Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте что за профессия
Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте что за профессия
«Люди в тысячу раз больше хлопочут о приобретении богатства, чем об образовании ума и души, хотя то, что есть в человеке, для нашего счастья несомненно важнее того, что есть у человека.»
Каждый из нас, садясь в поезд, хочет быть уверенным, что в пути следования с поездом ничего не случится. Безопасность движения пассажирских и грузовых поездов обеспечат выпускники специальности «Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)».
Именно они изучают системы и устройства интервального регулирования движения поездов и вопросы обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте. В перечень изучаемых устройств входят как простейшие из них (реле, светофоры, трансформаторы, стрелочные переводы, рельсовые цепи, транзисторы, интегральные микросхемы), так и системы управления движением на станциях, на перегонах (между станциями). На смену системам релейным идут электронные и цифровые системы телеуправления и контроля. На этой же специальности изучают устройства ДИСК, КТСМ (системы диагностики подвижного состава на ходу поезда), АЛСН (автоматическая локомотивная сигнализация), САУТ (система автоматического управления тормозами) и многое другое. В настоящее время внедряются автоматизированные рабочие места (АРМы), которые позволяют руководителям любого уровня вести дистанционный мониторинг состояния станционных путей, перегонных светофоров, устройств электропитания, находясь за экраном компьютера. Все эти устройства состоят из тысяч электронных элементов, объединенных вместе и решающих нужную задачу, поэтому знания электроники и вычислительной техники просто необходимы.
Ко всем этим устройствам предъявляются очень жесткие требования, так как от их надежной работы зависит безопасность движения поездов. Наряду с теорией большое внимание уделяется практическому обучению, например, строительству и монтажу устройств автоматики. В общем, это настоящая мужская профессия.
Подобные системы автоматики и управления широко используются в самых различных отраслях промышленности. Например, в системах управления станками, производственными линиями. Поэтому выпускники этой специальности находят применение своим силам и знаниям не только на железнодорожном транспорте.
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по техническому обслуживанию устройств систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ).
Для подготовки специалистов со столь высокими требованиями на отделении имеются специализированные лаборатории (перегонных систем автоматики, станционных систем автоматики, основ автоматики и электропитания устройств АТМ), специализированные учебные мастерские и учебный полигон с самым современным оборудованием, применяемым в настоящее время на производстве.
27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)
Квалификация выпускника – техник
Выпускники 9 классов поступают на первый курс и обучаются по очной форме 3 года 10 месяцев. Выпускники 11 классов обучаются 2 года 10 месяцев.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Область профессиональной деятельности выпускников: построение и эксплуатация устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки (далее — СЦБ) и железнодорожной автоматики и телемеханики (далее — ЖАТ); техническое обслуживание, ремонт, монтаж и пуско-наладочные работы устройств и систем СЦБ и ЖАТ; ремонт, регулировка и испытание приборов, блоков и устройств аппаратуры СЦБ и ЖАТ.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
— перегонные системы железнодорожной автоматики и телемеханики;
— станционные системы железнодорожной автоматики и телемеханики;
— технология обслуживания устройств СЦБ и систем ЖАТ;
— микропроцессорные и диагностические системы железнодорожной автоматики;
— приборы и устройства СЦБ, ЖАТ;
— первичные трудовые коллективы.
Техник готовится к следующим видам деятельности:
— Построение и эксплуатация станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем железнодорожной автоматики.
— Техническое обслуживание устройств систем СЦБ и ЖАТ.
— Организация и проведение ремонта и регулировки устройств и приборов систем СЦБ и ЖАТ.
— Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС СПО).
Каких специалистов мы готовим?
В большое число интересных и увлекательных специальностей, имеющихся на железнодорожном транспорте, входят специалисты по автоматике и телемеханике, которые сооружают автоблокировку, диспетчерскую и электрическую централизацию, а также обеспечивают их надежную работу.
Комплекс технических средств железнодорожной автоматики принято называть устройствами сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). С момента, когда прозвучал первый сигнал звукового рожка и поднялся первый сигнальный шар, минуло два века. На смену им пришли сначала семафоры, а потом светофоры. О том, что железная дорога немыслима без сигналов, теперь известно каждому. В настоящее время на железной дороге широко применяют различные средства автоматического и телемеханического управления стрелками и сигналами, которые обеспечивают безопасную доставку пассажиров и грузов до мест их назначения.
Сигнализация – единая система сигналов и технических средств для передачи сигналов. К устройствам сигнализации относятся сигнальные приборы, при помощи которых передают на поезда приказы и извещения о запрещении или разрешении движения, ограничении скорости и т.п.
Централизация — комплекс технических средств для управления стрелками и светофорами на станциях или участках из одного пункта (центра) управлении, используемый с целью улучшения организации и обеспечении безопасности движения поездов.
Блокировка – система автоматики, обеспечивающая разграничение движения поездов по перегону таким образом, чтобы между поездами было расстояние, необходимое для соблюдения условий безопасности (устройства блокировки не допускают открытия сигнала до тех пор, пока участок пути занят другим поездом).
Техник-электромеханик должен уметь выполнять техническое обслуживание и ремонт вышеуказанных устройств, быстро и грамотно выявлять и устранять возникающие неполадки и повреждения.
После окончания техникума выпускников ждут в дистанциях, в проектных организациях и дорожных исследовательских лабораториях, расположенных в районах Московской железной дороги.
Наши выпускники работают в следующих должностях:
После приобретения опыта работы могут занимать должности старшего электромеханика, начальника-участка и др.
Выпускники успешно работают в организациях, связанных с обслуживанием и ремонтом аппаратуры связи, занимаются проектированием, строительством и техническим обслуживанием устройств не только железнодорожном транспорте, но и в других структурах. Службы СЦБ (сигнализации, централизации и блокировок) — это структурные подразделения метрополитенов и железных дорог, в ответственность которых входят задачи обеспечения беспрерывной работы систем организации и безопасности движения поездов.
Работники службы СЦБ считаются элитой железнодорожного транспорта, недаром в их гимне есть такие строки:
Вокзалы, стрелки, блок-участки Привычно связаны в судьбе. Не гонятся за лёгким счастьем Гвардейцы службы СЦБ. Когда работа на пределе И сердце рвётся из груди — Не забывай, на самом деле, Ты СЦБист, ты впереди!
Эта специальность относится к профессиям, связанным с безопасностью движения поездов, поэтому требования к состоянию здоровья абитуриентов достаточно высоки.
ОБУЧЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Общеобразовательные учебные дисциплины
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
Профессиональный учебный цикл
Общепрофессиональные дисциплины
Профессиональные модули
ПМ.01 Построение и эксплуатация станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем железнодорожной автоматики
ПМ.02 Техническое обслуживание устройств систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ)
ПМ.03 Организация и проведение ремонта и регулировки устройств и приборов систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ)
ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Учебная практика
Производственная практика (по профилю специальности)
На данной специальности уделяется много времени изучению устройств и приборов автоматики, телемеханики и связи, которые являются одним из важных элементов технического вооружения железнодорожного транспорта. Весь учебный материал увязан с вопросами охраны труда и техники безопасности.
В ходе практических и лабораторных занятий обучающиеся получают навыки использования электромонтажного оборудования и специальных инструментов, работы с электрическими схемами и технической документацией, обеспечивающие самостоятельное выполнение курсового и дипломного проектирования.
Большое внимание уделяется формированию практических навыков в процессе прохождения различных видов практик, как в кабинетах-лабораториях, так и на предприятиях железнодорожного транспорта. Учебная практика проходит на втором курсе в учебных мастерских, на четвертом курсе — в лабораториях техникума. По окончании третьего курса студенты направляются на практику по профилю специальности — работают на объектах Тульского отделения Московской железной дороги и получают рабочую профессию «монтер СЦБ 4-го разряда». Заканчивается практическое обучение по специальности 27.02.03 преддипломной практикой. Теоретические и практические навыки студенты приобретают в оснащенных кабинетах и лабораториях. Отделение располагает 15 кабинетами и 8 лабораториями. Во всех аудиториях отделения имеются ПЭВМ и мультимедийная техника, современная нормативная и техническая документация. Лаборатории оснащены электронной и микропроцессорной техникой, аппаратами управления, релейным оборудованием. Все это нужно для того, чтобы каждый студент еще до выхода на производство мог иметь представление о своей будущей профессии. В целях получения студентами практических навыков по содержанию и эксплуатации стрелочных переводов, светофоров, путевых коробок на территории техникума оборудован учебный полигон, который широко используется для проведения различных типов занятий.
Дипломные проекты выполняются по различным темам под руководством штатных преподавателей профессиональных модулей и дисциплин и руководителей дипломного проектирования с производства. В рамках дипломного проекта студенты самостоятельно изготавливают действующие устройства, макеты, компьютерные обучающие программы и видеофильмы.
После успешного завершения государственной итоговой аттестации в торжественной обстановке выпускникам вручают дипломы.
Выпускник, освоивший основную образовательную программу техникума по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожный транспорт), может продолжить обучение в ПГУПС, МГУПС (МИИТ) по специальности Автоматика, телемеханика и связь на ж.д. транспорте. Отделение гордится своими выпускниками. Большинство из них посвятило себя железной дороге, работе в службе СЦБ.
27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)
Автоматика и телемеханика — элитная специальность, которая всегда ассоциировалась с последними достижениями науки и техники, в том числе в области электроники, вычислительной техники. Сегодня без систем железнодорожной автоматики и телемеханики невозможно обеспечить требуемые пропускную способность железных дорог и безопасность движения поездов.
Устройства автоматики и телемеханики, или, как их еще называют, средства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), предназначены для автоматизации процессов, связанных с управлением движением поездов, обеспечения безопасности и необходимой пропускной способности, а также повышения производительности труда.
Обычно системы автоматики осуществляют регулирование, контроль и управление объектами, когда расстояние между ними невелико. Если же объекты значительно удалены друг от друга, то вместо систем автоматики применяют системы телемеханики.
Движение поездов, поездная и маневровая работа на станциях осуществляются в условиях непрерывно меняющейся обстановки.
В таких условиях для быстрой передачи различных приказов и указаний машинисту и другим работникам, связанным с движением поездов, применяют сигнализацию.
Она позволяет регулировать движение поездов на перегонах, поездную и маневровую работу на станциях и обеспечивает безопасность движения.
Зачисление на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) в СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена и железнодорожного транспорта» осуществляется на базе основного общего образования (9 классов) на очную форму обучения.
Условия поступления: на основании документов о предшествующем образовании.
Срок обучения – 3 года 10 месяцев (на бюджетной основе).
Квалификация выпускника:: техник-электромеханик.
Результатом подготовки по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) является освоение профессиональных компетенций, включающих в себя способность:
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ:
Выпускники могут работать
После приобретения опыта работы могут занимать должности старшего электромеханика, начальника участка.
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ ОТДЕЛЕНИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА
Отделение
Заведующий отделением
Костров Александр Анатольевич
454091, г.Челябинск, ул. Цвиллинга 56, кабинет № 231, тел.: (351) 219-04-45
Специальность 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)
Присваиваемая квалификация – техник.
Нормативный срок освоения:
Форма обучения – очная.
Уровень образовательной программы — среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена (базовый уровень)
Образовательная программа предусматривает обязательное получение одной из профессий:
Выпускники специальности работают в должностях электромонтеров и электромехаников, как на предприятиях железнодорожного транспорта, так и на промышленных предприятиях города и области.
Возможна работа в сфере электромонтажа, обслуживания и наладки устройств промышленной автоматики, работа с системами до 220В.
В обязанности электромонтера на железнодорожном транспорте входят монтаж, установка и эксплуатация светофоров, стрелок и других электромеханических устройств. После приобретения опыта работы они могут занимать должности электромеханика и старшего электромеханика. Электромеханик работает в релейной, где находятся большинство реле, которые управляют стрелками и светофорами, предотвращают неправильное показание светофора или положение стрелки.
Выпускники работают в следующих организациях:
Данная специальность по праву считается наиболее перспективной, т.к. высококвалифицированные специалисты в области обслуживания, монтажа и пуско-наладочных работ постоянно требуются, как на железнодорожном транспорте, так и на других предприятиях различных отраслей.
Выпускник специальности «Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)» должен ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. При помощи современных систем специалисты своевременно выявляют и устраняют неисправности технических средств, которые могут угрожать безопасной и бесперебойной работе железнодорожного транспорта, а также осуществляют контроль систем, обеспечивающих безопасность движения поездов и сохранность грузов.
Кто-нибудь может рассказать о специальности «Автоматика и телемеханика на на железнодорожном транспорте»?
Разработка систем диспетчерского управления движением поездов.
Компьютерные системы управления стрелками и сигналами на станциях.
Телекоммуникационные системы и технологии.
Разработка автоматизированных рабочих мест для работников сигнализации и связи.
Фундаментальные аспекты атомной и молекулярной спектроскопии.
«Автоматика, телемеханика и связь» является одной из наиболее сложных и интересных областей железнодорожного транспорта, которая в последние годы интенсивно развивается на базе новейших достижений микроэлектронной и микропроцессорной техники, чем объясняется постоянно растущая потребность железных дорог в новых кадрах высокой квалификации.
Инженеры по специализации «Автоматика и телемеханика» работают с ответственными техническими системами, обеспечивающими регулирование движения поездов на станциях, перегонах и больших участках железных дорог. Автоматически снимаемая контрольная информация и вырабатываемые людьми или автоматическими регуляторами команды управления передаются в системах автоматики и телемеханики между движущимися поездами, наземным оборудованием и пунктами управления. Наиболее ответственные задачи проверки условий безопасности движения решаются техническими средствами на электромагнитных реле высшего класса надежности или микроэлектронных устройствах управления повышенной надежности.
Выпускники университетов получают диплом инженера и могут проектировать, монтировать и эксплуатировать железнодорожные системы автоматики, телемеханики и связи. Сложность и разнообразие железнодорожных систем обусловливает широкий кругозор выпускаемых специалистов, что позволяет им работать не только на транспорте, но и в родственных областях: электроавтоматике, связи, радиоэлектронике.