Автор и поэт в чем разница
Разница между поэтом и писателем
Мир художественной литературы, ее образный строй и богатый язык рождаются благодаря творчеству писателей и поэтов. Для большинства читателей не составляет труда определить, поэтическое произведение или прозу содержит понравившаяся книга. И уж если она написана стихами, то ее автор, конечно же, поэт. Писатели пишут прозу – это всем хорошо известно. Но кто они, поэты и писатели?
Определение
Поэт – автор стихотворений, поэм и других поэтических произведений. В более широком значении поэт — творческая личность, наделенная способностью воспринимать мир в поэтических образах и воссоздавать их в стихотворных жанрах.
Писатель – создатель прозаических произведений, особой художественной реальности, в которой события, герои, их действия и суждения являются отражением мировосприятия автора, представленного читателям в виде творчески переосмысленной картины бытия.
Сравнение
Провести четкую грань между поэтическим творчеством и даром воплощать авторскую идею в образах прозаического произведения невозможно. В поэзии и прозе природа художественного слова проявляется одинаково, хотя поэт и писатель по-разному используют его неограниченные возможности.
Поэт апеллирует к чувствам читателя. В его творческом арсенале — многоплановость трактовок, неоднозначность суждений, возможность свободной читательской интерпретации душевных переживаний лирического героя.
Ритмическая организация поэтических текстов, будь то небольшое лирическое стихотворение или эпическая поэма, обладает особой силой воздействия: она способна многократно усилить эмоциональный фон восприятия поэтических символов.
В поэтическом творчестве используются приемы с применением сложных тропов и особых средств художественной выразительности: метафор, необычных сравнений, аллегорий, благодаря которым у читателя рождается собственный ассоциативный ряд образов, и он, наряду с поэтом, чувствует себя соавтором произведения.
Для писателя главная задача – показать событие как мотив поведения героя, заставить персонажей совершать поступки, раскрывающие их характеры и обнажающие скрытые стороны внутренней жизни. Высокохудожественная проза всегда лаконична, логична и последовательна, поэтому талантливый автор не станет перегружать текст своего произведения сложными метафорами и близкими к поэтической речи оборотами.
Чем писатель отличается от поэта?
Если говорить «по-простому», писатель пишет прозаические произведения (прозу), а поэт сочиняет стихи.
Великие поэты Пушкин и Лермонтов, например, были и писателями. Вспомним хотя бы «Повести Белкина» и «Героя нашего времени». И писателями они были столь же блестящими, как и поэтами.
Два факта знаю. Первый: Тургенев столкнулся с самой настоящей русалкой, от которой еле удрал. Второй: в одном из своих рассказов он вскольз упоминает про сапоги, сшитые из мамонтовой кожи (следовательно, живые мамонты были ему не в диковинку). А теперь подробнее.
Тургенев был заядлым охотником и однажды в своей охотничьей вылазке на природу он забрёл достаточно далеко от своего имения. Там в глухом лесу он наткнулся на озеро. Было очень жарко (самый разгар лета) и писатель решил искупаться. А когда он уже сидел в воде, почувствовал прикосновение сзади. Обернулся и увидел такое чудо: вроде женщина, но до безобразия уродливая, совершенно голая и огромнейшие молочные железы, которые болтаются перед ней как небольшие бочонки на воде. И в глазах у неё стояла явная похоть, хотела с человеком любовью заняться. Тургенев выскочил на берег, схватил одежду и голым бросился бежать. Но эта тварь бегала быстрее и не отставала, постоянно касаясь писателя на бегу. Не известно, чем бы дело закончилось, но тут парочка выбежала на поляну, где местный пастушонок пас крестьянских коров. Он огрел преследовательницу кнутом и та повернула в лес. Когда писатель оделся и перевёл дух, пастушонок рассказал, что его преследовала дикая баба, котрорая живёт в озере, и что местные к этому озеру не ходят.
Тургенев написал на эту тему рассказ, который называется «Дикая баба», «Сумасшедшая баба», «Ужас» или как-то иначе. Но опубликовать его так и не решился. А когда он был в Париже и там в салоне своей знакомой певицы Полины Виардо прочитал этот рассказ, присутствовавший среди гостей французский писатель Мопассан его запомнил и потом опубликовал. Поэтому сегодня этот рассказ надо искать в полном собрании сочинений Мопассана, а не Тургенева.
А в рассказе «Хорь и Калиныч» из знаменитых «Записки охотника» он приводит интересный пассаж. Будто герой рассказа показывает на свои сапоги и говорит, что они сшиты из мамонтовой кожи. Не из слоновьей (слонов прекрасно знали), а именно из мамонтовой. В своих «Записки охотника» Тургенев совершенно ничего не придумывал, он почти документально передавал то, что слышал от других. Конечно, можно считать, что герой рассказа соврал. Но откуда неграмотный крестьянин будет знать о мамонтах? Только если мамонты к тому времени ещё встречались в России. Конечно, это очень необычно, т.к. официально считают, будто мамонты полностью вымерли лет 10 тысяч тому назад. Да вот только кроме Тургенева о живых мамонтах пишут и другие писатели того времени, хотя бы Джек Лондон. И ещё какой-то наш уже забытый писатель и путешественник, который описывал быт и нравы аборигенов междуречья Оби и Енисея.
Кто такой лирический герой. Лирический герой в поэзии Лермонтова
Что значит лирический герой?
В чем разница между автором и лирическим героем?
Например, мы читаем в стихах Сергея Есенина:
Другой пример. У Александра Блока в цикле «Стихи о Прекрасной даме»:
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
Лирический герой есть в любом стихотворении?
Существуют «безличные» стихотворения, где лирического героя нет. Взять, к примеру, чисто пейзажные стихи Афанасия Фета о природе:
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
Безглавое тело я долго топтал
И молча на деву, бледнея, взирал.
Я помню моленья. текущую кровь…
Погибла гречанка, погибла любовь!
Часто встречаются стихи, где граница между автором и лирическим героем условна. Например, в стихах Пушкина о селе Михайловском, где он отбывал ссылку, трудно отделить реального человека от идеализированного поэта-философа:
. Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Бывает и так, что образ лирического героя раскрывается во всем творчестве поэта либо меняется в разные периоды, в разных стихотворных циклах. Принято считать, что единством образа лирического героя отличается творчество Лермонтова.
«Нет, я не Байрон, я другой…» Лирический герой Лермонтова
Основные черты лирического героя Лермонтова:
Это человек с непростой судьбой, трагическими воспоминаниями
Он ищет и не может найти свое предназначение
Разочарован в жизни
Мечтает о свободе и покое
Вечный странник, свободолюбивый сын природы
Спорит с роком, сам создает свою судьбу
Чувствует в себе энергию, которой нужен выход
Предчувствует раннюю и трагическую гибель
Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
«Нет, я не Байрон, я другой…» (1832)
В ранней поэзии Лермонтова лирический герой больше обращен в себя, это более интимный образ:
Он не красив, он не высок;
Но взор горит, любовь сулит;
И на челе оставил рок
Средь юных дней печать страстей.
Власы на нем как смоль черны,
Бледны всегда его уста,
Открыты ль, сомкнуты ль они:
Лиют без слов язык богов.
«Портреты» (1829)
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
«Дума» (1838)
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы.
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
«Выхожу один я на дорогу» (1841)
Пожив всего 27 лет, Лермонтов своей судьбой и творчеством воплотил образ, появившийся еще в ранних стихах, отмечает Роднянская. В результате вся его лирика воспринимается как «пророческая тоска» великого поэта, предвидевшего свое будущее. Лирический герой и реальный Лермонтов в глазах потомков практически слились.
Узнаем кто такой поэт, его отличие от писателя
Чтобы ответить на вопрос, кто такой поэт, недостаточно заглянуть в словарь. В переводе с греческого языка – это стихотворец. Но не всякую рифму мы называем стихами, и не всякий мастер слова ею владеет. Часто к поэтам причисляют людей, способных изящно и образно передавать красоту окружающего мира, независимо от способа изложения.
Немного истории
Несколько тысячелетий назад на европейской территории жили племена кельтов, не знавшие письменности. Они не оставили текстовых источников, но герои, рождённые их фантазией, нашли отражение в сказаниях Средневековья: волшебник Мерлин, принц Айзенхерц, Тристан и Изольда. Благодаря поэтам–бардам, облекающим окружающие события в поэтическую форму, истории дошли до современных читателей и нашли отклик в их сердцах.
Творец, имеющий необыкновенный дар, граничащий со сверхъестественным, – это поэт. Значение слова именно так истолковывали древние кельты, поэтому в сложении рифм практиковались все начинающие жрецы-друиды. Сказания сопровождались игрой на арфах, что буквально завораживало простых обывателей.
Несмотря на первичность стихотворного изложения, предания передавались и прозой. До XIX века всю художественную литературу называли поэзией. Сегодня же мы применяем термин только в узком значении слова.
Особенности поэзии
Творчество поэтов – это поэзия: стихи, поэмы, баллады. Имеющая древние корни, она:
Это достигается привнесением в неё новых измерений, не требующихся в обыденной речи: метра, рифмы, ритма. Необычная организация речи выделяет поэзию в особый вид литературного творчества, отличая её от прозы.
Стихотворец и поэт: отличия
Сегодня компьютер способен подобрать максимальное количество рифм и создать настоящие «шедевры», написанные хореем или ямбом. Но такие произведения легко отличить от авторских строк. Трудно назвать искусством и рекламные слоганы или обезличенные поздравительные стихи, выполненные на заказ. Кто такой поэт и в чём его отличие от любого стихотворца?
Проза и поэзия: отличия
В метафорическом значении поэтами часто называют всех, кто способен изящно излагать мысли, передавая красоту изображаемого явления. Но в литературе всё же чётко разделяют виды художественного творчества, которыми занимаются писатели и поэты. Разница касается формы изложения мысли и речи, что может быть представлено в виде таблицы:
Наличествует, за исключением белых стихов.
Соблюдается ритмическая закономерность.
Воспринимается в виде столбца, отмечая горизонтальное и вертикальное расположение строк.
Воспринимается только горизонтально.
Имеет интонационную конкретность.
Деление на короткие отрезки, соизмеримые и соотносимые между собой.
Имеет произвольное членение, определённое правилами синтаксиса.
В переводе с греческого – «постоянное возвращение к истокам (началу ряда)».
В переводе с латыни – «продвижение логики повествования вперёд».
Писатели сочиняют прозу (рассказы, повести, романы), а поэты – стихи. Но настоящие мастера слова являются универсалами.
Лучшие представители
Гении слова, они абсолютно универсальны. Так, А. Пушкин – автор одной из лучших поэм в стихах «Евгений Онегин». Его перу принадлежит пьеса, не сходящая со сцены с 1870 года, – «Борис Годунов». Положенная на музыку М. Мусоргским, одноимённая опера украшает подмостки лучших музыкальных театров мира. «Дубровский», «Метель», «Капитанская дочка» – образцы лучших художественных произведений в прозе. Многие считают непревзойдённым роман М. Лермонтова «Герой нашего времени». Но в то же время в свои 27 лет он оставил богатое стихотворное наследие, по которому его причисляют к гениальнейшим лирическим авторам в истории мировой литературы.
Значение слова «поэт» в древнем мире
Уже в древности авторы задумывались, что должно нести их творчество читателю. Гораций (Древний Рим) говорил о необходимости воспитания добродетели и тонкого вкуса. Именно поэтам он приписывал заслугу в том, что они смягчили нравы первобытного строя. Форма стихотворения важна, и она должна нравиться, но её необходимо наполнять поучительным содержанием. Для этого авторам необходимо изучать философию и человеческую природу. Поэт не может быть посредственностью. Его задача – стремиться к совершенству, не довольствуясь мелкими достижениями.
Назначение поэта
М. Лермонтов развил пушкинское понимание поэта как гражданина, обязанного идти навстречу толпе. Но для него очевидно, что в этой массе он останется одинок. Проблема может быть решена только через сближение, поэтому Н. Гоголь высказал мысль, что поэт обязан видеть боль и чаянья народные.
Послесловие
На поэта, как и на писателя, нельзя выучиться. Это не профессия, которой можно овладеть, приобретя определённые навыки. Поэтом нужно родиться, ибо это особая манера восприятия жизни, художественный и человеческий талант, неотвратимость судьбы, которой нельзя избежать. Как ответить на вопрос, кто такой поэт, с учётом сегодняшнего дня?
Е. Евтушенко в стихотворении «Начинающим» призывает преодолеть «бесхарактерность» и «безликость» и не бояться «мастерства неумелости». Настоящим поэтом можно стать не через метафоры, а через жизненные мытарства. Автор состоится как автор только тогда, когда его переживания найдут отклик у читателей, а для этого нужно быть честным перед самим собой.
И только время покажет, насколько ценна его поэзия для людей вообще, а не только для того поколения, которому он принадлежит.
Поиск
Грамотно ли выражение «поэты и писатели»
Оценка читателей
ПРОГОЛОСОВАЛО ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ: 5 ЧЕЛ.
В последнее время очень часто используется выражение «поэты и писатели». Существует масса творческих объединений, названия которых включают вышеприведенную конструкцию. Ее можно встретить и в обращениях Союза писателей России, например в этом поздравлении –
«Дорогие поэты и писатели! Коллектив Московской городской организации Союза писателей России и НП «Литературная Республика»от всей души поздравляет Вас с Новым 2014 годом и Рождеством! Пусть в год Лошади (Пегаса) Вам сопутствуют творческое вдохновение, новые книги, литературные победы, а также счастье, здоровье и удача! До новых встреч в Новом Году! Коллектив МГО СПР и НП «Литературная Республика»»
Правильно ли это? По моему первому, не подкрепленному ничем кроме личного опыта и интуиции мнению – нет. Для меня поэт – стихотворец, писатель, пишущий стихи. Соответственно, прозу пишет прозаик, писатель, специализирующий ся на прозе. Таким образом, понятие «писатель» широкое – это всякий литератор – и прозаик, и поэт, и драматург. Получается, что выражение «поэты и писатели» соединяет в себе два понятия разного уровня – более общее (писатель) и более частное (поэт). Это все равно, как если бы мы стали говорить – «в лесу росли березы и деревья», «по улице ехали мерседесы и автомобили», «дети ели эклеры и пирожные» и т.п.
Толковый словарь Ушакова дает два значения слова: 1) писатель-художни к, создающий поэтические произведения; 2) писатель, пишущий стихами, стихотворец.
Такой результат вызван широким значением самого слова «поэзия». Мы можем говорить, например, о поэзии русского пейзажа, о поэзии этюдов Шопена, понимая здесь поэзию как чувство прекрасного. Тем не менее, результат ясен. Поэт – это писатель, пишущий стихи.
И здесь мы тоже видим, что поэт рассматривается как литератор (писатель) пишущий стихи.
Толковый словарь Дмитриева предлагает следующие определения: 1) поэт — это тот, кто создаёт стихотворные произведения; 2) поэтом могут называть автора любого художественного произведения, отличающегося яркой образностью.
Стоит обратить внимание, что определение поэта как особого писателя одинаково во всех трех случаях.
Наконец, с ловарь иностранных слов русского языка определяет поэта так: 1) художник, одаренный творчеством и чувством изящного; 2) стихотворец.
Итак, поэт – это писатель, пишущий стихи, или стихотворец.
Толковый словарь Дмитриева: писатель — это тот, кто создаёт прозаические литературные произведения.
До сих пор все было хорошо, но вот в толковом словаре Дмитриева встречаем иное определение. Дмитриев отождествляет понятия «писатель» и «прозаик», противопоставляя таким образом «писателя» и «поэта». В его словаре «писатель» и «поэт» равновелики, соответственно, получается, что Дмитриев допускает и возможность словосочетания «поэты и писатели».
Итак, мнения разделились. Чтобы прояснить ситуацию, надо рассмотреть еще одно слово
Толковый словарь Ожегова. Писатель, автор произведений в прозе.
Толковый словарь Ефремовой. 1. Писатель, пишущий прозой. 2. перен. Тот, кто лишен возвышенных интересов, занят повседневной, бытовой материальной стороной жизни.
Наконец, самое интригующее. Толковый словарь Дмитриева не содержит слова «прозаик»… Что делать? Возьмем еще несколько словарей.
Исторический словарь галлицизмов русского языка. П розаик — писатель, пишущий прозой (противопол.: стихотворец).
Словарь иностранных слов русского языка. Прозаик — (лат. prosaicus). 1) писатель, пишущий прозою. 2) человек чуждый мечтательности, отличающийся утилитарным взглядом на вещи.
И последнее. Словарь синонимов русского языка. П розаик — беллетрист, прозаист, писатель. Здесь, как и в словаре Дмитриева, появляется отождествление понятий «писатель» и «прозаик».
Остается сделать выводы:
1. У специалистов по русскому языку нет общего мнения по данному вопросу. Большинство справочников и словарей русского языка различают понятия «писатель» и «прозаик», однако в некоторых трудах (Толковый словарь Дмитриева, Словарь синонимов русского языка) они отождествляются.
2. При отсутствии единого мнения невозможно с абсолютностью доказать правильность одной из точек зрения. Можно лишь апеллировать к мнению большинства, которое сводится к тому, что выражение «поэты и писатели» сочетает в себе понятия разного порядка и дать рекомендацию его не использовать. Но следует ожидать возражений со стороны оппонентов, которые не замедлят воспользоваться закрепленной в словаре Дмитриева противоположной точкой зрения.
Абрамов Н.А. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М.: Русские словари, 1999.
Дмитриев Д.В. Толковый словарь русского языка. Издательс тво: Астрель, АСТ Год: 2003.
Епишкин Н.И. Исторический словарь галлицизмов русского языка. Словарное издательство ЭТС, Москва, 2010.
Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. — М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Изд-во: М.: ИТИ Технологии, 2006.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Материалы для лексической разработки заимствованных слов в русской литературной речи. Составлен под ред. А. Н. Чудинова. Издание третье. СПб., издание В. И. Губинского, 1910.
Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: ООО «Издательство Ас трель», ООО «Издательство АС Т», 2000.