Автор считает что более или менее нормальное бытие и развитие людей возможно
Человек и общество.
Перед нами проблема, которую надо раскрыть. В ней заключены два понятия. Одно понятие следует из другого. Раскроем сначала первое понятие. Итак, что такое человек? Вспомним определение: Человек – это биосоциальное существо, являющееся важнейшим звеном в цепи живых организмов на земле.
Человек наделен следующими свойствами:
Биологическое
Социальное
Что это значит? Это значит, что человек – это существо, которое живет в природе и является ее созданием и ее частью. Также человек живет в об-ве, зависит от об-ва, является ее частью и созданием.
Но есть еще третье, очень важное в человеке. Он является также творцом культуры, ее потребителем и ее частью.
Что такое общество? Об-во – часть мира, которая состоит из людей и создана людьми. Поэтому человек неотделим от об-ва, также как об-во неотделимо от людей, ибо человек является его главным элементом.
1 Озаглавь смысловую часть.
2 Раскрой взаимосвязь в понятиях человек, общество.
Теперь рассмотрим человека, как существо биологическое. Почему он таковым является? Во-первых, потому что он живет в природе и является природным созданием и является частью природного мира. Он также как и животное, приспосабливается к окружающей среде и природным условиям. Он также млекопитающее, и на него действуют наследственные механизмы, у него работают органы чувств, происходят обменные процессы, у него, как и у животных есть природные инстинкты и он заботится о потомстве. Но в отличие от животного у человека также наличествуют мышление и речь, и природу человек преобразует, создавая новую среду обитания, то есть именно и человеческую культуру. Это и выделяет (обособляет) его из природы.
1 Озаглавить смысловую часть.
2 Какими социциальные свойства приобретает человек в социальной среде.
1 Раскрыть понятие человек – сущуство биологическое?
2 Раскрыть понятие человек –Существо социальное?
3Сделай вывод о месте человека в обществе?
Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и природой…
Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, то есть все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и производится независимо от воли ее членов.
1 Озаглавь смысловую часть.
2 Раскрой понятие человеческого общество.
Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми… Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и так далее.
1 Озаглавь смысловую часть.
2 Перечислить элементы структуры человеческого общества.
Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей как общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка…
Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей…
1 Озаглавь смысловую часть.
2 В чем заключается процесс общественного производства.
1 Найдите в тексте и подчеркните два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.
2. Ученые называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему.
3. Автор считает, что «более или менее нормальное бытие и развитие людей» возможно только в обществе. Подтвердите его мнение тремя аргументами.. Опираясь на содержание текста и знания, приведите три доказательства того, что в основе общества «конечном счете лежит человеческий труд».
Человек может стать человеком только путем воспитания. Он – то, что делает из него воспитание. Следует заметить, что человек может быть воспитан только человеком – людьми, точно так же получившими воспитание. В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы…
1 Озаглавь смысловую часть.
2 Кто воспитывает человека?
В человечестве заключено много задатков, и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самых зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения. Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями. Каждое поколение, обладая знаниями предыдущего, может путем воспитания развивать все природные способности человека.
1 Озаглавь смысловую часть.
2 Как развиваются способности человека?
Так приблизительно мог бы воззвать Творец к человеку: «Я наделил тебя склонностью к добру. Твое дело развить ее. И, таким образом, твое собственное счастье и несчастье зависит от тебя самого».
Человек должен развивать свои способности к добру. Самому себя совершенствовать, самому себя образовывать и, в случае склонности к злу, развивать в себе нравственные качества – вот в чем обязанности человека. Доброе воспитание как раз есть то, из чего возникает все добро на свете.
И.Кант. О педагогике
1 Озаглавь смысловую часть.
2 В чем заключается доброе воспитание по Канту?
Вопросы к тексту
Как понимает Кант главную задачу воспитания? Приведите два объяснения с опорой на текст.
2. Как понимает Кант главную задачу самовоспитания? Раскройте ее. Приведите два объяснения с опорой на текст.
3. Почему Кант называет воспитание искусством? Исходя из собственного жизненного опыта и знаний, приведите примеры (не менее двух), доказывающие, что человек может стать человеком только путем воспитания.
4. Объясните, как соотносятся между собой понятия «социализация» и «воспитание». Какое из них шире?
1 Озаглавь смысловую часть.
1 Озаглавь смысловую часть.
1 Озаглавь смысловую часть.
2Раскрой понятие «способности человека»?
Вопросы к тексту
1. Опираясь на тексты, приведите две цитаты, в которых даны определения понятия «человек».
2. Назовите потребности человека, которые, по мнению автора, имеют биологическое происхождение.
3. Самостоятельно сформулируйте общую мысль о сущности человека, присутствующую в приведенных фрагментах текстов. Свой вывод подкрепите двумя цитатами.
4. С опорой на тексты и обществоведческие знания назовите три важнейшие способности, присущие человеку.
Автор считает, что «более или менее нормальное бытие и развитие людей» возможно только в обществе. Подтвердите его мнение тремя аргументами, используя текст и знание курса.
4) Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три доказательства того, что в основе общества «в конечном счёте лежит человеческий труд».
С9. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношения природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим учёным Н.Н.Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге…
Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.
В этом случае свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управляется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. (Важно подчеркнуть, что принятие не означает простого довольствования тем, что есть, а предполагает взаимодействие и взаимоизменение.) При этом речь идёт … о свободном принятии, основанном на понимании в результате коммуникации. В этом случае мы имеем дело с особого рода деятельностью. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть и выразить самого себя, то есть такого предмета, который как бы принадлежит субъекту. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнёров, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяются.
(В.А.Лекторский)
Какие две реалии современного общества требуют, по мнению автора, нового понимания гуманистического идеала? В чём он видит сущность этого нового понимания?
Приведите любые две фразы, в которых отражается авторское понимание свободы.
3) Объясните, почему гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм (идея овладения и господства). Приведите три объяснения с опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни.
4) Автор пишет о необходимости «установления равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека». Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, предположите, в чём могут состоять эти отношения с любыми тремя из названных автором партнёров. (Сначала назовите партнёра, с которым устанавливаются партнёрские отношения, а потом выскажите предположен
Ответы
Часть 1 Уровень А
Часть 2 Уровень В
№ задания | ответ |
естественная | |
регресс | |
АБВГ | |
В;А;Г;Б | |
В;Г;Ж | |
В;А;Б;Г | |
духовная | |
2,3,4 | |
духовное | |
1,3,4,5,6 | |
1,2,4,6 | |
ручной | |
1,2,4,6 | |
3,5,6 | |
ВВАБГ | |
Общественными | |
БВА | |
3,4,2,1,5 | |
Сферы, сферами | |
Общественный прогресс | |
Б;А;Г;В | |
1-а,б,д,з,к,л,о,п,т,ц,ю,я; 2-в,е,и,м,н,с,у,ф; 3-г,ж,р,ф,х,ч,ш,щ,э | |
Г;В;Б;Д;А | |
1)2,3,7,8,9,12; 2)4,6,8,11; 3)1,5,10 | |
1,3,4.7,9 | |
5,10,12,13,14 | |
3,4,5,7,8,9 |
Часть 3. Уровень С
С1. Правильный ответ может содержать следующие характеристики:
— целостность;
— состоит из взаимосвязанных элементов;
— элементы изменяются с течением времени;
— меняется характер взаимосвязи между системами;
— меняется система в целом.
Могут быть приведены другие характеристики.
С2. Правильный ответ:
— первобытную
— рабовладельческую
— феодальную
— капиталистическую (буржуазную)
— социалистическую (коммунистическую)
СЗ. Традиционное (доиндустриальное), индустриальное, постиндустриальное.
Признаки:
— доиндустриальное общество: основа — сельское хозяйство;
— индустриальное общество: основа — крупная промышленность;
— постиндустриальное (технотронное, технологическое) общество: основа — информация.
С4. Правильный ответ может содержать следующие позиции:
— общество и природа взаимосвязаны;
— природа — естественная среда обитания общества;
— цель производства — удовлетворение фундаментальных потребностей человека в пище, одежде;
— столетиями человек пользовался богатствами природы, загрязняя атмосферу, вырубая леса, добывая полезные ископаемые, заражая воду, уничтожая почву;
— в результате возникла угроза глобальной экологической катастрофы — необратимых изменений естественных условий жизни на Земле, грозящих деградацией и даже гибелью человека;
— в нынешнем Уголовном кодексе РФ предусмотрена серьезная ответственность за такие экологические преступления, как нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, загрязнение вод, незаконная охота и т.д.
Могут быть приведены другие позиции.
С5. Могут быть приведены любые три примера взаимосвязи глобальных проблем современности, например:
— угроза экологического кризиса отражается на экономике: развитые страны стремятся переводить «вредные» производства в страны «третьего мира», что обостряет проблему «Север — Юг»;
— демографическая проблема в современном мире выступает прежде всего как проблема бурного демографического роста стран третьего мира, который увеличивает разрыв в экономическом отношении с развитыми странами.
С6. Содержание верных ответов на задания к тексту.
1) Выделены проблемы:
— ограниченность ресурсов;
— неравномерность развития (проблема «Север — Юг»);
— демографическая;
— последствия НТР.
2) Могут быть сделаны предположения:
— наличие у человечества научных знаний и технических средств для глобальных преобразований создает угрозу самой жизни на Земле;
— формирование общества потребления делает скорость и комфорт приоритетными ценностями.
Могут быть сделаны другие предположения, не искажающие смысла суждения.
3) Могут быть указаны, например:
коммунистические утопии;
— вера во всемогущество научно-технического прогресса;
— вера в идеалы свободы и справедливости в понимании деятелей Просвещения.
Могут быть приведены другие примеры, не искажающие смысл суждения.
4) Если дается отрицательный ответ, то приводятся аргументы:
демографическая ситуация в бедных странах усугубляет их отставание от богатых стран;
в результате — слабое участие в мировом разделении труда;
как следствие — однобокое развитие экономики и зависимость от богатых стран. Могут быть приведены другие аргументы.
С8. Текст.
1) Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) реалии современного общества:
— «человечество вплотную подошло к экологической катастрофе»;
— «предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами»;
2) сущность нового понимания гуманистического идеала:
«идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге».
Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках.
2) В ответе могут быть приведены следующие фразы:
1) «Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится… как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»;
2) «свобода понимается… как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня»;
Тема : « Общество». Часть 3. Задания уровня С. Ответы
Тема : « Общество». Часть 3. Задания уровня С. Ответы
С1. Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы.
С2. Какие общественно-экономические формации выделяют марксисты?
СЗ. Назовите три исторических типа общества. По каким признакам они выделены?
С4. Существует утверждение: «Все для человека. Нужно производить как можно больше товаров для него, а для этого приходится «вторгаться» в природу, нарушая естественные законы ее развития. Либо человек, его благополучие, либо природа и ее благополучие. Третьего не дано».
Ваше отношение к этому суждению? Свой ответ обоснуйте, опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный опыт.
С5. Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем человечества.
С6. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную
склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого
цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все
возможные пути и средства – миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю,
промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало–
помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по
1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет автор? Укажите две-три проблемы.
2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два предположения.
4) Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть контраст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.
С7. Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде краткого сочинения-эссе.
1. «Я – гражданин мира».
2. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом».
3. «Цивилизация заключается не в большей или меньшей утонченности. Но в сознании, общем для целого народа. И это сознание никогда не бывает утонченным. Наоборот, оно вполне здоровое. Представлять цивилизацию творением элиты значит отождествлять ее с культурой, меж тем как это совершенно различные вещи». (А. Камю)
С8. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
«Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей дуг с другом и с природой…
Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т. е. все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов…
Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми… Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т. д.
Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей кА общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка…
Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей…»
1) Найдите в тексте и выпишите два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.
2) Учёные называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему.
3) Автор считает, что «более или менее нормальное бытие и развитие людей» возможно только в обществе. Подтвердите его мнение тремя аргументами, используя текст и знание курса.
4) Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три доказательства того, что в основе общества «в конечном счёте лежит человеческий труд».
С9. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношения природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим учёным Н. Н. Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге…
Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.
В этом случае свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управляется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. (Важно подчеркнуть, что принятие не означает простого довольствования тем, что есть, а предполагает взаимодействие и взаимоизменение. ) При этом речь идёт … о свободном принятии, основанном на понимании в результате коммуникации. В этом случае мы имеем дело с особого рода деятельностью. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть и выразить самого себя, то есть такого предмета, который как бы принадлежит субъекту. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнёров, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяются. (В. А. Лекторский)
1) Какие две реалии современного общества требуют, по мнению автора, нового понимания гуманистического идеала? В чём он видит сущность этого нового понимания?
2) Приведите любые две фразы, в которых отражается авторское понимание свободы.
3) Объясните, почему гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм (идея овладения и господства). Приведите три объяснения с опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни.
4) Автор пишет о необходимости «установления равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека». Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, предположите, в чём могут состоять эти отношения с любыми тремя из названных автором партнёров. (Сначала назовите партнёра, с которым устанавливаются партнёрские отношения, а потом выскажите предположен