Автокефалия что это простыми словами
Простыми словами о том, что такое автокефалия
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Понятие это употребляется ныне не только внутри Церкви: об автокефалии все чаще говорят политики, журналисты. Связано это, конечно, с церковными расколами последних лет.
Храм Христа Спасителя, Москва
Определение
Буквально с греческого слово переводится как «самовозглавление», самоуправление. На самостоятельность указывает приставка «авто», тогда как «кефалос» («κέφαλον») – глава, голова. Таким образом, речь идет о самоуправляемой церковной общине. Но что же значит эта самостоятельность?
Автокефальная Церковь имеет самостоятельный источник власти. Ее первый епископ, ее глава, поставляется своими архиереями.
То есть, по сути, автокефалией является административная самостоятельность. Она не касается:
Полезные материалы
Каким образом поместная церковь становится автокефальной
Поэтому сейчас вопрос образования самостоятельной Церкви может решить:
Система управления
Из истории известны случаи, когда самостоятельная Церковь управлялась:
С учетом того, что этот прецедент сопровождался тотальным вмешательством светской власти в церковную жизнь, Поместный Собор 1918 г. признал такую практику ненормальной. Вот как говорил об этом священник Иоанн Сперанский (позже – епископ Иоанникий):
Поэтому Собор восстановил Патриаршество, существующее до настоящего времени.
Сколько сейчас числится самостоятельных общин в диптихе
Существует две точки зрения по поводу содержания диптихов :
В любом случае, положение в диптихе никак не отражается на правах общины, означая только :
Как получили самостоятельность некоторые их Церквей
Русская
Фактическая самостоятельность была вынужденно заявлена после так называемой Ферраро-Флорентийской унии, когда Константинополь принял догматы католиков, примат Папы Римского. При этом к унии уклонился такж е назначенный на Русь митр. Исидор, даже получивший от Папы звание кардинала, «легата от ребра Апостольского». Исидор был низложен собором русских епископов, а на кафедру самостоятельно поставлен свт. Иона, епископ Рязанский.
Сербская
Она существует как самостоятельная от Константинополя с 1219 г., когда Патриарх Мануил I рукоположил свт. Савву во епископа Сербии.
Монастырь Жича, Сербия
По причине большого количества собравшихся, служба с участием нескольких десятков епископов шла под открытым небом, на сербском и церковно-славянском языках, которые употребляются за богослужением сербами.
Болгарская
Эта Поместная Церковь являет собой пример раскола с его последующим уврачеванием. За свою историю Болгария получала церковную самостоятельность несколько раз, что тесно переплеталось с политикой, национальным движением:
Польская
Грузинская
Исторически Грузия – каноническая территория Антиохийской патриархии. С X в. здесь существовала проблема предоставления самостоятельности, на что антиохийцы не соглашались. Таким образом, Грузия имела лишь некоторую степень автономии. С вхождением страны в состав Российской Империи, Грузи я стала экзархатом с правами автономии. С 1917 г. самостоятельность заявлена самовольно Возникший раскол удалось преодолеть с 1943 г. через законную самостоятельность, предоставленную Русской Церковью.
В Америке
Русская Православная Церковь предоставила ей самостоятельность с 1970 г. Однако не все предстоятели православного мира признают этот акт, продолжая считать Американскую Церковь автономной частью Русской.
В месте с тем, другие общины поддерживают с этой Церковью каноническое общение, совершают совместные службы.
Современный мир, сотрясаемый политическими скандалами, войнами, революциями – сложное место для спасающихся, идущих вослед Христа. Срываясь, падая, уходя в расколы, подвергаясь страстям, православные раз за разом возвращаются к единству, стремясь не потерять главное :
Что такое автокефалия церкви?
Автокефалия (греч. «авто» — сам, «кефали» — голова) – это статус поместной церкви, при котором она имеет административную независимость и право самостоятельно избирать епископа.
Понятие «автокефалия» относится лишь к Православной Церкви и обозначает обособленность церкви от влияния других поместных церквей, но единения их всех в литургии. В настоящее время известно 15 автокефальных церквей:
Также известны Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чехословацкая и Американская православные церкви.
