Автоклубы нацпроект культура что это
Передвижники: в российских селах появятся дома культуры на колесах
У миллионов россиян до сих пор нет возможности пойти ни в кино, ни в музей, ни в театр. Во многих районах стоят лишь заброшенные дома культуры советских времен, а в некоторых деревнях нет и их. Чтобы культурная жизнь дошла и до жителей таких уголков страны, власти решили направлять в регионы многофункциональные автомобили. Они могут трансформироваться и в сцену, и в кинотеатр, и в библиотеку, для этого в них есть всё необходимое оборудование. Пока таких автоклубов мало, но до конца 2019 года они, как сообщает заместитель министра культуры РФ Ольга Ярилова, появятся уже в 21 регионе, а к 2024 году — во всех муниципалитетах. Как проект реализуется в российских реалиях, разбирались «Известия».
Мобильная культура
Выездные культурно-развлекательные мероприятия проводили еще в СССР. Агитбригады и мобильные кинобудки пользовались у жителей сел большой популярностью. С развалом Советского государства такая практика сошла на нет. Творческий коллектив со своей постановкой или машина с кинопроектором и колонками могли приехать в детский лагерь или в село, но массового характера это больше не носило. Дома культуры или простаивали и разрушались, или использовались как помещение под совершенно другие нужды.
О том, что культурную жизнь в села нужно возвращать, начали задумываться с 2012 года. Федеральная целевая программа «Культура России», а затем сменивший ее национальный проект «Культура» предполагали, что в районах будут отремонтированы и построены заново многочисленные культурные учреждения. Но для небольших населенных пунктов, где домов культуры никогда и не было, а численность жителей может не дотягивать и до 100 человек, строительство такого стационарного центра не всегда целесообразно. Здесь и пригодилась советская практика. В регионы с такими небольшими деревнями решили направить «дома культуры на колесах».
Автоклуб в Омской области
Согласно методическим рекомендациям Министерства культуры, такие мобильные центры, или автоклубы, представляют собой автотранспортное средство, которое позволяет проводить любые агитационные, культурно-массовые, зрелищные мероприятия на любой, доступной для проезда территории.
Минимальная комплектация автоклуба предусматривает сцену-трансформер, спутниковую антенну, звуковое, компьютерное и мультимедийное оборудование. Кроме того, в машинах есть автономные источники энергии. Так, в зависимости от требований буквально за 30 минут автоклуб может превратиться и в кинотеатр, и в концертный зал, и в лекторий.
Чаще всего «основой» такого многофункционального центра становится «Газель». Это самый бюджетный вариант автоклуба, согласно данным Роскультпроекта. Его минимальная стоимость — 4,3 млн рублей. Стоимость самого дорогого автоклуба, на базе шасси КамАЗ-43118, начинается от 7,91 млн рублей. Этот вариант предлагают для регионов с неразвитой дорожной сетью.
С приобретением такого дорогостоящего транспорта регионам обещают помочь. В рамках нацпроекта «Культура», как сообщили «Известиям» в пресс-службе Министерства культуры, до 2024 года из федерального бюджета регионам будет выделено более 2,7 млрд рублей субсидий. Вместе с региональным бюджетом сумма, потраченная на автоклубы, достигнет 3 млрд.
«За счет федеральных средств автоклубы закупят в более чем 70 регионах. Мы рассчитываем, что до конца 2024 года хотя бы один автоклуб будет в распоряжении каждого муниципалитета нашей страны», — сообщили «Известиям» в пресс-службе Министерства культуры РФ. Предполагается, что такой транспорт обеспечит доступ к услугам культуры примерно 20 млн человек.
Расходы по обслуживанию спецтехники и ее содержанию в дальнейшем возьмут на себя муниципальные образования в рамках соглашения с регионом.
Омский опыт
В Омской области первая такая машина появилась 6 августа 2019 года. Ее получил Седельниковский район. Численность всего района на 2017 год была чуть больше 10 тыс. человек, а в селе Саратовка, входящем в его состав, в 2010 году едва насчитывалось 100 жителей.
По словам председателя местного комитета по культуре Надежды Михайлициной, такой клуб был им действительно необходим. «На территории нашего района есть 13 населенных пунктов с малочисленным населением, в которых отсутствуют стационарные учреждения культуры. Теперь благодаря вот такому автоклубу мы сможем доехать до них в любую погоду. График выездов автоклуба расписан до конца года», — рассказывает «Известиям» Михайлицина.
Автоклуб в Омской области
С помощью автоклуба жители района уже отметили 110-летие деревни Короленка, а на площади перед Домом культуры в селе Седельниково под открытым небом был организован показ фильмов, отобранных ко всероссийской акции «Ночь кино». По словам председателя комитета культуры, эти мероприятия посетило более 500 человек.
Еще пять автоклубов поступят в Омскую область осенью, а к 2022 году в области должно появиться 24 такие машины.
В режиме ожидания
Сказать точно, сколько в России автоклубов сейчас, проблематично. «Все автоклубы покупаются в рамках нацпрограммы, но так как часть приобретается не на субсидии, а за счет региональных бюджетов, мы можем вообще не знать, что регион приобрел автоклуб», — объясняют в Министерстве культуры. Это же порой осложняет и контроль за их качеством. Так, компании, занимающиеся оборудованием автоклубов, сообщают о поставках в Чеченскую Республику, Ульяновск и в районы Подмосковья, но в списке Министерства культуры эти территории не фигурируют.
Пока, по данным ведомства, на средства федерального бюджета приобретено восемь машин. Они курсируют по Амурской, Белгородской, Иркутской, Омской и Саратовской областям и Кабардино-Балкарской Республике. К 2019 году автоклубы появятся еще в 15 регионах.
Своей очереди ждут и жители Ивантеевского района Саратовской области. Им тоже обещали предоставить автоклуб к 2019 году. «У нас 5 тыс. населения. В районе есть и Дом культуры, и АКБ (агиткультбригада. — «Известия»), а выезжать им всем в маленькие села не на чем. Ждем автоклуб, пытаемся связаться с поставщиком, но пока безуспешно. В договоре поставки стоит 31 декабря, так что пока с нами даже разговаривать не хотят, говорят, вы не одни, ждите», — делится с изданием Ольга Яцик, директор дома культуры Ивантеевского района.
Очереди за автоклубами, по словам специалистов, неудивительны, поскольку основных компаний, занимающихся их производством, сейчас две. «С прошлого года у государства есть программа автоклубов и библиобусов, и отрасль фактически монополизировали две компании. По новым правилам в ПТС должно быть слово «автоклуб», а такое наименование имеют право ставить только они, так что и в тендерах участвуют они», — рассказал «Известиям» Максим Ткачев, генеральный директор компании «MC-МАКС», которая ранее тоже активно занималась оборудованием для автоклубов.
По мнению Ткачева, это не могло не привести к ухудшению качества услуг. «В конкурсах из-за этого стал твориться кошмар. За те суммы, которые они получают, оборудование можно ставить куда лучше. На деле за 4,7 млн регион получает «Газель», в которой стоит проектор с AliExpress, а вместо экрана — задняя стенка автомобиля. Конечно, есть формуляр с рекомендуемыми параметрами, но писали его те же две компании с учетом того, что люди чаще всего не понимают, что заказывают. Взять требования к проектору. То, что они ставят в автоклубы, может разве что в детской вместо телевизора работать. Но под формуляр подходит, световой поток соответствующий. А то, что есть еще понятие контрастности и всё остальное — не важно», — считает специалист.
Риск, что регион получит автоклуб не в самой лучшей комплектации, сохраняется и в случаях, когда заказчики обращаются к компаниям, занимающимся автоклубами, напрямую. Порой, как рассказывает Ткачев, у них могут попросить сделать всё оборудование «мобильным», чтобы машину можно было использовать для разных нужд. «Как-то заказчик просил просто установить колонки и экран на ножках, чтобы всё это можно было при необходимости вынести. Они со своей программой не выступают в поле, под открытым небом и дождем, чаще всего есть хоть какой-то ДК. А так машину они хотят использовать и для других нужд, например гостей встречать».
С этим планирует бороться Министерство культуры. Чтобы избежать нецелевого использования, с регионов будут собирать планы работы автоклубов на ближайшие годы. Правда, для начала нужно дождаться появления этих автоклубов.
Для этого, полагают эксперты, нужно помнить о транспортной доступности. Без развитой инфраструктуры автоклубы, особенно нижнего ценового сегмента, рискуют превратиться в исключительно сезонные мероприятия.
Кино приехало!
Семь таких мобильных многофункциональных культурных центров, поступивших в рамках нацпроекта «Культура», отправились в муниципалитеты Вологодской области.
Автоклубы колесят по отдаленным населенным пунктам не только на Вологодчине, но и в других российских регионах. В Камчатском крае уже более девяти тысяч жителей посетили культурно-массовые мероприятия, проведенные с использованием этих мобильных центров. По словам сотрудников учреждений культуры, автоклубы позволили заметно повысить качество проведения праздников и различных спортивных мероприятий. Например, артисты Усть-Большерецкого района задействовали комплекс на народных гуляньях в новогоднюю ночь, на Рождественской лыжне и гонке супергероев, в которой участвовали сельские школьники.
В Омскую область с начала реализации национального проекта «Культура» поступило 12 автоклубов, а в этом году по маршрутам отправится еще шесть. Мобильные центры выезжали в небольшие села и деревни на дом к ветеранам, перед окнами которых местные артисты устраивали мини-концерты. А в День Победы транслировали радиогазеты.
Благодаря автоклубам в районах состоялись и концерты для врачей, которые проходили возле районных больниц. Медики и пациенты могли смотреть выступления артистов, не покидая своих палат.
К 2024 году в рамках нацпроекта «Культура» для муниципалитетов будет закуплено 600 автоклубов для поездок в самые отдаленные, труднодоступные города и села.
Таким образом, до конца 2024 года многофункциональными передвижными культурными центрами будут обеспечены все муниципальные районы страны.
100 автоклубов поставлены в 15 регионов в рамках нацпроекта «Культура» в этом году
Ежегодно в рамках федерального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура» для районов субъектов Российской Федерации закупается по 100 многофункциональных передвижных культурных центров (автоклубов). На сегодняшний день поставки завершились – последний, сотый, автоклуб прибыл в регион.
В 2020 году 100 многофункциональных культурных центров распределились между 15-ю субъектами страны: автоклубы доставлены в Амурскую, Омскую, Калужскую, Курганскую, Новосибирскую, Псковскую, Воронежскую, Вологодскую, Белгородскую, Ростовскую области, в республики Крым, Карелию, Башкортостан, Удмуртию и в Забайкальский край.
Особенно активно в нацпроекте участвовала Ростовская область: в этом году регион получил 9 автоклубов, а благодаря экономии бюджетных средств там дополнительно закуплены ещё 2 автоклуба.
В следующем году передвижные центры получат республики Марий Эл, Хакасия, Пензенская, Волгоградская, Владимирская, Курская, Липецкая области. Продолжатся поставки в Омскую, Новосибирскую, Калужскую, Псковскую области, в республики Крым и Башкортостан.
Автоклуб вмещает в себя сцену, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры – всё необходимое для концертов и кинопоказов. Эта сцена может быть использована для проведения в сёлах торжественных мероприятий, фестивалей, концертов. Так, с использованием автоклубов, в муниципалитетах отмечаются День России, День Российского флага, День района, Новый год, во многих регионах ко Дню Победы ежегодно проводятся автопробеги с концертной программой. С наступлением лета удаётся возобновлять практику кинопоказов.
Кроме того, автоклубы часто используются и для проведения национальных праздников: перед сельской публикой выступило огромное количество самодеятельных творческих коллективов.
Возможности автоклубов зимой абсолютно такие же, как и летом. Передвижные центры имеют хорошую проходимость. Они представлены в четырех категориях: на базе шасси «КамАЗ», «ГАЗон Next», «Газель» или их аналогах, разработанных с учётом климатических и географических особенностей регионов. Зимой автоклубы могут быть использованы для новогодних и рождественских выступлений, проведения игр и выездных мероприятий в Крещение, на Масленницу и в другие праздники.
Все эти мероприятия будут проводиться только в тех форматах, которые допустимы с учётом эпидемиологической ситуации.
На территории районов, куда поставляются автоклубы, находятся села, большинство из которых не имеют собственных домов культуры.
На сегодняшний день деятельность автоклубов получила много положительных откликов и признана одной из лучших форм по приобщению жителей села к культурным ценностям. Проект показал свою эффективность, и теперь регионы сами проявляют инициативу. Перед тем, как удовлетворить заявку региона по приобретению автоклуба, Минкультуры России рассматривает план работы этих передвижных культурных центров.
Всего в рамках нацпроекта «Культура» для муниципалитетов будет закуплено 600 автоклубов, которые проводят культурно-досуговые мероприятия в самых отдаленных, труднодоступных городах и селах. Таким образом, до конца 2024 года многофункциональными передвижными культурными центрами будут обеспечены все муниципальные районы страны.
Культура – малым селам. Воронежская область впервые за 30 лет получила автоклубы
Культура – малым селам. Воронежская область впервые за 30 лет получила автоклубы
Семь районов Воронежской области получили новые многофункциональные автоклубы стоимостью 38 млн рублей в рамках нацпроекта «Культура» в среду, 5 августа. Теперь творческие коллективы смогут приезжать с концертами, поэтическими вечерами, выставками в самые отдаленные села и деревни. Ключи от машин получили главы муниципальных отделов культуры Богучарского, Верхнехавского, Новохоперского, Острогожского, Подгоренского, Панинского и Таловского районов.
Автоклуб оборудован на базе автомобиля «ГАЗон Next». Комплектация предусматривает сцену-трансформер, звуковое, компьютерное и мультимедийное оборудование. Машина оснащена диджейским пультом, усилителями, дизель-генератором и автономными источниками электроэнергии. Кроме того, за счет оснащения передвижных центров интернетом могут быть организованы онлайн-трансляции культурных мероприятий. В зависимости от поставленных задач буквально за 30 минут автоклуб может превратиться в кинотеатр, концертный зал, лекторий или библиотеку.
Право первыми выступить на новой сцене предоставили мобильному коллективу, народному ансамблю «Русский стиль».
Руководитель департамента культуры Воронежской области Мария Мазур поздравила коллег с приобретением:
– В такие моменты чувствуется гордость за сферу культуры. Благодаря нацпроекту «Культура» в этом году область получила семь многофункциональных культурных центров, которые позволят на территории семи муниципальных районов проводить абсолютно разные мероприятия любого уровня. Это мощное транспортное средство с мобильной автосценой, современным звуковым, световым и киноборудованием, с помощью которых можно доносить культуру до каждого жителя даже в самой отдаленной местности.
Поступление автоклубов – не единственная «обновка» для воронежской культуры в 2020 году. До конца года произойдет еще несколько важных событий в сфере: в регионе откроется три Дома культуры, два виртуальных концертных зала, две мобильные библиотеки, созданные по модельному стандарту с современным оборудованием.
Выездные культурно-развлекательные мероприятия проводили в СССР повсеместно. Агитбригады и мобильные кинобудки пользовались у жителей сел большой популярностью. С развалом Советского Союза такая практика сошла на нет. Творческий коллектив со своей постановкой или машина с кинопроектором и колонками могли приехать в детский лагерь или в село, но массового характера это больше не носило. Дома культуры или простаивали и разрушались, или использовались как помещение под совершенно другие нужды.
О том, что культурную жизнь в села нужно возвращать, начали задумываться с 2012 года. Федеральная целевая программа «Культура России», а затем сменивший ее национальный проект «Культура» предполагали, что в районах отремонтируют и построят заново многочисленные культурные учреждения. Но для небольших населенных пунктов, где Домов культуры никогда и не было, а численность жителей может не дотягивать и до 100 человек, строительство такого стационарного центра не всегда целесообразно. Здесь и пригодилась советская практика. В регионы с такими небольшими деревнями решили направить «дома культуры на колесах».
Руководитель управления культуры Богучарского района Ольга Топоркова отметила важность события для региона:
– Благодаря нацпроекту «Культура» и активной работе департамента культуры области мы получили такие красавцы-автоклубы. В Богучаре первый автоклуб появился в 1967 году, а сегодня у нас две сетевые единицы автоклубов – они хоть и работают на стареньких «Газелях» без современного оборудования, но спасибо и на этом. Последний автоклуб мы получили в 1991 году, и три десятилетия автоклубы не поступали на территорию региона. Мы рады этим машинам – они позволят улучшить качество мероприятий.
Ольга Топоркова поделилась с коллегами наработками:
– Мы рассматриваем автоклуб так же, как и раньше, – это передвижной патриотический центр. Более 60 лет у нас проводится патриотическая акция «Память», в рамках которой каждый год перед Днем Победы мы отправляемся в поездку по местам боев. Вместе с нами едут ветераны Афганистана, ветераны Вооруженных сил, сотрудники районного историко-краеведческого музея с интересной экспозицией, а также концертные бригады. Эта акция послужила хорошей школой патриотизма нескольким поколениям учащихся, участников самодеятельности, жителей района.
