Автор утверждает что гендер создается социализацией конкретизируйте этот вывод опираясь на материалы
Предлагаемые КИМы помогут учащимся не только обобщить и систематизировать полученные знания, но и приобрести практические навыки выполнения заданий
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
набор характеристик, которые культура приписывает разным полам.
совокупность социальных норм, определяющих, какие виды поведения считаются допустимыми, подходящими или желательными для человека в зависимости от его гендерной принадлежности, то есть принадлежности к женщинам, мужчинам.
2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
1) Гендерный внутриличностный конфликт, 2) ролевой конфликт работающей женщины, 3) конфликт боязни успеха, 4) экзистенциально-гендерный конфликт.
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к традиционным гендерным стереотипам о женщинах.
1) доброта; 2) красота; 3) робость; 4) слабость; 5) застенчивая;
. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
4. Выберите верные суждения о гендере и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Понятие «гендер» не связано с осознанием человеком себя как представителя данного пола, ощущением своего мужского или женского тела, оно существует исключительно в социальном контексте. 2) Значительную роль в обретении человеком гендерного статуса играет процесс обучения, в ходе которого происходит принятие роли, овладение поведенческими действиями.
5. В ходе социологического опроса работающих и неработающих совершеннолетних граждан страны Z им задавали вопрос: «Как, на Ваш взгляд,
должны распределяться домашние обязанности между мужем и женой, если оба
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
набор характеристик, которые культура приписывает разным полам.
это распространённые в обществе представления об особенностях и поведении представителей разных гендеров, в первую очередь мужчин и женщин.
2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
1) насилия и дискриминации по отношению к женщинам 2) гендерное неравенство. 3) мужчины агрессивны и активны, 4) женщины обязаны подчиняться мужчине и быть пассивными.
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к традиционным гендерным стереотипам о мужчинах.
1) Сила; 2) смелость; 3) робость; 4) логичность; 5) рациональность;
6) независимость. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
4. Выберите верные суждения о гендере и запишите цифры, под которыми они указаны.
5. В ходе социологического опроса мужчин и женщин страны Z им задавали вопросы: «Вы лично выполняете какую-либо работу по дому? Если да, то сколько времени это у Вас занимает?».
Полученные результаты представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Пятая доля отвечавших мужчин не выполняет работу по дому. 2) Среди мужчин доля тех, у кого работа по дому занимает мало времени, больше доли тех, у кого работа по дому занимает много времени. 3) Наибольшая доля опрошенных женщин ответили, что работа по дому занимает много времени.
4) Равные доли опрошенных женщин отметили, что не выполняют работу по дому и что работа по дому занимает мало времени. 5) Доля тех, кто затруднился ответить, среди мужчин выше, чем среди женщин.
6. Прочитайте приведенный текст, вставьте пропущенные слова.
«Наличие существенных психологических … (А) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число …(Б), недостаточны и часто противоречивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные … (В), представляющие мужчин активными, агрессивными и эффективно действующими, а женщин – пассивными, зависимыми и эмоциональными. Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им … (Г) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный …(Д) и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей. На деле же полоролевое разделение …(Е) потеряло былую жесткость, количество исключительно мужских и исключительно женских занятий резко уменьшилось, а взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными. Совместное обучение и общая трудовая деятельность мужчин и женщин в известной мере нивелирует также традиционные различия в их нормах поведения и психологии».
Список терминов: 1) исследование 2) различие 3) труд 4) общение 5) учение 6) стереотип 7) роль 8) статус 9) групп
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Вопросы по обществознанию 11 класс учебник Боголюбов Параграф 16
Зачем понадобилось понятие «гендер»? Готовы ли мужчины осваивать новые социальные роли?
Вопросы и задания к документу
1. Почему вопросы, связанные с особенностями пола человека, входят сегодня в число наиболее обсуждаемых?
2. Чем автор объясняет тот факт, что мужчины кажутся более подходящими для руководящих ролей?
3. Какое явление скрывается за понятием «стеклянный потолок»?
1. Что такое гендерный стереотип? Приведите примеры таких стереотипов.
2. Как менялись гендерные стереотипы с развитием общества?
3. Каковы основные гендерные роли мужчин и женщин в современном обществе?
4. Что оказывает влияние на гендерную социализацию?
1. Психологи провели такой эксперимент. Жителей одной местности попросили нарисовать её карту. Как правило, более важные для рисующего объекты получаются на карте крупнее, а менее значимые иногда просто отсутствуют. На картах мужчин чаще всего изображались дороги, спортивные объекты, кафе. На картах женщин — магазины, детские сады, больницы. Что эти данные могут сказать о приоритетах, особенностях занятий и образе жизни мужчин и женщин?
2. Отношения между мужчинами характеризуются большей конкурентностью, конфликтностью, чем отношения между женщинами. Мужская установка на соревнование, по мнению некоторых исследователей, является одним из источников войн, причиной появления горячих точек на планете. Можно ли согласиться с этой точкой зрения? Аргументируйте свой вывод.
3. В странах Азии необразованные женщины составляют почти половину от общего числа женщин, а на долю необразованных мужчин приходится примерно треть мужского населения. При этом зарплаты женщин составляют около 60% от зарплат мужчин. Прокомментируйте эти факты.
4. Обратитесь к своему социальному опыту. Что сильнее всего повлияло на вашу гендерную социализацию: родительский пример, специальные воспитательные приёмы, прочитанные книги и просмотренные фильмы, общение с друзьями, наставления педагогов? Расположите указанные факторы в порядке значимости.
5. В избирательной кампании по выборам губернатора был выдвинут лозунг «Губернатор — мужская работа». Какое социальное явление иллюстрирует эта позиция? Разделяете ли вы эту позицию? Поясните свою точку зрения.
6. Взгляните с позиций своего пола на существующие в нашем обществе гендерные представления. Что вам представляется в них положительным, а что, на ваш взгляд, требует корректировки?
Автор утверждает что гендер создается социализацией конкретизируйте этот вывод опираясь на материалы
Подробное решение Параграф § 17 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014
Вопрос 1. Зачем понадобилось понятие «гендер»? Готовы ли мужчины осваивать новые социальные роли?
Гендер — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.
В общественных науках и особенно в феминизме «гендер» приобрёл более узкое значение, обозначая «социальный пол», то есть социально определяемые роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Центральное место в гендерных исследованиях занимает проблема социального неравенства мужчин и женщин.
В связи с общественным прогрессом, мужчины вынуждены осваивать новые социальные роли.
Вопросы и задания к документу
Вопрос 1. Почему вопросы, связанные с особенностями пола человека, входят сегодня в число наиболее обсуждаемых?
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.
Вопрос 2. Чем автор объясняет тот факт, что мужчины кажутся более подходящими для руководящих ролей?
Большинство самых престижных профессий в нашем обществе буквально оккупированы мужчинами. Женщины гораздо реже занимают должности, предлагающие контроль над ресурсами и определение того, какие цели фирма будет преследовать и каким способом. Это происходит отчасти потому, что мужские гендерные стереотипы включают в себя больше качеств, которые считаются необходимыми для завоевания и удержания власти. Поэтому мужчины кажутся более подходящими для руководящих ролей.
Вопрос 3. Какое явление скрывается за понятием «стеклянный потолок»?
Стеклянный потолок — феминистский термин, введенный в начале 1980-х годов для описания невидимого и формально никак не обозначенного барьера («потолка» в карьере), ограничивающего продвижение женщин по служебной лестнице по причинам, не связанным с их профессиональными качествами. Впоследствии термин был расширен и на другие социальные группы и меньшинства.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Вопрос 1. Что такое гендерный стереотип? Приведите примеры таких стереотипов.
В разные исторические эпохи в обществе существовали определённые представления о месте, отведённом мужчине и женщине в социальной иерархии; о том, какими занятиями и видами деятельности должны преимущественно заниматься представители разных полов; как подобает им вести себя в типичных ситуациях; в чём проявляется женственность, а в чём — мужественность; каковы должны быть различия в воспитании мальчиков и девочек.
Такие представления получили название гендерных стереотипов. Сам термин «стереотип» означает устоявшееся и закрепившееся отношение к явлениям, событиям. Стереотип упрощает реальность, он не формируется самой личностью, а воспринимается ею под влиянием общения с другими, воздействия средств массовой информации и т. д.
Гендерные стереотипы — это разделяемые большинством представления о различиях личностных качеств мужчин и женщин, об особенностях их поведения и выполняемых социальных ролях.
Такие представления на протяжении долгого времени были довольно близки у разных народов и устойчивы во времени. Многие из них существуют и сегодня. Так, зависимое от мужчины положение женщины рассматривалось в течение многих веков как вполне справедливое и отвечающее природе полов. Женщины являлись хранительницами очага, воспитательницами малолетних детей. Участие во власти, управлении виделось исключительно мужским делом.
Вопрос 2. Как менялись тендерные стереотипы с развитием общества?
Изменения в гендерных представлениях происходили медленно. Например, в средневековой Европе от женщин ожидали прежде всего верности и послушания мужу. И только в XIX в. возникло представление о материнстве как главном предназначении женщины.
В этот же период всё большее число женщин начинают активно участвовать в общественном производстве. Разворачивается процесс эмансипации женщин и демократизации в отношении полов. Одной из центральных задач становится поиск баланса между материнством и работой.
Современное демократическое общество преодолело многие гендерные стереотипы прошлого. Женщина в бизнесе, политике уже не диковина, а весьма распространённое явление.
В то же время гендерные стереотипы сохраняют свою устойчивость. И сегодня многие разделяют такие установки, как «принятие решений — мужское дело», «удел женщины — дом и семья». Прочно закрепились в массовом сознании представления о женственности и мужественности. Как и столетия назад, женственность ассоциируется с добротой, заботой, мягкостью, нежностью, отзывчивостью к чужим переживаниям, стремлением к общению, повышенным вниманием к внешности. Выражениями мужественности служат стремление доминировать, предприимчивость, рациональность, скупость в проявлении эмоций, соревновательность, стремление к успеху в своём деле.
Вопрос 3. Каковы основные тендерные роли мужчин и женщин в современном обществе?
Понятие «гендерный стереотип» связано с другим понятием — гендерная роль. Вы знаете, что роль предусматривает реализацию определённого поведения в различных ситуациях. Общество ожидает, что мужчина и женщина будут носить определённую одежду, выполнять свои функции в семье, предпочитать соответствующий полу тип досуга. Выход за пределы тендерной роли, если напрямую и не осуждается обществом, всё-таки выглядит в глазах многих странным, выбивающимся из сложившегося порядка людей.
Нередко возникает состояние, которое социологи называют гендерным конфликтом. Основная причина такого конфликта лежит в области столкновения целей и интересов людей из-за разного понимания тендерных ценностей. Проявляться такие конфликты могут в семье, на работе, в общественных местах. Так, между мужем и женой возможны напряжённые отношения, вызванные стремлением каждой стороны к лидерству в семье или несправедливым, на взгляд одной из сторон, распределением домашних обязанностей. Всё большие масштабы приобретает конкуренция между мужчинами и женщинами из-за престижных рабочих мест.
В целом современное общество создаёт большие возможности для расширения социальных ролей женщин. Выше отмечалось, что сегодня женщина, занимающая пост главы государства или руководителя крупной финансовой структуры, уже не вызывает удивления. Женщины служат в армии, осваивают такие виды спорта, которыми раньше занимались только мужчины, например тяжёлую атлетику.
В то же время большинство женщин понимают, что любые профессиональные достижения не должны становиться препятствием на пути к полноценному выполнению ролей матери и жены.
Сейчас на планете мужчин немного больше, чем женщин. Однако почти в половине стран (в том числе в европейских государствах) численно преобладают женщины.
Во многих регионах мира женщины более образованны, чем мужчины.
В демократических странах законодательно закреплено равноправие мужчин и женщин. В нашей Конституции говорится, что государство гарантирует равенство прав и свобод гражданина независимо от пола.
Существует и международная защита женщин. Полвека назад была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Документ, в частности, предусматривает включение принципа равноправия в конституции и другие законодательные акты; обеспечение равных для мужчин и женщин возможностей пользования экономическими, социальными, культурными, гражданскими, политическими правами.
Однако движение в направлении более активного участия женщин в том, что принято называть публичной жизнью (политика, общественные организации, бизнес, наука), началось во всём мире. В нашей стране в женских руках руководство одной из палат парламента. У нас немало женщин судей и прокуроров, профессоров, журналистов, финансистов. Всё активнее проявляют себя женщины в бизнесе, в организации производства.
