Авторы утверждают что формируется третья технологическая революция
Лексические нормы – это правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями.
Нарушение лексических норм связано с употреблением слова без учета его значения, смешением паронимов, нарушением лексической сочетаемости, речевой избыточностью (тавтологией и плеоназмом), неверным использованием фразеологического оборота.
Задание 7. По образцу словарной статьи толкового словаря составьте толкования лексических значений слов, включите их в предложения.
1. Дайджест, дефолт, истеблишмент, карт-бланш, конъюнктура, кредо, муссировать, реноме, статус-кво, толерантность, электорат.
11. Альтруист, демагог, маргинал, меценат, филантроп, нувориш, неофит, конформист, нонконформист, конгениальный, меркантильный, одиозный, ортодокс, прагматик.
Задание 8. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным выбором слова.
1)Авторы утверждают, что формируется третья технологическая революция.
2) В решении вопроса появились новые альтернативы.
3) Во избежание серости необходимо постигать ноу-хау.
4) Правовой неологизм граждан сегодня распространенное явление.
5) Он был непременным участником их компании.
6) Мюзиклы по мотивам классики обычно цепляют людей.
7) Вы каждое утро готовите аппетитные тостеры?
8) Без любви жизнь была бы скучной и однотонной.
9) Ряд слов журналист выражает в переносном смысле.
10)Начало года отмечено ухудшением климатических условий – метелями, резким понижением температуры.
Задание 9. Найдите доминанты (опорные слова) синонимических рядов; определите, чем отличаются члены этих рядов. В каких коммуникативных условиях они могут употребляться? Приведите примеры.
Абсолютный, безусловный, безоговорочный; существенный, важный, значительный, весомый; злободневный, животрепещущий, насущный, актуальный, острый; способность, дар, дарование, одаренность, талант, гениальность, гений; поступок, действие, шаг, акция, деяние, номер; удача, успех, достижение, везение, преуспевание, фурор, триумф; неплохо, недурно, хорошо, славно, знатно, классно.
Задание 10. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения). Составьте с ними предложения.
Абстрактный, апеллировать, апробировать, девальвация, игнорировать, идентичный, имитация, компенсация, имидж, инвестиция, индифферентный, инновация, нейтралитет, прерогатива, пунктуальный, рентабельный, респондент, тривиальный, фатальный.
11. Прочитайте словарную статью из «Словаря паронимов русского языка» О.В. Вишняковой, обратите внимание на круг сочетаемости паронимов с другими словами.
Иронический / ироничный
Иронический. Относящийся к иронии как стилистическому приему.
Ироничный. Содержащий элемент иронии, употребляющийся с целью насмешки.
Ироничный: экзаменатор, взгляд, подход, тон.
Задание 12. В каких ситуациях вы употребите паронимы:
Интеллигентные – интеллигентские, личный – личностный, скрытный – скрытый, искусный – искусственный, основание – обоснование, признание – признательность, договор – договоренность, реклама – рекламация, проводить – производить.
Задание 13. Составьте предложения с приведенными паронимами:
платить – оплатить – заплатить – выплатить,
Задание 14. Из приведенных в скобках паронимов выберите нужный.
1) В конце книги был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.
2) (Без согласованности, без согласования) с директором он принял очень важное решение.
3) Особая статья бухгалтерского бланка посвящена (представительным, представительским) расходам.
4) Совет директоров потребовал (гарантийных, гарантированных) обязательств от клиентов-неплательщиков.
5) Необходимо вести хозяйствование (экономными, экономичными, экономическими) методами.
6) Чтобы добиться успеха, надо (принять, предпринять) (эффективные, эффектные) меры.
Задание 15. Из слов правой и левой колонок составьте словосочетания.
Играть, иметь, повысить, Роль, мнение, внимание,
усилить, нанести, одержать, ущерб, вклад, поражение,
потерпеть, оказать, излагать, помощь, попытка, счет,
открыть, внести, принять, интерес, решение, победа,
Задание 16. Образуйте глагольные словосочетания с данными ниже словами (в их терминологическом значении). Составьте предложения.
Образец: акт – составить, предъявить. Члены комиссии составили акт о списании оборудования.
Претензия, благодарность, выговор, договор, заявка, иск, соглашение, отчет, предупреждение, содействие, учет, проект, протокол, резолюция, справка требование, характеристика, санкция.
Задание 17. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости в устойчивых словосочетаниях и исправьте их.
Играть роль, играть значение; решить проблему, разрешить ситуацию, разрешить вопрос, решить задачу; представлять интересы, представлять фирму, представлять итоги; рассмотреть вопрос, рассмотреть дело, рассмотреть случай; соблюдать правила, соблюдать бюджет, соблюдать законы; повысить успеваемость, повысить знания, повысить успехи, повысить требования, повысить изучение спроса, повысить выпуск изделий; автор книги, автор проекта, автор станка, автор костюма.
Задание 18. В приведенных предложениях найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Исправьте предложения.
1) Необходимо выяснить, кто будет ликвидировать убытки в случае пожара в незастрахованном помещении. 2) Первоочередное внимание следует оказать своевременному выполнению запланированных работ. 3) Многие вопросы не были выполнены по объективным причинам. 4) В этой фирме традиционно большое значение уделяют корпоративной культуре. 5) Молодой режиссер удачно экранизировал свою картину. 6) Книги в жанре фэнтези пользуются особым интересом у современных читателей. 7) Такой документ (об амнистии) никакого влияния не произведет. 8) Фильм повествует о жизни в российской глубинке.
Задание 19. Проанализируйте следующие словосочетания. Какие из них закрепились в языке, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме?
Информационное сообщение, неожиданный сюрприз, первая премьера, электорат избирателей, весь цвет элиты, саммит на высшем уровне, успех победы, платежи по выплате зарплаты, главный приоритет, полный аншлаг, полное фиаско, полным-полно, короткое мгновение, ведущий лидер, в сентябре месяце, городской градоначальник, обыденная повседневность, печатная пресса, букинистическая книга, странный парадокс, свободная вакансия, подняться вверх.
Задание 20. Исправьте предложения, устранив речевую избыточность.
1) В соответствии с распоряжением мэра продажа нежилых помещений в собственность ограничена. 2) Новая телевизионная программа еженедельно регулярно знакомит зрителей с новинками в мире моды. 3) К недостаткам путеводителя можно отнести недостаточное количество иллюстраций. 4) После публичных обещаний построить дом в мае месяце отступать назад было нельзя. 5) Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация. 6) Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 7) Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе. 8) Пресса высоко позитивно отзывается о работе нового телеканала. 9) В нашем спорте нет единого единоначалия. 10) В условиях огромного мегаполиса сложно быстро передвигаться на личном транспорте.
Задание 21. Вставьте, где это необходимо, е пропущенные буквы, объясните значение отмеченных слов.
Пр…в…легия,пр…ор…тетное направление деятельности, пр…тензия, пр…тязания, пр…вышение полномочий, опр…ходовать, пр…секать попытки, пр…амбула, ком…юнике, ценовой п…ритет, ра…четный счет, рас…читывать на д…в…ден(д/т)ы, д…в…львация, д…н…минация, бу…галтерский бал…анс, бе…пр…ц…дентный скачок цен, инкр…м…нировать, комп…нсация, объявить м…раторий, ас…оциация пр…дпр…н…мателей, кон…ю…ктура рынка.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Морфологические нормы – это правила образования форм слов различных частей речи.
В зоне вариантности находятся почти все грамматические категории и классы слов.
Познакомьтесь с выписанными из ортологических словарей нормативными рекомендациями.
Махать, машу, машет и допуст. махаю, махает, пов. маши и махай, прич. машущий и допуст. махающий, деепр. маша и махая.
Б6. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с двумя придаточными. Напишите его номер.
Б7. В каком предложении допущена речевая ошибка?
1) Главным объектом искусства всегда остается человек, его духовный мир, его идеи.
2) Офицер вернулся в избу и, позвав кучера, велел ему выезжать.
3) В лаборатории накоплен достаточный опыт по использованию новых материалов.
4) В конце XVIII века страна была разделена на три неравные половины.
Б8. В каком предложении допущена речевая ошибка?
1) Мой друг всегда полон новых идей.
2) Я не ударил лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.
3) Лектор оперировал с точными фактами.
4) Эта фирма производит телевизоры высокого качества.
БЛОК II Русский язык в аспекте культуры речи
Лексические нормы русского языка
Отметьте предложения, в которых устойчивые выражения употреблены с ошибками.
1) Они решили: пока суть да дело, надо бежать.
2) Не лезь с суконным рылом в калашный ряд.
3) Во время сессии голова идет кругом.
4) Он летел на лекцию изо всех сил.
Укажите предложения с тавтологией.
1) А если следовать вашим мыслям, то и исследователей не может быть.
2) Если говорить о готовой, построенной теории, то, конечно, она обретает четкость.
3) А если такие условия покажутся невыполнимыми, тогда примите утрату Рубенса как издержки войны.
4) И это реальная действительность.
Найдите предложения с речевой избыточностью.
1) Члены партизанского отряда предчувствовали свою гибель.
2) В нашей стране в последнее время часто пропадают известные личности.
3) Лекциям по химии я предпочту футбольный матч.
4) Я разделяю ваше мнение и полностью с ним согласна.
Определите предложения с многозначными словами.
1) Подражать крикам животных Ваня обучился у деда.
2) От разгоревшегося пожара посветлело на улице.
3) Даже мыльные пузыри не любят когда их надувают.
4) Исполнительная власть на местах активизировала свою работу.
Найдите предложения с речевыми недочетами.
1) Сейчас мы заняты строительством новых сооружения.
2) Девушка живет в органической связи с миром природы.
3) В городе недавно прошли выборы мэра.
4) Тайна смерти Зои Федоровой по-прежнему остается загадкой.
Укажите предложения с речевыми ошибками.
1) Точная и определенная позиция – не лучшая стратегия научного поиска.
2) В тексте используется разговорный стиль и типом является повествование.
3) Ряд слов журналист выражает в переносном смысле.
4) Он приводит нас к важному выводу.
Найдите предложения без речевых недочетов.
1) В начале перестройки шахтеры дебатировали с работниками Министерства угольной промышленности.
2) Это высказывание немного категорично и не должно соответствовать действительности.
3) Без любви жизнь была бы скучной и однотонной.
4) В повести не открыто ничего интересного.
Отметьте предложения, в которых нарушена лексическая сочетаемость.
1) Автор говорит, что формируется третья технологическая революция.
2) Два партизанских отряда воссоединились только глубокой осенью.
3) Заведующий кафедрой вдруг живо почувствовал проблему.
4) Я вас очень прошу принять меня на работу.
Определите предложения без речевых ошибок.
1) По общим сведеньям, студенты сдают хорошие результаты, проявляют упорство и изобретательность.
2) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья.
3) Пусть мне не будет сильно интересно, но я обязана вас выслушать.
4) В своей речи он часто использует высокопоставленную лексику.
Укажите предложения, которые не содержат речевых ошибок.
1) Эти дисциплины включают в себя сложные технические термины.
2) Я ручаюсь с уважением относиться к своему руководству и подопечным служащим.
3) Идеи должны развиваться, претерпевая на своем пути как победы, так и поражения.
4) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем злых и плохих.
ЯЗЫКОВАЯ НОРМА И ВАРИАТИВНОСТЬ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФОРМ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Для студентов индивидуального графика обучения (ИГО) и отделения заочного обучения (ОЗО) (стр. 4 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
1. Отметьте предложения, в которых устойчивые выражения употреблены с ошибками.
1) Они решили: пока суть да дело, надо бежать.
2) Не лезь с суконным рылом в калашный ряд.
3) Во время сессии голова идет кругом.
4) Он летел на лекцию изо всех сил.
2. Укажите предложения с тавтологией.
1) А если следовать вашим мыслям, то и исследователей не может быть.
2) Если говорить о готовой, построенной теории, то, конечно, она обретает четкость.
3) А если такие условия покажутся невыполнимыми, тогда примите утрату Рубенса как издержки войны.
4) И это реальная действительность.
3. Найдите предложения с речевой избыточностью.
1) Члены партизанского отряда предчувствовали свою гибель.
2) В нашей стране в последнее время часто пропадают известные личности.
3) Лекциям по химии я предпочту футбольный матч.
4) Я разделяю ваше мнение и полностью с ним согласна.
4. Определите предложения с многозначными словами.
1) Подражать крикам животных Ваня обучился у деда.
2) От разгоревшегося пожара посветлело на улице.
3) Даже мыльные пузыри не любят когда их надувают.
4) Исполнительная власть на местах активизировала свою работу.
5. Найдите предложения с речевыми недочетами.
1) Сейчас мы заняты строительством новых сооружения.
2) Девушка живет в органической связи с миром природы.
3) В городе недавно прошли выборы мэра.
4) Тайна смерти Зои Федоровой по-прежнему остается загадкой.
6. Укажите предложения с речевыми ошибками.
1) Точная и определенная позиция – не лучшая стратегия научного поиска.
2) В тексте используется разговорный стиль и типом является повествование.
3) Ряд слов журналист выражает в переносном смысле.
4) Он приводит нас к важному выводу.
7. Найдите предложения без речевых недочетов.
1) В начале перестройки шахтеры дебатировали с работниками Министерства угольной промышленности.
2) Это высказывание немного категорично и не должно соответствовать действительности.
3) Без любви жизнь была бы скучной и однотонной.
4) В повести не открыто ничего интересного.
8. Отметьте предложения, в которых нарушена лексическая сочетаемость.
1) Автор говорит, что формируется третья технологическая революция.
2) Два партизанских отряда воссоединились только глубокой осенью.
3) Заведующий кафедрой вдруг живо почувствовал проблему.
4) Я вас очень прошу принять меня на работу.
9. Определите предложения без речевых ошибок.
1) По общим сведеньям, студенты сдают хорошие результаты, проявляют упорство и изобретательность.
2) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья.
3) Пусть мне не будет сильно интересно, но я обязана вас выслушать.
4) В своей речи он часто использует высокопоставленную лексику.
10. Укажите предложения, которые не содержат речевых ошибок.
1) Эти дисциплины включают в себя сложные технические термины.
2) Я ручаюсь с уважением относиться к своему руководству и подопечным служащим.
3) Идеи должны развиваться, претерпевая на своем пути как победы, так и поражения.
4) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем злых и плохих.
ЯЗЫКОВАЯ НОРМА И ВАРИАТИВНОСТЬ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФОРМ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1. Из приведенных ниже пар слов выберите те, которые кроме количественных различий имеют смысловые, лексические;
2. Укажите номер варианта, в котором всё слова принадлежатI к мужскому роду.
1)Манго; метро, виски.
4)Кепи, интервью, сопрано.
3. Укажите номер варианта, в котором все слова в Р. п. имеют окончание -ов.
1)Кулоны, армяне, цыгане.
2)Яблоки, браслеты, турки.
3)Габариты, рекруты, ананасы.
4)Казаки, центнеры, макароны.
4. Отметьте предложения, в которых нет грамматических
1) Лимпопо мне известен из сказки Чуковского.
2)Я уже поднимался на этот Дыхтау.
3)Конго — вторая по длине в Африке.
4)Изменившаяся за столько лет Дели встретила нас радостно.
5. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
1) Зайчонок спрятался в густой заросли ежевики.
2) Долго и бесцельно ползали мы по пологому склону.
3) Тучами виснет над людьми малярийный комар.
4) Самый страшный и самый хитрый зверь в лесу — рысь.
6. Определите предложения, которые содержат грамматические ошибки.
1)В этой игре мы одержали поражение.
2)Платеж осуществляется через Сбербанк.
3)Возможно, ее закалилось бы не заявлением, а чем-нибудь пострашнее.
4)Я могу угостить тебя кофе.
7. Найдите предложения без грамматических ошибок.
1)Обратитесь с рекламацией на завод-производитель.
2)Фирма поможете получении канадских виз, снятии жилья.
3)Кредиты можно получить свободно.
4)Перед совершением сделки важно все тщательно продумать.
8. Отметьте предложения, в которых нет грамматических ошибок.
1)Не подскажете: который час?
2)В конце года бухгалтерия занимается сведением счётов.
3)Он стал жертвой злостной инсинуации..
4)Забота о детях приносит дивиденды в старости.
9. Отметьте предложения, в которых существительное употреблен в несвойственном ему значении.
1) Думаю, фильм этот — настоящая фантасмагория красок и образов.
2) Здесь и бухгалтер не подкопался бы.
3) Вам нужно почистить вашу ауру.
4) Он, чтобы уйти от налогов, перевел свою фирму в таймшер.
10. Определите предложения, которые содержат грамматические ошибки.
1)Нам нужны проводы для уроков физики,
2)Они совсем взрослые, и у них уже есть паспорты.
3)Мальчик был разведчиком у партизан.
4)Учитель невольно остановился на полуслове.
1. Укажите номер варианта, в котором все слова могут иметь степени сравнения.
1) Артистичный, немой, интересный.
2) Экономический, путёвый, абстрактный.
3) Ясный, ответственный, экстренный.
4) Упорный, важный, дешевый.
2. Укажите номер варианта, в котором все слова могут иметь краткую форму.
1) Толковый, родной, быстрый.
2) Закономерный, дельный, положительный.
3) Здоровенный, загорелый, добрый.
4) Архаичный, человечный, глухой.
3. Определите, в каких предложениях содержатся грамматические ошибки.
1) Самый священный храм индуистов находится на востоке Индии.
2) Наиболее интересные эпизоды остались за кадром.
3) Эта версия мне представляется более исторической.
4) В этом году ваш перец горче.
4. Отметьте предложения без грамматических ошибок.
1) В ней есть неодолимая потребность чувствовать, любить.
2) Человечество извлекает наивыгоднейшую пользу из прогресса.
3) Он обладал истинно лидерским даром переводить общие задачи на язык конкретных дел.
4) Банк в этой ситуации — агент валютного контроля.
5. Укажите предложения, содержащие грамматические ошибки.
1) Гараж узок для моей машины.
2) Я на такую тяжесть уже не способный.
3) Вид этого актера слишком принужденен.
4) Их ребенок склонный к простуде.
6. Определите, в каких предложениях прилагательное употреблено в несвойственном значении.
1)Эти меры бездейственны.
2)Он отдает распоряжения хозяйственным тоном.
3)Мой сосед заработал состояние собственной оборотностью.
7. Определите, в каких предложениях прилагательное употреблено в несвойственном значении.
1) Наша планета уже достигла критичного уровня загрязнения
окружающей среды.
2) Особенно опасны разъяренные буйволы.
3) Он человек ограниченный и нестерпимый.
4) У них на заводе завтра отчетливое собрание.
8. Отметьте предложения без грамматических ошибок.
1) Этот политик неискрен со своими избирателями.
2) Мой шкаф уже полный разными вещами.
3) Настоящая мудрость немногословна.
4) Воздух сегодня свеж и теплый.
9. Определите, в каких предложениях неточно употреблен синоним.
1) Ты уверен, что эти документы настоящие?
2) У запасливого человека всегда есть нужный инструмент.
3) Он дал нам настолько дипломатичный ответ, что мы даже не обиделись на него.
4) Длительные кредиты банки выдают неохотно.
10. Определите предложения, в которых все слова употреблены в соответствии со своим значением.
1) Изменения, прошедшие в стране за последние несколько лет, необратимы.
2) Работая в системе профсоюзов, он занимал выборные должности.
3) Это наказание носит чисто воспитательский характер.
4) Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных
Языковая норма в употреблении числительных и местоимений
1. Выберите вариант, в котором все имена существительные сочетаются с собирательными числительными.
1) Старосты, зайчата, дни.
2) Медведи, брюки, знакомые.
3) Дочери, генералы, студенты.
2. Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки.
1) Война закончилась в тысячу девятьсот сорок пятом году.
2) У обоих часов сломаны стрелки.
3) В полутораста километрах от города находится озеро.
4) Атлет поднял штангу весом сто сорок с половиной килограммов.
3.Определите предложения без грамматических ошибок.
1) По двору бегали шестеро или семеро цыплят.
2) Две трети присутствующих составляли приезжие.
Урок по теме Повторение пройденного по теме «Морфемика»
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.
1. Проблемное обучение: создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
2. Разноуровневое обучение: появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
3. Лекционно-семинарско-зачетная система: данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: « Повторение пройденного по разделу « Морфемика »
Цели и задачи урока:
— организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении материала по разделу « Морфемика »;
— вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно – творческий характер;
— развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализаци.
Сообщение темы и цели урока.
— Тема урока « Повторение материала по разделу « Морфемика »
— Итак, давайте повторим, что мы будем делать на уроке?
III . Повторение и обобщение материала.
— Ребята, сегодня я буду оценивать вашу работу, а в дальнейшем мы будем учиться оценивать друг друга и себя.
— Ребята, перед вами учебники. Вы можете посмотреть в них при подготовке к вопросу.
1) Что такое корень?
2) Что такое нулевое окончание?
3) Что такое родственные слова?
5) Что такое морфема?
13) Для чего необходимо учитывать значение морфем?
14) Правописание О-Ё после шипящих в корне слова
2) Подумай, это интересно.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале
3) Работа у доски. Вставь пропущенные буквы.
Ст. рожил города, прил..гательное, выр..щенный, прил..скать, ум..лять о помощи, прил..жение, р..сток, водор..сли,пос..дел от старости, сл..зал варенье, сл..пил из пластилина, прил. пил к бумаге.
4) Самостоятельная работа по карточкам ( разноуровневые карточкам)
1* Выпр…мить, взгл…нул, зв…ринец, л…пили, на б…р…гу, р…чушка, пл…сать, пл…чистый, п…сатель, п…вец, созр…вать, н…зина, сп…шить, л…стопад, нар…дились, дов…рять, прип…кает, оп…риться, од…ночество, кор…нь
2** Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память), разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обстановку), разр…дить (морковь)
3*** Насл..ждение, подр..внять кусты, пол..скать кошку, разр..дить ружьё, прим..рять платье, скр..пя сердце, прож..вать в городе, ув..дать на солнце, пол..скать бельё, прим..рять друзей, ч. стота в доме, она очень м..ла, сл..пить в комок, ув..дать издалека, сл. зать с дерева, скр..пя зубами, подр..сли р..стения, укр..щать животных.
5. Объяснительный диктант
3 ач_стили д_жди, и на даче стало тоскливо.
Я отв_рил калитку и об_жал вокруг дома.
Девочка поб_жала к р_ке пол_скать б_лье.
Ст_рик медленно ж_вал хлеб и зап_вал его кв_ском.
Мотор затр_щал, потом пост_пенно стал зат_хать.
Чайник нак_лился, расп_ялся и стал прот_кать.
Я отв_рил дверь, и луч прожектора осл_пил меня.
На ужин Саша отв_рил картошечку и съел её с с_лёдочкой.
6) Итог урока. Рефлексия.
Чем интересен был урок?
Чем особенно запомнился?
Какую орфографическую задачу решили?
Мне сегодня понравилось, как работал(а) на уроке …..
Особенно интересно было….
Я сегодня уйду с урока с … настроением
7) Домашнее задание. Найди 8 пословиц, в которых в глаголах есть б/гл, проверяемая ударением
Культура речи и проблема преодоления речевых ошибок. 5 уроков
Развивающая: формирование лингвистической компетентности через овладение языковыми понятиями « культура речи », « языковая норма », « речевая норма », практическое владение речевыми нормами; формирование умения владеть способом действия при выборе речевой нормы, умения анализировать, сопоставлять, дифференцировать языковые явления, делать выводы на основе анализа; формирование коммуникативной компетентности посредством овладения всеми видами речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение); формирование информационной компетентности через умение осуществлять поиск необходимой информации, выделять главную и второстепенную информацию.
Воспитательная: формирование представления о русском языке как духовной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой общения.
Образовательная: знать о понятии « культура речи » и его составляющих, владеть основными нормами русского литературного язык
3 урок Практическое занятие. « Лексические нормы русского языка »
4 урок Семинарское занятие
5 урок Контрольно-тестовая работа
Понятие речевых ошибок.
Причина возникновения речевых ошибок.
1. Литературный язык является частью национальной культуры Литературный язык- важнейшее культурное достояние, требующее заботы о соблюдении норм и поддержание его развития. Одна из важнейших составляющих культуры речи является нормативность. Её нарушение неизбежно приводит к появлению речевых ошибок, происходит сбой в коммуникации, так как речь лишается точности, логичности. Нормативная сторона речи связана с её грамматической правильностью, соблюдением тех норм, которые стали определять современный русский язык.
Однако вопрос о предупреждении или искоренении речевых ошибок может подниматься лишь при понимании их сущности, а именно это задание в ЕГЭ для нас остаётся камнем преткновения.
2. Говоря о причинах возникновения речевых ошибок следует отметить следующее:
Влияние смысловых аналогий : директор(чего?) школы-заведующий детского сада вместо (чем?) садом.
Незнание лексического значения слова. Мы любовались в горах прекрасной фауной (флора)
Нарушение лексической сочетаемости. Я склоняю( преклоняю) колени перед вашей красотой.
Усвоение ребёнком безграмотной речи взрослого: насыпь супа, ложи в сумку. Переучить очень сложно.
Нарушение логики высказывания (аллогизм). Радушные хозяева накормили нас отменным подбором блюд.
3. русский язык велик и могуч, но наша речь порой бывает очень невыразительной и бедной. Чаще всего мы не используем богатство нашего языка. Мы не умеем из множества слов выбрать нужное, способное наиболее точно передать нашу мысль. Чем богаче язык, тем больше в нём слов, следовательно труднее разобраться в их лексическом значении. Ты всю жизнь строишь себе идеалы ( строить воздушные замки). Я никогда не задумывался, почему люди делают подвиги( совершают)
4. В основе любой речевой ошибки КОНТАМИНАЦИЯ — взаимовлияние структур, их наложение.. Различают несколько уровней контаминации:
1) фонетическая: дерма н тин, интриган т
2) словообразовательная: убраться в квартире.
4) аналоговая: вкусное кофе ( какао), по истечению (и)ю
5. Наиболее опасным, с точки зрения ясности, является двусмысленность. Это явление препятствует точности, логичности высказывания. В классе все ученики молчат, не говорят вслух о поведении некоторых учеников, хотя не довольны их поведением. Но такого не должно быть, но оно есть. Чего не должно быть : молчания или поведения некоторых учеников? Питание « Малютка » проверено Минздравом для детей отечественного производства. Двусмысленность возникла из-за нарушения порядка слов, что повлекло за собой нарушение культуры речи.
Домашняя работа: перечитать конспект, отметить, что непонятно.
Практическое занятие №1. Лексические нормы русского языка.
1. Почему данные словосочетания являются плеоназмами. Объясните.
Закончит в мае месяце_________________________________________________
2. Исправьте речевые недочёты, связанные с ошибочным употреблением паронимов.
Рядом с этой комнатой помещалась огромная ванна и гардеробная.
Он поднимает эстетические и нравственные проблемы.
Я придерживаюсь такой линии.
Эта работа очень лирическая.
Этот фильм имел огромное воздействие на зрительную аудиторию.