Автор романа с уверенностью утверждает что я никогда бы
ЕГЭ. Русский язык. Тест №51
ЕГЭ. Русский язык. Тест №51
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест №51»
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Ученые давно пытаются выяснить, есть ли у слонов самосознание, и проводят тесты зеркалом. (2)В ходе таких экспериментов было установлено, что слоны, видя отражение в зеркале, принимают его за собственное. (3) …, можно говорить о том, что у слонов в какой-то мере есть самосознание и их психическая и социальная жизнь намного сложнее, чем может показаться.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) У слонов есть самосознание и их психическая и социальная жизнь сложнее, чем может показаться, поскольку они признают свое отражение в зеркале.
2) Ученые давно пытаются выяснить, если ли у животных самосознание, поэтому проводят эксперименты.
3) Так как слоны узнают себя в зеркале, можно сделать вывод о том, что у них есть самосознание, а их психическая и социальная жизнь сложнее, чем кажется.
4) Тест зеркалом необходим, чтобы установить, есть ли у слонов самосознание.
5) Социальная жизнь некоторых животных может быть сложнее, чем кажется.
2. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИЗНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Особая форма существования материи, возникающая на определённом этапе её развития, основным отличием которой от неживой природы является обмен веществ. Ж. растительного мира. Законы жизни. Ж. Вселенной. Ж. Земли, Солнца. Ж. леса. Ж. моря, гор.
2. Физиологическое состояние живого организма (человека, животного, растения) от зарождения, роста, развития и до разрушения (противоп.: смерть). Беречь ж. Дорожить жизнью.Ж. едва теплилась в нём.
3. Полнота проявления физических и духовных сил. Кто-л. полон жизни. В нём много энергии, много жизни. Любовь вдохнула в неё новую ж. (вызвала сильный подъём всех жизненных сил).
4. Время, период существования от рождения до смерти. Короткая, долгая ж. Ж. провести, дожить, доживать и т.п. В начале, в конце жизни.
5. Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях, в различных областях, сферах. Хозяйственная ж. страны. Ж. государства. Ж. человечества. Сегодняшняя ж. мирового сообщества. Общественная ж. Духовная ж. Ж. в искусстве, в науке.
6. Реальная действительность; бытие. В окружающей жизни немало интересного. В жизни он совсем другой, чем на сцене.
7. Оживление, возбуждение, вызываемое деятельностью живых существ. Проснулись птицы, и ж. началась. К вечеру ж. на улицах замирает. Ж. на базаре кипит вовсю.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
нарОст опломбИровать надОлго кУхонный приручЁнный
5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Более ста белух были отрезаны льдами от чистой воды и попали в ЛЕДОВЫЙ плен в узком проливе Берингова моря.
КОРЕННЫЕ одесситы — люди с хорошим чувством юмора.
ЗАЧИНЩИКОМ драки, произошедшей на борту самолета, оказался пассажир из Саратова.
ЕДИНИЧНЫЕ экземпляры гигантских насекомых — палочников — обнаружены в Малайзии.
ЦЕЛЬНЫЙ год я ждал обещанное письмо.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Для более четкой, объективной и ясной картины широко применяются такие методы психологии труда, как «фотография» рабочего дня и хронометраж
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
гусарских ЭПОЛЕТ
СЫПЛЕШЬ крупу
весёлых СВАДЕБ
несколько БАКЛАЖАНОВ
самый СЛАДЧАЙШИЙ
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
А) неправильное построение предложения с косвенной речью
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) ошибка в построении сложного (сложноподчиненного) предложения
Г) нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1) Немногие из моих знакомых, кто прогуливали школу, стали успешными людьми.
2) Профессор отметил, что до чего ленивы его студенты, но вопреки своему недовольству решил дать им еще один шанс исправить оценки.
3) Только узнав все тонкости гончарного дела, Михаил решил взяться за серьезную работу.
4) Автор романа с уверенностью утверждает, что “я никогда бы не стал писать это произведение, если бы не был уверен в его важности для поколения”.
5) Пораженный этой новостью, он стал быстро ходить по комнате, не понимая, что предпринять.
6) Внезапно распахнулся занавес, включился свет, и люди в зале встали и аплодировали.
7) В “Аргументах и фактах” вышла обличительная статья о министре образования.
8) Фрукты, овощи и яблоки давно известны благодаря своим полезным свойствам.
