Автономное медицинское учреждение что это
«Советник бухгалтера в здравоохранении», 2008, N 7
При расходовании средств учреждение может не применять процедуры, предусмотренные федеральным законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, несмотря на опасения медицинской общественности о «гибели бесплатного для населения здравоохранения» в связи с появлением АУ (наверное, всех пугает термин «автономное»), можно отметить основные моменты.
Во-первых, АУ так же, как и бюджетное учреждение, сохраняет для себя гарантию бюджетного финансирования. Учредитель не может не дать АУ задание на оказание государственных или муниципальных услуг и субсидию на выполнение этого задания, иными словами, он не может оставить учреждение без финансирования.
Во-вторых, так же как и в бюджетном учреждении, имущество АУ находится в собственности учредителя, то есть либо в федеральной или в муниципальной собственности, либо в собственности субъекта Федерации.
В-третьих, так же как и в бюджетном учреждении, учредитель фактически сохраняет полный контроль над деятельностью руководителя АУ. У руководителя АУ появляется гораздо больше свободы и самостоятельности в принятии управленческих решений: в расходовании средств, в управлении персоналом, в распоряжении доходами и расходами от предпринимательской деятельности. Однако именно учредитель назначает и увольняет руководителя АУ. Поэтому если учредителю не нравится, какие решения принимает руководитель, то, как и в случае с бюджетным учреждением, учредитель может поменять руководителя.
С помощью создания АУ реализуются следующие принципы реструктуризации бюджетного сектора:
С точки зрения рационализации управления («упрощения жизни») в АУ можно, в принципе, переводить любое бюджетное учреждение. А вот с точки зрения повышения внебюджетных доходов «автономный» тип имеет смысл приобретать, конечно же, тем учреждениям, которые реально способны, оказавшись в более благоприятных для этого институциональных условиях, эти доходы увеличить. К ним, прежде всего, относятся те бюджетные учреждения, которые и в существующем статусе могут, хотят и умеют зарабатывать деньги.
Каковы же плюсы создания АУ для потребителей, учреждения и учредителя?
Для учреждения выгода перехода в АУ заключается в том, чтобы стать более самостоятельным, упростить административные процедуры и снизить административные барьеры, ну и, кроме того, заработать для себя больше денег. Переход в АУ означает относительную свободу в управлении ресурсами учреждения.
Для учредителя выгодой может являться снижение расходов учредителя на поддержание и развитие имущественного комплекса учреждения (имущества учредителя!) за счет повышения внебюджетных доходов учреждения и направления части этих доходов на осуществление данных расходов. Снижение ответственности по обязательствам АУ в связи с предпринимательской деятельностью при сохранении гарантий предоставления государственных (муниципальных) услуг и соблюдения конституционных прав граждан.
В соответствии с Законом создание АУ возможно либо путем реорганизации существующего федерального, государственного или муниципального учреждения, либо путем создания нового учреждения. В первом случае вносятся изменения в существующие учредительные документы, то есть сохраняются лицензия, свидетельство о государственной регистрации и т.п.
Во втором случае необходимо проходить процедуру государственной регистрации, получать новую лицензию и т.п.
Имущество АУ стоимостью свыше 50 000 руб., недвижимое имущество, а также особо ценное движимое имущество (то есть имущество, без которого деятельность учреждения будет невозможна или существенно затруднена) остаются на балансе органа по управлению соответствующим имуществом и передаются в оперативное управление АУ. Имущество же, приобретенное за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на балансе комитета по управлению имуществом не учитывается, а учитывается на балансе только самого АУ и поступает в его самостоятельное распоряжение.
В автономном учреждении создается наблюдательный совет в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В состав наблюдательного совета АУ входят представители учредителя АУ, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета АУ также могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников АУ. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета АУ. Количество представителей работников АУ не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета АУ. Срок полномочий наблюдательного совета АУ устанавливается уставом АУ, но не может быть более чем пять лет. Одно и то же лицо может быть членом наблюдательного совета АУ неограниченное число раз. Руководитель АУ и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета АУ. Руководитель АУ без решения наблюдательного совета не может самостоятельно принимать решения по крупным сделкам и сделкам с заинтересованностью.
К особенностям деятельности АУ (по сравнению с бюджетными учреждениями) помимо ежегодного отчета о деятельности и об использовании имущества, ежегодного аудита и обеспечения открытости информации относятся также коммерческий план счетов бухгалтерского учета и план финансово-хозяйственной деятельности (утверждаемый наблюдательным советом) взамен смет доходов и расходов. Счета АУ, напомним, находятся в самостоятельно выбранных ими кредитных организациях. Подводя итог, проанализируем минусы и плюсы АУ по сравнению с бюджетными учреждениями.
Так кто же выиграет от перехода в АУ? Это, прежде всего, учреждения, оказывающие услуги, пользующиеся спросом у платежеспособного населения и имеющие материально-технические и кадровые ресурсы для удовлетворения этого спроса.
В заключение заметим, что хотя п. 3 ст. 20 Закона гласит, что изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения не допускается, переход к механизму одноканального финансирования позволит сформировать государственные (муниципальные) задания для АУ здравоохранения и даст толчок к изменению нормативной базы с целью возникновения возможности появления государственных и муниципальных АУ здравоохранения, созданных на базе существующих бюджетных учреждений.
Особенности и характеристика автономных учреждений
Автономные учреждения руководствуются Федеральным Законом № 174-ФЗ, датированным 03.11.2006 г. Роль учредителя могут выполнять органы власти федерального уровня с субъектами РФ, муниципальные структурные образования. Главная особенность – наличие характерных признаков и льгот бюджетных учреждений при отсутствии большого перечня ограничений, действующих по отношению к другим разновидностям бюджетных структур.
Что такое автономное учреждение
В ст. 2 Закона № 174-ФЗ раскрывается понятие автономного типа учреждений. Законодатель определяет этот тип организаций как структуру, создаваемую для реализации функционала государственных органов в таких областях:
СПРАВОЧНО! Автономные учреждения регистрируются только как юридические лица. Они наделяются набором имущественных и неимущественных прав, могут выступать в роли ответчика или истца на судебных процессах.
Особенности и характеристика учреждений автономного типа
Основой хозяйствования автономных государственных организаций является сформированное учредителем задание, отказаться от которого невозможно. Имущественные активы автономных предприятий не принадлежат им на праве собственности, их владельцем является учредитель. Организации автономного типа пользуются имущественными объектами, которые переданы им на праве оперативного управления.
В числе особенностей функционирования автономных предприятий присутствуют такие характеристики:
ВАЖНО! Протокол заседания наблюдательного совета автономного учреждения от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Для заключения сделок, признаваемых крупными, учреждениям автономного типа не требуется получать согласие учредителей. Все решения в этой сфере принимают члены наблюдательного совета.
ВАЖНО! Расширенные полномочия автономных учреждений компенсируются повышенным уровнем ответственности.
Проявления ответственности, возлагаемой на автономные организации:
Классификация автономных учреждений
Автономные учреждения могут классифицироваться по сфере хозяйствования и способу создания организации. По последнему критерию выделяют следующие разновидности:
В первом случае требуется согласие Правительства, выраженное в письменном решении. Функции и полномочия учредителей в процессе создания учреждения и последующей реализации им деятельности прописаны в Постановлении Правительства от 10 октября 2017 г. под № 662. Все решения и задачи федеральных органов власти, являющихся учредителями автономной структуры, доводятся до предприятия в течение 7 дней с момента принятия руководящих норм.
Пример выделения типов автономных учреждений в сфере образовательных услуг – сосуществование федеральных университетов с исследовательскими вузами.
Система управления
Многоуровневая система управления в учреждениях автономного типа представлена:
Порядок работы наблюдательного совета прописан в ст. 10 Закона № 174-ФЗ. Норма численного состава совета – от 5 до 11 человек. Он создается из представителей органов власти (до трети общей численности), общественников, делегированных кандидатов от местного органа самоуправления и работников учреждения (из персонала можно привлекать людей, численность которых не будет больше трети от количества мест в совете). Смена состава происходит через 5 лет, каждый его член может быть переназначен неограниченное количество раз.
Отдельным звеном управления является руководитель организации с заместителями. В сферу вопросов, решаемых руководителем, входит текущее руководство хозяйственными процессами, направленными на выполнение основного задания организации. В органах культуры допускается упразднение учредителем наблюдательного совета. Полномочия и обязательства совета в таких случаях переходят к учредителю.
Список функций наблюдательного совета:
Бухгалтерский учет и налогообложение
Для ведения бухгалтерского учета автономные организации используют план счетов, утвержденный Приказом Минфина от 23.12.2010 г. под № 183н. Отдельно необходимо учитывать операции с участием:
Учетная политика автономного учреждения должна отражать такие категории вопросов:
КСТАТИ! В предложенный законодателем план счетов при разработке его рабочего варианта предприятие может вносить дополнительные кодировки аналитического уровня при возникновении необходимости в них (если без такого шага невозможно обеспечить информативность и достоверность учетных данных для внутренних и внешних пользователей).
Автономные учреждения при получении субсидий в соответствии с нормами ст. 251 НК РФ могут расходовать такие средства только на мероприятия, под которые они были выделены. При определении налогооблагаемой базы в процессе расчета налога на прибыль суммы субсидий не учитываются. Учет доходных и расходных операций в зависимости от источников поступления средств ведется раздельно:
Налогообложение в отношении налогов на прибыль и добавленную стоимость в автономных учреждениях организовано как в коммерческих структурах. Налогооблагаемая база формируется выручкой от предпринимательской деятельности.
КСТАТИ! Автономным учреждениям разрешается переходить на упрощенную систему налогообложения, если объем выручки не превышает предельно допустимых значений.
Переход на УСН невозможен для автономных организаций, если у них есть представительства или созданы филиалы, численность их штата в отчетном периоде превысила показатель, равный 100, или стоимость амортизируемых основных фондов оказалась выше 150 млн рублей.
Автономное здравоохранение
Российскую систему здравоохранения ждут большие перемены. В целях оптимизации расходов государства тысячи лечебно-профилактических учреждений могут получить новый статус, дающий им возможность существенно расширить спектр платных услуг населению – за счет бесплатной медпомощи. Возможным последствиям таких преобразований была посвящена организованная «Лигой пациентов» пресс-конференция, прошедшая 1 апреля в Независимом пресс-центре на Пречистенке.
Бюджетное и казенное
В мероприятии приняли участие президент «Лиги пациентов» Александр Саверский, президент Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе, доктор медицинских наук Алексей Старченко, заместитель председателя Общества специалистов доказательной медицины, доктор медицинских наук Василий Власов.
Темой конференции стали два законопроекта, призванные изменить принципы организации и финансирования отечественных учреждений здравоохранения. Первый документ под неприметным названием » О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений » прошел первое чтение в Госдуме, второе чтение ожидается 7 апреля. Второй законопроект «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» готовится к внесению в Госдуму.
По мнению главы «Лиги пациентов» Александра Саверского, предусмотренные новым законом о государственных учреждениях нововведения приведут к окончательному попранию конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь вследствие неудержимой коммерциализации системы здравоохранения.
Законопроект вводит новое разделение государственных и муниципальных учреждений на три типа: «казенные», «бюджетные» и «автономные». То, что в документе называется казенными учреждениями, по сути соответствует нынешним государственным и муниципальным. Для таких учреждений будет сохранена система финансирования по смете, ответственность за их действия и обязательства будет по-прежнему нести государство. При этом новые бюджетные учреждения фактически превратятся в аналог автономных учреждений, положение которых регулируется федеральным законом 2007 года.
Финансирование новых бюджетных учреждений будет складываться из двух источников: государственного заказа на строго определенное количество работ и услуг, а также доходов от платных услуг населению в рамках уставной деятельности. Организации-учредители бюджетных учреждений (то есть профильные министерства и ведомства) не будут нести ответственность за их обязательства перед потребителями. При этом их особо ценное имущество (недвижимость, дорогостоящее оборудование) останется в собственности у государства.
Проблема, впрочем, заключается в том, что право граждан на бесплатное лечение систематически нарушается уже давно. Российские медучреждения получили право оказывать платные услуги населению в 90-е годы прошлого века в связи с явной недостаточностью государственного финансирования. Однако совмещение платной и бесплатной медицины в одном учреждении при недостаточном бюджетом финансировании быстро приводит к закономерному результату: вытеснению бесплатных услуг и появлению целой системы навязывания населению услуг платных, вопреки конституционной норме о всеобщей бесплатной медицинской помощи.
Нельзя сказать, что государство ничего не делает для изменения сложившейся ситуации. В прошлом году, например, Минздравсоцразвития объявляло войну поборам в больницах, собирало сообщения граждан о неправомерном навязывании платных услуг в ЛПУ. К концу года Министерство получило в общей сложности 85 жалоб, в результате проведенных проверок обоснованными были признаны 9 из них.
Еще раньше платные услуги в ЛПУ предлагала запретить Федеральная антимонопольная служба. Однако поскольку такая мера немедленно разорила бы большинство хронически недофинансированных российских больниц, инициатива антимонопольщиков ни к чему не привела.
Новый законопроект, разработанный правительством РФ, подходит к проблеме совершенно иначе, фактически узаконивая существующее положение дел. По словам заместителя председателя Общества специалистов доказательной медицины Василия Власова, цели разработчиков документа очевидны: это сокращение государственных затрат и перекладывание расходов на медицинское обслуживание на плечи самих граждан.
Самооценка качества
В цивилизованных странах основным источником финансирования медицинской помощи является система медицинского страхования граждан. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, существующий в России с 1993 года, с этой задачей пока не справляется (в прошлом году средства системы обязательного медицинского страхования составляли менее трети от общего объема затрат на российское здравоохранение, к 2012 году долю средств ОМС в финансировании больниц и поликлиник планируется довести до 70 процентов). Эту ситуацию призван изменить второй разрабатываемый в настоящее время документ – проект закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
По мнению президента Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе Алексея Старченко, законопроект в его нынешнем виде вряд ли приблизит появление дееспособной системы медицинского страхования в РФ. В частности, по словам Старченко, в доступной версии документа не предусмотрено создания единой сетки тарифов на медицинские услуги и единого перечня услуг, оказываемых в рамках ОМС. Отсутствует в проекте и единое определение дефекта оказания медицинской помощи, перечень таких дефектов, а также перечень штрафных санкций при их выявлении.
Как известно, качество медицинской помощи в нашей стране оставляет желать лучшего. При этом, как подчеркнули участники конференции, нарастающая коммерциализация отнюдь не способствует повышению уровня здравоохранения. Бесплатно или за деньги оказываются одни и те же медицинские услуги, оценку которых, в случае каких-либо осложнений, к тому же планируется поручить зависимым от системы экспертам.
Авторы законопроекта о медстраховании предлагают обязать страховые организации иметь в штате экспертов по оценке качества медицинской помощи – таковыми могут стать только специалисты, продолжающие заниматься врачебной практикой, то есть являющиеся работниками учреждений здравоохранения. Такой эксперт, полагает Старченко, не может быть независимым. Фактически он будет оценивать качество работы системы здравоохранения, частью которой является сам.
Некоммуникабельность
По словам Василия Власова, привлечь внимание общества к сути готовящихся законопроектов необходимо как можно скорее, поскольку после попадания документов в Госдуму шансы добиться в них значимых изменений крайне невелики.
О том, что это действительно так, свидетельствует история утверждения российскими парламентариями нового закона об “Обращении лекарственных средств”. Закон был принят в сжатые сроки несмотря на протесты целого ряда общественных организаций и представителей медицинского сообщества, жесткую критику со стороны ФАС и просьбы фармацевтических компаний отложить утверждение хотя бы на несколько месяцев.
К примеру, вопиющим недостатком нового закона является полное отсутствие положений, оговаривающих особые условия оборота орфанных лекарственных средств, предназначенных для лечения редких заболеваний. Общее число нуждающихся в этих лекарствах россиян по разным оценкам составляет от 1,5 до 5 миллионов человек. Действующее законодательство не только не облегчает, но и серьезно затрудняет доступ этих пациентов к жизненно необходимым препаратам.
Неоднократные призывы правозащитников обратить внимание на проблему редких лекарств, обращенные к Минздраву, премьер-министру и президенту остались без ответа. Сбор подписей под очередным обращением к Дмитрию Медведеву, начатый несколькими десятками благотворительных фондов, совпал по времени с утверждением закона о лекарствах в его нынешней версии Советом Федерации.
Таким образом, законотворческий процесс в России никак не зависит от мнения общественности, в особенности если речь идет о законопроектах, предложенных правительством РФ. Нет особых оснований сомневаться в том, что законодатели, спокойно утвердившие закон, игнорирующий нужды миллионов пациентов, также невозмутимо поддержат законопроекты, попирающие принцип бесплатной медицинской помощи в целом. А это означает, что через некоторое время в положении забытых государством больных с редкими заболеваниями может оказаться все население РФ.
Статья 2. Автономное учреждение
Статья 2. Автономное учреждение
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
1. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов публичной власти федеральной территории, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
2. Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ в часть 3 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
3. Автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Информация об изменениях:
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.
ГАРАНТ:
Соглашения, заключенные между учредителями автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ (муниципальной собственности), и территориальными органами Федерального казначейства в соответствии с частью 3.1 статьи 2 до 1 января 2021 г., действуют до окончания срока действия указанных соглашений, но не позднее 1 января 2022 г.
3.1. В случае обращения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования в территориальные органы Федерального казначейства в соответствии со статьей 220.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации территориальные органы Федерального казначейства открывают и ведут лицевые счета, предназначенные для учета операций автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных автономных учреждений), в порядке, установленном Федеральным казначейством.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ в часть 3.2 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
3.2. Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена частью 3.3, вступающей в силу с 1 января 2011 г.
3.3. Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) осуществляется в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Информация об изменениях:
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.
3.4. Проведение операций со средствами автономных учреждений, которым открыты лицевые счета в соответствии с частями 3.2 и 3.3 настоящей статьи, осуществляется от имени и по поручению указанных учреждений территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в порядке, установленном соответственно Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в пределах остатка средств, отраженных на соответствующем лицевом счете.
Информация об изменениях:
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 418-ФЗ в часть 3.6 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.
3.6. Операции со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, учитываются на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Информация об изменениях:
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.
3.7. Операции со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, учитываются на открытых им в соответствии с частью 3 настоящей статьи счетах в кредитных организациях после проверки документов, подтверждающих произведенные расходы, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом в соответствии с частью 3.10 настоящей статьи, или на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Средства, учтенные на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, могут быть направлены на возмещение расходов, произведенных учреждениями со счетов, открытых им в кредитных организациях, или с лицевых счетов автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований для учета операций со средствами, получаемыми автономными учреждениями от приносящей доход деятельности, и со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, после проверки документов, подтверждающих подлежащие возмещению расходы, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом в соответствии с частью 3.10 настоящей статьи.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена частью 3.8, вступающей в силу с 1 января 2012 г.
3.8. Операции со средствами, поступающими автономным учреждениям в рамках обязательного медицинского страхования, учитываются на отдельных лицевых счетах автономных учреждений для учета операций со средствами обязательного медицинского страхования, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Информация об изменениях:
3.9. Расходы автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные автономными учреждениями в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также средства, поступающие этим учреждениям в рамках обязательного медицинского страхования, учитываемые на лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляются без представления ими в территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, если иное не установлено федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований соответственно.
Информация об изменениях:
3.10. Расходы автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные автономными учреждениями в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 (в случае осуществления операций с указанными средствами на лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, соответствия требованиям, установленным частью 3.11-1 настоящей статьи, и соответствия содержания данных операций целям предоставления субсидий и бюджетных инвестиций в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, для санкционирования этих расходов.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
3.11-1. Автономные учреждения при заключении контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусматривающих авансовые платежи, соблюдают требования, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, для получателей средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена частью 3.12
3.12. Автономные учреждения осуществляют в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена частью 3.13
3.13. Финансовое обеспечение осуществления автономными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена частью 3.14
3.14. Операции со средствами, осуществляемые автономными учреждениями в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовыми актами местной администрации муниципального образования, от имени и по поручению соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, и операции по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, учитываются на лицевом счете, открытом соответствующему органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления как получателю бюджетных средств.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 301-ФЗ в часть 3.15 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
3.15. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, используются в очередном финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения для достижения целей, ради которых это учреждение создано, при достижении автономным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы). Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания соответственно федеральными автономными учреждениями, автономными учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными автономными учреждениями в объеме, соответствующем не достигнутым показателям государственного (муниципального) задания указанными учреждениями.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена частью 3.16
3.16. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, поступающих автономному учреждению в рамках обязательного медицинского страхования, используются в очередном финансовом году на те же цели.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 418-ФЗ в часть 3.17 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.
3.17. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 (в случае осуществления операций с указанными средствами на лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат перечислению автономным учреждением в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 418-ФЗ в часть 3.18 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.
3.18. Остатки средств, предусмотренные частью 3.17 настоящей статьи, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться автономными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена частью 3.19
3.19. Обращение взыскания на средства автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному частью 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» для бюджетных учреждений.
Информация об изменениях:
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.
3.19-1. Установить, что остатки средств федеральных автономных учреждений, автономных учреждений, созданных субъектами Российской Федерации, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, на казначейских счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства, финансовым органам указанных субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, на которых отражаются операции со средствами данных автономных учреждений, могут перечисляться с указанных казначейских счетов в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации с их возвратом на казначейские счета, с которых они были ранее перечислены в соответствии с настоящей частью, в том числе в целях исполнения распоряжений о совершении казначейских платежей, представленных автономными учреждениями, указанными в настоящей части, в территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы указанных субъектов Российской Федерации в сроки, предусмотренные частью 3.21 настоящей статьи, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.
ГАРАНТ:
Федеральным законом от 29 ноября 2021 г. N 384-ФЗ действие части 3.20 приостановлено до 1 января 2022 г. в части возврата остатков средств автономных учреждений при завершении текущего финансового года
Информация об изменениях:
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.
3.21. Операции со средствами автономных учреждений осуществляются не позднее второго рабочего дня, следующего за днем представления автономными учреждениями распоряжений о совершении казначейских платежей, оформленных в порядке, установленном Федеральным казначейством, либо расчетных документов, оформленных в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена частью 3.22
3.22. В случае, если лицевые счета автономным учреждениям открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, счета, которые предназначены для выдачи наличных денежных средств указанным автономным учреждениям, их обособленным подразделениям, обслуживаются кредитными организациями без взимания ими платы.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена частью 3.23
3.23. Контроль за деятельностью автономных учреждений осуществляется:
1) федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;
3) в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в часть 4 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.
4. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
5. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
6. Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения.
7. Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи.
8. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
9. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ часть 10 статьи 2 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
10. Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в определенных учредителем автономного учреждения средствах массовой информации. Порядок опубликования отчетов, а также перечень сведений, которые должны содержаться в отчетах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
11. Автономное учреждение обязано вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую отчетность и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
12. Автономное учреждение предоставляет информацию о своей деятельности в органы государственной статистики, налоговые органы, иные органы и лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом.