Авраамий палицын что сделал памятник культуры

Педагогическая мастерская: основы православной культуры

Сайт творческой группы при Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете

Авраамий (Палицын)

Авраамий палицын что сделал памятник культуры. %D0%90%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B9. Авраамий палицын что сделал памятник культуры фото. Авраамий палицын что сделал памятник культуры-%D0%90%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B9. картинка Авраамий палицын что сделал памятник культуры. картинка %D0%90%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B9

Монумент «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Фрагмент (Авраамий)

Авраамий (Палицын)

Авраамий Палицын, келарь Троицкого Сергиева монастыря сделался известен важными услугами Москве. Ибо во время бывшего там 1609 года голода несколько раз из монастырских житниц снабжал он бедных хлебом.

В конце 1610 года Авраамий приехал в Москву и застал ее почти уже преданную на жертву полякам. Тогда вместе с архимандритом Дионисием разослали по всем российским городам просительные грамоты о поспешении на помощь к Царствующему граду. На сей вызов многие сыны Отечества из разных городов прибыли. Под предводительством князя Димитрия Трубецкого подступили к Москве, сразились с поляками, овладели большой частью города, но из Кремля не смогли вытеснить неприятеля.

Вторично написали умолительные грамоты. Сей вызов был также успешен. Многие бояре, приведши войска, соединились с прежними и, напав на поляков, осадили их со всех сторон. Но вдруг в нашем войске взбунтовались казаки и многие ушли из-под Москвы. Остался только один князь Трубецкой; а к полякам подошло подкрепление. Враги окружили русских воинов.

Русские имели крайний недостаток в съестных припасах, в свинце и порохе. Авраамий сам был с ними, но чрез отписки в Троицкий монастырь доставал оттуда осажденным все необходимое.

В третий раз разослали слезные грамоты по всем городам, дабы сыны Отечества поспешили на помощь погибающей Москве. На сей убедительный вызов откликнулись князь Пожарский и Козьма Минин, которые привели войско. Келарь Авраамий отправился с ними под Москву, где увещаниями и просьбами много способствовал успеху русских войск. Когда казаки, возроптав на неплатеж им жалованья, начали было заводить бунты, архимандрит и келарь, не имея денег, для успокоения мятежников прислали им церковные сокровища. Такое пожертвование настолько тех поразило, что они, устыдясь роптания своего, отослали обратно в монастырь все утвари и поклялись не отступать от Москвы, пока не освободят оной от поляков. Свое обещание они исполнили.

На монументе «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, наряду с другими героями того времени, увековечен келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын

Источник

Авраамий Палицын

Авраамий палицын что сделал памятник культуры. 734853 600. Авраамий палицын что сделал памятник культуры фото. Авраамий палицын что сделал памятник культуры-734853 600. картинка Авраамий палицын что сделал памятник культуры. картинка 734853 600

Келарь Авраамий Палицын в стане казаков Трубецкого под Москвой (24 августа 1612 г.) А.П. Сафонов (1852-1913)

Авраамий Палицын (? — 1626), (до пострижения Аверкий Иванович) — келарь (заведующий хозяйством) Троице-Сергиевого монастыря с 1608 по 1619 г., организатор его обороны от поляков в период Смутного времени, знаменитый автор повести об осаде Троицкого монастыря поляками, его «Сказание» — ценный источник по истории Смутного времени.

Происходя из дворянской семьи Палицыных, Аверкий Иванович начал службу еще при Иоанне Грозном, а при сыне его подвергся, в 1588 г., со всем своим родом, опале. По времени ее можно догадываться, что Палицыны принадлежали к партии, в расчет которой входило расторжение брака царя Федора с Ириной Федоровной Годуновой вследствие ее бесплодия. И он был сослан в Соловецкий монастырь, где пострижен в монахи. При Борисе Годунове переведен в Троице-Сергиеву лавру, затем — в Богородицко-Свияжский монастырь; ему возвращено конфискованное имущество.

С воцарением Василия Ивановича Шуйского Авраамий оказывается в числе близких в нему людей. Благодаря этому обстоятельству Авраамий выбран келарем лавры, оставаясь, однако, жить в столице по воле Государя, видевшего в иноке-царедворце надежнейшего советника и человека, умевшего принимать своевременно надлежащие меры. Так, в 1609 году, при осаде Москвы поляками, остановившими подвозы к столице припасов, вследствие чего в ней поднялись цены на хлеб, возбуждавшие народный ропот, Авраамий, как келарь лавры, имевшей в городе обширные продовольственные запасы, открыл продажу хлеба по дешевой цене из своих складов. До того времени цена на хлеб дошла в столице до 7 руб., а Авраамий назначил — по два рубля, и волнение вскоре прекратилось.

В 1610 году Дума, правившая в столице, после свержения Василия Шуйского, отправила его с посольством к польскому королю Сигизмунду, под Смоленск, с поручением просить на престол сына его, Владислава, с обязательством принять православие. Прибыв в стан короля, осаждавшего Смоленск, Авраамий понял, чего добиваются поляки и как шатка надежда на исполнение возложенного поручения. Не преследуя поэтому недостижимой цели, при поднесении лично королю подарка от лица лавры Авраамий ограничился испрошением для нее возможных милостей.

Авраамий палицын что сделал памятник культуры. 1631 1. Авраамий палицын что сделал памятник культуры фото. Авраамий палицын что сделал памятник культуры-1631 1. картинка Авраамий палицын что сделал памятник культуры. картинка 1631 1

Художник П. Иванов. Патриарх Гермоген в оковах

Получив королевские грамоты на указанные пожалования, Авраамий-келарь под предлогом нездоровья в конце 1610 г. внезапно оставил стан Сигизмунда, отказавшись видеть и главу посольства, митрополита ростовского (Филарета Никитича Романова). Обстоятельство это, спустя девять лет, и послужило, как можно полагать, причиной удаления Авраамия из лавры в Соловки. Авраамий застал Москву обуреваемую внутренними раздорами Бояр и почти уже преданную на жертву полякам.

С прибытием в Москву Авраамия патриарх Гермоген, усматривая из поступка Сигизмунда тщетность на охранение православия при занятии поляками столицы, разослал первые свои воззвания к народу, призывавшие его к вооружению. Троицкая лавра приняла рассылку патриарших грамот и доставку ответов, несомненно при участии келаря. Авраамий своим рассказом лично виденного мог утвердить патриарха в решимости послать воззвания. Настоятель лавры и келарь ее, несомненно, действовали единодушно как в деле составления воззваний, так и в сборе ополчения, когда доступ к заключенному патриарху поляками был прекращен.

В это бедственное время Авраамий с Троицко-Сергиевским своим Архимандритом Дионисием отважился на такое предприятие, которого успех казался совсем невозможным. Они уговорили идти на избавление к Москве Князя Тюменского с товарищами и двух Сотников Стрелецких с 200 стрельцов, присовокупив к ним только 50 человек своих Монастырских слуг; а между тем разослали немедленно по всем Российским городам к Боярам и Воеводам просительные грамоты о поспешении на помощь к Царствующему граду. На сей вызов многие сыны Отечества, из разных городов прибывали.

Авраамий палицын что сделал памятник культуры. 2183420 original. Авраамий палицын что сделал памятник культуры фото. Авраамий палицын что сделал памятник культуры-2183420 original. картинка Авраамий палицын что сделал памятник культуры. картинка 2183420 original

Архимандрит Троицкой лавры преподобный Дионисий вместе с келарем Палицыным диктуют грамоту о собрании народного ополчения для освобождения Москвы от Поляков Виктор ВАСНЕЦОВ

Худ В.М.Васнецов. «Архимандрит Троицкой лавры преподобный Дионисий вместе с келарем Палицыным диктуют грамоту о собрании народного ополчения для освобождения Москвы от Поляков»

На Пасхе 1611 года под Москвой уже появились первые дружины защитников, а в день общей свалки на улицах Китай- и Белого города, когда бился в своем Острожке князь Димитрий Михайлович Пожарский у Сретенских ворот, Авраамий был в Москве. С приходом дружин Ляпунова и Трубецкого с казаками Заруцкого Авраамий находился при них, но не мог предотвратить ссоры, кончившейся убийством Ляпунова.

Рассылка грамот Троицкой лаврой продолжалась уже от себя, не смотря на неудачи, последовавшие за смертью Ляпунова, когда с приходом Сапеги и с движением Ходкевича русские дружины едва держались под Москвой. Рассылка воззваний в третий раз, в 1612 году, подняла нижегородцев, долго медливших в Ярославле. Чтобы поторопить прибытие сил Пожарского, к нему явился Авраамий и уже от Ярославля не оставлял его до Москвы. Прибыв с ним в столицу 20 августа 1612 г., Авраамий продемонстрировал лично большие заслуги. По прибытии своем он уговорил казаков не уходить, обещая скорую уплату условленного жалованья, затем — в решительный момент боя Пожарского с Ходкевичем, когда Трубецкой запретил своим дружинам принимать участие в битве, — словами горячего убеждения увлек полки на помощь борющимся силам.

Авраамий палицын что сделал памятник культуры. e3f063d8801f87b045e922db810e60f3 1. Авраамий палицын что сделал памятник культуры фото. Авраамий палицын что сделал памятник культуры-e3f063d8801f87b045e922db810e60f3 1. картинка Авраамий палицын что сделал памятник культуры. картинка e3f063d8801f87b045e922db810e60f3 1

Первое ополчение и Прокопий Ляпунов. НХ

Когда Казаки, возроптав на неплатеж им жалованья, начали было заводить бунты и междоусобия в Русском войске, то Архимандрит и Келарь, не имея денег (ибо Царями Борисом Годуновым, Димитрием Самозванцем и Шуйским истощена уже была вся казна не только Государственная, но и Монастырская), для успокоения мятежников прислали с умолительною грамотою к ним, на раздел вместо жалованья, Церковные сокровища, низанные жемчугом ризы, стихари и проч. Такое пожертвование настолько поразило мятежников, что они, устыдясь роптания своего, отослали обратно в Монастырь все утвари и поклялись, при перенесении всех возможных нужд, не отступать от Москвы, пока не освободят от поляков, и обещание свое исполнили.

Авраамий палицын что сделал памятник культуры. 1031130 i 032. Авраамий палицын что сделал памятник культуры фото. Авраамий палицын что сделал памятник культуры-1031130 i 032. картинка Авраамий палицын что сделал памятник культуры. картинка 1031130 i 032

Келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын в стане Трубецкого

Авраамий палицын что сделал памятник культуры. 2214602 original. Авраамий палицын что сделал памятник культуры фото. Авраамий палицын что сделал памятник культуры-2214602 original. картинка Авраамий палицын что сделал памятник культуры. картинка 2214602 original

Минин и Пожарский выступают в поход Юрий КАШТАНОВ

Ввиду неприязни патриарха Филарета, возвратившегося в Россию из Польши, Авраамий в 1619 году был вынужден уехать в Соловецкий монастырь. Он умер в месте своего невольного пострижения, оставив описание событий с 1584 по 1619 г. Описание это, всего вероятнее, начато Авраамием в 1601 году, а окончено в Соловках, незадолго до смерти автора. Оно носит заглавие: «История в память предыдущим родам, и проч.».

Авраамий Палицын — автор популярного «Сказания об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах». Сохранилось в списках XVII—XVIII вв. Первые 6 глав «Сказания», написанные, возможно, не Авраамием Палицыным, а лишь отредактированные им, возникли в к. 1612 — н. 1613. В них автор, говоря «о начале беды во всей России», указывает, что ее причиной было «безумное молчание» приближенных царя Бориса Годунова, не решившихся говорить ему правду. В нем впервые в публицистике XVII в. была сделана попытка выяснить причины происшедших событий. Ок. 1620 Авраамий Палицын добавил к ранее написанному тексту сведения об осаде Троице-Сергиева монастыря и по истории Русского государства вплоть до заключения Деулинского перемирия 1618. В главах, посвященных осаде монастыря, описаны героические сцены и эпизоды, даны образы героев-крестьян, подчеркнут патриотизм русских людей. Автор говорит о незыблемости общества, состоящего из «господ» и «вечных холопий», защищает теорию самодержавной монархии и подчеркивает ее Божественное происхождение. Историческое по своему замыслу и значению «Сказание» одновременно является замечательным художественным произведением о «великой разрухе» Московского государства. Оно было популярно в XVII—XIX вв. Его стиль ясен, рассказ прост и последователен, речь ритмична, часто рифмована, язык образный. Труд Авраамия Палицына — важный источник для изучения событий н. XVII в.

