Автор констатирует что на определенном этапе общественного развития потребности людей
Презентация-тренажёр для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, 2 вариант.
Данная презентация представляет собой тренажёр для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2017-2018 учебном году, 2 вариант.
Просмотр содержимого документа
«Презентация-тренажёр для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, 2 вариант.»
Презентация-тренажёр для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2017-2018 учебном году.
Подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза Киреева В.И. Ермаков И.А.
Биологическое воспроизводство населения- на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях- на личном уровне
Первичная социализация детей, освоение всеми членами семьи новых социальных ролей
Запишите слово, пропущенное в таблице.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Земля; труд; фактор производства; предпринимательские способности; информация.
Ответ: фактор производства.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристике морали.
1) социальные нормы; 2) санкции; 3) государственное принуждение; 4) обязательное отражение в нормативных актах; 5) ответственность; 6) свободный выбор.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристике морали.
1) социальные нормы; 2) санкции; 3) государственное принуждение; 4) обязательное отражение в нормативных актах; 5) ответственность; 6) свободный выбор.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Выберите верные суждения о биосоциальной сущности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К социальным качествам человека относят стремление к профессиональному успеху.
2) Осознание и переживание человеком нужды в чём-либо, необходимом для поддержания его жизни и развития, называют потребностью.
3) К естественным(биологическим) потребностям человека относят потребность в общении.
4) К духовным потребностям человека относят потребности в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена.
5) Индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности, называют способностями.
Выберите верные суждения о биосоциальной сущности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К социальным качествам человека относят стремление к профессиональному успеху.
2) Осознание и переживание человеком нужды в чём-либо, необходимом для поддержания его жизни и развития, называют потребностью.
3) К естественным(биологическим) потребностям человека относят потребность в общении.
4) К духовным потребностям человека относят потребности в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена.
5) Индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности, называют способностями.
Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) выявление и объяснение закономерностей
В) описание наблюдаемых явлений
Г) формулирование научной проблемы
Г) выдвижение гипотез
Уровни научного познания (исследования)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) выявление и объяснение закономерностей
В) описание наблюдаемых явлений
Г) формулирование научной проблемы
Г) выдвижение гипотез
Уровни научного познания (исследования)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образования? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение количества учебных предметов
2) сокращение времени изучения естественных наук
3) особое внимание к развитию личности ребёнка
4) компьютеризация образовательного процесса
5) ориентация на интересы и способности ученика
6) применение технологий, сберегающих здоровье
В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образования? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение количества учебных предметов
2) сокращение времени изучения естественных наук
3) особое внимание к развитию личности ребёнка
4) компьютеризация образовательного процесса
5) ориентация на интересы и способности ученика
6) применение технологий, сберегающих здоровье
Выберите верные суждения о безработице и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Безработицей называют превышение спроса на рабочую силу над её предложением.
2) По характеру причин различают галопирующую, фрикционную и циклическую безработицу.
3) Фрикционная безработица связана с изменением спроса на труд в отдельных отраслях и регионах вследствие научно-технического прогресса.
4) Естественным называют средний уровень безработицы, вокруг которого колеблется занятость населения.
5) Циклическая безработица возникает в период экономического спада.
Выберите верные суждения о безработице и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Безработицей называют превышение спроса на рабочую силу над её предложением.
2) По характеру причин различают галопирующую, фрикционную и циклическую безработицу.
3) Фрикционная безработица связана с изменением спроса на труд в отдельных отраслях и регионах вследствие научно-технического прогресса.
4) Естественным называют средний уровень безработицы, вокруг которого колеблется занятость населения.
5) Циклическая безработица возникает в период экономического спада.
Установите соответствие между примерами и видами налогов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) налог на доходы физических лиц
Б) транспортный налог
В) налог на имущество физических лиц
Д) акциз на парфюмерно-косметическую продукцию
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между примерами и видами налогов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) налог на доходы физических лиц
Б) транспортный налог
В) налог на имущество физических лиц
Д) акциз на парфюмерно-косметическую продукцию
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Владельцы фирмы Z планируют расширение производства. Что из приведённого ниже они могут использовать как источники финансирования своего предприятия? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) повышение производительности труда
2) прибыль от реализации продукции предприятия
3) совершенствование производственных технологий
4) привлечение кредитов
5) налоговые отчисления
6) выпуск и размещение акций предприятий.
Владельцы фирмы Z планируют расширение производства. Что из приведённого ниже они могут использовать как источники финансирования своего предприятия? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) повышение производительности труда
2) прибыль от реализации продукции предприятия
3) совершенствование производственных технологий
4) привлечение кредитов
5) налоговые отчисления
6) выпуск и размещение акций предприятий.
№ 10. На графике отражена ситуация на рынке ветеринарных услуг (Р- цена услуги,Q- количество услуг).
Проанализируйте изменение предложения (линия предложения S сместилась в положение S1).
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
№ 10. На графике отражена ситуация на рынке ветеринарных услуг (Р- цена услуги,Q- количество услуг).
Проанализируйте изменение предложения (линия предложения S сместилась в положение S1).
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные нормы отражают ценностные представления общества.
2) К социальным нормам относят традиции, обычаи.
3) Неисполнение любой социальной нормы влечёт юридическую ответственность виновных индивидов и социальных групп.
4) Правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами.
5) Исполнение моральных норм обеспечивается принудительной силой государства.
Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные нормы отражают ценностные представления общества.
2) К социальным нормам относят традиции, обычаи.
3) Неисполнение любой социальной нормы влечёт юридическую ответственность виновных индивидов и социальных групп.
4) Правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами.
5) Исполнение моральных норм обеспечивается принудительной силой государства.
№ 12. В ходе социологического опроса совершеннолетних юношей и девушек страны Z им задавали вопрос : «Чтобы Вы предпочли, если у Вас была бы возможность выбирать?»
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы.
№ 12. В ходе социологического опроса совершеннолетних юношей и девушек страны Z им задавали вопрос : «Чтобы Вы предпочли, если у Вас была бы возможность выбирать?»
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы.
Выберите верные суждения о государстве и его признаках и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государством называют любую совокупность людей, проживающих на определённой территории.
2) Любому государству свойственно разделение властей.
3) Государство обладает суверенитетом в установленных территориальных границах.
4) Государство обладает монопольным правом издавать общеобязательные правовые нормы.
5) Государству принадлежит исключительное право взимания налогов с граждан и фирм.
Выберите верные суждения о государстве и его признаках и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государством называют любую совокупность людей, проживающих на определённой территории.
2) Любому государству свойственно разделение властей.
3) Государство обладает суверенитетом в установленных территориальных границах.
4) Государство обладает монопольным правом издавать общеобязательные правовые нормы.
5) Государству принадлежит исключительное право взимания налогов с граждан и фирм.
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй
Б) присвоение государственных наград и почётных званий РФ
В) внешнеэкономические связи РФ
Г) разграничение государственной собственности
Д) обеспечение обороны и безопасности государства, развитие оборонного производства
Субъекты власти РФ
1) только федеральный центр
2) федеральный центр и субъекты РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующим буквами.
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй
Б) присвоение государственных наград и почётных званий РФ
В) внешнеэкономические связи РФ
Г) разграничение государственной собственности
Д) обеспечение обороны и безопасности государства, развитие оборонного производства
Субъекты власти РФ
1) только федеральный центр
2) федеральный центр и субъекты РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующим буквами.
Макар- 25-летний гражданин РФ. Какие из приведённых позиций характеризуют возможные формы его участия в политической жизни страны? Запишите цифры, под которыми они указаны.
2) выдвижение кандидатом в депутаты Государственной Думы
3) регистрация собственности на жильё
4) членство в политической партии
5) голосование на референдуме
6) заключение трудового договора
Макар- 25-летний гражданин РФ. Какие из приведённых позиций характеризуют возможные формы его участия в политической жизни страны? Запишите цифры, под которыми они указаны.
2) выдвижение кандидатом в депутаты Государственной Думы
3) регистрация собственности на жильё
4) членство в политической партии
5) голосование на референдуме
6) заключение трудового договора
Согласно Конституции РФ, наша страна является социальным государством. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие социальное государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) установление гарантированного минимального размера оплаты труда
2) укрепление обороноспособности страны
3 ) создание условий, обеспечивающих гражданам РФ достойную жизнь
4) государственная поддержка материнства и детства
5) отсутствие обязательной государственной религии
Согласно Конституции РФ, наша страна является социальным государством. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие социальное государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) установление гарантированного минимального размера оплаты труда
2) укрепление обороноспособности страны
3 ) создание условий, обеспечивающих гражданам РФ достойную жизнь
4) государственная поддержка материнства и детства
5) отсутствие обязательной государственной религии
1) Отрасли материального права устанавливают порядок применения правовых норм.
2) Уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний и назначением наказаний.
3) Совокупность отраслей права, регулирующих отношения власти и подчинения, называют институтом права.
4) К публичному праву относят гражданское право.
5) В зависимости от характера предписаний, содержащихся в нормах, выделяют управомочивающие, обязывающие нормы и запрещающие нормы.
1) Отрасли материального права устанавливают порядок применения правовых норм.
2) Уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний и назначением наказаний.
3) Совокупность отраслей права, регулирующих отношения власти и подчинения, называют институтом права.
4) К публичному праву относят гражданское право.
5) В зависимости от характера предписаний, содержащихся в нормах, выделяют управомочивающие, обязывающие нормы и запрещающие нормы.
Установите соответствие между функциями и государственными органами, которые их осуществляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) борьба с уличной преступностью
Б) разрешение правовых споров между фирмами
В) контроль за соблюдением законности всеми участниками общественной жизни
Г) вынесение решения или приговора
Д) поддержание государственного обвинения в уголовном процессе
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между функциями и государственными органами, которые их осуществляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) борьба с уличной преступностью
Б) разрешение правовых споров между фирмами
В) контроль за соблюдением законности всеми участниками общественной жизни
Г) вынесение решения или приговора
Д) поддержание государственного обвинения в уголовном процессе
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Юридическая ответственность». Один из слайдов называется «Виды дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ». Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд?
Запишите цифры, под которыми указаны эти виды взысканий.
2) административный штраф
4) ограничение свободы
5) обязательные работы
6) увольнение по соответствующим основаниям
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Политическая культура включает в себя три уровня ориентации индивида, группы, общества к различным_______(А).
Первый уровень выражен в представлениях граждан о лидерах, элитах, институтах и ценностях, определяющих их поведение. Когда политическая система легитимна и способна реагировать на_____(Б) общества, граждане считают себя обязанными следовать властным велениям её институтов.
Второй уровень ориентаций составляет отношение к проводимому политическому курсу: совпадает ли____(В) с вашими ожиданиями и каковы ваши представления о собственной роли в политике? Ответ на вопрос, какая система управления лучше справляется с существующими проблемами и вызовами, и составляет содержание ожиданий государственной политики. При этом_________(Г) граждан в политику может быть различной- активные участники, граждане, которые пассивно подчиняются власти, люди, исключённые из политики.
Третий уровень- это отношение к____(Д) проводимой политики, где главным критерием оценки деятельности правительства выступают гарантии_______(Е) и рост благосостояния населения».
1) изменение потребностей 6) личная безопасность
2) общество 7) действия правительства
3) политический конфликт 8) разделение властей
4) включённость 9) результаты
5) политические объекты
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Политическая культура включает в себя три уровня ориентации индивида, группы, общества к различным_______(А).
Первый уровень выражен в представлениях граждан о лидерах, элитах, институтах и ценностях, определяющих их поведение. Когда политическая система легитимна и способна реагировать на_____(Б) общества, граждане считают себя обязанными следовать властным велениям её институтов.
Второй уровень ориентаций составляет отношение к проводимому политическому курсу: совпадает ли____(В) с вашими ожиданиями и каковы ваши представления о собственной роли в политике? Ответ на вопрос, какая система управления лучше справляется с существующими проблемами и вызовами, и составляет содержание ожиданий государственной политики. При этом_________(Г) граждан в политику может быть различной- активные участники, граждане, которые пассивно подчиняются власти, люди, исключённые из политики.
Третий уровень- это отношение к____(Д) проводимой политики, где главным критерием оценки деятельности правительства выступают гарантии_______(Е) и рост благосостояния населения».
1) изменение потребностей 6) личная безопасность
2) общество 7) действия правительства
3) политический конфликт 8) разделение властей
4) включённость 9) результаты
5) политические объекты
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Потребность в жилье, в пище и её приготовлении, надобность в одежде и множестве других вещей, которые имеют характер не только простой желательности, но и необходимости, приводят к тому, что жизнь человека чрезвычайно сложна. При этом человек привносит многообразие в свои потребности, а по мере того, как вкус и полезность становятся критериями оценки, и сами потребности оказываются подчинены вкусам. Удовлетворение потребности в конечном счёте нацелено уже не на саму потребность, а на вкусовые утончённости, характерные для культуры и даже моды, что, в свою очередь, порождает особые желания, а их великое множество. Когда люди привыкают к тому, чтобы пользоваться многим, у них это многообразие желаемого стремится куда-то в бесконечность…
Так разрастается сфера услуг для удовлетворения всевозможных желаний и прихотей. Потребности и средства их удовлетворения становятся бытиём для каждого. Всё это порождает определённую сферу взаимоотношений людей: необходимость одних людей ориентироваться на других, которые могут доставить им средства для удовлетворения их потребностей. Получая нужное мне от других, я должен производить нечто, что нужно им.
Так ткётся паутина хозяйственной жизни, где нити одних переходят к другим и, наоборот, завязываются узелки экономической жизни общества, а её стержнем являются потребности и труд.
Таким образом, всю историю цивилизации можно рассматривать как постоянную деятельность людей, ориентированную на достижение материальных и духовных благ. Всякий нравственно оправданный успех в жизни есть успех труда… В конечном счёте всем, что человек потребляет, он обязан самому себе, своей собственной деятельности. Труд человека, направленный на удовлетворение его потребностей и интересов, в такой же мере есть удовлетворение потребностей и интересов других, как и своих собственных, и удовлетворения своих потребностей он достигает лишь благодаря труду других.
Труд- это целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества. Он порождает мир культуры, её ценностей, при этом он и сам выступает в виде феномена культуры…
Здесь мало «мочь», здесь надо совершить и создать; мало говорить пустые слова «я мог, если бы я захотел», надо захотеть и осуществить, «показать себя на деле». А для этого необходимо мастерство. Неумелый человек, по словам Гегеля, всегда производит не то, что он хочет произвести, потому что он не господин своей собственной деятельности, тогда как умелым может быть назван рабочий, который производит предмет таким, каким он должен быть, и не обнаруживает в своей субъективной деятельности противодействия цели. В этом-то человек и находит признание со стороны других и самопризнание: он законно гордится своим делом в виде его результатов. В этом и заключается суть феномена вложенного труда.
Что, по мнению автора, является стержнем экономической жизни общества? Как автор определил роль обмена в общественной жизни?
1) потребности и труд;
2) «получая нужное мне от других, я должен производить нечто, что нужно им».
Какое определение труда приведено в тексте? Используя текст и обществоведческие знания, объясните мысль автора о том, что труд, во-первых, порождает мир культуры, а во-вторых, является феноменом культуры (дайте объяснение по каждому пункту).
1) труд- это целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества;
2) результатом труда являются материальные предметы, информация, художественные произведения и т. п., составляющие материальную и духовную культуру общества;
3) трудовая деятельность осуществляется имеющимися в данной культуре средствами и способами, на основе нолрм и правил данной культуры.
Примеры каких двух групп потребностей приведены в тексте? (Укажите группу и примеры потребностей.) Используя обществоведческие знания, укажите любую другую группу потребностей и соответствующий пример потребности, удовлетворение которой может быть связано с трудовой деятельностью.
1)- материальные/ естественные потребности (в жилье, пище, одежде и др. вещах);
2)- идеальные (духовные) потребности (например, познать самого себя, узнать свои качества как работника, совершенствовать их).
Автор констатирует, что на определённом этапе общественного развития потребности людей оказываются подчинены вкусам, а многообразие желаемого стремится к бесконечности. Используя текст и обществоведческие знания, приведите два позитивных и два негативных последствия этих процессов.
1)- люди могут в полной мере, с учётом индивидуальных запросов, склонностей, вкусов, удовлетворить свои желания;
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «конституционный строй»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о форме правления РФ, и одно предложение, раскрывающее социальный характер государства РФ.
1) конституционный строй- это система основополагающих базовых общественных отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства;
2) Российская Федерация- государство с республиканской формой правления;
3) РФ- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Приведите по два примера-ситуации, иллюстрирующих применение: 1) правовых санкций и 2) санкций в сфере морали (всего четыре примера-ситуации). (Обязательно укажите в ответе, какие примеры-ситуации иллюстрируют правовые санкции, а какие- санкции в сфере морали.)
1)- гражданин К., находясь за рулём своего автомобиля, превысил разрешённую скорость движения, за что он был оштрафован;
— гражданин Д. был по решению суда лишён свободы за мошенничество;
2) – Т. не выполнила обещание, данное подруге, и испытывает угрызения совести, чувствует себя неловко;
— коллеги по работе узнали, что Ф. не помогает вырастившей его пожилой родственнице, они перестали с ним общаться во внерабочее время.
В стране Z среднегодовое повышение цен (без улучшения качества товаров) составило 80%. Какое экономическое явление иллюстрирует этот пример? Выскажите три суждения о возможном влиянии этого экономического явления на экономику страны.
-высокая инфляция приводит к дезорганизации системы денежного обращения её замене системой натуральных расчётов;
-высокая инфляция обесценивает трудовые услуги, существенно сокращает потребление.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Предпринимательская деятельность». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
3. Функции предпринимателя:
А) соединение факторов производства;
Б) принятие решений;
В) создание востребованного продукта и др.
4. Формы организации предпринимательской деятельности:
А) предпринимательство без образования юридического лица;
Б) юридические лица.
5. Издержки и доход предпринимателя.
Единый государственный экзамен. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. О.А.Котова, Т.Е. Лисова. Издательство Национальное образование. Москва. 2018 год