Автодата что это такое
«Вам об этом не рассказывали при покупке». Как автомобили следят за нами
Современные автомобили способны собирать и хранить огромный массив данных, причем это не только информация о техническом состоянии и местоположении. Представитель государственной компании «Автонет» (занимается созданием законодательной базы для использования собранных данных), объяснил Autonews.ru, что это за информация и как ее можно использовать.
«Вряд ли вы или ваши знакомые знаете, какие данные собирает и передает ваш автомобиль. Не думаю, что вам рассказали об этом при покупке. Вы не отдаете себе отчет, какие данные у вас изымает автопроизводитель, и как он их использует. Мы хотели бы, чтобы регулирование этого рынка позволило защитить интересы автовладельцев, и человек мог бы осознанно отдавать эти данные в обмен на что-то», — об этом на встрече с журналистами 16 марта заявил соруководитель рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты «Автонет», а также глава НП «ГЛОНАСС» Александр Гурко.
Правительство уже несколько лет работает над созданием платформы «Автодата» — на территории России планируют запустить единую навигационно-телематическую систему, которая будет собирать и обрабатывать данные со всех автомобилей с момента их выпуска до утилизации. Кроме того, создали рассчитывают собирать информацию о дорожной инфраструктуре и данные о пассажирах и водителях, чтобы создавать их поведенческие модели.
Система, которая подразумевает полный охват страны сетью 5G, уже получает данные об административных правонарушениях из 52 субъектов. Наиболее активно в проекте участвуют 22 региона, включая Московскую область и Санкт-Петербург. Летом Минпромторг должен внести на рассмотрение разрабатываемый сейчас законопроект, который должен регулировать все правовые нюансы работы искусственного интеллекта платформы «Автодата».
К запуску такого масштабного технологического проекта много вопросов, в первую очередь они касаются безопасности и конфиденциальности собранных данных. В частности, некоторые эксперты отрасли уже обеспокоены возможным чрезмерным допуском государства к личным данным автомобилистов. Автокомпании в свою очередь также переживают о дополнительных затратах, которые в итоге отразятся на стоимости машин. Но представители рабочей группы «Автонет» уверяют, что вопросы безопасности страны и противодействия терроризму гораздо важнее, а также обещает наладить систему обезличивания данных после поступления в базы данных «Автодаты».
«Мы не единственная страна, которая занялась этим вопросом. Большие дискуссии на данную тему идут в Европе. Все пытаются понять, кому же принадлежат эти данные — автокомпании или собственнику автомобиля. Мы считаем, что если вы купили какой-то объект, то все что он создает, принадлежит вам. У автопроизводителей есть желание изымать часть данных безвозмездно, как они делают это сейчас. Один из тезисов нашего законопроекта — как раз регулирование права собственности на эти данные», — объяснил Александр Гурко.
Когда информация, которую собирает автомобиль, законодательно будет закреплена за собственником, вся финансовая система будет крутиться вокруг него. То есть владелец сможет заработать на этом — продать эту информацию на бирже данных тем же автокомпаниям либо маркетинговым или страховым компаниям.
«Сегодня эта область не отрегулирована. Автопроизводители изымают у вас данные и используют их по собственному усмотрению, а по сути — коммерциализируют, перепродавая, или используют для своих задач, а вы, как владелец, ничего об этом не знаете. Государство же хочет получать доступ к минимальному набору этих данных для обеспечения безопасности — внешнее вмешательство в автомобиль давно стало возможным, машина может поехать внезапно куда угодно, затормозить там, где не надо. Много случаев взлома автомобилей и вмешательства в управление, это должно быть предметом регулирования», — уверен представитель «Автонет».
По словам представителя «Автонет», машина всегда знает, где вы находитесь. Собирая эти данные, автокомпании продают их сторонним организациям, а те в свою очередь могут перепродать дальше. Например, недавно стало известно, что американская компания Ulysses Group собирается продать новую технологию слежки американским военным, основываясь на 15 миллиардах геолокаций транспортных средств. Об этом написало американское издание Vice.com.
Предлагаемая технология в режиме реального времени может определять местоположение конкретных автомобилей практически в любой стране, за исключением Северной Кореи и Кубы. Свои слова Ulysses Group подкрепляет интерактивной картой, на которой показаны места расположения транспортных средств на территории России, Украины и Турции.
«Потребители могут не знать, что автокомпании и производители оригинального оборудования часто включают датчики в деталях транспортных средств, которые собирают информацию о состоянии подушек и ремней безопасности, температуре двигателя и текущем местоположении. Эта информация передается либо обратно автопроизводителю, либо перепродается третьим лицам», — пишет Vice.com.
Сегодня любой современный автомобиль по умолчанию комплектуется телематическим модулем. При этом машины способны передавать данные о своей динамике (координаты, курс, скорость и тд.), информацию о концентрации вредных веществ вокруг и внутри автомобиля, данные о состоянии систем безопасности и наличии пассажиров, информацию о техническом состоянии (тормозная система, рулевое управление, шины, индикаторы неисправностей, АБС, датчики электронных систем).
Речь идет не только о современных иностранных автомобилях с топовой электроникой, голосовым помощником и интеллектуальной прошивкой. Как заявила в беседе с корреспондентом Autonews.ru заместитель президента партнерства «Автонет» по правовым вопросам Екатерина Кочергина, современные российские машины тоже имеют телематические модули. Например, по ее словам, такое устройство предусмотрено даже в Lada Granta.
«Современная автомобильная индустрия движется к тому, что все автомобили будут подключены к телематике. На всех топовых моделях эти модули уже стоят и информацию передают. Lada, которые собраны в Казахстане, оснащены телематикой, и это уже заложено в стоимость автомобиля изначально», — объяснила Кочергина.
В компании «АвтоВАЗ» объяснили Autonews.ru, что телематика, которую могли ставить на Granta в Казахстане, не имеет отношения к бренду, а установкой могла занималась только сторонняя компания. При этом АвтоВАЗ отказался комментировать возможное сотрудничество с «Автодата».
Одним из главных критиков платформы «Автодата» является компания «КАМАЗ». Позиция этого автопроизводителя, как и нескольких других компаний, строится на опасениях по дополнительным затратам, которые лягут на автобренды и отразятся в итоге на стоимости конечного продукта — автомобиля. Но мнению компании, платформа «Автодата» не решает тех задач, которые перед ней стоят.
«Мы выступаем против данной редакции этого законопроекта. «Автодата» ляжет дополнительной финансовой нагрузкой на производителя и потребителя. И точно не приведет к улучшению продаж техники. Оборудование само по себе может не понадобится, хотя придется устанавливать дополнительное программное обеспечение. А в сегодняшней цене оборудования именно программное обеспечение самое весомое по стоимости. По большому счет, сегодня предлагается, чтобы производители за свои деньги разработали систему, за свои же деньги ее установили и, самое странное, потом еще заплатили за доступ к этой информации», — объяснил Autonews.ru официальный представитель «КАМАЗ» Олег Афанасьев.
Рабочая группа «Автонет» действительно предлагает собственникам автомобилей продавать данные, которые генерируют их транспортные средства. Для этого даже была создана специальная биржа данных. Пользователь может выбрать отчетный период и назначить сумму покупки. Например, за недельный пакет данных предлагают заплатить около 300 рублей.
Интернет портал Легион-Автодата для автолюбителей и автодиагностов
Мы предлагаем техническую информацию по ремонту и обслуживанию легковых и коммерческих автомобилей, автомобильных двигателей, и другой техники зарубежного и отечественного производства, как для профессионалов так и для пользователей.
Информация доступна в:
Наши предложения потенциальным партнерам:
Автомагазинам – используйте электронные каталоги запчастей, добавьте в ваш ассортимент техническую литературу.
Автосервисам (дилерским, сетевым, независимым) – используйте самые современные продукты Autodata Online, MotorData, Автоматизация учета, справочники и профессиональную литературу для качественного выполнения работ, а также посетите раздел Форум для автодиагностов и автолюбителей
Оптовым продавцам автозапчастей – воспользуйтесь мировым опытом и увеличите объем продаж, предложив вашим партнерам-автосервисам доступ к базам данных Автодата Онлайн и МоторДата.
Региональным представителям, книжным магазинам и магазинам автозапчастей оптовые цены, скидки, доставка по Москве, России и за рубеж.
Новости
Видео с конференции Легион-Автодата «ПО и Digital решения для автосервисов» 8.12.2021
Информация о видеозаписи онлайн-конференции Легион-Автодата ПО и Digital..
Обновление базы данных MotorData Professional ноябрь 2021
Информация об обновлении базы данных MotorData Professional за ноябрь 2021..
Статьи
Рулевая рейка и электроусилитель Subaru Forester SH 2008. Не сотвори себе проблему. Часть 1
Создавать различные ситуации, а потом из них выходить, стало уже традицией.
Установка б/у блока ECM с привязкой противоугонной системы NATS или как завести автомобиль Nissan Qashkai J11 и Xtrail T32
Электронный блок управления электро оборудованием кузова BCM автомобилей..
НАШИ КЛИЕНТЫ
Мы в социальных сетях
Поделиться страницей
Подписка на новости
Информация
справочно-информационная система по диагностике, ремонту и обслуживанию автомобилей
техническая информация по обслуживанию, ремонту и диагностике автомобилей для профессионалов сервиса
Android-приложение для автодиагностики в реальном времени с помощью адаптера на ELM327
интерактивное пособие для визуализации конструкции и неисправностей для автосервисов
самые свежие издания «Легион-Автодата» и новинки интернет-магазина
сканеры Carmanscan, Autel, FCar и другое оборудование различного уровня и стоимости
Программы для автосервиса
инструмент на основе 1C для быстрого поиска автозапчастей по всем поставщикам
приборы для самостоятельной автодиагностики
специализированные курсы и конференции для повышения квалификации технических профессионалов автосервиса
аксессуары для автомобиля
Справочники Autodata и Bosch
учебные пособия и справочники Bosch, плакаты и руководства Autodata в традиционном формате
обсуждение практических вопросов диагностики и ремонта автомобилей с профессионалами своего дела
Специализированное программное обеспечение для автобизнеса
Система удаленного интерактивного обучения и онлайн-тестирования автомобильных специалистов
Android-приложение для диагностики гибридных моделей Toyota/Lexus с помощью адаптера ELM327
руководства по ремонту в цифровом формате
Car Price Analyst Suite
Аналитика цен и спецификаций автомобилей
По любым вопросам вы можете обратиться к нашим менеджерам
тел. +7 (495) 107-90-37, 8 (800) 707-90-37 (бесплатный звонок), e-mail sales@autodata.ru
Мы в социальных сетях
Поделиться страницей
Подписка на новости
Масштабнее «Платона». Что ждать от новой системы тотального контроля за российским транспортом
Российские власти готовятся запустить платформу «Автодата». Юрлицам и ИП придётся установить на свои машины оборудование, которое будет передавать в систему целый набор данных. Бизнес относится к этой инициативе настороженно. Разберёмся, какие риски и выгоды сулит нововведение.
В конце 2020 года стало известно о разработке законопроекта об «Автодате». Он вызвал резонанс в профессиональном сообществе. Месяц назад проект, датированный сентябрём 2020 года, появился в «Новой газете». Однако документ не опубликован в официальных источниках и его не рассматривали в парламенте. Соответственно, общественного обсуждения тоже не было. Тем временем систему уже разрабатывают, а в декабре 2020 года Росстандарт утвердил национальный стандарт «Платформа “Автодата”».
На этот раз задумка масштабнее даже системы «Платон». Если «Платон» собирает данные о движении грузовиков с массой выше 12 т, то «Автодата», согласно проекту, будет отслеживать все транспортные средства, которые используют юрлица и ИП для любых видов перевозок. Физлица, по некоторым данным, будут предоставлять информацию о своём авто по желанию.
Что государство хочет о нас знать
Как стало известно из перечня данных, который получили для ознакомления автоконцерны, в систему «Автодата» будут передаваться:
Оборудование должно собирать эти данные один раз в минуту и каждые 15 минут передавать в систему.
Также каждые полчаса оборудование будет фиксировать информацию о состоянии фар и габаритных огней, срабатывании индикатора ошибки двигателя, неисправности тормозов.
В сообщении, которое оборудование будет направлять в «Автодату», также будет информация о самом автомобиле: VIN-номер машины, её категория и экологический класс, грузоподъёмность и идентификатор сообщения.
Отмечу: в проекте закона об «Автодате» прописано, что точный перечень передаваемых в систему данных пропишут в подзаконных актах. Так что пока это лишь предварительные сведения.
Проект закона определяет и тех, кто обязан предоставлять данные. Это:
Физлица будут раскрывать данные добровольно и обезличенно. И, возможно, в обмен на бонусы (скидка на ОСАГО или на бензин).
Будут ли плюсы для бизнеса
В документе указано, что доступ к части информации для пользователей системы будет платным. Только что это за часть — не указано.
Если данные можно будет использовать для коммерческих целей, то, например, для транспортных компаний потенциальный интерес может представлять информация о потоках грузового транспорта — даже в обезличенном виде.
Эти сведения позволили бы эффективнее выстраивать логистику и сокращать порожние пробеги.
Ещё один позитивный момент для коммерческого сегмента — «обеление» рынка. Если данные через телематику будут прямо с борта автомобиля передаваться в информационную систему, это лишит работы серых перевозчиков с автомобилями без страховки, техосмотра или других документов — регуляторы смогут получать необходимые данные из одного достоверного источника.
Какие риски несёт «Автодата»
В числе основных вопросов к проекту — как система будет обрабатывать данные и как обеспечит их защиту. Важно, чтобы коммерческая информация (о маршрутах, поставках товаров, заказах, потоках, клиентах и так далее) не попала на чёрный рынок — утечка нанесёт непоправимый вред.
Собирать информацию планируют через телематику с высокой степенью автоматизации (речь про бортовые устройства. — Прим. «Секрета»). Существующая телематика автопроизводителей не передает VIN автомобиля и тем более показатели усталости водителя. Значит, каждый автомобиль нужно будет дооборудовать специальным бортовым устройством для работы с «Автодатой».
Если проводить аналогию с покупкой и установкой оборудования для системы ЭРА-ГЛОНАСС, то затраты на одну машину могут составить порядка 30 000 рублей. Кто и как будет платить за трафик сбора данных и инфраструктуру для хранения и обработки информации, пока не понятно.
Масштабнее «Платона». Что ждать от новой системы тотального контроля за российским транспортом 09:50, 25 марта 2021 Версия для печати
Взгляд на систему «Автодата» со стороны бизнеса, которому придётся с ней работать.
Российские власти готовятся запустить платформу «Автодата». Юрлицам и ИП придётся установить на свои машины оборудование, которое будет передавать в систему целый набор данных. Бизнес относится к этой инициативе настороженно. Разберёмся, какие риски и выгоды сулит нововведение.
В конце 2020 года стало известно о разработке законопроекта об «Автодате». Он вызвал резонанс в профессиональном сообществе. Месяц назад проект, датированный сентябрём 2020 года, появился в «Новой газете». Однако документ не опубликован в официальных источниках и его не рассматривали в парламенте. Соответственно, общественного обсуждения тоже не было. Тем временем систему уже разрабатывают, а в декабре 2020 года Росстандарт утвердил национальный стандарт «Платформа “Автодата”».
На этот раз задумка масштабнее даже системы «Платон». Если «Платон» собирает данные о движении грузовиков с массой выше 12 т, то «Автодата», согласно проекту, будет отслеживать все транспортные средства, которые используют юрлица и ИП для любых видов перевозок.
Физлица, по некоторым данным, будут предоставлять информацию о своём авто по желанию.
Что государство хочет о нас знать
Как стало известно из перечня данных, который получили для ознакомления автоконцерны, в систему «Автодата» будут передаваться:
Оборудование должно собирать эти данные один раз в минуту и каждые 15 минут передавать в систему.
Также каждые полчаса оборудование будет фиксировать информацию о состоянии фар и габаритных огней, срабатывании индикатора ошибки двигателя, неисправности тормозов.
В сообщении, которое оборудование будет направлять в «Автодату», также будет информация о самом автомобиле: VIN-номер машины, её категория и экологический класс, грузоподъёмность и идентификатор сообщения.
Отмечу: в проекте закона об «Автодате» прописано, что точный перечень передаваемых в систему данных пропишут в подзаконных актах. Так что пока это лишь предварительные сведения.
Проект закона определяет и тех, кто обязан предоставлять данные. Это:
Физлица будут раскрывать данные добровольно и обезличенно. И, возможно, в обмен на бонусы (скидка на ОСАГО или на бензин).
Фото: Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com
Будут ли плюсы для бизнеса
В документе указано, что доступ к части информации для пользователей системы будет платным. Только что это за часть — не указано.
Если данные можно будет использовать для коммерческих целей, то, например, для транспортных компаний потенциальный интерес может представлять информация о потоках грузового транспорта — даже в обезличенном виде.
Эти сведения позволили бы эффективнее выстраивать логистику и сокращать порожние пробеги.
Ещё один позитивный момент для коммерческого сегмента — «обеление» рынка. Если данные через телематику будут прямо с борта автомобиля передаваться в информационную систему, это лишит работы серых перевозчиков с автомобилями без страховки, техосмотра или других документов — регуляторы смогут получать необходимые данные из одного достоверного источника.
Какие риски несёт «Автодата»
В числе основных вопросов к проекту — как система будет обрабатывать данные и как обеспечит их защиту. Важно, чтобы коммерческая информация (о маршрутах, поставках товаров, заказах, потоках, клиентах и так далее) не попала на чёрный рынок — утечка нанесёт непоправимый вред.
Собирать информацию планируют через телематику с высокой степенью автоматизации (речь про бортовые устройства. — Прим. «Секрета»). Существующая телематика автопроизводителей не передает VIN автомобиля и тем более показатели усталости водителя. Значит, каждый автомобиль нужно будет дооборудовать специальным бортовым устройством для работы с «Автодатой».
Если проводить аналогию с покупкой и установкой оборудования для системы ЭРА-ГЛОНАСС, то затраты на одну машину могут составить порядка 30 000 рублей. Кто и как будет платить за трафик сбора данных и инфраструктуру для хранения и обработки информации, пока не понятно.
Фото: Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com
«Автодате» может помешать мировой дефицит микросхем
Производители модулей ЭРА-ГЛОНАСС уже столкнулись с дефицитом микросхем, без которых телематика, включая тахографы и бортовые устройства системы «Платон», не работает.
Причина дефицита в том, что из-за пандемии и коронакризиса прервались циклы выращивания кремниевых кристаллов, необходимых для производства микросхем — спрос на чипы снизился, и производители не стали запускать новый цикл. Проблема общемировая.
По оценкам IHS Markit, из-за нехватки микросхем в первом квартале 2021 года не выпустят около 1 млн автомобилей по всему миру.
Поскольку цикл производства микросхем длится около полугода, то дефицит может затянуться до 2022 года. В таких условиях начать массовое производство бортовых устройств для «Автодаты» будет затруднительно.
Что в итоге
Бизнес пока настороженно смотрит на новый цифровой проект правительства. Впрочем, «Автодата» может быть интересна автоперевозчикам, если они смогут использовать собранные в системе данные. Поэтому важно, чтобы не повторилась история с «Платоном», когда бизнес и общество получают только внешнюю статистику (о собранных средствах и объектах, на строительство и модернизацию которых они направлены), в то время как внутренняя статистика, которая представляет интерес, недоступна.