Автокредит 1 процент в чем подвох
Автокредитная ловушка. Как «авто со скидкой» превращается в «авто с наценкой»
Всё чаще автосалоны стали предлагать интересную, на первый взгляд, сделку: автомобиль они продают со скидкой, но для этого клиенту надо оформить кредит. Условия вроде бы соблазнительные: обязательства перед банком можно погасить досрочно, хоть завтра, а 10–20 тысяч рублей скидки (а зачастую 50–100 тысяч рублей) совсем не лишние. Однако в итоге доверчивый клиент теряет деньги. В чём тут подвох?
Фото © ТАСС / Абрамов Денис
Предприниматель Николай ещё в прошлом году хотел поменять свою автомашину на новую и даже скопил для этого достаточную сумму. Но из-за неопределённости в финансовых перспективах в связи с пандемией покупка отсрочилась до сентября, когда цены на новые автомобили выросли. Решив, что дальше откладывать покупку машины нельзя, он обратился к одному из крупных автодилеров. И каково же было его удивление, когда продавец вместо того, чтобы просто оформить покупку, стал настойчиво предлагать Николаю приобрести этот же автомобиль, но в кредит, причём по более низкой цене, со скидкой. При этом продавец уверял, что погасить кредит можно в течение ближайших дней и Николаю даже не придётся платить проценты по кредиту.
Интернет пестрит подобными историями. Автосалоны предоставляют скидку за покупку автомобиля в кредит, и это предложение покупатель сможет использовать для экономии — закрыть кредит в максимально короткие сроки, не платя проценты, и остаться в плюсе. На поверку, как правило, всё обстоит несколько по-другому.
Автомобиль с подвохом
Сколько стоит дом построить. Налоговики теперь отказывают в вычетах
В современных реалиях большинство автосалонов, если они работают без «серых» схем, не могут себе позволить установить слишком большую наценку на новое авто, так как в этом случае выигрывают конкуренты, поэтому основной доход автопродавцов сейчас формируется не от продажи автомобиля, а от предложения услуг своего сервиса и продажи финансовых продуктов «дружественных» банков и страховых компаний, при этом дилер получает с каждого кредита и страхового полиса агентскую комиссию от пяти до десяти процентов, а это больше, чем скидка, которую они предоставляют своему покупателю.
Очевидно, что для покупателя не имеет значения, сколько зарабатывает автосалон, особенно если этому покупателю кажется, что можно сэкономить на покупке.
Фото © ТАСС / Матыцин Валерий
Так же рассуждал и Николай до той поры, пока не подсчитал финальную цифру расходов, которые образовались у него в результате приобретения кредитного авто со скидкой.
Банк себя не обидит
Сейчас, как правило, во всех автосалонах можно оформить два принципиально разных вида кредита: автокредит (при этом виде кредитования конкретная машина передаётся в залог банку) или потребительский кредит (в этом случае залог не оформляется, а сумма такого кредита будет совпадать со стоимостью нужной машины).
Николай, когда согласился приобретать машину с использованием кредита, сразу отмёл вариант с автокредитом, так как не хотел возиться с исполнением требований банка по оформлению залога, а на потребительский на год согласился, тем более менеджер в автосалоне подсказал, что согласно закону кредит можно вернуть, главное — уложиться в срок 14 дней (ст. 11 Федерального закона № 353-ФЗ «О потребительском кредите»).
Фото © ТАСС / Матыцин Валерий
Николай, довольный своей покупкой со скидкой, уехал из автосалона на новом автомобиле, а через день заехал в банк, который ему оформлял кредит, и внёс на счёт, с которого банк должен производить списание для погашения кредита, всю сумму, которая должна была обеспечить полный расчёт с банком.
В результате получилось: автосалон продавал автомашину за 2 910 000 рублей, с «кредитной скидкой» машина обошлась Николаю 2 900 000 + 1 495,68 (за пользование кредитом), то есть чистая выгода составила всего 8 504,32 рубля, но всё равно хорошо.
Налог на отдых. Сколько придётся платить за вход в природные парки
Однако радость Николая испарилась, когда в следующем месяце он получил SMS-уведомление от банка о списании очередного платежа по своему кредиту. Мужчина тут же приехал в банк, где выяснил, что он внёс неправильную сумму полного погашения. Оказалось, что за пользование кредитом надо было внести не 1 495,68 рубля, а 2243 (всё из-за хитромудрого порядка расчёта процентов). То есть на счёте для полного погашения не хватило 747,32 рубля, а так как заявления от Николая на полное либо частичное погашение не поступало, то банк списал только платёж, предусмотренный кредитным договором за месяц — 253 609 рублей. Порядок списания средств был изложен в тексте договора, который Николай прочёл невнимательно, иначе он бы заметил, что был должен в течение первого месяца пользования кредитом застраховать свою жизнь, здоровье и случай потери работы, иначе процентная ставка по кредиту увеличивалась. В банке на это обратили внимание и предложили обслуживать кредит на новых условиях. Николай, чтобы не платить повышенный процент, ещё внёс на счёт порядка 20 000 рублей — и только после этого смог полностью рассчитаться с банком. То есть вместо экономии он за свою машину переплатил порядка 12 тысяч рублей и потратил своё время и нервы.
Впрочем, на большие суммы «попадают» клиенты автосалонов, если для приобретения авто со скидкой соглашаются ещё и на автокредитование. Тут банк попросит не только оформить приобретённую машину в залог, но и приобрести сразу набор страховых продуктов: минимум ОСАГО плюс каско и отдельно ещё страхование жизни. Отказаться от всех этих страховок, даже при условии досрочного погашения кредита, совсем бесплатно не получится. Тут действует другая схема, которая позволяет легально обходить закон № 353-ФЗ.
Фото © ТАСС / Бобылев Сергей
Всё просто: отказаться от ОСАГО, даже если погасить кредит, не получится, потому что без ОСАГО управлять автомашиной в России нельзя. Отказ от каско при погашенном кредите возможен, но, как правило, всю сумму не вернут — вычтут «период действия страховки». А что касается страхования жизни — банк заранее заключает единый договор со страховой компанией (чаще всего аффилированной с банком) и безусловно предлагает своим заёмщикам присоединиться к этому договору. Стоимость такого страхования — 1,5–2% от суммы займа, а в случае отказа от страховки банк либо откажет в кредите, либо ставка станет значительно выше рыночной. При этом, если будет осуществляться полное досрочное погашение, заёмщик обязан уведомить и банк, и страховую компанию заранее, после этого в банке провести перерасчёт, погасить кредит и получить документы, необходимые для снятия обременения (потребуется ещё отвезти справку в ГИБДД), а в страховой компании получить согласование на выплату уплаченной страховой премии за вычетом той её части, которая пропорциональна истекшему периоду страхования, если не произошло страхового случая.
Как правило, страховщики возвращают не более 30–40%, но в ряде случаев ссылаются на невозможность немедленного возврата, так как коллективный договор, к которому присоединился заёмщик, действует, а значит, все его участники должны исполнять обязательства до истечения срока. В зависимости от марки и модели автомашины стоимость «страхового пакета» может быть и 200, и 400 тысяч рублей, а максимальные скидки в автосалонах на машину в кредит — примерно 50 тысяч, максимум 100 тысяч рублей.
То есть автосалон получает доход от продажи плюс агентское вознаграждение от банка и страховой компании, банк получает доход в виде процентов плюс от оборота средств, страховая компания — доход от продажи своих полисов плюс от оборота средств, размещённых на счетах в дружественных банках. А оплачивает всё это заёмщик, который решил приобрести «авто со скидкой».
Топ-3 автокредитов на подержанные машины. Разбор Банки.ру
Без первоначального взноса, без каско и даже в рассрочку. Отобрали лучшие предложения среди лидеров автокредитования.
В последнее время автомобиль из средства передвижения все больше переходит в категорию роскоши. Средний тариф уже перешагнул уровень в 2 млн рублей, причем при такой стоимости машин еще и нет — практически любую иномарку надо заказывать и ждать в лучшем случае полгода. В наличии сейчас, как правило, только автомобили, обильно напичканные дилерами допопциями, ценник за которые свободно может подбираться к стоимости авто в базовой комплектации. Например, машина, которая стоит 1,6 млн рублей, с дополнительными опциями продается за 2,8 млн рублей — и это не теоретический, а реальный пример. При таком раскладе неудивительно, что покупатели с первичного рынка автомобилей сейчас активно переориентируются на вторичный.
Правда, из-за космических цен на новые автомобили б/у машины за последний год тоже ощутимо подорожали. При этом далеко не все банки готовы выдавать кредиты на подержанные авто, и ставки по таким займам всегда выше. Кроме того, по ним почти всегда требуется страхование как жизни заемщика, так и автомобиля. Страховой тариф на автомобили с пробегом высокий, и при небольших авариях зачастую самому отремонтировать машину выходит дешевле, чем покупать полис. В любом случае, когда берешь кредит, страховки — и особенно каско — серьезно увеличивают финансовую нагрузку. Поэтому лучше, когда можно взять заем под невысокую ставку и решать страховой вопрос самостоятельно, а не по принуждению банка.
Исходя из этого мы и искали лучшие кредиты на подержанные машины. Отбор в наш шорт-лист шел среди банков — лидеров в автокредитовании по итогам первого полугодия 2021 года — такое исследование в конце августа провел Банки.ру.
Наш топ-3 мы сформировали из оценки кредитов в 1,5 млн рублей. И вот что у нас получилось.
3-е место: «Кредит на покупку авто у частного лица» от РГС Банка
Ставка — от 5,9% до 13,9% годовых.
Каско не обязательно.
Срок — от одного года до пяти лет.
Максимальная сумма — 3 млн рублей.
Первоначальный взнос не требуется.
Залог покупаемого автомобиля — обязательно.
Займы на покупку подержанных машин не у автодилеров, а с рук — продукт редкий. А уж банки, кредитующие по адекватным ставкам, совсем наперечет. В РГС Банке даже базовая ставка для такого вида кредитов невысокая — 13,9% годовых. При этом ее можно сильно урезать. Если вы оформите личное страхование, ставка снизится до 8,9%. Если вдобавок купите каско, скинут еще 3%. Таким образом, ставку можно опустить до 5,9% годовых.
Платить за страховку или нет — дело сугубо индивидуальное. Так как для каждого страховые тарифы будут свои, лучше заранее посчитать, в какую переплату вам обойдется кредит с полисами и без. Сопоставив суммы, уже можно принимать решение.
Кроме страховок, никаких дополнительных расходов по автокредиту РГС Банка нет. Срок кредита на ставку не влияет, она будет одинаковой и для одного года, и для пяти лет. Другой несомненный плюс — отсутствие требований по первоначальному взносу.
Также нет никаких ограничений по приобретаемой машине, главное — она должна быть легковой. После сделки авто придется передать в залог банку.
2-е место: «Кредит на покупку подержанного автомобиля» от Газпромбанка
Ставка — от 6,9% до 15,9% годовых при кредите до 3 млн рублей.
Каско не обязательно.
Срок — от 13 месяцев до пяти лет.
Максимальная сумма — 5 млн рублей.
Первоначальный взнос не требуется.
Залог приобретаемого автомобиля — не обязательно.
Программа Газпромбанка хоть и именуется автокредитом, но фактически это нецелевой кредит наличными. Можно взять деньги и тратить их на что угодно, поскольку нет требования обязательной передачи машины в залог. Правда, при таком варианте ставка будет выше. Впрочем, более существенно на размер ставки влияет личное страхование — без полиса ставка взлетит сразу на 7%. При кредите до 3 млн рублей без залога и страхования ставка составит 15,9%, а вот с обеими этими опциями — всего 6,9%.
Никаких требований по каско в Газпромбанке нет. Так как кредит, по сути, нецелевой, руки у заемщика развязаны гораздо сильнее. Можно покупать любую машину: как у частника, так и в салоне. Именно поэтому продукту Газпромбанка мы и отдали «серебро».
В Газпромбанке ждут заемщиков от 20 до 70 лет.
1-е место: «Авторассрочка с «Халвой» на автомобили с пробегом» от Совкомбанка
Ставка — 0%.
Каско обязательно.
Срок — от 18 месяцев до двух лет.
Максимальная сумма — 4,9 млн рублей.
Первоначальный взнос не требуется.
Залог покупаемого автомобиля — обязательно.
Совкомбанк предлагает не кредит, а рассрочку на б/у машины, то есть не придется платить вообще никаких процентов. Собственно, поэтому мы и отдаем чемпионство Совкомбанку.
Но, как известно, если где-то прибыло, то где-то и убыло. Если нет процентов, значит, есть какие-то ограничения.
Начнем с того, что рассрочка предоставляется только автодилерами, которые сотрудничают с Совкомбанком, причем не всеми и не на все машины. Так что наличие рассрочки надо уточнять в каждом конкретном автосалоне.
Другой серьезный минус — обязательное оформление каско, хотя покупка полиса в любом случае обойдется дешевле, чем уплата процентов по кредиту. К тому же не требуется личное страхование заемщика.
Ну и главное — для рассрочки обязательно надо оформить карту «Халва», благо она бесплатная, и оплачивать ею покупки на 10 000 рублей в месяц. Причем эту сумму надо потратить не за один раз, а не менее чем за пять операций — например, сделать пять покупок по 2 000 рублей. Если по «Халве» у вас будет кредитный лимит, можно тратить не только свои, но и заемные деньги. При выполнении условий оборота по карте у вас и будет действовать рассрочка. Если требование не соблюдается, сразу прилетит разовый штраф в размере ежемесячного платежа по рассрочке. За повторные нарушения санкции мягче — неустойка в 20% годовых.
Рассчитывается рассрочка просто: потраченная сумма делится на количество месяцев. Так как рассрочку можно получить максимум на два года, ежемесячный платеж может быть достаточно большой. К примеру, за авто стоимостью 1,5 млн рублей каждый месяц в течение двух лет придется отдавать 62 500 рублей. Поэтому, прежде чем брать рассрочку, здраво оцените, действительно ли вы потянете ежемесячный платеж. Поскольку при просрочке постоянно будет «капать» неустойка в 20% годовых, рассрочка может обойтись дороже кредита. Если нет стопроцентной уверенности, что вы осилите платежи по рассрочке, лучше все-таки взять кредит, но с более длинным сроком. Да, по нему придется платить проценты, но ежемесячный платеж из-за большего срока будет меньше.
В целом же никаких подвохов в рассрочке Совкомбанка нет. Если выполнять все условия, дополнительно платить за машину действительно ничего не придется. Кстати, в Совкомбанке есть рассрочка не только на машины с пробегом, но и на новые.
\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t
Плюсы и минусы автокредитования в 2021 году
Кредит на машину — возможность стать владельцем автомобиля без ожидания и необходимости копить. Срок и условия предоставления банковского займа зависят от категории кредитного продукта: потребительский или целевой. А вот возможность получения такого кредита, его плюсы и минусы зависят не только от условий договора, но и правильного подхода заемщика к своим финансам. Стоит ли брать кредит на машину в 2021 году и что нужно знать?
Виды кредитования на покупку автомобиля
Автокредит — это целевой займ на приобретение автомобиля, выдаваемый под залог приобретаемой машины. Поскольку имущество до окончания выплат по договору принадлежит банку, необходимы гарантии его сохранности, а именно — обязательное оформление КАСКО на весь период кредитования. Автокредит позволяет:
получить кредит по паспорту в день обращения
снизить переплаты за счет более низкой ставки, чем при потребительском
обойтись без залога и первоначального взноса
Важным моментом является целевое использование средств. Большинство автокредитов выдаются адресно в дилерских центрах, а для их получения может потребоваться еще и страхование жизни заемщика, что увеличивает общую стоимость машины. Автокредит предоставляется на срок от 3 до 7 лет в зависимости от банка. Нахождение автомобиля в залоге у банка налагает запрет на продажу.
Потребительский кредит позволяет взять деньги на приобретение автомобиля без объяснения цели. Формально такой кредит можно потратить и на другую покупку — главное, соблюдать график платежей. К преимуществам потребительских программ кредитования на покупку машин относятся:
Отсутствие требований к выбору авто: клиент просто подает заявку на сайте и получает деньги. В Райффайзенбанке деньги можно получить наличными или дебетовую карту с начисленными средствами.
Нет необходимости оформлять КАСКО — машина сразу оформляется на клиента, он получает все документы и несет ответственность за транспортное средство сам. Поскольку КАСКО может составлять до 12% стоимости авто, это повышает стоимость приобретения, но в случае с потребительским кредитованием — помогает сэкономить.
Машину можно продавать, сдавать в аренду и использовать для бизнеса. Банк не налагает требований к пробегу, не ограничивает регистрацию. Просто вовремя платите по кредиту, чтобы не допускать просрочек и пеней.
Поскольку автомобиль не передается в залог, и для большинства потребительских кредитов обеспечение не требуется, ставки по нему выше. Но этот продукт более гибкий: банки запрашивают разный список документов при разных суммах, предлагают дифференцированную ставку при подключении финансовой защиты и разном сроке кредитования.
Сравнивая автокредит и потребительское кредитование, необходимо отметить, что:
для принятия решения требуется расчет общей переплаты с учетом процентной ставки и оплаты страховок
форма кредитования может налагать ограничения на распоряжение автомобилем
Плюсы и минусы покупки авто в кредит
Кредит — это удорожание автомобиля уплаты процентов банку. В случае автокредита, это еще и дополнительные расходы на страхование. Тем не менее, кредит имеет много плюсов:
если вам срочно нужна машина, ее можно сразу купить
при заключении договора стоимость автомобиля фиксируется, вы защищены от роста цен на авто, который связан не только с инфляцией, но и курсом валют и политикой брендов
воспитание финансовой дисциплины — когда вы копите сами, вы можете добавить меньше или даже израсходовать часть отложенных средств. Кредит приучает планировать расходы: сохраните методику планирования после завершения выплат, чтобы накопить на новые цели самостоятельно
Минусы у кредита есть:
если это автокредит, а не потребительский, вы ограничены выбором автомобилей и условиями — дилеры могут работать только с определенным банком или банк только с конкретными дилерами
если с машиной случится, кредит все равно надо выплатить до конца
при невозможности своевременного гашения по графику возникают пени, штрафы
Исключить часть негативных факторов позволит выбор правильной категории продукта. Если кредит потребительский, машину можно продать и закрыть долг перед банком — способы погашения разрешают досрочное гашение.
Стоит ли брать машину в кредит в 2021
С точки зрения экономического планирования, ни один год не отличается от другого. В основе решения должна быть оценка своей платежеспособности, наличия финансового резерва. Брать машину не стоит, если кредит будет занимать до половины вашего дохода, а у вас:
ожидается изменение состава семьи — свадьба, рождение ребенка
начат ремонт или строительство
возможно сокращение доходов — заканчивается трудовой контракт, ожидается выход на пенсию
нет никаких собственных накоплений, которые позволят 2–3 месяца платить по кредиту при отсутствии дохода
В остальных ситуациях кредитование под покупку авто продолжает оставаться выгодным. Рост цен на машины не останавливается, в первой половине 2020 года цены на автомобили поднимались от 3 до 15%*, что связано не только с инфляцией и курсом, но и дефицитом определенных марок и типов авто падения производства на фоне пандемии. В 2021 году ожидается очередной рост до 5% **, и нет гарантий, что в конце года не будет новой корректировки. Процентная ставка по кредиту фиксированная, она сохраняется на весь срок действия договора, а значит, финальная стоимость машины не изменится.
Райффайзенбанк предлагает кредит на приобретение автомобиля без залога и требований оформления КАСКО на срок до 5 лет с принятием решения по заявке за 1 минуту. По паспорту можно получить сумму до 600 000 рублей, для получения максимальной суммы потребуется подтверждение дохода. Подать заявку можно онлайн на сайте банка.
Машина с сюрпризом. Подводные камни автокредита
Весной продажи в автосалонах традиционно растут. Клиенты предпочитают покупать новую машину перед тёплым сезоном. Растёт и интерес к автокредитам. При этом счастливые обладатели новенького авто порой и не догадываются, какие сюрпризы им приготовил банк и сколько они переплатили дилеру. Лайф выяснил, на какие уловки идут кредиторы при выдаче автозаймов, как выгодно купить автомобиль и не переплатить банку.
Фото: © РИА Новости/Евгений Епанчинцев
Для многих автовладельцев машина — это не просто средство передвижения, а показатель статуса и личного успеха. Именно поэтому даже при скромном доходе россияне всё чаще покупают машину не по средствам. Это одна из причин, по которой число выданных автозаймов и суммы кредитов постоянно растут. Так, по последней статистике Объединённого кредитного бюро, только в январе этого года сумма нового автокредита выросла с 728 до 826 тыс. рублей. Это на 13% больше, чем в том же месяце год назад.
Фото: © РИА новости / Игорь Зарембо
— Прежде чем взять автокредит, нужно хорошо подумать: а нужна ли вам такая дорогая машина, — советует аналитик ООО «Эксперт плюс» Кирилл Стариков. — Надо понимать, что покупка автомобиля — это не инвестиция, а всегда только затраты. Кредитный автомобиль — это вдвойне затратно. Главное, ещё перед покупкой определиться, насколько ощутимой для вас будет выплата по кредиту. При этом нельзя стесняться попросить менеджера расписать вам ежемесячные траты, все подводные скрытые платежи подробно с разъяснением каждого пункта договора. Такие расклады по оплате в вашем конкретном случае нужно сравнить по всем банкам, которые укладываются в ваши критерии выбора. Чем более детальный план вы составите и подготовите до момента оформления кредита, тем проще пройдёт процесс выплаты без обмана и попыток банка навязать вам изменение условий.
Действительно, большинство клиентов платят по кредиту больше, чем планировали, именно из-за того, что невнимательно читали договор. В первую очередь покупатели обращают внимание на процентную ставку по кредиту. При этом мало кто задумывается, что обслуживание кредита процентной ставкой не ограничивается. Условия обслуживания в разных компаниях могут серьёзно отличаться. Отличаются комиссии за ведение счёта, ОСАГО, каско, требование к страхованию жизни и здоровья заёмщика, пояснил эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. Таким образом, привлекательное на первый взгляд предложение может в разы увеличить размер переплаты.
Чтобы избежать существенной переплаты, не стоит брать кредит, если на руках нет 50% от полной стоимости машины. В худшем случае минимальный первоначальный взнос должен быть хотя бы не меньше 20%. Нужно ознакомиться и с условиями досрочного погашения кредита. В отличие, например, от квартиры, машина теряет в цене сразу после покупки. Чем старше авто, тем дешевле оно стоит. Соответственно, имеет смысл как можно быстрее выплачивать автокредит, а для этого нужно посмотреть, устраивают ли вас условия досрочного погашения. При использовании аннуитетного платежа (ежемесячные выплаты неизменны на протяжении всего периода кредитования) это позволит неплохо сэкономить, пояснил Геннадий Николаев.
Фото: © РИА Новости / Евгений Епанчинцев
— Беспроцентный кредит, который часто предлагается клиентам автосалонов, также влечёт за собой определённые проблемы, — отметил первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. — На самом деле это рассрочка. Причём с довольно жёсткими условиями, в частности, сокращением времени выплаты до одного года и первоначальным взносом, который составит половину цены авто.
Отдельно стоит обратить внимание на страховку, ведь именно она чаще всего и составляет значительную часть расходов при покупке кредитного авто. Каско в этом случае обязательно. Впрочем, и на страховке кредитного авто можно сэкономить. Отдельные бренды предлагают страховку сразу на три года, рассказал ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. Цена за год получается заметно ниже, чем если бы пришлось платить ежегодно. Поэтому данный вопрос тоже рекомендуется изучить. И наконец, при покупке машины обязательно необходимо торговаться, пытаться получить максимальное количество дополнительных опций, например коврики в авто, сигнализацию, зимнюю резину в виде бонуса. Это удешевит общую стоимость машины и поможет сэкономить на этих дополнительных расходах в будущем.
— Надо помнить, что кредит на машины является залоговым, — отметил директор СРО «НАПКА» Борис Воронин. — Поэтому, в отличие от карточных или потребительских кредитов, здесь есть что терять. В случае просрочки банк заберёт машину. И чем дольше срок выплаты кредита, тем выше шанс остаться без автомобиля. Как показывает практика, в большинстве случаев проблемы с выплатами у заёмщиков начинаются не сразу, а спустя год-два после оформления кредита.