Аватарки с богом что
vasilenkoirina
Ирина Василенко
О ЖИЗНИ АВАТАРОВ БОГОВ И БОГИНЬ
Информация для тех немногих, кто поймёт
ЭПИГРАФ
Когда ты начинаешь жить с целью, всё моментально становится на свои места. Жизнь начинает в буквальном смысле меняться. Ты перестаёшь общаться с людьми, которые только и делали, что тянули тебя вниз. Твой характер меняется, как и твоё тело, ты чувствуешь себя творцом, себя и своего образа в этом мире. Многие люди не понимают нас, смотрят на нас словно мы безумцы. На самом деле мы часть тех людей, которые не знают слово невозможно. Запомни: упасть не беда, беда не подняться.
Когда много-много тысячелетий назад ВЕЛИКИЙ АБСОЛЮТ выделил из себя первую эманацию СОЗДАТЕЛЕЙ всего сущего (Бога и Богиню), то наделил Бога бесконечным РАЗУМОМ, а Богиню огромной СИЛОЙ и беспредельной ЛЮБОВЬЮ. И увидел он Богиню в длинном золотом платье, а Бога в золотом плаще. Они держали друг друга за руки, их окутывала БОЖЕСТВЕННАЯ ЛЮБОВЬ. Лица их так сияли, что «зажмурился» АБСОЛЮТ от сотворённого им чуда. «Посмотрел» он на своё творение и искренне возрадовался.
А Создатели огляделись и увидели вокруг только чёрный пустой КОСМОС. Тогда выделили они из себя 28 пар помощников (Богов и Богинь). И сотворили они все вместе Вселенную, с Галактиками, звёздами и планетами. Так закипела во Вселенной жизнь.
Находясь в высшем измерении, Бог и Богиня создали для себя программу, которую должны были воплотить в низкой трёхмерной плотности. Это был великий эксперимент. Но чтобы попасть в трёхмерный мир, им надо было очень сильно понизить свои вибрации, а делать это нужно было постепенно. Тогда спустились они со своего божественного уровня на более низкий. Там они много сотен миллионов лет работали, помогая другим цивилизациям избавляться от негативных, разрушительных программ. Но пришло время воплощения на Земле.
Когда Аватары Создателей воплотились на Земле, то забыли о своём статусе и предназначении. Они проживали в разных концах Земли и у каждого была своя жизнь, как с радостными, так и с печальными событиями. Они учились и работали, создавали семьи, растили детей, а своими энергиями продолжали помогать тому уровню, который был их последней ступенькой перед воплощением. Но Кураторы, зная их программу, не дремали и создавали определённые ситуации для того, чтобы встреча состоялась. И однажды это произошло. Создатель услышал ЗОВ Богини и, бросив всё, на крыльях любви примчался к ней. Чувства божественной любви захлестнули обоих. Они вспомнили всё. Вспомнили свою программу, вспомнили о своём предназначении. Но тут преградой для них стал тот самый эгрегор, к которому они были крепко привязаны. Он не хотел их отпускать. Ему не выгодно было терять такие мощные энергии. И началось противостояние эгрегоров. Люди, входящие в этот эгрегор, пытались всячески удержать их в своих цепких лапах. Но свободу воли и свободу выбора в Космосе никто не отменял. Эгрегор Аватаров Бога и Богини был настолько мощным по качеству энергетики, что ничто не могло ему воспрепятствовать, а цель воплощения нельзя было предать. Расставание с земными людьми, с которыми долго велась общая работа, было тяжёлым. Но Душа, скованная рамками, не могла дальше развиваться духовно. Ей было тесно и плохо, стиснутой определённой вибрацией, ей не хватало свободы. И Богиня вырвалась из плена. Их слияние с Создателем дало такой мощный импульс к раскрытию, что у обоих произошёл качественный скачок в развитии духовности и включилась программа данного воплощения. Они осознали свою Миссию!
Каждый обладает Истиной своей.
Подлинность картины истинности мира
Замыслом Господнем скрыта от людей,
Чтобы пела им божественная лира.
Собирая камни в мощный монолит,
Истина предстанет изумлённым взорам.
И орган Всевышнего сочно зазвучит,
Украшая жизнь сказочным узором.