Отличия и возможности автокефалии
За каждой автокефалией закреплена определенная территория, на которой не действуют уставы и не распространено влияние прочих поместных церквей. Автокефалия не закреплена за «церковью-матерью», а, следовательно, ни от кого не зависит, но остается частью Вселенской Церкви. Глава автокефалии также не назначается «сверху», а выбирается епископами внутри церкви. Автокефалия наделена правом создавать собственный устав, решать вопросы внутреннего устройства самостоятельно. Также у неё есть разрешение готовить миро, особое ароматическое масло, применяющееся в таинствах для помазания и освящения.
Некоторые автокефальные церкви имеют больший авторитет и важность в силу своей долгой истории, значимости или большого числа прихожан, и всё же все они остаются независимыми друг от друга. Константинопольская православная церковь почитается Великой, но ни одна другая автокефалия ей не подчинена.
Условия создания автокефалии
Автокефалии возникают редко и не все запросы по отделению удовлетворяются, потому что для обособления церкви необходимо соблюдение нескольких условий:
При соблюдении всех условий материнская церковь может принять решение о признании церкви автокефалией, наделяя её соответствующими правами и свободами. Самостоятельность автокефалии делает её независимой по отношению к другим поместным церквям, но не для Вселенской Церкви.
Автокефалия что это такое в церкви простым языком
Что такое автокефалия церкви, какие у неё возможности и особенности
Поместные церкви, имеющие административную и иерархическую автономность от других поместных церквей, называется автокефалией. Автокефальные церкви независимы также и от других поместных церквей, однако все они едины в вероучении.
Настоятеля автокефалии выбирают местные епископы. Другие автокефалии не имеют влияния на этот процесс, но их епископы могут быть приглашены на поставление.
Автокефалии имеют право на:
Ограничения самоуправления автокефальных церквей касаются лишь вероучения, так как любая православная церковь должна быть едина в проведении богослужений, соблюдении догматов и канонов с Православной Церковью.
Автокефальные церкви проводят совместные литургии, а имена настоятелей вносятся в диптих.
Какие существуют автокефалии церкви и какова их численность
Автокефалии бывают общепризнанные, частично признанные и самоназванные. Также список самоуправных церквей может меняться в зависимости от того, в какой автокефалии он был составлен.
В списке Константинопольской Православной Церкви состоят 14 общепризнанных автокефалий. В их числе:
Также существует диптих Русской Православной церкви, который насчитывает 14 автокефалий. Список этот очень похож на диптих Константинопольской церкви, вот только самой Константинопольской церкви в нем нет. Русская церковь исключила ее в 2018 году, так как решила прекратить общение с патриархами Константинопольскими. Таким образом первое место в нем занимает Александрийская Церковь.
Далее список сохраняет все пункты, кроме последнего. Последнее 14 место диптиха РПЦ занимает Православная Церковь Америки, которая насчитывает 1 миллион человек. Кроме Русской Церкви, ее признают Грузинская, Болгарская и Чешская автокефалии.
Самоназванные автокефалии – это церкви, самоуправление которых не было признанно другими автокефалиями. Их насчитывается 9:
1. Заграничная русская православная церковь.
2. Автономная Российская православная церковь.
3. Истинно – православная русская церковь.
4. Каноническая украинская автокефальная церковь.
5. Автокефальная церковь Белоруссии.
6. Старообрядческая Русская православная церковь.
7. Древлеправосланая русская церковь.
8. Древлеправлславная поморская церковь.
9. Древлеправославная церковь старопоморья.
История появления церквей автокефалий
Изначально все церкви были самостоятельными и независимыми друг от друга. Но со временем началось структурирование церковной деятельности. Упорядочивание связано с Первым Церковным Собором 325-го года. Было утверждено шестое правило, которое наделяло трех митрополитов, влияние которых было велико, особым могуществом. Это были митрополиты Антиохийской, Римской и Александрийской церквей.
Второй Всемирный Собор 381-го года, провозгласил независимость Церкви Константинополя, которая стала второй после Римского Партиархата. Эти четыре, наделенные самоуправлением церкви, начали развиваться и распространяться над другими поместными церквями. И тогда в начале 430-х годов была принята редакция правила, которая запрещала епископам автокефалий подчинять себе митрополитии, которые не были ранее подчинены им или их предшественникам. Поэтому Кипрская Церковь смогла сохранить свою автокефалию.
Очередной Всемирный собор выделил из Антиохийской православной церкви Иерусалимскую. Это произошло из-за того, что Иерусалим стал играть большое значение для паломников. А в 5 веке Антиохийская митрополия приняла решение возвести в статус автокефалии Грузинскую Церковь.
Таким образом, в начале 6 века, когда к власти пришел великий Римский император Юстиниан, при котором вся православная территория была поделена на пять областей: Иерусалимская, Римская, Константинопольская, Антиохийская и Александрийская. Предстоятели этих поместных церквей были возведены в сан патриархов. Император провозгласил пятивластие во Всемирной церкви. Во время Трулльского Собора была определена иерархия этих пяти автокефалий. Главенствующее место занимала Римская церковь. Константинопольская была второй, затем шли Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская.
Такая иерархия считалась идеальной для Всемирной церкви. Автокефалии, не входившие в это пятивластие, по мнению критиков, нарушали гармонию. Поэтому к ним зачастую относились негативно.
С распространением славянского народа на территорию Балкан стали появляться новые церкви. Самой большой по численности стала Болгарская церковь. Ее возвела в статус автокефалии сама Константинопольская Церковь.
1054 год ознаменовался тем, что Римская церковь ушла из пентархии, тем самым уступая первое место Константинопольской церкви. В самой же Римской митрополитии образовалось новое римско-католическое течение. Разногласия между католическим учением и православным достигло своего пика. Это привело к еще большему укреплению позиций православия и образованию новых православных поместных церквей. В это время появляется Сербская церковь.
Когда произошло вторжение турок на территорию современной Европы в 1394 году, и Болгария пала под их давлением, Константинополь направил своего митрополита в Болгарскую церковь. Таким образом Болгарская автокефалия оказалась в подчинении у Константинопольской церкви. Влияние турок подтолкнуло многих православные церкви к католицизму. Таким образом они надеялись получить поддержку западного мира. В это время Русская церковь начала самостоятельно выбирать митрополитов, что привело к обособлению от запада.
Падение Константинополя и включение римских земель в состав Османской империи привели к новому пути развития. Патриарх Константинопольский стал главенствующим лицом, и в его подчинении оказались все поместные православные церкви, кроме Русской и Грузинской. Впоследствии, патриарх Константинопольский провозгласил Русскую Православную Церковь автокефалией, так как он нуждался в поддержке России.
Во время Второй Мировой Войны РПЦ признала автокефалиями Польскую, Грузинскую, Чехословацкую и Американскую церкви. Но Константинопольская церковь не приняла действий Русской Церкви, поэтому повторно провозгласила церкви Грузии и Чехословакии автокефалиями.
Сегодня присвоение статуса автокефалии гораздо больше находится под влиянием политической ситуации, нежели действует в канонах православных учений.
Видео – что такое церковные каноны, томос, автокефалия и прочее
Кто же провозглашает Поместную церковь автокефалией?
Вопрос возведения поместных церквей в статус автокефалии стоял остро. Изначально это решение мог принять только единственно существующий Вселенский Патриархат. Томос, указ патриарха, подписывался Всемирным Патриархом. После подписи Патриарх писал “Провозглашает”. Епископы других автокефалий должны были поставить свои подписи в порядке их упоминания в диптихе. Но это не нравилось другим епископам. Тогда Константинопольская церковь предложила писать представителям других автокефальных церквей “сопровозглашает”, но это не устроило Русскую Православную Церковь. По мнению русских митрополитов все должны после подписи написать “Провозглашает”. Но с этим уже не согласился Константинопольский патриархат.
До сих пор вопрос о том, кто же принимает решение о произведении церкви в статус автокефалии, открыт. Но его сняли с повестки Всеправославного Собора.
Значение слова «автокефалия»
Автокефальная православная церковь в современном понимании — это поместная Православная Церковь, с закреплённой за ней канонической территорией, на которой не должны действовать другие поместные Церкви. Как и автономная Церковь, она является независимой и самостоятельной в управлении частью вселенской православной церкви. Автокефальная Церковь не является ни иерархически, ни административно частью другой Православной Церкви. Статус автономии отличается от автокефалии тем, что предстоятель автономной Церкви, после избрания, должен быть утвержден патриархом одной из автокефальных Церквей.
Содержания понятия автокефалия со временем менялось, и в настоящее время в православном мире нет единого понимания того, что такое автокефалия.
а̀втокефа́лия
1. церк. полная юридическая независимость поместной церкви при решении своих внутренних вопросов от других поместных церквей ◆ Так, элладский епископат провозгласил автокефалию Элладской Церкви уже в 1833 году. Владислав Цыпин, «Курс церковного права», 2002 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова крупяной (прилагательное):
АВТОКЕФАЛИЯ
С точки зрения канонического права категория автокефалии имеет прикладной характер. Она призвана помогать организовывать иерархически структурированные общины в поместную Церковь. Автокефальными являются те поместные Церкви, которые, будучи частями Вселенской Церкви, пользуются наибольшей степенью самоуправления. Автокефальная Церковь вполне самостоятельна по отношению к иным автокефальным Церквам, хотя все они, являясь частями Церкви Вселенской, взаимозависимы. (Подробнее о совмещении единства и множественности Церкви см. в ст. поместная Церковь).
Сущность автокефалии в том, что предстоятель автокефальной Церкви избирается и поставляется собственными архиереями, без получения разрешения либо согласования других автокефальных Церквей. При этом в поставлении могут принимать участие, в качестве приглашенных, и владыки других автокефальных Церквей.
Кроме независимости в избрании и поставлении первоиерарха, самостоятельность автокефальных Церквей обыкновенно выражается в:
Автокефалия как самостоятельность внутреннего управления в Церкви имеет естественные ограничения, связанные с общецерковным единством. Все автокефальные Церкви тождественны друг другу, будучи отделены не вероучительно и духовно, а лишь территориально и административно, в рамках Единой Вселенской Церкви. Каждая поместная Православная Церковь, возглавляемая своим предстоятелем, являет собой всю полноту Единой, Святой, Соборной, и Апостольской Православной Церкви, к которой одинаково принадлежат все прочие поместные Церкви.
Самостоятельность автокефальных Церквей ограничена соборным единством в областях:
Единство автокефальных Церквей выражается также в совместном литургическом служении и во внесении имен их предстоятелей в диптихи, оглашаемые на литургии (как правило, в случае ее совершения предстоятелем той или иной автокефальной Церкви). Это единство основывается на том, что в каждой из поместных Церквей, как и в каждом православном храме, совершается истинная Евхаристия, к которой христиане приобщаются через Таинство Причащения. Только в единстве всех православных общин между собой возможно достигнуть полноты церковной жизни и пребывать в единстве с Богом.
Известный канонист епископ Далматинский Никодим (Милаш) пишет: «Единство Вселенской Церкви состоит. в единстве веры между Поместными Церквами, в единстве духа между ними, во взаимном общении их по образу, установленному законами и церковной практикой, в согласном действовании их в канонически определенном направлении» [1].
Развитие понятия
В XIX-XX веках обострился вопрос о разграничении понятий церковной автокефалии и автономии, т.к. в ряде случаев новые автокефалии оказывались не вполне полновластными по сравнению с прежними. Так, Константинопольская Церковь в новое время зачастую даровала лишь «ограниченную» автокефалию. Ограничения состояли в том, что Церковь–Дочь должна была брать у Церкви–Матери святое миро, подчиняться ее суду, обращаться к ней за разрешением важнейших вопросов церковной жизни, сноситься с другими Церквами лишь через посредство Матери–Церкви и т.д. Другой спорной точкой стала необходимость трёх архиереев для автокефалии. В частности, Черногорская Церковь в течении большей части своей истории имела лишь одного владыку, принимавшего поставление от Русской Церкви, но при этом считавшегося автокефальным.
Перечень автокефальных Церквей
Обычно перечисление автокефальных Церквей совершается в порядке диптиха (см. подробнее), который несколько различается в разных поместных Церквах. В диптихе Русской Православной Церкви автокефалии расположены в следующей последовательности:
С VI века, когда впервые известно об употреблении понятия «автокефалия» в смысле вполне самостоятельной поместной Церкви, существовал также ряд иных автокефальных поместных Церквей, среди которых (в алфавитном порядке):
Условия и порядок решения об автокефалии
Общепризнанного канонического порядка провозглашения, упразднения и признания автокефалии в Православной Церкви сегодня нет. Определяя такой порядок богословы обычно ссылаются не на конкретные каноны, а на «каноническую традицию».
Учитывая исторический опыт ныне обыкновенно выделяют следующие критерии правомерности административно-территориального отделения поместной Церкви («Церкви-Дочери») от кириархальной Церкви («Церкви-Матери»):
Более трудноопределимыми, но возможно еще более важными условиями являются:
Юридической и канонической аксиомой считается принцип: никто не может дать другому больше прав, чем имеет сам. Поэтому автокефалию какой-либо поместной Церкви могут предоставить только те церковно-административные инстанции, которые обладают высшей властью. Прежде всего это Вселенский Собор. По некоторым истолкованиям IV Вселенский Собор своим 12-м правилом провозгласил что светская власть не имеет права провозгласить церковную автокефалию, но на деле автокефалия нередко даровалась деянием императора, как в случае с Перво-Юстинианинской Церковью. Но наиболее распространенным, а в последнее время единственным доступным путём учреждения или упразднения автокефалии является решение епископата уже существующей автокефальной поместной Церкви, компетенция которого распространяется лишь на пределы своей Церкви. Волю поместного епископата может выражать как Поместный Собор, так и в исключительных случаях малый Собор епископов – Синод. Такой Собор может предоставить автокефалию части своей Церкви или упразднить собственную автокефалию. В двух исключительных случаях отдельные епископы вправе предоставить временную автокефалию части какой-либо существующей автокефальной Церкви без решения кириархальной Церкви. Во-первых это возможно если центральная власть кириархальной Церкви (т.е. Церкви, от которой отделилась часть епископов) уклонилась в ересь (15-е правило Двукратного Собора). Во-вторых это возможно если эта часть Церкви по каким-либо причинам окажется совершенно оторванной от Церкви-Матери, или же когда центральная власть кириархальной Церкви бездействует (37-е правило VI Вселенского Собора). Вместе с тем, для того, чтобы временная автокефалия стала постоянной, необходимо согласие на это со стороны кириархальной Церкви, жизнь и деятельность которой вернулись к норме.
Никакая автокефальная Церковь не имеет права предоставить автокефалию какой-либо части Вселенской Церкви находящейся в юрисдикции другой автокефальной Церкви. Каноны запрещают архиереям одной церковной области распространять свою власть на Церкви, за пределами своей области «да не смешивают Церквей» (((2-е правило II Вселенского Собора). В новейшей истории не раз случалось, что автокефалия провозглашалась органом государственной власти или местным епископатом, самовольно вышедшим из подчинения соборному епископату автокефальной Церкви, но такие акции также признаются незаконными.
В конечном счёте главным, иногда единственным мотивом решения об автокефалии является благо Церкви. Убеждение о пользе Церкви должно руководить общим мнением клира и паствы как кириархальной, так и обособляющейся или примыкающей поместной Церкви.
История образования и упразднения автокефальных Церквией
После массового расселения славян на Балканах и их постепенного обращения в Христианство появились предпосылки для образования новых автокефальных Церквей. Первой мощной славянской державой здесь стала Болгария. Вскоре после её Крещения в 860-х годах Болгарская Церковь оформилась как поместная Церковь с большой степенью самостоятельности от Константинопольского первосвятителя. В первые десятилетия X века, ввиду побед болгар над империей и провозглашения Болгарского правителя царём, Константинопольская Церковь-Мать признала Болгарскую Церковь автокефальной, а её предстоятель получил титул патриарха. После того как Восточноримский император Василий Болгаробойца покорил Болгарию, он подтвердил прежнюю автокефалию местной Церкви тремя хрисовуллами в 1018-1019 годах, понизив титул её предстоятеля до архиепископа Охридского.
Усиление давления тюркских завоевателей с Востока в конце XIV века привело к новому сдвигу в устройстве автокефальных церковных областей Вселенской Церкви. В 1394 году, вскоре после падения Болгарии туркам, Константинопольский патриарх направил в пределы Болгарской Церкви своего митрополита и по истечении нескольких десятилетий Тырновский Патриархат оказался подчинён Константинопольскому. Тем временем большинство элиты ослабевшей под ударами турок Восточно-Римской империи склонились к римо-католицизму, надеясь через унию получить помощь Запада. Подписание Флорентийской унии в 1439 году подстегнуло обособление Русской Церкви, которая прервала общение с отпавшими от Православия Константинопольскими патриархами-униатами и с 1448 года ставила своих митрополитов самостоятельно. Хотя все другие поместные Церкви также вскоре отвергли злополучную унию, самостоятельность Русской Церкви уже не прерывалась. Еще одной новой поместной Церковью этой эпохи стал Абхазский Католикосат, который обособился от Грузинской Церкви во второй половине XV века, после того как Антиохийский патриарх Михаил IV поставил для него нового католикоса.
При этом шло укрепление и расширение России, ставшей единственным свободным и могущественным православным царством. В 1589 году Константинопольский патриарх, вынужденный всё больше полагаться на поддержку России, наконец признал автокефалию Русской Церкви и поставил её предстоятеля патриархом. Поместные Соборы Восточных иерархов в 1590 и в 1593 годах утвердили каноническую самостоятельность нового Московского Патриархата и определили его пятым по чести после древних Патриархатов, таким образом восстановив «пентархию» первенствующих поместных Церквей.
В XVIII веке в Российской и Османской империях значительно возросло значение западных идеологических влияний, в частности секуляризма и национализма, что усугубило инструментальное отношение к Церкви. Как власти так и ряд видных церковных деятелей стали продвигать унификацию церковной жизни как в административном так и в идентичном отношении. Однородные поместные Церкви представлялись более управляемыми, а также были призваны послужить ассимиляции иноплеменных православных подданных. В Османской империи эти мотивы усугублялись реставрационными настроениями греческой элиты «фанариотов», опасениями властей по поводу лояльности славян, и бедственным материальным положением ряда поместных Церквей. Это привело к упразднению Сербской (Печской) и Охридской Церквей, которые под давлением властей были вынуждены «самораспуститься» и войти в состав Константинопольской Церкви в 1766 и 1767 годах соответственно. В России подобным образом, по императорскому повелению, были присоединены к Русской Церкви Католикосаты Мцхетский (Восточно-Грузинский) и Абхазский (Западно-Грузинский) в 1811 и 1814 годах соответственно.
Отчасти схожим был процесс размножения автокефальных церковных областей в Австро-Венгрии, за тем главным отличием что империи удавалось удерживать православные меньшинства в рамках одного государства. В 1864 году власти пошли навстречу давним требованиям румын и позволили выделение из Карловацкой Церкви самостоятельной румынской Трансильванской Митрополии. В 1873 году из Карловацкой Церкви была также выделена Буковинская Митрополия, объединившая православных в Австрии. Таким образом за столетие перед 1914 годом количество автокефалий в составе Православной Церкви выросло с 8 до 14.
Распад СССР и соцлагеря привёл к основанию многих новых государств-наций в которых возникли и автокефалистские движения. Однако, в отличие от предыдущей эпохи, все эти движения остались расколами, увлекшими в себя меньшинство местных верующих. Только самочинная автокефалия Македонской Церкви, поддержанная в своё время светской властью Югославии и существующая с 1967 года, привлекла к себе большинство верующих Македонии.
Современное состояние вопроса
Ныне понимание автокефалии остаётся сильно политизированным и включает в себя много аспектов не имеющих отношения к каноническому праву и экклезиологии. Автокефалия продолжает широко расценивается в секуляризированных кругах как проявление и обязательный атрибут национальной независимости и самодостаточности. Такое превратное понимание продолжает порождать нестрояния и расколы, из которых на территории Русской Церкви наиболее значительным является т.н. «Киевский Патриархат».
Понимание сути института автокефалии, его канонического содержания и значения этого института для единства Православной Церкви в основном совпадают среди всех поместных Церквей. Основные расхождения относятся к способу провозглашения автокефалии, т.е. к установленной процедуре и к компетентной церковной власти, начинающей эту процедуру.
В рамках Всеправославных предсоборных совещаний и межправославных подготовительных комиссий проходит подготовка предложений, устанавливающих общеправославно признанную процедуру предоставления автокефалии. Предполагается, что они будут рассмотрены на будущем Великом Соборе Православной Церкви и, в случае принятия такой процедуры, должны исчезнуть многие сложности в жизни Церкви. [8].
Использованная литература
[1] Цит. по Скурат К., История Поместных Православных Церквей.
[2] Согласно прот. А. Шмеману, «Знаменательная буря».
[3] Excerpta ex ecclesiastiica historia 2.2; PG 86: 183-4.
[4] Exposition praesessionum patriarcharum et metropolitarum, PG 86: 798-92.