Автономная некоммерческая организация и автономное учреждение в чем разница

Автономная некоммерческая организация – формы создания и порядок деятельности

Автономная некоммерческая организация является новым видом некоммерческих организаций. Введена она была Законом о некоммерческих организациях (в перечне некоммерческих организаций, содержащемся в ГК РФ, она отсутствует). Согласно Закону о некоммерческих организациях автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

В такой форме могут создаваться негосударственные детские сады, школы, вузы, частные больницы и поликлиники, всевозможные спортивные клубы и оздоровительные центры и т.д. Следует иметь в виду, что условия налогообложения для этих организаций также будут более благоприятными, чем для коммерческих юридических лиц, которые будут заниматься подобной деятельностью.

Из признака отсутствия членства вытекает то, что круг учредителей автономной некоммерческой организации формируется при ее учреждении и в дальнейшем не может быть ни расширен, ни сокращен.

Таким образом, у данной организационно-правовой формы юридического лица следующие особенности:

— не основана на членстве;

— учредителями могут выступать как граждане, так и юридические лица;

— представляет собой объединение имущественных взносов учредителей;

— имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации;

— учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей;

Ограничений в отношении субъектного состава учредителей законом не установлено. При этом, закон четко ограничивает тех лиц, которые могут выступать в качестве учредителей. Ими, в частности, могут быть только физические и юридические лица. Законом не установлены ограничения по составу учредителей, таким образом, возможен ли только один учредитель для автономных некоммерческих организаций, поскольку прямого запрета нет, следует прийти к выводу, что это возможно.

Имущественная база автономной некоммерческой организации создается путем передачи учредителями имущества в собственность некоммерческой организации, а также путем приобретения имущества за счет разрешенной деятельности. Причем учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

Особенностью является право учредителей осуществлять надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации.

Формы такого надзора законом не регламентированы и, следовательно, их выбор оставлен на полное усмотрение учредителей в уставе организации.

Это может быть и создание специального контрольного органа по типу попечительского совета в фонде или наблюдательного совета, ревизионной комиссии, установление форм отчетности, в том числе и публичной, а также путем непосредственного участия в управлении автономной некоммерческой организацией.

Порядок осуществления контроля должен быть определен в учредительных документах организации. Таким обязательным учредительным документом в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» является устав. По желанию учредителей может быть заключен учредительный договор.

Основной формой деятельности автономной некоммерческой организации является оказание услуг в соответствии с учредительными документами. В этой связи учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами, что является нормой, способствующей предупреждению возможных злоупотреблений со стороны учредителей автономной некоммерческой организации.

Согласно Закону о некоммерческих организациях автономная некоммерческая организация может быть преобразована только в фонд.

При ликвидации автономной некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с ее учредительными документами на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае если использование имущества ликвидируемой автономной некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства. Учредители при ликвидации автономной некоммерческой организации не получают часть ее имущества. В отличие от фонда автономная некоммерческая организация может быть ликвидирована в общем порядке ликвидации некоммерческих организаций.

Источник

Вопросы-ответы по бухгалтерии

Каковы различия правового статуса автономной некоммерческой организации и автономного учреждения? Может ли автономное учреждение быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию? 16.06.2014 16:40

Вопрос: Каковы различия правового статуса автономной некоммерческой организации и автономного учреждения? Может ли автономное учреждение быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию?

Общие черты обусловлены тем, что и АНО, и АУ являются некоммерческими организациями. Соответственно, им присущи основные признаки некоммерческих организаций, указанные в ст. 50 ГК РФ: извлечение прибыли не является основной целью их деятельности; предпринимательская деятельность может осуществляться ими постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям; прибыль не распределяется между учредителями.

Различия в правовом статусе обусловлены, прежде всего, целями, для которых создаются эти некоммерческие организации: АУ выступают инструментом реализации государственных (муниципальных) обязательств в социальной сфере.

Проведем сравнительный анализ правового статуса автономной некоммерческой организации (АНО) и автономного учреждения (АУ).