Космические энергии, которые Богиня получает от Абсолюта, этот ярчайший СВЕТ, наполненный ЛЮБОВЬЮ, мощным потоком вливается во все её тела. Богине приходится не сладко, ежедневно выдерживая эти вибрационные потоки, к которым невозможно адаптироваться. Но, такова, уж, её участь. А Создатель принимает и направляет эти энергии в окружающее пространство, и на людей, находящихся в нём. А те люди, что получают энергию от Создателя, трансформируют её и передают дальше. Так энергоинформационный поток растекается по Земле и меняет сознание людей, принявших его. Усиливается глобальная чистка Земли от негатива и всякой нечисти. И это только начало.
ЭПИЛОГ
На Руси называли любимого мужчину — «Свет очей моих», потому что мужчина — это Путь, это стрела, указывающая на восхождение. Любящая женщина восхищенно смотрит на своего любимого, как на свет, который помогает ей не забыть себя.
А женщину звали — «Душа моя». Потому что она напоминает то, ради чего только и есть смысл двигаться этим Путём. Всё только для души. Нет смысла ни в чем: ни в войнах, ни свершениях, ни в познании, ни в способностях — если забыта душа.
Я рада, что вошла в поток любви
Божественной, целительной, терпимой,
Что горести, сомнения мои,
Как лёгкий ветерок промчались мимо.
Осталась только радость Бытия,
Покой и новой жизнью упоенье.
И я живу! И точно знаю я:
Мой Бог, ты – вечное движенье!
АВАТАРЫ БОГОВ И БОГИНЬ. МАГИРАНИ. Ответ :berezoviysok Aleksandr Sharapoff!
Оригинал взят у berezoviysok в АВАТАРЫ БОГОВ И БОГИНЬ. МАГИРАНИ. Мой взгляд. Моё. Гори всё синим пламенем.
Попробую от себя донести что это такое и с чем её едят- эту МАГИРАНИ.
Это мои наблюдения. Поправьте меня если я заблудился.
Количество магирани в популяции чрезвычайно мало.
Мы, конечно, не можем назвать точные цифры, однако по нашим очень приблизительным прикидкам оно составляет не более 1-2% от общего числа всех женщин детородного возраста (Шакти «гаснет» во время инволюции. После прекращения овуляции ведьма остаётся ведьмой, но её Сила уже имеет другой источник, нежели собственная матка этой женщины, как было прежде).
Эти особенности могут быть выражены больше или меньше в зависимости от личности (прежде всего от уровня интеллекта), но они есть всегда.
4)«САМАДХА». Самая сложная и одновременно самая важная для определения концепция.
Известен классический перевод этого термина с санскрита – «самообладание». В практике и теории йоги самадха трактуется как высшая фаза медитации, «когда исчезают и ум и объект, но фиксация на объекте медитации остаётся»
В Шакти-Веде самадха определяется, как полная, всепоглощающая сосредоточенность шактиальночувствительного мужчины (архата или бхарата) на личности той, конкретной магирани, которая в данный момент служит для него источником Шакти. При этом и архат и бхарат переживают резкий подъём всех жизненных сил, они полны энергии, эффективность их деятельности – умственной, физической, социальной – достигает максимума. Магирани может вызвать у мужчины состояние самадхи только после того, как мужчина вступит с ней в сексуальный контакт – хотя бы однократно.
Субъективно самадха переживается, как выраженный аффект счастья, «пароксизм счастья». С точки зрения психиатрии это, несомненно, маниакальное состояние. В художественной литературе есть множество описаний такого рода, но все они базируются на чувстве «влюблённости» и трактуют ситуацию, как переживание «разделённой, взаимной любви» различной степени интенсивности. При этом психоэнергетическая компонента, конечно, опускается – ведь её может зафиксировать лишь тот автор, который знаком с учением Шакти-Веды и вообще имеет понятие о шактизме.
Для нас же важны магические, мистические эффекты самадхи.
Ввиду особой важности вопроса, мы конкретизируем их в форме классификационного списка.
1)Резкое повышение уровня интуиции у субъекта. Интуитивное мышление начинает преобладать над логическим мышлением. В выраженных случаях появляются элементы ясновиденья, способность к суггестии.
2)Резкое возрастание удачливости. Удача сопутствует субъекту буквально во всём, что он делает. Человеку начинает казаться, что он обрёл способность «творить чудеса», что его «прямо таки несёт по жизни», что удача «просто прёт». На самом деле – так оно и есть (см. ссылки «архат», «бхарат»).
3)Значительное улучшение физического самочувствия, отступление и исчезновение всякого рода хронических заболеваний, выраженная толерантность к острым заболеваниям (вроде простуды, различных инфекций).
5)Характерные изменения во внешнем облике – омолаживание, разглаживание морщин, цвет радужки глаз становится более ярким. Опять же глас народа – «лицо светится», «глаза горят», «прямо таки весь светится».
6)Появляется ощущение «присутствия бога в мире», субъект чувствует, что его жизнь имеет смысл, цель, что у него есть предназначение. Это характерно даже для атеистов, хотя и архаты и бхараты редко бывают атеистами.
7)Появляется (или усиливается, конкретизируется) ощущение бессмертности. В зависимости от наличия или отсутствия метафизической подготовки, человек либо определённо знает, что он уже переживал и будет вновь переживать реинкарнации, либо он просто вдруг понимает, что «там (за гранью жизни и смерти) что-то есть».
«Кай – это шактиальная абстиненция».
На практике, она выражается глубокой, сильной и чрезвычайно
разрушительной депрессией, которая захватывает всё существо
мужчины (архата или бхарата) лишившего притока Шакти
(расставание с магирани обычно происходит из за различных
причин социального характера).
В древнем тантрическом тексте «Тантра-Мантра» сказано, что женщина – высшая дхарма мужчины, высший тапас его, его рай; в случае если женщина удовлетворён ʜа – удовлетворёʜ весь мир.
В то время как в большей части современных религий (исключая локальные верования архаичных племен) господствующее начало мужское, а от культа Богини-Матери остались лишь слаборазличимые следы, в тибетском тантризме картина совершенно иная. Здесь, как и в шиваизме, каждое мужское божество имеет свою божественную супругу-шакти (в буддийской терминологии — «праджня»), с которой сливается в вечных объятиях. Тантрическая традиция утверждает, что боги становятся могучими и мудрыми только благодаря соединению со своими шакти. Шакти (женская энергия), праджня (запредельная мудрость) представляют собой сплав женственности и мудрости. «Что касается блаженства и пустоты, — говорил в одной из своих лекций Далай-лама XIV, — то здесь подразумевается неразрывное единство мудрости, постигающей пустоту, и глубокого переживания блаженства. Значение использования блаженства для реализации постижения пустоты столь велико, что многие медитативные божества тантр высшей йоги изображаются в соитии. Но, как я уже говорил, это блаженство очень отличается от того, что испытывается в обычном половом акте». Мудрость, символизируемая женским началом («праджня»), считается имманентно существующей, разлитой в мире. Мужское начало представляет собою метод («упайя»), посредством которого постигается мудрость. Рассмотрим понятие праджни детально. Этим словом обозначается женская ипостась божества, его женская энергия, иконографически передаваемая как супруга. Праджня — это запредельная мудрость, постигаемая лишь интуитивно, в состоянии озарения. Если проанализировать это не с религиоведческой, а с мифологической точки зрения, то окажется, что отождествление понятий «супруга» и «мудрость» означает, что женщине мудрость присуща изначально, в то время как мужчина должен мудрость постичь, и постижение это идет через женщину, что на иконографическом уровне передается как «яб-юм» (дословно «отец-мать»: бог и его праджня сливаются в супружеских объятиях), а на уровне текста — как многочисленные сюжеты о великих святых, получавших мудрость от дакини, причем в некоторых случаях речь идет не только о духовной передаче, но и о плотском соединении.
Воплощением мудрости как таковой предстает Праджняпарамита — высшая из степеней духовного совершенства (парамит), символизирующая интуитивное познание, озарение. Одновременно Праджняпарамита является и философским понятием, и названием корпуса священных текстов, и богиней, иконография которой не только зрительно передает философскую концепцию, но и содержит ряд черт, позволяющих видеть в Праджняпарамите элементы мифологемы Богини-Матери (в атрибутику богини входят и лотос, и меч — женский и мужской символы).
Тантрическим возвышением женщины как воплощения мудрости объясняется женственный (и иногда женовидный) облик мужских божеств. Так, стоящего Авалокитешвару регулярно пишут с большими, округлыми бедрами.
Разное и интересное.
Вырезки и цитаты.
В древнем тантрическом тексте «Тантра-Мантра» сказано, что женщина – высшая дхарма мужчины, высший тапас его, его рай; в случае если женщина удовлетвоон ʜа – удовлетворён ʜ весь мир.
В соответствии с амбивалентной природой анангу женщина может, однако, быть силой не только благодатной, но страшной и опасной. Не имеющая сдерживающих рамок (семейных, брачных, ритуальных), лишенная контроля, энергия может принести гибель и разрушение. Самый яркий пример этому, запечатленный тамильской поэзией, конечно, образ Каннахи из «Повести о браслете», которая, потеряв мужа, в гневе сжигает город Мадурай вырвавшимся из ее груди огнем.
( более подробно здесь забейте в поиск Гугл или Яндекс слово АНАНГУ )
.
Шива и Шакти как есть без прикрас. Только к великому сожалению Русы-Арии как и Европа подверглись монополизации христианством которое нещадно устранило всю историческую и культурную память в крестовых походах, море крови, кострах и пыточных инквизиции и просто убийства всех мало мальски истинных женщин-богинь..Веками если не тысячелетиями истреблялось всё мудрое, красивое и сакральное. Крестоносцам нужны только РАБЫНИ БЕЗ РОДУ БЕЗ ПЛЕМЕНИ:-((( котрые не помнят и не вспомнят кто они, какие они, что могут и что им подвластно. Им нужны затюканные недоживотные молящие иегову-яхве о пощаде и запитывающие собою окупационные эгрегоры тем самым обкрадывая своих детей и родных на право быть напитанными жизненной энергией и развиваться согласно изначального закона Вселенной.
и так продолжается до сих пор. Англичане не полностью уничтожили ведизм в Индии поэтому мы хоть какие то отрывочные знания можем узнать о своей культуре и ценностях.
На Руси называли любимого мужчину — «Свет очей моих», потому что мужчина — это Путь, это стрела, указывающая на восхождение. Любящая женщина восхищенно смотрит на своего любимого, как на свет, который помогает ей не забыть себя.
А женщину звали — «Душа моя». Потому что она напоминает то, ради чего только и есть смысл двигаться этим Путём. Всё только для души. Нет смысла ни в чем: ни в войнах, ни свершениях, ни в познании, ни в способностях — если забыта душа.
«Там, где искажается роль мужского и женского начала, там торжествует Зло»
Зороастра.
Аватарки с богом что
Вишну олицетворяет собой единого Господа, Абсолют. Каждая из Аватар олицетворяет этап развития Вселенной от самых низших до самых высших форм.
Аватара,(санскр. अवतार, avatāra IAST, «нисхождение») — нисхождение Бога из духовного мира в более низкие сферы бытия. Хотя на русский язык слово «аватара» обычно переводится как «воплощение», точнее его можно перевести как «явление», так как концепция аватары заметно отличается от идеи воплощения Бога «во плоти» в христианстве.
Матсья (первая аватара)
Курма (вторая аватара)
Вараха (третья аватара)
В третий раз Вишну пришлось спуститься на землю в облике вепря для борьбы с демоном Хираньякша. Демон добился того, что его не мог одолеть ни полубог, ни человек, ни зверь. Но, перечисляя животных в заклинании, он забыл упомянуть вепря. Обретя силу, Хираньякша стал похваляться ею и притеснять полубогов и людей. В самохвальстве он дошел до того, что столкнул землю в глубины Мирового океана. Тогда гигантский вепрь-Вишну разодрал страшными клыками брюхо заносчивому демону, поднял одним клыком землю и водрузил её на место.
Вишну-вепря и сегодня почитают в некоторых районах Индии.
Нарасимха (четвёртая аватара)
Вамана (пятая аватара)
В южноиндийском штате Керала в честь этого события ежегодно совершается праздник Онам. Десять дней все веселятся, чтобы бывший царь видел своих подданных счастливыми.
Парашурама (шестая аватара)
Рама (седьмая аватара)
Это одна из наиболее популярных инкарнаций Вишну. Рама, сын Дашаратхи, царь Айодхьи, герой великого Индийского эпоса Рамаяны. Рама — совершенный царь, любящий супруг и храбрый воитель. Рамаяна описывает сказание об этом бесподобном принце и его прекрасной и добродетельной жене Сите.
Вместе с братом Лакшманом и женой Ситой он вёл отшельническую жизнь в лесу, где уничтожил многих демонов, нарушавших покой подвижников и местных жителей. Демон Равана, царь Ланки, решил отомстить за павших родичей и похитил Ситу. Долго искал Рама жену, бродя вместе с братом по свету. Наконец нашёл её во дворце Раваны. После долгой и кровопролитной битвы Рама победил Равану и освободил Ситу.
Кришна (восьмая аватара)
Когда-то в царстве Матхуре правил неправедный царь Канса. Чтобы избавить от него мир, Кришна решил воплотиться в одном из сыновей его двоюродной сестры Деваки, но Канса узнал об этом от предсказателей и убивал всех ее сыновей. Поэтому Кришна еще младенцем был тайно переправлен на другой берег реки Ямуны и воспитывался в семье простых пастухов. Он был восхитительным ребенком с кожей цвета грозовой тучи. Своей красотой и игрой на флейте Он очаровывал всех жителей деревни.
Будда (девятая аватара)
Девятой аватарой Вишну стал Будда — лила-аватара Господа Кришны, явившийся в начале Кали-юги;
Калки (десятая аватара)
В этой статье подана очень упрощенная информация по Аватарам Вишну. Список десяти аватар Вишну приводится в ряде Пуран. В «Бхагавата-пуране» содержится описание 22 основных аватар Вишну и утверждается, что аватар Вишну бесчисленное множество.
Аватарки с богом что
18 Декабря
Суббота
2021 год
Десять аватаров Вишну
С целью спасти человечество от угрожающих ему смертельных опасностей – а это могут быть посещения демонов и преступные действия людей – и сохранить общественный и нравственный порядок, Бог Вишну, на которого возложена задача поддерживать этот мир, нередко принимает телесный облик.
Хотя обычно считается, что таких воплощений было 10, на самом деле они неисчислимы. Они могут произойти в любое время, в любом месте. Повсюду, где дхарма приходит в упадок и процветает адхарма, Вишну воплощается, чтобы восстановить равновесие в мире.
Согласно сказанию, в облике Матсьяватары (воплощение-рыба) Господь спас Ману, прародителя человечества, и Саптариши, семерых мудрецов и духовных сыновей Брахмы, вместе с их женами во время потопа. Позже благодаря их потомству мир вновь наполнился людьми.
Затем, приняв вид Варахаватары (воплощение-вепрь), Бог сразил демона Хираньякшу и поднял землю из поглотившей ее пучины потопа. Возможно, это символизирует освобождение мира от затопивших его грехов силой Высшего Существа.
Когда Бали, внук Прахлады, завоевал три мира, Индра лишился своего небесного царства. Вняв просьбам матери Индры Адити, Бог Вишну принял облик Ваманы (карлик), юного мальчика-брамина, пришел к Бали, известному своей щедростью, и попросил в дар надел земли, который можно обойти в три шага. В первые два шага он прошел землю и небеса, а в третий столкнул Бали в преисподнюю. Поэтому его еще называют Тривикрама – «обошедший мир в три больших шага».
Мораль этого мифа такова: если даже Бог, обращаясь с просьбой, принимает вид карлика, просящий должен умалять себя! Во-вторых, истинный брахман может покорить три мира силой духа. В различных частях Вед есть упоминания об этих пяти аватарах.
В следующих пяти воплощениях у Вишну человеческий облик.
Шестой аватара – Парашурама (Рама с боевым топором). Сын мудрых супругов Джамадагни и Ренуки, он уничтожил тиранию кшатриев, возглавляемых Картавирьей и жестоко угнетавших людей. Трудно сказать, есть ли в этом предании историческая основа; возможно, оно повествует о борьбе за власть между брахманами и кшатриями.
Шри Рама, следующее воплощение, встретился с Парашурамой и поглотил его силу и мощь. Поэтому Парашураму иногда считают авешаватарой, т.е. воплощением, на время получившим власть Вишну.
Восьмое воплощение – Баларама (сильный Рама), старший брат Шри Кришны. Он прославился тем, что сразил обезьяну Двивиду и демона Дхенуку, сотряс крепостные валы Хастинавати, столицы пандавов, и вывел реку Ямуну из ее русла. Эта история, поведанная змеем Шеша в момент его смерти, говорит в пользу версии о том, что Баларама был воплощением Шеша.
Шри Кришна, девятое воплощение Бога Вишну, – пожалуй, самый известный аватара; его даже именуют пурнаватара, а все другие божества считаются его проявлениями. Его многочисленные и славные деяния хорошо известны. Для рядового индуиста он – идеальный правитель, воин, герой, философ и учитель, Сам Господь. Это он написал и разъяснил «Небесную Песнь», Бхагавад-Гиту.
Десятому аватаре Калки еще только предстоит появиться. Он спустится на землю в конце нынешней эпохи Кали Юги верхом на белом коне, с обнаженным мечом. Он сокрушит врагов дхармы и восстановит ее во всем блеске славы.
Список 10 аватар Бога Вишну не является каноническим и общепринятым. Иногда Шри Кришну не включают в число аватар, считая его самим Вишну; его место занимает Будда. В других списках Будда упоминается вместо Баларамы. Иконография Будды исчезает из этих списков лишь после 15 века.
Довольно странно, что цель воплощения Будды – ввести в заблуждение низкорожденных и сбить с пути одаренных людей, слишком преуспевших в священной науке и таящих угрозу господству богов! Это звучит скорее как шутка, чем как серьезное предположение. Очевидно, индуизм закрыл дорогу буддизму, включив Будду в число аватар.
Хамса, Сатвата, Яджна, Даттатрейя, Ведавьяса – вот имена некоторых других аватар, включенных в списки, при этом общее их число составляет 10. Однако иногда их количество увеличивается до 23.
Чатурвьюги
Религия Бхагаваты-Панчаратры с ее культом Вишну-Нараяны-Кришны выдвигает теорию о том, что у Верховного Бога Вишну есть 4 формы проявления: а)Пара, или Верховный; б)Вьюга, или эманация; в)Вибхава, или воплощение; и г)Арка, или образ.
Пара – Верховный Бог во славе. Вибхава представляет воплощения, уже известные миру. Арка – нисхождение Бога в изображение, которое торжественно устанавливают в храмах для почитания.
Впоследствии количество Вьюг возросло до 24. С точки зрения иконографии все их изображения одинаковы, за исключением расположения четырех эмблем: раковины, диска, булавы и лотоса. Теология Панчаратры добавляет еще одну форму проявления – Антарьямин (обитающий внутри) – которую невозможно представить иконографически.
Малые воплощения
Индуистская мифология содержит множество преданий об аватарах бога Вишну, которые могут быть пурнаватарами (полными проявлениями), как Шри Кришна, амшаватарами (amsavataras, частичными проявлениями), как Капила, или авешаватарами (теми, кто на время преисполняется божественной силой), как Парашурама. Вот некоторые из них.
Даттатрейя
Он сын великого мудреца Атри и его супруги Анашуи, олицетворение чистоты в индуистской мифологии. Он изобрел магические обряды и создал растение сому. Он был учителем неарийских народов. Общаясь с людьми низкого происхождения и предаваясь наслаждениям, он сделался нечистым. Однако учение и просветление настолько очистило его, что отныне ничто не может его запятнать. Как воплощение Триады, Даттатрейя изображается с тремя головами, четырехруким; его сопровождают четыре разномастных пса, символизирующих Веды.
Концепция Даттатрейи – своеобразная попытка примирить между собой культы Брахмы, Вишну и Шивы. Кроме того, с помощью этой концепции в индуизм органически вошли неведические культы.
Дханвантари
Хаягрива, или Хаяширша
Великий мудрец Яджнавалкья утратил знание Яджурведы из-за проклятия своего гуру и понес суровую кару. Бог Солнца, удовлетворенный его покаянием, явился ему в облике божества с головой лошади и научил его той же самой Веде в другой форме. Этот эпизод стал известен под названием Vajasaneyi Samhita (Vaji – лошадь). Возможно, именно здесь истоки аватары Хаягривы (божества с головой лошади).
Демоны Мадху и Каитабха похитили Веды и спрятали их под водой. Бог Вишну принял облик Хаягривы, нырнул на дно океана и, убив демонов, спас Веды.
Капила
Капила, сын Кардамы и Девахути, был великим мудрецом, испепелившим взглядом 60 000 сыновей царя Сагары. Здесь явственно слышен отголосок предания, отождествляющего Капилу с Агни. Он обучил свою мать философии Санкья.
На ритуальных изображениях волосы Капилы уложены на голове в виде венца; он бородат, с четырьмя руками, две из которых держат кувшин, а две другие – раковину и диск.
Мохини
По просьбе богов, у которых демоны похитили амброзию во время пахтанья океана, Бог Вишну принял облик волшебницы Мохини; ей удалось обмануть демонов и вернуть амброзию богам. Говорят, она очаровала самого Шиву. Эта история учит, что бессмертия можно достичь только победив заблуждение. Мохини изображают в виде прекрасной молодой женщины в разноцветных одеяниях, украшенной драгоценностями; в руке она держит вазу с нектаром.
Нара-Нараяна
Когда миссия аватары Нарасимхи была завершена, он разделился надвое, и его львиная половина превратилась в мудреца Нараяну, а человеческая – в мудреца Нару. Затем Нара с Нараяной возвратились в Бадарикашрам, чтобы вести суровую аскетическую жизнь. Когда Индра, желая соблазнить их, послал небесных нимф, Нараяна из своего бедра создал нимфу Урваши, более прекрасную, чем все они вместе взятые. По другой версии, эти мудрецы – сыновья Дхармы и Ахимсы. Они были аскетами и одержали победу над демоном Сахасракавачей (владеющий тысячью оружий).
Позже эти мудрецы возродились в облике Шри Кришны и Арджуны.
История эта необычайно поучительна. В каждом из нас присутствует человеческое и божественное начало. Демон, ненавидящий богов и людей, постоянно пытается соблазнить нас тысячью уловок. Чтобы победить его, надо практиковать аскезу.
Нару-Нараяну иногда изображают одним человеком, иногда – двумя. В первом случае у него две или четыре руки, в которых четки или традиционные эмблемы Бога Вишну. Во втором Нару изображают с двумя головами и двумя руками, одетым в оленью шкуру; Нарайана же имеет четыре руки, в которых держит символические раковину, диск, лотос и четки.
Вьяса
Вьяса – это космическое существо, рождающееся в каждую эпоху для передачи и распространения священных писаний.
Яджна
В ранней ведической литературе Вишну нередко отождествляют с яджной, или жертвоприношением. Бхагавата называет Варахаватару «Яджна-вараха», а части его тела соотносит с различными частями принесенной жертвы. В других мифологических источниках он фигурирует под именем Яджнешы, сына Ручи и Акути. Вся вселенная, которая находится в состоянии постоянного движения и изменения, подобна обряду жертвоприношения, а Бог-творец рассматривается как олицетворение этой жертвы. Отсюда его имя – Яджна, или Яджнешвара.
Его изображают двухголовым, семируким, трехногим и четырехрогим. В руках священные предметы: сосуд с топленым маслом (ajyapatra), ковши и ложки (juhu) разнообразной формы, раковина и диск. Это, несомненно, символический образ, где представлены различные виды жертвоприношений, однако объем данной книги не позволяет остановиться подробно на деталях описания.
Другие широко почитаемые ипостаси Вишну
Джаганнатха Пури
Джаганнатха Пури в Ориссе – вишнуитское божество, привлекающее огромные толпы почитателей, особенно во время ежегодного празднества колесниц. Изображение выглядит несколько гротескно, с выпученными глазами; оно вырезано из бревна. Раз в 12 лет изображение обновляют, причем новую деревянную скульптуру приносят в храм тайно. В новый образ вкладывается древняя реликвия – так происходит его освящение. Это изображение представляет Шри Кришну, а подобные ему образы – Балараму и Субхадру, сестру Кришны.
Пандуранга
Виттхала, известный также под именем Виттахалы или Витхобы, – божество знаменитого вишнуитского храма в Пандхарпуре, штат Махараштра. По существу, слово «Vittha» – это искаженное «Вишну». Ракумабаи, или Рукмини – имя его супруги, которую обычно изображают стоящей слева.
В этом облике Бог Вишну открылся брахману по имени Пундали в награду за его сыновнюю преданность родителям.
Ранганатха, наряду с Варадараджей из Канчипурама и Венкатешей из Тирупати – самые почитаемые в Южной Индии аспекты Вишну. Известный храм в Шрирангаме, в Тамилнаду – центр этого вишнуитского культа. Как утверждают, данный храм – по крайней мере, первоначальное изображение божества – возник из морской пучины и был подарен Шри Рамой Вибхисане. На пути из Айодхьи в Ланку Вибхисана поставил храм на землю, чтобы немного передохнуть. К его огорчению (и к радости других), храм прочно врос в землю! Изображение относится к типу Йогасаяна (божество покоится на ложе-змее в йогической позе). У бога две руки, правая поддерживает голову, а левая опирается на змея. Нередко вместе с божеством изображают лотос с Брахмой, Айюдхапуруши (люди-оружие), сраженных им демонов Мадху и Каитабху, а также мудрецов Бхригу и Маркандею.
Похожие изображения Йогасаяна находятся в Шрирангапатне (Карнатака) и Тривандруме (Керала), где они известны под именем Падманабха, или Анантасаяна.
Варадараджа
Варадараджа: самый щедрый на дары и милости, еще одна весьма почитаемая ипостась Бога Вишну. Известен также как Кариварада, т.е. спасший Гаджендру, царя слонов, от смертельной хватки крокодила. Его изображают верхом на Гаруде, застигнутым в момент метания диска. Рядом – Гаджендра, чья стопа зажата в мощной крокодильей пасти. Иногда возле крокодила можно увидеть фигуру человека с руками, сложенными в почтительном жесте – это гандхарва (полубог), освобожденный от проклятья, из-за которого он появился на свет в обличье крокодила.
Венкатеша
Венкатеша: называемый также Венкатешвара, Шриниваса или Баладжи из Тирупати (Андхра-Прадеш) – пожалуй, самое широко почитаемое из индуистских божеств; храм на холмах Тирупати получает баснословный доход. Слово «Венгадам» тамильского происхождения и означает «холм»; следовательно, Венкатеша – это повелитель холма. Легенда повествует о том, что Бог Вишну в облике Варахи (вепря) решил продлить свое пребывание на земле, и Гаруда опустил на землю холм Вайкунтха, чтобы он мог жить там. Бог Шриниваса, или Венкатеша, другая ипостась Вишну, одновременно с Варахой появился в тех краях и решил остаться жить на земле на благо человечества.
Утверждают, что это изображение возникло спонтанно и не соответствует известным агамическим традициям. Нет единого мнения по поводу точного объекта и формы изображения: одни полагают, что это Хари-Хара, другие считают, что Субрахманья или даже Деви.
Вишваксена
Вишваксена: Вишваксена, или всепобеждающий, – ипостась Вишну, играющая в вишнуитской традиции ту же роль, что и Ганеша в шиваизме. Ему молятся перед началом любого предприятия, чтобы устранить возможные препятствия. Его представляют с четырьмя руками; в трех он держит раковину, диск и булаву, а четвертая застыла в tarjanimudra (предостерегающе поднятый палец). Правая нога обычно слегка спущена с пьедестала. Временами Вишваксену изображают стражем или главным служителем Бога Вишну. Он стоит на белом лотосе, с длинными матовыми волосами и бородой. Это символ мирских наук.
Малые божества, связанные с Вишну
Гарутман, или Гаруда, могучая птица, на которой путешествует Вишну, – малое божество и неизменный атрибут всех вишнуитских храмов. Согласно преданию, он сын мудрых супругов Кашьяпы и Винаты и младший брат Аруны, возничего Бога Солнца. Прославился он тем, что принес чашу с нектаром с небес Индры. Именно этот подвиг и заставил Бога Вишну выбрать Гаруду для своих путешествий.
В буквальном переводе слово «Гаруда» значит «крылья речи». Он, по существу, олицетворяет ведическое знание, которое спустилось к нам на его крыльях из божественного мира.
Изображение Гаруды обычно антропоморфное. У него острый клюв, за спиной два крыла; рук может быть 8, 4 или всего 2. Две руки всегда сложены в жесте поклонения, в других находится раковина, колесо, булава, меч, змея и чаша с нектаром. Образ традиционно размещают по правую сторону от центральной святыни. Может показаться странным, что ложем Богу Вишну служит змей, а путешествует он верхом на орле, своем главном враге! Но это лишь показывает, что он – Бог равновесия и гармонии, и на него возложена задача поддерживать и сохранять эту многоликую вселенную.
Другое божество, неизменно присутствующее в вишнуитских храмах, особенно на Юге, – это Хануман, обезьяний бог. Рамаяна рисует его высокообразованным, с утонченным вкусом, культурным героем. Он силен, мудр, умеет быть преданным – сочетает в себе редкие качества.
Его представляют в двух позах: в обществе Шри Рамы, Ситы и Лакшманы он скромно стоит поодаль или же преданно сидит у ног Шри Рамы. В святилищах, посвященных исключительно ему, Хануман изображен в воинственной позе, с булавой в левой руке и Сандживини в правой.
Повествование о Боге Вишну было бы неполным без упоминания о Шалаграме, черноватом полированном камне с закругленными краями и отверстием, в котором находятся крошечные окаменелые моллюски – символ Бога Вишну и предмет почитания. Они бывают нескольких разновидностей, представляющих разные ипостаси Бога. Шалаграмы устанавливаются для почитания в храмах или в частных домах. Если такой камень хранится дома, ритуал поклонения становится обязательным.