Авторское начало это что
Авторское начало медийного текста
Авторское начало текста составляют модусы всех составляющих его высказываний и метатекст (по Вежбицкой).
Для анализа авторского начала медийного текста, надо, во-первых, увидеть все средства его выражения в данном тексте, то есть
· окончания и суффиксы и частицы как элементы грамматики глагола;
· вспомогательные слова временной и пространственной, авторизационной, оценочной семантики и слова, выражающие / неуверенность автора в достоверности излагаемой информации;
· частицы со значением модальности, неуверенности в достоверности;
· вводные слова и конструкции;
· предложения с прямой речью;
· самостоятельные модусные и метатекстовые высказывания.
Далее увиденные средства следует истолковать в плане следующих содержательных моментов авторского начала текста. Это означает, что надо увидеть:
1. как проявляется в тексте автор и что это значит для жанровой природы текста;
2. как проявляется хронотоп текста, то есть отнесенность его содержания к координатам времени и места; первые два момента обеспечивают восприятие его содержания в координатах «Я – ЗДЕСЬ – СЕЙЧАС»; именно они выявляют жанр текста и показывают смену жанровых фрагментов, которые характеризуются единством актуализационных характеристик;
3. какие квалификативные смыслы выражены автором и что они означают для его семантики; при этом надо искать показатели модальности (реальная, желательная, побудительная, возможности, необходимости); авторизации (как я думаю, по мнению кого-то… ), уверенности/неуверенности в достоверности (по-моему, наверное, безусловно, якобы), оценочности (увы, к сожалению, приятно отметить, что…), а затем соотнести с уже известным и показать, в какие моменты текста они появляются и что это означает;
4. как выражаются в тексте социальные смыслы, отражающие отношение автора к адресату – в первую очередь к читателю: официальные, дружеские, фамильярные, оскорбительные …; такого рода отношения могут быть выражены и по отношению к персонажам текста или ими по отношению друг к другу;
5. как в тексте выражены метасмыслы модуса и метатекст, то есть насколько явно автор объясняет свое авторское поведение – выбор языковых средств (извините за выражение, как говорят хипстеры), тактику аргументирования (а теперь выслушаем вторую сторону, с этим можно согласиться, если бы не одно НО…) и построения текста (начну с…; прежде всего, …; далее…; в завершение подведем итог…).
Стоит подчеркнуть, что все эти многочисленные характеристики авторского начала должны быть согласованы и объяснять специфику жанра и индивидуальные стилистические свойства текста.
1. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. М., 1978. – С. 402—420.
2. Шмелева синтаксис: текст лекций. – Красноярск, 1988. – С.28—41.
3. Шмелева аспекты русского высказывания: дис. в виде науч. докл. … д-ра филол. наук. – М., 1995. – 35с.
4. Шмелева как объект грамматического анализа: учеб.-метод. пособие / Краснояр. гос. ун-т. – Красноярск, 2006. – С. 10—11; 37—38.
5. Автор в медийном тексте // Новгородские медиа: стилистический портрет: сборник материалов; [Электронный ресурс]; Режим доступа: http://www. novsu. ru/пре/files/um/ 1588617/portrait/titul. html
7. Шмелева начало медийного текста: удельный вес // Язык. Дискурс. Текст: V Международная научная конференция, посвященная юбилею проф. : Труды и материалы. Ч. I / Педагогический институт Южного федерального университета. – Ростов н/Д.: Изд-во «АкадемЛит». 2010. – С. 325—327.
8. Шмелева и издание в авторском начале медийного текста // Международная научная конференция «Стилистика сегодня и завтра: Медиатекст в прагматическом, риторическом и лингвокульту-рологическом аспектах»: Тезисы. – М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. – С. 115—116.
9. Шмелева и издание в авторском начале медийного текста // Стилистика сегодня и завтра: Медиатекст в прагматическом, риторическом и лингвокультурологическом аспектах: Доклады международной научной конференции. – М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. – С.332—338. 0,41 а. л. (е-издание).
10. Шмелева : парадоксы авторского начала // 51-я международная конференция «Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения»: Тезисы; [Электронный ресурс]; Режим доступа: http://rus. jf. spbu. ru/conference/ 2197/2215.html
Образовательный сайт
Реализм в русской литературе выделяется отдельным течением, которое несло с собой определенные нововведения. В эту эпоху «родилось» много великих произведений.
1. Какие традиции Чехова восприняла реалистическая проза нового времени?
Одной из чеховских традиций стало смешанное описание жизни персонажей и их внутреннего мира. Писатель утверждал, что в жизни все должно быть ровно, гладко, так, как есть на самом деле.
Другие традиции Чехова, которые отразились в реализме нового времени:
Реализм в русской литературе прошел долгий, «многострадальный» путь. Это определило его дальнейшее развитие.
2. В чем состоят особенности литературного героя новой эпохи?
Литературный герой обезличивается. Его внутренний облик включает и трагедию, и веселье, глубокое и примитивное.
В эту эпоху появлялись герои «средней руки». К ним относились чиновники, босяки, солдаты, низшие офицеры.
Душа героев описывалась «сонной», отчужденной от окружающего мира. Каждый второй нес в себе «остывшую золу» (как писал Андреев).
3. Что представляет собой «авторское начало» в повествовании?
В основе «авторского начала» лежит изменение структуры стилей и жанров. Общение персонажей упрощено, а план событий минимален.
Однако широко раздвинуты пределы душевной жизни. Внутреннее состояние героя очень подробно анализируется. Именно поэтому события, происходящие всего за несколько дней, обрисованы в крупных произведениях.
Пронизывают произведения глубокие авторские раздумья. Однако поучительные интонации отсутствуют.
4. Каково значение традиций А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского в литературе начала XX в.?
В качестве идеала, на которое опиралось гармоническое искусство XX века, выступало творчество Пушкина. В произведениях великого писателя особенно остро проявлялись противоречия русской истории и его современности. Он же воспел и нетленность человеческой души.
Для новых реалистов он остался властителем дум. Герои произведений Достоевского пытались понять высший смысл жизни. Благодаря творческому наследию писателя многие реалисты по-своему рассказали, как раскрепощается душа, в муках и утратах.
Реалистам рубежа веков удалось объединить разные традиции русской литературной классики.
*5. Почему в литературе начала XX в. возник новый тип литературного героя?
Демократические настроения в обществе повлияли и на литературу. Интерес к простому человеку (крестьяне, солдаты, интеллигенты, мелкие офицеры) возник у европейских писателей еще в конце XVIII (18 века). До России эти идеи дошли лишь ко второй половине XIX (19 века).
А поскольку в русском литературном искусстве новые течения становились ярче и острее, реализм начала XX (20) века полностью изменил образ литературного героя.
*6. Каковы истоки и результаты обращения писателей к человеческому подсознанию?
Среди истоков раздумий писателей XX (20) века о подсознании человека можно выделить:
В результате обращения писателей к подсознанию человека его внутренние мотивы и мысли были соотнесены с:
Герой произведений 20 века редко мечтал, потому что понимал, что ему никогда не приблизиться к своей мечте.
Были выделены такие противоборствующие силы:
*7. Чем объяснить взаимодействие реализма, романтизма, импрессионизма?
Писатели XX (20) века обладали сложным мироощущением, и понимали, что описать человека и его душу невозможно в рамках старого направления. Это позволило им преобразить реализм. Он стал более чувственным, одухотворенным.
Проза 20 века становится более широкой, глубокой. В ней совмещены:
Эти особенности реализма в русской литературе стали отличительными чертами стиля.
*8. Каково своеобразие художественного времени и пространства в реалистической литературе?
Реалистическая литература XX века особенно остро отображала авторское восприятие времени. Реалисты больше познавали мир субъективно, через свои переживания и раздумья.
Время и пространство оказались тесно связанными, смешанными друг с другом – в герое проявлялось высокое и ничтожное, смешное и трагичное. Появилась отчужденность человека от мира, восприятие его души вне времени и пространства.
*9. Чем вызвано усиление «авторского начала», каковы результаты этого процесса?
Литераторам 20 века пришлось раздвинуть рамки сформировавшихся течений. Авторское начало усилилось за счет изменения жанров и стилей. Автор стремился рассматривать человека и мир в целом, без привязки к определенной ситуации. Появляются авторские раздумья, но они не поучительны.
Результаты этого процесса:
*10. В чем состоят новые черты реализма, почему он взаимодействует с другими видами художественного мышления?
К новым чертам реализма литературы начала 20 века относят:
Поскольку реализм не смог развиваться в рамках классической теории, он вынужден был меняться. В произведениях молодых реалистов 20 века появились черты романтизма и символизма. Только при взаимодействии этих художественных стилей получилось отразить переживания, свойственные людям того времени.
Реализм в русской литературе смог передать настроения общества и проблемы времени.
Авторское начало заложено в
основании каждого литературного произведения.
Каждому виду литературного
самовыражения предшествует авторская идея, оригинальная и неповторимая мысль.
Как люди находят эти мысли?
Именно так проявляет себя авторское начало в повествовании.
Срррооочновспомните названия художественных произведений, которые представляют собой оксюморон?
вспомните названия художественных произведений, которые представляют собой оксюморон.
Что представляет собой жизнь в запорожской сечи (тарас Бульба) помогите срочно?
Что представляет собой жизнь в запорожской сечи (тарас Бульба) помогите срочно!
Изображение зимнего пейзажа в стихотворении Зимнее утро представляет собой : а) рассуждение б) повествование в) описание?
Изображение зимнего пейзажа в стихотворении Зимнее утро представляет собой : а) рассуждение б) повествование в) описание.
Что представляют собой любовь Гордеева и Митя?
Что представляют собой любовь Гордеева и Митя.
Что представляет собой художественный образ в классицизмекоротко, пожалуйста?
Что представляет собой художественный образ в классицизме
Как называется вопрос, представляющий собой скрытое утверждение ( » А мне какое дело, что он записан?
Как называется вопрос, представляющий собой скрытое утверждение ( » А мне какое дело, что он записан?
Каким представляет одиссейв повествовании одисей на острове циклопов?
Каким представляет одиссейв повествовании одисей на острове циклопов.
Что представляет собой по жанру произведение А?
Что представляет собой по жанру произведение А.
П. Чехова «Вишнёвый Сад».
Что представляет собой сам Невский проспект как центр столичной жизни?
Что представляет собой сам Невский проспект как центр столичной жизни?
Однажды я шел по деревне и на крыше одного дома стояла корова. А это не дом был а администрация. Корова проломила крышу и сьела все важные бумаги. Потом она упала с окна а я ее поймал. Она то упала с 1 этажа. Это вообще был город. Странно.
Вот решение удачи тебе.
Это значит что мы должны быть благодарны нашим предкам и дальним родственникам за то что они сохранили до наших дней культуру нравственные ценности традиции обычаи. А древняя русь это древнее государство России.
На мой взгляд лучше перв.
2. Объясните название пьесы.
На той неделе мы с семьёй поехали в горы. Там было очень красиво! Огромные заснеженные вершины уходили в небо. Возле гор пробегали беленькие зайчики и горные олени. Воздуха на самой вершине очень мало, но мы не поднимались так высоко. И сама гор..
Ротшильд: COVID-19 — это только начало
Нацразведка США начала готовить планету к отражению новых угроз
Предпринятые национальными правительствами меры в связи с пандемией COVID-19 радикально изменили жизнь людей на всей планете. То что совсем недавно казалось просто несмыслимым, стало нормой. Однако произошедшие перемены могут показаться шуткой по сравнению с тем, что ожидает человечество в случае появления новой глобальной угрозы — нашествия инопланетян.
Речь, конечно, не о самой гипотетической возможности вторжения на Землю с Нибиру или Сириуса. Но о том, что такая угроза будет объявлена жителям государств на официальном уровне. Фантастика, скажете вы?
Но последние десятилетия мир буквально лихорадит от заявлений глав государств и лидеров общественного мнения, что чуть ли не всем без исключения угрожает та или иная напасть. И всегда одна центральная мысль — мы должны забыть все разногласия и сплотиться, чтобы вместе одолеть годину.
После нападения на башни-близнецы в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года человечество пытались сплотить борьбой с международным терроризмом. Под этим поводом увеличились военные бюджеты государств, в США приняли так называемый «патриотический акт», позволяющий прослушку разговоров американцев, Россия позволила Штатам построить военные базы в Средней Азии, войска западных стран вторглись в Афганистан и Ирак. Чтобы убедить всех в необходимости таких мер фактически хватило тогдашнего госсекретаря США Колина Пауэлла с белым порошком в пробирке.
При формулировании последующих глобальных вызовов проблема была устранена тем, что угрозы стали носить нерукотворный характер.
Вскоре после терроризма темой «номер один» стало изменение климата. И опять большинство государств согласились с новыми правилами игры. Были приняты программы по модернизации энергетики, снижению выбросов углекислого газа. Пусть и с очевидным ущербом для экономики. А мир, затаив дыхание, слушал как данную небесами истину эмоциональные речи 15-летней Греты Тунберг.
И вот теперь ковид. Он и вовсе в короткие сроки разрушил многие устои, от соблюдения элементарных прав до бытового мироощущения людей. Руководители международных организаций, вроде главы Международного экономического форума в Давосе Клауса Шваба, предрекают человечеству некую «новую нормальность». А под всеми этими разговорами семимильными шагами внедряются цифровые технологии, главные из которых — погружение людей в виртуальную реальность.
И вот в этой, без преувеличения сказать, мировой тенденции следующим шагом может стать всеобщая тревога по поводу скорого нашествия инопланетян. Если это посчитают уж слишком экзотическим, то можно запугать людей грядущим падением громадного астероида. А значит, всё человечество опять должно объединиться, бросить все ресурсы для отражения угрозы. И конечно, полностью подчинить свою жизнь всеобщей цели.
В какой-то степени намеком на такой сценарий могут быть голливудские фильмы, которые часто оказываются пророческими. Борьба со всемирной террористической угрозой, климатическими изменениями, погружение в виртуальную реальность, сосуществование людей и роботов — про всё это снимали фильмы (и весьма хорошего качества) много раз. И многое из того, что казалось фантастикой, уже плотно вошло в нашу жизнь.
Фильм «Матрица» в момент своего выхода в 1999 году казался просто изощренной выдумкой авторов. Но вот сегодня такие люди как Илон Маск открыто говорят, что мы живем в матрице — реальности, нарисованной компьютером.
И в этот, второй подряд, пандемийный 2021 год Голливуд выпустил фильм «Война будущего» о необходимости готовиться к нашествию инопланетян, которое должно состояться через 30 лет. И одновременно национальная разведка США выпустила доклад, в котором НЛО были признаны угрозой нацбезопасности Америки. А вскоре и директор NASA Билл Нельсон заявил, что астронавты постоянно сталкиваются с НЛО, причем вряд ли технологии таких неопознанных объектов могли быть созданы на Земле.
Директор Института системно-стратегического анализа, историк Андрей Фурсов считает, что необходимость борьбы с инопланетянами может стать общемировым трендом:
— Борьба с инопланетянами — запасная карта. Но обращает на себя внимание, что в июне 2021 года NASA сделало заявление, что инопланетяне могут быть угрозой земной цивилизации. А еще весной началась публикация документов о неопознанных летающих объектах. И в NASA объяснили, что примерно 10% случаев не объясняются ни фейками, ни естественными причинами.
Стоит учитывать, что американцы играют вдолгую. Они положили этот «пятачок» на турникет, чтобы в случае надобности пройти.
«СП»: — Эта тема активно отрабатывается Голливудом. И надо признать, что там часто снимают пророческие фильмы.
— Это не пророческие фильмы. Это — подготовка общественного сознания к тому, что предстоит.
Хотя есть и другая версия. Конгресс США просто перестал выделять NASA столько денег, сколько ему хотелось бы. И тогда по заказу NASA Голливуд сделал несколько фильмов, как астроид чуть не уничтожает Землю. Эти фильмы вызвали тревогу населения, и Конгресс сразу выделил деньги на космические исследования.
— Думаю, что людей действительно будет очень трудно убедить в существовании угрозы от инопланетян. Но что можно сделать? Ведь устроена же глобальная афера с коронавирусом! Можно что-то подобное сделать и с инопланетянами. Прилетят две «тарелки», расстреляют какой-нибудь город и улетят. И все будут кричать, что это были инопланетяне.
«СП»: — Для чего вообще нужно создавать панику по поводу глобальных угроз?
— У нас очень мало писали про чрезвычайную сессию ВОЗ, которая была с 29 ноября по 1 декабря. Судя по всему, у ВОЗ не получилось сделать, что они хотели. На сессии повторили тезис, который был оглашен еще в мае: ВОЗ должна быть наделена правом объявлять всемирную пандемию. Сейчас у ВОЗ такого права нет.
Кстати, от нынешней пандемии ВОЗ дистанцировалась. Там заявили, что это было неформальное мнение руководителей организации, но за все меры спрашивайте со своих правительств.
Но планируется, что на время пандемии прекращает действовать Всеобщая декларация прав человека, прекращают свою деятельность профсоюзы, НКО приравниваются по своему значению к государствам. По сути, планета должна войти в режим появления мирового правительства.
Как это на практике может произойти? Вот это зависит от степени угрозы.
В 2010 году известный политический деятель и философ Жак Аттали заявил, что к появлению нового мирового порядка могут подтолкнуть самые разные факторы, например пандемия.
Так что пандемия, любая другая угроза могут создать всемирную панику.
С другой стороны, история с ковидом показала, что, несмотря на попытку устроить всемирную психическую эпидемию, сопротивление общества оказалось более сильным, чем ожидалось. И части элит вся эта история тоже не понравилась. И поэтому журнал The Economist, принадлежащий семье Ротшильдов, написал, что в 2022 году эпидемия закончится. То же самое сказал и Билл Гейтс.
«СП»: — И какая угроза станет главной после коронавируса?
— Климатические изменения. Это долгая история, но будут играть в долгую, будут раскручивать проблему.
Не исключено, что начнется другая, более страшная, эпидемия. Сейчас не получилось выполнить все цели. С другой стороны, сейчас были штабные учения, смогли посмотреть, кто и как реагирует. Несмотря на то, что о пандемии были лишь неформальные заявления руководителей ВОЗ, все кроме Швеции и Белоруссии щелкнули каблуками и взяли под козырек.
Образ автора, автор-творец и автор в его внутритекстовом воплощении
Автор (от лат. au(c)tor – виновник, основатель, учредитель, сочинитель, покровитель) – одно из наиболее универсальных понятий современного литературоведения. Этим понятием определяется субъект любого – чаще всего письменно оформленного высказывания (философского трактата, научного труда, литературно-критической статьи и т.п.).
В специальном литературоведческом значении речь идет прежде всего о субъекте словесно-художественного произведения.
В зарубежной и отечественной науке о литературе традиционно различаются:
1) автор биографический – личность, существующая во внехудожественной, первично-эмпирической, исторической реальности;
2) автор-творец, создатель словесно-художественного произведения, мастер слова, «эстетически деятельный субъект» (М.М.Бахтин);
3) автор во внутритекстовом воплощении, имплицитный автор, его более или менее внятные проявления в самой структуре словесно-художественного текста, разновидности его внутритекстового бытия.
Автор в первом значении – писатель, имеющий свою жизненную судьбу, свою биографию.
С разной степенью включенности автор участвует в литературной жизни своего времени, вступая в непосредственные (доверительные, дружеские, полемические и т.п.) отношения с другими авторами, литературными критиками, с редакциями журналов, с книгоиздателями и книготорговцами и т.п. Сходные эстетические воззрения приводят к созданию писательских групп, кружков, литературных салонов и обществ.
Понятие об авторе как лице эмпирико-биографическом и всецело ответственном за сочиненное им произведение укореняется вместе с признанием в истории культуры самоценности творческой фантазии, художественного вымысла (в древних же литературах повествования и описания часто принимались за несомненную правду).
В фольклоре категория автора лишена статуса персональной ответственности за поэтическое высказывание. Место автора текста заступает там исполнитель текста – певец, сказитель и т.п.
Сущность автора-творца определяется в первую очередь его особой позицией «вненаходимости» (М.М.Бахтин) по отношению как к формально-содержательному единству словесно-художественного произведения, так и к той первичной реальности (природной, социальной, бытовой, исторической и т.п.), отталкиваясь от которой или подражая которой автор создает вымышленный им поэтический мир. Автор-творец выступает уже как производитель собственных текстов. Он является главным, все определяющим источником новой эстетической реальности, ее демиургом.
С автором-творцом органично соединяются представления о творческом процессе рождения и созидания текста.
Автору-творцу принадлежит замысел сочинения (независимо от того, откуда он его почерпнул), он проходит через все этапы его осуществления, вплоть до создания более или менее состоявшегося, завершенного текста.
Историками литературы отмечается постепенное возрастание личностного начала в словесности. Этот процесс, начиная с античной литературы и более отчетливо обнаруживая себя в эпоху Возрождения, главным образом связывается с наметившимися тенденциями преодоления художественно-нормативных канонов.
Появление непосредственных авторских интонаций обусловливается прежде всего ростом авторитета задушевно-лирических, сокровенно-личностных мотивов и сюжетов. Авторское самосознание достигает апогея в эпоху расцвета романтического искусства, ориентированного на обостренное внимание к неповторимому и индивидуально-ценностному в человеке.
Автор в этом смысле выступает как устроитель, воплотитель и выразитель многозначной эмоционально-смысловой целостности данного художественного текста. Вместе с тем известны признания многих авторов, что литературные герои в процессе их созидания начинают жить как бы самостоятельно, по неписанным законам собственной органики, обретают некую внутреннюю суверенность и поступают вопреки изначальным авторским ожиданиям и предположениям.
Автор, создавший текст, объективно теряет над ним власть. Он не волен уже влиять на судьбу своего произведения, на его реальную жизнь в читающем мире, на бесконечное многообразие интерпретационных версий, на воспроизведение художественного текста читателями, критиками, исследователями и т.п.
Автор – «виновник» другой, искусственной реальности – внеположен ей. Но постоянные и повсеместные следы его творческой личности хранит произведение как художественный мир, им скомпонованный, им организованный, как некая поэтическая структура в ее конкретно-чувственной неопровержимости, в ее особом фонографическом, словесно-образном, сюжетно-композиционном осуществлении. Уже в процессе творчества, по мере рождения и сотворения текста, самым различным образом во внутренней структуре произведения, в его текстовой плоти начинают обнаруживать себя авторские интонации, проявляются авторские лики, проступает авторская позиция.
Проблема отношений автора как конкретно-эмпирической личности, автора-творца и автора в художественном тексте – одна из сложнейших в литературоведении. Нередко личностное, авторское начало в произведении настолько самоочевидно, что у читателя возникает соблазн: в каждом главном герое видеть автора.
Отношение автора, находящегося вне текста, и автора, запечатленного в тексте, трудно поддаются исчерпывающему описанию. Автор «присутствует» в тексте, поэтому можно с полным правом говорить об образе автора, об авторской точке зрения, авторской позиции в произведении. Субъективная и всеведущая авторская роль, авторский замысел, авторская концепция (идея, воля) обнаруживаются в каждой «клеточке» повествования и в художественном целом текста.
Автор как эмпирическое лицо может быть неизвестен (не сохранилось никаких документально подтвержденных данных о нем), но внятное представление об образе автора стойко хранит само художественно-целостное пространство произведения (образ автора в «Слове о полку Игореве»).
Более конкретные «олицетворенные» авторские внутритекстовые проявления дают основания литературоведам обнаруживать различные формы присутствия автора в тексте.
Как правило, авторская субъективность отчетливо проявляется в рамочных компонентах текста: заглавии, эпиграфе, начале и концовке основного текста. В некоторых произведениях есть также посвящение, авторские примечания (как в «Евгении Онегине»), предисловия, предуведомления, послесловия, эпилоги, образующие в совокупности метатекст, то есть текст, надстраивающийся над данным текстом, объединяющий, интерпретирующий его (гр. meta – после, за) и в то же время составляющий целое с основным текстом.
К этому же кругу вопросов можно отнести использование псевдонимов с выразительным лексическим значением (Андрей Белый, Максим Горький, Демьян Бедный и др.). Это тоже распространенный способ построения образа автора, постоянного и целеустремленного воздействия на читателя.
Формы присутствия автора в тексте напрямую зависят от родовой принадлежности произведения, от его жанра, но есть и общие тенденции.
Наиболее непосредственно автор заявляет о себе в лирике, где высказывание принадлежит лирическому субъекту, изображены его переживания.
Если цикл лирических стихотворений, лирическая поэма или все собрание лирических произведений дают представление о личности поэта, об устойчивом авторском облике, об авторской житейской и поэтической судьбе, то применительно к таким текстовым феноменам в современном литературоведении обычно употребляется понятие лирический герой, введенное Ю.Н. Тыняновым в его статье «Блок» (1921). Тынянов писал: «Блок – самая большая лирическая тема Блока. (…) Об этом лирическом герое и говорят сейчас. Он был необходим, его уже окружает легенда, и не только теперь – она окружала его с самого начала, казалось даже, что она предшествовала самой поэзии Блока, что его поэзия только развила и дополнила постулированный образ» (Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977, с. 118 – 119). По определению Б. О. Кормана, лирический герой – это «единство личности, не только стоящее за текстом, но и воплощенное в самом поэтическом сюжете, ставшем предметом изображения, – причем образ его не существует, как правило, в отдельном, изолированном стихотворении: лирический герой – это обычно единство если не всего лирического творчества поэта, то периода, цикла, тематического комплекса» (Избр. труды по теории и истории литературы. – Ижевск, 1992, с. 87).
Авторские интонации ясно различимы в авторских отступлениях (чаще всего – лирических, публицистических, историко-критических и т.п.), которые органично вписываются в структуру лиро-эпических и эпических в своей основе произведений.
В драме автор в большей степени оказывается в тени своих героев, передавая им богатые возможности диалогического общения. Но и здесь его присутствие усматривается в заглавии, эпиграфе (если он есть), списке действующих лиц, в разного рода сценических указаниях, предуведомлениях, в системе ремарок, в репликах в сторону, которые принадлежат и персонажу и автору – одновременно.
Рупором автора могут быть и сами действующие лица: герои-резонеры. Особо следует выделить авторское слово, вложенное в уста персонажа, безусловно далекого от автора (Например, известная финальная реплика Городничего в «Ревизоре», невольно перекликающаяся с эпиграфом к комедии: «Чему смеетесь? – Над собой смеетесь. »)
Авторская преднамеренность являет себя в общей концепции и сюжетосложении драмы, в расстановке действующих лиц, в природе конфликта и т.п. Недаром говорят об особой природе драматургического конфликта, о типе конфликта, свойственного тому или иному автору-творцу (например, А.Н. Островскому и А.П. Чехову).
Очень разнообразны формы присутствия автора в эпосе. Жанры автобиографической повести или автобиографического романа предъявляют автора до известной степени непосредственно. Значительно чаще автор выступает как повествователь, ведущий рассказ от третьего лица. Это самая распространенная, «безличная» анонимная форма повествования. Автор словно бы без остатка растворен в своем рассказе.
В литературе Нового времени такой способ повествования, наиболее условный (всезнание повествователя не мотивируется), обычно сочетается с субъектными формами, с введением рассказчиков (нарративов), с передачей в речи, формально принадлежащей повествователю, точки зрения того или иного героя (так, в «Войне и мире» Бородинское сражение читатель «видит» глазами Андрея Болконского и Пьера Безухова).
В эпических жанрах формы ввода «чужой речи» отличаются большим разнообразием. Автор передоверяет свои сюжеты сочиненному им, подставному, мнимому рассказчику (участнику и свидетелю событий, очевидцу, автору дневниковых материалов, корреспонденту главного героя, адресату его писем и т.п.) или рассказчикам, которые могут быть, таким образом, участниками истории, о которой они сами повествуют.
Рассказчик может последовательно вести повествование от первого лица. В зависимости от его близости/ чуждости к кругозору автора, использования того или иного образного ряда некоторые исследователи выделяют личного (или перволичного) повествователя («Записки охотника» И.С. Тургенева) и собственно персонифицированного (ролевого) рассказчика («Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя). Чем более явно «субъект сознания становится определенной личностью со своим особым складом речи, характером, биографией, тем в меньшей степени он выражает авторскую позицию» (Б.О. Корман). И тем с большей уверенностью можно констатировать дистанцию, порой значительную, между ним и собственно автором.
Итак, в эпических произведениях авторское начало проступает по-разному: это авторская точка зрения на воссоздаваемую поэтическую реальность, комментарий по ходу сюжета, прямая, косвенная или несобственно-прямая характеристика героев, описание природного и вещного мира и т.п.
В любом случае объединяющим началом эпического текста является авторское сознание, проливающее свет на целое и на все его составляющие. «…Цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, – писал Л.Н.Толстой, – есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету» (Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. В 90 т. Т.30. – М., 1951, с.19).
Особой остроты проблема автора достигает в связи со спорными задачами интерпретации литературных произведений.