Авиационные средства связи что это
Авиационная электросвязь
К основным средствам авиационной электросвязи относятся:
радиопередатчики, радиоприемники, радиостанции ОВЧ диапазона;
радиопередатчики, радиоприемники, радиостанции ВЧ диапазона;
автоматизированные приемо-передающие центры;
системы коммутации речевой связи;
каналообразующее оборудование и системы;
наземные станции спутниковой связи;
оборудование автоматической передачи метеорологической и полетной информации;
оборудование авиационной наземной сети передачи данных и телеграфной связи.
Авиационная электросвязь подразделяется на:
авиационную фиксированную электросвязь;
авиационную подвижную электросвязь;
Авиационная фиксированная электросвязь предназначена для:
обеспечения взаимодействия центров (пунктов) ОВД;
обеспечения взаимодействия центров планирования и организации потоков воздушного движения;
обеспечения взаимодействия служб аэропортов в процессе осуществления производственной деятельности;
передачи метеорологической и полетной информации;
обеспечения взаимодействия с пользователями воздушного пространства;
обеспечения деятельности производственно-диспетчерских служб и административно-управленческого персонала гражданской авиации;
Авиационная подвижная электросвязь предназначена для:
обеспечения центров (пунктов) ОВД радиотелефонной связью с воздушными судами и передачи данных;
обеспечения центров (пунктов) ОВД, аварийно-спасательных служб связью с экипажами воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие.
Авиационное радиовещание предназначено для:
К системам и средствам автоматизации управления воздушным движением относятся:
аэродромные средства автоматизации управления воздушным движением;
трассовые средства автоматизации управления воздушным движением;
средства единого времени;
оборудование документирования и воспроизведения информации;
программно-аппаратные средства обработки плановой информации;
система управления и контроля за наземным движением.
К средствам электротехнического обеспечения полетов относятся:
автономные солнечные энергетические комплексы;
химические источники питания;
системы кондиционирования воздуха.
Дата добавления: 2019-07-26 ; просмотров: 2429 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Виды, задачи и состав объектов авиационной электросвязи
— передачу центрами (пунктами) УВД экипажам воздушных судов указаний, распоряжений и различных видов сообщений по обеспечению безопасности и регулярности воздушного движения и получения от них донесений, сообщений на всех этапах полета;
— взаимодействие центров (пунктов) управления воздушным движением в процессе управления воздушным движением, планирования и организации полетов;
— оперативное взаимодействие служб авиапредприятий и органов ОрВД;
— передачу административно-управленческой и производственной информации;
— передачу данных АСУ предприятий гражданской авиации.
По функциональному признаку электросвязь ГА РФ делится:
а) на авиационную фиксированную связь;
б) на авиационную подвижную связь;
в) на авиационное радиовещание.
Авиационная фиксированная связь организуется для:
— обеспечения взаимодействия центров (пунктов) управления воздушным движением;
— обеспечения взаимодействия служб авиапредприятий ГА в процессе осуществления производственной деятельности;
— обеспечения деятельности производственно-диспетчерских служб и административно управленческого персонала ГА;
— передачи метеорологической и полетной информации;
— обеспечения международных полетов воздушных судов ГА;
— обеспечения взаимодействия с органами ВВС;
Авиационная подвижная электросвязь организуется для:
— непосредственного ведения диспетчерами центров (пунктов) УВД радиотелефонной связи с экипажами воздушных судов и передачи данных на протяжении всего полета от начала руления до посадки и окончания руления;
— ведения центрами (пунктами) УВД радиотелефонной и радиотелеграфной связи с экипажами воздушных судов, находящихся в полете, в т.ч. с помощью радиооператоров;
— ведения центрами (пунктами) УВД, аварийно-спасательными службами связи с экипажами воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие.
Авиационное радиовещание организуется для:
— автоматической передачи информации в районе аэродрома (АТИС);
— автоматической передачи метеоинформации для экипажей воздушных судов, находящихся на маршруте (ВОЛМЕТ).
Авиационная электросвязь организуется и функционирует в соответствии с утвержденными Государственными полномочными органами принципами управления воздушным движением на всей территории Российской Федерации с учетом требований Международной организации гражданской авиации ICAO (Приложение 10 «Авиационная электросвязь» к Конвенции о Международной ГА, тома I, II, III, IV и V, 1995- 96 гг).
Под организацией авиационной электросвязи понимаются система мероприятий по выбору состава средств связи, их размещению, заданию режимов работы и частот для обеспечения непрерывности и надежности управления потоками ВС или производственной деятельностью предприятий.
Для организации авиационной подвижной электросвязи используются средства, включающие проводные и радиоканалы, или средства радиосвязи диапазонов ОВЧ, ВЧ, УВЧ и спутниковой связи.
Авиационная фиксированная связь строится на базе проводных средств и средств радиосвязи, а также с использованием сетей и каналов связи других ведомств, юридических и физических лиц.
Для повышения надежности авиационной подвижной электросвязи каждая радиостанция сети должна резервироваться согласно установленным требованиям.
При необходимости должны проводиться организационно-технические мероприятия по увеличению дальности и непрерывности радиосвязи с воздушными судами, например:
— организация вынесенных на трассы полетов ретрансляторов диапазона ОВЧ;
— использование высот на местности и высотных сооружений для размещения на них средств радиосвязи диапазона ОВЧ;
— применение средств радиосвязи диапазона ОВЧ повышенной мощности и специальных антенных систем;
— внедрение в эксплуатацию новых средств радиосвязи и спутниковой связи;
— организации ВЧ каналов для передачи указаний диспетчеров и сообщений экипажей при отказах ОВЧ каналов (их отсутствии) или нарушении непрерывности радиосвязи.
К объектам авиационной электросвязи относятся:
— Передающий радиоцентр (ПРЦ);
— Приемный радиоцентр (ПМРЦ);
— Автономный ретранслятор авиационной подвижной связи (АРТР);
— Центр коммутации сообщений (ЦКС).
ПРЦ предназначен для организации авиационной подвижной воздушной электросвязи в диапазонах ОВЧ и ВЧ диапазонов (обеспечение передачи информации в аналоговом и цифровом видах от диспетчерских наземных служб УВД экипажам ВС), а также для организации авиационной фиксированной электросвязи.
ПМРЦ предназначен для организации авиационной подвижной воздушной электросвязи ОВЧ и ВЧ диапазонов (обеспечение приема информации в аналоговом и цифровом видах диспетчерскими наземными службами от экипажей ВС), а также для организации авиационной фиксированной электросвязи.
АРТР предназначен для организации сплошного радиоперекрытия ВП зон ответственности районных центров ОВД различного уровня автоматизации многочастотным полем авиационной подвижной воздушной связи и обеспечения обмена информацией в аналоговом и цифровом видах между диспетчерскими наземными службами УВД и экипажами ВС.
ЦКС предназначен для обеспечения обмена информацией предприятий и организаций ГА через технологическую Авиационную наземную сеть передачи данных и телеграфной связи специального уполномоченного органа Федеральной исполнительной власти в области ГА (АНС ПД и ТС) в целях организации воздушного движения и планирования использования воздушного пространства, производственно-хозяйственной и административно-управленческой деятельности.
Радиосвязь самолетов. Средства связи между самолетами в воздухе.
Основные требования, предъявляемые к самолетным радиостанциям: возможно меньший вес и объем, максимально простое обслуживание.
Радиосвязь является наиболее ценной, когда радиус ее действия равняется радиусу действия самолета. Радиус действия радиостанции зависит от:
а) мощности передатчика;
б) качества и усилительной способности приемника;
в) расположения наземной антенны (на возвышенном месте),
г) времени суток и года — ночь и зима более благоприятствуют работе, чем день и лето;
д) форм радиопередачи: по радиотелеграфу можно перекрывать в 2—2,5 раза большее пространство, чем радиотелефоном той же мощности; если телефонная связь затрудняется, необходимо переходить на телеграфную связь;
е) опытности и умения добиваться максимального излучения в пространство электромагнитной энергии, а для работающего на приемнике от умения настраивать его для улавливания телефонной или телеграфной передачи;
ж) строения земной коры; например, наличие магнитных масс сильно сокращает радиус действия.
Положительные свойства радиосвязи.
1. Разнообразие сообщений. Радиосвязь имеет неограниченные возможности передачи. Нормальная скорость передачи с самолета с помощью азбуки Морзе 50—60 знаков в минуту. Радиограмму в 25 слов можно передать примерно в 3 минуты. Скорость передачи по коду увеличивается еще больше; что же касается передачи по телефону, то преимущества этого вида передачи очевидны сами собой,
2. Возможность двусторонней связи. Почти все самолетные радиостанции включают в себя, и передатчик и приемник.
3. Возможность одновременной работы нескольких станций.
4. Возможность работы в любое время и при всякой погоде.
5. Передача во всех направлениях, облегчающая управление (изменение маршрутов полетов, дача новых заданий и пр.) и определение местоположения самолета.
Особенности радиосвязи
1. Одновременность приема и передачи замедляет темпы работы, так как непонятое при передаче слово и искажение бука могут быть исправлены только по окончании передачи, после запроса со стороны принимавшей радиостанции.
