Аварийная посадка самолета что делать
Как повысить свои шансы на выживание при крушении самолёта Статьи редакции
Специально для TJ читатель Artem Victorovich перевёл статью «10 ways to boost chances of surviving a plane crash», опубликованную CNN, и дополнил её примерами и выводами из личного опыта.
Недавнее крушение рейса TransAsia 235, когда часть пассажиров осталась жива, вновь вызвало вопрос: почему кто-то погиб, а кто-то сумел остаться в живых. И тут должны встрепенуться аэрофобы: значит, есть шансы выжить, осталось только понять, как их увеличить.
Безусловно, авиационные происшествия бывают разные: от небольших инцидентов (невыпуск стойки шасси) до катастроф, к которым, как правило, приводит целый ряд обстоятельств. В этой статье мы можем говорить лишь о тех ситуациях, где у нас есть хоть какой-то контроль над происходящим: к примеру, аварийная посадка или разгерметизация кабины.
Я связан с гражданской авиацией с 2004 года, когда начал получать соответствующее образование, а в 2007 началась моя авиационная карьера: я работал представителем крупных иностранных авиакомпаний, а в 2013 отправился в Сочи готовить аэропорт к Олимпийским играм. За всю жизнь я налетал в общей сложности больше месяца и облетел Землю больше одиннадцати раз.
Я не считаю себя экспертом и никогда не отвечаю на вопросы друзей: «А почему, по-твоему, разбился этот самолёт?». На мой взгляд, никто не имеет права делать подобные заявления, кроме органов, уполномоченных проводить расследование. Все же тиражируемые СМИ «мнения экспертов», — не более чем спекуляция на трагедии других людей и желание попиариться. Статью CNN я дополню реальными историями из личного опыта.
1. Выбор места в салоне
Мнения экспертов о том, где сидеть безопаснее, расходятся. Вы слышали о теории «пяти рядов»? Есть мнение, что если ваше место не более чем в пяти рядах от ближайшего аварийного выхода, то, по статистике, у вас больше шансов на выживание. Профессор университета Гринвич провёл в 2011 году исследование, которое подтвердило данную теорию. Среди прочего в исследовании отмечается, что в более чем 90% авиапроисшествий, случившихся за последнее время, есть выжившие.
Эксперты Федерального Авиационного Агентства США (U.S. Federal Aviation Administration) утверждают, что в самолёте нет какого-то наиболее безопасного места. По их словам, в результате происшествий разные части самолёта могут быть подвержены повреждениям и, следовательно, определить безопасное место не представляется возможным. Недостаточно знать только о расположении ближайшего к вам аварийного выхода, так как он может быть заблокирован. На этот случай эксперты агентства советуют знать, где находится второй по удалённости аварийный выход. Тем самым вы сможете увеличить свои шансы на то, чтобы как можно скорее покинуть кабину самолёта.
Очень часто, когда самолёт разбивается при посадке, мы видим кадры лежащей отдельно задней части, практически без повреждений. Из этих соображений считаю последние 2-3 ряда самыми безопасными, но и тут есть одно но: бизнес-класс всегда впереди, поэтому не стоит идти на сомнительную безопасность хвостовой части, поступившись комфортом бизнес-класса. Кстати, при обнаружении на борту взрывного устройства его перемещают именно в хвостовую часть, так как в случае взрыва эта часть самолёта наименее подвержена разрушению в силу его конструктивных особенностей.
В каждом самолёте есть специальные места для пассажиров, неспособных передвигаться самостоятельно. Иногда они даже помечены значком «инвалидная коляска». Это места для пассажиров «Wheelchair» (WCHC), которые вообще не могут передвигаться сами. Эти кресла, как бы прискорбно это ни звучало, находятся равноудалённо от двух ближайших выходов. Сделано это для того, чтобы эти пассажиры не затруднили эвакуацию других. Если на вашем или соседнем ряду есть значок «инвалидное кресло», значит, вы находитесь равноудалённо от двух ближайших выходов.
2. «Прослушайте информацию по безопасности…»
Сколько раз мы слышали эту фразу? Я надеюсь, ровно столько, сколько полётов у вас было. Каждый раз перед взлётом обратите внимание на бортпроводников, демонстрирующих расположение выходов и работу аварийно-спасательного оборудования самолёта, либо на соответствующую видео-демонстрацию. Они могут показаться скучными, но знание этих инструкций помогает спасать жизни. Убедитесь, что знаете где ваш спасательный жилет и где находятся ближайшие к вам аварийные выходы. В бизнес- и первом классе жилет, как правило, находится не под креслом, а в консоли между креслами. Обязательно уточните это.
Ещё одна тонкость: несознательные пассажиры иногда воруют спасательные жилеты, а соответствующие службы не всегда внимательно проверяют наличие всех жилетов. Если не можете свой нащупать свой жилет под сиденьем — смело нажимайте на кнопку вызова и уведомите об этом бортпроводников. Вам тут же принесут жилет и закрепят его на соответствующем месте, либо пересадят на кресло, где он есть. За все мои полёты я несколько раз сталкивался с отсутствием спасательных жилетов.
3. Обратите внимание на инструкцию по безопасности
В кармане спинки впередистоящего кресла вы найдёте схему-инструкцию по безопасности: это ваша карта выживания. Где аварийный выход, как надуть жилет или плот, откуда стоит ожидать появление кислородной маски — всё это вы найдёте в схеме-инструкции. Да, ещё в этих инструкциях можно поразглядывать смешных человечков, многие авиакомпании стараются сделать их забавными и интересными.
И пусть возможность использования спасательного жилета на рейсе из Петербурга в Москву представляется крайне призрачной, но кислородной маски — вполне возможно. Достаточно, чтобы сработал датчик разгерметизации кабины (даже ошибочно), чтобы открылись лючки с масками.
4. Учитесь группироваться
Вы знаете, как сгруппироваться в аварийной ситуации? Вы хоть раз пробовали это сделать? У вас может быть всего несколько секунд, чтобы сгруппироваться. Есть несколько позиций, которые указаны в инструкции по безопасности. Не стесняйтесь потренироваться. Могу сказать, что умение быстро сгруппироваться поможет вам не только при аварийной посадке, но и просто во время очень сильной турбулентности.
Считаю важным держать ремень застёгнутым во время всего полёта. Очень часто звуковая индикация отключения светового табло «Пристегните ремни» сопровождается клацканием пряжек отстёгивающихся ремней «смельчаков». Вам что, ремень дышать не даёт? Если шанс попасть в авиакатастрофу крайне мал, то вероятность проломить головой панель освещения либо обшивки потолка в разы больше.
Неожиданная турбулентность встречается и на больших высотах. На моей памяти был не один случай, когда после подобной встряски «смелым» пассажирам требовалась медицинская помощь. Летите ночным полупустым рейсом и есть возможность поспать на трёх креслах? Отлично, но пристегните ремень поверху, чтобы не впечататься в потолок, если самолёт вдруг поймает нисходящий поток.
5. Всегда узнавайте, где ближайшие аварийные выходы
Выше уже сказано о необходимости знать расположение аварийных выходов. Попытайтесь спланировать путь вашей эвакуации: основной и альтернативный. Если кабина оказывается задымлена, то, вероятно, вы не сможете увидеть, где находится ближайший выход. Посчитайте, сколько рядов отделяет вас от выхода, во время эвакуации в задымленной кабине вы можете передвигаться в сторону выхода, отсчитывая подлокотники в проходе.
Задача экипажа при эвакуации — обеспечить безопасную и быструю эвакуацию всех пассажиров. По международным правилам на каждый выход (станцию) должен быть минимум один бортпроводник, именно он откроет выход (либо выходы с двух сторон, если это возможно) и будет простыми голосовыми командами направлять к себе пассажиров. Если по каким-то причинам использовать выход нельзя, то в его задачи входит не допустить покидание самолёта через этот выход и направить пассажиров к другим выходам.
6. Передвигайтесь быстро
Большинство пассажиров, как правило, выживают при первичном ударе (в случае аварийной посадки либо крушении), однако то, что происходит потом, часто становится причиной смерти.
При проектировании самолётов считается необходимым обеспечить эвакуацию всех пассажиров через половину выходов в течение 90 секунд: именно это время считается максимальным, в течение которого у вас есть шансы безопасно покинуть самолёт.
Помните, что на узкофюзеляжных самолётах (Airbus A320, Boeing 737) — проще говоря на тех, где по салону идёт один проход, — выходы, расположенные в плоскости крыла, имеют меньший размер, и через них эвакуацию проходит медленней, чем через основные выходы. Покидая самолёт, не берите с собой никаких сумок, это затруднит проход.
Всё что вам реально понадобится — это документы и тёплые вещи, если на улице холодно (главное, чтобы эти тёплые вещи не затрудняли ваш выход из самолёта). Спускаясь по надувному трапу, не пытайтесь за него держаться или касаться: получите сильные ожоги рук. Покинув самолёт, отойдите на безопасное расстояние и в случае необходимости помогите сделать это другим.
7. Будьте внимательны во время взлёта и посадки
По статистике, именно на эти фазы полёта приходится наибольшее число происшествий. Распитие алкоголя может ухудшить вашу реакцию точно так же, как и сон. Постарайтесь быть сконцентрированы в эти моменты: не снимайте обувь, не закрывайте глаза маской для сна, а уши наушниками.
Из личного опыта могу сказать, что возврат самолёта в аэропорт вылета в 90% случаев происходит в первые 20 минут после взлёта: треснувшее стекло кабины пилотов, невозможность убрать стойку шасси, пойманная прямо на взлёте стая птиц, либо помпаж двигателя сразу после отрыва от земли. Все эти события хоть и являются нештатными ситуациями, но не несут большой опасности для пассажиров. Они часто отрабатывается на тренажёрах, и экипажи хорошо знают порядок действий.
Тем не менее, пассажирам следует быть внимательными к инструкциям экипажа и четко выполнять все указания. Все объявления будут делаться на языке страны авиакомпании и английском языке. Если у вас есть языковые сложности, то убедитесь, что человек, сидящий рядом с вами, в состоянии объяснить вам инструкции экипажа. В худшем случае повторяйте всё за всеми.
8. Будьте в форме
Наверное даже не стоит говорить, что если вы находитесь в хорошей форме, то у вас больше шансов быстро покинуть кабину, чем если вы неповоротливы и страдаете лишним весом.
9. Старайтесь избегать авиакомпаний с низким уровнем безопасности
Существует множество рейтингов авиакомпаний по безопасности, которые можно найти в интернете: как правило небольшие перевозчики в Африке и Азии находятся на нижних строчках этих рейтингов.
Многие крупные авиакомпании сейчас являются участниками альянсов. В мире есть три больших альянса: Star Alliance, SkyTeam и Oneworld. Все они устанавливают достаточно высокие правила по безопасности для авиакомпаний-участников, поэтому, осуществляя перелёт с авиакомпанией-членом альянса, можете быть уверены в достаточно высоком уровне безопасности.
Арабские авиакомпании (Emirates, Etihad, Qatar), хоть и не входят ни в один из альянсов, также занимают высокие строчки в рейтингах по безопасности: у них молодой флот, хорошо подготовленные экипажи и высокие стандарты в области авиационной безопасности.
10. Удобная одежда
Покидать самолёт на высоких каблуках или в шлёпанцах — не самое удобное занятие. Шорты тоже могут оказаться не очень подходящей одеждой, если придётся пробираться сквозь обломки либо убегать от самолёта по лесистой местности.
Осведомлён — значит вооружён,
Artem Victorovich,
Специально для TJ
5 причин из-за которых могут экстренно посадить самолет
Самолет является одним из самых безопасных видов транспорта. Его услугами пользуются тысячи людей, осуществляя перелеты каждый день. Крайне редко на борту самолета могут возникнуть экстренные ситуации, которые требуют незамедлительной посадки. Однако такие моменты существуют и к ним необходимо быть готовыми.
Чтобы осуществит неплановую посадку, нужно от командира лайнера или от его заместителя принятое решение относительно этого. Только он вправе осуществлять подобные вещи.
Что необходимо делать, если самолет вынужденно садится
Не всегда возможна мягкая посадка. Самолет может врезаться в дерево, многоэтажное здание, скалу либо разломаться пополам, загореться, взорваться.
Если капитан самолета принял решение совершить аварийную посадку, пассажиру следует придерживаться следующих правил:
Важно! Во время команды от бортового проводника «Внимание посадка», нужно:
Когда самолет полностью остановится, ремни нужно снять и дождаться эвакуации их салона. Во время экстренной посадки используются все двери, как запасные, так и основные, и аварийные.
5 основных причин экстренной посадки
Важно! Если стюардесса не может справиться с нарушителями дисциплины, пилот принимает решение посадить самолет.
Как поступать в спорах с авиакомпанией при аварийной посадке в другом аэропорту
Как поступить, если самолет не доставил по месту назначения и судно совершило аварийную посадку.
Из-за непогоды самолет, летевший из Санкт-Петербурга в Самару, приземлился в Казани. Это произошло на прошлой неделе 17 октября. Рейс авиакомпании «Россия», вылетевший из Пулково в 9 утра, летел по назначению до Самары, но не смог совершить посадку в аэропорту назначения. Впрочем, лучше всего подробности истории, в которую может попасть любой, изложил читатель портала Samru.ru Сергей Бобин (сохраняем знаки препинания автора):
Отдельная история о поведении персонала авиакомпании «РОССИЯ» в Казани. За 6 часов нам не дали воды, не накормили, не давали никакой информации. Через 4 часа после посадки в Казани (12.12) в 16.00 нас посадили в этот же самолет. хотя до этого пилоты говорили что самолет неисправен и его нужно ремонтировать, и объявили о готовности ВС к полету в Самару. В этот момент в самолете выключилось все оборудование: ВСУ (вспомогательная силовая установка), вся электроника, свет, и стал слышен сильный писк каких-то аварийных сигналов. Пилоты, представители АК «РОССИЯ» и аэропорта Казани, стали совещаться. Капитан воздушного судна стал звонить руководству в Санкт-Петербург. Ему приказывают: «Лети», а он говорит: «Самолет неисправен». Весь самолет встал и стал выходить из салона обратно в автобус! КВС объявил: в самолете технические неисправности. Прибыв обратно в аэропорт Казани, нам поставили отметку, что задержка вызвана техническими неисправностями. Через 30 минут объявляют: «Можно лететь, починили самолет». Несколько человек пошли на посадку, им срочно нужно было оказаться в Самаре), большая часть отказалась лететь на этом чуде Украинского авиастроения! АК «РОССИЯ» отказалась отправить нас на другом самолете, оплатить дорогу другими транспортными средствами! В итоге мы, около 50 человек, уехали из Казани в Самару на такси за свои деньги! Описал кратко, много еще можно рассказать. Есть аудиозаписи, фотографии, отметка с печатью аэропорта Казани о технической поломке самолета. Бобин Сергей Николаевич».
Ситуация, согласитесь, весьма неприятная. Но что же можно сделать? Как выяснилось из комментария письма читателя Ильи Трифонова, директора ООО «Скорая юридическая помощь», председателя общественного объединения «Комитет народного контроля», в данном случае МОЖНО и НУЖНО требовать компенсации. Приводим ответ юриста:
Посадка самолета на воду
Считается, что посадка самолета на воду является более легким вариантом выхода из аварийной ситуации на борту самолета, но эксперты считают, что все не так просто. Успешное приводнение авиалайнера зависит от нескольких очень важных факторов, влияние которых не всегда бывает положительным.
Аварийная посадка самолета на воду
Факторы успешной посадки самолета в море
Аварийная ситуация, возникшая на борту самолета и требующая немедленного приземления воздушного судна, может возникнуть по разным причинам. В подавляющем большинстве случаев это происходит по техническим причинам, вследствие отказа бортового оборудования.
По мнению многих специалистов, успешное приводнение самолета зависит от следующих основополагающих факторов:
Сложность подобных ситуаций состоит в том, что все эти факторы должны быть учтены командиром и оценены практически мгновенно, т.к. счет идет на секунды. От правильности принимаемого им решения зависят жизни экипажа и пассажиров.
Погодные условия
В сложных метеоусловиях, когда аварийная посадка осуществляется в неспокойное море при сильном ветре, экипаж должен учитывать силу ветра, направление волн и их высоту. Поведение самолета в экстремальных условиях аварийного приводнения в большой степени зависит от этих условий. При этом, если правильно оценить все погодные условия, приводнение в штормовое море не будет отличаться по сложности от посадки на спокойную водную гладь.
Важно! Авиалайнеру нужно заходить на приводнение параллельно волновым гребням и ни в коем случае не по направлению движения волны.
Важно! Посадка должна происходить на самой малой скорости авиалайнера, которая возможна в данной ситуации, но необходимо избежать слишком сильного задирания носовой части, что может привести к разрушению фюзеляжа при ударе о водную поверхность.
В это время на самолет оказывают действие колоссальные перегрузки, при малейшей ошибке экипажа приводящие к разрушению воздушного судна. Если командир корабля адекватно оценил ситуацию и выбрал правильный курс снижения и соприкосновения с водной поверхностью, шансы на благоприятный исход и спасение людей вырастают в разы.
Дополнительная информация:
Тип авиалайнера
В условиях нештатной ситуации важным является тип самолета. По мнению экспертов, есть ряд закономерностей, положительно или отрицательно влияющих на исход аварийной посадки на воду:
У больших пассажирских самолетов есть все перечисленные преимущества, в том числе усиленные фюзеляжи. Если система шасси в исправном состоянии, то обеспечить их закрытие не составляет труда. Если же шасси не убраны, то это может стать причиной возникновения толчков и бросков при соприкосновении с волной, а результат – повреждения крыльев и частичное или полное разрушение авиалайнера.
При неудачной посадке на воду самолет разрушается
Профессионализм экипажа
Командир корабля не в силах повлиять на это обстоятельство, но, правильно учитывая характеристики своего воздушного судна и предполагая, как оно себя поведет в данных условиях, он может свести к минимуму риски серьезного повреждения или разрушения самолета.
Без преувеличения можно отметить, что жизни пассажиров и экипажа зависят от уровня профессионализма командира, т.к. окончательное решение всегда принимает он. Этот фактор является решающим. То, насколько правильно командир оценил и учел все степени риска и возможности самолета, в конечном итоге определяет исход аварийного приводнения.
При прохождении обучения все летчики учатся действовать в различных аварийных и нештатных ситуациях, которые отрабатываются на тренажерах-симуляторах и в деталях разбираются на теоретических занятиях.
Важно! После первого контакта воздушного судна с водной поверхностью самолет теряет управление, и пилоты уже не могут им управлять.
Важно! При аварийной посадке на спокойную водную поверхность важную роль имеет правильная оценка высоты самолета над водной поверхностью.
В случае если экипажу трудно правильно и точно определить высоту самолета над поверхностью моря, можно определить ее опытным путем, сделав несколько виражей и выбрасывая с борта какие-либо предметы в воду. Затем можно попробовать сесть на морскую поверхность.
Приводнение на реках и в заливах
Самыми удобными для аварийного приводнения считаются так называемые закрытые водные пространства, такие как реки, бухты, заливы и др. При этом экипаж должен по возможности предварительно сделать круг и оценить условия для посадки:
Важно! При несильном речном течении, если ветер дует не с той стороны, с какой нужно, то приводнение совершают против ветра.
Важно! Если направления ветра и течения совпадают, аварийное приводнение осуществляют против ветра и течения.
Важно! Если течение и ветер противоположны, то самолеты приводняются против направленности ветра.
Наилучшим считается такой расчет траектории посадки, при которой в итоге авиалайнер окажется около берега, что существенно облегчит эвакуацию пассажиров и членов экипажа.
Действия пилотов при посадке на воду
Для того чтобы максимально безопасно посадить самолет на воду, экипаж должен работать слаженно и незамедлительно выполнять все приказы командира. Последовательность действий при этом следующая:
Посадка в ночное время
В случае если аварийная посадка терпящего крушение самолета на воду происходит в ночное время, нужно по достижении высоты около 150 м зажечь фары и внимательно следить за тем, чтобы правильно поймать момент, когда нужно выровнять авиалайнер перед соприкосновением с водой в целях предотвращения удара о поверхность воды или критического снижения скорости.
Важно! Если посадка осуществляется в условиях облачности или тумана, то освещение не включают.
При ясной погоде приводнение проводят по направлению к луне, это даст наиболее правильную ориентировку и оценку ситуации, скорость и направление ветра, степень неспокойности моря.
Важно! Следует помнить, что в такой ситуации морская поверхность кажется менее бурной, чем в реальности.
Эвакуация пассажиров и экипажа после приводнения
После полной остановки самолета командир корабля должен оценить ситуацию и принять решение о том, какие аварийные выходы будут открываться. Это производится исходя из положения самолета относительно направления ветра и волн, с целью не допустить попадания воды в аварийные люки.
После этого командир отдает приказ о спуске на воду спасательных плотов и начале эвакуации пассажиров. Экипаж должен организовать эвакуацию таким образом, чтобы не допустить паники, скопления большого количества людей в одном месте, т.к. это может привести к опасному крену корпуса лайнера.
Пассажиры, одетые в спасательные жилеты, равномерно распределяются бортпроводниками возле всех аварийных выходов. Процесс должен происходить максимально быстро, чтобы успеть покинуть судно до того как оно начнет тонуть. Командир корабля полностью контролирует ситуацию и должен покинуть самолет последним, после чего продолжает руководство спасением и должен по аварийной радиостанции запросить помощь.
Инструкция для пассажиров при аварийном приводнении, фрагмент
Важно! При определении аварийных выходов для эвакуации нужно выбрать те, которые находятся выше уровня воды за бортом, во избежание затопления лайнера. Сделать это можно, выглянув наружу через иллюминаторы запасных выходов.
Важно! В случае шторма на море нужно открывать аварийные люки, расположенные над крыльями, причем те, что находятся с подветренной стороны.
Обычно спасательные плоты подносятся бортпроводниками к нужному выходу вручную, крепятся специальными канатами к двери выхода, чтобы не унесло волной, и сбрасываются на воду. После этого специальной пусковой веревкой (соединяющей воздушный клапан с газовым баллоном) производится наполнение спасательного плота воздухом.
Так выглядит спасательный плот
После того, как первый спасательный плот будет заполнен людьми, опускают второй плот, а первый с помощью каната соединяется со вторым плотом, который, в свою очередь, привязан к аварийному выходу, и т.д. Таким образом, после окончания эвакуации все спасательные плоты должны быть соединены друг с другом канатами длиной не менее 8 м.
После этого как можно быстрее нужно отплыть на безопасное расстояние, чтобы плоты не затянуло в воронку, которая образуется, когда самолет идет ко дну.
Важно! Если фалинь, соединяющий плот с аварийным люком не будет перерезан, то после того как самолет начнет тонуть, фалинь лопнет и спасательные плоты утянет вслед за тонущим воздушным судном.
Все члены экипажа должны действовать четко и слаженно в соответствии с инструкцией и приказами командира корабля. Командир покидает самолет только после того, как удостоверится, что в нем нет живых людей.
Дополнительная информация. Бывают случаи, когда авиалайнер не тонет и держится на воде, спасательные плоты не должны отплывать от него далеко, чтобы не затруднять поиск выживших спасательным службам.
Историческая справка
В истории количество случаев удачных приводнений самолётов насчитывается больше десятка. Во времена СССР произошел один из самых ярких случаев, когда на водную поверхность Невы в экстремальных условиях приводнился советский авиалайнер ТУ-124. Благодаря мастерству командира корабля В.Я. Мостового и высокому профессионализму экипажа, обошлось без жертв, хотя посадка осуществлялась при неубранном шасси, что при экстренной посадке на воду может привести к непоправимым последствиям. Синяками и царапинами отделались 44 пассажира и члены экипажа.
Аварийная посадка на Неве 1963 г.
Комичный случай произошел в 2009 г., когда из-за попавших в двигатели во время взлета гусей, авиалайнер компании US Airways со 150 пассажирами на борту приводнился на Гудзоне. Самолет сел благополучно, только 5 человек получили травмы различной тяжести, тяжелые травмы получила одна из стюардесс.
Видео
Случаев, когда самолеты садились на воду, не так и мало в истории. И, по счастью, многие из них обошлись без масштабных разрушений и больших человеческих жертв. Во всех случаях жизни людей были спасены благодаря высокому профессионализму и слаженной работе всех членов экипажа, сумевших предотвратить разрушение авиалайнера при посадке и не допустить паники среди пассажиров.