Авионика что это такое простыми словами
Что такое авионика — история создания и состав
Современная авиация растет и расширяется стремительными темпами. Сегодня лайнеры, поднимающиеся в небо, мощны, красивы и выносливы. Управление ими, естественно, тоже претерпело серьезные изменения. Сегодня появляются новые термины, которые для обывателя не совсем понятны. Так, например, что такое автопилот, все знают, но не имеют представления, что это такое – авионика.
История создания
Термин «авионика», как отмечают специалисты, заимствован из английского языка. Сегодня он крайне популярен у тех, кто занят в сфере авиации. Сегодня авионика – это все электронные системы, которые есть на борту самолета. Причем имеются в виду, как самые сложные их варианты, так и простейшие.
Слово происходит от сочетания двух терминов – авиация и электроника. Также ее иногда называют БРЭО, т.е. бортовое радиоэлектронное оборудование. По сути своей под этим термином скрывается комплекс всех систем электронного характера – это системы коммуникации, навигации, отображения разными устройствами и управления ими.
Как говорят специалисты по электронике, называть БРЭО авионикой неправильно. Ведь БРЭО – это оборудование, которое излучает радиоволны, а авиационные приборы этого не делают. Правильным считается следующее деление:
Сам термин появился в 70-х годах 20 века. Именно в этот период появились интегральные технологии и компактные, но отличающиеся высокой производительностью компьютеры на борту самолетов. Кроме того, были разработаны и внедрены принципиально новые автоматизированные системы контроля. Управлять судами стало проще.
Изначально авионика, как и многое другое, была разработана для военных. И сегодня она продолжает там широко применяться. По некоторым данным, доля затрат на информационную составляющую самолета составляет 20% от стоимости лайнера. Сегодня же авионика перешла и на гражданскую авиацию. При этом стоит понимать, что термин этот негласный – ни в одних документах найти его нельзя.
Состав авионики
Сегодня под понятие авионики на борту самолета попадает целый комплекс систем. В их числе:
Если отдельно выделять военные лайнеры, то авионика в них дополнительно представлена такими системами, как:
Как может применяться — примеры
Как это работает, многим не всегда сразу понятно. Так, например, система связи позволяет искать потенциально уязвимые и незащищенные места в работе лайнера. При обнаружении каких-либо неполадок или неисправностей ими займутся соответствующие специалисты авиапрома – они обнаружат их и устранят.
Система навигации, отвечающая всем современным стандартам, должна помочь пилоту в направлении самолета по заданному маршруту. Также она работает во время выполнения различных маневров, когда лайнер заходит на посадку. Точность расчетов позволяет принимать более адекватные ситуации решения. Кроме того, такой вариант предупреждает, если у пилота глаз замылился, и он что-то делает не так.
Оборудование, предназначенное для регистрации параметров полета – крайне необходимая система на борту современных воздушных лайнеров. Самописцы фиксируют все происходящее в самолете, при необходимости с них можно считать информацию и дать оценку действиям экипажа. Кроме того, такие варианты помогают записывать условия, происходящие на борту, чтобы позже можно было в полной мере их оценить и понять, какие ошибки были допущены. Ярким примером деятельности таких систем на борту самолета являются черные ящики лайнера.
Система метеонаблюдения помогает видеть, как меняется погода за бортом. Ведь за счет высокой скорости ветра и изменения ландшафтов в тех или иных местностях она может меняться крайне быстро. А это оказывает непосредственное влияние на полет. Во-первых, самолет может попасть в сильную зону турбулентности без анализа данных по состоянию и движению воздуха. Во-вторых, грозовые облака, в которые может попасть лайнер, не спрогнозировавший свой курс, могут стать причиной катастрофы. Системы метеонаблюдения дают возможность пилотам своевременно реагировать на изменения условий полета.
Новые технологии в авионике
Все системы и варианты управления не стоят на месте. В том числе и развитие авиационного оборудования. Сегодня инженеры могут работать с микроскопическими и невидимыми глазу частицами, подобными атому. И сегодня на первый план выходит молекулярно-инженерная микротехнология. Но чтобы она стала реальностью и начала работать, надо развивать соответствующие методы.
Развитие микроэлектроники приведет к усложнению схем и уменьшению размеров рисунка. И тут потребуются технологии для создания и обработки рисунков с очень высокой разрешающей способностью. Рисунок будет проявляться под действием света, рентгена, электронных пучков и т.д.