2. Сложность обслуживания находящихся в настоящее время на вооружении радиостанций. Кроме того, работа ключом Морзе и прием телеграфных сигналов на слух требуют от летнабов высокой технической подготовленности.
3. Большой вес аппаратуры (от 35 до 75 кг и более) уменьшает боевую нагрузку.
4. Выпускная антенна делает самолет менее гибким в отношении фигурных полетов: для выполнения фигурного полета и при посадке самолета антенну приходится сматывать.
На одноместных истребительных самолетах антенны делаются исключительно жесткими (не выпускными). Подобные антенны уменьшают радиус действия радиостанции.
только при отсутствии мешающего действия со стороны других работающих радиостанций своей армии. Для устранения этого препятствия обслуживающие радиостанции разбиваются на сети с назначением каждой сети определенной волны и строжайшим соблюдением радио дисциплины.
а) насыщенность радиостанциями небольших участков при приблизительно одинаковом диапазоне волн работающих радиостанций; до некоторой степени устраняется применением приемников с большой остротой настройки;
б) мешающее действие радиостанций большей мощности, умышленно пущенных в ход противником на той волне, которую он хочет заглушить;
в) атмосферные электрические разряда, особенно в летнее время, которые иногда делают прием совершенно невозможным.
Перехват радио
Чтобы избежать возможности перехвата передаваемых по радио сведений противником, переговоры приходится вести в зашифрованном виде.
Для быстрой передачи и расшифрования радиограмм самолетная передача кодируется.
При современной скоротечности и динамичности боя к службе авиационной связи предъявляются следующие требования:
а) обеспечение управления с самолета;
б) максимальная, почти мгновенная, скорость передачи;
в) возможность одновременной передачи и приема;
г) возможность графической передачи (схем, карт, писем, фото);
д) возможность одновременной передачи приказаний всем боевым средствам, участвующим в операции;
е) автоматичность приема и передачи;
ж) секретность и независимость от мешающих действий противника.
Учитывая высокие требование и особо тяжелые условия работы на самолете, желательно иметь в качестве основных средств: радио-сигнализацию с автоматическим приемом и теле- автографическую связь (передача изображений) и как дополняющие и дублирующие средства — радиотелеграф и радиотелефон.
Вспомогательные средства связи с самолетами, находящимися в воздухе
Сигнальное полотнище служит для передач сообщений с земли на самолет. Полотнище изготовляется темно-синего цвета, с нашитыми на нем из белого полотна буквой Т и девятью занумерованными отростками. Отростки открываются и закрываются откидными клапанами темно-синего цвета. Каждый из девяти отростков полотнища имеет постоянное цифровое значение от 1 до 9.
Клапаны могут открываться одновременно по 1, по 2, по 3 и т. д. Таким образом, с помощью сигнального полотнища можно передать 511 различных сигналов, из которых и составляется необходимый для переговоров общевойсковой код.
При одновременном открытии двух или более клапанов необходимо читать сигнал как число, составленное из ряда возрастающих цифр; например, на полотнище А выложенный сигнал читается «19», а не «91», на полотнище Б сигнал читается «268», а не «628», или «286» и т. д.
Сигналами однозначными, т. е. когда открываются по одному из девяти клапанов, передаются исключительно числа.
Если пост открывает сигналы в порядке последовательности, то это означает, что он передал «287». Если требуется передать не одно число, а несколько, то после передачи каждого числа передается Сигнал «1239», имеющий постоянное значение «знака раздела».
Каждый сигнал выкладывается на время от 6 до 8 секунд в зависимости от натренированности летнаба, затем сигнал закрывается и через 4—5 секунд открывается следующий.
Сигналы двухзначные, начиная с сигнала «12», и многозначные, открываемые одновременно, служат как для передачи букв алфавита, так и для передачи целых слов, значение которых определяется по кодовой таблице.
Глава 3. Средства авиационной электросвязи
Системы, комплексы и средства авиационной электросвязи
Кульчицкий В.К., Мешалов Р.О., Журавлев С.С. Системы, комплексы и средства авиационной электросвязи /Под ред. Кудрякова С.А.- С. Пб. : Свое Издательство, 2015.- с.
Настоящие издание представляет собой печатную версию электронного учебного пособия, предназначенного для студентов факультетов Аэропортов и инженерно-технического обеспечения полетов, Летной эксплуатации и Заочного, изучающих дисциплину «Авиационная электросвязь» в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации по ФГОС ВПО 3-го поколения.
Материал учебного пособия излагается в соответствии с действующими Законами РФ и Федеральными авиационными правилами в части авиационной электросвязи.
ISBN-
Стр. |
ВВЕДЕНИЕ |
1. Классификация объектов и средств авиационной электросвязи |
2. Средства радиосвязи ОВЧ диапазона |
3.2.1. Радиосредства серии «Фазан-19» |
3.2.2. Радиооборудование серии «R&S Series 200» |
3.2.3. Радиосредства серии «Серия 2000» |
3.2.4. Автономные радиоретрансляторы ОВЧ-диапазона |
3.2.5. Аппаратура управления удаленными радиостанциями «ТАНГЕНТА+» |
3.2.6. Автоматизированные приемо-передающие центры ОВЧ-диапазона |
3.2.7. Алларатура и оборудование высокочастотных трактов радиоцентров ОВЧ-диапазона |
3.2.8. Антенны, антенные комплексы, антенные поля ОВЧ-диапазона |
3.2.9. Бортовые радиостанции ОВЧ-диапазона |
3. Средства авиационной электросвязи ВЧ-диапазона |
3.3.1. Радиооборудование ВЧ-диапазона серии «Пирс» |
3.3.2. Аппаратура и оборудование высокочастотных трактов радиоцентров ВЧ-диапазона |
3.3.3. Антенны, антенные комплексы, антенные поля ВЧ-диапазона |
3.3.4. Бортовые радиостанции ВЧ-диапазона |
4. Средства авиационной спутниковой связи |
5. Средства радиорелейной связи |
6. Средства проводной связи |
7. Средства внутриаэронортовой связи |
8. Комплекс средств речевой связи «Мегафон» |
9. Система записи информации «Гранит» |
10. Комплекс средств передачи информации «Ладога» |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
ЛИТЕРАТУРА |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
АА – абонентский аппарат
АД – амплитудный детектор
АМ – амплитудная модуляция
АП – абонентский пункт
АТ – амплитудная телеграфия (манипуляция)
АТС – автоматическая телефонная станция
АФТН – сеть авиационной фиксированной электросвязи (отечественный аналог СИТА). Прием-передача сообщений в этих сетях ведется с телетайпов или с более продвинутых автоматизированных рабочих мест с использованием компьютерных технологий
АЭС – авиационная электросвязь
БЧХ – код Боуза-Чоудхари-Хоквингема (класс циклических кодов)
ВС – воздушные суда
ВЧ – высокие частоты
ГА – гражданская авиация
ГГС – громкоговорящая связь
ГУ – главный узел связи
ДН – диаграмма направленности
ДНА – диаграмма направленности антенны
ЕС – единая система
ЕС ОрВД – единая система организации воздушного движения
ЕС УВД РФ – единая система управления воздушным движением Российской Федерации
ЗИП – запасное имущество и приборы
ИИ – источник информации
ИКАО – международная организация гражданской авиации
ИКО – индикатор кругового обзора
ИП – импульсная помеха
КАРС − комплекс аппаратуры речевой связи
КВЧ – крайне высокие частоты
КДП – командно-диспетчерский пункт
КК – кодовая комбинация
КК – коммутация каналов
КОА – каналообразующая аппаратура
КП – коммутация пакетов
КС – космическая система
КС – коммутация сообщений
КСА – комплекс средств автоматизации
ЛККС − локальная контрольно-корректирующая станция
МВЛ – местные воздушные линии
МККТТ – Международный консультационный комитет по телефонии и телеграфии
МПЧ – максимальная применимая частота
МТК – международный телеграфный код
НПЧ – наименьшая применимая частота
НСК – несистематический сверточный код
НЧ – низкие частоты
ОА – оконечная аппаратура
ОВД – обслуживание воздушного движения
ОВЧ – очень высокие частоты
ОИВП – организация использования воздушного пространства
ОМ – однополосная модуляция
ОНЧ – очень низкие частоты
ОФТ – относительная фазовая телеграфия (манипуляция)
ПД – передача данных
ПИ – получатель информации
ППЭС – преобразованный первичный электрический сигнал
ПУ – подчиненный узел связи
ПЭС – первичный электрический сигнал
РРВ – распространение радиоволн
РТОП – радиотехническое обеспечение полётов
РЭС – радиоэлектронные системы (средства)
СА – специальная аппаратура
СВЧ – сверхвысокие частоты
сгш – северная геомагнитная широта
СИТА (SITA) – Международное общество авиационной электросвязи
СРРВ – среда распространения радиоволн
СРС – среда распространения сигнала
СЧ – средние частоты
ТТХ – тактико-технические характеристики
УВД – управление воздушным движением
УВЧ − ультравысокие частоты
УП – устройство перекодирования
УПЧ – усилитель промежуточной частоты
УФ – узкополосный фильтр
ФД − фазовый детектор
ФТ – фазовая телеграфия (манипуляция)
ЧМ – частотная модуляция
ЧТ – частотная телеграфия (манипуляция)
ЭМИ – электромагнитное излучение
ЭМС – электромагнитная совместимость
ЭПР – эффективная площадь (поверхность) рассеяния
ЭПЦ – эффективная поверхность цели
ЭРТОС – электрорадиотехническое обеспечение и связь
ADS − автоматическое зависимое наблюдение
CNS/ATM − первая часть расшифровывается как Сommunications, Navigation, Surveillance, что в переводе означает «связь, навигация, наблюдение»; вторая часть − Air Traffic Management обозначает «организация воздушного движения»
CNS/ATM – связь, навигация и наблюдение/организация воздушного движения
FANS − будущая аэронавигационная система
GEO − геостационарный спутник
GNSS − глобальная навигационная спутниковая система
GPS − глобальная навигационная спутниковая система (США)
HF – высокие частоты
SARPS – Стандарты и Рекомендуемая практика (ИКАО)
SDP − система связи, соединяющая датчиковые системы с системой обработки наблюдения
UAT − лини передачи авиационных данных общего назначения
UTC – Координированное всемирное время
VDB − линия передачи данных ОВЧ-диапазона
VDLM4 – режим 4 ОВЧ-линии передачи цифровой информации
VHF – очень высокие частоты
Нормальное функционирование системы воздушного транспорта в настоящее время невозможно без эффективной службы УВД, обеспечивающей надежное управление потоками ВС в воздушном пространстве. Управление ВС предполагает поддержание непрерывной и надежной связи с ними. Такая связь осуществляется с помощью средств авиационной электросвязи и их разновидности — средств радиосвязи.
Таким образом, первая и главная функция средств авиационной связи — это осуществление взаимодействия диспетчеров УВД с экипажами ВС для обеспечения безопасности, регулярности и экономичности полетов. Вторая, не менее важная группа функций этих средств — обеспечение взаимодействия смежных, вышестоящих и нижестоящих органов УВД при планировании полетов, корректировке планов полетов и обмен необходимой информацией, касающейся процессов УВД, с учетом реальной обстановки. К этой группе функций относится также передача данных о воздушной обстановке, получаемых с помощью радиолокационных систем УВД, в вычислительные центры и от них — в центры управления воздушным движением, а также передача информации по управлению этими объектами из центра. Третья группа функций средств связи — обеспечение управления производственной, технологической, оперативной и коммерческой деятельностью авиапредприятий’ и их служб. В соответствии с этим электросвязь ГА подразделяется на авиационную подвижную (воздушную) и авиационную фиксированную (наземную).
Глава 3. Средства авиационной электросвязи
РАДИОСВЯЗНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Общие сведения
Радиосвязное оборудование самолетов и вертолетов предназначено для двусторонней радиосвязи между экипажем и землей, между экипажами отдельных самолетов и вертолетов в полете, для внутрисамолетной телефонной связи между членами экипажа и громкоговорящего оповещения пассажиров. Радиосвязь экипажами осуществляется посредством радиостанций, установленных на самолете (вертолете).
Все радиостанции, устанавливаемые на самолетах или вертолетах, можно классифицировать по назначению, роду работы и диапазону рабочих волн.
По назначению радиостанции разделяются на командные и связные; по роду работы — на телефонные и телеграфно-телефонные; по диапазону рабочих волн — на коротковолновые и ультракоротковолновые (диапазон средних волн почти не используется).
Командные радиостанции предназначаются для управления самолетами (вертолетами) на различных этапах полета: при взлете и посадке, при групповом полете по маршруту и т. д. С помощью командной радиостанции обеспечивается связь большого числа корреспондентов и работа в нескольких сетях связи. Связь в различных сетях осуществляется поочередно. Каждая сеть командной связи имеет свою рабочую волну. Командная радиостанция находится в распоряжении командира экипажа. Она работает в телефонном режиме. Связная радиостанция находится в распоряжении радиста и служит для связи с землей на большие расстояния.
Связные радиостанции работают обычно в коротковолновом диапазоне волн и имеют как телефонный, так и телеграфный режим.
Самолетная радиостанция (командная или связная) состоит из трех основных блоков: передатчика, приемника и антенны. Кроме того, в состав радиостанции входят источники питания, пульт управления и другие вспомогательные блоки.
Широкое применение на самолетах нашли также магнитофоны, обеспечивающие магнитную запись ведущихся на борту самолетов переговоров.
Остановимся кратко на рассмотрении некоторых образцов связного оборудования.