Автор утверждает что этнос есть общность социальная и только социальная
Автор утверждает что этнос есть общность социальная и только социальная
1.
По мнению автора, определяющими для этноса являются следующие факторы:
1) своя, определённая, отличающаяся от других культура
2) этническое самосознание
Показать полностью.
2.
По мнению автора, языковая общность – важнейшее условие возникновения и развития культурной общности, существеннейший компонент культурной общности.
Три качества языковой общности:
1) не предполагает обязательного социального взаимодействия её членов
2) характеризуется определённым единством языковых признаков
3) является совокупностью говорящих на определённом языке, объединяемых на основании единства одного или нескольких социально-демографических или социальных признаков
3.
Этническое самосознание – осознание людьми своей принадлежности именно к этой, а не к какой-либо другой общности.
Этнос объединяют:
1) общая территория проживания
2) менталитет, определённый психологический склад ума представителей этноса, определённые нормы поведения и ценности
4.
Этнос есть общность социальная, потому что, понимая свою принадлежность к этносу, человек думает «социально», а не «биологически», то есть он, приходя к выводу о том, какой он национальности, зачастую рассуждает с социальной точки зрения, учитывая культуру, близкую для него, нормы, ценности и т.п., а не останавливаясь лишь на биологических признаках его отличий от других этнических общностей.
Этнос нередко осознаётся как общность биологическая, так как:
1) этнос может существовать, только постоянно воспроизводясь, используя механизм наследования отличительных для него биологических признаков
2) в нормальных условиях культурное воспроизводство человека неотделимо от биологического
3) этническая общность есть общность происхождения, отдельная, особая «порода» людей
Автор утверждает что этнос есть общность социальная и только социальная
Социальная философия. Учебник
Под редакцией И.А. Гобозова
Допущено Отделением по философии, политологии и религиоведению Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «философия»
В лекциях освещаются фундаментальные положения социальной философии: предмет социальной философии, социальный детерминизм и периодизация исторического процесса, пути общественного развития, субъекты истории, глобализация и будущее человечества, феномен политики и гражданское общество и др. Анализ проблем носит творческий и оригинальный характер.
Курс лекций адресован в первую очередь студентам, аспирантам, преподавателям философии, а также всем тем, кто интересуется актуальными вопросами социальной философии.
Лекция I. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ФОРМА ЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ (B.C. Грехнев). 6
2. Социальная философия и теория познания человека и общества. 16
Лекция II. ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО (И.А. Гобозов). 47
2. Современная эпоха и экологический кризис. 54
Лекция III. ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА (Ю.И.Семенов). 61
2. Два основных вида социоисторических организмов. 71
Лекция IV. СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (И.А.Гобозов). 80
1. Поиски движущих сил общественного развития. 80
Лекция V. ПРОИЗВОДСТВО И ОБЩЕСТВО (Ю.И.Семенов). 97
1. Производство как основной признак человека. 97
4. Собственность и социально-экономические (производственные) отношения. 101
6. Социально-экономический строй общества, общественно-экономические уклады и подуклады, одноукладные и многоукладные общества. 108
7. Структура общественно-экономического уклада. НО
Лекция VI. ОСНОВНЫЕ И НЕОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПРОИЗВОДСТВА (Ю.И.Семенов). 117
1. Основные способы производства и последовательность их смены в истории человеческого общества. 117
2. Первобытно-коммунистический и первобытно-престижный способы производства. 118
3. Серверный (рабовладельческий) способ производства. 132
5. Капиталистический (буржуазный) способ производства. 136
6. Частная собственность и общественные классы. 138
7. Древнеполитарный (азиатский) способ производства. 142
1. Два основных понимания всемирной истории: унитарно-стадиальное и плюрально-циклическое. 147
2. Возникновение и развитие унитарно-стадиальных концепций всемирной истории. 1 49
4. Современные западные унитарно-стадиальные концепции. 151
5. Еще одно понимание истории: «антиисторицизм» (исторический агностицизм). 151
7. Глобально-стадиальный вариант унитарно-стадиального понимания истории. 160
Лекция VIII. ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ОБЩАЯ КАРТИНА ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ (Ю.И.Семенов). 161
2. Межсоциорное взаимодействие и его роль в развитии человеческого общества: понятийный аппарат. 162
Лекция IX. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ (И.А. Гобозов). 182
2. Социальное пространство современного мира. 185
1. Традиционные представления о браке в европейском общественном мнении и европейской науке. 209
Автор утверждает что этнос есть общность социальная и только социальная
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Cisco
Этносы, нации и национальные движения – конспект лекции Ю.И.Семенова
Публикую конспект лекции Юрия Семенова «Этносы, нации, расы» (http://scepsis.ru/library/id_75.html).
Этнос, или этническая общность, есть совокупность людей, которые имеют общую культуру, говорят, как правило, на одном языке, обладают общим самоназванием и осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих групп, причем эта общность чаще всего осознается как общность происхождения.
Этнос есть общность социальная и только социальная… Члены этноса сосуществуют не только в пространстве, но и во времени. Этнос может существовать, только постоянно воспроизводясь. Он обладает глубиной во времени, имеет свою историю. Одни поколения членов этноса замещаются другими, одни члены этноса наследуют другим. Существование этноса предполагает преемственность (социальное наследование), то есть передачу культуры от поколения к поколению. Таким образом, передача этнической принадлежности есть наследование чисто социальное, чисто культурное, есть преемственность.
Этнос как социальное и только социальное образование включает в себя в качестве необходимейшего компонента сознание и чувство этнической принадлежности, которое формируется под влиянием объективных условий жизни человека и, возникнув, существует уже во многом независимо от его сознания и воли.
Структура этноса
Если человек навсегда попадает в иноэтничную среду, то он вынужден, чтобы нормально жить в новых условиях, овладеть языком, на котором говорят окружающие его люди. Шаг за шагом он начинает впитывать ранее чужую для него культуру и постепенно все больше забывать о той, что была для него родной. Этот длительный процесс, который именуется этнической ассимиляцией, этническим втягиванием или растворением, завершается изменением сознания этнической принадлежности. Но чаще всего это происходит только во втором или даже третьем поколении.
Именно это и произошло с русским этносом. Он распался на три новых этноса. Один из них сохранил старое название, два других с течением времени обрели иные: белорусы и украинцы. Впрочем, нельзя не отметить, что на территории Западной Украины вплоть до самого позднего времени население называло себя русскими (руськими, русинами), а жители Карпатской Руси, которая была оторвана от Руси еще в ХI в., нередко так называют себя и до сих пор.
Этнос и геосоциальный организм
Этносы суть подразделения населения. Но о населении общества как о самостоятельном явлении, отличном от самого общества, можно говорить только после смены демосоциальных организмов геосоциальными. А это значит, что этносы в точном смысле этого слова существуют только в классовом, или цивилизованном, обществе. В обществе первобытном их нет.
Проблема отношения этноса и нации
Сущность же нации наиболее отчетливо выражается в национальных движениях, которые представляют собой деятельность масс людей, направленную к достижению определенных целей, причем чаще всего политических. Каждое такое движение имеет определенную программу. Национальные движения в отличие от этнических процессов относятся к сфере политики. Они представляют собой один из видов политических движений. Нация в этих движениях выступает как определенная общественная, прежде всего политическая, сила, с которой надо считаться.
Нация есть совокупность людей, имеющих одно общее отечество.
Отечеством в том смысле, который это слово приобрело с переходом от средних веков к новому времени, является (речь, разумеется, идет об идеальном случае, норме, а не всегда возможных и даже неизбежных отклонениях от нее) более или менее крупный социоисторический организм, имеющий своим фундаментом первоначально просто рыночные, а затем рыночно-капиталистические связи. В идеальном случае принадлежность к нации совпадает с принадлежностью к такому социоисторическому организму.
Нация как политическая сила
Возникновение нации нельзя рассматривать как автоматическое следствие формирования единого геосоциального организма. Для ее образования необходимо, чтобы люди не просто входили в состав одного единого социоисторического организма, не просто составляли его население, но признавали бы его своим отечеством, а себя рассматривали как соотечественников.
А это невозможно без того, чтобы основная масса населения этого социоисторического организма осознала бы его объективные интересы, причем осознала бы их как свои собственные интересы. А такое осознание могло родиться лишь в ходе борьбы за удовлетворение насущных потребностей функционирования и развития этого социоисторического организма. Лишь в процессе такой борьбы могла вызреть идея национального единства, без которой нация не смогла бы оформиться.
Этнос есть явление историческое. Возникнув, он не остается неизменным. Можно выделить три стадии его развития. На первой стадии этнос состоит из большего или меньшего числа субэтносов, и каждый из членов этноса обязательно входит в один из субэтносов. Субэтническое самосознания на этой стадии нередко доминирует над этническим. Человек прежде всего осознает себя членом субэтноса и лишь затем этноса. Язык этноса на этой стадии существует как совокупность множества диалектов. Нередко в качестве общего письменного языка выступает чужой язык (латынь в Западной Европе, старославянский в Древней Руси). Такую этническую общность можно было бы назвать ранним этносом.
Для позднего этноса в отличие от раннего этноса характерно доминирование сознания принадлежности к этносу, этнического самосознания. Субэтническое самосознание, если и сохраняется, то отходит на второй план. Однако чаще всего субэтносы превращаются в этнографические группы. Определенная часть людей начинает входить в этнос, минуя субэтносы и этнографические группы. Возникает общий литературный язык этноса, близкий к разговорному. В основу литературного языка обычно кладется один из диалектов языка этноса. Нередко превращение раннего этноса в поздний связано с вызревание предпосылок капитализма, но это вовсе не обязательно.
Зарождение и развитие капитализма имеет одним из своих следствий превращение позднего этноса в позднейший этнос. Выше уже говорилось о завязывании прочных экономических связей и возникновении рынка в масштабе всей страны. Это ведет к резкому возрастанию подвижности населения и его интенсивному перемешиванию. Повсеместно распространяется грамотность. В результате распада крестьянских общин постепенно исчезает простонародная, прежде всего крестьянская культура, которая выступала в качестве культуры этноса. Ее замещают элитарная и городская культуры, которые, слившись воедино, постепенно проникают в самые широкое слои населения и становятся общесоциорной национальной культурой. В итоге постепенно исчезают субэтносы и этнографические группы. Поначалу бóльшая часть людей, а затем и все они прямо входят в этнос.
Оформляется такой общий литературный язык, который одновременно функционирует и в качестве общего разговорного. Язык позднейшего этноса существует не в диалектах, не как совокупность диалектов, а как бы рядом с ними, постепенно поглощая и вытесняя их. Этому в огромной степени способствует возникновение и развитие средств массовой информации (газеты, радио, телевидение). Идеальным позднейшим этносом является такой, в котором совсем нет не только субэтносов, но даже и этнографических групп, и не существует никаких диалектных различий.
Как уже отмечалось выше, в идеальном случае население страны должно одновременно составлять и одну нацию и один этнос. В подобном случае этническое самосознание должно слиться с национальным, культура этнической общности полностью заместиться национальной культурой, а язык этноса стать национальным языком.
Но даже при самом тесном сближении нации и этноса полного тождества между ними не возникает. В предельном случае национальная общность, включая в себя в качестве компонента этническую общность, никогда к ней не сводится. Но, конечно, наиболее наглядно отличие национальной общности от этнической проявляется тогда, когда в состав нации входят люди, принадлежащие к разным этническим общностям.
разнородность этнического состава населения единого социально-исторического организма сама по себе взятая не может привести к образованию в его пределах нескольких наций. Но она создает возможность такого развития. Чтобы эта возможность превратилась в действительность, нужно действие иных факторов, не этнических, а экономических и политических.
Нация и национальное движение
Важнейшим из экономических и политических факторов, способствовавших возникновению внутри полиэтничного социоисторического организма нескольких наций, является дискриминация по признаку этнической принадлежности: наличие определенных прав и привилегий у людей, входящих в одну этническую общность, и отсутствие таковых у членов другого или других этносов, обращение с представителями той или иной этнической общности как с существами низшими, преследование их языка и культуры, навязывания им языка и культуры господствующего этноса. К этому следует добавить отношение к области, компактно населенной тем или иным этносом, как к колонии, т.е. выкачивание из нее средств, которые используются в интересах территории, населенной представителями господствующей этнической общности, торможение ее промышленного развития, превращения ее в сырьевой придаток и т.п. Все это вместе взятое принято называть национальным, или колониальным, гнетом.
Национальный гнет с неизбежностью порождает у представителей дискриминируемой этнической общности общие интересы, отличные от интересов социоисторического организма, и вынуждает их объединяться для борьбы за свои права. В результате дискриминируемый этнос становится политической силой, преследующей свои собственные цели.
Если члены дискриминируемого этноса рассеяны среди людей, принадлежащих к другим этническим общностям, то их цели обычно не идут дальше уравнения в правах с людьми, принадлежащими к господствующему этносу. Иначе обстоит тогда, когда дискриминируемая общность сравнительно велика и члены ее более или менее компактно населяют определенную территорию.
Дискриминация, препятствующая представителям угнетенной этнической общности признать весь геосоциальный организм, в котором он живут, своим отечеством, одновременно побуждает их осознать как свое отечество только ту его область, которую они компактно населяют. В результате дискриминируемый этнос становится особой нацией, противопоставляющей себя всему остальному населению геосоциального организма.
Всех его членов теперь объединяет и одновременно отделяет от других людей, входящих в состав данного геосоциального организма, наличие своего собственного, особого отечества. Вполне понятно, что в таком случае как особая нация выступает и господствующий этнос даже тогда, когда его члены считают своим отечеством всю страну в целом.
Когда члены дискриминируемого этноса осознают себя как соотечественники, их борьба против дискриминации приобретает характер борьбы за интересы своего отечества против его врагов и угнетателей. Они теперь чаще всего начинают стремиться не к уравнению в правах с членами господствующего этноса, а к освобождению своего отечества от чужеземного гнета, к созданию собственного независимого государства, а тем самым и самостоятельного геосоциального организма.
Нация в таком случае возникает как политическая сила, стремящаяся к созданию независимого государства. Формируясь, она проявляет себя в особого рода политическом движении: национальном или, точнее, национально-освободительном.
Если в случае с Францией и Швейцарией нация формировалась в основном по признаку принадлежности к населению единого геосоциального организма, то в данном случае она складывается по признаку принадлежности к определенной этнической общности. Все представители данного этноса образуют нацию. Процесс превращения совокупности людей, которая являлась только этносом, одновременно и в нацию можно было бы назвать нациезацией этноса. В последнем случае с особой силой навязывается иллюзия полного тождества нации и этноса.
Тенденцией этнонационального движения является стремление к отделению и образованию самостоятельного национального государства. Но в реальности до отделения дело доходит не всегда. Участники движения могут ограничиться требованием предоставления области, которую они рассматривают как свое отечество, большей или меньше степени автономии. И даже тогда, когда в программе движения значится требование отделения, его участники, столкнувшись с мощным сопротивлением центральной власти, могут пойти на компромисс, согласившись с автономным статусом данного региона.
Тесты по обществознанию на тему «Этнос» (11 кл)
Тесты на тему «Этнос»
16. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Объединение на основе кровнородственных связей и веры в общность происхождения.
Объединение на основе прочных связей исторического, экономического, культурного и территориально-политического характера.
Доклассовое общество представлено такими формами общности людей как род и племя.
Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии.
Племя — объединение нескольких родов.
Народность — исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, следует за племенем и предшествует нации.
Нации появляются в период развития капиталистических отношений.
Нация — исторически сложившаяся общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания.
1. единство территории
3. общность исторической судьбы
5. общее самосознание-знание истории своего народа, бережное отношение к нац. традициям, чувство нац. достоинства
6. устойчивая государственность
7. единство экономических связей
8. развитая соц. структура
19. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Этнос, или этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая социальная группировка людей. Виды этнических общностей: род, племя, народность, нация.
43. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
50. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этнические общности». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
55. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этническая общность». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны
Этническая общность — совокупность людей, обладающая общностью территории, особенностями культуры, языка, психического склада, исторической памятью, осознающая свое единства и отличие от других подобных образований.
Виды этнических общностей — род, племя, народность, нация.
Выпадают каста (социальная группа, членство в которой зависит от рождения) и государство (форма организации политической власти в обществе).
57. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «этнос». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) первичная группа
2) историческая память
69. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
117. Выберите верные суждения об этнических группах и межнациональных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе — компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства.
2) Этническими общностями являются племена, народности, нации.
3) Одним из способов гармонизации межнациональных отношений является развитие культурных связей между народами.
4) Все этнические общности обязательно имеют свою государственность.
5) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе — обеспечение прав и свобод всех граждан независимо от их национальной принадлежности.
отношения между различными государствами
отношения между различными национальностями в пределах одной страны
Формы межнациональных отношений:
— этническое смешивание ( межнац. браки
— этническое поглощение-ассимиляция полное растворение одного народа в другом (ВПН, освоение Северной Америки)
Основные направления в развитии межнациональных отношений:
интеграция- стремление к взаимодействию, расширению связей, восприятию всего лучшего ( ЕС)
Межнациональный конфликт-крайняя форма противоречия между соперничающими национальными формированиями, созданными для защиты национальных интересов.
Причины межнациональных конфликтов:
136. Международная организация проводила в странах Y и Z опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы избежать межнациональных конфликтов?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Большинство опрошенных в каждой из стран считают необходимым отказаться от насилия и принуждения.
2) Доля тех, кто считает, что для избежания межнациональных конфликтов необходимо научиться понимать друг друга, среди жителей страны Z меньше, чем среди жителей страны Y.
3) Большинство опрошенных в стране Z считают, что для избежания межнациональных конфликтов прежде всего необходимо уважать права и свободы.
4) Среди жителей страны Z мнение о необходимости отказаться от насилия и принуждения более популярно, чем мнение о необходимости научиться понимать друг друга.
5) Тех, кто демонстрирует отсутствие интереса к данной проблеме, в стране Z меньше, чем в стране Y.
454. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «национальная политика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о национальной политике.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
2) два предложения с информацией о национальной политике, опирающейся на знания курса, например:
— основой принципом национальной политики России является равноправие народов, населяющих ее;
— национальная политика в ряде государств может принимать характер национального террора (погромы, этнические чистки, геноцид)
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о национальной политике.
472. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них.
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии межнациональных отношений:
1) интеграция: экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, образование Совета Европы);
2) стремление ряда народов сохранить или обрести национальную самостоятельность (например, стремление народа Косово к независимости);
3) противостояние экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав (движение антиглобалистов).
477. Назовите три признака, определяющие этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером.
В правильном ответе могут быть указаны следующие признаки и примеры:
— общей территории (Русские в своем большинстве проживают в РФ.),
— общность языка (В каждом государстве есть. государственный язык. это,как правило,- язык доминирующего этноса),
обобщенность культуры. (В США большинство жителей отмечают День благодарения)
Могут быть приведены и иные признаки и примеры, не искажающие смысла.
498. Сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Испании выступают за создание собственных государств, и межнациональный конфликт в этих странах вылился в многолетнее кровавое вооруженное противостояние. Что явилось причиной межнациональных конфликтов в этих странах? Назовите любые две иные причины межнациональных конфликтов.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) указание на то, что причиной межнациональных конфликтов в названных странах стало стремление отдельных народов к политической независимости;
2) другие причины, например:
— требование культурной автономии;
— борьба за подлинное равноправие.
Могут быть указаны иные причины.
499. К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) указание на то, что приведенный пример отражает тенденцию сближения наций, межнациональной интеграции;
2) другие примеры проявления данной тенденции, допустим:
— примеры экономических и политических союзов: Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский Союз (ЕС), организация Североатлантического договора (НАТО) и др.;
— примеры международных культурных центров: (Центр международного образования, Центр латиноамериканской культуры и др.).
506. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1) Современные нации — высшая форма этнической общности.
2) Источники национальной общности:
а) историческая память;
б) национальное самосознание;
в) национальные интересы.
3) Межнациональные отношения в современном мире:
а) интеграция и сближение народов (Европейский союз; США; Канада и т.п.);
б) межнациональные конфликты и пути их преодоления;
в) толерантность, гуманизм, культура межнациональных отношений как средства преодоления национальных конфликтов;
г) национальная политика Российской Федерации (Конституция РФ; «Концепция национальной политики РФ»).
1) Этнические группы в структуре общества. / Нации – особая разновидности этнической группы.
а) наличие территории проживания;
б) общность языка, традиций, обычаев;
в) общность исторического и социокультурного опыта;
г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.
3) Разновидности этнических групп:
4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:
а) межнациональная интеграция;
б) межнациональная дифференциация.
5) Демократические принципы межнациональных отношений:
а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;
б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;
в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;
г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;
д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.
6) Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.