Автор утверждает что некоторые социальные отношения являются существенно важными
Автор утверждает что некоторые социальные отношения являются существенно важными
Автор утверждает, что конфликты являются главнейшим из факторов становления личности человека. Приведите три аргумента, которые обосновывают данное утверждение.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни формирующегося человека, способы деятельности — игровой, спортивной, учебной, — трудовое и общественное поведение, гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования, тесно связанные со статусом личности, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются конфликтные ситуации и т. д. Все эти факторы имеют значение не только сами по себе как моменты становления личности субъекта, но и как силы, воздействующие на органическое развитие человека в определенные моменты его онтогенеза. В качестве детерминантов этого развития они играют роль стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания) или, наоборот, стрессоров и депрессоров (задерживающих, даже извращающих эти процессы), а в ряде случаев — катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических, на эти процессы)
Весьма важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онтогенетическую эволюцию является все возрастающая индивидуализация этой эволюции. Дело в том, что возрастная изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью. Значение индивидуально-типических особенностей человека увеличивается в средние и поздние фазы человеческой жизни. Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность). Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество — факторы, противостоящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития.
Б. Г. Ананьев. Человек как предмет познания
Назовите любые четыре фактора органического развития человека, выделенные автором.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
К факторам органического развития автор относит:
1) образ жизни формирующегося человека;
2) способы его деятельности — игровой, спортивной, учебной;
3) трудовое и общественное поведение;
4) гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования;
5) наличие или отсутствие стрессоров;
6) умственную деятельность;
7) социальную активность;
8) труд и творчество.
Как выделенные факторы развития, по мнению автора, могут влиять на человека? Укажите три возможные их роли. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «личность».
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
1. Ответ должен содержать указание на то, что выделенные факторы могут играть роль
1) стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания),
2) стрессоров и депрессоров (задерживающих; даже извращающих эти процессы),
3) катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических).
2. Раскрыт смысл понятие личность, например: личность — индивид как активный участник социальных отношений, обладающий совокупностью социально значимых качеств и ролевым набором.
Автор утверждает, что: «Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность)». Проиллюстрируйте конкретными примерами, как каждый из данных факторов влияет на развитие человека и его свойства. Всего укажите три фактора и три развернутых примера.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
Указаны факторы и конкретные примеры:
1) характерологические особенности. Например, Иван с детства обладал флегматичным темпераментом, спокойным характером, это во многом определило его интерес к шахматам, которые стали его увлечением на протяжении всей жизни.
2) специальные способности. Например, Семен от рождения обладал хорошим голосом, он стал заниматься вокалом, что помогло сделать ему карьеру певца.
3) индивидуальный уровень общей одаренности. Галина с детства была интеллектуально одаренным ребенком, она много времени посвящала дополнительным занятиям, в результате у нее выработалось высокая работоспособность, она стала очень ценным и уважаемым сотрудником крупной фирмы.
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «личность».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Личность — индивид как активный участник социальных отношений, обладающий совокупностью социально значимых качеств и ролевым набором.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В обоснования могут быть приведены следующие аргументы:
1) Частые конфликты (семейные, в школе) могут привести к формированию агрессивного поведения у подростка;
2) Конфликт, участником или свидетелем которого стал человек в раннем детстве, может сформировать у него фобии или комплексы, которые останутся у него на всю оставшуюся жизнь;
3) Благодаря участию в конфликтах человек учится отстаивать свою позицию, искать выходы из сложной ситуации, принимать ответственные решения.
В каких четырёх сферах возможно, по мнению автора, возникновение конфликта? В чём проявляется противоречивый характер конфликта?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Если исходить из большого числа социально-психологических исследований, направленных на поиски путей устранения конфликта из внутриличностной сферы, сферы межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений, то легко прийти к ошибочному выводу, что конфликт играет лишь негативную роль, выполняет лишь деструктивную функцию. В действительности, однако, социальный конфликт, будучи одним из наиболее ярких проявлений противоречия, сам внутренне противоречив, выполняя не только деструктивную, но и конструктивную функцию.
Проявления деструктивных функций конфликта крайне разнообразны. Внутриличностный конфликт, например, порождает состояние психологического дискомфорта, который влечёт, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплочённость и в итоге понижать эффективность функционирования группы в целом. Аналогичным образом деструктивные функции конфликта проявляются и в межгрупповых взаимоотношениях. Заметим, что деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его эволюции: этапе объективной конфликтной ситуации, этапе её осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения конфликта. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий.
Конструктивные воздействия конфликта также весьма многообразны. Так, общеизвестно, что внутриличностный конфликт не только способен оказывать негативное влияние на личность, но и часто служит мощным источником развития личности, её совершенствования. В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития. Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих её факторов и тем самым способствует её стабилизации. Общеизвестно также, что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.
В чём проявляется, по мнению автора, конструктивная роль конфликта в групповых и межгрупповых отношениях? Используя содержание текста, приведите четыре проявления. Опираясь на обществоведческие знания объясните смысл понятия «социальный конфликт».
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
1) В правильном ответе должны быть приведены следующие проявления:
— может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития;
— играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации;
— обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих её факторов и тем самым способствует её стабилизации;
— может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.
2) Объяснен смысл понятия, например: социальный конфликт — столкновение противоположных интересов, целей субъектов взаимодействия за обладание ограниченными ресурсами.
Проявления могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.
Приведите пример конфликтной ситуации в группе. На этом примере покажите деструктивное влияние конфликта на группу на каждом этапе эволюции конфликта (используя содержание текста, сначала назовите этап конфликта, а затем пример его влияния).
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) пример групповой конфликтной ситуации, допустим: в совете директоров акционерного общества возник конфликт между несколькими крупнейшими держателями акций; Может быть приведён другой уместный пример.
2) этапы эволюции конфликта и примеры, допустим:
— этап объективной конфликтной ситуации — разногласия при распределении прибыли компании;
— этап осознания сторонами конфликтной ситуации — ряд акционеров предлагали направить прибыль на модернизацию производства, ряд — на премии руководителям компании;
— этап конфликтного поведения — несколько крупнейших акционеров заявили о выходе из совета директоров;
— стадия разрешения конфликта — стороны пришли к компромиссу. Этапы эволюции конфликта могут быть показаны на других примерах.
Согласны ли вы с мыслью автора о том, что внутриличностный конфликт служит источником развития личности, её совершенствования? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование своего мнения.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) мнение выпускника: согласие или несогласие с мыслью автора;
в случае согласия с мыслью автора может быть указано, что
— внутриличностный конфликт связан с процессом самопознания, осмысления человеком своего места в мире, подведения некоторых жизненных итогов;
— внутриличностный конфликт способствует выстраиванию или корректировке человеком своих жизненных планов, смене социального окружения;
— выходом из внутриличностного конфликта может стать самосовершенствование человека, изменение им своей жизни,
в случае несогласия с мыслью автора может быть указано, что
— внутриличностный конфликт может привести человека к состоянию депрессии, преодолеть которую самостоятельно он не сможет;
— в состоянии внутриличностного конфликта человек не способен продуктивно трудиться, полноценно общаться с окружающими;
— состояние внутриличностного конфликта, попытки осознать его причины могут привести к снижению самооценки человека, уровня его притязаний. Могут быть приведены иные имеющие основания аргументы.
Используя обществоведческие знания объясните смысл понятия «социальный конфликт».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Социальный конфликт — столкновение противоположных интересов, целей субъектов взаимодействия за обладание ограниченными ресурсами.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— сфера межличностных отношений;
— сфера внутригрупповых отношений;
— сфера межгрупповых отношений;
2)объяснение противоречивого характера конфликта,
например: социальный конфликт играет не только деструктивную, но и конструктивную роль в развитии личности, группы, общества в целом. Объяснение может быть дано в иной, близкой по смыслу форме.
Правильно названы четыре сферы, дано объяснение.
В чём проявляется, по мнению автора, конструктивная роль конфликта в групповых и межгрупповых отношениях? Используя содержание текста, приведите четыре проявления. Опираясь на обществоведческие знания объясните смысл понятия «социальный конфликт».
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Если исходить из большого числа социально-психологических исследований, направленных на поиски путей устранения конфликта из внутриличностной сферы, сферы межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений, то легко прийти к ошибочному выводу, что конфликт играет лишь негативную роль, выполняет лишь деструктивную функцию. В действительности, однако, социальный конфликт, будучи одним из наиболее ярких проявлений противоречия, сам внутренне противоречив, выполняя не только деструктивную, но и конструктивную функцию.
Проявления деструктивных функций конфликта крайне разнообразны. Внутриличностный конфликт, например, порождает состояние психологического дискомфорта, который влечёт, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплочённость и в итоге понижать эффективность функционирования группы в целом. Аналогичным образом деструктивные функции конфликта проявляются и в межгрупповых взаимоотношениях. Заметим, что деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его эволюции: этапе объективной конфликтной ситуации, этапе её осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения конфликта. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий.
Конструктивные воздействия конфликта также весьма многообразны. Так, общеизвестно, что внутриличностный конфликт не только способен оказывать негативное влияние на личность, но и часто служит мощным источником развития личности, её совершенствования. В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития. Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих её факторов и тем самым способствует её стабилизации. Общеизвестно также, что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.
В каких четырёх сферах возможно, по мнению автора, возникновение конфликта? В чём проявляется противоречивый характер конфликта?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— сфера межличностных отношений;
— сфера внутригрупповых отношений;
— сфера межгрупповых отношений;
2)объяснение противоречивого характера конфликта,
например: социальный конфликт играет не только деструктивную, но и конструктивную роль в развитии личности, группы, общества в целом. Объяснение может быть дано в иной, близкой по смыслу форме.
Правильно названы четыре сферы, дано объяснение.
Приведите пример конфликтной ситуации в группе. На этом примере покажите деструктивное влияние конфликта на группу на каждом этапе эволюции конфликта (используя содержание текста, сначала назовите этап конфликта, а затем пример его влияния).
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) пример групповой конфликтной ситуации, допустим: в совете директоров акционерного общества возник конфликт между несколькими крупнейшими держателями акций; Может быть приведён другой уместный пример.
2) этапы эволюции конфликта и примеры, допустим:
— этап объективной конфликтной ситуации — разногласия при распределении прибыли компании;
— этап осознания сторонами конфликтной ситуации — ряд акционеров предлагали направить прибыль на модернизацию производства, ряд — на премии руководителям компании;
— этап конфликтного поведения — несколько крупнейших акционеров заявили о выходе из совета директоров;
— стадия разрешения конфликта — стороны пришли к компромиссу. Этапы эволюции конфликта могут быть показаны на других примерах.
Согласны ли вы с мыслью автора о том, что внутриличностный конфликт служит источником развития личности, её совершенствования? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование своего мнения.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) мнение выпускника: согласие или несогласие с мыслью автора;
в случае согласия с мыслью автора может быть указано, что
— внутриличностный конфликт связан с процессом самопознания, осмысления человеком своего места в мире, подведения некоторых жизненных итогов;
— внутриличностный конфликт способствует выстраиванию или корректировке человеком своих жизненных планов, смене социального окружения;
— выходом из внутриличностного конфликта может стать самосовершенствование человека, изменение им своей жизни,
в случае несогласия с мыслью автора может быть указано, что
— внутриличностный конфликт может привести человека к состоянию депрессии, преодолеть которую самостоятельно он не сможет;
— в состоянии внутриличностного конфликта человек не способен продуктивно трудиться, полноценно общаться с окружающими;
— состояние внутриличностного конфликта, попытки осознать его причины могут привести к снижению самооценки человека, уровня его притязаний. Могут быть приведены иные имеющие основания аргументы.
Используя обществоведческие знания объясните смысл понятия «социальный конфликт».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Социальный конфликт — столкновение противоположных интересов, целей субъектов взаимодействия за обладание ограниченными ресурсами.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
1) В правильном ответе должны быть приведены следующие проявления:
— может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития;
— играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации;
— обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих её факторов и тем самым способствует её стабилизации;
— может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.
2) Объяснен смысл понятия, например: социальный конфликт — столкновение противоположных интересов, целей субъектов взаимодействия за обладание ограниченными ресурсами.
Проявления могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.
Приведите пример конфликтной ситуации в группе. На этом примере покажите деструктивное влияние конфликта на группу на каждом этапе эволюции конфликта (используя содержание текста, сначала назовите этап конфликта, а затем пример его влияния).
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Если исходить из большого числа социально-психологических исследований, направленных на поиски путей устранения конфликта из внутриличностной сферы, сферы межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений, то легко прийти к ошибочному выводу, что конфликт играет лишь негативную роль, выполняет лишь деструктивную функцию. В действительности, однако, социальный конфликт, будучи одним из наиболее ярких проявлений противоречия, сам внутренне противоречив, выполняя не только деструктивную, но и конструктивную функцию.
Проявления деструктивных функций конфликта крайне разнообразны. Внутриличностный конфликт, например, порождает состояние психологического дискомфорта, который влечёт, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплочённость и в итоге понижать эффективность функционирования группы в целом. Аналогичным образом деструктивные функции конфликта проявляются и в межгрупповых взаимоотношениях. Заметим, что деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его эволюции: этапе объективной конфликтной ситуации, этапе её осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения конфликта. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий.
Конструктивные воздействия конфликта также весьма многообразны. Так, общеизвестно, что внутриличностный конфликт не только способен оказывать негативное влияние на личность, но и часто служит мощным источником развития личности, её совершенствования. В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития. Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих её факторов и тем самым способствует её стабилизации. Общеизвестно также, что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.
В каких четырёх сферах возможно, по мнению автора, возникновение конфликта? В чём проявляется противоречивый характер конфликта?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— сфера межличностных отношений;
— сфера внутригрупповых отношений;
— сфера межгрупповых отношений;
2)объяснение противоречивого характера конфликта,
например: социальный конфликт играет не только деструктивную, но и конструктивную роль в развитии личности, группы, общества в целом. Объяснение может быть дано в иной, близкой по смыслу форме.
Правильно названы четыре сферы, дано объяснение.
В чём проявляется, по мнению автора, конструктивная роль конфликта в групповых и межгрупповых отношениях? Используя содержание текста, приведите четыре проявления. Опираясь на обществоведческие знания объясните смысл понятия «социальный конфликт».
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
1) В правильном ответе должны быть приведены следующие проявления:
— может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития;
— играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации;
— обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих её факторов и тем самым способствует её стабилизации;
— может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.
2) Объяснен смысл понятия, например: социальный конфликт — столкновение противоположных интересов, целей субъектов взаимодействия за обладание ограниченными ресурсами.
Проявления могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.
Согласны ли вы с мыслью автора о том, что внутриличностный конфликт служит источником развития личности, её совершенствования? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование своего мнения.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) мнение выпускника: согласие или несогласие с мыслью автора;
в случае согласия с мыслью автора может быть указано, что
— внутриличностный конфликт связан с процессом самопознания, осмысления человеком своего места в мире, подведения некоторых жизненных итогов;
— внутриличностный конфликт способствует выстраиванию или корректировке человеком своих жизненных планов, смене социального окружения;
— выходом из внутриличностного конфликта может стать самосовершенствование человека, изменение им своей жизни,
в случае несогласия с мыслью автора может быть указано, что
— внутриличностный конфликт может привести человека к состоянию депрессии, преодолеть которую самостоятельно он не сможет;
— в состоянии внутриличностного конфликта человек не способен продуктивно трудиться, полноценно общаться с окружающими;
— состояние внутриличностного конфликта, попытки осознать его причины могут привести к снижению самооценки человека, уровня его притязаний. Могут быть приведены иные имеющие основания аргументы.
Используя обществоведческие знания объясните смысл понятия «социальный конфликт».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Социальный конфликт — столкновение противоположных интересов, целей субъектов взаимодействия за обладание ограниченными ресурсами.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) пример групповой конфликтной ситуации, допустим: в совете директоров акционерного общества возник конфликт между несколькими крупнейшими держателями акций; Может быть приведён другой уместный пример.
2) этапы эволюции конфликта и примеры, допустим:
— этап объективной конфликтной ситуации — разногласия при распределении прибыли компании;
— этап осознания сторонами конфликтной ситуации — ряд акционеров предлагали направить прибыль на модернизацию производства, ряд — на премии руководителям компании;
— этап конфликтного поведения — несколько крупнейших акционеров заявили о выходе из совета директоров;
— стадия разрешения конфликта — стороны пришли к компромиссу. Этапы эволюции конфликта могут быть показаны на других примерах.
Согласны ли вы с мыслью автора о том, что внутриличностный конфликт служит источником развития личности, её совершенствования? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование своего мнения.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Если исходить из большого числа социально-психологических исследований, направленных на поиски путей устранения конфликта из внутриличностной сферы, сферы межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений, то легко прийти к ошибочному выводу, что конфликт играет лишь негативную роль, выполняет лишь деструктивную функцию. В действительности, однако, социальный конфликт, будучи одним из наиболее ярких проявлений противоречия, сам внутренне противоречив, выполняя не только деструктивную, но и конструктивную функцию.
Проявления деструктивных функций конфликта крайне разнообразны. Внутриличностный конфликт, например, порождает состояние психологического дискомфорта, который влечёт, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплочённость и в итоге понижать эффективность функционирования группы в целом. Аналогичным образом деструктивные функции конфликта проявляются и в межгрупповых взаимоотношениях. Заметим, что деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его эволюции: этапе объективной конфликтной ситуации, этапе её осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения конфликта. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий.
Конструктивные воздействия конфликта также весьма многообразны. Так, общеизвестно, что внутриличностный конфликт не только способен оказывать негативное влияние на личность, но и часто служит мощным источником развития личности, её совершенствования. В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития. Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих её факторов и тем самым способствует её стабилизации. Общеизвестно также, что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.