Австрийский психолог з фрейд утверждал что в поведении человека
Зигмунд Фрейд
Андрей Кончаловский о Зигмунде Фрейде.
скачать видео
Биография
Собственно жизнеописание смотри →
Учение З.Фрейда
Фрейд заявил, что поведением человека управляет не идеалы, не разум и не правила приличия, а инстинкты: инстинкт секса и страх смерти. Он утверждал, что в основе всех наших действий лежат тайные желания, комплексы и неврозы. Узнать о них можно, проанализировав свои сны. По Фрейду, не сознание, а бессознательное управляет поведение человека. Смотри →
Фрейд считал, что существует единый перечень врожденных влечений, которые являются общими для всех людей и не поддаются изменению: это влечения жизни, сексуальные влечения, влечения смерти. Смотри →
Фрейд предложил трехкомпонентную модель психики, состоящую из «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Смотри →
Фрейд повлиял на всю европейскую культуру: на Пруста, Джойса, Сартра, Дали, Пикассо. Влияние З.Фрейда как на академическую, так и на практическую психологию огромно. От творчества З.Фрейда пошли:
Публикации
Зигмунд Фрейд в свое время писал стихи, в психологии свои исследования начинал скорее как физиолог и нейропсихолог, но прославился своими исследованиями как основатель психоанализа: «Исследования истерии» (1895), «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Тотем и табу» (1913), «Лекции по введению в психоанализ» (1916-1917), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Цивилизация и недовольные ею» (1930), «Моисей и монотеизм» (1939), «Очерк психологии» (1940, незакончен), «Анализ фобии пятилетнего мальчика», «О сновидении», «О психоанализе», «Ребенка бьют: к вопросу о происхождении сексуальных извращений».
Современная оценка наследия З.Фрейда
Психоанализ Зигмунда Фрейда
Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский психолог, психоаналитик, психиатр, основатель психоанализа и психоаналитического направления в целом.
В своих исследованиях он мало пользовался обычным экспериментальным подходом, хотя и был убежден в том, что его работа носит строго научный характер. Фрейд также считал, что анализ историй болезни пациентов и его собственный самоанализ дают достаточно оснований для выводов.
В большей степени З. Фрейда интересовали те сюжеты, которые, как правило, прежде оставались без внимания: бессознательная мотивация поведения, конфликты между силами бессознательного и их последствия для психики человека.
Содержание
Инстинкт жизни и инстинкт смерти
Инстинкты — это движущие, мотивационные силы личности, биологические факторы, высвобождающие запасы психической энергии.
Для Фрейда инстинкты — это не врожденные рефлексы, а та часть стимуляции, которая исходит от тела. Целью инстинктов является устранение или ослабление стимуляции при помощи определенных типов поведения (например, еда или сексуальная активность).
З. Фрейд выделял 2 большие группы инстинктов: жизни и смерти.
Инстинкты жизни (Эрос) включают в себя голод, жажду, сексуальную активность и направлены на самосохранение особи и выживание вида. Это созидательные, поддерживающие жизнь силы. Та форма психической энергии, в которой они проявляют себя, получила название либидо.
Либидо – это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в половом поведении.
Фрейд верил в то, что людям присуще и стремление к смерти.
Инстинкты смерти (Танатос) — это разрушительные силы, которые могут быть направлены как вовнутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия). В отличие от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особого наименования. Однако Фрейд считал их биологически обусловленными и такими же важными в регуляции человеческого поведения, как и инстинкты жизни.
К концу жизни Фрейд все больше приходил к убеждению, что инстинкт агрессии может быть весьма могуществен в качестве фактора мотивации.
Трёхкомпонентная структурная модель психики
В своих ранних работах З. Фрейд выделял лишь сознательные и бессознательные аспекты личности. Сознательная часть мала, как бы составляет лишь вершину айсберга, и по своей сути не имеет существенного значения. А вот бессознательная часть является обширной, занимая большую часть айсберга. Подсознание содержит инстинкты и движущие силы поведения человека.
Со временем Фрейд пересмотрел это простое деление на сознательное и бессознательное и стал говорить о соотношении трех компонентов личности — Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).
1. Ид (Оно) — это источник примитивных биологических влечений и инстинктов, целиком относящийся к сфере бессознательного.
Это наиболее примитивная и наименее доступная часть личности, она является исходной, первобытной структурой психики. Ид тесно связано с биологическими побуждениями (сон, еда, вода, половое влечение и т.д.), которые наполняют энергией поведение человека.
Стимулы Ид требуют немедленного удовлетворения, не считаясь ни с чем. Они действуют в соответствии с принципом наслаждения, который ищет лишь возможности снять напряжение, стремясь к удовольствию и избегая боли.
Ид является основным источником нашей психической энергии, либидо, которая проявляет себя в виде напряженности. Возрастание энергии либидо приводит к увеличению напряженности, которую мы затем пытаемся различными способами снизить до нормального уровня.
Например, если человек испытывает жажду, он должен удовлетворить свою потребность в воде. Это снизит напряжение, которое вызвала жажда.
Ид похож на маленького ребенка, который еще не понимает правил окружающего мира. Он активно пытается получить все, чтобы удовлетворить свои желания и потребности, не оценивая свои возможности и способности, возможные неудобства для себя и других, а также последствия своих действий. Для него существует только «хочу», поэтому Ид контролируется со стороны Эго.
2. Эго (Я) — это рациональная и наиболее осознаваемая часть личности, призванная адаптировать побуждения Ид к социальным, экономическим и иным ограничениям, налагаемым внешним миром.
Этот компонент психики ответственен за принятие решений, это та область, в которой происходят интеллектуальные процессы. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с требованиями и ограничениями, налагаемыми внешним миром (безопасным для человека и адекватным для общества способом).
Эго ориентируется на причинные связи и рациональность, в отличии от Ид. Оно следует принципу реальности, сдерживая порывы Ид до тех пор, пока не будет найден подходящий объект, при помощи которого потребность может быть удовлетворена, а психическое напряжение снято.
Эго не существует отдельно от Ид. Более того, Эго черпает свою силу в Ид. Само Эго существует, собственно, для того, чтобы помогать Ид.
3. Супер-Эго (Сверх-Я) — это усваиваемая система норм, правил и ограничений, накладываемых на индивида семьей и обществом, которая частично осознается, частично остается в бессознательном.
Супер-Эго представляет собой моральность. Из этого становится понятно, почему Супер-Эго не может не конфликтовать с Ид, т.е. со структурой, которая не признает мораль или какие-либо нормы.
В отличие от Эго, которое пытается отсрочить исполнение желаний Ид до более подходящего случая, Супер-Эго намеревается полностью подавить эти вожделения.
Человек не рождается с Супер-Эго. Оно формируется в процессе социализации — начиная с того периода, когда ребёнок впервые узнаёт, что «хорошо» и что «плохо», начинает различать «правильно» и «неправильно» (3-5 лет). Дети обретают Супер-Эго благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими фигурами».
В итоге, Эго предстает, по Фрейду, как арена непрерывной борьбы мощных и несовместимых сил. Ему постоянно приходится маневрировать между молотом и наковальней, пытаясь справиться с настойчивостью и нетерпением Ид, соотносить свои действия с реальностью, снимать психическое напряжение и при этом еще иметь дело с непрерывным стремлением Супер-Эго к совершенству. В тех случаях, когда Эго подвергается слишком сильному давлению, возникает ситуация, называемая тревогой.
Защитные механизмы личности
Тревога — это своего рода предупреждение о том, что Эго в опасности. Фрейд выдвинул предположение, что Эго возводит своеобразную преграду против тревоги — защитные механизмы, которые представляют собой подсознательное отрицание или искажение реальности.
Защитные механизмы (психологические защиты личности) — это определенные типы поведения, призванные защитить Эго (Я) от тревоги, порождаемой конфликтами в повседневной жизни.
1. Отрицание — это процесс устранения, игнорирования травмирующего восприятия внешней реальности.
Например, смертельно больной человек отрицает неминуемость смерти.
2. Замещение — это переключение импульсов Ид с одного объекта, недоступного или таящего в себе угрозу, на другой, более доступный. Те чувства и действия, которые должны были быть направлены на объект, вызвавший тревогу, переносятся на иной объект.
Например, замещение неприязни к босу на придирчивость по отношению к собственному ребенку.
В телерепортажах о футбольных матчах мы часто видим, как нападающий, не попавший в ворога, сильнейшим ударом посылает отскочивший мяч, причем в любом направлении. Таким образом происходит разрядка накопившейся энергии.
3. Проекция — это ситуация, когда вызывающий тревогу импульс приписывается кому-то другому. Чаще всего это неосознаваемый механизм, посредством которого импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира.
Собственные желания, чувства и личностные черты, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности, он переносит (проецирует) на другое лицо.
Например, некто утверждает, что на самом деле это вовсе не он ненавидит своего профессора, а тот его недолюбливает.
Или скупой, который, как правило, видит в других людях прежде всего жадность, а агрессивная личность всех вокруг считает жестокими.
4. Рационализация — это переформулирование поведения таким образом, что оно становится более понятным, более приемлемым, а потому и менее пугающим для окружающих. Функция рационализации в маскировке, сокрытии от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения.
Зачастую данный механизм используется человеком с целью предотвратить переживание вины или стыда. При действии этого механизма происходит блокировка осознания тех мотивов, которые выступают как социально неприемлемые или неодобряемые. Человек после каких-то действий, поступков, продиктованных неосознаваемыми мотивами, пытается понять их и рационально объяснить, приписывая им более приемлемые, более благородные мотивы.
Например, можно заявить, что работа, с которой вас только что уволили, на самом деле была не столь уж и хороша.
5. Реактивная формация — это подмена одного импульса Ид на другой, противоположный первому. Человек скрывает тревожащие его импульсы тем, что превращает их в нечто противоположное (как вариант, может замещать ненависть любовью).
Например, некто, кого постоянно одолевает желание употребить алкоголь, может вдруг стать страстным борцом за принятие «сухого закона».
6. Регрессия — это психологический защитный механизм, состоящий в том, что человек в своем поведении при реагировании на весьма ответственные ситуации возвращается к ранним, детским типам поведения, которые на той стадии были успешными.
Появление у взрослого человека черт детского, зависимого поведения, ассоциирующимися со счастливыми временами.
7. Подавление (вытеснение) — это отрицание существования какого-то фактора или события, вызывающего тревогу. В результате действия данной защиты неприемлемые для человека мысли, воспоминания или переживания как бы «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, но при этом продолжают оказывать влияние на поведение личности, проявляясь в виде тревоги, страха и т.п.
Например, невольное вытеснение из сознания некоторых воспоминаний или переживаний, вызывающих сильный дискомфорт.
8. Сублимация — это изменение или замещение некоторых импульсов Ид через переключение энергии инстинкта на социально приемлемые цели. Происходит подмена тех потребностей, которые не могут быть удовлетворены непосредственно, на социально приемлемые цели.
Например, перевод сексуальной энергии в сферу художественного творчества.
9. Идентификация — это защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. Идентификация имеет и позитивный момент, так как с помощью этого механизма индивид усваивает социальный опыт, овладевает новыми для него свойствами и качествами.
Например, при использовании механизма идентификации человек подражает манерам какого-то иного человека, кем он восхищается и кто кажется ему менее уязвимым в тревожных ситуациях.
Психосексуальные стадии развития личности
Фрейд был убежден, что истоки невротических расстройств надо искать в детских переживаниях пациентов. Таким образом, он стал первым теоретиком, указавшим на важность исследования детства для понимания природы психики.
По его мнению, базовые черты личности человека формируются почти полностью к пятому году жизни.
З. Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития: оральная стадия (0-1,5 года), анальная стадия (1,5-3 года), фаллическая стадия (3-6 лет), латентная стадия (6-12 лет), генитальная стадия (12-18 лет).
Для каждой из этих стадий характерна своя эрогенная зона, свои новообразования и свои особенности.
Теория личности по Зигмунду Фрейду
Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении работала первая в то время лаборатория В. Вундта. Поэтому появление радикально иного подхода к изучению людей вызвало ошеломляющий эффект.
Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью предопределено, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.
Далее мы рассмотрим теорию личности Фрейда как основу всех дальнейших исследований, таких как психоаналитическая терапия, психоанализ и многое другое.
Структурная теория личности
1. Топографическая модель уровней сознания
Согласно топографической модели в психической жизни можно выделить три уровня: 1) сознание, 2) подсознательное, 3) бессознательное.
Уровень «сознание» состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область подсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие сигналы.
Самая глубокая и значимая область разума – бессознательное. Оно
представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания.
Область бессознательного во многом и определяет наше повседневное
функционирование.
2. Структурная модель личности
Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры:
1) ид (оно), 2) эго, 3) суперэго. Это и было названо структурной моделью личности.
Рассмотрим поподробнее все три структуры.
*Ид
Слово «ид» происходит от латинского «оно», в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, продолжение рода и наполняет наше поведение энергией.
Ид имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, хаотично. Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, ид, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества. Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами.
Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель
которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, «исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем.
Таким образом, мы подошли к последней структуре психики.
*Суперэго
Суперэго – последний компонент развивающейся личности,
функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума.
Будучи морально-этической силой личности, суперэго является следствием продолжительной зависимости от родителей. Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно также рассматривать суперэго как индивидуальное отражение «коллективной совести» социума, хотя ценности общества бывают искажено восприятием ребенка.
Суперэго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал.
Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает
способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и
возникновение чувства вины у ребенка.
Поощрительный аспект суперэго – эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов.
Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля не служит принципу реальности. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими.
Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. Теория считает, поведение человека полностью предопределенным, зависимым от внутренних психологических конфликтов. Также эта теория рассматривает человека как целое.
Из анализа теории следует, что Фрейд больше чем другие психологи, был привержен к идее неизменяемости. Он был убежден, что личность взрослого формируется из опыта раннего детства. С его точки зрения изменения, происходящие в поведении взрослого человека неглубинные и не затрагивают изменения структуры личности.
Считая, что ощущение и восприятие человеком окружающего мира является чисто индивидуальным субъективным, Фрейд предположил что, поведение человека регулируется стремлением редуцировать неприятное возбуждение, возникающее на уровне организма при возникновении внешнего раздражителя. Мотивация человека, согласно Фрейду, основана на гомеостазе. И так как он считал, что поведение человека полностью предопределено, то это дает возможность полностью исследовать его с помощью науки.
Теория личности Фрейда послужила основой для психоаналитической терапии,успешно применяемой в настоящее время.
Основные идеи Психоанализа З Фрейда
Психоанализ Зигмунда Фрейда — описание
Зигмунд Фрейд — известный всему миру австрийский психолог, психиатр, психоаналитик и невролог, знаковая фигура XX века.
Чаще всего фамилию ученого употребляют тогда, когда говорят о психоанализе. Это новаторская для своего времени теория оказала серьезное влияние не только на психологию и психиатрию, но и на литературу, социологию, искусство.
В XXI веке некоторые теории австрийского невролога по-прежнему интересны и актуальны.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Наиболее значимые его разработки:
Влияние Фрейда на психологию и психотерапию бесспорно, однако его теории подвергались жесткой критике со стороны именитых персон: Карла Ясперса, Эриха Фромма, Карла Крауса и других. Фредерик Крюс и Адольф Грюнбаум назвали теорию Фрейда «неадекватной», Питер Медавар — «мошенничеством», Карл Поппер — «псевдонаучной».
Тем не менее его идеи нашли свое применение в психологии и психиатрии и были приняты научным сообществом. Зигмунд Фрейд обладал следующими регалиями:
Собрание сочинений Зигмунда Фрейда составляет 26 томов. На сегодняшний день он самый известный теоретик психологии в мире.
Самым известным учением Фрейда считается психоанализ.
Психоанализом называют психологическую теорию Зигмунда Фрейда, сформулированную им в конце XIX — начале XX века, а также метод лечения психологических расстройств, который базируется на данной теории.
Сам термин «психоанализ» был впервые употреблен австрийским психологом в 1896 году в статье о неврозах.
Сущность теории психоанализа составляют следующие положения:
Теория психоанализа не была статичной, она расширялась и развивалась усилиями Альфреда Адлера и Карла Густава Юнга.
История появления психоанализа
Психологические концепции, схожие с психоанализом, появлялись и до Зигмунда Фрейда, но ни одна из них не была четко сформулирована.
Фрейд, являясь неврологом, искал методы лечения пациентов с неврозами и истериками. В конце 1880-х годов австриец проходил стажировку в парижской клинике «Сальпетриер» у известного невролога Жана-Мартина Шарко, который активно исследовал нейропсихиатрическое расстройство у больных сифилисом.
Зигмунд Фрейд понял, что существуют бессознательные психические процессы, когда работал консультантом в клинике для детей-афатиков, у которых отсутствовали органические причины их симптомов. Свои наблюдения и выводы он описал в монографии в 1891 году.
В 1895 году совместно с врачом Йозефом Брейером Зигмунд Фрейд опубликовал «Исследования истерии», в которых изложил свои взгляды на истерические симптомы. Согласно этой теории, причиной истерической симптоматики являются неприятные ситуации, которые так или иначе относятся к сексуальным ассоциациям. В это же время он занимается разработкой нейрофизиологической теории бессознательных механизмов, оказывающих влияние на психику людей. Однако эта теория не была доработана, а ее ранняя версия получила огласку уже после смерти невролога.
В 1899-1900 гг. Фрейд заключает, что сны человека очень индивидуальны, потому как имеют символическое значение. Основатель психоанализа считает, что бессознательное, наполненное символическим содержанием, — это «первичный процесс». «Вторичным» является осознанное содержание. В 1900 году теория была опубликована в монографии «Толкование сновидений».
Огромная популярность психоанализа связана с личностью Фрейда, который, будучи евреем, сплотил вокруг себя еврейское общество единомышленников, воспринимающих его идеи как истину в последней инстанции.
В СССР психоанализ был популярен в начале XX века. Но с приходом к власти большевиков подвергался гонениям и не развивался в России до 1990-х годов. Однако многие идеи психоанализа входят в отечественную психотерапию и психологию.
Несмотря на продолжающееся развитие направления, психоанализ в XXI веке утратил былую популярность. Его позиции заняла когнитивно-поведенческая терапия. Тем не менее, отделение психоанализа есть во многих влиятельных психологических объединениях, например, в Американской психологической ассоциации.
Основные идеи психоанализа
По Фрейду, индивидом движут инстинкты, которые заставляют его совершать те или иные поступки. Два из них играют определяющую роль:
Особенность теории Фрейда в том, что она, по большей части, направлена на изучение либидо и сексуальной природы человека. Так как либидо тесно связано с переживаниями, поведением и эмоциями человека, оно может быть причиной расстройства психики.
В основе теории психоанализа лежит понимание психической природы человека как непрерывной и последовательной системы. Согласно такому принципу устройства психики, любые мысли, желания и поступки имеют свои причины и характеризуются сознательными или бессознательными мотивами. Также Фрейд полагал, что все прошедшие события и поступки оказывают влияние на жизнь человека в будущем, между прошлым и будущим всегда есть связь, даже если она неявная.
Три области
Базируясь на вышеперечисленных умозаключениях, Фрейд выделяет в человеческой психике три области:
К сознанию относится все то, что человек осознал за свою жизнь — осознанные, проанализированные поступки, мысли и события.
В область подсознания включены те элементы неосознанного, которые в любой момент могут быть осознаны индивидом.
К бессознательной сфере отнесены:
Причинами вытеснения Фрейд считал восприятие индивидом подобных мыслей как запрещенных или грязных, что могло быть обусловлено нравственным воспитанием личности и нормами, принятыми в обществе.
Структура личности по Фрейду, описание
Согласно теории Зигмунда Фрейда, личность человека представлена следующей структурой:
Оно — это все то, что заложено в человеке с рождения (инстинкты, наследственность). Ид не поддается законам логики, оно хаотично и неорганизованно. При этом Оно может безгранично воздействовать на Я и Сверх-Я.
Эго — это та часть личности, которая тесно контактирует с окружающим миром. Я происходит от Оно тогда, когда личность начинает себя осознавать. Эго питается от Ид и защищает его. Также Я способно сдерживать или перенаправлять Оно, являясь своеобразной системой безопасности для душевного и физического здоровья человека.
Сверх Я
Сверх-Я берет свое начало в Я и является хранилищем нравственных законов и ограничений, накладывающихся на личность. По Фрейду, Супер-Эго имеет три функции:
Энергия, которая рождается в Оно, переходит в Я, а Я — в Сверх-Я. Требования Оно, Сверх-Я и окружающего мира часто противоречат друг другу, что приводит личность к неизбежным конфликтам.
Решение конфликтов внутри личности
Зигмунд Фрейд предлагает решать внутриличностные конфликты следующими способами:
Способы
Под сублимацией он подразумевал перенаправление сексуальной энергии на те цели, которые одобряет общество (творческие, интеллектуальные, социальные).
Фрейд считал, что сны — это отражение нереализованных желаний человека. Повторяющиеся сновидения указывают на определенную нереализованную потребность, которая мешает психологическому росту человека и его самовыражению.
Примером компенсации в физиологии может служить идеальный слух, развившийся у слепого. Зигмунд Фрейд полагал, что и психика человека устроена подобным образом. Например, недостаток таланта может быть компенсирован бешеной работоспособностью.
Защитные механизмы включаются на фоне эмоционального напряжения. Они могут подавлять, искажать или отвергать ту ситуацию, которая провоцирует конфликт. К ним относятся:
Основные проблемы психоанализа
Основной проблемой психоанализа является невозможность доказательства человеку наличия у него тайных влечений и желаний. Если человек по каким-то причинам не хочет их признавать, их существование доказать не представляется возможным.
Другая проблема заключается в способах решения проблем. Например, метод сновидений кажется людям пережитком прошлого, трактовка снов представляется чем-то, идентичным гаданию. Людям тяжело поверить в его действенность. Не каждый с воодушевлением примет идею о замещении своих сексуальных потребностей интеллектуальной деятельностью (доказать сублимацию людям психологам бывает непросто). То же самое касается и защитных механизмов.
Поэтому психоанализ может помочь только тем, кто действительно хочет разобраться в себе и готов принять любую истину. Как правило, таких людей очень не много.