Авраамий палицын что сделал памятник культуры. 1000 A Palitsyn. Авраамий палицын что сделал памятник культуры фото. Авраамий палицын что сделал памятник культуры-1000 A Palitsyn. картинка Авраамий палицын что сделал памятник культуры. картинка 1000 A Palitsyn

Авраамий Палицын на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Лит.: Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в. СПб., 1913
Попов Г. Уроки смутного времени // Наука и жизнь. — 2003. — № 8.
Палицын А. Сказание. — Изд. Императорской Археографической Коммиссии. — СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1909. — (Извлечено из 13-го тома «Русской Исторической Библиотеки»).
Авраамий (Палицын) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
Авраамий (Палицын) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Авраамий Палицын // Большая биографическая энциклопедия

Источник

Стыдно не помнить: подвиг Палицына

СТЫДНО НЕ ПОМНИТЬ: ПОДВИГ ПАЛИЦЫНА

АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН – СПОДВИЖНИК

ПОЖАРСКОГО И МИНИНА

«Поэтому в ближайшее время российским идеологам, российским политологам, российским специалистам по информационным войнам необходимо сделать две вещи:

Во-первых, сфокусировать, сформулировать и проинтегрировать все американские, западные воздействия на Россию, сложив их в ясный полный концепт этих воздействий. Причём эти воздействия, повторяю, включают в себя не только психологические, экономические, военные формы давления, но, по-видимому, и парапсихологические, и давление на российские архетипы, на русские представления о собственной истории;

Во-вторых, конечно, России необходимо немедленно создать антидот на основании интегрального понимания западных воздействий, создать свою систему действий, как отражающих это воздействие, так и переходящих в наступление».

А. А. П Р О Х А Н О В.

Александр I «Манифест о созыве народного ополчения против агрессии Наполеона» 18 июля 1812 года

«…Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, партизаны и партизанки! На вас смотрит весь мир как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. На вас смотрят порабощенные народы Европы, подпавшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойными этой миссии! Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!

За полный разгром немецких захватчиков!

Смерть немецким оккупантам!

Да здравствует наша славная Родина, ее свобода, ее независимость!

Под знаменем Ленина – вперед, к победе!».

И. В. С Т А Л И Н. « Правда». 8 ноября 1941.года.

…Вспоминаются 1950 – 60 годы… Знаменитый опыт «ЛИПЕЦКОЙ ШКОЛЫ»… Со всех концов СССР устремляются на берега Воронежа педагоги, чтобы ознакомиться с творческой инициативой липчан-новаторов. Гостей было так много, что в областном центре, районных центрах все школьные уроки и занятия объявлялись о т к р ы т ы м и. Конечно же, учителям приходилось готовиться к «липецким урокам» особенно тщательно… Об этом повествуется, в частности, в фундаментально-энциклопедическом труде «ЛИПЕЦКАЯ ШКОЛА» (составитель и научный редактор проф. В.В. Шахов, гл. редактор В.Е. Тонких; издательство «Гэлион», Рязань-Липецк, 1994-1995; 100 учетно-издательских листов).

…Организуя (на электронной базе газеты государства Российского «Завтра» А.А. Проханова и А. А. Фефелова) просветительско-культурологическое сообщество «УЧЕБНЫЙ КОСМОС РОССИИ», мы ставим перед собой задачу: оказать реальную методологическую и методическую помощь учителям, педагогам, библиотекарям, культпросветработникам в подготовке к занятиям, урокам, лекциям, «круглым столам», Чтениям…

Каким может и должен быть современный школьный урок. Это – тема специального разговора… Много воды утекло… «Сгиб эпох» ознаменовался событиями противоречивыми, нередко драматическими и трагическими… Что случилось со страной? Что случилось с обществом? Что произошло со школой? В чьих руках оказалась судьба молодого поколения? Почему расцвело чуждобесие и чужебесие? Как и чем помочь школе.

Естественно, в первую очередь – добротной нравственно-духовной информацией… Информацией к размышлению… Информацией – к формированию активной нравственно-духовной, подлинно патриотической жизненной позиции? Информацией – к преодолению беспамятства, манкуртизма, бесовски-чуждых стандартов? Воспоминание о будущем… Естественно, сам педагог, сам просветитель-подвижник должен быть достаточно эрудированным, основательно информированном, нравственно-духовно пассионарным, с активно-патриотической жизненной позицией…

…Размышляю о втором очерке, продолжающем эссе : «Тема урока: Пожарский. Палицын. Минин»… Очень кстати, появился свежий номер «Завтра» с материалами Изборского Клуба…

…За алтари и очаги. «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу»…Никто не забыт, ничто не забыто… На Красной площади незадолго до роковых («окаянных») событий Февраля 1917 года предполагали поставить памятник СПАСИТЕЛЯМ РОССИИ (среди них – Авраамий Палицын)… Роковые события… Артём Весёлый напишет роман-эпопею «Россия, кровью умытая»…

ДЛЯ ФРОНТАЛЬНОЙ БЕСЕДЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ И СТУДЕНТАМИ:

Александр НАГОРНЫЙ, политолог, заместитель главного редактора газеты «ЗАВТРА».

