседра — (греч. exédra), в античной архитектуре полукруглая ниша с расположенными вдоль стены сиденьями для собраний и бесед. * * * ЭКСЕДРА ЭКСЕДРА (греч. exedra), в античной архитектуре полукруглая ниша с расположенными вдоль стены сиденьями для собраний … Энциклопедический словарь
Экседра — (греч. exedra) в античных общественных и богатых жилых зданиях полукруглая глубокая ниша, обычно с расположенными вдоль стены сиденьями, иногда полукруглое полуоткрытое сооружение. Служила местом собраний, бесед. * * * в классической… … Архитектурный словарь
«Айя-София». Мандельштам: стихотворение с эффектом 3D
Приблизительное время чтения: 7 мин.
15 января 2021 мы вспоминаем 130-летие Осипа Мандельштама – поэта с удивительным даром воображения: он мог описать даже то, что ни разу не видел. Так Мандельштам никогда не был в Константинополе и не видел храма Святой Софии. Однако ему удалось создать самое яркое описание этого собора в поэзии. Прекрасная Айя-София в представлении одного из крупнейших поэтов ХХ века — в нашей рубрике «50 великих стихотворений».
Айя-София
Исторический контекст
Автор
О произведении
Непонятные слова
Айя-София
Айя-София — здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
И всем векам — пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон — света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.
Исторический контекст
Стихотворение «Айя-София» написано в 1912 году. В это время Осип Мандельштам только начал свой путь в литературе. Он успел побывать за границей, где изучал европейскую философию и культуру; обучался на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1911–1912 году он знакомится с молодыми поэтами Александром Блоком, Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым. С последними Мандельштам заводит крепкую дружбу и, разделяя их взгляды на поэтическое творчество, становится участником литературного направления акмеизм, которое было создано в противовес символизму с его абстрактными и туманными стихами. Акмеисты считали, что поэзия должна быть чеканна и стройна, как шедевр архитектуры, а поэт представлялся им одаренным зодчим, изготовителем стихов.
В 1913 году вышла первая книга Мандельштама «Камень», куда и вошло, наряду со знаменитым текстом «Notre Dame», другое «архитектурное» стихотворение — «Айя-София».
Автор
Осип Мандельштам (1909)
За год до написания стихотворения Осип Мандельштам, выросший в еврейской семье, принял Крещение. Чаще всего этому находят простую прагматическую причину — так можно было обойти квоту на иудеев для поступления в Петербургский университет. Однако была и другая, личная, духовная причина, о которой писал сам поэт: «Воспитанный в безрелигиозной среде (семья и школа), я издавна стремился к религии безнадежно и платонически — но все более и более сознательно». Для Мандельштама также было важно креститься не только «в христианство, но и в христианскую культуру». Поэтическим отражением такого крещения стало стихотворение «Айя-София».
Произведение
Стихотворение «Айя-София» было написано в 1912 году, опубликовано в одном из самых престижных журналов Серебряного века «Аполлон» (№ 3 за 1913 год) и вошло в первый сборник стихотворений поэта «Камень» (первое издание — 1913 год). Три заключительных стихотворения первой книги Мандельштама — «Лютеранин», «Айя-София» и «Notre-Dame» — воспринимаются биографами поэта как триптих о религиях Европы — протестантизме, православии и католичестве.
Главным героем стихотворения Мандельштама стала всемирно известная святыня — собор Святой Софии в Константинополе. Однако поэт предпочел назвать стихотворение греческим именем храма — Айя-София (Ἁγία Σοφία), т. е. Святая Премудрость Божия.
О каком древнем предании вспоминает Мандельштам?
Айя-София — здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
В начальных строках Мандельштам напоминает предание об основании Константинополя римским императором Константином в 324 году. Император долгое время не мог выбрать место для новой столицы, но помог ему в этом особый случай. В небе над берегами Босфора парил орел со змеей в когтях. Посланники римского императора, увидев битву орла со змеей, расценили ее как божественный знак. Они проследили, где приземлился орел со своей добычей, и на месте старой греческой колонии Византий был основан город Константинополь, который в 330 году провозгласили столицей Римской империи.
В 326 году Константин построил первую в своей столице церковь — во имя Святой Софии на месте существующей сегодня Айя-Софии. Храм несколько раз подвергался разрушениям во время народных восстаний, однако новый император Юстиниан (527–565) заложил на этом же месте новый собор, строительство которого, по данным летописцев, длилось 5 лет, 10 месяцев и 10 дней и завершилось в декабре 537 года. Освящен он был 27 декабря 538 года.
Храм показан восхищенным поэтом изнутри. Одна из самых поразительных деталей интерьера собора — это его огромный купол, который словно «подвешен к небесам». Его диаметр превышает 31 метр. Длина здания составляет 81 метр, ширина — 72 метров, высота — 55 метров. Современники не могли понять, как купол может держаться на такой высоте без видимых опор, поэтому считали, что здесь не обошлось без помощи Господа. Византийский писатель Прокопий Кесарийский, современник постройки собора, писал, что Аяй-София создана «не человеческим могуществом, но Божьим соизволением». Прокопий так описывает свое впечатление от купола: «кажется, что он не покоится на твердом сооружении, но, вследствие легкости строения, золотым полушарием, спущенным с неба, прикрывает это место. Все это сверх всякого вероятия искусно соединенное в высоте, сочетаясь друг с другом, витает в воздухе…».
Историки архитектуры раскрывают тайну парящего купола собора: «четыре мощных столба, несущие купол, на которые опираются пяты арок, остаются почти незаметными зрителю. Они искусно замаскированы тонкими легкими перегородками», «возникает иллюзия, что купол ни на чем не держится и парит в воздухе, подвешенный к небесам».
Что похитили у языческой богини?
И всем векам — пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила Эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Для строительства храма по приказу императора Юстиниана в Константинополь доставлялись драгоценные и полудрагоценные камни, слоновая кость, золото и серебро, порфировые, мраморные и гранитные колонны из античных храмов Греции и Рима. Из Рима были привезены колонны из красного порфира, а из храма Артемиды (Дианы) в Эфесе — колонны из зеленого мрамора, о которых и пишет Мандельштам. Колонны поддерживают галереи, которые окружают главный неф собора. Вместо иконостаса были установлены двенадцать серебряных колонн с золотыми капителями, которые служили основанием для икон.
Сколько было «щедрых строителей»?
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Возможно, что так Мандельштам решил назвать императора Юстиниана, который все свои средства и силы вкладывал в то, чтобы построить самый роскошный собор в мире и в первую очередь превзойти царя Соломона с его Иерусалимским храмом. После того как в 537 году в соборе произошло первое богослужение, Юстиниан воскликнул: «Слава Богу, который дал мне возможность закончить эту постройку. Я превзошел тебя, о Соломон!»
Однако высокими «душой и помыслом» были и главные строители храма. Исторические хроники называют имена двух архитекторов из Малой Азии: Исидора из Милета и Анфимия из Тралл. Анфимия Прокопий Кесарийский даже назвал «образованнейшим человеком своего времени» — он был выдающимся математиком и ученым. Вместе с двумя мастерами работало еще сто архитекторов и около десяти тысяч рабочих, которым удалось создать гармоничную и прочную конструкцию собора.
Во время написания стихотворения храм был мусульманской мечетью
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон — света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
Осип Мандельштам ни разу не был в Константинополе и не видел храма Святой Софии, однако его поэтически-архитектурные описания интерьера собора поразительно точны. Интересно, что в 1912 году, когда было написано стихотворение, собор Святой Софии был не христианской святыней, а мусульманской мечетью. После завоевания Константинополя турками-османами в 1453 году, храм был превращен в мечеть и оставался ею до 1935 года. Крест с купола Софийского собора был заменен на полумесяц, а к самому зданию пристроили минареты. Однако Мандельштам в Айя-Софии видел прежде всего величественную и непоколебимую твердыню христианства. Поэт описывает «храм, купающийся в мире» — благовонном масле, которое используется при освящении только что построенного храма.
Купол храма действительно окружают сорок окон, которые Мандельштам упоминает в стихотворении. Их размер и расположение позволяют солнечному свету проникать так, что он заставляет переливаться различными цветами многочисленные мозаики храма. На парусах Айя-Софии, треугольных сферических сводах, изображены не четыре архангела, как у Мандельштама, а другие представители ангельских чинов — шестикрылые серафимы (о которых поэт пишет в заключительных строках). Четыре серафима на парусах были единственными изображениями в соборе святой Софии, которые мусульмане сочли за талисманы и не замазали штукатуркой, когда храм был превращен в мечеть.
«…мудрое сферическое зданье // Народы и века переживет», — заключает поэт, для которого Айя-София стала вечной хранительницей христианского духа и великолепным образцом христианской культуры.
Непонятные слова
Эфесский — расположенный в Эфесе, древнем городе, где находится одно из семи чудес света — храм греческой богини охоты Артемиды (рим. Дианы) Эфесской. Византийский император Юстиниан приказал поставить колонны из этого храма в храме св. Софии.
Апсида (от греч. свод) — полукруглый, гранёный или прямоугольный выступ здания (храма), обычно перекрытый полукуполом.
Экседра (от греч. сиденье за дверями) — полукруглая ниша с расположенными вдоль стены сиденьями для собраний и бесед. Была распространена в античные времена. Экседры часто служили для укрепления тяжелого купола.
Архангел — ангел, относящийся к одному из высших ангельских чинов
Серафим — высший ангельский чин, наиболее приближенный к Богу.
Паруса — треугольные сферические своды, напоминающие надутые паруса; на эти своды опирается кольцо купола; впервые этот способ крепления купола был применен при строительстве храма св. Софии.
Для подготовки использованы материалы О. Лекманова, М. Аграновской, М. Лотмана и Н. Дмитриевой
СОДЕРЖАНИЕ
Подниматься
Позже использует
Следуя прецедентам из Рима, экседры продолжали широко использоваться в архитектуре после падения Рима. В византийской архитектуре и романской архитектуре эта знакомая черта превратилась в апсиду и полностью обработана там.
В мусульманской архитектуре экседра становится михрабом и неизменно сохраняет религиозные ассоциации, где бы он ни был, даже в самом маленьком масштабе, как молитвенная ниша.
И в барочной, и в неоклассической архитектуре использовались экседры. Архитекторы в стиле барокко (например, Пьетро да Кортона на его вилле Пиньето ) использовали их, чтобы обогатить игру света и тени и дать волю выразительным объемам; Неоклассические архитекторы, чтобы сформулировать ритмичный ритм фасада стены.
Интерьер экседры богато эксплуатировали шотландский неоклассической архитектор Роберт Адам и его последователями.
Общественные пейзажи
Классический пример барокко экседры на (сравнительно) уменьшенный масштабе в его контексте, является центральной нишей из фонтана Треви в Риме, защищая статую Нептуна.
Общественные памятники без какого-либо покрытия используют отдельно стоящую полукруглую экседру со скамейкой, часто в качестве платформы для статуи, например, у Авраама Линкольна: памятник главе государства в Грант-парке (Чикаго) или могила Гудини в Нью-Йорке.
КОНХА
Наиболее часто К. встречается в древнеримской и родственной ей средневековой визант. и европ. архитектуре. Считается, что храм божественного Августа на форуме Августа в Риме (нач. I в.) имел перекрытую К. экседру, в к-рой стояла статуя императора. К., вероятно, были и в экседрах имп. базилик, служивших залами суда, напр. в базилике во дворце Флавиев на Палатине (92). В экседре обычно устанавливали трон императора либо его статую. Т. о., генетически связанная с куполом К. являлась образом небесного свода и стала ассоциироваться с культом императора как верховного судьи, изображение которого она осеняет подобно киворию. Мотив экседры с К. как обрамление статуи императора или божества стал важным архитектурным акцентом в более поздних базиликах и храмах античного Рима (базилика Северов в Лептис Магна, 216; реконструированные в 307 алтари храмов Венеры и Ромы (135)). Базилика имп. Максенция (307) в Риме первоначально имела с западной стороны экседру со статуей императора в ней, т. о. была выделена продольная ось здания. После победы у Мульвийского моста имп. равноап. Константин добавил с сев. стороны базилики ориентированную на поперечную ось базилики новую экседру (после 312), где была установлена его статуя.
Устройство К. над погребальными нишами связано с культом усопших. В таких нишах устанавливали статуи или бюсты предков. Ниши с К., декорированными наподобие раковин, сохранились в гробнице F (гробница семьи Кетениев) на Ватиканском кладбище (II в.).
Архитектурная поверхность барочной К. могла быть трактована гротескно: напр., в ц. Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане в Риме (1634-1667, архит. Ф. Борромини) в изогнутые кессонированные К. вписаны фронтоны. Живописная декорация, дематериализующая архитектурную форму, также была популярна в эпоху барокко: в К. придворной капеллы в Версале (1698-1710, архитекторы Ж. Ардуэн-Мансар, Р. де Котт) было написано «Вознесение Господне»; иллюзионистическая фреска украсила К. капеллы епископской резиденции в Вюрцбурге (1719-1753, архит. Б. Нойман).