9) В романе “Мертвых душах” Гоголь отразил своеобразие человеческих характеров.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1. патри..тический, вык..сить, обм..кнуть
2. ванд..лизм, г..ристый, сож..ление
3. ре..лизм, осл..жнять, б..хрома
4. прим..риться, обог..щаться, изм..рять
5. оч..ровать, утв..рь, прот..реть
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1. Пр..бывать (в городе), пр..пятствие, пр..мудрый
2. Меж..нститутский, об..ндеветь, с..грать
3. Пр..оритет, пр..зидент, пр..верженец
4. Бе..брежный, в..бежать, и..дательский
5. Д..бежать, п..чинить, с..держать
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1. плутони..вый, форел..вый
2. выздоравл..вать, овлад..вать
3. весел..нький, приколоч..нный
4. трущ..ба, туш..нка
5. ключ..к, замоч..к
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1. приконч..шь, ненавид..мый
2. зала..л, посе…нный
3. прополощ..шь, раскраш..нный
4. игра..щий, (они) гон..т
5. отрубл..нный, прикрепля..мый
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
А вслед за ним (НЕ)МЕНЕЕ мощно звучал голос другого гения.
Вечерами у него, по привычке, собирались люди, еще (НЕ)ИЗЖИВШИЕ настроение вчерашнего дня.
Никогда (НЕ)ВСТРЕЧАЛ человека, который так глупо боится смерти, как моя супруга.
Саню вдруг охватила (НЕ)ВЕДОМАЯ жалость, а вместе с нею, как когда-то давно, предчувствие беды.
Абажур отражал свет (НЕ)ВНИЗ, на стол, а в потолок; от этого по комнате разливался скучный полумрак.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Все разговоры (НА)СЧЁТ продажи имения продолжались уже (В)ТЕЧЕНИЕ месяца.
(НЕ)СМОТРЯ на привилегии, отец жил довольно скромно, (БЕЗ)УСТАЛИ работая в саду.
Подарок готовили (В)ТАЙНЕ от окружающих, (В)ПОЛГОЛОСА переговариваясь по вечерам.
(ПО)НЕВОЛЕ задумаешься о будущем, когда националисты (В)ОТКРЫТУЮ говорят о ненависти к инородцам.
ЧТО(БЫ) жить в гармонии с собой и с миром, (НА)ЗЛО нельзя отвечать злом.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Ране(1)ый в бою солдат шел по усыпа(2)ому си(3)ими и крас(4)ыми цветами полю со своим смышле(5)ым не по годам сыном.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом то полыхают на чёрных тучах.
2) От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом.
3) В отсутствие Риты Басков все соседние и дальние каменья на животе излазал и высмотрел.
4) Через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха имени Горького сосед подарил Соне тоненькую книжечку Блока и ушёл добровольцем на фронт.
5) Поначалу болото было неглубоким и Лиза успела успокоиться и даже повеселела.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Обаяние (1) овладевшее слушателями (2) и уносившее их далеко за эти скромные стены (3) разрушалось, пока (4) собравшись с силами (5) музыкант не ударял вновь по клавишам.
Милостивая государыня (1) для вас (2) вероятно (3) это (4) вряд ли (5) большая новость.
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ощущение героизма русских воинов и смертельной тоски на картине Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» усиливается изображением широкого поля (1) среди густой травы (2) которого (3) видны поникшие полевые колокольчики и смятые васильки.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мне тоже захотелось выудить что-нибудь покрупнее (1) и (2) хотя Евсеич уверял (3) что мне хорошей рыбы не вытащить (4) но я упросил его дать мне удочку побольше и также насадить большой кусок.
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении?.
(1)Уникальной достопримечательностью Кавказа являются дольмены. (2)По словам ученых, их возраст составляет около 9 тысячи лет. (3)Дольмен – древнее сооружение из камней, средний вес которого – 70 тонн (4)Более общее название этих построек – мегалиты, «большие камни». (5)Археологами установлено, что дольмены строились в эпоху бронзы. (6)Внутри дольменов исследователи находили черепки глиняной посуды, наконечники скифских стрел, обломки античных амфор, иногда они натыкались на древние захоронения.
(7)Некоторые исследователи считают, что дольмены – это могильники, но вовсе не во всех дольменах были обнаружены захоронения. (8)Другие исследователи подозревают, что дольмены – культовые сооружения. (9) Существуют и совсем экзотические версии, по которым дольмены – детища пришельцев из других миров, зародивших жизнь на нашей планете.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27
Мост, который я хотел перейти.
(1)B одном романе Милан Кундера называет вопрос мостом понимания, перекинутым от человека к человеку. (2)Это сравнение работает в обе стороны. (3)Вопрос похож на мост, а мост похож на вопрос, обращённый человеком ко времени и пространству – что на другой стороне? (4)Но бывают мосты, больше похожие на ответы.
(5)Когда мне было двенадцать лет, я каждый день садился на велосипед и ехал по шоссе к каналу, когда-то построенному зэками ГУЛАГА. (6)Дойдя до канала, шоссе перепрыгивало через него, превращаясь в мост, который держали две металлических дуги – мост был похож на лук, повёрнутый тетивой вниз. (7)Под ним была полоса желтого речного песка, которая и была моей целью. (8)Я строил из песка дома, которые разрушались каждый раз, когда мимо проходил речной теплоход или большая баржа. (9)Часами лёжа на берегу, я видел отблеск солнца в стёклах с той стороны канала, далёкие деревянные заборы, пыльную зелень фруктовых садов. (10)Странно, но я никогда не пересекал этот мост, хотя иногда хотел.
(11)Через пятнадцать лет я снова оказался на этом шоссе – и опять на велосипеде. (12)Я вспомнил мост, который собирался когда-то пересечь. (13)Мысль о том, что я сделаю это сейчас, наполнила меня неожиданной радостью. (14)Я понял: сделав это, я пересеку границу между собой нынешним и собой прошлым, и это будет значить, что тот мальчик и я – один и тот же человек. (15)Это было бы самым настоящим алхимическим актом. (16)Предвкушая его, я поехал медленно. (17)Уже почти добравшись до цели, я заметил странность: шоссе расширялось и уходило вправо от того места, где лежало раньше. (18)А потом я увидел новый бетонный мост, по которому оно теперь шло. (19)Старый стоял в сотне метров слева – он ничуть не изменился, только участки дороги перед ним были разрушены, и с обеих сторон он обрывался в пустоту. (20)Это было хорошим ответом.
(21)Но у меня есть подозрение, что Лета – это не те воды, в которые мы вступаем после смерти, а река, через которую мы переплавляемся при жизни. (22)Мост у нас под ногами. (23)Но есть ли берега? (24)Границы, по которой я иду, я не помню. (25)Границы, к которой приближаюсь, не вижу. (26)Можно ли говорить, что я иду откуда-то или куда-то? (27)И всё же меня утешает сходство жизни с прогулкой по мосту, который я отчаялся пересечь. (28)В сущности, думаю я иногда, я ведь не делал в жизни ничего иного, а только мерил шагами этот висящий в пустоте отрезок никуда не ведущей дороги – мост, который я так хотел перейти.
(По В.О. Пелевину*)
Пелевин Виктор Олегович (1962) – русский писатель, автор культовых романов 1990-х годов, лауреат многочисленных литературных премий.
22. Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик никогда не пересекал мост, несмотря на желание.
2) Милан Кундера называет вопрос мостом непонимания между людьми.
3) По подозрению рассказчика, Лета – это река, через которую мы переплавляемся при жизни.
4) Когда рассказчику было пятнадцать лет, он каждый день ездил по шоссе к каналу.
5) 15 лет спустя на старом месте построили новый бетонный мост и уничтожили старый.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 9 представлено описание.
2) В предложении 24 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 23.
3) В предложении 14 объясняется причина того, о чем говорится в предложении 13.
4) В предложениях 16-18 представлено повествование.
5) В предложениях 8-9 представлено рассуждение.
24. Из предложений 18-20 выпишите слово со значением «ничем не занятое пространство».
25. Среди предложений 1-4 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим(и) с помощью лексических повторов, антонима и противительного союза. Найдите номер(а) этого(их) предложения(ий).
26. Необычное название знаменитого эссе «Мост, который я хотел перейти» задает тон рассуждениям талантливого писателя. В.Пелевин пытается найти ответы на мучающие его вопросы,но, понимая всю противоречивость жизни, прибегает к частому использованию А___(«вопрос»-«ответы», «смерти» – «жизни»). Наибольшую выразительность тексту придает использование лексического средства Б___( «шоссе перепрыгивало»). Писатель проводит параллели между всеми событиями и явлениями, что достигается частым использованием В___(в предложениях 3,4,6). Синтаксический прием Г___ (в предложениях 22-23) придает его рассуждениям большую эмоциональность и динамичность.
1) парцелляция
2) анафора
3) антонимы
4) олицетворение
5) сравнение
6) эпитеты
7) литота
8) фразеологизмы
9) книжная лексика
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ЕГЭ. Русский язык. Тест №51
ЕГЭ. Русский язык. Тест №51
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест №51»
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Ученые давно пытаются выяснить, есть ли у слонов самосознание, и проводят тесты зеркалом. (2)В ходе таких экспериментов было установлено, что слоны, видя отражение в зеркале, принимают его за собственное. (3) …, можно говорить о том, что у слонов в какой-то мере есть самосознание и их психическая и социальная жизнь намного сложнее, чем может показаться.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) У слонов есть самосознание и их психическая и социальная жизнь сложнее, чем может показаться, поскольку они признают свое отражение в зеркале.
2) Ученые давно пытаются выяснить, если ли у животных самосознание, поэтому проводят эксперименты.
3) Так как слоны узнают себя в зеркале, можно сделать вывод о том, что у них есть самосознание, а их психическая и социальная жизнь сложнее, чем кажется.
4) Тест зеркалом необходим, чтобы установить, есть ли у слонов самосознание.
5) Социальная жизнь некоторых животных может быть сложнее, чем кажется.
2. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИЗНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Особая форма существования материи, возникающая на определённом этапе её развития, основным отличием которой от неживой природы является обмен веществ. Ж. растительного мира. Законы жизни. Ж. Вселенной. Ж. Земли, Солнца. Ж. леса. Ж. моря, гор.
2. Физиологическое состояние живого организма (человека, животного, растения) от зарождения, роста, развития и до разрушения (противоп.: смерть). Беречь ж. Дорожить жизнью.Ж. едва теплилась в нём.
3. Полнота проявления физических и духовных сил. Кто-л. полон жизни. В нём много энергии, много жизни. Любовь вдохнула в неё новую ж. (вызвала сильный подъём всех жизненных сил).
4. Время, период существования от рождения до смерти. Короткая, долгая ж. Ж. провести, дожить, доживать и т.п. В начале, в конце жизни.
5. Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях, в различных областях, сферах. Хозяйственная ж. страны. Ж. государства. Ж. человечества. Сегодняшняя ж. мирового сообщества. Общественная ж. Духовная ж. Ж. в искусстве, в науке.
6. Реальная действительность; бытие. В окружающей жизни немало интересного. В жизни он совсем другой, чем на сцене.
7. Оживление, возбуждение, вызываемое деятельностью живых существ. Проснулись птицы, и ж. началась. К вечеру ж. на улицах замирает. Ж. на базаре кипит вовсю.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
нарОст опломбИровать надОлго кУхонный приручЁнный
5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Более ста белух были отрезаны льдами от чистой воды и попали в ЛЕДОВЫЙ плен в узком проливе Берингова моря.
КОРЕННЫЕ одесситы — люди с хорошим чувством юмора.
ЗАЧИНЩИКОМ драки, произошедшей на борту самолета, оказался пассажир из Саратова.
ЕДИНИЧНЫЕ экземпляры гигантских насекомых — палочников — обнаружены в Малайзии.
ЦЕЛЬНЫЙ год я ждал обещанное письмо.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Для более четкой, объективной и ясной картины широко применяются такие методы психологии труда, как «фотография» рабочего дня и хронометраж
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
гусарских ЭПОЛЕТ
СЫПЛЕШЬ крупу
весёлых СВАДЕБ
несколько БАКЛАЖАНОВ
самый СЛАДЧАЙШИЙ
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
А) неправильное построение предложения с косвенной речью
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) ошибка в построении сложного (сложноподчиненного) предложения
Г) нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1) Немногие из моих знакомых, кто прогуливали школу, стали успешными людьми.
2) Профессор отметил, что до чего ленивы его студенты, но вопреки своему недовольству решил дать им еще один шанс исправить оценки.
3) Только узнав все тонкости гончарного дела, Михаил решил взяться за серьезную работу.
4) Автор романа с уверенностью утверждает, что “я никогда бы не стал писать это произведение, если бы не был уверен в его важности для поколения”.
5) Пораженный этой новостью, он стал быстро ходить по комнате, не понимая, что предпринять.
6) Внезапно распахнулся занавес, включился свет, и люди в зале встали и аплодировали.
7) В “Аргументах и фактах” вышла обличительная статья о министре образования.
8) Фрукты, овощи и яблоки давно известны благодаря своим полезным свойствам.
9) В романе “Мертвых душах” Гоголь отразил своеобразие человеческих характеров.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1. патри..тический, вык..сить, обм..кнуть
2. ванд..лизм, г..ристый, сож..ление
3. ре..лизм, осл..жнять, б..хрома
4. прим..риться, обог..щаться, изм..рять
5. оч..ровать, утв..рь, прот..реть
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1. Пр..бывать (в городе), пр..пятствие, пр..мудрый
2. Меж..нститутский, об..ндеветь, с..грать
3. Пр..оритет, пр..зидент, пр..верженец
4. Бе..брежный, в..бежать, и..дательский
5. Д..бежать, п..чинить, с..держать
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1. плутони..вый, форел..вый
2. выздоравл..вать, овлад..вать
3. весел..нький, приколоч..нный
4. трущ..ба, туш..нка
5. ключ..к, замоч..к
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1. приконч..шь, ненавид..мый
2. зала..л, посе…нный
3. прополощ..шь, раскраш..нный
4. игра..щий, (они) гон..т
5. отрубл..нный, прикрепля..мый
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
А вслед за ним (НЕ)МЕНЕЕ мощно звучал голос другого гения.
Вечерами у него, по привычке, собирались люди, еще (НЕ)ИЗЖИВШИЕ настроение вчерашнего дня.
Никогда (НЕ)ВСТРЕЧАЛ человека, который так глупо боится смерти, как моя супруга.
Саню вдруг охватила (НЕ)ВЕДОМАЯ жалость, а вместе с нею, как когда-то давно, предчувствие беды.
Абажур отражал свет (НЕ)ВНИЗ, на стол, а в потолок; от этого по комнате разливался скучный полумрак.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Все разговоры (НА)СЧЁТ продажи имения продолжались уже (В)ТЕЧЕНИЕ месяца.
(НЕ)СМОТРЯ на привилегии, отец жил довольно скромно, (БЕЗ)УСТАЛИ работая в саду.
Подарок готовили (В)ТАЙНЕ от окружающих, (В)ПОЛГОЛОСА переговариваясь по вечерам.
(ПО)НЕВОЛЕ задумаешься о будущем, когда националисты (В)ОТКРЫТУЮ говорят о ненависти к инородцам.
ЧТО(БЫ) жить в гармонии с собой и с миром, (НА)ЗЛО нельзя отвечать злом.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Ране(1)ый в бою солдат шел по усыпа(2)ому си(3)ими и крас(4)ыми цветами полю со своим смышле(5)ым не по годам сыном.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом то полыхают на чёрных тучах.
2) От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом.
3) В отсутствие Риты Басков все соседние и дальние каменья на животе излазал и высмотрел.
4) Через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха имени Горького сосед подарил Соне тоненькую книжечку Блока и ушёл добровольцем на фронт.
5) Поначалу болото было неглубоким и Лиза успела успокоиться и даже повеселела.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Обаяние (1) овладевшее слушателями (2) и уносившее их далеко за эти скромные стены (3) разрушалось, пока (4) собравшись с силами (5) музыкант не ударял вновь по клавишам.
Милостивая государыня (1) для вас (2) вероятно (3) это (4) вряд ли (5) большая новость.
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ощущение героизма русских воинов и смертельной тоски на картине Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» усиливается изображением широкого поля (1) среди густой травы (2) которого (3) видны поникшие полевые колокольчики и смятые васильки.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мне тоже захотелось выудить что-нибудь покрупнее (1) и (2) хотя Евсеич уверял (3) что мне хорошей рыбы не вытащить (4) но я упросил его дать мне удочку побольше и также насадить большой кусок.
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении?.
(1)Уникальной достопримечательностью Кавказа являются дольмены. (2)По словам ученых, их возраст составляет около 9 тысячи лет. (3)Дольмен – древнее сооружение из камней, средний вес которого – 70 тонн (4)Более общее название этих построек – мегалиты, «большие камни». (5)Археологами установлено, что дольмены строились в эпоху бронзы. (6)Внутри дольменов исследователи находили черепки глиняной посуды, наконечники скифских стрел, обломки античных амфор, иногда они натыкались на древние захоронения.
(7)Некоторые исследователи считают, что дольмены – это могильники, но вовсе не во всех дольменах были обнаружены захоронения. (8)Другие исследователи подозревают, что дольмены – культовые сооружения. (9) Существуют и совсем экзотические версии, по которым дольмены – детища пришельцев из других миров, зародивших жизнь на нашей планете.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27
Мост, который я хотел перейти.
(1)B одном романе Милан Кундера называет вопрос мостом понимания, перекинутым от человека к человеку. (2)Это сравнение работает в обе стороны. (3)Вопрос похож на мост, а мост похож на вопрос, обращённый человеком ко времени и пространству – что на другой стороне? (4)Но бывают мосты, больше похожие на ответы.
(5)Когда мне было двенадцать лет, я каждый день садился на велосипед и ехал по шоссе к каналу, когда-то построенному зэками ГУЛАГА. (6)Дойдя до канала, шоссе перепрыгивало через него, превращаясь в мост, который держали две металлических дуги – мост был похож на лук, повёрнутый тетивой вниз. (7)Под ним была полоса желтого речного песка, которая и была моей целью. (8)Я строил из песка дома, которые разрушались каждый раз, когда мимо проходил речной теплоход или большая баржа. (9)Часами лёжа на берегу, я видел отблеск солнца в стёклах с той стороны канала, далёкие деревянные заборы, пыльную зелень фруктовых садов. (10)Странно, но я никогда не пересекал этот мост, хотя иногда хотел.
(11)Через пятнадцать лет я снова оказался на этом шоссе – и опять на велосипеде. (12)Я вспомнил мост, который собирался когда-то пересечь. (13)Мысль о том, что я сделаю это сейчас, наполнила меня неожиданной радостью. (14)Я понял: сделав это, я пересеку границу между собой нынешним и собой прошлым, и это будет значить, что тот мальчик и я – один и тот же человек. (15)Это было бы самым настоящим алхимическим актом. (16)Предвкушая его, я поехал медленно. (17)Уже почти добравшись до цели, я заметил странность: шоссе расширялось и уходило вправо от того места, где лежало раньше. (18)А потом я увидел новый бетонный мост, по которому оно теперь шло. (19)Старый стоял в сотне метров слева – он ничуть не изменился, только участки дороги перед ним были разрушены, и с обеих сторон он обрывался в пустоту. (20)Это было хорошим ответом.
(21)Но у меня есть подозрение, что Лета – это не те воды, в которые мы вступаем после смерти, а река, через которую мы переплавляемся при жизни. (22)Мост у нас под ногами. (23)Но есть ли берега? (24)Границы, по которой я иду, я не помню. (25)Границы, к которой приближаюсь, не вижу. (26)Можно ли говорить, что я иду откуда-то или куда-то? (27)И всё же меня утешает сходство жизни с прогулкой по мосту, который я отчаялся пересечь. (28)В сущности, думаю я иногда, я ведь не делал в жизни ничего иного, а только мерил шагами этот висящий в пустоте отрезок никуда не ведущей дороги – мост, который я так хотел перейти.
(По В.О. Пелевину*)
Пелевин Виктор Олегович (1962) – русский писатель, автор культовых романов 1990-х годов, лауреат многочисленных литературных премий.
22. Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик никогда не пересекал мост, несмотря на желание.
2) Милан Кундера называет вопрос мостом непонимания между людьми.
3) По подозрению рассказчика, Лета – это река, через которую мы переплавляемся при жизни.
4) Когда рассказчику было пятнадцать лет, он каждый день ездил по шоссе к каналу.
5) 15 лет спустя на старом месте построили новый бетонный мост и уничтожили старый.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 9 представлено описание.
2) В предложении 24 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 23.
3) В предложении 14 объясняется причина того, о чем говорится в предложении 13.
4) В предложениях 16-18 представлено повествование.
5) В предложениях 8-9 представлено рассуждение.
24. Из предложений 18-20 выпишите слово со значением «ничем не занятое пространство».
25. Среди предложений 1-4 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим(и) с помощью лексических повторов, антонима и противительного союза. Найдите номер(а) этого(их) предложения(ий).
26. Необычное название знаменитого эссе «Мост, который я хотел перейти» задает тон рассуждениям талантливого писателя. В.Пелевин пытается найти ответы на мучающие его вопросы,но, понимая всю противоречивость жизни, прибегает к частому использованию А___(«вопрос»-«ответы», «смерти» – «жизни»). Наибольшую выразительность тексту придает использование лексического средства Б___( «шоссе перепрыгивало»). Писатель проводит параллели между всеми событиями и явлениями, что достигается частым использованием В___(в предложениях 3,4,6). Синтаксический прием Г___ (в предложениях 22-23) придает его рассуждениям большую эмоциональность и динамичность.
1) парцелляция
2) анафора
3) антонимы
4) олицетворение
5) сравнение
6) эпитеты
7) литота
8) фразеологизмы
9) книжная лексика
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.