Александр ПРОХАНОВ, писатель, главный редактор газеты «ЗАВТРА».

Война на Донбассе почти неизбежна, потому что украинцы не просто концентрируют там свои войска и обстреливают со всё большей интенсивностью города Донбасса, но последние взрывы, террористические в том числе взрывы, и уничтожение кумира Донбасса Моторолы — является актом войны. Европейцы, Евросоюз готовят резолюцию, по которой российские СМИ, в том числе «Russia Today», будут запрещаться на Западе. Речь идёт о том, что западная цивилизация подвергается мощнейшему воздействию русских подрывных организаций.

Знаменательна и судьбоносна «перекличка» со словами этого императорского 1812 года «Манифеста» речи Иосифа Сталина 7 ноября 1941-го, на военном параде в честь годовщины Великого Октября.

Традиции героизма, доблести, самоотверженности… Заветы духовности, нравственной красоты, безграничной любви к Отечеству… Вечный зов добротолюбия, гуманизма, справедливости, правды, духовной истины…

Примеры истинной духовности… Делать жизнь с кого.

Леонид Леонов. «Слава России»…

«О литературе, революции, энтропии и прочем» Е. Замятина: «…Мир живёт только еретиками: еретик Христос, еретик Коперник, еретик Толстой. Наш символ веры – ересь: завтра – непременно ересь для сегодня, обращенного в соляной столп, для вчера, рассыпавшегося в пыль. Сегодня отрицает вчера, но является отрицанием отрицания – завтра: всё тот же диалектический путь, грандиозной параболой уносящий мир в бесконечность. Тезис – вчера, антитезис – сегодня, и синтез – завтра».

…Художественно-исторический эпос, раскрывающий «земли родной минувшую судьбу»… Фёдор Тютчев. «Н Е М А Н»…

Ты ль это, Неман величавый?
Твоя ль струя передо мной?
Ты, столько лет, с такою славой,
России верный часовой.
Один лишь раз, по воле Бога,
Ты супостата к ней впустил —
И целость русского порога
Ты тем навеки утвердил.

Ты помнишь ли былое, Неман?
Тот день годины роковой,
Когда стоял он над тобой,
Он сам, могучий, южный демон —
И ты, как ныне, протекал,
Шумя под вражьими мостами,
И он струю твою ласкал
Своими чудными очами.

Победно шли его полки,
Знамена весело шумели,
На солнце искрились штыки,
Мосты под пушками гремели —
И с высоты, как некий бог,
Казалось, он парил над ними
И двигал всем и все стерег
Очами чудными своими.

Лишь одного он не видал.
Не видел он, воитель дивный,
Что там, на стороне противной,
Стоял Другой — стоял. и ждал.
И мимо проходила рать —
Всё грозно-боевые лица.
И неизбежная Десница
Клала на них свою печать.

А так победно шли полки —
Знамена гордо развевались,
Струились молнией штыки,
И барабаны заливались.
Несметно было их число —
И в этом бесконечном строе
Едва ль десятое число
Клеймо минуло роковое.

…Перед русской кампанией Наполеон откровенничал с Меттернихом: «Торжество будет уделом более терпеливого. Я открою кампанию переходом через Неман …». Его обуревали амбициозные планы завоевания Москвы. В частности, рассказывают, что в беседе с французским послом в Варшаве Прадтом (накануне вторжения) Бонапарт говорил: «Я иду в Москву и в одно или два сражения всё кончу. Император Александр будет на коленях просить мира. Я сожгу Тулу и обезоружу Россию». Весьма красноречиво и другое высказывание Наполеона: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу её в сердц

Заветы и нравственно-духовные уроки

Авраамия Палицына

ГОРДИТЬСЯ СЛАВОЮ СВОИХ ПРЕДКОВ

НЕ ТОЛЬКО МОЖНО, НО И ДОЛЖНО…

Троице-Сергиев монастырь в период Смуты

Художественное чтение на уроке,

посвященном Авраамию Палицыну…

Радимов П. Осада Лавры.

Источники (для занятий научного кружка школьников и студентов):

Поэтические произведения
о Смутном времени

«Порой историк вводит в заблужденье,

Но песнь народная звучит в сердцах людей».

Байрон. « Паломничество Чайльд-Гарольда».

Михаил Скопин: [историческая песня] // Исторические песни. Баллады / сост., подгот. текстов, вступ. ст., коммент. С.Н. Аэбелева. — М.: Современник, 1991. — С. 257— 264. — (Сокровища русского фольклора).
Дмитриев, И.И. Освобождение Москвы: [стихотворение] / И.И. Дмитриев // Полное собрание стихотворений / вступ. ст., подгот. текста и примеч. Г.П. Макогоненко. — Л.: Ленингр. отд. изд-ва «Сов. писатель», 1967. — С. 82— 87. — (Серия «Библиотека поэта. Основана М. Горьким»)
Ростопчина, Е.П. Посещая московскую Оружейную палату: [стиховорение] / Е.П. Ростопчина // Царицы муз: Русские поэтессы Х1Х — начала ХХ вв.: [сборник] / сост., автор вступ. ст. и коммент. В.В. Ученова. — М.: Современник, 1989. — С. 85 — 86.
Рылеев, К. Борис Годунов. Димитрий Самозванец: [думы] / К. Рылеев // Сочинения / сост. Г.А. Колосовой; вступ. ст. и примеч. А.М. Пескова. — М.: Правда, 1983. — С. 167 — 173.

Толстой, А.К. Ночь перед приступом: [стихотворение] / А.К. Толстой // Собр. соч. в 4— х т. Т. 1 / сост. и общ. ред. И.Г. Ямпольского. — М.: «Правда», 1980. — С. 143 — 146.
Муравьева, И. «Монах и келарь Троицкий Аверкий»: [стихотворение] / И. Муравьева // Поэты Сергиева Посада: ХХ век: антология / сост.: Н.А. Бухарин, И.Ф. Кудрявцев, В.Н. Сосин. — Сергиев Посад: « Весь Сергиев Посад », 1999. — С. 328 — 329. .

Радимов, П. Лавра. Осада Лавры. Крестьянин Суета. Могила Годунова: [стихотворения] / П. Радимов // Поэты Сергиева Посада: ХХ век: антология / сост.: Н.А. Бухарин, И.Ф. Кудрявцев, В.Н. Сосин. — Сергиев Посад, «Все для Вас», 1999. — С. 24— 26.

Информация к размышлению:

Сказание Авраамия Палицына // Пламенное слово : проза и поэзия Древней Руси / сост.: В.В. Кусков, С.С. Жемайтис. – М.: Моск. рабочий, 1978. – С. 138-152.

Сказание Авраамия Палицына / подгот. текста и примеч. Н.Ф. Дробленковой //«Изборник» : сборник произведений литературы Древней Руси /[сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачёва; вступ. ст. Д.С.Лихачёва]. – М.: Худож. лит., 1969. – С. 487-508. – (Б-ка всемирной литературы. Серия первая. Литература Древнего Востока, Античного мира, Сред. Веков, Возрождения, XVII и XVIII вв. Т. 15).

Исследователи проанализировали художественные, жанрово-стилевые особенности «Сказания». Колоритен образ самого автобиографического рассказчика-повествователя, в чём-то напоминающего ПИМЕНА из пушкинского «Бориса Годунова»:

Старшеклассникам (тем более – студентам) сообщаются сведения по ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЮ, БИБЛИОГРАФИИ, РЕФЕРИРОВАНИЮ:

Балдин, В.И. Уничтожение посада. Героическая оборона монастыря-крепости (1608-1610) / В.И. Балдин // Загорск. История города и его планировки. – М.: Стройиздат, 1981. – С. 20-24. – (Памятники зодчества).

Голубинский, Е.Е. Преподобный Сергiй Радонежскiй и создание имъ Троицкой Лавры. Жизнеописанiе Преподобного Сергiя и путеводитель по Лавре / Е.Е. Голубинский; сост. и ст. доп. М.Б. Данилушкиной. – Изд. 3-е, с новыми доп. – СПб, 2007. – С. 355–386. Отдельный раздел книги посвящён осаде монастыря в 1608-1610 гг. Репринтное издание 1909 года.

Горловский, А.С. Подвиг запечатлённый / А.С. Горловский // Вперёд. – 1983. – 20 января (№ 9). – С. 3. Одним из самых ярких свидетельств защиты Троице-Сергиева монастыря от польско-литовских интервентов в период Смуты было «Сказание Авраамия Палицына». Автор статьи воспроизводит те главы, которые помогают воочию представить и саму осаду, и её героев, имена которых не должны уйти в забвение.

Иловайский, Д.И. Троицкая осада и Скопин-Шуйский / Д.И. Иловайский // Великие российские историки о Смутном времени: [сб.]. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. – С. 568-621. – (Историческая библиотека).

История на пепелищах Смутного времени // Впёред. – 2002. – 19 октября (№112). – С. 6. Статья написана к 390-летию со дня изгнания из Москвы польско-литовских интервентов, первый отпор которым дали защитники Троице-Сергиева монастыря, закрывая захватчикам путь на север и в среднее Поволжье.

Карамзин, Н.М. Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице и в сем монастыре / Н.М. Карамзин // Записки старого московского жителя: избранная проза / сост., вступ. ст. и примеч. Вл.Б. Муравьева. – М.: Моск. рабочий, 1988. – С. 285-309. Собирая материалы для своего главного труда «История государства Российского», Н.М. Карамзин много путешествовал. Особое его внимание привлекала Троице – Сергиева лавра, её интереснейшее прошлое, чарующее великолепие храмов, башен и стен, богатейшие собрания лаврской библиотеки. Карамзин посетил Лавру, а также сёла Воздвиженское и Деулино в 1803 году. Рассказывая об истории Лавры, её архитектурных памятниках, Карамзин вспоминает и о мужестве «троицких сидельцев», и о патриотических воззваниях к гражданам России, которые привели к созданию народного ополчения и Деулинскому миру.

Костомаров, Н.И. Осада Троицы / Н.И. Костомаров // Смутное время Московского государства в начале ХVII столетия. 1604-1613. – М.: «Чарли», 1994. – С. 412-42.

И л л ю с т р а ц и и:

Авраамий Палицын на памятнике «1000-летие России» в Новгороде; цикл живописных полотен, связанных с подвижническо-просветительской деятельностью Авраамия Палицына.

Дополнительные материалы:

Поэт Василий Михайлович Чуфарин и его стихотворение «Минин и Пожарский», 1897 год.
Отрывок из стихотворения «Минин и Пожарский»
Обращение Кузьмы Минина к народу

«Мир православный! – начал он – Страдает Родина Святая, Повсюду горе, вопли, стон,
Ручьями льется кровь людская. Иноплеменники гурьбой Отчизну нашу разоряют,
Владеют Русскою Землей И нас себе порабощают. Тиранят жен и дочерей
Враги пред нашими глазами, И ставят в храмы лошадей, Смеясь над верой и над нами.
Москва в плену, в стенах Кремля Враги скопляются толпами; Страдает Русь, ее земля
Кишит враждебными войсками. Царя на русском троне нет, Москвою враг повелевает,
И весь народ в годину бед Врагу невольно присягает. Один бесстрашный Гермоген
В священном сане патриарха Не признает позорный плен И иноземного монарха.
Соборам русским и церквам Он посылает повеленья: «Не отдавайте Русь врагам,
К Москве ведите ополченья!» Мир православный! Иль у нас Нет чувств и вялы мы сердцами? Восстанем, дорог каждый час! Восстанем, все пойдут за нами! Освободим страну родную, Или за Родину Святую Все до единого умрем!» Велик ты русский наш народ! Когда ты Родину спасешь – Ты богатырь, от всех забот Для ней себя освобождаешь! Ты слаб, пока отвага спит, Но если духом ты проснешься, То бурей в битву понесешься, Тебя никто не победит!»

Из «Истории русской литературы в четырех томах. Том первый. Редакторы тома Д.С. Лихачев, Г.П. Макогоненко. Ленинград. «Наука». 1980.

«Одно из самых популярных в ХУ11 в. И самых обширных сочинений о Смуте, 77-главное «Сказание», вышло из-под пера монаха Авраамия Палицына, келаря Троицко-Сергиева монастыря.

…Авраамий Палицын постоянно подчеркивает, что сам «д е л а е т и с т о р и ю», например в рассказе о том, как ездил в Ипатьтевский монастырь за Михаилом Романовым, как затем встречал его у Троицы и т.д. Авраамий Палицын един в двух лицах: он и хронист, исторический писатель, он и исторический герой».

Во иночестве – старец Авраамий –

Служа исправно православной церкви,

Владел изрядно книжными словами.

И он пенял неправедно живущим,

И обличал он сильных мира козни.

И отказал писанье в память сущим

Родам, а также тем, что будут после.

М. Муравьёва «Монах и келарь Троицкий Аверкий»

На долю Авраамия Палицына, келаря Троице-Сергиева монастыря, выпало тяжёлое время всеобщей российской Смуты и великое предназначение стать летописцем своей эпохи.

Б.Н.М. Авраамий (Палицын Аверкий Иванович) / Б.Н.М. // Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – Т. 1. А – Алексий Студит. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. – С. 170-171.

Лещинский, А.Н. Авраамий Палицын / А.Н. Лещинский // Лавра Преподобного Сергия и Академия в ней. – Сергиев Посад, Культурно-коммерческая фирма «Тонус»,1993. – С. 35-40.

По мнению автора статьи, Смутное время на Руси началось и год за годом продолжалось, когда не удавалось реализовать выбранный курс. Нужна была новая стратегия. Её нашли идеологи православной церкви, и среди них – Авраамий Палицын. О его вкладе в освобождение Троице-Сергиева монастыря от интервентов можно узнать из предлагаемой статьи.

Человек незаурядный, и судьба у него непростая. Иван Федорович Ушаков сказал об этом так: «Жизнь Аверкия-Авраамия Палицына полна взлетов и падений, удалений и приближений, радостей и скорбей». Похоже, память о нем постигла та же участь.

В начале прошлого столетия незадолго до Октябрьской революции проектировалось создание памятника на Красной площади спасителям России. Среди них, отметил Иван Ушаков, был назван и Авраамий Палицын. «Но пока единственным и прочным памятником ему является «Сказание»…

В 2002 году в Коле была открыта памятная доска ее первому воеводе. Несомненно, северяне могут гордиться тем, что на их земле память об Авраамии Палицыне, пусть и в малой мере, но увековечена.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Теги события:

Поделиться

Я тоже часто нахожу у Василия Васильевича много нового для себя. Но тогда становлюсь ему очень благодарным.
Но иногда испытываю просто необыкновенную радость. Это когда вижу, что когда-то сам нашел для себя важное, определяюшее, а Василий Васильевич авторитетно подтвердил это важное, опредедяющее для жизни. Так было, например, с Буниным.

«Поэтому в ближайшее время российским идеологам, российским политологам, российским специалистам по информационным войнам необходимо сделать две вещи:

Во-первых, сфокусировать, сформулировать и проинтегрировать все американские, западные воздействия на Россию, сложив их в ясный полный концепт этих воздействий. Причём эти воздействия, повторяю, включают в себя не только психологические, экономические, военные формы давления, но, по-видимому, и парапсихологические, и давление на российские архетипы, на русские представления о собственной истории;

Во-вторых, конечно, России необходимо немедленно создать антидот на основании интегрального понимания западных воздействий, создать свою систему действий, как отражающих это воздействие, так и переходящих в наступление».

Палицын не входил в Сталинскую плеяду в той речи,
а посему стыда за незнание этой фигуры я не иму.
Это не значит, что я чист перед Родиной, но когда ЕЁ терзают УПЫРИ
мультимиллиардеры, хочется выразить что то новое, которое бы,
вплетясь в современной контекст, прибавило разумения здравого.

Уважаемый Василий Васильевич, замечательнейшее сообщение!

— «Стыдно не помнить: подвиг Палицына», и нужно не забывать о Дионисии, архимандрите Троицком.

Василий Васильевич, проблема исторического образования школьников, да и всего социума России, в том, что во все времена, и особенно сегодня, социум крайне раздроблен и разобщён по многим параметрам (классовым, групповым, образовательным, материальным и духовным).

Задача интеллектуальной элиты Российского общества найти механизмы гармонизации в описании и оценках исторических событий, роли тех или иных личностей в истории России и всего мира.
Для одних народов некоторое конкретное событие является подвигом, а для других народов, это же событие, – преступлением. Этим обстоятельством и пользуются враги России.

Нужно такое описание исторических событий и исторических личностей, которое было бы основано не на субъективной оценке того или иного исследователя, а на консолидированном согласии абсолютного большинства учёных-исследователей, с рассмотрением исторических событий и личностей в самом широком спектре. То есть предельно объективно, насколько это позволяет вся совокупность исторических документов. Это должен быть труд многих сотен и тысяч учёных-исследователей России, которые не ради должностей и званий, а ради России и всего народа должны НАПИСАТЬ современное видение истории России от далёкой древности и до нашего времени. Это должен быть академический труд, который позволит всем россиянам помнить и понимать свою историю.

Думается, российским учёным-исследователям следует, с таким же усердием, написать их видение истории всей мировой человеческой цивилизации. Будет замечательный труд.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *