Автономия и автономность в чем разница
Разница между автономией и независимостью
Автономия и Независимость можно рассматривать как синонимы на одном уровне, хотя на другом уровне между этими двумя словами есть разница. Сходство между автономией и независимостью связано с идеей сво
Содержание:
Что такое автономия?
Учитель поощряет самостоятельность учеников в классе.
В консультировании часто считается, что автономия клиента является ключевым принципом, который следует уважать.
В обоих примерах обратите внимание, как в предложении проявляется роль силы. В отличие от независимости, люди имеют власть, а не свободу, принимать собственные решения.
Слово автономия также используется в контексте штатов или регионов, чтобы подчеркнуть, что они самоуправляемы. Это объясняет, что такие страны обладают определенной властью устанавливать свои правила и положения.
Важно продвигать автономию ребенка
Что такое независимость?
Народ радовался обретению независимости после стольких лет страданий.
Она всегда была независимой женщиной.
В приведенных выше примерах идея независимости подчеркивает свободу человека или группы. В отличие от автономии, больше внимания уделяется свободе выбора и жизни так, как это нравится человеку, без особого внимания к правилам. Independent также подчеркивает, что у вас достаточно денег, чтобы прокормить себя.
Независимое также используется как существительное для обозначения человека, который является независимым, или человека, который голосует свободно и без какой-либо принадлежности.
После волны деколонизации многие государства стали независимыми.
В чем разница между автономией и независимостью?
Определения автономии и независимости:
Характеристики автономии и независимости:
Имя прилагательное:
Автономность: Прилагательное автономный.
Независимость: Прилагательное независимое.
Фокус:
Автономность: Основное внимание уделяется индивидуальной силе.
Независимость: Основное внимание уделяется тому, чтобы не зависеть и не поддаваться влиянию.
1. «Детские шарики». [CC BY 2.0] через Commons
2. Политическая карта мира Автор Ионут Кожокару (собственная работа) [CC BY 3.0], через Wikimedia Commons
Автономия
Полезное
Смотреть что такое «Автономия» в других словарях:
АВТОНОМИЯ — (от греч. autos сам, и nomos закон). 1) право подчиненной области, страны, провинции управляться собственными законами. 2) у римлян, привилегии некоторых городов удерживать свои законы, самим избирать городские власти и чеканить свою монету. 3) в … Словарь иностранных слов русского языка
Автономия — Автономия ♦ Autonomie Повиновение закону, предписанному себе (Руссо), а следовательно, свобода. Употреблением в философском контексте термин «автономия» в основном обязан Канту. Автономия – это власть над собой (свобода), осуществляемая… … Философский словарь Спонвиля
АВТОНОМИЯ — (гр. autonomia самоуправление, от autos сам и nomos закон) в широком смысле определенная степень самостоятельности каких либо органов, организаций, территориальных и иных общностей в вопросах их жизнедеятельности. В зависимости от субъекта,… … Юридический словарь
АВТОНОМИЯ — (от греч. autos сам + nomos закон) (в возрастной психологии) стадия нравственного развития, характеризующаяся способностью личности самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для своей жизни и поведения. Иногда А. рассматривается как … Большая психологическая энциклопедия
АВТОНОМИЯ — (гр. autonomia от autos сам и nomos закон, т.е. самоуправление) в широком смысле определенная степень самостоятельности каких либо органов, организаций, территориальных и иных общностей в вопросах их жизнедеятельности. В зависимости от субъекта,… … Юридическая энциклопедия
автономия — самоуправление, независимость, суверенность, суверенитет, обособленность, разрозненность, изолированность, изоляция, оторванность, разобщенность, автокефалия, замкнутость, отделение, обособление, локализация, гомруль. Ant. колониализм, колония,… … Словарь синонимов
Автономия — от греч. autonomia, англ. autonimy самоуправление,независимость, право самостоятельного управления, право решения вопросов управления частью территории государства, закрепленное в конституции страны. Автономия предполагает значительную… … Словарь бизнес-терминов
АВТОНОМИЯ — (от авто. и греческого nomos закон), 1) собственно закономерность, определяемость какого либо явления его внутренними законами. Противоположность автономии гетерономия. 2) В праве самоуправление, самостоятельность. В конституционном праве право … Современная энциклопедия
АВТОНОМИЯ — 1) в конституцинном праве право территории самостоятельно осуществлять государственную власть в пределах, предоставленных ей конституцией.2) Самостоятельность какого либо научного или учебного учреждения напр., университетская автономия … Большой Энциклопедический словарь
Значение слова автономия
Словарь Ушакова
автон о мия, автономии, жен. (греч. autonomia) (книж.).
1. Самоуправление; право какой-нибудь области управляться своими законами и иметь свои правительственные органы (полит.).
2. Автономное государство, автономная область (неол., редк.). Национальные автономии Северо-Кавказского края.
3. Независимость от извне данных норм, самоопределение, ант. гетерономия (филос.). Автономия воли.
Политическая наука: Словарь-справочник
(от греч. autonomia самоуправление, независимость)
в широком смысле определенная степень самостоятельности учреждений или территориальных общностей. В конституционном праве автономией называют право территории самостоятельно осуществлять государственную власть в пределах, предоставленных ей конституцией, а также сама эта территория. Территориальная автономия предполагает установление региональной формы управления разного уровня в районах проживания этнических меньшинств и других групп, имеющих отличительные религиозные, историко-культурные или региональные экономические характеристики. Территориальные автономии могут иметь статус государственного образования в рамках федерации с собственной конституцией, законодательством и официальным языком, отношения которого с федеральной властью регулируются на основе общей конституции и соглашений (Каталония и Страна Басков в Испании, национальные районы в Китае, индейские резервации и самоуправляемые арктические общины аборигенных народов в США и Канаде). Территориальная автономия делится на административно-территориальную (региональную), национально-территориальную и национально-государственную. Конституционному праву ряда стран известна также экстерриториальная (культурная) автономия. Автономия учреждений делится на финансовую, экономическую и административную; предоставляется отдельным государственным органам и учреждениям в силу специфики их деятельности, требующей принятия оперативных и компетентных решений. Термин «автономия» используется и для обозначения самостоятельных прав научных или учебных учреждений (Университетская автономия).
Современный экономический словарь. 1999
самоуправление, форма организации управления территориями предприятиями, при которой они обладают значительными правами и возможностями самостоятельного принятия хозяйственных решений.
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
(от греч. autos — сам и nomos — закон) — собственная закономерность, например, автономия органической жизни по отношению неорганической, мышления по отношению к бытию и т. д.
Педагогический терминологический словарь
в этике и психологии способность личности к самоопределению согласно собственным убеждениям. В политико-правовом плане А. выражается в:
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 10)
Этнографический Словарь
(греч. autonomia – самоуправление, независимость) – право этнической, расовой, языковой. Религиозной или территориальной общности самостоятельно решать внутренние вопросы, закрепленное общегосударственной конституцией или другими правовыми нормами.
Словарь социолингвистических терминов
(Самоуправление)
Юридический статус этнической (этноязыковой) группы, проживающей в пределах государства. Предполагает возможность самостоятельного решения вопросов образования, культурной жизни, хозяйственной жизни.
Различаются виды автономии: национально-территориальная, культурная (национально-культурная).
См. также: Культурная автономия
Словарь антонимов русского языка
Словарь экономических терминов
самоуправление, форма организации управления территориями, предприятиями, при которой они обладают значительными правами и возможностями самостоятельного принятия хозяйственных решений.
Политология. Словарь терминов
(греч. autonomia – самоуправление, независимость) – способность, право самостоятельного, относительно независимого функционирования политических субъектов в составе государственного образования, закрепленное конституцией. Так, Конституция Российской Федерации (гл.3) определяет федеративное устройство России, права российского государства, его субъектов, а также рассматривает вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В статье 71 определены полномочия Российской Федерации: принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданин; гражданство; регулирование и защита прав национальных меньшинств и другие. В статье 72 определены совместные полномочия Российской Федерации и ее субъектов: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов краев, областей, городов федерального значения и других субъектов Конституции РФ и федеральным законам; разграничение государственной собственности; природопользование; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры и другие. Вне пределов ведения и полномочий Российской федерации и совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти – это очень важное положение статьи 73 закрепляет автономию всех 89 субъектов Федерации. Следовательно, автономия субъектов Федерации относительна общегосударственных интересов и направлена как на собственное самостоятельное развитие, так и на приращение общегосударственного интереса, целого. Позволяет внутренне самоуправляться, самостоятельно решать политические и иные вопросы и в то же время нести ответственность за положение дел в Федерации в целом. Передача полномочий федерального центра регионам, т.е. децентрализация власти должна быть сопряжена с деконцентрацией власти, т.е. с разделением федеральной власти по всей стране. Резкое усиление автономности регионов при их договорных отношениях с центром, выборность глав исполнительных органов субъектов Федерации, отсутствие должной поддержки регионов со стороны центра ведет к усилению автономизации регионов, их структур, что разрывает единую российскую государственность, делает ее формальной, напряженной и неэффективной.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Повиновение закону, предписанному себе (Руссо), а следовательно, свобода.
Употреблением в философском контексте термин «автономия» в основном обязан Канту. Автономия – это власть над собой (свобода), осуществляемая посредством закона (nomos), который разум накладывает на себя и на нас и который является нравственным законом. Воля автономна, поясняет Кант, когда она подчинена только собственной юрисдикции (в качестве практического разума) и не детерминирована чувствами и аффектами, т. е. не зависима от тела, а также от собственного «я» как проявления частного и случайного, и даже от какой бы то ни было цели и какого бы то ни было объекта. Быть автономным значит подчиняться только чистой форме закона, иначе говоря, тому универсальному, что каждый из нас носит в себе и что и составляет наше «я» (вот почему мы говорим о свободе), но «я» разумное и суверенное (вот почему мы говорим об автономии).
При всей своей близости понятия автономии и свободы все же не являются полностью совпадающими. Человек, совершающий дурной поступок, действует свободно, но не автономно: он добровольно подчиняется той части себя, которая не является свободной (своим инстинктам, страстям, слабостям, корыстным устремлениям и страхам). Отсюда нетрудно вывести, что же такое автономия. Это свобода творить добро, а быть автономным значит подчиняться только той части себя, которая является свободной и, по выражению Канта, «не связана ни с одним из объектов способности желать», которая не зависит от «своего дражайшего «я»», то есть от индивидуальных особенностей человека. Вот почему автономия является нравственным принципом. Эгоизм – это основа любого зла, а разум, не имеющий «эго», – основа любого добра. Поэтому единственное, что должен делать человек, это быть свободным, т. е. автономным – подчиняться своему долгу, который заключается в управлении собой.
Вне кантианского контекста термин «автономия» чаще всего означает некий идеал и указывает не на фактическое состояние, а на далекую цель. В этом случае автономию надо понимать как процесс, требующий усилий. Стремиться к автономии значит пытаться как можно полнее освободиться от всего того в себе, что не является свободным. Это доступно только разуму, как это показывает Спиноза (а также Маркс и Фрейд), и идея автономии только в этом случае обретает смысл: «Свободный человек, – пишет Спиноза, – это человек, руководимый в жизни исключительно разумом». Никогда и никому подобная автономия не дается в готовом виде – ее надо добывать трудом, причем постоянно. Автономии как таковой не существует, есть лишь не имеющий завершения процесс автономизации. Свободным не рождаются, свободным становятся.
Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
широкое внутреннее самоуправление политико-национального образования в рамках единого государства. Как правило, осуществляется на территориях, компактно заселенных народностями, имеющими специфические особенности языка, быта и экономической жизни.
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG autonomy)
философский принцип, согласно к-рому объект является полностью самодостаточным и не зависит в своем существовании ни от каких внешних факторов.
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: самоуправление (оф.), независимость, суверенитет, обособленность, разрозненность, изолированность, изоляция, оторванность, разобщенность, автокефалия, замкнутость, отделение, обособление, локализация
Ant: колониализм, колония, зависимость
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
АВТОНОМИЯ, и, ж. Право самостоятельного осуществления государственной власти или управления, предоставленное конституцией какойн. части государства; самоуправление. Федеративная а.
Автономные системы будущего. Классификация, особенности и требования
Автономные системы известны сегодня во многом благодаря последним веяниям из автомобильной промышленности. На самом деле, автоматизированные системы различной степени автономности являются составной частью будущих разработок и планов развития многих областей деятельности. В представленной статье авторов Werner Damm и Ralf Kalman из журнала «Informatik-Spektrum» издание 5/2017 приведены различные отраслевые нормы и стандарты, а также дается характеристика функциональных возможностей и требований к методам, процессам и инструментам для разработки соответствующего программного обеспечения.
Чем выгодна автономность?
Насколько техническая система должна и насколько может быть автономной?
На сегодняшний день кажется, что не существует границ для реализации все более и более совершенных автономных систем. Мы стоим на пороге внедрения на рынок технологий, которые самостоятельно выстраивают сложные отношения окружающего мира на основании предоставленных данных, автоматической идентификации объектов и информации с сенсоров различного уровня. Все это используется, чтобы получить точное цифровое представление действительности для реализации поставленной задачи. Вводятся системы, способные осуществлять анализ возможного дальнейшего развития событий окружающей действительности, который выходит далеко за пределы человеческих аналитических способностей. Реализуются системы, которые самостоятельно планируют и реализуют задачи, не требуя при этом никакой поддержки со стороны. Эти системы наделяются когнитивными способностями человека, релевантными в контексте поставленной задачи, которые позволяют им действовать полностью автономно.
Недавно опубликованный отчет правительства Германии о стратегии в сфере высоких технологий показывает множество возможностей применения автономных систем. Среди них указываются все виды „Smart Systems“, такие как Smart Mobility, Smart Health, Smart Production, Smart Energy, интеллект которых реализуется на основе вышеперечисленных возможностей. Они способны в реальном времени создавать цифровую картину мира, обрабатывая данные со множества источников информации, и организовывать совместную работу миллионов подсистем таким образом, чтобы обеспечить успешное выполнение поставленных целей, таких, например, как оптимизация использования ресурсов. Выгода от этого может быть применена во многих сферах общественной жизни: здравоохранения и транспорта, энергопотребления, продуктивности и качества продуктов, предупреждение стихийных бедствий и столкновений различных транспортных средств. Philips, например, при использовании специальных носимых датчиков для послеоперационного наблюдения пациентов ожидает сокращение послеоперационных остановок сердца на 86%, а, через „умное“ отслеживание критических параметров здоровья в амбулаторном лечении, сокращение его стоимости на 34%.
Системы автоматизированного управления существуют уже довольно много лет. Автоматизация позволяет эффективно использовать технику без необходимости ручного вмешательства. Типичные задачи автоматизированного управления и настройки оборудования представляются в виде цепей управления, для которых создаются математические модели и которые реализуются в виде электронных приборов и программного обеспечения.
Современное развитие кибер-физических систем выходит далеко за эти пределы. Объединение IT со встроенными системами управления и динамическое взаимодействие друг с другом обеспечивают их совместную работу через гетерогенные интерфейсы данных. Также, как и при автоматизации в 80-х годах, автономное производство обещает повышение эффективности, продуктивности и качества.
Разработки такого рода проводятся во многих областях применения технических систем. Хотя их прикладные сценарии отличаются, в сфере программного обеспечения могут быть выявлены общие проблемы и описаны обобщенные методы их решения. Примеры таких методов будут представлены в последней части данной статьи. Особый интерес при этом вызывает применение самообучающихся систем. С ними потенциальные возможности автономии кажутся безграничными, потому что появляется возможность распознавать изначально неизвестные, влияющие на работу системы, артефакты окружающего мира и изучать относящиеся к ним динамические модели. Таким образом, открываются новые, ранее не предполагаемые возможности применения техники.
Потенциальная рыночная стоимость технологий, возникающих на основе этих разработок, оценивается в сотни миллиардов USD. В частности, исследование проекта Евросоюза Platforms4CPS приводит следующие данные:
Благодаря развитию технологий, на современном рынке появляются новые виды продуктов и услуг с высоким уровнем автоматизации. В связи с этим встает вопрос о том, в каких областях такие разработки действительно имеют смысл, и какое воздействие они оказывают на общество.
В условиях постоянно повышающегося уровня автономности однозначно будет меняться и качество взаимодействия человека и техники. На сегодняшний день человек выступает не только как конечный пользователь, но и, во многих случаях, как часть системы управления (human-in-the-Loop). Автономизация же создает тренд, устанавливающий взаимодействие человека и техники на более высокий уровень абстракции. Автономная система дает человеку возможность ознакомиться с частью „своего“ цифрового видения мира с помощью подходящих абстракций, таких как, например, технологии виртуальной реальности, релевантные для решения конкретной проблемы в данный момент времени. И наоборот, человек может с легкостью воздействовать на сложные процессы внутри системы через интуитивно понятные человеко-машинные интерфейсы. Эта коммуникация, сопровождающаяся повышающимся уровнем абстракции, требует, в свою очередь, определенного уровня квалификации и обучения. Одновременно с этим исчезнут за ненадобностью рабочие места для низкоквалифицированного персонала.
Постоянное использование большого количества источников данных значительно повысит опасность их незащищенности. Архитектура сетевых распределенных систем будет устанавливать экстремально высокие требования к своей защите, чтобы избежать катастрофического воздействия возможных кибератак, направленных на отключение отдельных составных компонентов.
При растущей автономности также возникает вопрос, какими ценностями должен обладать, лежащий в основе, процесс принятия решений, и соответствуют ли они нашим собственным. На основании этого Европейский парламент в своей резолюции от 16 февраля 2017 постановил:
Наконец, из-за предстоящего ввода на рынок автономных беспилотных автомобилей, необходимо заново пересмотреть законы об ответственности за возникающие правонарушения.
Эти темы выходят, таким образом, за рамки своей чисто профессиональной сферы. Каким образом нужно проектировать автономные системы, чтобы они приносили не только экономическую выгоду, но и были бы позитивно восприняты обществом? Эти проблемы должны стать предметом изучения в информатике. Настало время заново переосмыслить существующие процессы и методики проектирования, в которые на постоянной основе должна быть включена оценка социального воздействие разрабатываемых автономных систем.
Классы автономности в различных отраслях
Самым известным примером являются автономные транспортные средства в автомобильной промышленности. Многие производители объявили о выпуске на рынок соответствующих автомобилей в следующие 3-4 года. Однако, имеющиеся уже на сегодняшний день, вспомогательные системы позволяют реализовать удивительные вещи. Несмотря на это, путь от частично автоматизированного вождения (некоторые производители говорят в этом случае также о „пилотируемом“ вождении) до полностью автономного еще очень далек. При частично автоматизированном (соответствует 2-му уровню автоматизации по SAE) главная ответственность лежит на человеке, и он обязан иметь возможность самостоятельно вмешиваться в процесс в кратчайшие сроки. Кроме этого, возможность применения таких систем ограничена строго нормированной окружающей обстановкой (например, езда по автотрассе). На уровне высоко автоматизированного вождения (уровень автоматизации 3 по SAE) водителю разрешается уделять свое внимание другим вещам, то есть программное обеспечение гарантирует полную безопасность вождения либо, в случае возникновения какой-то ошибки, переводит систему в безопасное состояние, например, остановив транспортное средство на обочине. Полностью автоматизированные автомобили (уровень автоматизации 4 по SAE), которые справляются со своей задачей абсолютно без помощи водителя, представляют высшую ступень автономности, при этом им не требуется никаких указаний относительно скорости движения или особенностей окружающей обстановки.
Существенное влияние на развитие этой отрасли оказывает, в первую очередь, не желание обычных людей передать управление своим автомобилем в другие руки, а потребности новых транспортных компаний в соответствующих услугах, открывающих новые сегменты рынка или предлагающих более эффективный и быстрый общественный транспорт внутри населенных пунктов. В грузовых перевозках автоматизация позволяет разгрузить водителя, который сможет посвятить освободившееся время другим задачам и будет, таким образом, продуктивнее работать.
В железнодорожном и, в особенности, в подземном транспорте некоторые процессы уже автоматизированы. Здесь действует упрощенная модель, так как система работает на гомогенном ландшафте, где отсутствует пересечение транспортных маршрутов и многие пути изолированы друг от друга. С другой стороны, к этому добавляется вышестоящая система управления и координации процессов, из-за чего Международный Союз Общественного Транспорта (UITP) включил в свою классификацию вышестоящую систему наблюдения и контроля. Система автоматизированных поездов содержит следующие три компонента: обеспечение безопасности, управление составами и наблюдение за поездами. Безопасность контролируется посредством соблюдения дистанции между поездами, а также управления их скоростью. Управление обеспечивает движение поезда согласно расписанию и регулирует, например, открытие и закрытие дверей вагонов. Наблюдение за поездами контролирует, в свою очередь, все маршруты и всю инфраструктуру и передает соответствующую информацию в центр управления.
Такая система может быть наиболее просто реализована в метро на основании однородности транспортных средств и изолированности инфраструктуры. Однако, соответствующие концепты могут быть перенесены и в другие области железнодорожного транспорта, вплоть до больших сортировочных станций. При этом все же возникают проблемы при наблюдении и контроле за движением международного транспорта или из-за сложности окружающей обстановки, как например, движение пригородных поездов на вокзалах различного типа. Двигателем, шагающей вперед автоматизации железнодорожного транспорта, является высокая экономическая выгода предлагаемых решений, достигаемая, например, экономией энергии при согласованных процессах ускорения и торможения в одной транспортной сети.
В воздушном транспорте автоматизированное управление полетами применяется уже давно. Для беспилотников, применяемых, в основном, в военных целях, был повышен уровень автономности в части самостоятельного планирования задач и управления миссиями. Десять уровней автономности ALFUS (Autonomy Levels for Unmanned Systems) используют при этом три проекции для характеристики способностей системы: независимость от человеческого вмешательства, сложность задач и сложность окружающей обстановки. Вместе они характеризуют способности автономной работы. При поиске технологических решений для высшей степени автономности добавляются также такие темы, как поведение в группе, адаптивная коммуникация между аппаратами и самообучение, которые, пока еще, не коснулись остальных упомянутых выше таксономий.
В производстве автоматизированные процессы являются стандартными с введением в 80-х годах программируемых логических контроллеров (ПЛК). Такие процессы, однако, обладают малой гибкостью и ориентированы на массовое производство. Индивидуализированное производство или, обусловленные рынком, изменения в продуктовом портфолио приводят к дорогостоящей перенастройке производственных линий и переоснащению оборудованием. В процессе развития цифровых технологий и на основе концепции Индустрии 4.0 индивидуализированное производство стремится достичь такого же уровня эффективности и качества, как при массовом производстве. При этом оно должно автоматически приспосабливаться к изменяющимся условиям и новым производственным целям. Исследовательское общество Фрауенхофер предлагает 5 эволюционных ступеней, сопровождающих это развитие. В первую очередь, требуется обеспечить сбор и обработку производственных данных. Это будет являться основой для вспомогательных систем, оказывающих помощь в работе и при принятии решений. На третьей стадии объединение производственных этапов в единую сеть обмена данными и их интеграция друг с другом обеспечивают необходимые условия для оптимизации всей системы в целом. Для повышения эластичности производства на четвертой стадии от системы требуются способности к трансформации и реконфигурации. И на последнем пятом уровне производственная система должна уметь саму себя организовывать. На сегодняшний день производственные системы обосновались на уровнях с первого (сбор производственных данных) по третий (производство, объединенное сетью общих данных, как например, при производстве автомобилей). Чтобы перейти на следующую стадию, требуется, как правило, полная реструктуризация всей производственной архитектуры, что, соответственно, требует больших затрат.
Уровни автономности всех перечисленных областей применения приведены еще раз в таблице, при этом сделана попытка представить похожие степени автономности из различных доменов на одном уровне.
Уровень автономности | Автотранспорт | Ж/д-транспорт | Авиация | Производство |
---|---|---|---|---|
0 | Нет автоматизации | „Едет как видит“ | Сбор и обработка данных | |
1 | Вспомогательные системы | Вспомогательные системы | ||
2 | Частичная автоматизация | Автоматизированные системы безопасности при наличии машиниста | Ограниченное управление | Работа в единой сети и интеграция |
3 | Условная автоматизация | Автоматизированные системы безопасности и эксплуатации при наличии машиниста | Диагностика состояния в реальном времени | Децентрализация, адаптация и трансформация |
4 | Высокая автоматизация | Беспилотная эксплуатация | Приспосабливаемость к ошибкам, поломкам и изменениям условий полета | |
5 | Полная автоматизация (автономность) | Беспилотная эксплуатация без контроля со стороны человека | Самостоятельное изменение маршрута | Самоорганизация и автономность |
6 | Автономное поведение в группе при любых внешних условиях |
На основе приведенных примеров уже можно распознать много общего в классификациях по уровням и целям автономности. Обобщенная классификация, которая бы успешно объединила воедино различные аспекты, была разработана и опубликована SafeTRANS в рамках технического планирования реализации высокоавтоматизированных систем. В ней существенные аспекты автоматизации разделены на четыре класса:
Существенным элементом представленной классификации является способность к обучаемости у аутопоезических систем. На сегодняшний день кибер-физические системы не могут быть наделены такой способностью, так как не существует соответствующих нормативных требований, обеспечивающих их уверенную и безопасную работу, потому что невозможно доказать предсказуемость и надежность системы после ее самопроизвольного изменения. Недавние технологические прорывы в области Deep Learning и высокие результаты при распознавании изображений и выявлении закономерностей показывают, все-таки, что разработки в этом направлении и возможности машинного обучения развиваются очень быстрым темпом. Однако, на этом пути все еще имеется множество препятствий и требуются дополнительные исследования: нейронные сети могут развивать себя также в непредусмотренном направлении или извлекать закономерности из данных, которые не должны были бы быть распознаны. Актуальные исследования показывают, например, что процесс автоматического обучения изучает также этически нежелательные исторические данные, такие как половые предпочтения или расистское поведение. Таким образом, необходимо осуществлять соответствующий контроль по этическим и правовым нормам. Именно поэтому нейронные сети на сегодняшний день не могут быть изменены после прохождения фазы обучения. Однако, из-за большого количества входных данных и сложности нейронных сетей, проблема неопределенности их поведения все еще остается.
В особенности, в азиатском регионе роль автономных систем все больше рассматривается с позиции их влияния на человека. Они должны помогать людям, упрощая их работу. Человек при этом все же является элементом управления (human-in-the-loop), так что можно говорить в этом случае о кооперативном интеллекте. Примером этому может служить взаимодействие человека и робота при совместном выполнении какой-то задачи. Такие самодостаточные системы будущего осуществляют передачу опыта между машинами и людьми и приспосабливают свое поведение. В это же время появляется возможность для решение этических вопросов. Поведение машин в отношении человека является областью исследований машинной этики. Однако, даже более простые автономные системы требуют интерфейса к человеку. Соответствующие пользовательские интерфейсы обязаны понятно информировать, предоставлять в распоряжение различные службы и информацию и, в идеале, учитывать индивидуальное поведение человека в различных ситуациях.
Требования к автономиям
В этом разделе представлены базовые рекомендации от SafeTRANS, касающиеся безопасности, работоспособности и разработки высоко автономных систем. Главной сложностью для автономной системы при этом является распознавание окружающей действительности.
Сложность процессов окружающего мира делает невыполнимой задачу проведения множественных испытаний, необходимых для допущения автономной системы к эксплуатации. Исходя из этого, рекомендуется реализовать дополнительную систему постоянного наблюдения за системой и обучать ее на основании данных, полученных в результате испытаний в реальных условиях. Схема ниже показывает такой процесс обучения на мета-уровне, при котором система испытывается в реальных условиях, и данные наблюдений после независимой оценки становятся базисом для процесса обучения.
SafeTRANS рекомендует следующие мероприятия для разработки автономных систем: