Автодело в школе что это
В школы могут вернуть уроки автодела
Ученики выпускных классов получат возможность выучиться на водительские права, не покидая парт
Фото: РИА Новости/Алексей Мальгавко
В Госдуме предлагают ввести в общеобразовательных школах предмет по основам безопасности дорожного движения и профессиональной подготовки водителей. Об этой инициативе «Парламентской газете» рассказал её автор, зампред Комитета Госдумы по транспорту и строительству Сергей Бидонько.
Исправить недоразумение
По словам депутата, руководителя партийного проекта «Единой России» «Безопасные дороги», в современной школе Правила дорожного движения (ПДД) должны стать обязательным предметом. «Некоторые считают, что это станет дополнительной нагрузкой на школьников. Но эти знания просто необходимы в современной жизни. Не зря же в некоторых развитых странах в школах изучают не только ПДД, но и обучают вождению уже в 14 лет. У нас раньше тоже в школах преподавали автодело. Считаю, что к этому опыту следует вернуться», — отметил парламентарий.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма всегда решалась на основе комплексного обучения детей, начиная с дошкольного возраста. Однако, констатировал депутат, в новых редакциях законов «Об образовании» и «О безопасности дорожного движения», вопросы, связанные с обучением несовершеннолетних участников дорожного движения, отсутствуют.
Например, в законе «Об образовании» есть программы обучения для иностранных граждан и лиц без гражданства, для детей с ограниченными возможностями, для осуждённых подростков, для будущих врачей и деятелей искусства, но специальной программы по безопасности дорожного движения не предусмотрено. Между тем все вышеназванные категории объединяет одно — они являются участниками дорожного движения: как пешеходы или как водители. Но об этом в Минобрнауки почему-то забывают.
Сергей Бидонько предлагает исправить это недоразумение. Одновременно, по словам депутата, в Законе «О безопасности дорожного движения» следует уточнить, кто и на каком основании может обучать несовершеннолетних навыкам управления автотранспортных средств и допускать их до экзаменов.
Предполагаемый текст поправки в статью 26 пункт 3 Закона «О безопасности дорожного движения» гласит: «К экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категорий «А», «B», «C» и подкатегорий «B1», «C1» могут быть допущены лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами, специализированных юношеских автомобильных школах, а также в иных организациях осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов. Водительские удостоверения, указанные лица получают по достижении ими восемнадцати лет».
Детей надо учить дольше
Сегодня минимальный разрешённый законом возраст для посещения автошколы составляет 16 лет. По его достижению уже можно получить права категории А1 и М — на управление лёгкими мотоциклами и мопедами. В некоторых автошколах даже действует скидка для учащихся школ, однако цены всё равно кусаются. Например, 56 часов обучения (теория и вождение) на права категории «В» в Подмосковье обойдутся школьнику в 22 — 28 тысяч рублей. Естественно он станет искать место, где обучение будет стоить дешевле. При этом на его качество часто не обращают внимания.
В результате на дороги выезжает масса неподготовленных молодых водителей, рассказала «Парламентской газете» президент Ассоциации юношеских автомобильных школ Ольга Никонова. По её мнению, в обычных автошколах нет кадров для работы с подростками.
«Преподавать детям надо по-другому, не как взрослым, зачитывая из книжки правила дорожного движения, — пояснила она. — Кроме того, обычный курс подготовки рассчитан на три месяца, но этого недостаточно для 16-17-летних. Как минимум девять месяцев нужно готовить».
Специалист подчеркнула важность инициативы в плане повышения безопасности дорожного движения. «На уроках автодела дети будут не только учиться управлять машиной, но и познавать культуру поведения на дороге, правила взаимоотношений между участниками движения — это огромный пласт воспитательной работы», — сказала она.
Эксперты Гильдии автошкол России также выступают за изучение в школах Правил дорожного движения, однако только в аспекте безопасности. «Для профессионального обучения водителей нужны специально оборудованные классы, машины, территория, — пояснил глава Гильдии автошкол России Сергей Лобарев. — Не каждая школа сможет себе это позволить. А вот научить детей, как должен вести себя пешеход, пассажир или велосипедист, для неё проблем не составит».
По словам эксперта, курс должен составлять не менее 36-72 часов в год. Причём это должен быть не факультатив, а официальный предмет, по которому ученики будут сдавать зачёт. В дальнейшем можно продумать специальную облегчённую программу в автошколах для курсантов, успешно прошедших курс ПДД в общеобразовательных школах, отметил Сергей Лобарев.
«Автодело» – как вводный курс приобщения обучающихся к автомобильному спорту.
«Автодело» – как вводный курс приобщения обучающихся к автомобильному спорту.
Развитие техники и создание различных двигателей привели к резкому распространению колесных транспортных средств, особенно автомобилей, число которых на планете достигает более миллиарда. В некоторых странах на каждого второго жителя приходится один легковой автомобиль.
В своем стремлении к комфортному передвижению, мы вступили в век глобальной автомобилизации общества, результатом которой будет обеспечение практически каждого взрослого гражданина индивидуальным транспортом. Но при этом не стоит забывать о безопасности, что является первоочередной задачей освоения программы «Автодело» и знакомстве с автомобилем. Программный курс «Автодело» является востребованным в настоящее время. Он направлен на изучение правил дорожного движения, устройство автомобиля и вождения небольшого спортивного (гоночного) автомобиля «карт».
«Автодело» направлено на повышение компетенций обучающихся в области правил дорожного движения, знаний по конструкции и эксплуатации автомобильной техники и первичных навыков вождения автомобильного транспорта на примере карта, а так же, безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
Воспитательный аспект. Занятие л юбым видом спорта является для подростка приобщением к здоровому образу жизни, развитием социально-значимых качеств личности. Автоспорт в нашем обществе занимает особое место, т.к. это одновременно и спортивная подготовка, и получение допрофессиональных навыков. Не случайно его считают техническим видом спорта. При овладении этим видом спорта у обучающийся формируется положительное отношение к труду, дисциплина, самоорганизация. Воспитывается чувство коллективизма, дружбы, товарищества, сила характера. В решении этих воспитательных задач большое значение имеет личность педагога и четкая организация учебно-тренировочного процесса. Поэтому в течение всего учебного года постоянно проводятся беседы с подростками о вреде курения, пользе физических тренировок, закаливании и здоровом образе жизни. Эти направления отражены в планах воспитательной работы:
Формирование здорового образа жизни (в рамках сквозной программы «Береги себя»)
«Влияние закаливания и режима питания на физическую подготовку спортсмена» (беседа);
«О наркотиках: мифы и реальность» (беседа);
«Умение сказать «нет»» (тренинг по профилактике вредных привычек);
встречи с ведущими спортсменами города.
Формирование нравственных ценностей:
«Этика поведения спортсмена» (беседа);
«Пять подходов к решению конфликта» (беседа, тренинг);
«Как не стать жертвой преступления» (беседа, тренинг).
Участие в массовых мероприятиях:
показательные выступления, посвященные Дню города;
отчетные показательные выступления;
Целью программы «Автодело» является формирование интереса к спортивно-техническому творчеству, безопасному вождению и обеспечение возможности выбора в раннем профессиональном самоопределении.
В основу программы заложены принципы этапов: от простого к сложному.
Образовательный курс предусматривает решение следующих задач :
обучить навыкам работы с инструментами, соблюдение техники безопасности;
научить пользоваться технической литературой и владеть минимумом научно-технических сведений, необходимых для решения практических задач;
помочь учащимся овладеть методами познания, освоения и совершенствование техники;
обучить вождению карта.
развивать у обучающихся логическое мышление и творческий подход к делу;
закреплять и расширять знания, полученные в школе по физике, математике, черчению, трудовому обучению;
развивать творческие способности и психические процессы (память, внимание, волю, мышление, логику и т.д.);
воспитывать спортивные, волевые качества личности;
воспитывать устойчивый интерес к техническому конструированию;
формировать мотивацию к здоровому образу жизни.
Отличительные особенности. Особенностью образовательного процесса является разнообразие видов деятельности данного направления:
организация полезного досуга, направленного на формирование у детей с детства привычки организовывать свое свободное время;
допрофессиональная подготовка, ориентирующая детей в области инженерно-технических специальностей;
повышение образования в выбранном виде деятельности;
социализация учащихся, приобретение жизненного опыта.
Рабочая программа учебного курса «Автодело» 8-11 класс на учебный год (стр. 1 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение Малиновская средняя общеобразовательная школа Бурейского района Амурской области
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании
МОКУ Малиновской СОШ
от «______» ______ 20___года
Директор школы _____
Приказ № ____ от «__»____ 2013 г.
учебного курса «Автодело»
МОКУ Малиновской СОШ
Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории «В»,« С»разработана в соответствии с требованиями федеральных законов « безопасности дорожного движения», «Об образовании».
Примерная программа представляет собой
Требования к результатам ее освоения, структуре и примерному содержанию подготовки, а так же условиям ее реализации.
- Приобретение учащимися знаний, выработка навыков и умений, освоение приёмов управления автомобилем. Развитие трудолюбия, ответственности, аккуратности. Формирование у учащихся системного подхода, вариативности, интуиции.
- Формирование у учащихся теоретических и практических знаний в области устройства автомобиля, основ эксплуатации и ремонта подвижного состава, правил дорожного движения, безопасности и нормативно-правового регулирования дорожного движения. Углубление общеобразовательной подготовки в области технических дисциплин, формирование духовной культуры и всестороннего развития личности.
Нормативно правовые документы :
Примерные программы подготовки водителей транспортных средств различных категорий утверждено приказом Министерства образования и науки РФ
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
— Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального, основного, среднего (полного) общего образования, утв. приказами Министерства образования и науки РФ от 01.01.2001 г.;
— приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 000 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год»;
— приказом Министерства образования и науки Амурской области от 01.01.2001 г. № 000 «Об утверждении примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями»;
— Учебным планом МОКУ Малиновской СОШ на 2013/2014 учебный год.
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», обеспечивает выполнение государственных стандартов.
Актуальность данного пособия заключается в том, что оно носит практический характер, отвечает современным требованиям к обучению детей и показывает процесс деятельности учителя в системе.
В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ.
Определение места и роли учебного курса, предмета:
Знания и умения, приобретенные учащимися в результате изучения автодела, помогают ориентироваться в дорожной обстановке, безопасно управлять транспортным средством в различных дорожных ситуациях, принимать возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи.
^ Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа:
Календарно-тематическое планирование уроков автодело:
в 8-9 классе рассчитано на 2 академических часа в неделю (с учетом Федерального компонента образовательного стандарта по автоделу).
Общее количество часов –68
1 четверть –18 часов
2 четверть –14 часов
3 четверть –20 часов
4 четверть –18 часов
в 10-классе рассчитано на 3 академических часа в неделю (с учетом Федерального компонента образовательного стандарта по автоделу).
Общее количество часов –102
1 четверть –27часов
2 четверть –21 часов
3 четверть –30часов
4 четверть –27часов
в 11 классе рассчитано на 3 академических часа в неделю (с учетом Федерального компонента образовательного стандарта по автоделу).
Общее количество часов –102
1 четверть –27часов
2 четверть –21 часов
3 четверть –30часов
4 четверть –27часов
Формы организации образовательного процесса:
Учебный процесс строится с учетом реальных учебных возможностей учащихся, предоставляя возможность каждому продвигаться с усвоением знаний оптимальным темпом.
Учебные занятия, как правило, проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных работ.
Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения,
Технологии обучения:
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время технологии:
- компетентностного подхода, личностно-ориентированного обучения, деятельностный подход.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
способность к полноценному восприятию и пониманию пдд;
готовность к самостоятельному управлению
-овладению системой знаний, умений и навыков по предмету. Календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Виды и формы контроля:
Наглядно виды и формы контроля можно представить в следующем виде:
1) Фронтальный опрос
2) Индивидуальный опрос
3) Тестовые задания
1) Самостоятельная творческая работа
2) решение экзаменационных билетов.
3) Контрольная работа
Оптимальное сочетание форм организации обучения эффективно способствует всестороннему развитию учащихся и их нравственному воспитанию.
Планируемый уровень подготовки на конец 8 класса учащиеся должны знать общее устройство автомобиля, двигателя, системы питания, электрооборудование легкового автомобиля. Также учащиеся должны ориентироваться в дорожно-транспортных происшествий. Уметь оказать первую медицинскую помощь при ДТП.
Планируемый уровень подготовки на конец 9 класса. Учащиеся должны понимать коробку передач, ходовую часть, рулевое управление, техническое обслуживание автомобилей. А также знать все знаки дорожного движения, помогающие ориентироваться в дорожно-транспортной обстановки.
Планируемый уровень подготовки на конец 10класса.Должны знать эксплуатацию автомобиля в особых условиях, понимать сезонное техническое обслуживание, знать все знаки дорожного движения, понимать и ориентироваться в проездах перекрестках…., средства регулирования дорожного движения.
Планируемый уровень подготовки на конец 11 класса. Должны знать все правила дорожного движения, уметь оказать первую помощь при ДТП., ответственность водителей за нарушение пдд. Уметь управлять автомобилем.
Информация об используемом учебнике и учебно-методическом комплекте. На уроках по автоделу используем учебники:
«Грузовые автомобили». В котором описаны конструкции и работа механизмов, систем и агрегатов основных моделей грузовых автомобилей ЗИЛ и ГАЗ.
В. К, Вахламов «Легковой автомобиль основные конструкции и технического обслуживания»в котором описаны конструкция и техническое обслуживание переднеприводных, заднеприводных, заднеприводных и полноприводных легковых автомобилей. Даны определения, назначения, типы, характеристики, устройство и работа систем и механизмов автомобилей. Описано влияние легковых автомобилей на окружающую среду, указаны мероприятия и даны рекомендации по улучшению экологичности легковых автомобилей.
Комментарии к правилам дорожного движения, в котором даны подробные описания дородно-транспортных ситуаций с учетом пдд.
Правила дорожного движения Российской Федерации.
Экзаменационные билеты с комментариями.
Структура и содержание Примерной программы
представлены примерным учебным планом, примерными тематическими планами по учебным предметам, примерными программами по учебным предметам.
В примерном учебном плане содержится перечень учебных предметов с указанием объемов времени, отводимых на освоение предметов, включая объемы времени, отводимые на теоретическое и практическое обучение.
В примерном тематическом плане по учебному предмету раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем, указывается распределение учебных часов по разделам и темам.
В примерной программе учебного предмета приводится содержание предмета с учетом требований к результатам освоения в целом программы подготовки водителей транспортных средств категории «В», «С».
Требования к условиям реализации Примерной программы представлены требованиями к организации учебного процесса, учебно-методическому и кадровому обеспечению, а также правами и обязанностями организаций, осуществляющих подготовку водителей.
Требования к организации учебного процесса:
Учебные группы по подготовке водителей создаются численностью до 30 человек.
Учет посещаемости занятий, успеваемости и пройденных тем ведется преподавателями и мастерами производственного обучения в соответствующей учетной документации.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий – 1 академический час (45 минут), а при обучении вождению – 1 астрономический час (60 минут), включая время на подведение итогов, оформление документации.
Теоретическое и практическое обучение проводятся в оборудованных кабинетах с использованием учебно-методических и учебно-наглядных пособий в соответствии с Перечнем учебных материалов для подготовки водителей (Приложение).
В ходе практического обучения по предмету «Основы оказания медицинской помощи» обучающиеся должны уметь выполнять приемы по оказанию доврачебной помощи (самопомощи) пострадавшим на дорогах.
Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучаемым в соответствии с графиком очередности обучения вождению (на тренажере и учебном транспортном средстве). При этом мастер может обучать на тренажере одновременно до четырех обучаемых (по числу учебных мест), а на учебном транспортном средстве–одного. Обучение вождению состоит из первоначального обучения вождению и обучения практическому вождению на учебных маршрутах в условиях реального дорожного движения.
Первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах.
К обучению практическому вождению на учебных маршрутах допускаются лица, имеющие первоначальные навыки управления транспортным средством, представившие медицинскую справку установленного образца и знающие требования Правил дорожного движения.
На занятии по вождению мастер производственного обучения должен иметь при себе: удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории.
Обучение практическому вождению проводится на учебном транспортном средстве, оборудованном в установленном порядке и имеющим опознавательные знаки «Учебное транспортное средство», тренажерах (при их наличии), учебном автодроме (площадке для учебной езды) и на учебных маршрутах, утверждаемых организацией, осуществляющей подготовку водителей, и согласованных с ГИБДД.
На обучение вождению отводится 50 астрономических часов на каждого обучаемого. При отработке упражнений по вождению предусматривается выполнение работ по контрольному осмотру учебного транспортного средства.
Каждое задание программы обучения вождению разбивается на отдельные упражнения, которые разрабатываются организацией, осуществляющей подготовку водителей, и утверждаются ее руководителем.
Для проверки навыков управления транспортным средством предусматривается проведение контрольного занятия.
Контрольное занятие проводится на площадке для учебной езды. В ходе занятия проверяется качество приобретенных навыков управления транспортным средством путем выполнения соответствующих упражнений.
Лица, получившие по итогам контрольного занятия неудовлетворительную оценку, не допускаются к выполнению последующих заданий.
По предметам «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств» и «Оказание медицинской помощи» проводится зачет.
По завершению обучения проводится итоговая аттестация. Состав аттестационной комиссии определяется и утверждается руководителем организации, осуществляющей подготовку водителей транспортных средств
Основными видами аттестационных испытаний являются: комплексный экзамен и практический экзамен по управлению транспортным средством.
Комплексный экзамен проводится по предметам «Основы законодательства в сфере дорожного движения» и «Основы безопасного управления транспортными средствами».
Экзамен и зачеты проводятся с использованием экзаменационных билетов, разработанных в организации, осуществляющей подготовку водителей транспортных средств на основе данной Программы, и утвержденных руководителем этой организации.
На прием экзамена отводится 2 академических часа. При проведении экзаменов с использованием автоматизированных систем, время, отводимое на экзамен уменьшается до фактически затраченного.
Практический экзамен по управлению транспортным средством проводится в два этапа. Первый этап проводится на закрытой площадке или автодроме, второй этап – на контрольном маршруте в условиях реального дорожного движения.
Результаты итоговой аттестации оформляются протоколом.
По результатам итоговой аттестации выдается свидетельство о прохождении обучения действующего образца.
При обучении вождению на транспортном средстве, оборудованном автоматической коробкой переключения передач в свидетельстве о прохождении обучения делается соответствующая запись.
Выдача водительского удостоверения на право управления транспортным средством производится подразделениями ГИБДД после сдачи квалификационных экзаменов.
Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса:
Перечень учебных материалов для подготовки водителей транспортного средства категории «В» содержится в приложении к Примерной программе.
Требования к кадровому обеспечению учебного процесса:
Преподаватели учебного предмета «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств» должны иметь высшее или среднее профессиональное образование технического профиля.
Преподаватели учебных предметов «Основы законодательства в сфере дорожного движения» и «Основы безопасного управления транспортными средствами» должны иметь высшее или среднее профессиональное образование, а также водительское удостоверение на право управление транспортным средством соответствующей категории.
Занятия по предмету «Оказание медицинской помощи» проводятся медицинским работником с высшим или средним профессиональным образованием медицинского профиля.
Мастера производственного обучения должны иметь образование не ниже среднего (полного) общего, непрерывный стаж управления транспортным средством соответствующей категории не менее трех лет, и документ на право обучения вождению транспортным средством данной категории.
Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет.
Права и обязанности организаций, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств.
Организации, осуществляющие подготовку водителей, обязаны:
· в рабочих программах подготовки водителей предусмотреть выполнение содержания Примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории «В».
Организации, осуществляющие подготовку водителей, имеют право:
· изменять последовательность изучения разделов и тем учебного предмета при условии выполнения программы учебного предмета;
· увеличивать количество часов, отведенных как на изучение учебных предметов, так и на обучение первоначальному и практическому вождению, вводя дополнительные темы и упражнения, учитывающие региональные особенности;
· организовывать на основе договорных отношений обучение по предмету «Оказание медицинской помощи» в образовательных учреждениях медицинского профиля, имеющих лицензию на образовательную деятельность.
Учебно-тематический план 8 класс ( 1 год обучения)