Но гендерные изменения затрагивают не только публичную сферу. Происходят они и в частной, прежде всего семейной, жизни, в ценностных ориентациях людей. Тендерное распределение ролей утрачивает свою жёсткую закреплённость за полом. Трудовая деятельность и семейные отношения постепенно становятся одинаково значимыми для мужчин и женщин.
Всё больше мужчин готовы вносить значительный вклад в семейные дела, воспитание детей. Появился даже термин «ответственное отцовство». Правда, таким мужчинам приходится преодолевать господствующий в обществе стереотип «настоящего мужчины», который отводит этим ценностям второстепенное место.
Вопрос 4. Что оказывает влияние на гендерную социализацию?
Гендерные роли осваиваются постепенно и под влиянием многих факторов.
Воспитание в раннем детстве. Практически во всех культурах с детьми разного пола обращаются неодинаково. Уже из роддома мальчика забирают в голубом одеяле, а девочку — в розовом. Игрушечный мир детей тоже довольно быстро дифференцируется. Куклы, игрушечная посуда, мебель приобретаются для девочек; игрушечные машинки, поезда, автоматы и пистолеты покупаются для мальчиков. Психологи обратили внимание и на то, что мальчиков за проступки наказывают строже, чем девочек. Матери больше озабочены внешностью девочек, чем мальчиков. В результате девочки уже в раннем возрасте получают представление о том, что внешние данные, одежда играют в жизни очень существенную роль.
Дети в семье наблюдают за поведением взрослых, за тем, как распределяются обязанности между отцом и матерью, старшими братьями и сёстрами.
Влияние школы. Школа закрепляет уже сложившиеся у ребёнка тендерные представления. В ряде стран существует раздельное обучение мальчиков и девочек. Но и там, где такого разделения нет, существуют некоторые различия в программах для учеников разного пола, хотя бы на уроках труда и физкультуры.
Учителя, подчас сами того не замечая, по-разному относятся к поведению и учебным достижениям мальчиков и девочек. От девочек ждут прилежания, аккуратности, успехов в гуманитарных предметах. Что же касается мальчиков, то предполагается, что они будут более изобретательны, способны решать сложные задачи, и вместе с тем в них видят потенциальных нарушителей дисциплины.
Воздействие массовой культуры. Мужчина чаще всего предстаёт активным, предприимчивым; вот он работает на компьютере, мчится на новом автомобиле по дорогам и бездорожью.
Рекламные образы женщин подразделяются на два вида. Первый — это молодые красивые девушки, тщательно ухаживающие за волосами, подбирающие нужный тон помады или оттенок теней, наслаждающиеся неземным вкусом конфет, отдающие досуг приобретению новых вещей. Второй — добропорядочные матери, хозяйки, самозабвенно чистящие кафель, борющиеся с неприятными запахами, готовящие вкусные блюда.
В каждом из этих случаев не только передаётся информация о рекламируемом товаре, но и вторым планом закрепляются представления о том, какими должны быть современные мужчины и женщины, чем они должны заниматься, каковы должны быть отношения между мужем и женой. Так называемые женские журналы учат женщину быть привлекательной, уметь доставлять удовольствие мужчинам, хорошо вести домашнее хозяйство.
ЗАДАНИЯ
Вопрос 1. Психологи провели, такой эксперимент. Жителей одной местности попросили нарисовать её карту. Как правило, более важные для рисующего объекты получаются на карте крупнее, а менее значимые иногда просто отсутствуют. На картах мужчин чаще всего изображались дороги, спортивные объекты, кафе. На картах женщин — магазины, детские сады, больницы. Что эти данные могут сказать о приоритетах, особенностях занятий и образе жизни мужчин и женщин?
Если рассматривать данную местность в целом, то люди, проживающих в ней, правильно расставляют приоритеты в своей жизни, т.к. издавна повелось, что женщины – хранительницы семейного очага, забота о детях, а мужчины – сила, добытчики. Если брать в отдельности мужчин, то по их карте можно сказать, что главными вещами для них являются саморазвитие в физическом плане, передвижение по данной местности, а, следовательно, и машины, и отдых в небольших местных заведениях, что является для них расслаблением после тяжелого и насыщенного дня. Касательно женщин, главным для них являются, соответственно, дети, какие-то вещи, которые они приобретают в магазинах и забота об окружающих людях, чаще всего о своей семье.
Вопрос 2. В странах Азии необразованные женщины составляют почти половину от общего числа женщин, а на долю необразованных мужчин приходится примерно треть мужского населения. При этом зарплаты женщин составляют около 60% от зарплат мужчин. Прокомментируйте эти факты.
В Азии, женщина занимает более высокое положение, чем мужчина.
Вопрос 3. Обратитесь к своему социальному опыту. Что сильнее всего повлияло на вашу тендерную социализацию: родительский пример, специальные воспитательные приёмы, прочитанные книги и просмотренные фильмы, общение с друзьями, наставления педагогов? Расположите указанные факторы в порядке значимости.
• прочитанные книги и просмотренные фильмы,
• общение с друзьями,
• специальные воспитательные приёмы.
Вопрос 4. В избирательной кампании по выборам губернатора был выдвинут лозунг «Губернатор — мужская работа». Какое социальное явление иллюстрирует эта позиция? Разделяете ли вы эту позицию? Поясните свою точку зрения.
Тут хорошо виден патриархат, то есть форма социальной организации, при которой правят мужчины.
Я не разделяю эту точку зрения, в демократическом государстве не должны ущемляться права какого-либо из полов, т. к. в таком случае не гарантируется равноправие и вся демократия рушится.
Гендерная социализация: понятие и сущность
Говоря о гендерной социализации нам необходимо раскрыть понятие «гендер».
В настоящее время общепризнанным считается следующие определения термина «гендер».
Впервые различие понятий «пол» и «гендер» было обозначено психологом Р. Столлером в 1968 году. Позже (1972 год) эту идею поддержали феминистские антропологи. Изучая различные общества, они обнаружили значительную разницу в понимании мужских и женских ролей, позиций, черт характера, короче, в понимании того, что есть мужчина и женщина в том или ином обществе. Впервые на это обратила внимание в середине века М. Мид. В 1972 году появляется ставшая довольно быстро знаменитой книга «Женщина, культура и общество», вышедшая под редакцией М. Розальдо и Л. Ламфере. Статья Ш. Ортнер «Соотносится ли женское с мужским так же, как природное с культурным?» в последующем вызвала бурные дискуссии. В этой работе отмечается тот универсальный факт, что репродуктивная роль женщин не учитывается при определении ее социального статуса в обществе и что женщины вытеснены из сферы социального в сферу приватного, потому что они ассоциируются с природным, а не социальным.
Проблема пола возникает вместе с человеком и по-разному прослеживается во всех культурах разных эпох.
Так, в архаических обществах с допроизводящей экономикой, особенно с охотнически-собирательским укладом, рождение девочки приветствовалось в меньшей степени, чем в землевладельческих культурах, где уже появляется моногамная семья и женский труд (воспроизводство рода, выхаживание, воспитание и т. п.) получает более высокую оценку. В истории разных культур известны также случаи, когда детей определенного пола просто умерщвляли при рождении. Например, в Японии в селах вплоть до начала 20 века сохранялась традиция умерщвления новорожденных мальчиков, так как их нельзя было в отличие от девочек выгодно продать в город или выдать замуж. Бедуины и эскимосы наоборот, избавлялись от девочек, так как считали, что мужчин должно быть больше. Причем материнский инстинкт в этих и многочисленных подобных случаях грубо подавлялся групповым интересом и мифологическими представлениями.
Уже с момента своего рождения человек становится объектом системы: в традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом. Проведенные исследования показывают, что новорожденных мальчиков больше кормят, зато с девочками больше разговаривают. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средств массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных механизмов, (например, стереотипы в СМИ, традиции, обычаи, право и т.д.).
Таким образом, представления о типично мужском и типично женском меняются даже в истории одного и того же общества.
Воронина, современный исследователь в области гендерологии выделяет три основных теории гендера: 1) теория социального конструирования гендера; 2) гендер как стратификационная категория; 3) гендер как культурная метафора. И одну «ложную» теорию гендера, где гендер рассматривается как социально-демографическая категория. Под «ложной» гендерной теорией понимается проведение под видом ген-дерных исследований положения женщин и детей или использование этого понятия как традиционной социодемографической категории. Каждую из этих теорий О. Воронина характеризует следующим образом:
Гендер как стратификационная категория, есть структура или процесс, в ряду других стратификационных категорий, таких как класс, раса, возраст и т. д.
Гендер как культурная метафора. Метафора пола выполняет роль культурного символа и, следовательно, выступает как культурно-формирующий фактор.
Наиболее значимой с позиции проводимого исследования представляется формирование теории гендерной социализации, сконструированной из основ теории социального конструирования гендера и теории гендера как культурной метафоры. Хотя эти теории нельзя сравнивать.
Теория гендерной социализации отличается от теории конструирования гендера. Первое отличие заключается в том, что личность представляется как относительно пассивная сущность, которая воспринимает, усваивает культурную данность, но не создает ее сама. Идея конструирования, напротив, подчеркивает деятельностный характер усвоения опыта. Субъект создает гендерные правила и гендерные отношения, а не только усваивает и воспроизводит их, то есть с одной стороны, гендерные отношения являются объективными, потому что индивид их воспринимает как данность, но с другой стороны, они являются и субъективными как социально конструируемые каждодневно, ежеминутно, здесь и сейчас.
Второе отличие теории социализации от теории социального конструирования заключается в том, что гендерное отношение понимается как отношение неравенства, где доминирующие позиции занимают мужчины.
Сторонники данной теории Э. Гофман, К. Уэст, Д. Зиммерман под ген-дером понимают «организованную модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, конструируемую основными институтами общества».
Итак, гендер строится на уровне сознания индивида (т.е. гендерной идентификации), принятии сформированных обществом систем гендерных ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т.д.). Гендер конструируется в процессе социализации человека.
Конструирование гендера в процессе социализации осуществляется основными институтами социализации через трансляцию сформировавшихся в культуре представлений о том, как следует вести себя мальчику и девочке, юноше и девушке, какими личностными качествами должны обладать мужчины и женщины.
Немаловажную роль играют семья, ближайшие окружение, средства массовой информации.
По мнению О.А. Ворониной «делать гендер»- означает «создавать такие различия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, которые не являются естественными, личностными или биологическими. Гендерная принадлежность индивида проявляется в том, что человек делает и делает постоянно в процессе взаимодействия с другими людьми».
Иначе говоря, гендер конструируется через определенную систему социализации труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. С. Лобер, С. Фаррел указывают, что «гендер предполагает четыре группы характеристик: биологический пол; поло-ролевые (гендерные) стереотипы; поло-ролевые нормы; поло-ролевую идентичность».
Под биологическим полом подразумевается биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. В то время как само понятие «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми. В гендерных исследованиях выделяется ряд терминов, которые непосредственно указывают на социокультурные аспекты в различии мужского и женского.
В подростковом возрасте гормональные сдвиги вызывают изменения в строении тела и новые переживания, связанные с гендерной идентичностью и гендерными ролями. Неравномерность физического, гормонального и психосоциального развития побуждает подростка заново осмысливать и оценивать свою гендерную идентичность во всех ее соматических, психических и поведенческих проявлениях. В подростковом возрасте конкретизируются и закрепляются представления о содержании и исполнений гендерных ролей.
Гендерная социализация начинается буквально с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол младенца, начинают обучать его гендерной роли. И длится всю последующую жизнь.
Сегодня все большее число ученых считают, что основную роль в формировании социального, психологического пола и гендерной роли играют социальные ожидания общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и находят свое отражение в процессе воспитания. Причем пол психический, социальный, который усваивается прижизненно, играет большую роль, чем пол биологический.
Таким образом, восприятие мальчиками и девочками своего внутреннего мира порождает разное развитие «маскулинности» и «женственности». Н. Чодороу предполагает, что «конкретные особенности социальной структуры, подкрепленные культурными представлениями, ценностями и восприятиями, интериоризуются через посредство семьи и в результате ранних взаимоотношений с социальными объектами. Это в основном подсознательная схема задает контекст, на фоне которого и происходит ролевая подготовка и целенаправленная социализация».
Наборы содержащие обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются половыми или гендерными ролями.
Мы считаем, что освоение разнообразных половых ролей в процессе гендерной социализации и формирование соответствующей идентичности протекают гетерохронно. Половое созревание приводит к выделению в социальных моделях поведения подростка сексуального аспекта, акцентированию внимания на проявлениях мужской и женской сексуальности. Подросток оценивает свой меняющийся физический облик и психические особенности с точки зрения соответствия сексуальным стереотипам, что приводит к формированию психосексуальной идентичности. Таким образом, на данном этапе гендерной социализации происходит активное освоение именно сексуальной роли как наиболее значимой в этом возрасте из всего полоролевого репертуара. Возможно, правомерно говорить и о разных видах половой/гендерной социализации: профессиональной, семейной, сексуальной. Многоаспектность половой/гендерной социализации предполагает и наличие многих социальных институтов, оказывающих влияние на этот процесс через так называемых агентов социализации, состав которых на разных стадиях социализации различен, так же как различны степень их влияния и значимость.
Существует несколько теорий, описывающих процесс присвоения гендерной роли.
Идентификационная теория половой социализации является, по существу, теорией саморазвития, так как, по мнению психоаналитиков, опыт, который приобретают мальчики и девочки в семье, определяется их разными врожденными биологическими потребностями. Именно под влиянием этого опыта у детей очень рано формируются черты, типичные для того или иного пола. Появившись в дошкольном возрасте, эти черты закрепляются по мере взросления. Поэтому социализация как процесс не является главным фактором формирования психологического пола.
Традиционный психоанализ признает, что мужские и женские модели диаметрально противоположны по своим качествам. Для типично мужского поведения характерны: активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способность к творческой деятельности. Для типично женского поведения характерны: пассивность, нерешительность, зависимость, конформность, отсутствие логического мышления, отсутствие устремлений к достижениям, высокая эмоциональность. Фрейд считал, что личность тогда развивается гармонично и полноценно, когда она следует вышеописанным моделям.
На наш взгляд, психоаналитическая концепция слишком преувеличивает влияние родителей на процесс половой социализации и не учитывает роль других взрослых и детей. Представители этой теории утверждают, что ребенок подражает тому родителю, с которым он имеет больше сходства. Но возникает вопрос, каким образом маленький ребенок может узнать, с кем из родителей у него больше общего? В противоречие с основными положениями теории вступают данные исследований о возможности усвоения типичного для пола повеления через противоположную полу роль, т.е. не только через копирование, но и через противопоставление.
Колоссальное влияние на осмысление отношений между полами в социологической мысли имела концепция Т. Парсонса, сформировавшего положение о функциональности различия гендерных (половых) ролей в семье и обществе. Отметим, что в теории Парсонса понятие роли приобретает особое значение, поскольку роль в данном случае рассматривается в качестве связующего звена личности с определенной социальной структурой. И в этой структуре главной единицей является выполняемая личностью роль, а не сама личность.
Парсонсу представляется, что профессиональный труд замужней матери не несет отрицательных последствий для супружества только в том случае, если он является не «карьерой», а просто «занятостью» и не вносит существенного вклада в бюджет, т.е. лежит за пределами «соревнования с мужем» и не подрывает экономических основ его самоуважения.
Отметим, что эта теория Парсонса формировалась в кризисный период развития американского общества (годы, последовавшие за «великой депрессией»), поэтому внутренней задачей этой теории был поиск механизмов стабилизации общества и его институтов, семьи в том числе.
Эти положения впоследствии подвергались критике со стороны феминистских исследователей. Основные аргументы критиков заключались в следующем. Во-первых, данная модель носит нормативный характер. Образцы семейных отношений, характерных для представителей среднего класса западных индустриальных обществ, признаются единой для всех социальной нормой. Во-вторых, при таком описании игнорируются отношения власти и неравенства по признаку пола, при которых женщины, как правило, подчиняются мужчинам, являясь экономически и юридически зависимыми. В-третьих, поло-ролевой подход не может объяснить сопротивление сложившемуся гендерному порядку и его возможные изменения, несмотря на развитие новых тенденций организации индивидуальной и семейной жизни. В-четвертых, в данной модели проявляется принцип «натурализации» отношений между полами, т.е. мужские и женские роли обосновываются природными естественными различиями между полами.
Таким образом, теория пола объясняет становление пола у детей на основе существующих в культуре социальных стереотипов и говорит о том, что дети используют пол как принцип познания мира, потому что культура всеми способами настаивает на том, что пол является наиболее важной категорией в социальной жизни человечества.
Итак, и мужчины и женщины «создают гендер», в том числе и его сексуальный аспект, в течение всей жизни; но некоторые люди стараются сохранить свой «сексуальный гендерный конструкт» неизменным, прилагая для этого не меньше усилий, чем те, кто старается, наоборот, варьировать свое сексуальное поведение, осваивать новые модели и формы сексуальных отношений. Приверженность сексуальным стереотипам поведения либо нежелание следовать им во многом зависят от процесса усвоения гендерных стереотипов в детстве и в подростковом возрасте. Особенности влияния основных институтов социализации, благодаря которым сексуальные стереотипы усваиваются и воспроизводятся из поколения в поколение, практически не изучены. Родители оказывают огромное влияние на сексуальное воспитание детей. Анализ основных источников информации, влияющих на процесс ген-дерной социализации, проведенный И.К. Каширской, по специальной методике, среди старшеклассников показал, что в подростковом возрасте и на девочек, и на мальчиков наибольшее влияние оказывает мать. У мальчиков на втором и третьем местах оказались соответственно отец и школа, у девочек на втором месте оказались друзья. Возможно, эти различия обусловлены тем, что у девочек раньше, чем у мальчиков, складываются доверительные отношения со сверстницами, их дружба более эмоциональна, и в итоге их влияние друг на друга при обсуждении сексуальной тематики более значительно.
Существующие в обществе гендерные стереотипы (стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское») оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность.
Под гендерным стереотипом понимаются обусловленные культурной социализацией образы и представления о социальных ролях, психологических и поведенческих особенностях полов. Динамика гендерных стереотипов в любой культуре является наиболее ярким показателем глубоких внутренних изменений ценностно-смыслового ядра культуры, этнического сознания и самосознания ее представителей, так как сфера семейно-брачных отношений наиболее подвержена регуляции традиционным нормам культуры.
В исследованиях по гендерной проблематике под гендерными стереотипами понимают «сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины».
Мы в своей работе под гендерной социализацией понимем процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с социокультурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Ш. Берн полагает, что гендерная схема состоит из сценариев и планов действий, необходимых для реализации поведения, соответствующего гендеру.
Согласно этой теории усвоение и принятие установок, связанных с выполнением определенной гендерной роли, осуществляется в процессе первичной социализации. Данная теория содержит черты двух теорий усвоения половой роли: социального научения и когнитивного развития. В рамках теории гендерной схемы предполагается, что половая дифференциация и типизация являются результатом гендерно-схематизированной переработки информации, связанной с понятиями «мужское» и «женское». Источником гендерно-схематизированных представлений служат существующие в обществе полодифференцирующие практики. Ориентируясь на взрослых, ребенок научается выбирать из всех возможных определений Я только те, которые применимы к его полу. Разнообразные содержания концепции Я начинают организовываться строго определенным образом, и Я-концепция ребенка становится полотипизированной. Воспринимая новую информацию (включая и новое знание о себе), ребенок кодирует и организует эту информацию в соответствии с доминирующими культурными представлениями о женственности и мужественности и традиционными представлениями о мужских и женских ролях в обществе, т. е. в рамках заданной извне гендерной схемы. Таким образом, и самооценка ребенка, и выбираемые им варианты поведения в существенной мере определяются содержательным компонентом гендерной схемы.
Итак, мы видим, что изменяющиеся ожидания становятся главной темой обсуждения социальных ролей. Роли, предписанные представителям разного пола перестают рассматриваться как взаимодополняющие, делается акцент на их иерархию и отношения власти.
В целом гендерная социализация означает два вида взаимосвязанных процесса.
Во-первых, это усвоение индивидом социального опыта, психосоциальных установок и ценностных ориентации, определенных способов поведения и деятельности, присущих представителям того или другого пола.
Во-вторых, это процесс формирования полового самосознания, которое включает в себя:
— познание своего сходства и различий с представителями своего пола и отличие от представителей противоположного пола;
— самоутверждение своего полового «Я» в общении и деятельности. Критериями гендерно-социализированной личности выступает следующее.
1. Содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира человека, в отношении предназначении женщины и мужчины в обществе.
2. Адаптивность личности, ее нормотипическое поведение, образ жизни личности, согласно половой принадлежности.
3. Гендерная идентичность, как аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола.
Таким образом, гендерная социализация начинается буквально с момента рождения ребенка, а в трансляции детям полоролевых качеств чрезвычайно велика роль стереотипов, выработанных в обществе и культуре относительно мужчин и женщин, способствующих однозначному пониманию возможностей маскулинности и феминности.