Есть вероятность того, что в ближайшие годы ученые определятся с тем, как работать с интегральными схемами с мельчайшими размерами ряда деталей в них. Их число в одной схеме достигнет по площади несколько квадратных миллиметров, в которых будут заключены десятки миллионов деталей. Планируется изменить и основные материалы – использовать не только кремний, но и иные варианты.
С такими системами самолеты будут работать еще более точно и правильно. У современных же лайнеров появится большее число возможностей.
АВИО́НИКА
Скопировать библиографическую ссылку:
АВИО́НИКА (от авиация и электроника), комплекс электронных бортовых устройств, устанавливаемый на летательном аппарате (ЛА) – самолёте, вертолёте и др., формирующий для экипажа и автопилота информацию, необходимую для управления полётом и обеспечения его безопасности. Термин «А.» появился в начале 1970-х гг., когда с развитием электронной техники и появлением бортовых цифровых вычислительных машин (БЦВМ) и бортовых вычислительных комплексов стало возможным размещать принципиально новые автоматизированные системы на ЛА, обеспечивающие его управление как в военной, так и в гражданской авиации. Это прежде всего системы связи, навигации, индикации, управления полётом, предупреждения столкновений, метеонаблюдения, регистрации параметров полёта, включая средства объективного контроля (бортовой накопитель). Для военных самолётов это также и системы управления вооружением, включающие радиолокационные станции (радары), акустические системы (сонары), электронно-оптические средства обнаружения целей, средства радиоэлектронной борьбы. В комплекс авиационных средств поиска и обнаружения подводных лодок включается гидроакустическая, магнитометрическая и ИК-аппаратура. На авиационных комплексах радиолокационного дозора и наведения устанавливается специальный приёмо-передающий центр для обмена информацией с автоматизированной системой управления вооружённых сил. Воздушные пункты управления (ВзПУ) оснащаются специальными средствами связи и автоматизации процессов управления. Бортовые вычислительные комплексы ВзПУ включают десятки высокопроизводительных БЦВМ, обеспечивающих автоматизированную связь и управление войсками всех видов вооружённых сил.
Авионика
Содержание
История
Термин «авионика» появился в начале 1970, когда произошло появление интегральных микроэлектронных технологий и создание на их основе компактных бортовых высокопроизводительных компьютеров, а также принципиально новых автоматизированных систем контроля и управления.
Первоначально основным потребителем авиационной электроники были военные. Боевые самолеты превратились в летающие платформы для датчиков и электронных комплексов. Сейчас авионика составляет большую часть затрат при производстве ЛА. К примеру для истребителей F-15E и F-14 доля затрат на авионику составляет 80 % от общей стоимости самолета. В настоящее время электронные системы широко применяются и в гражданской авиации, например, системы управления полетом и пилотажно-навигационные комплексы. Тем не менее, термин «авионика» нигде не применяется в отечественной нормативно-эксплуатационной документации на воздушные суда.
Состав авионики
Системы, обеспечивающие управление самолетом
Системы, обеспечивающие управление системами вооружения
Интерфейсы
Стандарты коммуникации
Конструктивы
Шины расширения
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Авионика» в других словарях:
авионика — сущ., кол во синонимов: 1 • орнитофауна (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
авионика — и, ж. avionique f. 1860. Рей 1998. Авиоэлектроника. Шесть семь авиационных фирм будут выпускать самолеты, а остальные, более менее мелкие авионику, запчасти и т. п. Радиопередача 6. 9. 1997 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
авионика — ж. Бортовое электронное оборудование авиалайнеров. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
авионика — ави оника, и … Русский орфографический словарь
«АВИОНИКА» — ОАО Моск. научно производств. комплекс. Образ. в 1942 г. Занимается конструированием, произ вом и испытанием в наземных и лётных условиях бортовых систем автоматич. упр. полётом ЛА, электродистанц. систем упр., а также их техн. обслуживанием. В… … Военный энциклопедический словарь
Авионика–МАИ–890 — Авиатика МАИ 890 лёгкий самолёт. Биплан разработан в ОСКБЭС МАИ (Отраслевое специальное конструкторское бюро МАИ). Первый вылет самолета состоялся в 1989 году. В том же году начались поставки серийных самолётов заказчикам. Может оборудоваться… … Википедия
МНПК «Авионика» — Московский научно производственный комплекс «Авионика» с 1942 ОАО http://www.avionika.orc.ru/ Москва, образование и наука, организация … Словарь сокращений и аббревиатур
интегрированная авионика связи, навигации и опознавания — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN integrated communication, navigation and identification avionicsICNIA … Справочник технического переводчика
интегрированное управление/авионика для завоевания превосходства в воздухе — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN integrated controls/avionics for air superiorityICAAS … Справочник технического переводчика
Московский институт электромеханики и автоматики — Тип Открытое акционерное общество … Википедия
Авионика являются электронный системы, используемые на самолет, искусственные спутники, и космический корабль. Авиационные системы включают в себя связь, навигацию, отображение и управление множеством систем, а также сотни систем, которые устанавливаются на самолетах для выполнения отдельных функций. Это может быть просто прожектор для полицейский вертолет или такой же сложной, как тактическая система для воздушное раннее предупреждение Платформа. Период, термин авионика это чемодан слов авиация и электроника.
Содержание
История
Период, термин «авионика«был придуман в 1949 г. Филип Дж. Класс, старший редактор Авиационная неделя и космические технологии журнал как чемодан из «авиационная электроника«. [1] [2]
Радиосвязь впервые был использован в самолетах незадолго до Мировая война 1. [3] Первый в воздухе радио были в цеппелины, но военные спровоцировали разработку легких радиостанций, которые можно было нести на самолетах тяжелее воздуха, так что воздушная разведка бипланы могли немедленно сообщить о своих наблюдениях, если они были сбиты. Первая экспериментальная радиопередача с самолета была проведена ВМС США в августе 1910 года. радиотелеграфия, поэтому им потребовался двухместный самолет со вторым членом экипажа, чтобы телеграфный ключ писать сообщения по буквам азбука Морзе. Во время Первой мировой войны ЯВЛЯЮСЬ голос двустороннее радио наборы стали возможны в 1917 году благодаря развитию триод вакуумная труба, которые были достаточно простыми, чтобы пилот одноместного самолета мог использовать их во время полета.
Радар, центральная технология, используемая сегодня в авианавигации и управления воздушным движением, был разработан несколькими странами, в основном тайно, как ПВО системы в 1930-х годах во время подготовки к Вторая Мировая Война. Многие современные авионики возникли во время Второй мировой войны. Например, автопилот Системы, которые сегодня являются обычным явлением, начинались как специализированные системы, помогающие самолетам-бомбардировщикам летать достаточно стабильно, чтобы поражать высокоточные цели с большой высоты. [4] Решение Великобритании в 1940 году поделиться своими радарными технологиями со своим союзником США, в частности магнетрон вакуумная труба, в знаменитом Миссия Тизарда, значительно сократила войну. [5] Современная авионика составляет значительную часть расходов на военные самолеты. Самолет как F ‑ 15E и сейчас на пенсии F ‑ 14 примерно 20% бюджета тратится на авионику. Самый современный вертолеты теперь есть разделение бюджета 60/40 в пользу авионики. [6]
На гражданском рынке также наблюдается рост стоимости авионики. Системы управления полетом (по проводам) и новые потребности в навигации, вызванные ограниченным воздушным пространством, увеличили затраты на разработку. Основным изменением стал недавний бум потребительских авиаперевозок. По мере того, как все больше людей начинают использовать самолеты в качестве основного средства передвижения, были изобретены более сложные методы безопасного управления самолетами в этих строго ограниченных воздушных пространствах. [ нужна цитата ]
Современная авионика
Авионика играет важную роль в инициативах по модернизации, таких как Федеральная авиационная администрация(FAA) Система воздушного транспорта нового поколения проект в США и Исследование банкоматов единого европейского неба (SESAR) в Европе. В Объединенный офис планирования и развития разработал план развития авионики в шести областях: [7]
Рынок
Авионика для самолетов
Международные стандарты на оборудование авионики разрабатываются Комитетом по электронной инженерии авиакомпаний (AEEC) и публикуются ARINC.
Связь
Коммуникации соединяют кабину пилота с землей и кабину пилота с пассажирами. Бортовую связь обеспечивают системы громкой связи и бортовые переговорные устройства.
Система авиационной связи VHF работает на Airband от 118,000 МГц до 136,975 МГц. Каждый канал отстоит от соседних на 8,33 кГц в Европе и 25 кГц в других местах. VHF также используется для связи в пределах прямой видимости, такой как самолет-самолет и самолет-УВД. Амплитудная модуляция (AM) используется, и разговор выполняется в симплекс режим. Связь с самолетом также может осуществляться с использованием ВЧ (особенно для трансокеанских перелетов) или спутниковой связи.
Навигация
Аэронавигация это определение положения и направления на поверхности Земли или над ней. Авионика может использовать спутниковая навигация системы (такие как GPS и WAAS), ИНС (инерциальная навигационная система), наземная радионавигация системы (такие как VOR или же ЛОРАН) или любое их сочетание. Некоторые навигационные системы, такие как GPS, автоматически рассчитывают положение и отображают его летному экипажу на дисплеях движущихся карт. Старые наземные навигационные системы, такие как VOR или LORAN, требуют, чтобы пилот или штурман наносили пересечение сигналов на бумажную карту для определения местоположения самолета; современные системы автоматически рассчитывают положение и отображают его летному экипажу на дисплеях движущихся карт.
Мониторинг
Система управления полетом самолета
Самолеты имеют средства автоматического управления полетом. Автопилот был впервые изобретен Лоуренс Сперри в течение Первая Мировая Война летать на достаточно устойчивых бомбардировщиках, чтобы поражать точные цели с высоты 25 000 футов. Когда он был впервые принят Военные США, а Honeywell Инженер сел на заднее сиденье с болторезом, чтобы отключить автопилот в случае аварии. В настоящее время большинство коммерческих самолетов оснащено системами управления полетом, чтобы уменьшить количество ошибок пилотов и снизить нагрузку на них при посадке или взлете. [4]
Первые простые коммерческие автопилоты использовались для управления Заголовок и высоту и имел ограниченные полномочия по таким вопросам, как толкать и управление полетом поверхности. В вертолеты, аналогичным образом использовалась автостабилизация. Первые системы были электромеханическими. Появление лететь по проводам а поверхность полета с электроприводом (а не с традиционной гидравликой) повысила безопасность. Как и в случае с дисплеями и приборами, критические устройства, которые были электромеханическими, имели ограниченный срок службы. Программное обеспечение критически важных систем безопасности проходит очень строгое тестирование.
Топливные системы
Система индикации количества топлива (FQIS) контролирует количество топлива на борту. Используя различные датчики, такие как емкостные трубки, датчики температуры, денситометры и датчики уровня, компьютер FQIS рассчитывает массу топлива, оставшегося на борту.
Система контроля и мониторинга топлива (FCMS) сообщает о топливе, оставшемся на борту, аналогичным образом, но, управляя насосами и клапанами, также управляет перемещением топлива вокруг различных резервуаров.
Системы предотвращения столкновений
В дополнение управления воздушным движением, большинство больших транспортных самолетов и многие маленькие используют система предупреждения о дорожном движении и предотвращения столкновений (TCAS), который может определять местоположение ближайшего самолета и предоставлять инструкции по предотвращению столкновения в воздухе. Небольшие воздушные суда могут использовать более простые системы оповещения о дорожном движении, такие как TPAS, которые являются пассивными (они не опрашивают активно транспондеры других самолетов) и не дают рекомендаций по разрешению конфликтов.
Чтобы избежать контролируемого полета на местности (CFIT), в самолетах используются такие системы, как системы предупреждения о приближении к земле (GPWS), в которых в качестве ключевого элемента используются радиолокационные высотомеры. Одним из основных недостатков GPWS является отсутствие прогнозируемой информации, поскольку он обеспечивает только высоту над местностью при просмотре вниз. Чтобы преодолеть этот недостаток, современные самолеты используют систему предупреждения о местности (TAWS).
Бортовые регистраторы
Регистраторы данных в кабине коммерческих самолетов, широко известные как «черные ящики», хранят информацию о полете и звук с кабина. Их часто извлекают из самолета после крушения, чтобы определить настройки управления и другие параметры во время инцидента.
Погодные системы
Погодные системы, такие как метеорологический радар (обычно Arinc 708 на коммерческих самолетах) и детекторы молний важны для самолетов, летающих ночью или в приборные метеорологические условия, где пилоты не могут видеть погоду впереди. Сильные осадки (по данным радара) или сильные турбулентность (воспринимаемые по активности молний) являются одновременно показателями сильной конвективной активности и сильной турбулентности, а погодные системы позволяют пилотам отклоняться от этих зон.
Детекторы молний, такие как Stormscope или Strikefinder, стали достаточно дешевыми, чтобы их можно было использовать для легких самолетов. В дополнение к радиолокационным средствам обнаружения и обнаружения молний, наблюдения и расширенные радиолокационные изображения (например, NEXRAD) теперь доступны через спутниковые каналы передачи данных, что позволяет пилотам видеть погодные условия далеко за пределами диапазона их собственных бортовых систем. Современные дисплеи позволяют объединять информацию о погоде с движущимися картами, рельефом и дорожным движением на одном экране, что значительно упрощает навигацию.
Современные погодные системы также включают сдвиг ветра и системы обнаружения турбулентности и предупреждения о местности и дорожном движении. [11] Бортовая метеорологическая авионика особенно популярна в Африке, Индия, и другие страны, где авиаперелеты являются растущим рынком, но наземная поддержка развита не так хорошо. [12]
Системы управления самолетом
Наблюдается прогресс в направлении централизованного управления множеством сложных систем, установленных на самолетах, включая мониторинг и управление двигателем. Системы мониторинга работоспособности и использования (HUMS) интегрированы с компьютерами управления воздушным судном, чтобы своевременно предупреждать обслуживающего персонала о деталях, которые необходимо заменить.
В интегрированная модульная авионика Concept предлагает интегрированную архитектуру с прикладным программным обеспечением, переносимым через набор общих аппаратных модулей. Он был использован в реактивные истребители четвертого поколения и последнее поколение авиалайнеры.
Миссия или тактическая авионика
Самолеты полиции и службы экстренной помощи также оснащены современными тактическими датчиками.
Военная связь
В то время как авиационная связь обеспечивает основу для безопасного полета, тактические системы спроектированы таким образом, чтобы выдерживать суровые условия боя. УВЧ, УКВ Тактические (30–88 МГц) и спутниковые системы в сочетании с ECCM методы и криптография обезопасить связь. Ссылки на данные, такие как Ссылка 11, 16, 22 и БОУМЕН, JTRS и даже TETRA предоставлять средства передачи данных (таких как изображения, информация о наведении и т. д.).
Радар
В воздухе радар был одним из первых тактических датчиков. Преимущество обеспечения дальности полета означает значительное внимание к технологиям бортовой радиолокации. Радары включают воздушное раннее предупреждение (AEW), противолодочная война (ASW) и даже метеорологический радар (Arinc 708) и наземный радар слежения / приближения.
Военное использование радар в быстрых самолетах, чтобы помочь пилотам летать на малых высотах. Хотя на гражданском рынке уже давно есть метеорологический радар, существуют строгие правила его использования для управления самолетом. [ нужна цитата ]
Сонар
Гидролокатор погружения, установленный на ряде военных вертолетов, позволяет вертолет для защиты судоходных активов от подводных лодок или надводных угроз. Самолеты морской поддержки могут сбрасывать активные и пассивные гидроакустические устройства (гидроакустические буи) и они также используются для определения местоположения подводных лодок противника.
Электрооптика
Электрооптические системы включают такие устройства, как проекционный дисплей (HUD), перспективный инфракрасный (FLIR), инфракрасный поиск и отслеживание и другие пассивные инфракрасные устройства (Пассивный инфракрасный датчик). Все они используются для предоставления изображений и информации летному экипажу. Эти изображения используются во всем: от поисково-спасательных до навигационные средства и приобретение цели.
ESM / DAS
Электронные средства поддержки и средства защиты широко используются для сбора информации об угрозах или возможных угрозах. Их можно использовать для запуска устройств (в некоторых случаях автоматически) для противодействия прямым угрозам, исходящим от самолета. Они также используются для определения состояния угрозы и ее идентификации.
Сети самолетов
Системы авионики в военных, коммерческих и усовершенствованных моделях гражданских самолетов связаны между собой с помощью шины данных авионики. Общие протоколы шины данных авионики с их основным применением включают:
Значение слова «авионика»
авио́ника
1. авиац. совокупность электронных систем, разработанных для использования в авиации; бортовое электронное оборудование самолётов
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подселенец — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «авионика»
Предложения со словом «авионика»
Понятия со словом «авионика»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «авионика»
К числу явных недостатков советских самолётов этой категории можно было отнести низкий уровень радиофикации, недостаточно высокую степень оснащённости авионикой и высокую степень «деревянности».
Самолёту было двадцать с лишним лет, и, хотя он только что прошёл капитальный ремонт и был начинен современной авионикой, комфортабельности внутри от этого не прибавилось.
Более того, прошедшие два года назад модернизацию с полной заменой авионики.