Автономный человек что это
Что такое автономия в психологии
Некоторые полагают, что автономный человек является и рациональным, и моральным. Так что же значит быть рациональным человеком? Очевидно, рациональный человек обладает непрерывной, рационально интегрированной структурой психических установок, таких как намерения, убеждения и желания. Кроме того, рассматриваемые отношения, особенно убеждения, основаны на фактических данных. Короче говоря, умственные установки рационального человека являются рационально связными и основаны на доказательствах.
Во-вторых, действия рационального человека и склонность к действиям основаны на таких последовательных и основанных на фактических данных отношениях. Таким образом, действия рациональны в свете психических установок человека (которые сами по себе рациональны).
В-третьих, для того, чтобы отношение и действия человека были рациональными в этом смысле, человек должен обязательно участвовать как в практических (ориентированных на действия), так и в теоретических (ориентированных на знания) рассуждениях, в которых используются объективно обоснованные процедуры, такие как получение достоверных выводов из доказательств и выбор средств на основе их эффективности в отношении соответствующих целей.
В-четвертых, концепция рационального человека или существа должна быть соотнесена с эмпирическими обстоятельствами, включая неотъемлемые свойства конкретного вида рациональных существ, о которых идет речь. И возможно, что есть рациональные люди, которые не являются людьми (например, марсиане или существа с какой-то далекой и пока еще не обнаруженной планеты). Если это так, то такие нечеловеческие разумные существа могут не обладать всеми присущими человеку свойствами. Например, люди, но не обязательно другие разумные существа, имеют эмоции, очень социальны и живут в течение ограниченного числа лет. Естественно, рациональное существо будет действовать рационально в свете таких дополнительных присущих ему свойств (а также условных внешних особенностей своего окружения).
В-шестых, очевидно, рациональность в данном смысле допускает степени; некоторые люди, например, лучше других делают правильные выводы из представленных им доказательств.
Кто-то может быть рациональным, в определенной степени, не обязательно быть моральным. Возьмем, к примеру, высокоинтеллектуального психопата. Такой человек вполне может эффективно и результативно преследовать свои цели и при этом делать сложные, основанные на фактических данных суждения. Очевидно, психопаты могут быть очень рациональными. Однако психопаты не заботятся о других людях и рады причинить им большой вред, если это соответствует их собственным целям. Более того, психопаты, даже если они признают моральные ограничения и лгут им, не чувствуют моральной силы моральных ценностей и принципов. Короче говоря, психопаты могут быть рациональными, но не моральными людьми. Таким образом, рациональность и мораль кажутся разными, хотя и связанными, понятиями.
Стоит отметить различие между нерациональными и иррациональными людьми, а также между неморальными и аморальными. Нерациональный человек не может делать суждения или выводы, он обладает способностью делать такие суждения и умозаключения, но имеет некоторый значительный дефицит в своей рациональности и, таким образом, делает значительное количество ложных суждений и / или неверных умозаключений или часто не может повлиять на результаты его или ее практические рассуждения. Точно так же у неморального человека не хватает способности выносить моральные суждения и действовать на их основе. Аморальный человек, напротив, просто (значительно) испытывает недостаток в своем моральном суждении или часто не может действовать в соответствии с его или ее правильными моральными суждениями. Тем не менее, иногда неясно, следует ли нам думать о человеке как о неморальном (или нерациональном) или как о безнравственном (или иррациональном).
Учитывая, что полностью человеческая жизнь предполагает реагирование на моральные причины, автономный человек, таким образом, будет и рациональным, и моральным. Понятое в изложенном здесь смысле, рациональность и мораль подразумевают независимость и самообладание. Тот, у кого преобладает первостепенное желание угодить авторитету и кто действует только в соответствии с этой целью, не будет считаться автономным. Точно так же автономный человек не только должен быть в состоянии делать правильные суждения о том, во что верить и как действовать, но также должен быть способен действовать в соответствии с этими суждениями. Например, наркоманы могут прекрасно знать, что неразумно продолжать кормить свою зависимость, но они могут оказаться неспособными воздействовать на это знание;
Сказать, что автономный человек независим и обладает самообладанием, конечно, не означает, что автономия несовместима со всеми формами принуждения. Автономный человек не может нарушать законы физики или законы логики. Тот факт, что агент-человек не может надеяться летать, выпрыгивая из высокого здания, или не может ходить и не ходить одновременно, не подрывает его или ее автономию. Кроме того, автономное лицо может принять решение соблюдать закон, не ставя под угрозу его или ее автономию. В частности, когда люди выбирают соблюдение законов, потому что эти законы закрепляют их моральные убеждения и принципы, они вполне могут действовать автономно, поскольку эти законы фактически навязываются самим себе. Морально оправданные законы, необходимые для защиты индивидуальной и коллективной безопасности, являются тому примером.
Ключевые понятия. Автономный человек (Autonomous man)
Автономный человек (Autonomous man). Надуманное объяснение, которое предполагает существование некой внутренней личности, «я», функционирующего под воздействием неизвестных внутренних сил, независимых от внешних факторов.
Бихевиоризм (Behaviorism). Наука о поведении живых существ.
Вербальное сообщество (Verbal community). Общество, члены которого реагируют на вербальное поведениедругих представителей этого же сообщества. Вербальное поведениевключает в себя речь, чтение, письмо – любое действие, где используются слова.
Критерий экономности (Canon of parsimony). Сформулированный Ллойдом Морганом (Lloyd Morgan) принцип, гласящий, что при существовании двух объяснений ученому всегда следует выбрать более простое.
Подкрепление (Reinforser). Любой стимул, который следует за поведением и повышает вероятность его дальнейшего появления. Позитивное подкрепление связано с получением приятного стимула. Негативное подкрепление усиливает поведение тем, что устраняет неприятный, аверсивный стимул. Первичное подкрепление – это стимулы, которые заложены в нас с рождения, например воздух, вода, пища, кров. Вторичное подкрепление – нейтральный стимул, который начинает выполнять роль подкрепления по ассоциации с получением первичного подкрепления, примером чего могут служить деньги.
Респондентное поведение (Respondent behavior). Поведение, которым живое существо автоматически реагирует на предшествующий стимул.
Аннотированная библиография.
Bjork, D. (1993). В. R. Skinner: A life. New York: Basic Books.
Эта блистательная работа гораздо интереснее, чем сама жизнь Скиннера. Она помогает читателю увидеть, как зарождались его идеи. Радикальность позиций Скиннера представлена как следствие его социальной и личностной изоляции с ранних лет.
Catania, C., & Harnad, S. (Eds.). (1988). The selection of behavior: The operant behaviorism of B. F. Skinner. Comments and consequences. New York: Cambridge University Press.
В книгу включены шесть ключевых работ Скиннера и комментарии к ним, написанные различными авторами, а также ответы Скиннера на их комментарии. В книге больше информации, чем достаточно, чтобы удовлетворить интерес практически любого, интересующегося аргументами за и против теории Скиннера.
Lattal, K. (1992). Reflections on B. F. Skinner and Psychology. The American Psychologist, 47(11), 1269–1533.
Широкомасштабный и в целом позитивный взгляд на работу Скиннера, представленный подробными и в высшей степени техническими по характеру статьями, посвященными влиянию Скиннера на все разделы психологии.
Nye, R. (1979). What is В. F. Skinner really saying? Englewood Cliffs, NJ: Prentice‑Hall.
Общий обзор идей Скиннера, написанный доступным языком, практически без обращения к техническому жаргону Скиннера.
Skinner, В. F. (1948, 1976). Walden two. New York: Macmillan.
Роман о живущем самостоятельной жизнью утопическом сообществе, основанном и управляемом бихевиористом. Это не краткий сценарий, являющийся лишь поводом к обсуждению, подробное описание и критика всех аспектов культуры – начиная от воспитания детей и заканчивая планированием свободного времени.
Skinner, В. F. (1953). Science and human behavior. New York: Macmillan.
Наиболее полное изложение базовых идей Скиннера.
Skinner, В. F. (1971). Beyond freedom and dignity. New York: Knopf.
Анализ современной культуры, в особенности ее неспособность использовать бихевиоральный анализ на благо понимания человеческой личности. Впечатляющая и общедоступная характеристика ошибочного образа мыслей, до сих пор широко распространенного среди людей.
Skinner, В. F. (1972). Cumulative record: A selection of papers (3d ed.). New York: Appleton‑Century‑Crofts.
Отобранное Скиннером собрание его работ, которые он сам считал наиболее важными, охватывает широкий круг тем, не рассмотренных в данной главе.
Skinner, В. F. (1974). About behaviorism. New York: Knopf.
Ответы, напрямую обращенные к критикам Скиннера. В книге анализируют широко распространенные заблуждения, касающиеся бихевиоризма. Данная книга представляет собой упрощенный, предназначенный для широкой публики вариант работы «Наука и Человеческое поведение» (Science and Human Behavior ).
Веб‑сайты.
Сайт Фонда Б. Ф. Скиннера (В. F. Skinner Foundation), основанного в 1987 году с целью публикации важных литературных и научных работ, посвященных анализу поведения и предоставления образовательных возможностей, как для профессионалов, так и для широкой публики, в области наук о поведении. Сайт содержит информацию о деятельности фонда, краткую автобиографию Скиннера (1904–1990), книги Скиннера и подробную библиографию публикаций Скиннера, изданных между 1930 и 1993 годом.
Фонд Б. Ф. Скиннера бесплатно высылает версии всех статей, написанных Скиннером. Адрес: P. O. Box 84, Morgantown, WV 26 507.
Библиография.
Ames, A., Jr. (1951). Visual perception and the rotating trapezoidal window. Psychological Monographs, 65, 324.
Anastasi, A. (1992). A century of psychological science. American Psychologist, 47(7), 842.
Behavioral and Brain Sciences, (1984). The canonical papers of B. F. Skinner, 7(4). (Later reprinted: Catania, C., 8c Harnad, S. [Eds.]. [1988]. The selection of behavior: The operant behaviorism of B. F. Skinner. Comments and consequences. New York: Cambridge University Press.)
Berelson, В., & Steiner, G. A. (1964). Human behavior: An inventory of scientific findings. New York: Harcourt Brace lovanovich.
Bjork, D. (1993). B. F. Skinner: A life. New York: Basic Books.
Brown, D., & El‑Ghannam, M. A. (1971). Computers for teaching. Transcript of a series of talks presented at the Second Specialized Course on New Technologies in Education at the Regional Center of Planning and Administration of Education for the Arab Countries, Beirut, Lebanon.
Catania, C. (1984). The operant behaviorism of B. F. Skinner. Behavioral and Brain Sciences, 7, 473–475.
Cohen, D. (1977). Psychologists on psychology. New York: Taplinger.
Davison, G., & Valins, S. (1969). Maintenance of self‑attributed and drug‑attributed behavior change. Journal of Personality and Social Psychology, 11, 25–33.
Elms, A. (1981). Skinner’s dark year and Walden two. American Psychologist, 36(5>, 470–479.
Erickson, M. H. (1939). Experimental demonstrations of the psychopathology of everyday life. The Psychoanalytic Quarterly, 8, 338–353.
Evans, R. (1968). B. F. Skinner: The man and his ideas. New York: Dutton. (Edited dialogues with Skinner.)
Fabun, D. (1968). On motivation. Kaiser Aluminum News, 26(2).
Ferster, С. В., & Skinner, B. F. (1957). Schedules of reinforcement. New York: Appleton‑Century‑Crofts.
Gilbert, M., & Gilbert, T. (1991). What Skinner gave us. Training, 28(9), 42–4S.
Goldfried, M. R., & Merbaum, M. (Eds.). (1973). Behavior change through self‑control. New York: Holt, Rinehart and Winston.
Goodall, K. (1972a). Field report: Shapers at work. Psychology Today, 6(6), 53–63, 132–138.
Goodall, K. (1972b). Margaret, age ten, and Martha, age eight: A simple case of behavioral engineering. Psychology Today, 6(6), 132–133.
Goodell, R. (1977). B. F. Skinner: High risk, high gain. In The visible scientists (pp. 106–119). Boston: Little, Brown.
Hall, C., & Lindzey, G. (1978). Theories of personality (3rd ed). New York: Wiley.
Hilts, R. J. (1973, May 3). Pros and cons of behaviorism. San Francisco Chronicle. (Originally printed in The Washington Post.)
Holland, J. G., & Skinner, B. F. (1961). The analysis of behavior: A program for self‑instruction. New York: McGraw‑Hill.
Ishaq, W. (Ed.). (1991). Human behavior in today’s world. New York: Praeger.
Jacks, R. N. (1973). What therapies work with today’s college students: Behavior therafy. Paper presented at the annual meeting of the American Psychiatric Association, Honolulu, Hawaii.
Kimble, G. A. (1961). Hilgard and Marquis’ conditioning and learning. New York: Appleton‑Century‑Crofts.
Kinkade, K. (1973). A Walden two experiment: The first five years of Twin Oaks Community. New York: Morrow. (Excerpts published in Psychology Today, 1973, 6[8], 35–41, 90–93; 6[9], 71–82.)
Knapp, T. (1998). Current status and future directions of operant research on verbal behavior. Baselines. Analysis of Verbal Behavior, 15, 121–123.
Krippner, S., Achterberg, J., Bugenthal, J., Banathy, В., Collen, A., Jaffe, D., Hales, S., Kremer, J., Stigliano, A., Giorgi, A., May, R., Michael, D., & Salner, M. (1988). Whatever happened to scholarly discourse? Reply to B. F Skinner. American Psychologist, 43(10), 819.
Lefcourt, H. M. (1973). The function of the illusions of control and freedom. American Psychologist, 28, 417–426.
Lefcourt, H. M. (1980). Locus of control and coping with life’s events. In E. Staub (Ed.), Personality: Basic aspects and current research (pp. 201–235). Englewood Cliffs, NJ: Prentice‑Hall.
Lindley, R., II, & Moyer, K. E. (1961). Effects of instructions on the extinction of conditioned finger‑withdrawal response. Journal of Experimental Psychology, 61, 82–88.
Lindsley, O. R., Skinner, В. F, & Solomon, H. С. (1953). Studies in behavior therapy. (Status Report 1.) Waltham, MA: Metropolitan State Hospital.
Mahoney, M. (Ed.). (1981). Cognitive Therapy and Research, 5(1).
Mahoney, M., & Thoresen, С. E. (1974). Self control: Power to the person. Monterey, CA: Brooks/Cole.
Mawhinney, T. C., & Fellows, C. K. (1999). Positive contingencies versus quotas: Telemarketers exert countercontrol. Journal of Organizational Behavior Management, 19(2), 35–57.
Mischel, W. (1976). Introduction to personality. New York: Holt, Rinehart and Winston.
National Public Radio. (1990, July 27). All things considered. Interview with B. F. Skinner.
Natsoulsas, T. (1978). Toward a model for consciousness in the light of B. F Skinner’s contribution. Behaviorism, 6(2), 139–197.
Natsoulsas, T. (1983). The experience of a conscious self. Journal of Mind and Behavior, 4(4), 451:78.
Natsoulsas, T. (1986). On the radical behaviorist conception of consciousness. Journal of Mind and Behavior, 7(1), 87–116.
Nold, E. (1974). Stanford University Library of Creative Writing Programs, Palo Alto, CA.
Pavlov, I. P. (1927). Conditioned reflexes. London: Oxford University Press.
Rachman, S. J.; & Wilson, G. T. (1980). The effects of psychological therapy (2d ed). Elmsford, NY: Pergamon Press.
Ram Dass, B. (1970). Baba Ram Dass lecture at the Menninger Clinic. Journal of Transpersonal Psychology, 2, 91–140.
Reese, E. P. (1966). The analysis of human operant behavior. In J. Vernon (Ed.), General psychology: A self‑selection textbook. Dubuque, IA: Brown.
Rilling, M. (2000). John Watson’s paradoxical struggle to explain Freud. American Psychologist 55(3), 301–312.
Roberts, R. E. (1971). The new communes: Coming together in America. Englewood Cliffs, NJ: Prentice‑Hall.
Sagal, P. (1981). Skinner’s philosophy. Waltham, MA: University Press of America.
Skinner, B. F. (1938). The behavior of organisms: An experimental analysis. New York: Appleton‑Century‑Crofts.
Skinner, B. F. (1945, October). Baby in a box. Ladies Home Journal. (Also in Cumulative record: A selection ofpapers [3d ed]. New York: Appleton‑Century‑Crofts, 1972, pp. 567–573.)
Skinner, B. F. (1948). Walden two. New York: Macmillan.
Skinner, В. F. (1950). Are theories of learning necessary? Psychological Review, 57, 193–216.
Skinner, В. F. (1953). Science and human behavior. New York: Macmitlan.
Skinner, В. F. (1955). Freedom and the control of men. The American Scholar, 25, 47–65.
Skinner, B. F. (1956). A case history in scientific method. The American Psychologist, 11, 211–233.
Skinner, В. F. (1957). Verbal behavior. New York: Appleton‑Century‑Crofts.
Skinner, B. F. (1958). Teaching machines. Science, 128, 969–977.
Skinner, В. F. (1959). Cumulative record. New York: Appleton‑Century‑Crofts.
Skinner, B. F. (1961). Cumulative record (2d ed). New York: Appleton‑Century‑Crofts.
Skinner, B. F. (1964). Behaviorism at fifty. In W T. Wann (Ed.), Behaviorism and phenomenology: Contrasting bases for modern psychology (p. 79–108). Chicago: University of Chicago Press.
Skinner, B. F. (1967a). Autobiography. In E. G. Boring & G. Lindzey (Eds.), History of psychology in autobiography (Vol. 5) (pp. 387–413). New York: Appleton‑CenturyCrofts.
Skinner, B. F. (1967b). An interview with Mr. Behaviorist: В. F. Skinner. Psychology Today, 7(5), 20–25, 68–71.
Skinner, B. F. (1968). The technology of teaching. New York: Appleton‑Century‑Crofts.
Skinner, B. F. (1969). Contingencies of reinforcement: A theoretical analysis. New York: Appleton‑Century‑Crofts.
Skinner, B. F. (1971). Beyond freedom find dignity. New York: Knopf.
Skinner, B. F. (1972a). Cumulative record: A selection of papers (3d ed). New York: Appleton‑Century‑Crofts.
Skinner, B. F. (1972b). Interview with E. Hall. Psychology Today, 6(6), 65–72, 130.
Skinner, B. F. (1972c, July 15). On «having» a poem. Saturday Review, pp. 32–35. (Also in Cumulative record: A selection of papers [3d ed]. New York: Appleton‑Century‑Crofts, 1972.)
Skinner, B. F. (1972d). «I have been misunderstood…» An interview with В. Е Skinner. The Center Magazine, 5(2), 63–65.
Skinner, B. F. (1972e, July/August). Humanism and behaviorism. The Humanist, 32(4), 18–20.
Skinner, B. F. (1974). About behaviorism. New York: Knopf.
Skinner, B. F. (1975). The steep and thorny way to a science of behavior. American Psychologist, 30, 42, 49.
Skinner, B. F. (1976a). Walden two revisited. Walden two. New York: Macmillan.
Skinner, B. F. (1976b). Particulars of my life. New York: Knopf.
Skinner, B. F. (1977a). A conversation with В. F. Skinner. Harvard Magazine, 79(8), 53–58.
Skinner, B. F. (1977b). Hernstein and the evolution of behaviorism. American Psychologist, 32, 1006–1016.
Skinner, B. F. (1978a). Reflections on behaviorism and society. Englewood Cliffs, NJ: Prentice‑Hall.
Skinner, B. F. (1978b). Why don’t we use the behavioral sciences? Human Nature, 1(3), 86–92.
Skinner, B. F. (1978c). Why I am not a cognitive psychologist. Reflections on behaviorism and society. Englewood Cliffs, NJ: Prentice‑Hall.
Skinner, B. F. (1979a). The shaping of a behaviorist. New York: Knopf.
Skinner, B. F. (1979b). Interview. Omni, 7(12), 76–80.
Skinner, B. F. (1980). Notebooks (Robert Epstein, Ed.). Englewood Cliffs, NJ: Prentice‑Hall.
Skinner, B. F. (1983). Intellectual self‑management in old age. American Psychologist, 38(3), 239–244.
Skinner, B. F. (1984a). A matter of consequences. New York: New York University Press.
Skinner, B. F. (1984b). The shame of American education. American Psychologist, 39(9), 947–954.
Skinner, B. F. (1984c). Reply to Harnad’s article, «What are the scope and limits of radical behaviorist theory?» Behavioral and Brain Sciences, 7, 721–724.
Skinner, В. F. (1986). What is wrong with daily life in the Western world? American Psychologist, 47(5), 568–574.
Skinner, B. F. (1987a). Whatever happened to psychology as the science of behavior? American Psychologist, 42(8), 780–786.
Skinner, B. F. (1987b, July/August). A humanist alternative to the A. A.’s twelve steps. The Humanist, p. 5.
Skinner, B. F. (1989). The origins of cognitive thought. American Psychologist, 44(1), 13–18.
Skinner, B. F. (1990a). Can psychology be a science of mind? American Psychologist, 45(11), 1206–1210.
Skinner, B. F. (1990b). To know the future. In C. Fadiman (Ed.), Living philosophies. 193–199). New York: Doubleday.
Skinner, B. F., & Vaughan, M. E. (1985). Enjoy old age: Living fully in your later years. New York: Warner Books.
Smith, L. D. (1992). On prediction and control: B. F. Skinner and the technological ideal of science. American Psychologist, 47(2), 216–223.
Todd, J., & Morris, E. (1992). Case histories in the great power of steady misrepresentation. American Psychologist, 47(11), 1441–1453.
Wann, W. T. (Ed.). (1964). Behaviorism and phenomenology: Contrasting bases for modern psychology. Chicago: University of Chicago Press.
Watson, J. B. (1913). Psychology as the behaviorist views it. Psychological Review, 20, 158–177.
Watson, J. B. (1928a). The ways of behaviorism. New York: Harper & Row.
Watson, J. B. (1928b). Psychological care of infant and child. New York: Norton.
Глава 12. Практические приложения когнитивной психологии.
Примечание. Данная глава не следует формату других глав. Она представляет собой анализ нескольких частных приложений когнитивной психологии, а не описание законченной теории личности.
Начиная с 1970‑х гг. когнитивная психология стала занимать видное место в качестве сферы исследования и терапевтической практики. Она энергично занимается центральными элементами сознания, подобно тому как это делал Уильям Джеймс, когда создавал научную дисциплину, названную психологией. Когнитивная психология не является, строго говоря, теорией личности. Она не образует и какой‑то единой, сцементированной системы, скорее объединяя в себе множество теорий и видов терапевтической практики, имеющих различные цели и использующих различные методы. Особенно релевантны пониманию человеческой личности две области когнитивной психологии. Одна связана с картографией (mapping) структуры интеллекта, другая – с разработкой терапевтических приемов с целью видоизменения влияния интеллекта и мышления на эмоциональную жизнь и благополучие человека.
Автономная личность — не просто независимая
В наше время быть независимым от чего-либо просто невозможно. Мы зависим от родителей, общества, различных предметов и т.д. В психологии есть такое понятие как автономная личность — это способность человека быть ответственным за себя, свои решения и поступки, чувства и действия, умение принимать решения, пользоваться свободой выбора, определять свою судьбу, владеть высоким уровнем самоконтроля.
И не редко возникает вопрос: возможно ли вообще быть в современном мире независимой личностью?
Автономная личность — не просто независимая
Личность, обладающая автономностью, способна принимать сознательные решения, вне зависимости от окружающего мира.
Но никто не застрахован от иллюзорной автономии личности. Определяя свое поведение собственным независимым решением, человек может находиться в плену у неосознанных чувств, мнения общества или влияния родителей. К примеру, чувство протеста, под влиянием которого человек выбирает поведение в корне противоположное устоям общества.
Эрик Бэрн считает, что настоящая автономная личность проявляет осознание, спонтанность и искренность.
Осознание – это субъективное состояние, которое выражается в способности воспринимать не искаженную реальность, понимать и принимать происходящее таким, каково оно есть, а также способность осознавать самого себя.
Такой человек обязательно прислушается к сигналам своего тела, поймет, когда он раздражен или спокоен, возбужден или расслаблен. Осознанная личность слушает и слышит других людей, потому что при общении, ощущает другого человека и не сосредоточена на личных проблемах.
Человек с высоким уровнем осознания живет «здесь и сейчас», реально воспринимает ситуацию, адекватно оценивает уместность поведения в различных ситуациях.
Спонтанность — это возможность свободного выбора желаемого, определенного поведения, независимо от мнения окружающих.
Спонтанная личность не связана нормами и стереотипами, ее действия гибкие и уместные. Такой человек способен сам решать, как действовать в той или иной ситуации, при этом возлагая ответственность за свое поведение только на самого себя. Также спонтанная личность легко обучается и адаптируется, постоянно обогащает свой репертуар действий.
Искренность — это способность быть естественным, самим собой. Искренний человек не стесняется самого себя, своих чувств и желаний, своего внутреннего мира.
Быть искренним означает не скрываться под маской, быть открытым. То, что и как говорит искренняя личность, какие чувства при этом испытывает, — все в ней находится в гармонии и согласии.
Т.е. автономная личность – это не просто независимая личность, это постоянно развивающийся, искренний, спонтанный, осознающий свои действия человек. И пусть это идеальный образ, но стремление к нему того стоит!
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях: