Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом

Нормы какой из отраслей права оказались нарушены в данном случае?

НазваниеНормы какой из отраслей права оказались нарушены в данном случае?
Дата публикации17.04.2013
Размер38.97 Kb.
ТипВопрос

userdocs.ru > Биология > Вопрос

С7.
Автор литературного произведения выяснил, что издательство выпустило дополнительный тираж его произведения, не поставив его в известность и не выплатив причитающегося ему гонорара. Нормы какой из отраслей права оказались нарушены в данном случае? Что следует предпринять автору для защиты своих интересов? Какие санкции ожидают издательство?

Правильный ответ:
1)указаны нарушенные нормы права:
-гражданское право (нарушены авторские права)
2) даны ответы на вопросы:
— автору следует в случае отказа издательства решить дело миром, обратиться в суд с иском о нарушении авторских прав.
— издательство будет обязано в случае положительного решения по иску автора, выплатить автору причитающийся гонорар и возместить моральный ущерб, также возместить автору все судебные издержки.

С7.
В местной газете появились сведения, порочащие деловую репутацию фирмы. Нормы какого права будут основанием для рассмотрения данного дела в суде? Как называется документ, с которым должно выступить руководство фирмы? В каком качестве будут фигурировать в судебном разбирательстве стороны конфликта?

Правильный ответ:
1)Основанием для рассмотрения дела в суде будут нормы гражданского права
2)Фирма должна обратиться в суд с гражданским иском о защите деловой репутации фирмы от клеветы, опубликованной в газете
3)Стороны конфликта будут выступать в следующем качестве: фирма-истец, редакция газеты, журналист, автор публикации-ответчик.

С7.
Российский публицист и мыслитель XIX века В.Г. Белинский писал: «Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств». Опираясь на авторское суждение, знание курса обществознания и истории, личный социальный опыт, приведите три пояснения (аргумента) в обоснование неразрывной связи человека с обществом.

С7.
Ученые наблюдали за чайками, которые защищали от опасности птенцов. Когда в их колонию проникали хищники, взрослые птицы издавали крик, взлетали и атаковали хищника. Можно ли назвать данные действия животных целенаправленными? Опираясь на знание курса, приведите обоснование своего ответа и укажите любое принципиальное отличие описанных действий животных от защиты своих детей человеком.

С7.
Правильный ответ:
1)отрицательный ответ (приведенные действия не являются целенаправленными).
2)обоснование:
-целенаправленность отражает сознательную направленность деятельности на заданную цель, и она не свойственна животным (животные не могут формулировать и осознавать цель своих действий), им свойственна бессознательная (инстинктивная) целесообразность.
3)указания отличия:
-защита от опасности детей, осуществляемая человеком, является осмысленной деятельностью, а описанное действие птиц вызвано инстинктом.
-человек может изменять способы защиты детей, животные могут только повторять определенные действия.
-человек создает специальные орудия защиты и пользуется ими, животные не могут этого делать.

С8.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность человека». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

С8.
Правильный ответ:
1. Понятие деятельности.
2. Связь деятельности и потребностей человека.
3. Различные подходы к классификации видов деятельности.
4.Виды деятельности по сфере действия:
а)экономическая
б)политическая
в)социальная
г)духовная
5. Виды деятельности в зависимости от хода истории:
а)прогрессивная
б)регрессивная
6.Виды деятельности в зависимости от ее социальных форм:
а)групповая
б)индивидуальная
7.Деятельность как преобразование окружающего мира.

С8 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Рынок труда». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Труд как экономический ресурс.

2. Спрос и предложение на рынке труда.

3. Сегментация рынка труда:

а) руководители высшего звена;

б) специалисты с высшим образованием;

в) персонал средней квалификации;

г) высококвалифицированные рабочие и др.

4. Мотивация труда и трудовые отношения:

б) развитие экономической демократии.

а) сущность безработицы;

б) структура и виды безработицы;

в) масштабы безработицы.

6. Государственное регулирование рынка труда:

а) стимулирование роста занятости;

б) программы профессионального образования;

Источник

Как «чёрные копатели» искали Ковчег Завета, а нашли сокровища царя Соломона и чуть не начали войну

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом. Jerusalem Zagl. Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом фото. Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом-Jerusalem Zagl. картинка Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом. картинка Jerusalem Zagl

Странная компания

Пёстрое собрание прибыло в Иерусалим в 1909 году. В те времена Священный город ещё находился под властью Османской империи и управлялся из Стамбула. Авантюристы искали не что иное, как легендарный Ковчег Завета и не менее легендарные сокровища царя Соломона. Всё это было утеряно более 3000 лет назад. Исследователи с энтузиазмом приступили к раскопкам, которые им никто не разрешал вести. Их действия спровоцировали кризис такого масштаба, что потрясли весь Ближний Восток. Последствия его аукаются по сей день.

Началась вся эта авантюрная история с того, что малоизвестный скандинавский учёный по имени Вальтер Ювелиус решил, что ему удалось разгадать некий секретный библейский код. С помощью этого он думал, что может определить место, где спрятан Ковчег Завета. Некоторые записи Ювелиуса дошли и до наших дней. Они представляют по большей части малопонятный набор цифр, отрывочных странных фраз и ссылок на Священное Писание. Всё это нацарапано им как бы впопыхах. Из написанного вообще невозможно извлечь какое-либо зерно истины по поводу «шифра», который Вальтер открыл.

Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом. Jerusalem 8. Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом фото. Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом-Jerusalem 8. картинка Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом. картинка Jerusalem 8

Сам Ювелиус был свято уверен, что золото Соломона и Священная реликвия находятся в иерусалимском туннеле. Вальтер долго путешествовал по всей Европе в бесплодных поисках спонсоров своей авантюры. Однажды его свела судьба с неким британским аристократом капитаном Монтегю Браунлоу Паркером. Это был не очень богатый 30-летний молодой человек, младший брат английского графа. Паркер был весьма заинтригован посулами Ювелиуса, и принял решение отправиться в Иерусалим.

Ветеран англо-бурской войны, светский лев, обладавший привлекательной внешностью и высоким статусом был вхож в самые элитные круги общества. Паркер основал некий синдикат для продажи 60 000 акций своего новоиспечённого предприятия стоимостью один фунт. Бесконечное обаяние, сногсшибательная харизма и внешность бравого вояки делали его для всех инвесторов неотразимым. Знать охотно расставалась со своими денежками, от чикагского мясного магната до герцогини Мальборо. Средства для экспедиции были собраны довольно быстро.

Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом. Jerusalem 4. Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом фото. Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом-Jerusalem 4. картинка Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом. картинка Jerusalem 4

Конечно, кто бы не хотел поучаствовать в возвращении миру самого знаменитого священного артефакта всех времён? Да ещё и легендарные сокровища царя Соломона впридачу! Безусловно, библейская сторона вопроса участников занимала весьма мало. На этом просто можно было получить целое состояние! Сам Паркер имел ещё и некий матримонально-романтичный интерес в этом деле. Якобы одна дама, руки которой он безуспешно добивался несколько лет, согласилась на брак с ним при условии, что он найдёт Ковчег Завета.

Ковчег Завета — главный библейский артефакт

Ковчег Завета описан в Библии в книге Исход. Согласно этим описаниям — это большой прямоугольный сундук из дерева акации. Он весь покрыт сусальным золотом и увенчан великолепными золотыми изваяниями, изображающими двух херувимов. Писание говорит, что этот сундук был создан для хранения двух каменных скрижалей с Десятью заповедями. Эти заповеди Господь дал Еврейскому народу после того, как вывел их из Египта.

Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом. Jerusalem 1. Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом фото. Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом-Jerusalem 1. картинка Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом. картинка Jerusalem 1

Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом. Jerusalem 6. Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом фото. Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом-Jerusalem 6. картинка Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом. картинка Jerusalem 6

После того как в 586 году до нашей эры Вавилонская армия разрушила и разграбила Иерусалим, все ценные предметы из храма Господня были унесены в Вавилон. После этого никаких упоминаний о Ковчеге Завета в Библии не было. Судьба этой реликвии в течение долгих столетий интересовала не только Израильский народ, но и многих других людей по всему миру. Тайна его исчезновения и нахождения в настоящий момент волнует умы и творческих личностей. Об этом написано много литературных произведений и снят не один голливудский блокбастер.

Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом. Jerusalem 3. Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом фото. Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом-Jerusalem 3. картинка Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом. картинка Jerusalem 3

Учёные выдвигают по этому поводу множество гипотез. Возможные места нахождения потерянного Ковчега Завета включают: одну из эфиопских церквей, ирландское болото, подвал Ватикана, египетский храм, вершину горы Иордании и пещеру Мёртвого моря. Некоторые еврейские традиционные верования утверждают, что священники спрятали реликвию и другие сокровища под Храмовой горой или рядом с ней. Там это всё и осталось даже после разрушения последнего храма римлянами в 70 году нашей эры.

Запретные раскопки

Так получилось, что девятнадцать столетий спустя, над предполагаемым местом хранения Ковчега возвышался золотой Купол Скалы и огромная мечеть Аль-Акса. Вокруг раскинулись прекрасные парки и фонтаны третьего по значению священного места ислама. Раскопки в том, что мусульмане называют Благородным святилищем, были строго запрещены законом. Ювелиус же считал, что сокровища Соломона и легендарную святыню можно найти лишь проникнув в секретные подземные ходы под всем этим великолепием.

Паркер приехал в Стамбул и за огромную по тем временам взятку смог получить от османских властей разрешение на раскопки. Афишировать происходящее было ни в коем случае нельзя. После этого в Иерусалим прибыла его разношёрстная дрим-тим. Там они арендовали роскошную виллу с персидскими коврами и кальянами, с отдельным огромным помещением для сокровищ, которые планировали в будущем найти. Без сомнения, эта странная компания была самыми необычными археологами в мире. Часто они устраивали великолепные приёмы, куда приглашали турецких пашей и весьма весело проводили время.

Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом. Jerusalem 9. Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом фото. Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом-Jerusalem 9. картинка Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом. картинка Jerusalem 9

Всё веселье османских властей быстро сменил гнев, когда те узнали, что «англичане» собираются делать. Кроме того, турков просто потрясло полное отсутствие каких-либо знаний в вопросах археологии. В команде некоторые участники даже путали Ноев ковчег с Ковчегом Завета. О чём ещё можно было говорить? Золото открывает, как известно, любые двери. Всё получилось, как хотел Паркер, но раскопки стоило держать в строжайшем секрете.

«Археологи» работали только по ночам. Осторожно они продвигались под землёй всё дальше вглубь горы. Только единственными артефактами, которые они смогли найти были пара древних ламп, несколько красных глиняных сосудов и несколько металлических снарядов для пращи. Никаких следов золота или серебра, не говоря уже о Ковчеге Завета. Два года безуспешно продолжалась работа. Срок действия секретного разрешения подходил к концу.

От отчаяния Паркер подкупает исламского шейха, который нёс ответственность за Благородное святилище. Тот во время мусульманского праздника отпускает стражу за город на фестиваль в его честь. Почти круглосуточно в течение следующих десяти дней «археологи» копались в разных местах священного места. Но так ничего и не нашли. Время опять истекало. Паркер принял весьма опасное и очень опрометчивое решение. Они с командой проникли в одну неглубокую пещеру под Куполом Скалы. Это место среди мусульман превосходит по святости лишь Мекка и Медина. Авантюрист был убеждён, что Ковчег где-то здесь, совсем рядом.

Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом. Jerusalem 7. Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом фото. Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом-Jerusalem 7. картинка Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом. картинка Jerusalem 7

Бурный религиозный конфликт

Всё, что произошло в ту роковую ночь 12 апреля 1911 года, до сих пор не очень понятно. То ли кто-то случайно наткнулся на рабочих, то ли кто-то донёс. Была поднята тревога и все мусульмане Иерусалима вышли на улицы города, горя праведным гневом. Паркер и его приятели бежали, опасаясь за свою жизнь. Никаких сожалений о поднятом переполохе они не ощущали. Тем временем, по всему миру распространились слухи, что иностранцы подло похитили посох Моисея, скрижали с Десятью заповедями и все сокровища Соломона. Среди всего прочего упоминали корону легендарного царя, его кольцо, меч и древнюю рукопись Библии.

Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом. Jerusalem 5. Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом фото. Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом-Jerusalem 5. картинка Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом. картинка Jerusalem 5

Конфликт в самом Иерусалиме набирал обороты. Люди массово вышли на протест, они требовали восстановления справедливости. Для усмирения толпы были задействованы два батальона турецкой пехоты, расквартированные в Иерусалиме. Были арестованы шейх Благородного Святилища и губернатор города, но это мало усмирило гнев мусульман. Паркера не могли отдать толпе по причине его английского знатного происхождения. Это могло спровоцировать международный военный конфликт такой силы, что его исход предугадать было весьма сложно.

Обнародование фактов подкупа властей совсем не успокоило праведный гнев народа. Священная война, которая могла стать мировой, вот-вот должна была начаться. Для расследования инцидента пришлось привлечь исламских лидеров из Индии. Комиссия пришла к выводу, что ничего не было в итоге украдено. Чиновники в Лондоне вздохнули с невероятным облегчением.

Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом. Jerusalem 2. Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом фото. Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом-Jerusalem 2. картинка Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом. картинка Jerusalem 2

А что же самозванные археологи?

Паркер вернулся на родину, так и не осознав последствий своих опрометчивых действий. Британское министерство иностранных дел тоже ничуть не собиралось как-то наказать аристократа-мошенника. Самое удивительное, что он вернулся в Иерусалим осенью того же года, чтобы продолжить начатое! Только момент оказался неблагоприятным. В это время между османами и Италией началась война и никакие взятки не могли решить вопрос с раскопками. Паркеру в итоге пришлось уехать не солоно хлебавши.

После всех этих событий, не только многие решили последовать примеру Паркера. Экспедиции на поиски Ковчега Завета собирались не раз. Только вот у мусульман теперь к археологам было невероятно сильное недоверие. Всеми этими неразумными действиями компания авантюристов заложила основу для агрессивного палестинского национализма. Местные арабы поняли, что османам доверять защиту Благородного святилища нельзя. Теперь его неприкосновенность должны были обеспечивать только палестинцы. Это стало служить причиной конфликтов мусульман Иерусалима с нарастающим потоком еврейских иммигрантов, которые съезжались к Стене Плача, чтобы помолиться.

Капитан Паркер тем временем отправился служить во Францию, после исчез из поля зрения общественности. В 1951 году умер его старший брат и он получил титул графа Морли. После этого Паркер до самой смерти проживал в фамильном замке. Тут стоит упомянуть, что дама, ради которой он некогда ввязался в столь опасную авантюру, так и не стала его женой. Граф умер холостяком.

Поиск библейских артефактов особенно радует тогда, когда он увенчается успехом. Например, прочтите нашу статью о том, как удалось археологам обнаружить дом, в котором прошло детство Иисуса Христа.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Автор литературного произведения семенов обнаружил что оно включено хозяйственным обществом

ГК РФ Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1274 ГК РФ

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их использование в сборниках;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях;

(в ред. Федеральных законов от 12.03.2014 N 35-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.

(пп. 7 введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

2. Создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами) (специальных форматах), а также воспроизведение и распространение таких экземпляров без цели извлечения прибыли допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень специальных форматов, а также перечень библиотек, предоставляющих доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в специальных форматах, и порядок предоставления такого доступа определяются Правительством Российской Федерации.

Не допускается любое дальнейшее воспроизведение или доведение до всеобщего сведения в ином формате экземпляра произведения, предназначенного исключительно для использования слепыми и слабовидящими.

Положения настоящего пункта не применяются в отношении произведений, созданных в целях использования в специальных форматах, а также в отношении фонограмм, состоящих в основном из музыкальных произведений.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения тифлокомментирование, снабжение произведения сурдопереводом в целях облегчения восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

(п. 4 введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

Источник

Георгий Хазагеров. Эксп. обзор. Итоги года-2021

Общее впечатление от большинства стихов грустное. В них чувствуется какая-то недооформленность, разболтанность, смазанность формы и содержания и полное отсутствие изящества. Попытка соригинальничать – это да, создание строк, которые хочется повторять, – это нет. При советской власти большинство литераторов писало не для читателя, а для начальства. Это сильно деформировало представление о мастерстве. Планка требований к себе снижалась. Тем не менее были все-таки установлены некие границы добротности, и это формировало самодисциплину. Сегодня пишут для виртуального начальства, которое должно оценить талант, понимаемый как некий умственный выверт, как пародия на риторическое «изобретение мысли». Планка упала еще ниже.
В свое время Пушкин очень много сделал для русского языка. Он сообщил ему оформленность, определенность и изящество – то, что Белинский называл артистизмом. На этой почве и с этими ориентирами процвела и более поздняя русская поэзия. «А нынешние как-то проскочили». У меня ощущение возврата к допушкинскому состоянию литературного языка, но уже без живительного фольклора и классического образования. При этом настоящая русская поэзия ни на секунду не умирала. Но, видимо, плохие стихи достигли критической массы, и эта поэзия больше не служит эстетическим образцом. Но есть и проблески во тьме, хотя и немногочисленные.

ПЯТЬ ЛУЧШИХ ПОДБОРОК

СЕРГЕЙ ПАГЫН (три шорт-листа в августе 2021)
«Майский дом» http://stihi.ru/2021/03/23/1935
«Когда человек выбирает быть тенью» http://stihi.ru/2019/12/23/5412
«По опрокинутой воде» http://stihi.ru/2020/09/08/6712

В подборке стихов Сергея Пагына есть два стихотворения, о которых я поговорю отдельно, потому что, с моей точки зрения, они входят в пятерку лучших из представленных на конкурс. Но сейчас о подборке. Дело в том, что она обнаруживает не только единство поэтических средств автора, подтверждая искренность и весомость его поэтических пристрастий, но и образует некую градацию.
Все три стихотворения о смерти, об уходе в пустоту. Первое – о жизни, которая осталась в памяти. Его сила в том, что сначала ярко и материально, через эпитеты и искусно подобранные детали является прошлая жизнь, а затем заявляется, что ничего этого больше нет, есть лишь высохшие тени. И это находится в полном контрасте со зримыми эпитетами, описывающими отчий дом. Это похоже на эффект отрицательного сравнения, вообще характерный для всей подборки.
Во втором стихотворении подборки бытие и небытие не сменяют друг друга, а соседствуют. Мир лирического героя распадается, сквозь сердце его пролетает синица, он развоплощается, становится тенью, но люди еще воспринимают его телесную оболочку как реальность, вызывают к нему врача, лечат его.
В третьем особенно замечательном, с моей точки зрения, стихотворении царит одна пустота. Нет прошлого, нет дуализма настоящего. Жизнь представлена одним – рамой, в которую помещена пустота. Рама материальна: она имеет длину, ширину и высоту. И еще есть мечущаяся линия, которая мерит эту пустоту – тонкая ворона.
Насколько позволяет судить представленная подборка, Сергей Пагын выглядит вполне состоявшимся поэтом. Я без колебаний включаю его в шорт-лист.

В подборке из трех стихотворений Романа Ненашева я выделил два в числе лучших пяти стихотворений конкурса. О них, соответственно, я пишу отдельно. Это «Монах и маха» и «Семенов».
В целом же хотелось бы отметить такие черты поэзии Романа Ненашева, как органичность и чувство меры, в частности, меры в иронии. В этом отношении особо следует выделить стихотворение «А я и так всегда один», где образ «эвакуаторщика» можно понять и комически (обычный эвакуаторщик), и космически (образ смерти, уносящей жизнь).
Но главное, в поэзии Ненашева есть то, что можно назвать творческим бескорыстием. Автор доверяет языку. Отсюда легкость, классичность, отсюда же и спасительная в современном поэтическом контексте простота. На мой взгляд, это дефицитное качество должно быть отмечено и подборку следует внести в шорт-лист.

Подборка стихотворений Александра Габриэля объединена и настроением, и мыслью, и поэтическими средствами. Причем и в том, и в другом, и в третьем они образуют восходящую градацию, так что стоит отметить, что три стихотворения подобраны автором со вкусом.
Каково это настроение и какова эта поэтика? Доминирует тема непричастности к жизни. В первом стихотворении лирический герой наблюдает со стороны жизнь послевоенной коммуналки. Во втором люди отождествляются с воробьями, которых не звали на пир жизни, но они выживают как могут. В третьем жизнь «на гражданке», хотя она и осмысленна в отличие от жизни героя стихотворения, совершенно чужда ему. Лирическому герою кажется, что муж и жена из «обычной» жизни говорят на чужом языке. Причем язык кажется ему именно идишем, то есть языком, на котором говорит замкнутое, обособленное сообщество, языком, которому не учат в школе.
Что касается поэтических средств, то это подчеркнутая прозаизация, которая, однако, не скатывается ни в грубость, ни в цинизм. В первом стихотворении это узнаваемая бытовая картина со всеми значимыми деталями, с ожидаемой биографией и пристрастиями персонажа. Во втором стихотворении есть все же небо, но оно в воздушных ямах, в дожде. Но что может прочирикать в него воробей, даже стреляный, выживающий? Не может же он, в самом деле, стать менестрелем. В третьем стихотворении проза подчеркнута самой строфикой. Хотя в стихотворении есть и стопа, и строфа, и рифма, оно намеренно оформляется как прозаический текст.
Прозаизация в поэзии Александра Габриэля проявляется и в появлении «самостоятельных» персонажей, и в элементах повествования. И все же это лирика! Подборка, на мой взгляд, заслуживает того, чтобы быть внесенной в шорт-лист.

ЯНА-МАРИЯ КУРМАНГАЛИНА (три шорт-листа в марте 2021)
«*** (когда тебе чуть за двадцать. )» http://stihi.ru/2021/11/19/9046
«*** (для того, чтоб здесь не сойти с ума. )» http://stihi.ru/2021/11/20/1998
«*** (стынет небо цвета стали, поглотив в себе рассвет. )» http://stihi.ru/2021/11/19/9054

Это стихи на вечную тему – о том, как остывает сердце, как по капле уходит жизнь. Внутренне подборка объединена собственной драматургией: сначала бунт, потом напряженное осмысление происходящего, потом усталость, граничащая с легкостью, с освобождением.
Самым эмоциональным представляется второе стихотворение подборки с его анафорами, градациями, энумерациями. Об энумерациях (перечислениях, словесных нагромождениях) хочется сказать особо, поскольку они не только зеркало чувств, но и способ разворачивания поэтической мысли. О них спотыкаются многие поэты, когда такие перечисления становятся необязательным перечнем деталей, незавершенной коллекцией ассоциаций. Но у Курмангалиной это не так.
Здесь все объединено накалом, темой болезни, жара. Растет дробность перечисления, которое сначала живет на уровне строфы, а потом попадает в строку, реализуется на уровне отдельного слова, выливается во внутреннюю рифму и в скачку аллитераций.
В последнем стихотворении тоже есть повторы, но тон, заданный первой строкой, другой. Объединяет строки уже не тема горячки, а тема заигравшихся детей, которых позвали домой и которые с привычной детской покорностью и без тени сомнения бросают свои игры: «мы играли, мы устали, нас позвали, мы пришли». Сама форма напоминает детские считалки, что делает всю драматургию подборки трогательной. Подборка, на мой взгляд, заслуживает того, чтобы ее включили в шорт-лист.

ОТДЕЛЬНЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ. ПЯТЬ ЛУЧШИХ

Я выбрал по два стихотворения из подборок Сергея Пагына и Романа Ненашева, чьи подборки отметил в числе пяти лучших, и одно стихотворение Николая Бицюка.

С моей точки зрения, это лучшее стихотворение из представленных на конкурс. Идея его прозрачна. Пространство стиха тщательно размечено антитезами, но само пространство пусто: есть длина и ширина, есть земля и небо, но внутри ничего нет – «и только свет, и только свет». И еще есть тонкая ворона – очень удачный эпитет. Почти бесплотная черная черта вроде курсора мечется по пустому пространству.
В этом бесплотном стихотворении живут вполне полнокровные эпитеты: рыбы медлительные, травы береговые. Все это уже говорит о тишине. Но ведь в реальности нет даже этих медлительных рыб, нет и трав береговых. Здесь тонко использован эффект, подобный отрицательному сравнению: образы являются, но тут же и отрицаются.
Особо хочу отметить фонетическую сторону этого короткого стихотворения. Слово «пруд» растворяется в звуках первой же строки: «По оПРокинутой воДе». Ненавязчивые аллитерации сопутствуют всему стихотворению.
Если надо сказать о достоинствах стихотворение коротко, то вот они: изящные поэтические образы, органичная фонетика.

Сергей Пагын. «Вот майский дом – недавно побелён» http://stihi.ru/2021/03/23/1935

Стихотворение, как и предыдущее из подборки поэта, построено на эффекте отрицательного сравнения, когда образы сначала появляются, а потом отрицаются самим автором.
Все образы явлены в сослагательном наклонении: «мне б…». И замечательно то, что образы эти вполне материальны. Это достигается уточняющими эпитетами: дом майский, ветки цветущие, стол праздничный, вино – вздыхающее в хрустале, но …
Все это в прошлом, а прошлое, как его ни зови, – всего лишь высохшие тени. Как же высохшие, если только что они нам были явлены во всем своем полнокровии? Это я и назвал эффектом отрицательного сравнения, и эффект этот замечательно работает на раскрытие идеи всего стихотворения.

Это очень цельное стихотворение. В теме алкогольного делирия легко было бы сбиться на карикатуру, но этого не произошло, именно потому что стихотворение прежде всего органично и в ночной кошмар Семенова легко поверить. Это достигается, по-видимому, слабо уловимыми метонимическими связями в духе «пастернаковской» логики. Только ночи не садятся играть в шахматы с лирическим героем на лунном паркетном полу, а выплывает тварь с губой, разорванной крючком, – последствие трагических аварий.
Очень удачный образ. Кто пойман на крючок? Семенов? Или виденье, которое он сам к себе притянул? То же и с «медицинскими» образами: у страшной медсестры кровоточит губа. Она мучительница, но мучится и сама. Это и есть метонимическая логика. Здесь нет наглядной, «школьной» метафорики, но есть мотивированные ассоциации, которым приходится верить. Даже метафора компас-часы с бьющимися стрелками не совсем «школьная». Здесь и биение пульса, и ночной космос – пространство-время.
И в иронии, и в образном ряду соблюдена мера, и это делает стихотворение щемящим, заставляет поверить в подлинность переживаний лирического героя, а тем самым и в подлинность авторских эмоций.

Это второе стихотворение Романа Ненашева, которое я отмечаю среди лучших пяти, поданных на конкурс. Стихотворение эвфонично, написано легким слогом.
Тема стихотворения достаточно традиционная. Более того, сам стихотворный размер в русской литературе традиционно связан именно с этой темой. Вспоминаются и Жуковский («Скучно мне твоей сестрою, милый рыцарь, быть»), и Пушкин («Жил на свете рыцарь бедный»). Но автор и не ищет оригинальности, его ведет сам язык. И это, безусловно, является достоинством поэтического текста.

Это стихотворение – своеобразная поэтическая апология женской непредсказуемости. Образ непостоянной, но притягательной женщины убедителен, психологичен, узнаваем. Он легко выстраивается из характерных деталей. Замечательно, однако, то, что «кошка» – это не просто ярлык: лирический персонаж сродни настоящей кошке, даже сливается с ней. Иначе откуда «обожравшиеся крысами морды»? Слияние женщины с кошкой достигается в изящном финале: «Среди кошек бывают, нередко, хорошие люди».
Следует отметить, что форма стихотворения, легкая и простая, гармонирует с характером персонажа. В этом обаяние стихотворения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *