Авторский отпечаток что такое
Объективная красота: авторские отпечатки лучших мировых фотографов моды в Эрмитаже
Из 146 фотографий из коллекции фонда Still Art, основанного Еленой Карисаловой, кураторы эрмитажной выставки Дарья Панайотти и Дмитрий Озерков выбрали 83. Взяв за основу кураторский постулат, что «фотография — капсула времени», дизайнер выставки Андрей Шелютто разместил коллекцию в декорациях, напоминающих летающую тарелку, что, подобно американской межпланетной станции, унесла в космические дали в 1972 году пластину с изображениями мужчины и женщины. Свою космическую капсулу с полами-подиумами, низкими, почти смыкающимися над головами зрителей потолками и медицински-белыми стенами с кривыми коридорами создатели выставки начинили не просто пластинами с изображением мужских и женских тел, а хитами фотографий моды, созданных мастерами первого ряда с 1930-х годов до нашего времени.
За 15 лет интереса к фотографии моды Елена Карисалова при поддержке своего консультанта, куратора коллекции Натальи Григорьевой-Литвинской, создательницы московской «Галереи Люмьер», собрала уникальную подборку авторских отпечатков фотографов первого ряда. В коллекции нет проходных вещей, каждая фотография — знаковый артефакт своего времени, начиная от «Корсета» Хорста П. Херста до снимка обнаженной Шарлотты Ремплинг в объективе Хельмута Ньютона. Куратор коллекции отмечает, что собрание Still Art foundation — это прежде всего личная, частная коллекция, создаваемая не как инвестиция и не как музейное исследование. Это коллекция, свободная от каких бы то ни было ограничений финансового или искусствоведческого толка, которая складывается исключительно по желанию своей обладательницы.
Драматургия развески решена так, что работы, теснящиеся в узком пространстве космических коридоров, должны производить на зрителя, узнающего те или иные работы, непрерывный мощный эффект.
Эрвин Блуменфельд, «Олений глаз. Джин Пэтчетт», снимок для Vogue, январь 1950
В Главном штабе открывается проект «Красота и стиль». Показываем первые фото с выставки
В эти выходные в Главном штабе открывается проект «Красота и стиль. История модной фотографии. Из собрания Фонда Still Art». «Бумага» показываем первые снимки с фотовыставки.
Проект посвящен развитию фешен-фотографии с середины XX века до наших времен: посетителей ждут снимки собрания фонда Still Art. Самое раннее произведение — авторский отпечаток 1939 года «Корсет Mainbocher» Хорста П. Хорста.
Также в музее можно увидеть работы Эрвина Блюменфельда и Ирвина Пенна для обложек Vogue 1950 года, фото Ричарда Аведона из экзотических стран, снимок Херба Ритца с пятью супермоделями 1989 года и другие экспонаты. Собранные вместе, они покажут, как менялась и эволюционировала модная индустрия на протяжении десятилетий.
Куратор проекта — искусствовед и заведующий отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков. Его дизайном занималась студия FARO.
Официальное открытие выставки запланировано на 12 декабря. Подробности — по ссылке.
Фото на обложке: Татьяна Иванова / «Бумага»
Мир фотографии: как собирать и почему некоторые стоят так дорого
Жанр фотографии интересен не только с визуальной стороны, но и со стороны исследовательской, ведь история фотографии годится истории живописи или скульптуры во внучки, а то и правнучки. Изучить ее путь можно и самостоятельно — по книгам и фотоальбомам, а можно углубляться в нее постепенно — путем коллекционирования, изучая те или иные направления и стили и выстраивая свою осведомленность, как в пазле, одной частью за другой соединяя уже известные обрывки информации.
Так с чего же стоит начать, если вы решили собрать неповторимую и уникальную, всеми коллекционерами мира желаемую и приходящую им ночами во сне коллекцию фотографий?
Первым делом нужно определить, будете ли вы строить свою коллекцию по жанрам, авторам, времени или технике создания. После принятия решения о том, что именно или кого именно вы хотите коллекционировать, необходимо узнать несколько простых правил.
1. Каждая современная фотография (за теми редкими исключениями единственного экземпляра, когда нужно брать и не думать) имеет тираж, и чем он меньше, тем дороже будет каждый экземпляр. Так, к примеру, фотография Untitled, circa 1974 известного американского фотографа Уильяма Эглстона, имеющая тираж 20 экземпляров, была продана на аукционе фотографии Phillips в ноябре 2014 года за £20 тыс., тогда как позднее, в ноябре 2016-го, его же фотография Untitled, 1971-1974 немного большего формата и c тиражом в два экземпляра была продана с торгов Phillips за £197 тыс.
3. Еще один важный момент в мире фотографии — это авторский отпечаток. Очень часто при описании той или иной фотографии мы видим следующую картину: 10+1 АР или 30+2 АР и прочее. АР — аббревиатура с английского artist’s proof, что обозначает дополнительный тираж, заявленный автором. Изменить количество изначально заявленных авторских отпечатков в дальнейшем невозможно. Создаются они в основном для музеев и важных частных коллекций на тот случай, когда все тиражи работы уже раскуплены, а произведение вдруг срочно понадобилось для самой важной выставки в самом важном музее самого важного города. Иногда авторские отпечатки можно увидеть и в публичной продаже на аукционах, однако цена на них за счет их исключительности, как правило, очень высока.
Как и в любой другой области, знания являются великой силой и неотъемлемой частью коллекционирования, поэтому изучайте историю фотографии по книгам и альбомам, не забывая посещать выставки молодых или уже известных фотографов в музеях и галереях. Аукционные дома также проводят предаукционные выставки фотографий (то есть тех работ, которые будут выставлены на продажу на грядущем аукционе). Так вы сможете не только углубить свои знания, но и натренировать глаз, что впоследствии поможет вам не только при выборе работы в свою коллекцию, но и при создании той самой коллекции мечты.
Кадр на миллион: стоит ли сегодня инвестировать в фотографию
Фотография появилась значительно позже живописи и книгопечатания, а значит, ее коллекционирование — сфера относительно молодая: ей чуть больше 100 лет. Одна из первых галерей, где можно было купить работы талантливых фотографов, открылась в Нью-Йорке в 1905 году: ее создал Альфред Стиглиц, впоследствии признанный классиком художественного фото.
В качестве объекта инвестиции фотографию стали всерьез рассматривать только в 70-е годы, когда отдельные снимки и целые подборки начали выставляться на крупных аукционах. По словам Натальи Григорьевой-Литвинской — основательницы московской галереи «Центр фотографии имени братьев Люмьер», — США до сих пор остаются главным фотографическим рынком: у местных собирателей банально больше денег и возможностей, а государство и частные инвесторы готовы вкладываться в развитие фотоискусства.
В Советском Союзе фотография была в основном вотчиной либо информационных агентств и периодической печати, либо клубного движения, всплеск которого пришелся на 60-е годы: во многих семьях живы воспоминания о ванной комнате, превращенной в фотолабораторию. Снимки хранили как реликвии, на это было зачастую не серьезное, вдумчивое коллекционирование, а именно собирательство. В 90-е оно предсказуемо получило новый виток: у людей появились деньги, которые те были готовы потратить не только на новую мебель, но и на предметы искусства.
«Первую в России частную галерею, занимавшуюся конкретно фотографией, я открыла в 2001 году, — рассказывает Наталья Григорьева-Литвинская. — Мы работали в ЦДХ, где проходила ярмарка «Арт-Москва», антикварные салоны. Со стороны посетителей я видела явный интерес к фотографии, но вместе с тем — абсолютное непонимание, что именно мы продаем. Мне задавали вопросы в духе: «А что вы делаете с негативом? Рвете и выбрасываете?» Их иногда и сейчас задают, но, в целом, ситуация меняется и людей значительно меньше удивляет, что какое-то фото может стоить десятки тысяч долларов».
Из чего складываются цены
Беспокойство потенциальных покупателей вполне понятно. Фотография — тиражный вид искусства. Закономерно опасаться, что сегодня вы вложите в редкий снимок целое состояние, а завтра автор пойдет и напечатает его снова. Чтобы избежать такой ситуации, в наши дни для отпечатков, которые в итоге попадают в галереи, на аукционы или в личные коллекции, принято указывать не только количество существующих копий, но и порядковый номер конкретного снимка в тираже. Чем меньше тираж, тем обычно дороже работа.
По словам Маргариты Пушкиной — искусствоведа, основательницы и директора московской международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, — на ценность снимка влияет множество факторов: не только тиражность и редкость, но также имя фотографа, его представленность в музейных и частных коллекциях, сюжет, выставочная история.
«В этом году мы выставляли на аукцион работу Ольги Тобрелутс под названием «Легионер», — рассказывает Маргарита. — Она существует в двух экземплярах (второй — авторская копия) и представляет собой портрет знаменитого футболиста Андрея Шевченко в образе римского легионера. В 2013 году снимок участвовал в масштабной ретроспективе художницы в Московском музее современного искусства и в итоге ушел с молотка за €5 тыс. (355 тыс. руб. — «РБК Стиль»)».
Вообще, покупка и продажа фотографического искусства держится на трех китах: винтажи, поздняя печать и современная печать. На первый взгляд может показаться, будто речь идет о возрасте снимков, но это не совсем так. Винтажный отпечаток производится либо самим автором, либо под его руководством вскоре после того, как была произведена съемка.
Разумеется, в сфере коллекционирования фотографии существуют, с одной стороны, произведения классиков, которые всегда будут высоко цениться, а с другой — преходящая мода на жанры. Например, в марте на торгах аукционного дома Christie’s работа того же Уэстона из серии «Раковины» ушла за £515,250 (42 млн руб.), а выполненный коллажным методом автопортрет Эля Лисицкого — за £947,250 (77,5 млн руб.).
У российских коллекционеров — свои ориентиры. По словам Натальи Григорьевой-Литвинской, в начале нулевых всем хотелось авангарда, охота шла на работы Александра Родченко. Сейчас огромный интерес вызывает фотография 60-х годов — эпохи в фотоискусстве, когда с человека были сняты атрибуты героя, созидателя, ударника производства. На снимках появились обычные люди, которые ходили по улицам, любили, плакали, страдали.
Полные теплой ностальгии работы Владимира Лагранжа, Москва и другие советские столицы в объективе Наума Грановского, графичные, отличающиеся удивительной глубиной кадра снимки Якова Халипа — вот что пользуется популярностью у современных российских коллекционеров. Отчасти это объясняется еще и тем, что 60–70-е — период, который им интуитивно близок и понятен.
«Грановский растет в цене примерно на 10% в год, Халип — на 5%. Что будет через пять лет с условным Пашей Ивановым, который только начинает снимать, неясно, — считает Наталья Григорьева-Литвинская. — Даже при условии, что он сделал неплохую серию или победил на каком-то фестивале. Если вы хотите вкладывать деньги в молодого автора, у вас должно быть понимание, куда он движется, его должна вести какая-то галерея, а в России с этим сложно. Да и в целом: пока у нас не будет свободна голова от желания заработать или доказать западному миру свою уникальность, мы вряд ли научимся создавать что-то новое и аутентичное».
Где искать и как хранить
Если вы хотите начать собирать фотографию, прежде всего нужно понимать, что самые интересные события в этой области пока происходят за рубежом. Едва ли не главное из них — ярмарка Paris Photo: она ежегодно притягивает в столицу Франции кураторов музеев, директоров аукционных домов, галеристов, дилеров и, конечно, собирателей. Есть и сравнительно молодая, но уже хорошо зарекомендовавшая себя ярмарка Photo London: на ней проводится множество лекций и мастер-классов, на которых в том числе объясняют, что представляет собой отрасль коллекционирования фотографии и почему в нее стоит инвестировать.
В России фотографических галерей ничтожно мало — как и торгов, на которых можно фотографию приобрести. А вот у крупных зарубежных аукционных домов — Sotheby’s, Christie’s, Phillips, Bonhams — они, разумеется, есть: расписание и лоты можно посмотреть на официальных сайтах. Вместе с тем в нашей стране проводятся ярмарки современного искусства: например, уже упомянутая Cosmoscow и новая, основанная Владимиром Овчаренко DA! MOSCOW. Они, безусловно, достойны внимания.
По мнению Маргариты Пушкиной, директора ярмарки Cosmoscow, об интересе к фотографии как к объекту коллекционирования и инвестирования в России говорят в том числе результаты ежегодного благотворительного аукциона Off white, топ-лотами которого часто становятся снимки именитых фотографов. В 2015 году самым дорогим лотом стал предоставленный журналом Vogue портрет Дианы Вишневой работы Патрика Демаршелье, проданный за €24 тыс. (1,7 млн руб.). В 2016 году аукцион был полностью посвящен фотографии и за 15 произведений собрал в сумме €154 500 (11 млн руб.). Так что к Off white тоже стоит присмотреться.
«Главный совет, который я могу дать коллекционеру, — это стараться увидеть как можно больше, — говорит Маргарита Пушкина. — Ходите на выставки и ярмарки, общайтесь с художниками и экспертами. Опыт и знания очень важны. Покупайте только то, что нравится, стремясь к лучшему из того, что вы можете себе позволить».
Как сохранить приобретенную фотографию
«Коллекционирование — это не только инвестиции, — предупреждает Наталья Григорьева-Литвинская. — И не только образ жизни, который, безусловно, вас затянет. Недостаточно просто ездить по миру и покупать какую-то тему, жанр или автора, если средства позволяют. Вы обязаны беречь эти вещи, ухаживать за ними, показывать их. Одним словом, становясь коллекционером фотографии, вы в первую очередь берете на себя огромную ответственность».
Авторский отпечаток что такое
[spb_single_image image=»18708″ image_size=»full» frame=»noframe» lightbox=»no» link_target=»_self» fullwidth=»no» width=»1/1″ el_position=»first last»]
[/spb_single_image] [spb_column width=»1/1″ el_position=»first last»] [spb_text_block pb_margin_bottom=»no» pb_border_bottom=»no» width=»1/1″ el_position=»first last»]
Фотография сейчас популярна как никогда прежде, и еще не было более подходящего времени, чтобы начать коллекционировать отпечатки. Это не требует никакой специализации — просто выбирайте ту фотографию, которую вы найдете наиболее красивой, убедительной и дающей пищу для размышлений. Мы составили для вас гид по коллекционированию, для того, чтобы разобраться в терминах и видах отпечатков.
Что определяет цену отпечатка:
Виды отпечатков:
[/spb_text_block] [/spb_column] [spb_column width=»1/2″ el_position=»first»] [spb_text_block title=»Глоссарий» pb_margin_bottom=»no» pb_border_bottom=»no» width=»1/1″ el_position=»first last»]
Ограниченный тираж. Максимальное число отпечатков фотографии изготавливаются в определенном размере или определенным способом печати. Отпечатки пронумерованы в хронологической последовательности, исходя из размера издания. Например 2/20 означает, что это второй отпечаток из тиража в 20 штук.
Estate print. Отпечаток производится посмертно, после смерти фотографа. Отпечаток изготавливается с оригинального негатива. Такой тип обычно заверяется членами семьи.
Современный отпечаток. Отпечаток, изготовленный через некоторое время, после того, как фотография была сделана. Например фотография, напечатанная в 1998 году с негатива 1939 года будет рассматриваться как современный отпечаток. Они также иногда называются поздними отпечатками. См. Винтажный отпечаток ниже.
Винтажный отпечаток. Отпечаток, сделанный в тоже время, что и негатив. На практике это часто означает, что отпечаток был сделан в течение года-двух с момента появления негатива. Например, фотография 1951 года, напечатанная в 1952, будет считаться винтажным отпечатком.
«Источник». Детальное описание истории происхождение и владения отпечатка. Большинство современных отпечатков исходят непосредственно от фотографа.
Подпись verso / recto. Подпись на обратной стороне отпечатка обозначается «verso», на передней/лицевой стороне отпечатка — «recto».
[/spb_text_block] [/spb_column] [spb_column width=»1/2″ el_position=»last»] [spb_text_block title=»Виды печати» pb_margin_bottom=»no» pb_border_bottom=»no» width=»1/1″ el_position=»first last»]
Отпечаток С-типа. Цветной отпечаток, в котором материал имеет по крайней мере 3 эмульсионных слоя светочувствительных солей серебра, из которых каждый слой чувствителен к различным основным цветам.
Отпечаток R-типа. Отпечаток, изготовленный с помощью инверсионных процессов, то есть использующих позитив. Их иногда называют именем торговой марки, например Cibachrome.
Платиновый отпечаток. Процесс изготовления черно-белой фотографии, в котором используется платина в качестве светочувствительного материала. Такие отпечатки, как правило, обладают большим тональным диапазоном, чем отпечатки, изготовленные с использованием серебра и желатина.
Серебряный желатиновый отпечаток. Черно-белая фотография, изготовленная на бумаге со светочувствительными соединениями серебра, закрепленная желатином.
[/spb_text_block] [/spb_column] [spb_column width=»1/1″ el_position=»first last»] [spb_text_block title=»Как ухаживать за фотографией?» pb_margin_bottom=»no» pb_border_bottom=»no» width=»1/1″ el_position=»first last»]