АНО: граждане и (или) юридические лица (п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

2. Цель деятельности:

АНО: предоставление услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах (определены уставом) (п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

АНО: вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана (п. 2 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Учредитель утверждает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью (части 1 и2 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).

4. Источник финансирования:

АНО: добровольные имущественные взносы учредителей (п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: финансируется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников (части 3 и 4 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).

5. Права на имущество:

АНО: Имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), является собственностью АНО. Учредители не сохраняют никаких прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации (второй абзац п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: имущество АУ закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества является, соответственно, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (ч. 1 ст. 3 Закона N 174-ФЗ).

6. Распоряжение имуществом:

АНО: учитывая, что имущество является собственностью АНО, она осуществляет владение, пользование и распоряжение этим имуществом по своему усмотрению в соответствии с его назначением для выполнения уставных задач и целей.

АУ: учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, АУ вправе распоряжаться самостоятельно (ч. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ).

7. Распоряжение доходами:

АНО: Вся прибыль от предпринимательской деятельности является собственностью организации и не может распределяться между учредителями (п. 3 ст. 26 Закона N 7-ФЗ).

АУ: Доходы АУ поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено Законом N 174-ФЗ. Собственник имущества АУ не имеет права на получение доходов от осуществления АУ деятельности и использования закрепленного за АУ имущества (части 8 и 9 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

8. Структура органов:

АУ: Органами АУ являются наблюдательный совет, руководитель, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие). Структура, компетенция органов, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов определяются уставом автономного учреждения. Решение важнейших вопросов в деятельности АУ отнесено к компетенции учредителя (ст.ст. 8 и 9 Закона N 174-ФЗ).

9. Имущественная ответственность:

АНО: Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей (второй абзац п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: АУ отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества АУ не несет ответственность по обязательствам АУ. АУ не отвечает по обязательствам собственника имущества АУ (части 4-6 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

Относительно преобразования автономного учреждения в автономную некоммерческую организацию отметим следующее.

Порядок реорганизации некоммерческих организаций определяется Законом N 7-ФЗ. В соответствии с п. 2 ст. 17 этого Закона преобразование государственных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом.

Однако ни Гражданским кодексом РФ, ни Законом N 174-ФЗ (ст. 18), ни иными федеральными законами не предусмотрена возможность реорганизации автономного учреждения в форме преобразования. Предусмотренная же ч. 14 ст. 5 и ч. 5 ст. 18 Закона N 174-ФЗ возможность изменения типа учреждения преобразованием не является.

Поэтому реорганизация автономного учреждения путем его преобразования (в том числе в АНО) не соответствует законодательству и может быть признана недействительной в судебном порядке. Косвенно это подтверждено судебной практикой, свидетельствующей о неправомерности реорганизации учреждений путем преобразования (смотрите, например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 12.10.2005 N А29-1240/2005А, ФАС Уральского округа от 15.01.2008 N Ф09-11088/07-С4, от 01.06.2005 N Ф09-3377/04-С4, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2009 N 20АП-546/2009).

Источник

Приложение 2. Сравнительный анализ организационно-правовых форм: автономное учреждение, государственное учреждение (бюджетное), автономная некоммерческая организация

Сравнительный анализ организационно-правовых форм:
автономное учреждение, государственное учреждение (бюджетное),
автономная некоммерческая организация

Автономное учреждение (АУ)

Государственное учреждение (ГОУ) (бюджетное учреждение)

Автономная некоммерческая организация (АНО)

Регламентирующий деятельность закон

— Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

— Федеральный закон РФ от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

— Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

— проект федерального закона «О государственных и муниципальных автономных некоммерческих организациях»

Законом не ограничен круг учредителей, могут создаваться гражданами и юридическими лицами, включая ОГВ и ОМС (см. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 08.11.2007)

Направление деятельности (цель создания)

Выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления в сферах науки, образования здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта

Осуществление управленческих, социально- культурных, научно- технических или иных функций некоммерческого характера

Могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ

Путем учреждения или путем изменения типа существующего государственного учреждения

Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации

Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации

Устав, утверждаемый учредителем

Устав, утверждаемый учредителем

Устав, утверждаемый учредителем

Кроме общих полномочий учредителя, также установлены:

— принятие решения об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за АУ или о выделении средств на его приобретение;

— согласие на внесение денежных средств АУ и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передачу иным образом этого имущества другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника;

— рассмотрение и одобрение предложений руководителя АУ о совершении сделок с имуществом АУ в случаях, если требуется согласие учредителя АУ

Общие полномочия учредителя: по утверждению устава, назначению руководителя, прекращению его полномочий, реорганизации, ликвидации учреждения и т.д.

Общие полномочия учредителя: по утверждению устава, назначению руководителя, прекращению его полномочий, реорганизации, ликвидации учреждения и т.д.

Финансируется выполнение задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества. Не финансируется содержание имущества, сданного в аренду с согласия учредителя. Финансовым документом является план финансово-хозяйственной деятельности

Полностью или частично финансируется учредителем. Финансируется из бюджета по смете расходов, утвержденной собственником

Финансирования деятельности со стороны учредителей законодательством не предусмотрено

Способ наделения имуществом (передача)

Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; другие не запрещенные законом поступления

Отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник не несет ответственности по обязательствам АУ, а АУ не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения

Отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам ОГУ при недостаточности этих денежных средств

Некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание

Открытие счетов в кредитных организациях

Вправе открывать счета в кредитных организациях

Вправе открывать счета в кредитных организациях

Вправе открывать счета в кредитных организациях

Без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за АУ учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно

ОГУ не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете

Самостоятельно распоряжается имуществом. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации (в том числе и в связи с распоряжением имуществом) осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами

Доходы АУ поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Собственник имущества не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества

Доходы, полученные от деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, подлежат зачислению в бюджет и учитываются на отдельном балансе

Не может распределять прибыль между участниками, обязана направлять доходы от коммерческой деятельности на достижение уставных целей

Способ наделения (передачи) земельных участков

Предоставляется на праве постоянного (бессрочного) пользования

Предоставляется на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования

Некоммерческая организация может иметь земельные участки в собственности или на ином праве в соответствии с законодательством Российской Федерации

Обязательны наблюдательный совет, руководитель. Могут быть и иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание/ конференция работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие). Компетенция наблюдательного совета предусмотрена ст. 11 Закона. Вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета, не могут быть переданы на рассмотрение другим органам учреждения

Руководитель. Наблюдательный совет не является обязательным органом

Коллегиальный высший орган управления и единоличный исполнительный орган

В компетенции учредителя назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и(или) заключения и прекращения трудового договора с ним (глава 3, ст. 8 ФЗ-174). Следовательно, в соответствии со ст. 35 п. 4 Закона РФ «Об образовании»

В соответствии со ст. 35 п. 4 Закона РФ «Об образовании»

В соответствии с учредительными документами

Предусмотрены понятие крупной сделки, порядок совершения крупных сделок и последствия его нарушения

Понятия, порядок и последствия совершения крупных сделок специально для ОГУ не установлены

Понятия, порядок и последствия совершения крупных сделок специально для АНО не установлены

Сделки, совершенные заинтересованными лицами

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть совершена с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. В противном случае сделка может быть признана недействительной по иску АУ или учредителя АУ и в случаях, предусмотренных законом, к ответственности (в размере убытков в результате сделки) могут быть привлечены заинтересованные лица, руководитель АУ

Специально для ОГУ не установлены

В соответствии с ГК РФ: Слияние, присоединение, если созданы на базе имущества одного и того же собственника. Разделение Выделение Изменение типа (не допускается для существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения)

В соответствии с ГК РФ: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Может быть создано путем изменения его типа (из АУ в БУ) по решению учредителя АУ в порядке, установленном соответствующим ОГВ

В соответствии с ГК РФ: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. АНО вправе преобразоваться в фонд

Информация о бюджетных образовательных учреждениях,
находящихся в ведении субъекта Российской Федерации и муниципальных
образований, переведенных в автономные учреждения, а также о бюджетных
образовательных учреждениях, которые предполагается перевести
в автономные учреждения по субъекту Российской Федерации
___________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации)

Типы образовательных учреждений

Переведены в автономные образовательные учреждения по состоянию на 01.07.2008 года (ед.)_1

Источник

Автономная некоммерческая организация и автономное учреждение в чем разница

Статья 2. Автономное учреждение

1. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов публичной власти федеральной территории, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 215-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 14.06.2011 N 142-ФЗ, от 18.07.2011 N 239-ФЗ, от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

3. Автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 18.07.2011 N 239-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Соглашения, заключенные в соответствии с ч. 3.1 ст. 2 до 01.01.2021, действуют до окончания их срока действия, но не позднее 01.01.2022 (ФЗ от 24.02.2021 N 20-ФЗ).

3.1. В случае обращения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования в территориальные органы Федерального казначейства в соответствии со статьей 220.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации территориальные органы Федерального казначейства открывают и ведут лицевые счета, предназначенные для учета операций автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных автономных учреждений), в порядке, установленном Федеральным казначейством.

(часть 3.1 в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 20-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством.

(часть 3.2 введена Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 239-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.3. Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) осуществляется в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

(часть 3.3 введена Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

3.4. Проведение операций со средствами автономных учреждений, которым открыты лицевые счета в соответствии с частями 3.2 и 3.3 настоящей статьи, осуществляется от имени и по поручению указанных учреждений территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в порядке, установленном соответственно Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в пределах остатка средств, отраженных на соответствующем лицевом счете.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 239-ФЗ, от 24.02.2021 N 20-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.6. Операции со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, учитываются на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

(часть 3.6 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 418-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.7. Операции со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, учитываются на открытых им в соответствии с частью 3 настоящей статьи счетах в кредитных организациях после проверки документов, подтверждающих произведенные расходы, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом в соответствии с частью 3.10 настоящей статьи, или на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Средства, учтенные на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, могут быть направлены на возмещение расходов, произведенных учреждениями со счетов, открытых им в кредитных организациях, или с лицевых счетов автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований для учета операций со средствами, получаемыми автономными учреждениями от приносящей доход деятельности, и со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, после проверки документов, подтверждающих подлежащие возмещению расходы, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом в соответствии с частью 3.10 настоящей статьи.

(часть 3.7 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 418-ФЗ, от 24.02.2021 N 20-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.8. Операции со средствами, поступающими автономным учреждениям в рамках обязательного медицинского страхования, учитываются на отдельных лицевых счетах автономных учреждений для учета операций со средствами обязательного медицинского страхования, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

(часть 3.8 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ)

3.9. Расходы автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные автономными учреждениями в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также средства, поступающие этим учреждениям в рамках обязательного медицинского страхования, учитываемые на лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляются без представления ими в территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, если иное не установлено федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований соответственно.

(часть 3.9 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 406-ФЗ, от 27.11.2017 N 347-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.10. Расходы автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные автономными учреждениями в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 (в случае осуществления операций с указанными средствами на лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, соответствия требованиям, установленным частью 3.11-1 настоящей статьи, и соответствия содержания данных операций целям предоставления субсидий и бюджетных инвестиций в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, для санкционирования этих расходов.

(часть 3.10 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 418-ФЗ, от 29.12.2015 N 406-ФЗ, от 27.11.2017 N 347-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.11-1. Автономные учреждения при заключении контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусматривающих авансовые платежи, соблюдают требования, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, для получателей средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

(часть 3.11-1 введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 347-ФЗ)

3.12. Автономные учреждения осуществляют в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме.

(часть 3.12 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ)

3.13. Финансовое обеспечение осуществления автономными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

(часть 3.13 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ)

3.14. Операции со средствами, осуществляемые автономными учреждениями в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовыми актами местной администрации муниципального образования, от имени и по поручению соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, и операции по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, учитываются на лицевом счете, открытом соответствующему органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления как получателю бюджетных средств.

(часть 3.14 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ)

3.15. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, используются в очередном финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения для достижения целей, ради которых это учреждение создано, при достижении автономным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы). Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания соответственно федеральными автономными учреждениями, автономными учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными автономными учреждениями в объеме, соответствующем не достигнутым показателям государственного (муниципального) задания указанными учреждениями.

(часть 3.15 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 301-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.16. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, поступающих автономному учреждению в рамках обязательного медицинского страхования, используются в очередном финансовом году на те же цели.

(часть 3.16 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ)

3.17. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 (в случае осуществления операций с указанными средствами на лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат перечислению автономным учреждением в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

(часть 3.17 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 418-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.18. Остатки средств, предусмотренные частью 3.17 настоящей статьи, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться автономными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения.

(часть 3.18 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 418-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.19. Обращение взыскания на средства автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному частью 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» для бюджетных учреждений.

(часть 3.19 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ)

3.19-1. Установить, что остатки средств федеральных автономных учреждений, автономных учреждений, созданных субъектами Российской Федерации, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, на казначейских счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства, финансовым органам указанных субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, на которых отражаются операции со средствами данных автономных учреждений, могут перечисляться с указанных казначейских счетов в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации с их возвратом на казначейские счета, с которых они были ранее перечислены в соответствии с настоящей частью, в том числе в целях исполнения распоряжений о совершении казначейских платежей, представленных автономными учреждениями, указанными в настоящей части, в территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы указанных субъектов Российской Федерации в сроки, предусмотренные частью 3.21 настоящей статьи, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.

(часть 3.19-1 в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 20-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Действие ч. 3.20 ст. 2 приостановлено до 01.01.2022 в части возврата остатков средств автономных учреждений при завершении текущего финансового года (ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ).

3.20. Установить, что остатки средств автономных учреждений, созданных субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, за исключением остатков средств автономных учреждений, созданных субъектами Российской Федерации и указанных в части 3.19-1 настоящей статьи, на казначейских счетах, открытых финансовым органам указанных субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации, на которых отражаются операции со средствами автономных учреждений, могут перечисляться с указанных казначейских счетов в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации с их возвратом на казначейские счета, с которых они были ранее перечислены в соответствии с настоящей частью, в целях исполнения распоряжений о совершении казначейских платежей, представленных автономными учреждениями, указанными в настоящей части, в территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы указанных субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сроки, предусмотренные частью 3.21 настоящей статьи, а также при завершении текущего финансового года, но не позднее последнего рабочего дня текущего финансового года, в порядке, установленном соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования с учетом общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.

(часть 3.20 в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 20-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.21. Операции со средствами автономных учреждений осуществляются не позднее второго рабочего дня, следующего за днем представления автономными учреждениями распоряжений о совершении казначейских платежей, оформленных в порядке, установленном Федеральным казначейством, либо расчетных документов, оформленных в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации.

(часть 3.21 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ; в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 20-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.22. В случае, если лицевые счета автономным учреждениям открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, счета, которые предназначены для выдачи наличных денежных средств указанным автономным учреждениям, их обособленным подразделениям, обслуживаются кредитными организациями без взимания ими платы.

(часть 3.22 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ)

3.23. Контроль за деятельностью автономных учреждений осуществляется:

1) федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;

3) в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

(часть 3.23 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ)

4. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

6. Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения.

7. Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи.

8. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

9. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

10. Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в определенных учредителем автономного учреждения средствах массовой информации. Порядок опубликования отчетов, а также перечень сведений, которые должны содержаться в отчетах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(часть десятая в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Автономное учреждение обязано вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую отчетность и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

12. Автономное учреждение предоставляет информацию о своей деятельности в органы государственной статистики, налоговые органы, иные органы и лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *