Авторитарные личностно ориентированные и гуманно личностные технологии основаны на чем

Классификации Педагогических технологий.

þПо уровню применения:

Ø Частнометодические (предметные)

Ø Локальные (модульные)

þПо ориентации на личностные структуры

Ø Информационные (формирование ЗУН)

Ø Операционные (способы умственных действий)

Ø Эмоционально-нравственные (эстетические и нравственные отношения)

Ø Саморазвития (компонентов самоуправления)

Ø Эвристические (Творческие способности)

Ø Прикладные (практическая деятельность)

þПо позиции ребенка в образовательном процессе:

1) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

2) Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства..

3) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии нс только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими. Таким образом, Личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

3.1) Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они, отвергая принуждение, «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы.

3.2) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

3.3) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

þПо философской основе:

þПо ведущему фактору психического развития:

þПо научной концепции усвоения

Ø Ассоциативно – рефлекторные

Ø Бихевиорестические (Стимул-реакция)

Ø

Авторитарные личностно ориентированные и гуманно личностные технологии основаны на чем. image003. Авторитарные личностно ориентированные и гуманно личностные технологии основаны на чем фото. Авторитарные личностно ориентированные и гуманно личностные технологии основаны на чем-image003. картинка Авторитарные личностно ориентированные и гуманно личностные технологии основаны на чем. картинка image003

Интериоризации (Перевод внешней деятельности во внутренний план)

þПо принципу организации управления познавательной деятельностью учащихся (В.П. Беспалько):

Ø Разомкнутое (неконтролируемая деятельность)

Ø Рассеянное (фронтальный контроль)

Ø Направленное (индивидуальный контроль)

Ø Ручное (вербальный контроль)

Ø (лекция: разомкнутое, рассеянное, ручное )

þПо содержанию модернизации

а) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е. Н. Ильина, и др.

б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В. Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е. И. Пассова, и др.

в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В. В. Фирсов, Н. П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А. С. Границкая, И. Унт, В. Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С. Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И. Д. Первин, В. К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.

г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования» учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П. М. Эрдниева, технология «Диалог культур» В. С. Библера и С. Ю. Курганова, система «Экология и диалектика» Л. В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М. Б. Воловича, и др.

д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка: обучение по Л. Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори, и др.

е) Альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология свободного труда С: френе, технология вероятностного образования А. М. Лобка.

þ Весьма интересную классификацию педагогических технологий предложил профессор Ростовского государственного университета В. Т. Фоменко:

Традиционное обучение оценивается как малодеятельностное, излишне созерцательное, в противовес чему и используется эта технология.

Она предполагает несколько планов действий:

§ предметный план действий;

§ внешнеречевой план действий;

§ свернутый, или сокращенный план действий, т. е. «про себя».

Концептуальная основа предполагает:

Классическая дидактика ориентирована на обучение от известного к неизвестному: иди, так сказать, вперед, глядя назад. Новая дидактика, не отрицая пути движения от известного к неизвестному, в то же время обосновывает принцип перекрестной деятельности учителя, на линии которой располагаются опережающие задания, опережающие наблюдения и опережающие эксперименты как разновидности опережающих заданий, изложенных с элементами опережения. Перечисленное в совокупности называют опережением; оно способствует эффективной подготовке учащихся к восприятию нового материала, активизирует их познавательную деятельность, повышает мотивацию учения, выполняет другие педагогические функции. Опережающая технология имеет трехлинейную структуру урока. Урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал.

Одно из правил этой технологии гласит: излагай несколько точек зрения, подходов, теорий как истинные (в то время как истинной среди них является лишь одна точка зрения, теория, один подход).

Наблюдается слишком большой разрыв между академической и практической деятельностью, имитирующей реальную действительность и тем самым помогающей вписать учебный процесс в контекст реальной жизнедеятельности детей.

Диалогу, как известно, противостоит все еще имеющий широкое распространение учительский монолог. Ценность диалога в том, что вопрос учителя вызывает у учащихся не только и не столько ответ, сколько, в свою очередь, вопрос. Учитель и учащиеся выступают на равных. Смысл диалога, таким образом, в том, что субъект-субъектные отношения реализуются на уроке не только в знанмевой, но и в нравственно-этической сфере.

Технология, предполагающая построение учебного процесса на взаимной основе.

Это коллективные способы обучения, о которых подробно речь пойдет ниже.

Весь этот «веер» технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, потому что условия их применимости зависят от множества факторов; к тому же технологии между собой тесно взаимосвязаны.

Источник

Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области «Ростовская специальная школа – интернат №48»

« Технологии личностно-ориентированного образования»

Трофименко Иван Петрович

Технологии личностно-ориентированного образования

Принципиально важным моментом для понимания сущности педагогической технологии является определение позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

Сразу отметим неточность термина «личностно-ориентированное образование». Правильнее говорить «индивидуально-ориентированное образование», потому что все педагогические технологии являются личностно-ориентированными, так как задаются целью развития и совершенствования личности ребенка. Однако, следуя сложившейся традиции, впредь индивидуально-ориентированные технологии мы будем тоже называть личностно-ориентированными.

Личностно-ориентированные технологии характеризуются :

ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

технологии свободного воспитания;

Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Истоки развития личностно-ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина- Библера, где обоснованно ею идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. «Диалогические отношения это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение … Где начинается сознание, там начинается и диалог» (В. С. Библер).

Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.

Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности, и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Поддержка основывается на трех принципах деятельности Ш. Амонашвили:

-очеловечить среду, в которой он живет;

-прожить в ребенке свое детство.

Чтобы поддерживать ребенка, считал В. А. Сухомлинский, педагог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит; мудро относиться к поступкам детей; верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом; защищать ребенка; не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие, памятуя о том, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.

Технология поддержки ребенка

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе технические), корректируют содержание образования. Наиболее полно технологии индивидуальной поддержки разработаны в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии. К. Роджерс считает основной задачей педагога помощь ребенку в его личностном росте. Педагогика, по его мнению, сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье. К. Роджерс утверждает, что учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями:

на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним;

учитель должен помогать учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности;

учитель должен исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению;

учитель должен быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;

важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося;

учитель должен развивать в себе способность чувствовать национальный настрой группы и принимать его;

учитель должен быть активным участником группового взаимодействия;

он должен открыто выражать в классе свои чувства;

должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;

учитель должен хорошо знать самого себя и свои возможности.

Академик Российской академии образования Е. В. Бондаревская выделяет ряд существенных требований к технологии личностно-ориентированного образования:

-поддержка индивидуального развития ребенка,

-предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения.

По мнению Е. В. Бондаревской, учитель, в котором нуждается личностно-ориентированная школа, должен удовлетворять следующим требованиям:

-иметь ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;

-проявлять гуманную педагогическую позицию;

-заботиться об экологии детства, сохранении душевного и физического здоровья детей;

-уметь создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;

-уметь работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность;

-проявлять заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка.

Особую роль в индивидуальной поддержке учителя придают ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению статуса ученика, значимости его личных «вкладов» в решение общих задач.

Список использованной литературы:

Вентцель К. Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. — Изд. 4-е, вновь испр. и доп. — М. ; Пб. : Голос труда, 1923

Сухомлинский В А. Сердце отдаю детям. http://www.b17.ru/books

К.Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: «Прогресс», 1994

Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. — 560 с

Источник

IV. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса

Все школы, какие бы они ни были, делятся на две группы: те, в которых любят детей, и те, в которых не любят детей.

Один из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии, – это мера ее ориентации на ребенка, подход к ребенку. Либо технология исходит из могущества педагогики, среды, других факторов, либо она признает главным действующим лицом ребенка – личностно ориентирована.

Термин «подход» более точен и более понятен: он имеет деятельностный, практический смысл. Термин «ориентация» отражает преимущественно идейный аспект.

Признаками гуманно-личностной ориентации применительно к образовательным технологиям являются:

доминирование в работе учреждения целей личностного, интеллектуального, деятельностного и профессионального развития ребенка;

акцент на мотивацию его достижений и успехов, направленность на поддержку индивидуального развития;

акцент на самопроектирование и самоуправление;

партнерское взаимодействие участников образовательного процесса;

диалог как форма и средство обмена информацией, личностными оценками и ценностями;

предоставление учащимся свободывыбора и личная ответственность за принятые решения всех участников образовательного процесса;

эмоциональная сопричастность и проживание образовательных ситуаций и событий.

Достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью образования в отличие от целей формализованной передачи учащемуся знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Своеобразие парадигмы личностно-ориентированного образования заключается в ориентации наимманентные свойства личности, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями, в претворении идеи субъект-субъектных отношений учителя и ученика в педагогическую технологию.

Такая ориентация достигается с помощью:

обращения к субъектному опыту ребенка, соединения его с обучением, согласования со всеми субъектами воспитания;

учета психологических закономерностей;

применения гибкой системы активного стимулирования учащихся к образовательной деятельности;

структурирования, дидактического преобразования материала учебника.

Личностно ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе компьютер), перестраивают содержание образования.

Личностно ориентиро­ванный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систе­му взаимосвязанных понятий, идей и спо­собов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительст­ва и самореализации личности ребенка, раз­витие его неповторимой индивидуальности (Е.Н. Степанов).

Содержание и методы образования представляют собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Если эта среда обращена к человеку, и ей свойственна гуманистическая направленность, то личностная ориентация педагогического процесса становится гуманно-личностной.

Гуманистическая направленность образования выражается следующими идеями:

современное образование исходит из общечеловеческих ценностей и основано на их согласовании с конкретными ценностями разных социокультурных сообществ;

Авторитарные личностно ориентированные и гуманно личностные технологии основаны на чем. h. Авторитарные личностно ориентированные и гуманно личностные технологии основаны на чем фото. Авторитарные личностно ориентированные и гуманно личностные технологии основаны на чем-h. картинка Авторитарные личностно ориентированные и гуманно личностные технологии основаны на чем. картинка h

цель образования есть становление и развитие самореализующейся личности, для которой характерна гуманистическая направленность ее цен­ностей;

развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души и тела;

все права человека, в том числе и его право на свободный выбор со­держания образования, находятся под защитой;

групповая работа в школе сочетается с индивидуальной работой, причем особое внимание уделяется развитию индивидуального стиля дея­тельности ребенка;

образование как деятельность личности основано на внутренней мотивации, а также на полноценном общении учителя и учащихся, причем участие школьников в совместном принятии решении уважается и поощря­ется;

наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, а не формального руководства.

Гуманно-личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

В данной главе описаны (упоминаются) следующие технологии:

Педагогика сотрудничества

Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин)

& Гуманистическая педагогика Януша Корчака

& Липецкий опыт (Липецкая образовательная гуманистическая инновационная система К.А. Москаленко – ЛОГИС)

& «Справедливое сообщество» Лоуренса Кольберга

& Обучение в сотрудничестве (cooperative learning)

& «Школа без неудачников» У. Глассера

& Технология «Школа жизни» Ш.А. Амонашвили

& Проект «Подлинно гуманная педагогика» (Д. Яцутко)

& Технология успешного обучения

Педагогика сотрудничества

Учителя обычно гордятся сильными своими учениками, мы же гордимся слабыми, которые стали сильными.

Манифест «Педагогика сотрудничества»

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Идеи педагогики сотрудничества были осмыслены и выражены группой педагогов-журналистов и педагогов-новаторов, в первую очередь Соловейчиком Симоном Львовичем (1930 – 1996) и Матвеевым Владимиром Михайловичем (1932 – 1989), а также И.П. Ивановым, В.Ф. Шаталовым, И.П. Волковым, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковским, С.Н. Лысенковой, Б.П. и Л.А. Никитиными и др. Ими же было дано название технологии – педагогика сотрудничества. В педагогике сотрудничества в обобщенном опыте соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) психолого-педагогической науки.

В основу педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание к школе.

Сотрудничество – это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

Педагогика сотрудничества «рассыпана» по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, являются основой современных концепций образования в Российской Федерации. Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Источник

Консультация для педагогов «Личностно-ориентированные технологии»

Авторитарные личностно ориентированные и гуманно личностные технологии основаны на чем. 236b2ecd6f399eb5638a47386b578f1d. Авторитарные личностно ориентированные и гуманно личностные технологии основаны на чем фото. Авторитарные личностно ориентированные и гуманно личностные технологии основаны на чем-236b2ecd6f399eb5638a47386b578f1d. картинка Авторитарные личностно ориентированные и гуманно личностные технологии основаны на чем. картинка 236b2ecd6f399eb5638a47386b578f1d Юлия Домрачева
Консультация для педагогов «Личностно-ориентированные технологии»

Личностно-ориентированные технологии

Ключевыми словами личностно ориентированных технологий образования являются:

Это понятие разбирается в гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Дж. Фабр, основанной на понимании человека как целостной личности, взаимодействующей со своим окружением, на декларации веры в человека как в высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать жизненные стратегии, изменяться при наличии определенных позитивных условий.

Признаками гуманно-личностной ориентации применительно к образовательным технологиям являются:

• доминирование в работе учреждения целей личностного, интеллектуального, деятельного и профессионального развития ребенка;

• акцент на мотивацию его достижений и успехов, направленность на поддержку индивидуального развития;

• акцент на само проектирование и самоуправление;

• партнерское взаимодействие участников образовательного процесса;

• диалог как форма и средство обмена информацией, личностными оценками и ценностями;

• предоставление учащимся свободы выбора и личная ответственность за принятые решения всех участников образовательного процесса;

• эмоциональная сопричастность и проживание образовательных ситуаций и событий.

Достижение личностью таких качеств является главной целью образования в отличие от целей формализованной передачи учащемуся знаний и социальных норм в традиционной технологии. Своеобразие парадигмы личностно-ориентированного образования заключается в ориентации на имманентные свойства личности, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями, в претворении идеи субъект-субъектных отношений учителя и ученика в педагогическую технологию. Такая ориентация достигается с помощью:

– обращения к субъектному опыту ребенка, соединения его с обучением, согласования со всеми субъектами воспитания;

– учета психологических закономерностей;

– применения гибкой системы активного стимулирования учащихся к образовательной деятельности;

– структурирования, дидактического преобразования материала учебника. Личностно ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе компьютер, перестраивают содержание образования.

Личностно ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагоги ческой деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, само строительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности (Е. Н. Степанов).

Содержание и методы образования представляют собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Если эта среда обращена к человеку, и ей свойственна гуманистическая направленность, то личностная ориентация педагогического процесса становится гуманно-личностной.

Гуманистическая направленность образования выражается следующими идеями:

• современное образование исходит из общечеловеческих ценностей и основано на их согласовании с конкретными ценностями разных социокультурных сообществ;

• цель образования есть становление и развитие само реализующейся личности, для которой характерна гуманистическая направленность ее ценностей;

• развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души и тела;

• все права человека, в том числе и его право на свободный выбор содержания образования, находятся под защитой;

• групповая работа сочетается с индивидуальной работой, причем особое внимание уделяется развитию индивидуального стиля деятельности ребенка;

• наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, а не формального руководства.

• Гуманно-личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и само актуализации личности.

К личностно-ориентированным технологиям относятся:

1. Педагогика сотрудничества

2. Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

3. Система Е. Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

4. Технология витагенного образования (А. С. Белкин)

Педагогика сотрудничества

В основу педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание. Сотрудничество – это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

• Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

• Гуманно-личностный подход к ребенку.

• Единство обучения и воспитания.

Концепция педагогики сотрудничества

Особенности содержания и методики

В педагогике сотрудничества как целостной педагогической технологии выделяются четыре направления

• Гуманно-личностный подход к ребенку.

• Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

• Концепция гуманистического коллективного воспитания.

• Педагогизация окружающей среды.

Он объединяет следующие идеи:

• гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

• отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

• новую трактовку принципа учета индивидуальных и возрастных особенностей детей;

• формирование положительной Я-концепции.

Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:

• личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;

• каждый ребенок талантлив (обладает способностями);

• приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).

Гуманное отношение к детям включает:

• педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

• оптимистическую веру в ребенка;

• сотрудничество, мастерство общения;

• отсутствие прямого принуждения;

• приоритет положительного стимулирования;

• терпимость к детским недостаткам.

Демократизация отношений утверждает:

• уравнивание ученика и учителя в правах;

• право ребенка на свободный выбор;

• право на собственную точку зрения;

• соблюдение Конвенции о правах ребенка;

• стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Ученье без принуждения реализуется через:

• требовательность без принуждения, основанную на доверии;

• увлеченность, рожденную интересным преподаванием;

• замену принуждения желанием, которое порождает успех;

• ставку на самостоятельность и самодеятельность детей;

• применение косвенных требований через коллектив.

Новое содержание принципа учета индивидуальных (и возрастных) особенностей ребенка.

Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает:

• отказ от ориентировки на среднего ученика;

• поиск лучших качеств личности;

• применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);

• учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе; – прогнозирование развития личности;

• конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.

Формирование положительной Я-концепции личности.

Десять заповедей воспитателя (по Ш. А. Амонашвили)

6. Человек может проявлять и развивать в себе все свои способности и дарования и быть счастливым только в таком обществе, где он чувствует себя нужным и своим и где его искусственно не возвышают и не унижают. Так ребенок должен себя чувствовать в обществе, в котором он живет.

9. Воспитателями должны руководить чуткость, отзывчивость, доброта души, любовь, нежность, непосредственность, постоянная готовность прийти на помощь, чувство сопереживания. Все это должно сочетаться с требовательностью к самому себе и к ребенку, с чувством ответственности перед подрастающим поколением, с заботой о будущем Родины.

10. Необходим решительный отказ от противоречащих гуманистическому воспитанию и подавляющих личность ребенка авторитарности, императивности и таких форм их проявления, как крик, брань, ущемление самолюбия, насмешка, грубость, угроза, принуждение.

«Отдавай детям сердце» (по В. А. Сухомлинскому)

1. Гуманистическое начало в воспитании есть важнейший элемент педагогической культуры учителя.

2. Что значит «хороший учитель»? Это прежде всего человек, который любит детей, на- ходит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам был ребенком.

5. Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Но чтобы воспитать в развивающемся человеке самоуважение, воспитатель сам должен глубоко уважать человеческую личность в своем питомце.

7. Школа должна возвращать детство тем, кто в семье лишен его.

8. Правильный путь воспитания не в том, чтобы исправлять ошибки ребенка, а в том, что- бы не допускать их, предупреждая необходимость перевоспитания.

12. Учение должно быть трудным, каждая работа должна представлять собой продвижение вперед. При этом каждый шаг к знаниям должен быть не усталой ходьбой обессиленного путника, а гордым взлетом птицы, для чего нужно обеспечить ребенку эмоциональный подъем, веру в свои силы, товарищескую поддержку.

14. Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться. Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры.

15. Беречь в детях огонек пытливости, любознательности, жажду знаний.

16. Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства.

17. Прежде чем давать знания, нужно научить ребенка воспринимать, наблюдать, думать.

18. Оценка должна нести жизнерадостность, оптимизм, вознаграждать трудолюбие, а не быть кнутом, которым учитель погоняет ученика. Но нельзя и допускать, чтобы оценка баловала ученика.

19. Искусство воспитания состоит в мудром сочетании строгости и доброты: ученик должен почувствовать в порицании педагога не только справедливую строгость, но и человеческую заботу о себе.

20. Духовное развитие ребенка должно включать чтение, изобразительное искусство, музыку, создающие благоприятный фон личностного общения взрослых и детей.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

Дидактический комплекс педагогики сотрудничества включает многочисленные идеи развития детей, активизации и интенсификации учебного процесса, усовершенствования содержания и структуры учебного материала, применения современных информационно-технических средств обучения и т. д.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:

• обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;

• происходит объединение, интеграция школьных дисциплин;

• развивается вариативность и дифференциация обучения;

• используется положительная стимуляция ученья.

Концепция гуманистического коллективного воспитания

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражали важнейшую тенденцию развития воспитания в советской школе:

• сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

• превращение школы Знания в школу Воспитания;

• постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

• гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

• новые субъект-субъектные отношения участников педагогического процесса: сотрудничество, сотворчество, соуправление, сопереживание, сочувствие;

• развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;

• возрождение русских национальных и культурных традиций;

• постановка трудной цели.

Педагогизация окружающей среды

Важнейшими социальными институтами, центрами, формирующими подрастающую личность являются: школа, семья и ближайший «кусочек» социальной среды – микрорайон. Без сомнения, школа среди них является наиболее целенаправленным, педагогически правильным, профессионально организованным институтом. Однако, как показывает жизнь, в настоящее время результаты (качества личности выпускников) определяются не столько школой, сколько совместным действием всех трех источников воспитания. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении – будущем всей страны. В педагогике давно существует проблема объединения воспитательных усилий школы и семьи, школы и воспитательных учреждений микрорайона, сотрудничества школы с общественными организациями. Новая педагогическая технология выдвигает задачи интеграции всех воспитательных воздействий среды на основе ее педагогизации, осознания того, что «общество живет и развивается так, как оно учится, и учится так, как оно хочет жить». Согласно одной из идей педагогики сотрудничества, школа не может быть демократизирована, если не будет налажено сотрудничество с обществом, с окружающей социально-педагогической средой. Общественная подсистема школы не может развиваться изолированно. Она должна быть принципиально открытой.

Консультация для молодых педагогов «Современные технологии в ДОУ» Консультация для молодых педагогов «Современные технологии в ДОУ» Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон,.

Консультация для педагогов «Информационные технологии в Образовательном процессе ДОУ» Консультация для педагогов «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ» В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии.

Консультация для педагогов «Проектные технологии в развитии речи дошкольников» Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной.

Консультация для педагогов «Технологии конструирования из бумаги» Конструирование из бумаги как вид продуктивной деятельности дошкольников направлено на получение конкретного результата — поделки. Это познавательное.

Консультация для педагогов «Современные логопедические технологии» Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная.

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Консультация для педагогов на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». Дошкольный возраст является решающим в формировании.

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в рамках ФГОС ДО» «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО» Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального.

Консультация для педагогов «Эффективные образовательные технологии» Одна из актуальных проблем в системе образования – это вопрос овладении вторым языком. Методика обучения второму языку является отраслью.

Консультация для педагогов из опыта работы «Здоровьесберегающие технологии» Здоровьесберегающие технологии (из опыта работы). В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» здоровье детей относится к.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *