Автотовароведческая экспертиза что это
Разделы:
Автотовароведческая экспертиза
Экспертная специальность 13.4 «Исследование автотранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки»
Рост количества автомобилей и автомобилистов влечёт за собой и соответствующий рост дорожно-транспортных происшествий, в которых очень часто необходимо установить фактический размер материального ущерба, нанесенного владельцу транспортного средства, а также фактический размер страхового возмещения.
В этих случаях нередко в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства необходимо назначение и проведение судебных автотовароведческих экспертиз и исследований, являющихся одними из самых востребованных.
Информационное письмо в суды города Москвы и Московской области
Увеличивается из года в год также количество совершаемых сделок с автотранспортом, имущественных споров и правонарушений. В этих случаях к экспертам-автотовароведам РФЦСЭ за помощью обращаются суды, нотариусы, следователи, дознаватели, юридические и физические лица. При этом проводятся судебные экспертизы и экспертные исследования.
Наряду с производством судебных экспертиз по уголовным, гражданским и арбитражным делам, значительную часть деятельности экспертов-автотовароведов РФЦСЭ занимает составление актов оценки транспортных средств физическим лицам для органов нотариата при оформлении наследства. Данный вид деятельности регламентируется подпунктом 7 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса РФ.
Информационное письмо нотариусам
Научной основой для производства судебных экспертиз и экспертных исследований по вопросам автотовароведения в системе СЭУ Минюста России являются периодически обновляемые Методические рекомендации «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки», разработанные на основе результатов современных научных исследований в отношении транспортных средств.
В 2017 году в рамках темы № 5/2016 Плана основных научно-методических работ в области судебных экспертиз, выполняемых федеральными бюджетными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации, РФЦСЭ были разработаны «Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки» (далее – Методические рекомендации).
Методические рекомендации разработаны в полном соответствии с действующей Программой подготовки судебных экспертов по экспертной специальности 13.4 «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки» и регламентируют порядок проведения судебных автотехнических экспертиз и досудебных исследований по данной судебно-экспертной специальности.
Методические рекомендации утверждены и рекомендованы для использования в экспертной практике решением научно-методического совета РФЦСЭ от 20.12.2017 (Протокол № 4). В 2018 году они были изданы и разосланы в СЭУ Минюста России. Согласно решению секции по судебной автотехнической экспертизе РФЦСЭ, утвержденного научно-методическим советом РФЦСЭ 18 октября 2018 года (протокол № 3), вышеуказанные Методические рекомендации введены в действие с 1 января 2019 года. С этого времени методические рекомендации «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки», опубликованные в 2013 году (с изменениями от 2015 года), прекращают свое действие.
Задачи, решаемые экспертами-автотовароведами:
Все задачи решаются в соответствии с компетенцией эксперта, определенной соответствующей программой подготовки.
Предмет и объекты автотовароведческой экспертизы
Предметом судебных автотовароведческих экспертиз является установление фактических данных о техническом состоянии АМТС, дате выпуска транспортного средства, принадлежности его к определенной марке и модели, наличия и характера технических повреждений, причин их возникновения, стоимости транспортного средства и отдельных деталей, узлов, агрегатов, стоимости восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия или при иных обстоятельствах.
Объектами рассматриваемых автотовароведческих экспертиз могут являться:
Опечатки в книге «Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки» / Е.Л. _ Махнин, И.Н. _ Новоселецкий, С.В. _ Федотов [и др.]; науч. рук. С.А. _ Смирнова, В.Г. _ Григорян. – М.: ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2018»
1.1. Объекты, предмет автотовароведческой экспертизы. Компетенция эксперта-автотовароведа
1.1. ОБЪЕКТЫ, ПРЕДМЕТ АВТОТОВАРОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.
1.1.1. Объектами автотовароведческой экспертизы являются:
АМТС в целом как сложное изделие;
агрегаты, узлы и детали АМТС;
информация представительств автопроизводителей, предприятий автосервиса и торговли;
документы, представленные для проведения исследования.
1.1.2. Предметом автотовароведческой экспертизы являются:
марка, модель, тип (назначение) АМТС и оборудования;
дата выпуска АМТС и оборудования;
пробег (наработка) и общее техническое состояние АМТС и оборудования;
комплектность АМТС и оборудования; принадлежность узлов, агрегатов, деталей АМТС (если для этого не требуется проведения экспертизы другого рода или вида);
повреждения, дефекты, неисправности АМТС и оборудования.
1.1.3. В компетенцию эксперта-автотовароведа входит:
идентификация АМТС и оборудования, если для этого не требуется проведения экспертизы другого рода или вида;
проверка соответствия типа, марки, модели, даты выпуска, технических характеристик АМТС и оборудования данным, указанным в техническом паспорте или другой сопровождающей документации, если для такой проверки не требуется проведения экспертизы другого рода или вида;
проверка данных о техническом состоянии и наличии повреждений АМТС, если для такой проверки не требуется проведения экспертизы другого рода или вида;
определение характера повреждений АМТС и способов их устранения;
определение стоимости восстановительных работ;
определение цены запасных частей;
определение цены АМТС;
определение размера утраты товарной стоимости;
оценка качества изготовления и ремонта АМТС;
проверка соответствия расчета затрат на восстановление АМТС действующим нормативным документам.
1.1. Объекты, предмет автотовароведческой экспертизы. Компетенция эксперта-автотовароведа
1.1. ОБЪЕКТЫ, ПРЕДМЕТ АВТОТОВАРОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.
1.1.1. Объектами автотовароведческой экспертизы являются:
АМТС в целом как сложное изделие;
агрегаты, узлы и детали АМТС;
информация представительств автопроизводителей, предприятий автосервиса и торговли;
документы, представленные для проведения исследования.
1.1.2. Предметом автотовароведческой экспертизы являются:
марка, модель, тип (назначение) АМТС и оборудования;
дата выпуска АМТС и оборудования;
пробег (наработка) и общее техническое состояние АМТС и оборудования;
комплектность АМТС и оборудования; принадлежность узлов, агрегатов, деталей АМТС (если для этого не требуется проведения экспертизы другого рода или вида);
повреждения, дефекты, неисправности АМТС и оборудования.
1.1.3. В компетенцию эксперта-автотовароведа входит:
идентификация АМТС и оборудования, если для этого не требуется проведения экспертизы другого рода или вида;
проверка соответствия типа, марки, модели, даты выпуска, технических характеристик АМТС и оборудования данным, указанным в техническом паспорте или другой сопровождающей документации, если для такой проверки не требуется проведения экспертизы другого рода или вида;
проверка данных о техническом состоянии и наличии повреждений АМТС, если для такой проверки не требуется проведения экспертизы другого рода или вида;
определение характера повреждений АМТС и способов их устранения;
определение стоимости восстановительных работ;
определение цены запасных частей;
определение цены АМТС;
определение размера утраты товарной стоимости;
оценка качества изготовления и ремонта АМТС;
проверка соответствия расчета затрат на восстановление АМТС действующим нормативным документам.
Приложение N 1. Памятка по назначению и проведению судебных дорожно-транспортных экспертиз по гражданским делам
Памятка по назначению и проведению судебных дорожно-транспортных экспертиз по гражданским делам
Повторно в настоящем бюллетене размещена для изучения Памятка по назначению и проведению судебных дорожно-транспортных экспертиз по гражданским делам, ранее опубликованная в бюллетене ГСК за 3 квартал 2017 года, в связи с тем, что судьями по-прежнему допускаются многочисленные ошибки при назначении таких экспертиз и при последующей оценке экспертных заключений.
При рассмотрении споров о взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, взыскания страховых выплат (в том числе в порядке регресса и суброгации) возникают вопросы, связанные с исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, в том числе с установлением самого факта происшествия, наличия у его участников технической возможности избежать столкновения, с определением размера ущерба, причинной связи между дорожно-транспортным происшествием и причинением ущерба.
Назначение автотовароведческих экспертиз необходимо в случаях:
— ответчик (страховая компания или физическое лицо) оспаривают отчет о стоимости восстановительного ремонта автомобиля истца, изготовленный по инициативе истца в досудебном порядке;
— неполнота и недостаточная ясность проведенных страховой компанией или истцом исследований восстановительного ремонта;
— наличие противоречий между двумя отчетами о стоимости восстановительного ремонта; и др.
Назначение автотехнических экспертиз необходимо в случаях:
— представление страховой компанией заключения специалиста о несоответствии объяснений участников ДТП обстоятельствам происшествия;
— несоответствие степени повреждений автомашин обстоятельствам происшествия;
— наличие ранее имеющихся страховых случаев, в результате которых зафиксированы одни и те же повреждения, и др.
По характеру исследуемых вопросов, предмета и объекта исследования дорожно-транспортные экспертизы можно разделить на следующие виды:
технико-диагностическая экспертиза позволяет выявить влияние неисправностей транспортного средства на возникновение дорожно-транспортного происшествия;
автодорожная экспертиза позволяет определить техническое состояние дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке дорожно-транспортного происшествия.
Основные элементы подготовки экспертизы:
1) подготовка материалов для экспертного исследования;
2) формулирование вопросов, выносимых на разрешение эксперта;
3) выбор экспертного учреждения или подбор эксперта.
Вопросы, подлежащие выяснению у сторон при подготовке к экспертизе (товароведческая, автотехническая и др.)
1) В каком состоянии находится транспортное средство, участвующее в ДТП (восстановлено или нет).
2) Если автомобиль не восстановлен, то необходимо разъяснять сторонам, что в случае назначения экспертизы для ее проведения требуются автомобили, участвовавшие в ДТП, в невосстановленном виде.
4) В случае если пострадавшие автомобили восстановлены, необходимо получить документы о его фактическом восстановлении.
5) Получить от сторон все имеющиеся фотоматериалы поврежденных автомобилей, места происшествия:
— выяснить велось ли фотографирование сотрудниками ГИБДД, выезжавшими на место происшествия;
— запросить в электронном виде фотографии, сделанные страховщиком при осмотре поврежденного ТС;
— запросить фотографии у оценщика, выполнявшего осмотр по договору с истцом;
— если автомобиль отремонтирован (относительно договора добровольного страхования) и представлялся страховой компании на осмотр в отремонтированном виде, то фотографии с данного осмотра;
— если довод страховой компании, что страховался один автомобиль, а на фотографиях истца к акту осмотра другой автомобиль, надо затребовать фотографии с осмотра при страховании;
— выяснить имелись ли записи с видеорегистраторов, запись должна быть предоставлена на электронном носителе в судебном заседании;
— то же самое относится к записям к стационарным камерам на зданиях ( ЖД вокзал, банки, магазины).
На этапе подготовки дела к судебном разбирательству необходимо:
1) запросить выплатное дело
2) запросить административный материал по факту ДТП.
3) ознакомится с первичными документами.
Состав первичной документации включает: протокол осмотра места ДТП; схему ДТП; справку о ДТП; объяснения участников происшествия и свидетелей; протокол контроля трезвости водителей, рапорт.
Анализ схемы ДТП является важным этапом подготовки к назначению дорожно-транспортной экспертизы.
Схема ДТП составляется инспектором ГИБДД с использованием измерительных инструментов, на основании данных осмотра места происшествия, показаний участников ДТП.
Для того, что бы дать анализ схемы ДТП необходимо знать, что должно быть в ней отражено.
В схеме должно быть отражено:
— место дорожно-транспортного происшествия (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);
— ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений,
— наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло дорожно-транспортное происшествие, а также технические средства регулирования дорожного движения; ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
— положение транспортных средств после дорожно-транспортного происшествия, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к дорожно-транспортному происшествию, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам и иным элементам дороги;
— направление движения участников дорожно-транспортного происшествия до момента его наступления, место столкновения со слов каждого из участников дорожно-транспортного происшествия, очевидцев.
Дополнительные сведения, имеющие непосредственное значение для выяснения обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и принятия объективного решения по делу, излагаются в рапорте.
До назначения экспертизы необходимо выяснить все обстоятельств ДТП, если они оспариваются, либо из документов неясны, путем допроса свидетелей, в том числе и сотрудников ГИБДД.
При опросе сторон (участников ДТП) необходимо установить (в зависимости от происшествия):
на каком расстоянии опасность была обнаружена водителем;
на каком расстоянии он предпринял маневр (нажал на тормоз или и повернул руль), пытаясь предотвратить столкновение, сколько метров проехал после этого до непосредственного места происшествия и до остановки;
наличие в салоне автомобиля пассажиров (количество) и масса перевозимого груза и др.;
где произошло столкновение (соответствует ли место столкновения месту, отраженному на схеме);
какими элементами автомобили контактировали друг с другом;
траектория движения после контакта ТС (в какую сторону развернуло ТС, где остановилось ТС (на обочине, в кювете, на встречной полосе и др.), переворачивалось ли ТС и др.)
следы непосредственного контакта и вторичные деформации (если после основного столкновения был контакт, с каким либо предметом).
Допрашивая свидетелей, необходимо выяснять место нахождения свидетеля в момент происшествия.
Если страховые компании, ходатайствуя о назначении автотехнической (трасологической) экспертизы, заявляют о фальсификации страхового случая или инсценировки ДТП, то необходимо требовать от стороны, заявляющей такое ходатайство четких пояснений о том, какие обстоятельства дают основания полагать, что ДТП сфальсифицировано.
Основаниями для удовлетворения такого ходатайства могут являться следующие обстоятельства:
— несоответствие степени повреждений автомашин (например, на одном автомобиле имеется всего лишь царапина на левой стороне двери, а у другого автомобиля разбит весь правый бок, и т.д.);
— заключение специалиста о локализации, характере повреждений, которые не могли возникнуть в результате указанного ДТП;
— наличие ранее имеющихся страховых случаев, в результате которых зафиксированы одни и те же повреждения; несоответствие местности, где совершено ДТП, произведенным замерам, показаниям сотрудников ГИБДД, оформлявших происшествие, схеме ДТП и повреждениям автомобиля;
При ДТП без участия других транспортных средств (перебегала дорогу собака и водитель не справился с управлением) необходимо обратить внимание на соответствие описанного водителем вида ДТП имеющимся следам (на схеме ДТП, на фотографиях с места ДТП).
Так, если водитель утверждает, что имело место опрокидывание, то необходимо обратить внимание на наличие повреждений на выступающих элементах (боковых зеркалах, молдингах, крыше и др.).
Таким образом, в распоряжение эксперта должны быть предоставлены следующие документы (в зависимости от вида назначенной экспертизы):
— материалы административной проверки по факту дорожно-транспортного происшествия, подлинники (или надлежащим образом заверенные копии).- фотоснимки (видеосъемка), запечатлевшие обстановку места происшествия;
— фотоматериалы осмотра поврежденных ТС;
— акты осмотра поврежденного транспортного средства с заключениями о стоимости, изготовленные независимыми оценщиками по инициативе потерпевшего и страховых компаний;
Обязательному выяснению подлежат вопросы о возможности предоставления ТС эксперту и состоянии транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии (отремонтированы или находятся в том же состоянии в котором были после ДТП).
Для назначения автотехнической экспертизы могут потребоваться также:
— сведения об организации движения в места ДТП (линии разметки, дорожные знаки и их расположение);
— сведения о продолжительности работы фаз светофоров;
— справка метеослужбы о состоянии погоды в период расследуемого ДТП;
Направляемые в распоряжение эксперта материалы должны быть перечислены в определении о назначении экспертизы. При этом следует учитывать, что эксперту не могут быть представлены материалы, не приобщенные к делу в установленном ГПК РФ порядке.
Суд вправе выяснить у эксперта, какие документы необходимы для проведения экспертизы. Эксперт не вправе сам собирать документы, выяснять вне судебного разбирательства какие-либо вопросы у лиц, участвующих по делу. Эти действия производит суд, назначивший экспертизу, по запросу эксперта.
Общие требования, которым должны отвечать вопросы, выносимые на разрешение экспертов, следующие:
— соответствие компетенции эксперта;
— соответствие реальным научно-техническим возможностям.
В соответствии с ст. 79 ГПК РФ суд должен разъяснить лицам, участвующим в деле их право предоставлять вопросы и предоставить возможность для составления вопросов. При представлении вопросов эксперту в письменном виде они приобщаются к материалам дела, если вопросы заданы в устной форме, они должны быть занесены в протокол судебного заседания. Вопросы, представленные лицами, участвующими в деле, оглашаются в судебном заседании, могут быть уточнены у представившего их лица.
Суд рассматривает все представленные вопросы, исключает из них те, которые не относятся к делу или выходят за пределы компетенции эксперта, формирует вопросы по своей инициативе. Сформулированные вопросы указываются судом в резолютивной части определения. В том случае, если суд отклоняет, вопросы, представленные лицами, участвующими в деле, он должен привести мотивы отклонения в мотивировочной части определения.
При составлении вопросов целесообразно прибегать к консультациям конкретных экспертов. Это даст возможность грамотно и четко поставить вопросы.
Вопросы, поставленные на разрешение эксперта, не должны носить правового характера (например, как должен был действовать водитель в соответствии с ПДД РФ, какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель, усматривается ли в действиях водителей несоответствие Правилам дорожного движения?)
Вопросы о наличии или отсутствии вины являются компетенцией суда.
Вопросы, подлежащие включению в определение суда о назначении дорожно-транспортной экспертизы, следует формулировать с учетом конкретных обстоятельств по делу, требующих доказывания и входящих в предмет доказывания по делу.
Так, при назначении автотехнической экспертизы возможна постановка следующих вопросов:
— с какой скоростью двигалось транспортное средство до начала торможения, с учетом характера и длины следов торможения? Какова величина тормозного, остановочного пути;
— на каком удалении находилось транспортное средство от места столкновения или в момент возникновения опасности;
— имел ли водитель транспортного средства техническую возможность избежать столкновения?
— на каком расстоянии от края пересекаемой проезжей части дороги находилось транспортное средство в момент смены разрешающего сигнала светофора на запрещающий сигнал?
— установить сигнал светофора, который был включен для транспортного средства в момент, когда оно находилось на расстоянии, указанном в исходных данных, от линии установки входного светофора на перекрестке? (когда имеется видеозапись, сведения о режиме работы светофорного объекта)
— имел ли водитель возможность остановиться, не выезжая на проезжую часть пересекаемой дороги, с момента загорания ему запрещающего сигнала светофора?
— кто из участников ДТП раньше выехал на проезжую часть перекрестка (если ДТП произошло в границах перекрестка)?
При проведении транспортно-трасологической экспертизы:
— какими частями контактировали транспортные средства при столкновении;
— каково было положение транспортных средств в момент их столкновения;
— каковы траектории (направления движения) и характер движения транспортных средств до и после столкновения;
— где относительно границ проезжей части находится место столкновения транспортных средств;
— каков механизм столкновения транспортных средств;
— каков угол взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения;
— каков механизм образования повреждений транспортных средств;
— могли ли данные повреждения возникнуть в результате рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия?
При проведении автотовароведческой экспертизы:
— какова стоимости транспортного средства до ДТП, либо его остаточная стоимость;
— какова величина утраты товарной стоимости.
При назначении автотовароведческих экспертизы не всегда учитывается, что размер расходов на восстановительный ремонт определяется в зависимости от характера спора.
Так, по спорам о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом региональных цен и с учетом износа деталей, подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства.
По спорам, вытекающим из договоров добровольного страхования, размер расходов на восстановительный ремонт определяется в соответствии с условиями договора (с износом, без износа, по ценам официального дилера и др.)
Предложенный перечень вопросов не является исчерпывающим. Судья с учетом конкретных обстоятельств по делу вправе поставить и иные вопросы, разрешение которых отнесено к его компетенции.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Автотехническая и автотовароведческая экспертизы: отличия, вопросы, документы, расценки
В результате ДТП возмещение материального ущерба рассматривается при рассмотрении гражданских дел с учетом проведенной автотехнической и товароведческой экспертизы.
Суть автотехнической экспертизы
Процедура автотехнического экспертного анализа заключается в детальном расследовании механизма ДТП.
Задача анализа заключается в ответе на ряд вопросов:
Какие правила дорожного движения и безопасности должны были соблюдать участники ДТП;
Какая именно сторона совершила нарушение ПДД РФ;
Кто из сторон имел реальную возможность с технической стороны избежать столкновения;
Какой из рассказов водителей имеет наиболее объективную точку зрения, основанную на технических аспектах ДТП.
При оспаривании иска по праву первостепенно проводится автотехническая экспертиза. Задача решается в зависимости от вопросов поставленных перед экспертом.
Суть автотовароведческойэкспертизы
Для установления суммы ремонта по восстановлению транспортного средства в результате ДТП назначается автотовароведческая экспертиза. На основании полученных данных и необходимых документов эксперт проводит перерасчет.
Удовлетворяя ходатайство заинтересованной стороны, суд назначает проведение в обязательном порядке автотовароведческой экспертизы.
При этом эксперту предоставляется перечень документов:
Материалы рассматриваемого дела (спора о возмещении ущерба);
Отчет независимой экспертизы (ранее проведенной);
Суд ставит перед экспертом ряд вопросов, а также определяет срок их выполнения. Стоимость автотовароведческой судебной экспертизы, как правило, в два раза дороже обычной, а срок выполнения может затянуться на два месяца.
Отчет судебной экспертизы – это документ, который является результатом проведенного исследования.
Постановление суда выносится на основании результатов автотовароведческой и автотехнической экспертиз. В результате ДТП, проведение той или иной экспертизы поможет отстоять права одной из сторон по делу о возмещении ущерба. Если суд вынес решение в пользу одной стороны, то обязанность возмещения расходов по судебной экспертизе ложится на вторую сторону.