Авизо аккредитива что такое
Что такое авизо в бухгалтерии
Авизо – это термин итальянского происхождения. Он весьма часто встречается при обсуждении финансовых тем. Значение его меняется в зависимости от контекста. Понятие это используется в коммерческой, банковской и бухгалтерской средах.
Несмотря на то что четкого закрепления обязательных реквизитов авизо законодательство не предусматривает, тем не менее в некоторых случаях суды в своих постановлениях указывают, что авизо — документ сводной формы, содержащий сведений о конкретных погашаемых поставках, а также о размере и основаниях зачета в случае его осуществления, в котором содержатся ссылки на конкретные оплачиваемые товарные накладные, а также на размер и основания зачета, если такой проводился
Посмотреть мнение судей
Что обозначает авизо
Авизо представляет собой официальное извещение, составленное в письменной форме. Оно используется для уведомления о совершении каких-либо платежей, об отправке груза. Извещение направляется от одного лица другому.
К примеру, банк может отправить своему клиенту уведомление о выполнении поручения. Это может быть перевод денег на указанный счет. В документе также прописывается сумма, которая осталась на счете.
В некоторых случаях суды, употребляя термин «авизо», отождествляют его с заявлениями о зачете встречных однородных требований, в которых также указаны реквизиты товарных накладных, по которым производились поставка товара, оплата товара с указанием сумм скидок, штрафных санкций и тому подобное.
Посмотреть мнение суда
В рамках бухгалтерского учета авизо представляет собой уведомление о различных отклонениях или изменениях статуса финансовых потоков, имущества, различных активов. В бумаге может содержаться информация об изменениях в нормативных актах касательно оформления бухгалтерских документов. Через авизо также могут сообщаться эти сведения:
Также в уведомлении может содержаться другая информация.
Разновидности
Авизо отличаются друг от друга в зависимости от того, от кого и кому они направляются:
ВАЖНО! Образец авизо при расчетах между головным офисом и филиалом от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Бухгалтер может упростить ведение документов. Для этого можно воспользоваться ПО «1С: Бухгалтерия 8». В этой программе есть специальная форма «Авизо».
Также уведомления подразделяются на эти типы:
Авизо подразделяются на эти виды:
Чем больше развиваются технологии, тем чаще используются электронные авизо. Однако нужно помнить, что они не будут действительными без цифровой подписи.
К СВЕДЕНИЮ! Авизо достаточно часто используется в рамках коммуникации между структурными подразделениями. К примеру, документ актуален при распределении трат по хозяйствам с различными отраслями, при поступлении средств на расчетный счет для распределения зарплат.
Кредитовое и дебетовое авизо
Кредитовое авизо используется при коммуникации между контрагентами. Оно устанавливает наличие долга перед контрагентом. Оформляется покупателем. Продавец, в свою очередь, составляет счет-фактуру. По сути, кредитовое уведомление обозначает поручение на зачисление средств.
Дебетовое авизо нужно для уведомления контрагента о том, что у покупателя есть обязательства перед контрагентом. Составляется продавцом. Является свидетельством наличия права на требование об исполнении обязательств. Также документ может считаться поручением о списании средств по заключению сделки. Дебетовое авизо подразделяется на эти типы:
К СВЕДЕНИЮ! Авизо используется в российских фирмах достаточно редко. Заменой этому документу служат счет-фактуры. Однако бухгалтеру нужно иметь в виду, что авизо обязательно применяются в рамках международных сделок.
Оформление авизо
Унифицированная форма авизо отсутствует. Поэтому фирма может установить свою форму документа, которая будет удобна в рамках деловой переписки. Однако в бумаге обязательно должны содержаться эти данные:
Метод передачи авизо регламентируется корреспондентскими и межбанковскими договорами. Авизо содержит в себе все реквизиты официальных документов. Если эта бумага направляется в банк или в государственную структуру, нужно заверить ее печатью.
К авизо могут прилагаться эти документы:
Все это – сопроводительная документация, которая нужна для подтверждения информации, изложенной в авизо. Также сам рассматриваемый документ может являться подтверждением. К примеру, он может прилагаться к платежным поручениям. На базе документа могут создаваться дебетовые и кредитовые авизо.
ВАЖНО! Установленную компанией форму авизо нужно закрепить с помощью внутренних актов.
Формирование авизо через бухгалтерские программы зависит от наименования этой программы, а также от релиза конфигурации.
ВНИМАНИЕ! Авизо является заменяемым документом. Его аналогами являются платежные поручения, расчетные бумаги.
Авизо по ОС
Исходящее авизо ОС нужно для фиксации передачи средств в отдел. Последний выбирается в графе «Получатель» из справочника фирмы. Операция фиксируется на субсчете счета 79. ОС вводится с помощью клавиши «Добавить». После заполнения документа создаются проводки по амортизации и начальной стоимости. Нужно также создать записи в регистрах по учету средств.
Входящее оповещение по ОС нужно для фиксации поступления средств из отдела. Отдел, из которого прислали ОС, подбирается в графе «Отправитель». Для расчета используется субсчет счета 79.
Авизо по расчетам
Исходящее авизо по расчетам нужно для направления дебиторских и кредиторских долгов между главным и обособленным отделами. В одном оповещении можно заявить об обеих разновидностях долгов по разным договорам. В таблице прописывается эта информация:
Если передается долг в валюте, нужно сделать пометку «Авизо по расчетам в валюте».
Авизо
Авизо – это официальное извещение об исполнении операции или проведении мероприятий.
Авизо всегда составляется в письменной форме, в которой сообщается о факте осуществления определённых платежей, отправке какого-либо товара или продукции.
Такое извещение передаётся в письменном виде от одного контрагента к другому.
Поводом для оповещения служит обычно информация о факте свершения какой-либо операции – платеже, состоянии взаиморасчетов, отправке товара и т.п.
Как правило, операция эта ожидаема и документально оформлена, как того требует законодательство (например, договором сделки).
Применение авизо
Считается, что «авизо» – это банковский термин.
Но надо отметить, что авизо используются не только банками, но и в деловой переписке между предприятиями, а также в бухгалтерии компании.
В любом случае (и деловой, и банковской практике) посредством авизо контрагент уведомляется о выполнении финансовой или товарной операции.
Банк, обслуживающий фирму, присылает ей извещение о поступлении денег на счет от компании – покупателя за приобретение товаров по заключенному договору.
Им может служить штамп об оплате на соответствующих документах – платежных поручениях, чеках и т.п.
Авизо могут быть телеграфные или же почтовые.
В каких случаях выставляется авизо предприятием
Авизо предусматривает один из вариантов:
1. Взаимодействие двух различных контрагентов
Процесс покупки-продажи обязывает оповещать продавца товара о количестве производимой продукции (товара под реализацию), которая списывается со склада, и поступлении суммы оговоренной цены, которую покупатель должен заплатить, а покупателя – о списании средств с его личного расчетного счета в пользу продавца в качестве оплаты за купленный товар.
Если в транзакциях участвуют несколько контрагентов, бухгалтерия одного контрагента оформляет прямое авизо, в котором, при необходимости, может быть запрошено ответное извещение (обратное авизо), что оформляется бухгалтерией второго в установленный срок, которое подтверждает окончание деловой операции и удовлетворение обеих сторон сделки.
2. Взаимодействие структурных подразделений одной организации.
В данном случае авизо является производной бухгалтерской справки. С помощью документа подразделения, филиалы, отделы, управления предприятия могут обмениваться информацией о внутренних перемещениях.
Порядок выставления авизо
Осуществляя процедуру передачи финансовых активов или пассивов, адресат получает официальное уведомляющее письмо в двух экземплярах.
Один из них выступает в качестве документа, подтверждающего законность осуществления проведённой финансовой операции и остаётся в бухгалтерии.
На втором экземпляре ставятся соответствующие подписи и печати, вследствие чего письмо отправляется по адресу своего отправителя.
Если же авизо используется для внутрихозяйственных расчётов, осуществляемых в рамках одной организации, тогда экземпляров должно быть три.
Первый из них, как и в любом другом случае, является основанием для отражения финансовых операций в бухгалтерском учёте.
Второй экземпляр авизо направляется по адресу своего отправителя после того, как все необходимые печати и подписи уже были поставлены.
Третий экземпляр авизо передаётся в головной офис, откуда, собственно, и осуществляется координирование всех последующих действий отдельно взятого подразделений.
В будущем он будет использован с целью внесения необходимых поправок в аналитический учёт.
В каких случаях выставляется авизо в банковской сфере
Одним из примеров авизо можно назвать письменное уведомление вкладчика банком о том, что финансовое учреждение – банк по поручению клиента осуществило перевод денежных средств с одного счёта на другой.
Также посредством авизо происходит уведомление банка в отказе совершения оплаты или открытия аккредитива.
В несколько другой интерпретации авизо — это официальное письмо, которое призвано уведомить своего получателя о переводе денежных средств, посылке товара или векселя.
Посредством использования таких писем учреждения финансового типа часто уведомляют своих клиентов о кредитовых или же дебетовых записях по счетам.
Также при помощи авизо клиент информируется по поводу выплаты переводов, открытии аккредитива или выставлении чека.
В качестве таких официальных документов способны выступать копии расчётных и бухгалтерских документов, среди которых выделяются платёжные поручения и мемориальные ордера.
Форма документа авизо
Отметим, что на законодательном уровне унифицированной формы авизо не утверждены.
Форма документа авизо в банковской сфере
В отсутствие унифицированной формы банки разрабатывают собственные, удобные для деловой переписки бланки.
В них они уведомляют клиентов о дебетовых и кредитовых записях, остатках средств на денежных счетах, открытии аккредитива, прочих операциях. В авизо должны содержаться обязательные реквизиты:
Номер документа и дата операции;
Характер операции и основание для её проведения;
Способ передачи авизо устанавливается корреспондентскими или межбанковскими соглашениями. Так же осуществляется переписка между предприятиями.
Форма документа авизо в бухгалтерии
Авизо в бухгалтерии – один из способов извещения об изменениях относительно финансовых ресурсов, имущества, ценностей, продукции (товаров) любого предприятия.
С точки зрения правил делопроизводства и соблюдения требований законодательства, в части оформления документов, авизо является правомерной формой представления такого рода информации.
Кроме того, авизо используется для передачи бухгалтерской информации между обособленными подразделениями одной компании.
К примеру, при распределении затрат по разноотраслевым хозяйствам, объединенным одной крупной компанией.
Форма авизо законодательно не установлена.
Обычно организации разрабатывают документ самостоятельно.
Выглядеть он может так:
АВИЗО № __ от «_____»___________ 201_ г.
От: Главное предприятие
Финансирование для выдачи заработной платы
Передача суммы затрат на э/энергию
Основание: платежные поручения
Таким образом, авизо оформляется в виде специального бланка с указанием обязательной информации: порядкового номера авизо в документообороте бухгалтерии, дату, характер операции, сумму транзакций либо доход от реализации имущества, товаров, услуг, а также номер счета, наименование отправителя и получателя.
При этом Авизо может быть замещено платежными поручениями их копиями, прочими расчетными и бухгалтерскими документами.
Авизо, образец которого представлен выше – типичная форма внутрифирменного извещения, своеобразного аналога бухгалтерской справки, информирующей подразделения, филиалы и отделы компании о внутренних перемещениях средств.
Например, в вышеуказанном примере головное предприятие извещает подразделение о поступлении денег на расчетный счет для выдачи зарплаты и предъявлении ему расходов на э/энергию.
Виды авизо
Кредитовое авизо
Кредитовое авизо является, по сути, документом, выписываемым определенным предприятием для подтверждения наличия и величины некоторого долга перед своими контагентами.
Когда потребителю предоставляется товар или услуга, то он получает документ, удостоверяющий отгрузку товара и его стоимость.
После того, как потребитель возвращает всю ранее приобретенную партию товаров или же только определенную часть от партии, происходит полное или частичное аннулирование предоставленного поставщиком документа за счет кредитового авизо.
Кроме этого, кредитовое авизо вполне можно рассматривать как торговый документ. Его создание происходит по причине жалобы клиента на качество предоставленного поставщиком товара, при отказе от платежа. При наличии данного документа в финансовой бухгалтерии удастся уменьшить сумму долгов.
Кредитовое авизо в банковской сфере
Что же касается предоставляемых банком услуг, кредитовое авизо в данной сфере является основанным на договоре, заключенным между несколькими банками, документом, на основании и при наличии которого потребитель способен произвести обналичивание имеющегося чека в филиале банка или же в совершенно другом банке, который не занимается обслуживанием его банковского счета.
То есть, в банковской сфере кредитовым авизо является документ, созданный на основе соглашения между банками, которое дает клиенту право обналичить денежные документы в другом отделении или банке, не обслуживающим его расчетно-кассовые счета.
При оформлении кредитового авизо в специальном бланке указывают, какие виды чеков и на какую общую сумму можно принимать для оплаты сотрудникам банка или его филиала.
Кроме всего прочего, в авизо имеется указание насчет того, на протяжении какого периода времени следует принимать чеки.
Кредитовое авизо обязано иметь образец подписи потребителя, его предоставляющего, и образец оттиска печати.
Иными словами, кредитовое авизо должно содержать указания о сроках приема чеков, предельных суммах, а также образцы подписей клиента (или уполномоченных им лиц) и оттиска печати фирмы.
В том же случае, если клиент пожелал предоставить все положенные полномочия для свободного распоряжения кредитовым авизо работникам финансово-кредитной организации, тогда у банка обязаны находиться образцы подписей данных работников.
Кредитовое авизо в бухгалтерском учете
Другими качествами обладает кредитовое авизо, используемое в операциях между контрагентами.
При оформлении покупки продавец выписывает счет-фактуру, а покупатель – авизо, которое подтверждает наличие задолженности фирмы перед клиентом.
Если покупатель возвращает поставщику партию товаров (или ее часть), то счет-фактура аннулируется или корректируется в сторону уменьшения платежа кредитовым авизо.
При поставках незаявленных или некачественных товаров кредитовое авизо может служить торговым документом и составляться на основе рекламации или претензии, как отказ от платежа, и так же, как в первом случае, снижать дебиторскую задолженность.
Дебетовое авизо
Этот документ в практике деловых отношений служит для иных целей.
Он используется для уведомления партнера о наличии у фирмы-отправителя авизо прав требования исполнения финансовых обязательств или, по сути, является поручением о списании денежных средств по завершении операции.
Дебетовое авизо может быть:
Официальным уведомлением о выполнении расчетной операции;
Банковским документом-сообщением о наличии задолженности у получателя авизо.
Подобные документы на практике оформляются крайне редко, чаще их роль выполняют счета-фактуры.
Обязательными они становятся лишь в операциях со статусом международной сделки, так как дебетовое авизо в этом случае подразумевает поручение внешнеторговой операции, проводимое в соответствии с принятой формой.
То есть, если банковские расчётные операции носят статус международной сделки, необходимо прибегнуть к применению дебет-авизо.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Аккредитив
Опасаетесь рисков, связанных с предоплатой по сделке? Желаете подстраховаться как клиент, впервые сотрудничающий с новым поставщиком? Воспользуйтесь преимуществами аккредитива – одного из самых надёжных и выгодных банковских инструментов, используемых при заключении контрактов.
Аккредитивная форма расчётов выгодна как продавцу, так и покупателю. Может с одинаковым успехом использоваться не только при внутрироссийских сделках, но и во внешнеторговых операциях. Сегодня услуги проведения расчётов в форме документарных аккредитивов предоставляются большинством крупных российских банков.
Аккредитив: что это простым языком?
Говоря простыми словами, аккредитивом называется открываемый в банке специальный счёт, на котором можно зарезервировать денежные средства при проведении сделок по продаже товаров или предоставлении услуг (выполнении работ). При полном соблюдении обеими сторонами оговоренных в контракте условий, банк выплачивает необходимую сумму на счёт получателя (бенефициара).
Таким образом, банк выступает в роли гаранта и берёт на себя ответственность за совершение выплат. Поставщик на 100% уверен, что товар/услуга будут оплачены, а покупатель знает, что сможет оплатить их вовремя и без задолженности.
Аккредитивная форма
Действует по следующей схеме.
Безотзывный аккредитив
Один из основных и часто используемых видов документарных расчётов. В отличие от отзывного аккредитива, подтверждённый или неподтверждённый безотзывный не отзывается и не изменяется ни одной из сторон (включая банк) без предварительного согласия продавца/поставщика. Считается самой надёжной формой аккредитивных расчётов, так как полностью освобождает торгово-денежную сделку от всех возможных рисков, в первую очередь финансовых.
Если в процессе проведения сделки поставщик и покупатель придут к взаимному соглашению, условия безотзывного аккредитива могут быть изменены.
Договор аккредитива
В договоре о проведении сделки, предусматривающей такую форму расчётов, оговаривается и строго фиксируется любая информация, которая впоследствии может быть использована при совершении торгово-денежной операции и оплате по ней:
Оплата аккредитивом
Расчёты аккредитивами предусматривают перечисление средств на счёт продавца только в том случае, если все оговоренные контрактом условия были выполнены. В частности, перечисление денег на счёт продавца производится после полной отгрузки товара и предоставления в банк всех требуемых документов. В том случае, если условия договора по аккредитиву были нарушены, плательщик (покупатель) имеет право отказаться от оплаты и вернуть товар поставщику.
Нюанс: аккредитивный счёт открывается покупателем за собственные деньги или с привлечением кредитных средств банка (при наличии права на кредитование).
Открытие аккредитива
Для открытия аккредитивного счёта в банковскую организацию подаётся письменное заявление в соответствующей форме. В заявлении обозначается:
Совет Сравни.ру: используйте аккредитивную форму расчётов при необходимости проведения безопасных торгово-денежных сделок с новыми и «проблемными» деловыми партнёрами.
Что такое аккредитив
Зачем он нужен и как оформить
Предположим, одна компания хочет купить что-то у другой, но стороны сделки не особо друг другу доверяют. Тогда они могут заключить сделку через банк — он будет выступать посредником. Покупатель переведет деньги в банк, банк их заморозит, а продавец получит их, только если исполнит свои обязанности по договору. Для покупателя это гарантия, что продавец не сбежит с деньгами, для продавца — что покупатель не обманет его с оплатой.
Аккредитив — это как раз такая банковская операция. В ней участвуют три стороны:
Важное условие: платеж — раскрытие аккредитива — проходит только после того, как получатель денег представит заранее оговоренные документы. Например, подтвердит поставку товара или переход права собственности. Это удобно, когда партнеры заключают сделку в первый раз и не уверены друг в друге.
Как работает аккредитив
Например, одна компания продает другой здание. Стороны заключают договор, в котором указывают, что производят расчеты по аккредитиву. Схема будет такой:
Таким образом, банк в этом случае выступает гарантом надежности сделки: плательщик уверен, что получит товар, а продавец — деньги.
Законодательное регулирование. На территории России расчеты по аккредитиву регулируются параграфом 3 главы 46 Гражданского кодекса РФ и нормативами Центробанка. Международные аккредитивы выпускают в соответствии с общими правилами, которые приняла Международная торговая палата.
Отличия от банковской ячейки и счета эскроу. Банковская ячейка используется для расчетов наличными, а аккредитив — это безналичный платеж. Как и в случае с аккредитивом, в условиях договора аренды ячейки плательщик может прописать, что бенефициар получает доступ к сейфу, только если предъявит определенный документ. Например, выписку из ЕГРН, если речь идет о купле-продаже недвижимости.
В отличие от аккредитива, банк не несет ответственности за сами деньги в ячейке — только за ограничение доступа к ней. Поэтому если продавец вскроет ячейку, а внутри ничего не окажется, кражу доказать не получится.
На счете эскроу, как и на аккредитиве, деньги блокируются, пока продавец не представит покупателю подтверждающие сделку документы. Например, если речь идет о недвижимости, это может быть та же выписка из ЕГРН. Но у аккредитива, в отличие от счета эскроу, возможности шире. Например, в сделках с аккредитивами можно применять векселя. Вексель — ценная бумага, которая подтверждает обязанность должника выплатить ее владельцу указанную в документе сумму через определенный срок.
Получить деньги от банка по аккредитиву может не только сам продавец, но и указанное им третье лицо. В случае со счетом эскроу деньги переведут только бенефициару, указанному в договоре.
Аккредитив бывает отзывным: плательщик может в любой момент отменить его, не уведомляя об этом бенефициара. С эскроу так не получится.
В случае с аккредитивом банк лишь посредник — третье лицо, которое переводит деньги, если продавец представил все нужные документы. При расчетах по эскроу банк принимает непосредственное участие в сделке: он обязан проверить, действительно ли выполнены все условия.
Плюсы и минусы аккредитива
Главное преимущество аккредитива — гарантия надежности сделки для обеих сторон договора. Плательщик не рискует деньгами, как если бы работал по предоплате, а бенефициар уверен, что точно получит платеж после того, как представит необходимые документы.
Минус этой формы расчетов — сложный документооборот. Бенефициар должен юридически точно соблюсти все условия аккредитива. Если банк обнаружит расхождения в полученных документах, он не переведет деньги.
Еще один недостаток — комиссия, которая в разных банках составляет в среднем 0,1—0,6% от суммы платежа.
Если аккредитив используется при расчетах в ипотечных сделках, банк может предложить свои условия, например фиксированную стоимость за использование аккредитива.
Сфера применения аккредитивов
Торговые операции внутри страны. Аккредитивы, как правило, применяются в России при крупных сделках. Такой вид гарантии используется в сделках, связанных с акциями и долями в ООО. В этом случае условием платежа бенефициару будет документ, подтверждающий изменение записи в реестре владельцев ценных бумаг или ЕГРЮЛ.
Экспортно-импортные операции. В международных сделках с использованием аккредитива, в отличие от внутрироссийских, принимают участие сразу два банка: один на стороне импортера, другой — экспортера. Вот как проходит сделка после того, как стороны заключили контракт:
Кроме гарантии надежности сделок международный аккредитив используют как выгодный инструмент финансирования импортных контрактов. Импортер может получить в банке-эмитенте кредит на выплату по аккредитиву. Причем сам банк возьмет эти деньги взаймы за рубежом по ставкам международного рынка, которые ниже российских. Таким образом, импортер фактически получит еще и выгодный кредит на финансирование своего контракта.
Виды банковских аккредитивов
Отзывный и безотзывный. Отзывный аккредитив может быть аннулирован или изменен банком по поручению плательщика в любой момент, и тогда деньги перечислены не будут. Уведомлять об этом бенефициара ни банк, ни плательщик не обязаны. При экспортно-импортных операциях такие аккредитивы по правилам Международной торговой палаты не применяются.
Безотзывный аккредитив тоже можно отозвать, но для этого банк должен направить получателю денег уведомление.
Аккредитив считается отмененным или измененным с того момента, как бенефициар даст на это согласие банку.
Аккредитив по умолчанию считается безотзывным, если в его тексте отдельно не указано, что он отзывной.
На практике чаще всего используются именно безотзывные аккредитивы, так как сам факт того, что аккредитив может быть отозван, сводит к нулю все преимущества такой формы расчета: стопроцентной гарантии, что поставку оплатят, уже нет.
Подтвержденный и неподтвержденный. По просьбе банка, который выпустил безотзывный аккредитив, его может подтвердить другой банк. После этого платить бенефициару обязан подтверждающий банк. Причем независимо от того, перечислил ли ему деньги банк-эмитент.
Компания из России хочет продать товар партнерам из Венесуэлы. В схеме используют аккредитив, но продавец знает, что в этой южноамериканской стране экономический кризис, и не уверен, что покупатель оплатит товар. Чтобы партнер был спокоен, венесуэльская фирма обращается в крупный международный банк, который готов подтвердить аккредитив — выступить гарантом сделки. Если покупатель получит товар, но не найдет денег, продавец все равно получит платеж от подтверждающего банка.
Покрытый и непокрытый. Открывая покрытый — депонированный — аккредитив, банк-эмитент сразу перечисляет деньги плательщика исполняющему банку. Именно этот исполняющий банк и будет платить бенефициару. Депонированные аккредитивы используют при расчетах на территории России.
Одна фирма покупает у другой товар и рассчитывается по аккредитиву. Чтобы убедить продавца, что он гарантированно получит деньги, покупатель сразу перечисляет всю сумму на счет в банке-эмитенте, а тот тут же переводит ее в банк, где обслуживается продавец. Правда, получить их он сможет только после поставки, но при этом он знает, что обещанные деньги существуют в природе, больше того, они уже зачислены в его банк.
При экспортно-импортных расчетах финансовые организации чаще всего работают по непокрытым аккредитивам. Их еще называют гарантированными. Исполняющий банк открывает в банке-эмитенте корреспондентский счет на сумму контракта, а потом списывает с него деньги по мере того, как платит бенефициару.
Кумулятивный и некумулятивный. Если банк разрешает плательщику зачислить не потраченную по текущему аккредитиву сумму на счет нового, такой аккредитив называется кумулятивным. Если неистраченные деньги возвращаются плательщику обратно, это некумулятивный аккредитив.
Когда компания часто работает с аккредитивами в одном и том же банке, есть смысл использовать кумулятивный аккредитив: не выводить деньги, если они вдруг остались, обратно, а перебросить их на оплату новой сделки.
Переводной (трансферабельный). Переводной аккредитив позволяет произвести выплату другому бенефициару, не являющемуся контрагентом плательщика по конкретной сделке. В этом случае плательщик должен подать в банк заявление и указать, кто имеет право получить деньги по аккредитиву.
Переводной аккредитив дает плательщику возможность рассчитаться с другими своими контрагентами, не переводя деньги со счета на счет.
Фирма закупает в долг металл, делает из него гвозди и продает. При этом с поставщиками металла она рассчитывается только после того, как реализует гвозди. В этом случае есть смысл сократить цепочку движения денег: поставщик металла будет получать деньги от покупателя гвоздей напрямую через переводной аккредитив.
Револьверный. Револьверный аккредитив открывают, когда сделка растянута по времени. Например, продавец поставляет товар партиями, а покупатель платит частями. Плательщик в этом случае может вносить деньги на аккредитив по мере того, как происходят расчеты.
Две компании сотрудничают постоянно, и нет смысла открывать для каждой сделки новый аккредитив, если можно сделать один «длинный» — револьверный.
Циркулярный аккредитив позволяет плательщику оплачивать свои счета в пределах определенной суммы через банки — агенты эмитента, например за границей.
С красной оговоркой. Аккредитив с красной оговоркой дает бенефициару возможность получить аванс до представления всех необходимых документов. Такое название появилось из-за того, что банки, выпускавшие в прошлом аккредитивы на бумажных бланках, выделяли оговорку об авансе в тексте красным цветом.
Резервный ( Stand-By ). Резервные аккредитивы используются для торговли со странами, где запрещены банковские гарантии, например США. Но по сути, резервный аккредитив является именно гарантией: банк-эмитент обязуется рассчитаться с бенефициаром от имени плательщика, даже если у того не будет денег.