Не менее активно, по словам руководителя управления культуры, в районе используют автоклуб зимой. Не всегда погода располагает к выступлениям на открытых площадках. И тут на помощь приходит автоклуб. Для детей из отдаленных сел, где нет стационарных клубных учреждений, участники автоклуба проводят занимательные выставки, игры, викторины, квесты. Любимы у местного населения вечера «Литературного десанта» из народных поэтов, писателей, прозаиков, краеведов. Автоклуб постоянно задействован в организации праздников села, разнообразных концертов, детских познавательных программ. Также автоклубы мониторят состояние памятников и братских могил по всему району и подвозят жителей малых сел на районные культурные мероприятия. Словом, работы много.
Ольга Топоркова выразила надежду, что с новым автоклубом в районе появится возможность внедрить новые формы работы. Например, устроить показ мультимедийных презентаций «Родное село» – жители всегда радуются, когда видят себя на экране.
Всего в рамках национального проекта «Культура» в период с 2019 по 2024 год в регионы Российской Федерации поступят 600 многофункциональных передвижных культурных центров. Расходы по обслуживанию спецтехники и ее содержанию в дальнейшем возьмут на себя муниципальные образования в рамках соглашения с регионом.
Инфографика: что внутри у автоклубов и как они спасают культуру в регионах
В рамках нацпроекта «Культура» интересный и разнообразный досуг должен стать доступен жителям даже небольших и отдаленных населенных пунктов. Там, где нет возможности открыть Дом культуры, библиотеку или концертный зал, на помощь приходят автоклубы. Уже до конца года эти передвижные мобильные центры появятся более чем в 20 регионах России.
Замминистра культуры РФ Ольга Ярилова называет программу приобретения автоклубов «одним из прорывов нацпроекта». По ее словам, в настоящее время в России около 100 тыс. населенных пунктов, где полностью отсутствуют стационарные учреждения культуры, а к 2024 году в каждом из 1800 муниципалитетов РФ будет работать хотя бы один передвижной культурный центр. Портал «Будущее России. Национальные проекты» публикует инфографику, которая показывает, как работают автоклубы и зачем они нужны.
Национальный проект «Культура» состоит из трех федеральных проектов: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». Проект «Культурная среда» обеспечит качественно новый уровень развития отраслевой инфраструктуры. Бюджет нацпроекта на период с 2019 по 2024 год составляет порядка 113,5 млрд рублей.
В рамках «Культурной среды» муниципалитеты получат не менее 660 модельных библиотек, 1200 современных кинозалов, 500 отремонтированных домов культуры. Для обслуживания населенных пунктов, в которых отсутствуют стационарные учреждения культуры, будет создано 600 автоклубов. 1700 школ искусств и 100 музыкальных училищ получат новые музыкальные инструменты и специальное оборудование. Кроме того, будут реконструированы и переоснащены 40 детских театров, что позволит не только обновить репертуар, но и увеличить посещаемость.
Основной задачей второго федерального проекта, «Творческие люди», является поддержка творческих инициатив населения, в том числе гранты любительским коллективам, а также повышение квалификации. Предполагается, что около 200 тыс. творческих и управленческих кадров в сфере культуры повысят квалификацию на базе центров непрерывного образования и повышения квалификации за 2019–2024 годы. Всего к концу 2021 года для этого планируется создать 15 центров непрерывного образования и повышения квалификации. Кроме того, за шесть лет любительским творческим коллективам будет выделено порядка 120 грантов.
В рамках программы «Цифровая культура» появится 500 виртуальных концертных залов, будет организовано 600 онлайн-трансляций. Национальная электронная библиотека получит 48 тысяч оцифрованных книжных памятников. Будет развиваться и проект дополненной реальности Artefact, который представит 450 цифровых гидов по лучшим выставочным проектам.
Основным результатом реализации национального проекта должно стать увеличение числа посещений учреждений культуры к 2024 году на 15% и числа обращений к культурным цифровым ресурсам в пять раз.
Куратором нацпроекта назначена заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец, руководителем — Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский.