Аварийная карточка что это
аварийная карточка
3.2 аварийная карточка: Утвержденный соответствующим транспортным министерством документ установленной формы, регламентирующий первичные оперативные действия причастных работников транспорта и спецформирований по ликвидации последствий аварии (аварийных ситуаций или инцидентов) с опасными грузами при их перевозке на данном виде транспорта.
Документ установленной формы, содержащий основные характеристики опасного груза (группы опасных грузов) и регламентирующий первичные оперативные действия причастных работников транспорта и специальных формирований по ликвидации последствий аварийного происшествия с опасным грузом при его транспортировании. (Приложение 1 к title=»Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам»).
Полезное
Смотреть что такое «аварийная карточка» в других словарях:
аварийная карточка — документ установленной формы, содержащий основные характеристики опасного груза (группы опасных грузов) и регламентирующий первичные оперативные действия причастных работников транспорта и специальных формирований по ликвидации последствий… … Российская энциклопедия по охране труда
аварийная карточка — (напр. инструкция и краткая характеристика перевозимых ядерных материалов) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN emergency card … Справочник технического переводчика
Аварийная карточка перевозимого груза — комплексный информационный и организационно методический документ, содержащий: сведения об опасных свойствах груза; требования по безопасной перевозке груза (группы грузов, однородных по критериям безопасности) и мерам по ликвидации аварийных… … Словарь черезвычайных ситуаций
Аварийная карточка на ж/д транспорте — утвержденный МПС России документ установленной формы, регламентирующий первичные оперативные действия причастных работников железнодорожного транспорта и спецформирований по ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами при их… … Официальная терминология
аварийная ситуация — 3.3 аварийная ситуация: Ситуация, которая может привести к поломке деталей ножниц и травмированию работающего. Источник: ГОСТ 12.2.118 2006: Ножницы. Требования безопасности оригинал документа 3.3 аварийная ситуация: Ситуация, которая может… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Аварийная почта — Аварийная авиапочта во время катастрофы парохода «Челюскин» на авиапочтовой марке СССР (1935) с портретом участника спасения … Википедия
Карточка Специального Груза Аварийная — документ, составляемый отправителем и содержащий описание и свойства опасного спецгруза, который должен быть согласован с транспортной компанией. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Карточка аварийная перевозимого груза — комплексный информационный организационно методический документ, содержащий: сведения об опасных свойствах груза; требования по безопасной перевозке груза (группы грузов, однородных по критериям безопасности) и мерам по ликвидации аварийных… … Словарь черезвычайных ситуаций
карточка специального груза аварийная — Документ, характеризующий опасные свойства спецгруза, который изготавливается отправителем груза, по согласованию с транспортирующей организацией. [http://www.lexikon.ru/dict/buh/index.html] Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика
Аварийная посадка Ан-24 на Обь 11 июля 2011 года — Катастрофа рейса 5007 … Википедия
АВАРИЙНАЯ КАРТОЧКА ОПАСНОГО ГРУЗА
АВАРИЙНАЯ КАРТОЧКА ОПАСНОГО ГРУЗА
Аварийная карточка содержит общие указания о свойствах опасного груза (внешний вид, проявление специфических свойств вещества при нарушении тары, поражающие факторы), о его взрывопожароопасности, опасных свойствах при действии на человеческий организм, о средствах индивидуальной защиты.
На оборотной стороне аварийной карточки указываются необходимые меры общего характера (зона возможного заражения, меры помощи пострадавшим и т. д.), действия при утечке или разливе опасного вещества при возникновении пожара, а также меры первой доврачебной (см. ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ ) и врачебной помощи пострадавшим. Без наличия аварийной карточки опасный груз к перевозке не принимается [3].
При перевозке транспортом любого опасного груза первым делом нужно оформить документ строго установленного образца. Им является аварийная карточка. Информация, заключенная в ней, поможет в непредвиденной ситуации аварийно-спасательным службам как можно быстрее устранить последствия ЧП.
Аварийная карточка на опасный груз содержит в себе данные о его потенциальной опасности, способах предупреждения аварии и правила, которых важно придерживаться при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Таким образом, документ фиксирует все, что нужно знать об отдельном опасном веществе в составе груза или сочетании особо вредных для окружающей среды элементов.
Ответственность за данный документ лежит на экспедиторе (водителе). Хранится документ в кабине транспортного средства или в папке у агента отправителя, если таковой сопровождает небезопасный груз. Карточку стараются поместить в материал, устойчивый ко многим негативным факторам на случай возникновения критической ситуации. Изготовление аварийных карточек — прерогатива получателя груза. А все требующиеся данные вносит в нее уже перевозчик [2].
Карточка на опасный груз содержит важную информацию на обеих сторонах:
· внешняя: расшифровка информационных обозначений СИО (системы информации об опасности);
· оборотная: примеры символов опасности, поведение при возгорании вещества, работы при попадании ядовитых соединений в сточные воды, правила защиты людей.
Рис. 1 Пример аварийной карточки
Аварийные карточки на опасный груз подразделяются на две группы:
· индивидуальные — на каждое наименование груза;
· групповые — для случаев, когда несколько грузов содержат в себе схожие опасные элементы.
Стандартная информация в аварийных карточках следующая: номер опасного элемента по классификации ООН, код экстренных мер (КЭМ), знак и класс опасности.
Номер ООН (см. НОМЕР ООН ) — это та важная информация, которая помогает идентифицировать опасный груз. У каждой карточки должен быть определенный числовой код. Его альтернативой служит ряд грузовой сопроводительной документации. При этом на вагонах и контейнерах черной краской на белом фоне наносятся номера и знаки опасности опасных грузов, а также код аварийной карты.
Данные, необходимые при перевозке опасного груза:
· пожаро- и взрывоопасность, уровень содержания ядовитых веществ, степень опасности для людей, рекомендуемые способы индивидуальной защиты человека;
· наименование опасного груза;
· уровень небезопасности перевозимого, его характеристика;
· протокол эксплуатации инструментов индивидуальной защиты;
· мероприятия, которые следует провести при возникновении ЧС: что необходимо предпринять, когда пролилось, высыпалось, развеялось, утекло вещество, случился пожар или взрыв;
· способы зачистки последствий ЧС;
· методы оказания неотложной помощи пострадавшим [1].
Знаки опасных грузов
Символы опасности разделяются на 9 классов, каждый из которых имеет собственные подклассы:
1. Взрывчатые вещества. Пожарная опасность, опасность взрыва массой, высокая чувствительность, большой радиус разбрасывания.
3. Токсичные, легковоспламеняющиеся, окисляющие, коррозионные жидкие массы.
4. Легковоспламеняющиеся материалы. Твердые, способные к самовозгоранию, выделяющие газы, которые быстро воспламеняются при контакте с водой.
5. Органические пероксиды и окисляющие элементы.
6. Инфекционные и ядовитые материалы.
7. Радиоактивные компоненты. Альфа-, бета-, гамма-лучи, делящиеся элементы.
Аварийная карточка и ее значение при ЖД перевозке опасных грузов
Необходимость в их наличии, а также описание основных признаков можно увидеть в Правилах безопасности по транспортировке опасной продукции железнодорожным способом (Приложение №2).
Существуют определенные различия между групповыми и индивидуальными аварийными карточками. В документации первой группы прописаны сведения о вредных веществах, имеющих возможные описания опасности, а также приемы, которые смогут ликвидировать возникшую аварийную ситуацию. Чаще всего, они имеют идентичные способы борьбы, но иногда, могут присутствовать и незначительные отличия.
Нумерация аварийной карточки расположена на внешней стороне. Здесь же перечисляются все участники железнодорожной транспортировки опасных грузов с полным описанием их свойств и степени опасности. Кроме того, на лицевой стороне прописаны способы борьбы и защиты при возникновении опасных ситуаций.
Полный список методов по ликвидации последствий аварийных ситуаций при доставке продукции по железной дороге, а также перечень защитных средств можно также увидеть в Правилах безопасности (Приложение 3). Кроме того, эти Правила содержат алфавитный справочник (Приложение 4.1).
В специальном приложении Правил безопасности прописан определенный размер аварийной карточки, ее образец и пошаговая инструкция по заполнению данной документации.
Образец аварийной карточки при перевозке опасного груза
Видео: Авария ж/д поезда с опасным грузом
Аварийная карточка на опасные грузы содержит много полезной информации, но нужна ли она и как оправдать её отсутствие при осуществлении перевозки автомобильным транспортом
Достаточно часто приходится сталкиваться с ситуацией привлечения к административной ответственности автоперевозчиков опасных грузов по части 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ за отсутствие аварийной карточки. И главный аргумент, оправдывающий её отсутствие – «аварийная карточка не требуется, так как она заменена на письменные инструкции». Это не совсем верно, а точней совершенно не верно.
Так что же необходимо сказать сотруднику контрольно-надзорных органов, чтобы отстоять свои законные права и избежать штрафа? Является ли отсутствие аварийной карточки при перевозке опасных грузов основанием для штрафа? Когда должна быть аварийная карточка в поездке, а когда можно её оставить на базе? Чем отличается аварийная карточки на опасный груз и письменные инструкции?
В данной статье постараемся разобраться с перечисленными документами и тем, как избежать штрафстоянки за отсутствие аварийной карточки.
Содержание:
Требования нормативных документов в 2020 году
Для начала, давайте разберемся с нормативными документами, содержащими требования по аварийной карточке и письменным инструкциям!
Допог 2019
С письменными инструкциями все просто – требование иметь их явно указано в ДОПОГ! С аварийной карточкой значительно сложнее.
Понятие аварийной карточки было введено в Приказе Минтранса РФ от 08.08.1995 №73 «Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».
Из этого нормативного документа понятие аварийной карточки появилось в следующих документах:
Согласно п. 5.9.4. Водитель и (или) лицо, сопровождающее груз (или ответственный за сопровождение груза), обязаны иметь при себе сопроводительную документацию с учетом требований, приведенных в пункте 5.13, и аварийную карточку. Госкорпорацией «Росатом» были разработаны и утверждены приказом от 14.03.2011 № 1/183-П две аварийные карточки 701 и 702, на все перевозимые опасные грузы класса №7. Бесплатно заказать данные карточки можно на портале Опасник.Ру (откроется в новой вкладке).
Приказ Минтранса РФ от 08.08.1995 №73 был отменен в 2016 году, но из прочих документов, перечисленных выше, понятие аварийной карточки никуда не делось.
Стоит отметить, что ни одним нормативным актом, аварийная карточка не заменялась письменными инструкциями – это два абсолютно разных документа.
Непосредственно в ходе перевозки иметь аварийную карточку требуется только в случае 7-го класса опасных грузов.
При перевозке других классов опасных грузов автомобильным транспортом, обязательности наличия на транспортном средстве аварийной карточки нет! Хоть в статье 12.21.2 КоАП РФ и предусмотрено административное наказание за отсутствие аварийной карточки, но фраза «…предусмотренных правилами перевозки опасных грузов…» все меняет – правилами перевозки опасных грузов не предусмотрено наличие аварийной карточки при перевозке опасного груза!
Вместе с тем, что хоть на транспортном средстве карточки может и не быть, но она должна быть в принципе, ведь транспортное средство оснащается в соответствии с информацией в аварийной карточке (ТР ТС 018/2011). Она может быть в офисе перевозчика, на базе транспортных средств, но быть должна!
Законные способы избежать штрафа за аварийную карточку – их всего 2
В анализе нормативных документов мы привели основания, почему у водителя транспортного средства, перевозящего опасный груз, может не быть с собой аварийной карточки. А теперь представите ситуацию на дороге.
Инспектор Ространснадзора, при проведении транспортного контроля, пользуется программой СКАТ-ТК, которая исключает требование наличия карточки. Инспектор ДПС который пользуется электронным справочником ДОПОГ- программой «Эксперт ОГ» (откроется в новой вкладке), тоже не будет спрашивать про карточку. Но сотрудников Ространснадзора мало, и инспекторов ДПС, хорошо знающих ДОПОГ или пользующихся электронным помощником так же не много.
Чаще всего инспектор имеет под рукой только КоАП РФ, а вернее набор статей по которым он может выносить постановления. И там он видит только фразу:
«Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим… аварийной карточки системы информации об опасности…»
и тут же, при отсутствии оной, пытается применить статью!
В этом случае есть только 2 способа избежать штрафа:
Первый путь видится чрезмерно сложным, по сравнению с тем, чтобы захватить эту карточку с собой в рейс.
Поэтому мы настоятельно советуем, во избежание ненужных проблем, разработать и возить аварийную карточку на транспортном средстве при совершении перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Тем более, что сделать карточку не очень сложно.
Аварийная карточка на опасный груз содержит…
Аварийная карточка системы информации об опасности (СИО) содержит всю основную информацию о грузе. В отличии от письменных инструкций, разработанных для отдельных знаков, аварийная карточка содержит сведения именно о транспортируемом грузе, а не общие сведения о классе грузов.
В Аварийной карточке информация о грузе, о действиях в случае чрезвычайных ситуаций представлена определенным набором пунктов. Причем есть обязательные пункты и не обязательные.
Полный перечень пунктов взят из Приказа Минтранса РФ от 08.08.95 № 73 «Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» приложение 7.5. Хоть документ, как говорилось выше, отменен, но новой формы никто не предложил.
Обязательные же пункты, а точнее блоки информации, берем из действующего документа ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».
В итоге получается, что аварийная карточка на опасный груз содержит следующую информацию:
Содержание | Обязательность | |
1. | Наименование груза | + |
2. | Класс опасности | — |
3. | Код экстренных мер | — |
4. | № ООН | + |
5. | Физические свойства | — |
6. | Температура кипения | — |
7. | Температура плавления | — |
8. | Летучесть | — |
9. | Плотность паров | — |
10. | Плотность | — |
11. | Растворимость в воде | — |
12. | Знак опасности на конкретный перевозимый груз | — |
13. | Температура вспышки | — |
14. | Температура самовоспламенения | — |
15. | Область воспламенения паров | — |
16. | Пределы воспламенения | — |
17. | ЛД50 при попадании внутрь | — |
18. | ЛД50 через кожу | — |
19. | ЛБ50 | — |
20. | Воздействие на кожу и слизистые | — |
21. | Экологическая безопасность | — |
22. | Рекомендуемые огнегасительные средства · при возгорании | — |
23. | Запрещенные огнегасительные средства | — |
24. | Меры первой помощи · при остановке дыхания · при попадании в глаза и на кожу · при проглатывании | — |
25. | Индивидуальные средства защиты · кожи | + |
26. | Способы и средства обезвреживания | + |
Пример первой страницы аварийной карточки представлен на рисунке ниже.
Пример первой страницы аварийной карточки
Аварийная карточка содержит практически все основные поля паспорта безопасности вещества и, как следствие, карточку удобно формировать на основании паспорта безопасности вещества.
Что такое письменные инструкции на перевозку опасного груза и почему они бесполезны
Письменные инструкции создаются как памятка для водителя и тех, кто окажется в непосредственной близости от места происшествия. В документе сказано, что необходимо делать для минимизации последствий чрезвычайной ситуации для себя и окружающей среды. Эти инструкции должны быть под рукой у водителя и не пострадать в результате происшествия.
Письменные инструкции
Форма и содержание письменных инструкций не зависят от конкретного перевозимого груза. Письменные инструкции при перевозке опасных грузов должны быть всегда, кроме перевозок в соответствии с изъятиями (перевозки в ограниченных и освобожденных количествах, в соответствии с пунктом 1.1.3.6 ДОПОГ и прочие). Они должны соответствовать приведенному в разделе 5.4.3.4 ДОПОГ образцу по форме и содержанию.
Недопустимы черно белые и устаревшие. Разрешается уменьшение размера документа.
Инструкции создаются для всех знаков опасности и содержат следующие разделы:
Проблема в применении письменных инструкций в том, что несмотря на достаточно понятный перечень операций, водитель теряется в их применении из-за значительного количества оговорок и условий. Письменные инструкции не содержат четкого порядка действий при аварийной ситуации с конкретным веществом!
С точки зрения обеспечения безопасности письменные инструкции слишком общий документ, который если и служит цели, то незначительно, а может наоборот, стать причиной не правильных действий, особенно в состоянии человека, попавшего в чрезвычайную ситуацию.
Вот лишь несколько примеров, когда слепое следование документу может только усугубить ситуацию:
Не случайно, третий столбец письменных инструкций, предусматривает адаптацию документа с учетом специфики перевозимого груза.
Сравним оба документа по набору информации
Как уже говорилось в статье, в отличии от письменных инструкций, аварийная карточка содержит сведения именно о транспортируемом грузе и действиях по предотвращению негативных последствий именно от него, а не общие сведения о классе грузов.
Содержание | Аварийная карточка | Письменные инструкции | |
1. | Наименование груза | + | — |
2. | Знак опасности | + | + |
3. | Код экстренных мер | + | — |
4. | Физические свойства | + | — |
5. | Опасности и риски для человека | + | + |
6. | Рекомендуемые огнегасительные средства | + | — |
7. | Запрещенные огнегасительные средства | + | — |
8. | Меры первой помощи | + | — |
9. | Способы и средства обезвреживания | + | — |
10. | Индивидуальные средства защиты | + | + |
11. | Меры предпринимаемые в случае аварии или ЧС | + | + |
12. | Указания по укрытию, самозащите или действиям с продуктом | — | + |
И как мы видим из сравнения, в письменных инструкциях отсутствует наименование груза, а знаков опасности приведено несколько. Для каждого знака опасности в производственной инструкции описаны и средства защиты и действия в случае аварии. То есть, письменные инструкции, это некий универсальный справочник, а не конкретная инструкция к действию.
Получается немного не логично, но письменные инструкции обязательно иметь при перевозке опасного груза, хотя не факт, что они содержат полезные инструкции по действиям в случае чрезвычайной ситуации с конкретным перевозимым грузом,
а в отношении аварийной карточки, которая дает четкую, понятную информацию по перевозимому веществу есть правовые неопределённости.
Где взять правильные аварийные карточки и письменные инструкции
Аварийная карточка на опасные грузы содержит нужную, а иногда и жизненно необходимую информацию о перевозимом грузе. И, еще раз, мы советуем делать на каждый перевозимый груз качественную правильную карточку.
Письменные инструкции должны быть – это требование ДОПОГ и письменные инструкции должны быть правильными – от этого так же может зависеть жизни людей!
Перевозчики опасных грузов зачастую не сильно заботятся о том, чтобы адаптировать письменные инструкции под конкретный перевозимый груз. Ведь нормативные документы требуют только наличия инструкций, а подстроен документ под конкретный груз или нет не проверяют. Как следствие, не очевидно, что эта инструкция поможет при возникновении чрезвычайной ситуации.
А вот четко изложенный в Аварийной карточке порядок действий водителя в экстремальной ситуации, с большей долей вероятности, может помочь не только в ликвидации последствий аварии, но и в сохранении имущества владельца автомобиля.
Когда речь идет о жизнях людей, то мелочей не бывает, и тем более избыток информации никак повредить не может, а может наоборот, помочь в решающий момент. Поэтому, найдите время или деньги на создание требуемых документов перед тем, как отправить водителя в рейс.
На сайте Опасник вы можете заказать:
Аварийные карточки 701 и 702, на все перевозимые опасные грузы класса 7 разработаны и могут быть высланы вам по запросу бесплатно.
В программе «Эксперт ОГ» (откроется в новой вкладке) имеется функционал по формированию аварийной карточку на радиоактивные грузы (7 класс).
Для того, что бы быть в курсе последних новостей по перевозкам опасных грузов вступайте в нашу группу в контакте (откроется в новой вкладке). В группе публикуется как актуальная информация по тематике перевозки ОГ, так и информация о распродажах, скидках, обновлениях программных продуктов «Эксперт ОГ» (откроется в новой вкладке).