Автор считает что жизнь некоторых людей лишь частично связана с полнокровной человеческой
ВАРИАНТ 5 2021
Для ответов на задания I9 6 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Ответами к заданиям 2-5, 7-11, 13-20 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, Начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
I 1 IКакие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?
Наука; образование; товары; обмен; политика.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
| На что способен человек в отличие от животного?
1) совершать привычные действия
2) предварительно обдумывать своё поведение
3) проявлять эмоции
4) заботиться о потомстве
I 3 IВерны ли следующие суждения о природе и обществе?
А. Природа по сравнению с обществом более изменчива, подвижна.
Б. Общество, в отличие от природы, система саморазвивающаяся.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
I 4 IПраво самостоятельно выбирать или формировать морально-этические воззрения принято называть
2) свободой совести
I 5 IВерны ли следующие суждения об образовании?
А. В процессе образования человек овладевает социальным опытом.
Б. В процессе образования человек приобщается к нормам и ценностям общества.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
I 6 [Дмитрию исполнилось 14 лет, и он решил составить свой личный финансовый план. В чём состоит преимущество данного решения для личных финансов Дмитрия? Какие действия помогают следовать этому плану?
I 7 IЧто отличает традиционную экономику от других типов экономических систем?
1) централизованное ценообразование
2) решение главных вопросов экономики в соответствии с обычаями
3) преобладание государственной собственности на факторы производства
4) экономическая свобода производителей
I 8 IВ 2017 году в стране Z доходная часть бюджета составила 13 738,5 млрд, рублей, а расходная часть бюджета — 16 098,6 млрд, рублей. О чем свидетельствуют эти данные?
1) об увеличении налоговых поступлений
2) об устойчивом экономическом росте
3) о дефиците государственного бюджета
4) о девальвации национальной валюты
I 9 IВерны ли следующие суждения о безработице?
А. Понятие «полная занятость населения» означает, что в экономике страны существуют только структурная и циклическая безработица.
Б. Безработица является характерной чертой плановой экономики.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
110 IОснованная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, — это
I п IВерны ли следующие суждения о межнациональном сотрудничестве?
А. Межнациональное сотрудничество способствует развитию национальной культуры.
Б. Межнациональное сотрудничество способствует преодолению национальной ограниченности.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
I 121В странах YhZбыл проведён опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, задавался вопрос: «Стало ли труднее добиваться жизненного успеха?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Страна Y ■ страна Z
Сформулируйте по одному выводу а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется а) сходство и б) различие. За — цишите развернутый ответ.
113 IВ государстве К. регулярно на конкурентной основе проводятся выборы, отсутствует цензура в средствах массовой информации. Вся деятельность государства направлена на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Какая форма государственного (политического) режима сложилась в государстве К.?
Ответ: 114 IВерны ли следующие суждения о формах правления государств?
А. Монархия — форма правления, при которой верховная власть передаётся по наследству.
Б. Республика — форма правления, при которой власть полностью или частично принадлежит одному правителю.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
115 IУстановите соответствие между правами и свободами человека и гражданина и группами прав: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА А) право на свободу предпринимательской деятельности
Б) право на объединение, свободу союзов, партий
В) право на частную собственность
Г) право на защиту чести и достоинства
Д) право участие в управлении делами государства
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
116 IОпределённые жизненные обстоятельства, в связи с которыми возникают, изменяются и прекращаются правоотношения, называются
1) юридическая ответственность
2) юридический факт
117 IЧетырнадцатилетний Валентин Сергеев решил летом заработать и устроился фасовщиком в магазин «Продукты». Какое особое условие из приведённых ниже положений будет обязательно учитываться при заключении трудового договора с Сергеем?
1) Потребуется согласие одного из родителей (законных представителей) Валентина.
2) Трудовой договор должен быть заключён в письменной форме.
3) В трудовом договоре должна быть зафиксирована должность, на которую принимают работать Валентина.
4) Работодатель обязан предоставлять работнику ежегодный оплачиваемый отпуск.
118 IВерны ли следующие суждения о конституционном строе России? А. Конституция провозглашает права и свободы высшей ценностью. Б. Российская Федерация является демократическим государством.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) Право лично вносить вклады в банки и распоряжаться ими.
2) Право самостоятельно осуществлять сделки с недвижимостью.
3) Право получить наследство от дедушки.
4) Право на трудоустройство без согласия родителей.
| Заполните пропуск в таблице
Орган государственной власти
Подписание международных договоров РФ
Осуществление мер по обеспечению государственной безопасности и обороны страны
Прочитайте текст и выполните задания 21-24. Для записи ответов на задания используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Мне кажется, Ге, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. /…/ машина не цель. Самолёт — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг. /…/
Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу — прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что всё это для того и создавалось, чтобы служить людям. /…/
Даже машина, становясь совершеннее, делает своё дело всё скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека — создателя машин, все его расчёты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы всё стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолёта, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий. /…/
Кажется, будто работа инженеров, чертёжников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикреплённое к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития — это уже почти не машина.
Итак, по изобретению, доведённому до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина — пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.
I 211Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
I 22 IКакому виду деятельности посвящён текст? Какие продукты этой деятельности названы автором? Укажите любые три из них.
I 23 IНазовите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые три отличительные черты деятельности человека.
124 IМожно ли запечатлённый в документе процесс труда людей по созданию машин назвать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста и с опорой на определение творческой деятельности, известное вам из курса обществознания.
Не забудьте перенести все ответы в бланки ответов № 1 И № 2 В соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.
OTBETbIK ЗАДАНИЯМ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДБОРКИ
Содержательная линия «Общество»
Автор считает что жизнь некоторых людей лишь частично связана с полнокровной человеческой
Ниже представлены ученические решения экзаменационных заданий. Оцените каждое из них в соответствии с критериями проверки заданий ЕГЭ. После нажатия кнопки «Проверить» вы узнаете правильный балл за каждое из решений. В конце будут подведены итоги.
Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения связи личного интереса и экономической специализации.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Главной движущей силой капиталистической экономики является личный интерес: каждая экономическая единица стремится делать то, что выгоднее всего ей самой. Предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм или – как варианта – минимизацию своих убытков. А владельцы материальных ресурсов (собственности) пытаются продать или сдать в аренду эти ресурсы по возможно более высоким ценам. Рабочие также стремятся получить возможно больший доход (удовлетворение) и ищут такую работу, где сочетание заработной платы, социальных благ и условий труда были бы для них наиболее подходящими. В свою очередь потребители, покупая определённый продукт, стараются приобрести его по самой низкой цене. Потребители, кроме того, стремятся сократить расходы и максимизировать полезность продукта. Короче говоря, капитализм предполагает, что личный интерес формирует фундаментальный образ действий различных экономических единиц, когда они реализуют свой свободный выбор. Мотив личного интереса придаёт направление и упорядоченность функционированию экономики, которая без такого интереса оказалась бы чрезвычайно хаотичной…
Просто поразительно, какие грандиозные масштабы приняла в обществе специализация. Подавляющее большинство потребителей сами не производят практически никаких товаров и услуг, которые они потребляют, и, напротив, потребляют очень мало или вовсе ничего из того, что они производят… Рабочий на сборочном конвейере, который по 8 часов в день устанавливает стёкла на «Форды», сам может владеть автомобилем «Хонда». Редко какие домохозяйства всерьёз налаживают собственное производство необходимых им пищи, жилья или одежды. Многие фермеры продают молоко со своей фермы местному молочному заводу, а сами покупают масло в местном супермаркете. Общество уже давно усвоило, что самообеспечение порождает неэффективность. «На все руки мастер» может быть весьма яркой личностью, но уж высокой производительностью труда он наверняка не отличается.
Что авторы называют личным интересом? Как они определяют личные интересы владельцев различных факторов производства?
(К. Макконнелл, С. Брю)
Могут быть даны следующие объяснения:
1) работник, заинтересованный в наиболее высокой оплате своего труда, как правило, специализируется в определённой области и постоянно повышает квалификацию, по сути, углубляя свою специализацию;
2) предприниматель выбирает для своей деятельности определённый сегмент рынка, т. е. осуществляет специализацию производства и в соответствии с этим набирает персонал и привлекает ресурсы;
3) молодой человек, выбирая профессию, т. е. направление будущей специализации, ориентируется на её востребованность на рынке труда.
Могут быть даны другие объяснения
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Даны три объяснения | 3 |
Даны два объяснения | 2 |
Дано одно объяснение | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Правильно приведены два объяснения (позиции 1 и 2).
Оцените это решение в баллах:
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
Оцените это решение в баллах:
Текст к заданиям С1-С4.
Если мы хотим осознанно употребить слово «деятельность» применительно к той или иной сфере жизни человека, то обязательно должны представлять себе предметное содержание ее компонентов, содержание ее конечного «продукта». Но если в наблюдаемых нами жизненных событиях мы не можем выделить и определить содержание компонентов деятельности, не можем проследить реальное преобразование человеком той или иной материальной или духовной действительности, то термин «деятельность» к этим событиям применять нельзя. Жизнь некоторых людей лишь частично связана с полнокровной человеческой деятельностью, она лишь теплится у них в неразвитой форме».
Каковы, по мнению автора, общие черты всех видов человеческой деятельности? Укажите две черты.
В правильном ответе могут быть указаны следующие черты
1) они производны от труда;
2) главная их черта – творческое преобразование действительности;
3) все виды деятельности носят предметный характер.
В соответствии с критериями проверки оценивания приведенный ответ должен быть оценен 2 баллами.
Оцените это решение в баллах:
В соответствии с критериями проверки оценивания приведенный ответ должен быть оценен 1 баллом.
Оцените это решение в баллах:
В соответствии с критериями проверки оценивания приведенный ответ должен быть оценен 2 баллами.
Оцените это решение в баллах:
Общества различаются по характеру и типам социальной мобильности. Используя обществоведческие знания, укажите два возможных общественных фактора и один личностный фактор, препятствующих росту социальной мобильности.
Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе и поскольку между слоями должны существовать некие «мембраны», «отверстия», «лестницы», «лифты» или «пути», по которым позволительно индивидам перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой, то правомерно и нам было бы рассмотреть вопрос о том, каковы же в действительности эти каналы социальной циркуляции. Функции социальной циркуляции выполняют различные институты. Важнейшими из ряда этих социальных институтов являются. профессиональные организации.
Некоторые из этих организаций также играют большую роль в вертикальном перемещении индивидов. Таковы научные, литературные, творческие институты и организации. Поскольку вход в эти организации был относительно свободным для всех, кто обнаруживал соответствующие способности вне зависимости от их социального статуса, то и продвижение внутри таких институтов сопровождалось общим продвижением по социальной лестнице. Многие учёные, юристы, литераторы, художники, музыканты, архитекторы, скульпторы, врачи, актёры, певцы и прочие творцы простого происхождения социально поднялись благодаря этому каналу. То же можно сказать и о представителях средних слоёв, достигших ещё более высоких социальных позиций.
Среди 829 британских гениев, исследованных X. Эллисом, 71 были сыновьями неквалифицированных рабочих, поднявшимися до высоких позиций исключительно благодаря этому каналу. В США из 1000 писателей, по крайней мере, 187 достигли известности благодаря этому каналу. 4% наиболее известных учёных России (академиков), достигших высокого социального положения, вышли из крестьянской среды.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) два общественных фактора, допустим:
— законодательное закрепление привилегий и повинностей;
— правовая дискриминация отдельных категорий населения;
— табу, обычаи и традиции, препятствующие мобильности определенных групп населения.
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ с развернутым ответом
2. Система оценивания выполнения заданий с развернутым ответом: основные подходы, критерии и шкалы с примерами ответов экзаменуемых
2.1. Оценивание выполнения заданий к фрагментам текста (С1-С4).
При оценке ответов экзаменуемых или еще на этапе предварительного ознакомления с заданиями и критериями их оценивания необходимо внимательно прочитать текст и разобрать задания к нему (в ряде случаев целесообразно отметить в тексте соответствующие фрагменты).
К текстовому фрагменту поставлены четыре вопроса – задания, которые в совокупности с фрагментом источника образуют составное задание, своего рода мини-тест.
Каждый из четырех вопросов (заданий) к документу имеет свое назначение в экзаменационной работе и направлен на проверку определенной группы умений.
Первое задание из четырех, входящих в мини-тест, направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде.
Второе задание это, как правило, задание на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний (формулирование заголовка, определение основной идеи текста, сходных или различных положений двух представленных фрагментов и т.п.).
Третье задание чаще всего требует привлечения дополнительного материала, оно нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений в связи с изученным курсом, на интерпретацию содержания текста с опорой на собственные знания.
Четвертое задание может быть направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации, собственную аргументацию и формулировку оценочных суждений относительно позиций, заявленных в тексте (или сформулированных в вопросе к нему).
Первые два вопроса-задания оцениваются в 2 балла, два последующих – в 3 балла. Таким образом, за выполнение мини-теста с текстовым фрагментом (правильную и полную формулировку ответов на все четыре вопроса-задания) экзаменуемый может получить 10 баллов.
Полный правильный ответ по заданиям С1 и С2 оценивается двумя баллами, частично правильный – одним баллом. По заданиям С3 и С4 полному правильному ответу присваивается три балла, в значительной степени правильному – два балла, частично правильному – один балл.
Поскольку часть заданий обращена только к тексту, направлена на проверку понимания текста, умения получить содержащуюся в тексте информацию, их система оценивания содержит эталон правильного ответа. Критерии ориентируют эксперта на поиск названных в эталоне позиций в ответе экзаменуемого.
Данная часть заданий непосредственно опирается на содержание текста, во многих случаях требуя приведения цитат или близкого к тексту пересказа определенных фрагментов содержания. Это обстоятельство необходимо учитывать при оценивании рассуждений экзаменуемого, не связанных напрямую с содержанием текста. При любом, даже самом высоком качестве рассуждений, отсутствие их непосредственной связи с текстом не позволяет засчитать их как верные.
Выполнение другой части заданий, в количественном отношении преобладающей, проверяется по критериям, содержащим лишь «ключ» и примеры возможных элементов правильного ответа.
Приводим фрагмент мини-теста – текст и два задания к нему, иллюстрирующие каждую из обозначенных выше групп заданий. К каждому из заданий приводятся примеры ответов из работ экзаменуемых.
^ Пример 4. Фрагмент мини-теста.
«Все виды материальной и духовной деятельности человека производны от труда и несут в себе его главную черту – творческое преобразование действительности, а в итоге и самого себя.
Важная особенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или неявный предметный характер, – все ее компоненты имеют то или иное предметное содержание, а сама она обязательно направлена на творческое созидание определенного материального или духовного продукта (так, благодаря деятельности рабочего создаются реальные машины, здания, а в деятельности писателя и художника создаются художественные произведения).
Если мы хотим осознанно употребить слово «деятельность» применительно к той или иной сфере жизни человека, то обязательно должны представлять себе предметное содержание ее компонентов, содержание ее конечного «продукта». Но если в наблюдаемых нами жизненных событиях мы не можем выделить и определить содержание компонентов деятельности, не можем проследить реальное преобразование человеком той или иной материальной или духовной действительности, то термин «деятельность» к этим событиям применять нельзя. Жизнь некоторых людей лишь частично связана с полнокровной человеческой деятельностью, она лишь теплится у них в неразвитой форме».
^ 1. Каковы, по мнению автора, общие черты всех видов человеческой деятельности? Укажите две черты.
^ Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе могут быть указаны следующие черты: 1) они производны от труда; 2) главная их черта – творческое преобразование действительности; 3) все виды деятельности носят предметный характер. | |
Указаны две черты | 2 |
Указана одна черта | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
^ Максимальный балл | 2 |
Оба эксперта оценили этот ответ двумя баллами, т.е. присвоили максимальный балл.
Оба эксперта оценили этот ответ одним баллом.
Оба эксперта оценили этот ответ двумя баллами.
^ 2. Какие примеры преобразований материальной и духовной действительности приводит автор? Приведите по одному собственному примеру таких преобразований.
Эксперты оценили этот ответ двумя баллами из трех возможных.
Эксперты оценили этот ответ тремя баллами, т.е. присвоили максимальный балл.
В целом важно помнить, что при оценке составного задания с фрагментом текста целесообразно уделить внимание следующим аспектам:
1) внимательному прочтению предложенного текста и выполнению заданий в логике требований к ответу;
2) моделированию вероятных вариантов построения ответа.
^ При проверке заданий С1 и С2 необходимо уяснить и четко выполнить указания разработчиков относительно состава оцениваемого ответа:
— что требуется: сформулировать какую-то мысль своими словами или привести цитату из текста (сформулировать мысль и подтвердить ее цитатами из текста);
— при формулировании собственных суждений опираться только на содержание текста или привлекать знания курса.
^ При проверке заданий С3 и С4 следует также обращать внимание на
— указанные источники информации для формулирования суждений, привлечения дополнительных сведений (могут быть указаны обществоведческий курс, знание других учебных дисциплин, факты общественной жизни, личный социальный опыт);
— требуемый поэлементный состав ответа (в ряде случаев эксперты не обращают должного внимания на требование выразить согласие или несогласие с предложенными положениями, сформулировать собственную позицию и т.п.).