Автотребование по ндс что это

«Камералка» по НДС: как отвечать на требования

В ходе камеральной проверки в декларациях по НДС могут быть выявлены ошибки и несоответствия. В этом случае налогоплательщикам высылаются требования, в ответ на которые они должны отправить квитанцию, а затем представить необходимые письменные пояснения и документы.

Автотребование по ндс что это. 1c2941c9 6574 4a29 bf13 958c1e0e721f. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-1c2941c9 6574 4a29 bf13 958c1e0e721f. картинка Автотребование по ндс что это. картинка 1c2941c9 6574 4a29 bf13 958c1e0e721fИлья Макалкин,
консультант по налогообложению и бухгалтерскому учету

Камеральная налоговая проверка декларации по НДС длится до трех месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ). В ходе нее инспекторы могут:

В результате своих мероприятий инспекторы могут выявить ошибки в декларации, противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям налогового органа. Чтобы получить необходимые письменные пояснения, ИФНС высылает налогоплательщику требование (п. 3 ст. 88 НК РФ; рис. 1). В письме ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395 изложен порядок действий налогоплательщика после получения требования по телекоммуникационным каналам связи через интернет (далее — по ТКС). Рассмотрим его пошагово и сверим с нормами НК РФ.

Автотребование по ндс что это. 50df58dc d8c5 4e1c 92bc e28c375e8a38. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-50df58dc d8c5 4e1c 92bc e28c375e8a38. картинка Автотребование по ндс что это. картинка 50df58dc d8c5 4e1c 92bc e28c375e8a38

Рис. 1. Причины отправки требований
(
По данным сервиса Контур.НДС+ на декабрь 2015 г.)

Шаг 1. Отправка квитанции

В течение 6 рабочих дней со дня отправки требования налоговым органом в ответ на него необходимо послать по ТКС через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Если квитанция не будет отправлена своевременно, в течение последующих 10 рабочих дней налоговики могут принять решение о блокировке банковского счета налогоплательщика (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Шаг 2. Проверка претензий налоговиков

К требованию приложены перечени операций (в табличном виде) из проверяемой декларации. По этим операциям установлены расхождения между данными ИФНС и данными налогоплательщика (рис. 2). Причем при выявлении расхождений в разделах 8, 9, 10, 11, а также в приложении 1 к разделам 8 и 9 декларации для каждого из них заполняется отдельная таблица.

Автотребование по ндс что это. 212c7828 dcc0 47b9 ad58 1d34f4ec4e30. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-212c7828 dcc0 47b9 ad58 1d34f4ec4e30. картинка Автотребование по ндс что это. картинка 212c7828 dcc0 47b9 ad58 1d34f4ec4e30

Рис. 2. Распространенные ошибки в данных по счетам-фактурам
(По данным сервиса Контур.НДС+ на декабрь 2015 г. **КВО — коды видов операций)

Формы требования и таблиц-приложений к нему утверждены письмом ФНС России от 07.04.2015 № ЕД-4-15/5752. В каждой таблице в последнем столбце (графе) для удобства указан код ошибки. В отношении одной операции может быть указан лишь один код. Всего предусмотрено четыре кода:

«1» — нестыковка с данными из декларации контрагента. Нужно проверить правильность указания реквизитов счета-фактуры контрагента с данными в журнале учета счетов-фактур, в книге (покупок или продаж) и в декларации. Если все совпадает, то придется связываться с контрагентом. Возможно, он просто что-то забыл указать, а если нет, то остается только разбираться или договариваться.

«2» — нестыковка данных об операции между разделом 8 «Сведения из книги покупок» (приложением 1 к разделу 8 «Сведения из дополнительных листов книги покупок») и разделом 9 «Сведения из книги продаж» (приложением 1 к разделу 9 «Сведения из дополнительных листов книги продаж») декларации. Например, если при принятии к вычету суммы НДС, ранее уплаченной в бюджет по авансовому счету-фактуре, к вычету была взята сумма больше уплаченной (или наоборот).

«3» — это ошибка посредника. Означает нестыковку данных об операции между разделом 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» декларации. Например, комиссионер по закупке товара для комитента должен зарегистрировать счет-фактуру, полученный от продавца, в части 2 журнала учета счетов-фактур. А в графе 12 части 1 журнала он должен указать номер и дату этого же счета-фактуры.

«4» — допущена ошибка в какой-либо графе (столбце) таблицы. При этом номер графы с вероятной ошибкой указан в скобках за кодом. Например, в таблице ошибок по разделу 9 «Сведения из книги продаж» декларации в графе 23 указано «4(15)». Это значит, нужно проверить правильность кода валюты в графе 15, возможно, вместо рублей указали какую-то другую валюту.

Шаг 3. Представление пояснений или «уточненки»

С момента получения требования у вас есть 5 рабочих дней на проверку декларации, а также на подготовку и отправку пояснений или уточненной декларации. При этом налоговики в требовании могут установить и больший срок для этого (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Если проверка претензий налоговиков не выявила наличия ошибок в декларации, необходимо послать письменные пояснения. Некоторые разработчики бухгалтерских учетных систем или операторы электронного документооборота предоставляют возможность создать такое пояснение в формализованном виде и послать по ТКС. Если это невозможно, то представляйте ответ в ИФНС в свободной форме.

Если ошибки есть, но они не занижают сумму НДС для уплаты в бюджет, также достаточно пояснений с правильными данными. Хотя ФНС в письме от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395 и рекомендует подать уточненку, вы это в данном случае делать не обязаны (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ). В то же время если есть цель вернуть налог из бюджета в связи с уточнением, то нужно подать уточненку.

Обратите внимание, что после подачи уточненки с уменьшением налога налоговики могут затребовать представления в течение 5 рабочих дней дополнительных пояснений (абз. 2 п. 3 ст. 88 НК РФ). При этом вы сами можете их заранее предоставить вместе с подтверждающими документами.

Наконец, если в декларации есть ошибки, которые занижают сумму НДС для уплаты в бюджет, то уточненку представлять необходимо. А перед ее отправкой через интернет нужно доплатить недостающий налог и пени с суммы доплаты. В противном случае инспекция может оштрафовать (п. 1 ст. 81 НК РФ). Ведь инспекция в требовании обозначила «возможные ошибки», но не утверждает, что они точно есть.

Автотребование по ндс что это. be260537 325d 4418 9317 e0d26fa4b602. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-be260537 325d 4418 9317 e0d26fa4b602. картинка Автотребование по ндс что это. картинка be260537 325d 4418 9317 e0d26fa4b602Елизавета Булавина,
эксперт по работе c НДС системы Контур.Экстерн

Как быстро ответить на требование

В Экстерне…

После отправки квитанции кликните «Ответить на требование», отобразится форма ответа: реквизиты ответа (заполнятся автоматически) и семь разделов (по количеству приложений к декларации по НДС).

В каждом разделе отображается таблица с данными по счетам-фактурам, которые, по мнению ФНС, могут содержать ошибку. Сравните эти сведения с теми, что вы отправили в составе декларации по НДС.

Если нужно отправить подтверждающие документы, перейдите на страницу декларации по НДС и кликните «Подготовить документы».

Автотребование по ндс что это. a4b54e49 e534 4df6 bd3b dcec12d7b422. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-a4b54e49 e534 4df6 bd3b dcec12d7b422. картинка Автотребование по ндс что это. картинка a4b54e49 e534 4df6 bd3b dcec12d7b422

…Или в модуле НДС+

Если вы пользуетесь НДС+, подготовьте ответ на требование именно в этом сервисе: у вас перед глазами будут все данные по сделке. Сохраните требование на свой компьютер. Загрузите xml-файл требования в модуль НДС+. На главной странице сервиса появится сообщение, сколько счетов-фактур требуют пояснений и до какого числа нужно ответить.

Кликнув на требование, вы увидите список счетов-фактур, в которых могут быть ошибки. Они сгруппированы по контрагентам и сведены в таблицу: номер, дата, сумма, статус в НДС+ (без разногласий, разногласие, ошибка, предупреждение), описание ошибки и выбор ответа.

Кликнув на счет-фактуру, вы увидите свои данные, данные контрагента (если он загрузил их в сервис) и описание ошибки.

Чтобы отправить ответ через Экстерн, зайдите в раздел по работе с требованиями, кликните «Загрузить и отправить документы» > «Загрузить файлы с компьютера» и следуйте указаниям системы.

Загрузите свои данные по счетам-фактурам в модуль НДС+. Он покажет:

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Как работать с требованиями налоговых органов по НДС: пошаговая инструкция

Автотребование по ндс что это. 8a174174782533a0452b125b6395e7a8 compressed v1. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-8a174174782533a0452b125b6395e7a8 compressed v1. картинка Автотребование по ндс что это. картинка 8a174174782533a0452b125b6395e7a8 compressed v1

Что произошло?

Закончилась отчетная кампания по НДС, налоговики провели проверку, нашли расхождения в с контрагентами и другие «грешки» налогоплательщика. Итогом их деятельности стали требования о предоставлении пояснений, направленные компаниям. Рассмотрим, как действовать, если пришло требование. Для наглядности сопроводим все действия скриншотами из системы для сдачи отчетности Контур. Экстерн.

Отправить квитанцию

Квитанцию нужно отправить в течение рабочих дней с момента получения требования. Дата получения требования фиксируется оператором ЭДО — это дата поступления требования на сервер оператора. Если не отправить квитанцию в установленный законом срок, ФНС вправе заблокировать расчетные счета организации (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Учтите, требование не поступит, если организация, которой выставлено требование, не зарегистрирована в системе для сдачи отчетности. В таком случае оператор отправит в ФНС отрицательное извещение о получении.

Автотребование по ндс что это. pic1 452. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-pic1 452. картинка Автотребование по ндс что это. картинка pic1 452

После отправки квитанции вам из налоговой должно поступить Извещение о получении — этот документ подтверждает, что квитанция получена. Если Извещение не пришло, квитанцию нужно выслать вновь. Как правило, функция ответа на требование недоступна до отправки квитанции.

Автотребование по ндс что это. pic2 3984. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-pic2 3984. картинка Автотребование по ндс что это. картинка pic2 3984

Просмотреть поступившее требование

Автотребование по ндс что это. pic3 3659. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-pic3 3659. картинка Автотребование по ндс что это. картинка pic3 3659

Требование может содержать в себе сразу несколько запросов на пояснения, а именно:

Из этого списка только для первых трех пунктов утвержден формат для передачи по ТКС (письмо ФНС России от № ), однако на все виды требований с 1 января 2017 года необходимо давать ответ в электронном виде через оператора ЭДО.

Подготовить документы для работы с требованием

Чтобы корректно ответить на требование, потребуются такие документы:

Следующий шаг — это подготовка ответа на требование. Этот этап мы детализируем в привязке к требованиям того или иного вида, выделим соответствующие действия в отдельные шаги.

Отвечаем на требование по расхождениям с контрагентами

Данные покупателей и продавцов в проходят автоматическую сверку в информационной системе ФНС.

Требование направляется налогоплательщику (в первую очередь покупателю), если у контрагента не найден, или покупатель заявил к вычету НДС больше, чем продавец — к уплате.

Автотребование по ндс что это. pic4 9537. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-pic4 9537. картинка Автотребование по ндс что это. картинка pic4 9537

Автотребование по ндс что это. pic5 6524. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-pic5 6524. картинка Автотребование по ндс что это. картинка pic5 6524

Для более надежного подтверждения правильности информации к ответу на требование можно приложить или оригинал в электронном виде (в формате xml). Это позволит налоговой быстрее убедиться в корректности ваших сведений и не присылать требований по этому же в дальнейшем. Приложенные включаются в опись документов.

Автотребование по ндс что это. pic6 4099. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-pic6 4099. картинка Автотребование по ндс что это. картинка pic6 4099

Документы можно загружать в формате pdf или xml.

Рекомендуется прилагать оригиналы (в электронном виде или бумажного носителя). После того, как документы пройдут контроль, их можно отправлять.

Автотребование по ндс что это. pic7 8077. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-pic7 8077. картинка Автотребование по ндс что это. картинка pic7 8077

Автотребование по ндс что это. pic8 8540. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-pic8 8540. картинка Автотребование по ндс что это. картинка pic8 8540

Автотребование по ндс что это. pic9 746. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-pic9 746. картинка Автотребование по ндс что это. картинка pic9 746

Отвечаем на требование по контрольным соотношениям

Напомним. контрольное соотношение — это равенство, которое должно выполняться в рамках декларации по НДС, например: р. 3 ст. 170 гр. 3 = р. 3 ст. (010+020+030+040) гр. 5

Что увидим. Требование по контрольным соотношениям содержит:

Отвечаем на требование по счетам-фактурам, не включенным в книгу продаж

Такие требования направляются продавцам в том случае, когда покупатель отразил в декларации сделки с продавцом, а продавец не отразил их в своей книге продаж.

Контрагент с ИНН 1234567890:

Как действуем. Ответ на такое требование содержит 2 таблицы. Данные из нужно включить в первую таблицу, заполнив обязательные поля (ИНН покупателя, номер СФ, дата СФ) и дополнительные, которые не обязательны по формату (стоимость продаж, код вида операции, раздел, в котором отражен и ИНН посредника):

Автотребование по ндс что это. pic15 9009. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-pic15 9009. картинка Автотребование по ндс что это. картинка pic15 9009

Автотребование по ндс что это. pic16 3117. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-pic16 3117. картинка Автотребование по ндс что это. картинка pic16 3117

Отвечаем на требования по другим основаниям

Требования о пояснениях по НДС могут приходить и по прочим основаниям. Они поступают налогоплательщику в формате pdf, а отвечать на них нужно в свободной форме, подготовив пояснительное письмо. Напомним, ващ комментарий не должен быть длиннее 1000 символов.

Автотребование по ндс что это. pic11 7998. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-pic11 7998. картинка Автотребование по ндс что это. картинка pic11 7998

Формируем опись документов

Проверяем реквизиты ответа

Чтобы ответ на требование был корректно зарегистрирован в информационной системе ФНС, нужно без ошибок заполнить его реквизиты, а именно:

Автотребование по ндс что это. pic12 6649. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-pic12 6649. картинка Автотребование по ндс что это. картинка pic12 6649

Дополнительно проверьте ответ перед отправкой

Сформированный ответ должен соответствовать формату, установленному ФНС. Если после заполнения найдутся ошибки, необходимо их исправить. Иначе ваш ответ не примут в налоговой, и вы получите отрицательное извещение.

Автотребование по ндс что это. pic13 1946. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-pic13 1946. картинка Автотребование по ндс что это. картинка pic13 1946

Убедитесь, что ответ на требование принят

Как и в случае с квитанцией, факт получения ответа не требование налоговый орган подтверждает извещением. Если извещение не пришло, то не исключена ошибка при транспортировке ответа по телекоммуникационным каналам связи от оператора ЭДО к инспекции. В такой ситуации нужно обратиться к оператору ЭДО и навести справки.

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

Источник

Камеральная проверка по НДС

Автотребование по ндс что это. 39 l. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-39 l. картинка Автотребование по ндс что это. картинка 39 l

Автотребование по ндс что это. kam proverka nds. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-kam proverka nds. картинка Автотребование по ндс что это. картинка kam proverka nds

Что такое камеральная проверка НДС и когда она нужна

Камеральная проверка — это стандартная форма контроля от налоговой службы. Ее проводят в офисе ИФНС: к вам в компанию не придут, но могут потребовать дать пояснения и предоставить документы. О проведении проверки вы можете даже не узнать. Налоговая об этом, как правило, не сообщает, если у нее не возникает вопросов.

Таким способом проверяют большинство отчетов и деклараций на соблюдение сроков, наличие ошибок и расхождений с другой отчетностью. Задача проверяющих — убедиться, что вы правильно рассчитали налог, нигде не ошиблись и не обманули.

Камеральную проверку по НДС проводят по каждой представленной декларации с помощью системы АСК НДС. Внимательнее проверяют отчетность, в которой налогоплательщики заявляют налог к возмещению, — то есть хотят вернуть налог из бюджета или зачесть его в счет будущих платежей, а не заплатить еще больше. Так бывает, когда по итогам квартала сумма вычетов оказывается больше суммы рассчитанного налога. По декларациям с возмещением ФНС чаще истребует документы на вычеты, проводит допросы и осмотры помещений.

Сроки камеральной проверки НДС в 2021 году

Стандартный срок камеральной проверки — 3 месяца. Но для деклараций по НДС правила отличаются. Их налоговики должны проверять в течение 2 месяцев в стандартной ситуации, хотя проверку можно продлить или сократить.

Вот возможные сроки камералки по НДС:

Декларацию по НДС сдавайте ежеквартально — до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Если во время камералки вы сдадите уточненную декларацию, инспекция прекратит проверку первичного отчета и начнет проверять новый. Получается, что отсчет нового срока начнется со следующего дня за днем подачи уточненки.

Как проходит проверка НДС

Первый этап камералки — внесение данных из декларации в систему АСК НДС. С ее помощью проверяют соблюдение контрольных соотношений в отчете. Скажем, чтобы данные текущего отчета соответствовали данным отчетов за предыдущий период, в том числе и по другим налогам. Также сравнивают показатели из ваших счетов-фактур с данными контрагентов. Так налоговики решают, есть ли основания для углубленной проверки. Если оснований нет, проверку можно считать законченной.

Углубленную проверку проводят, если:

Когда система находит несоответствия или ошибки, свидетельствующие о занижении налога к уплате или завышении НДС к возмещению, она автоматически формирует и направляет требование о представлении пояснений или сдаче уточненной декларации. К требованию приложат перечень операций с расхождениями и укажут код ошибки.

Как ответить на требование о даче пояснений

Если вы получили из налоговой требование о даче пояснений из-за обнаружения ошибок, противоречий или несоответствий в декларации, ответьте на него в установленный срок — 5 рабочих дней со дня, следующего за датой получения требования.

Если вы получаете требование по ТКС, сначала отправьте квитанцию о подтверждении. Сделайте это в течение шести дней с момента, когда требование вам пришло, иначе налоговая может заблокировать счет. В таком случае срок для ответа начнет течь с даты отправки квитанции.

Затем проверьте, правильно ли заполнили декларацию в тех местах, на которые указала налоговая. Для этого сверьте записи из отчета со счетами-фактурами. Причем обращайте внимание и на правильность заполнения реквизитов: даты, номера, суммы, расчет налога. Если счет-фактура принимался к вычету по частям, проверьте общую сумму НДС к вычету по всем записям.

Далее представьте в налоговую пояснения и (или) уточненную декларацию. Декларацию надо сдать обязательно, если выявлены ошибки, которые привели к занижению налога. Когда ошибки на сумму НДС не влияют или вы их не нашли после проверки, достаточно будет пояснений. Чтобы подтвердить правильность, можете приложить к пояснениям подтверждающие документы.

Какие мероприятия налогового контроля применяются при камералке

В ходе углубленной камеральной проверки налоговая часто проводит дополнительные мероприятия:

Отдельно стоит остановиться на истребовании документов, так как у налогоплательщиков возникает много вопросов по списку бумаг, которые могут запросить. По правилам это любые документы, подтверждающие правомерность вычетов и льгот: счета-фактуры, первичка, специальный реестр. Если в декларации будут расхождения с отчетами контрагентов или внутренние противоречия, могут запросить книгу продаж, книгу покупок, журнал учета счетов-фактур.

Представить документы надо в течение 10 рабочих дней через ТКС, личный кабинет или лично в виде бумажных копий. За нарушение срока положен штраф 200 рублей за каждый документ.

Окончание налоговой проверки

Проверка заканчивается, когда работники налоговой получат все необходимые данные и проведут мероприятия по проверке, убедившись в отсутствии нарушений или их наличии.

Документ, который подтверждает завершение камералки — акт проверки. Но его составляют только при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах. В ином случае акт не составят и об окончании проверки вам не сообщат. Исключение — проверка декларации по НДС с заявленным к возмещению налогом. Если в ней не будет нарушений, налоговики либо вынесут решение о возмещении сумм НДС, либо известят об окончании проверки и отсутствии нарушений.

Если же по итогам проверки контролеры нашли нарушения, акт обязателен. Его оформляют в течение 10 рабочих дней с даты окончания проверки и передают налогоплательщику в течение 5 рабочих дней с даты его составления. Если у вас есть возражения по акту, запишите их и подайте в налоговую вместе с подтверждающими вашу позицию документами.

После того как инспекция рассмотрит акт и ваши возражения, руководитель налоговой вынесет решение о привлечении или отказе в привлечении к ответственности. Его примут в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока на подачу возражений. Решение вам вручат в течение 5 дней после вынесения.

Сдавайте декларации по НДС через интернет вместе с Контур.Бухгалтерией. Проходите проверку по внутренним и междокументным контрольным соотношениям и вносите корректировки в отчеты еще до отправки в налоговую. Еще в Бухгалтерии можно вести бухучет, проводить расчеты с сотрудниками, проверять контрагентов и консультироваться с экспертами. Все новые пользователи получают 14 дней работы в сервисе в подарок.

Источник

Представление пояснений по НДС по требованию налогового органа

Автотребование по ндс что это. b28c00758b652ff5acc8c0591faccb11. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-b28c00758b652ff5acc8c0591faccb11. картинка Автотребование по ндс что это. картинка b28c00758b652ff5acc8c0591faccb11

Порядок уточнения показателей декларации по НДС

Если налоговый орган при проведении камеральной проверки представленной декларации по НДС выявляет ошибки и (или) противоречия между сведениями либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в имеющихся у налогового органа документах и полученным в ходе налогового контроля, то налогоплательщику направляется сообщение с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Согласно письму ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» (в ред. писем ФНС России от 07.04.2015 № ЕД-4-15/5752, от 28.06.2016 № ЕД-4-15/11497@, от 25.01.2017 № ЕД-4-15/1259, от 04.07.2017 № ЕД-4-15/12846@, от 25.09.2018 № ЕД-4-15/18646@, от 15.01.2019 № ЕД-4-2/356@, от 12.02.2019 № ЕД-4-15/2364, от 22.03.2019 № ЕД-4-15/5231) для уточнения сведений, представленных в Разделах 8-12 налоговой декларации по НДС, налоговый орган включает в состав требования специальные табличные формы, приведенные в Приложениях № 2.1-2.9 к рекомендациям, и файл приложений в электронной форме в соответствии с форматом, приведенным в Приложении № 2.10.

С 01.01.2017 налогоплательщики, обязанные представлять декларацию по НДС в электронной форме, должны представлять пояснения также в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному ФНС России. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными (абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ).

Формат представления пояснений в электронной форме утвержден приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ и вступил в силу 24.01.2017.

С 01.01.2017 за непредставление (несвоевременное представление) в ИФНС предусмотренных пунктом 3 статьи 88 НК РФ пояснений (в случае непредставления в установленный срок уточненной декларации) налагается штраф в размере 5 000 руб. Повторное аналогичное нарушение в течение календарного года влечет взыскание штрафа в размере уже 20 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Письмом от 12.02.2019 № ЕД-4-15/2364 ФНС России внесла изменения в рекомендации по проведению налоговых проверок и уточнила электронный формат требования о представлении пояснений к декларации НДС.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ в формат Требования и xsd-схему к нему была внесена основная ставка НДС 20%, действующая с 01.01.2019. Изменения действуют с 25.04.2019.

Кроме того, расширен перечень кодов видов возможных ошибок (письмо ФНС России от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@, см. таблицу 1).

Коды возможных ошибок, указываемые в Требовании о представлении пояснений

Пояснение к коду ошибки (письмо ФНС России от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@)

Запись об операции отсутствует в налоговой декларации контрагента, либо контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период, либо контрагент представил декларацию с нулевыми показателями, либо допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом

Не соответствуют данные об операции между Разделом 8 «Сведения из книги покупок» (Приложением № 1 к Разделу 8 «Сведения из дополнительных листов книги покупок») и Разделом 9 «Сведения из книги продаж» (Приложением № 1 к Разделу 9 «Сведения из дополнительных листов книги продаж») декларации налогоплательщика (например, при принятии к вычету суммы НДС по ранее исчисленным авансовым счетам-фактурам)

Данные об операции между Разделом 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и Разделом 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» декларации налогоплательщика не соответствуют (например, отражение посреднических операций)

Возможно, допущена ошибка в какой-либо графе (номер графы с возможной допущенной ошибкой указан в скобках)

В Разделах 8-12 декларации по НДС не указана дата счета-фактуры, или указанная дата счета-фактуры превышает отчетный период, за который представлена декларация по НДС

В Разделе 8 «Сведения из книги покупок» (Приложении № 1 к Разделу 8 «Сведения из дополнительных листов книги покупок») декларации заявлен вычет по НДС в налоговых периодах за пределами трех лет

В Разделе 8 «Сведения из книги покупок» (Приложении № 1 к Разделу 8 «Сведения из дополнительных листов книги покупок») декларации заявлен вычет по НДС на основании счета-фактуры, составленного до даты государственной регистрации

В Разделах 8-12 декларации по НДС некорректно указан код вида операции, предусмотренный приказом ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136@

Допущены ошибки при аннулировании записей в Разделе 9 «Сведения из книги продаж» (Приложении № 1 к Разделу 9 «Сведения из дополнительных листов книги продаж») декларации, а именно сумма НДС, указанная с отрицательным значением, превышает сумму НДС, указанную в записи по счету-фактуре, подлежащей аннулированию, либо отсутствует запись по счету-фактуре, подлежащая аннулированию)

Отметим также, что с отчетности за I квартал 2019 года действует обновленная форма декларации по НДС и формат ее представления в электронном виде, утв. приказом ФНС России от 28.12.2018 № СА-7-3/853@.

В частности, в новой редакции изложены:

В связи с уточнением формы и формата декларации по НДС налоговое ведомство опубликовало контрольные соотношения проверки показателей (КС) отчета (письмо от 19.03.2019 № СД-4-3/4921@). Обновлены пункты 1.4, 1.7, 1.8, 1.23, 1.25-1.27, 1.35, 1.39 действующих контрольных соотношений показателей налоговой декларации по НДС (приведенные в письме ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@), а также введены новые пункты 1.45-1.54 указанных КС.

1С:ИТС

Подробнее о том, как уточнить показатели декларации по НДС по требованию налогового органа, см. в справочнике «Отчетность по налогу на добавленную стоимость» раздела «Отчетность».

Представление пояснений к декларации по НДС в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)

Рассмотрим на примере, как в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 представить пояснения по требованию налогового органа.

Пример

Организация ООО «ТФ-Мега», применяющая общую систему налогообложения, представила налоговую декларацию по НДС за IV квартал 2018 года. В I квартале 2019 года организация получила от ФНС России требование, в котором указано на нарушение контрольных соотношений показателей декларации, а также отмечено возможное наличие ошибок в Разделах 8-12 представленной налоговой декларации.

Получение требования

С помощью двойного щелчка по активной строке списка производится переход в документ учетной системы Требование о представлении пояснений.

Вне зависимости от типа вопросов, отраженных в поступившем Требовании, лица, представившие декларацию по НДС в электронной форме, обязаны направить пояснение в налоговый орган в формате, утв. приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Пояснения, подготовленные на бумажном носителе, не считаются представленными (абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Отправка квитанции о получении требования

Согласно пункту 5.1 статьи 23 НК РФ налогоплательщик должен передать налоговому органу квитанцию о приеме поступившего из налогового органа Требования в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО в течение 6 дней со дня отправки его налоговым органом. При этом датой направления налогоплательщику Требования считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (п. 11 Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утв. приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ в ред. от 07.11.2011).

Несоблюдение налогоплательщиком этой процедуры может привести к приостановлению операций по счетам в банке и переводов электронных средств (п. 1, 3 ст. 76 НК РФ, письмо Минфина России от 21.04.2015 № 03-02-08/22548).

Напомним, что согласно пункту 14 Порядка направляемые налоговым органом документы не считаются принятыми, т. е. налогоплательщик вправе отказаться от приема поступившего Требования, в следующих случаях:

Квитанцию о приеме Требования, поступившего в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО, имеет право передать налоговому органу как законный представитель организации, так и уполномоченный на это представитель, действующий на основании доверенности (письмо ФНС России от 22.04.2015 № ЕД-4-15/6906@).

Для того чтобы сформировать и отправить налоговому органу квитанцию о приеме, следует нажать кнопку Подтвердить прием в документе Требование о представлении пояснений и далее подтвердить еще раз свое намерение в открывшейся дополнительной форме.

После автоматического формирования квитанции о получении Требования из формы документа Требование о представлении пояснений удаляются кнопки для подтверждения приема, а также напоминание о том, что налоговому органу не отправлена квитанция о получении.

В списке входящих документов для поступившего Требования в графе Состояние гиперссылка Подтвердите прием заменяется на гиперссылку Прием подтвержден.

Пройдя по гиперссылке Прием подтвержден, можно просмотреть этапы отправки и весь цикл обмена по поступившему Требованию.

Формирование пояснений

Автотребование по ндс что это. 5e6841c99451d7ea621830cd11e0af65. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-5e6841c99451d7ea621830cd11e0af65. картинка Автотребование по ндс что это. картинка 5e6841c99451d7ea621830cd11e0af65

Согласно пункту 2.7 Рекомендаций налогоплательщик должен подготовить ответ в электронном формате, утв. приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@, и направить его по ТКС через оператора ЭДО.

Для подготовки пояснений к поступившему Требованию необходимо нажать на кнопку Подготовить пояснения документа Требование о представлении пояснений.

После выполнения команды откроется форма Пояснения к декларации. Указанная форма содержит закладки с номерами тех разделов, сведения в которых могут уточняться, а также закладки для формирования других пояснений: по контрольным соотношениям; по сведениям, отсутствующим в книге продаж; по иным основаниям.

На каждой закладке по Разделам 8-12 открывается таблица, графы которой содержат сведения, поступившие из налогового органа и нуждающиеся в перепроверке.

Если в базе найдена отправленная декларация за тот период, год, с тем видом корректировки и по той организации, которые указаны в Требовании, то в строке Декларация значение будет проставлено автоматически. Если такая декларация найдена не будет, то отправленный файл декларации нужно будет выбрать вручную по гиперссылке Выбрать из базы или Выбрать файл.

Графа таблицы для уточнения сведений по Разделу 8 в форме «Пояснения к декларации по НДС»

Данные

Номер записи по порядку

Пустое поле, которое заполняется налогоплательщиком после проведения проверки одним из двух возможных значений: Сведения верны или Выявлены расхождения

Номер записи сведений из книги покупок, т. е. соответствующая строка 005 Раздела 8 декларации

Расшифрованное значение кода ошибки, который указывается в Требовании. Причем по одной регистрационной записи могут быть указаны сразу несколько кодов возможных ошибок

«Номер и дата с/ф», «Вид операции», «Продавец (ИНН)», «Код валюты», «Стоимость», «Сумма вычета НДС», «Дата принятия на учет», «Документ оплаты», «Таможенная декларация», «Посредник (ИНН)»

Соответствующие значения показателей строк Раздела 8, относящиеся к регистрационной записи по счету-фактуре и нуждающиеся в проверке и уточнении

Налоговый период, в котором данная регистрационная запись была отражена

Обратите внимание, согласно письму ФНС России от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367 в отношении каждой операции могут быть указаны следующие коды возможных ошибок (см. таблицу 1).

В поле Ответ необходимо выбрать одно из двух значений: Сведения верны или Выявлены расхождения.

Значение Сведения верны выбирается в том случае, если после проверки налогоплательщик уверен в правильности сведений, отраженных в соответствующей строке Раздела 8 декларации, представленной в ИФНС. После указания этого значения сведения из строки в неизменном виде автоматически направляются налоговому органу по установленному формату для подтверждения их достоверности.

Значение Выявлены расхождения выбирается в том случае, когда после проверки налогоплательщик обнаружил ошибки в показателях соответствующей регистрационной записи Раздела 8.

После выбора этого значения в табличной части для соответствующей регистрационной записи появляется дополнительная строка, в которой следует указать правильные значения (рис. 2). Сведения из строки с указанием первоначальных значений и произведенных исправлений будут автоматически направлены налоговому органу в установленном формате для уточнения.

Автотребование по ндс что это. 0c3f035186b65e5a284486a576b8c059. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-0c3f035186b65e5a284486a576b8c059. картинка Автотребование по ндс что это. картинка 0c3f035186b65e5a284486a576b8c059

Рис. 2. Уточнение показателей Раздела 8 декларации по НДС (ошибка в реквизитах)

Кроме того, в таблице могут быть приведены записи, по которым допущены ошибки не в показателях счета-фактуры, а в неправомерном предъявлении к вычету сумм НДС на основании таких счетов-фактур (см. рис. 3).

Автотребование по ндс что это. 388a0308e5a9841c28590c62d07148d9. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-388a0308e5a9841c28590c62d07148d9. картинка Автотребование по ндс что это. картинка 388a0308e5a9841c28590c62d07148d9

Рис. 3. Уточнение показателей Раздела 8 декларации по НДС (ошибка в сумме вычета)

Так, например, по счету-фактуре № 35 от 16.11.2017 продавец предъявил покупателю сумму НДС в размере 720,00 руб., а покупатель в декларации за IV квартал 2018 года заявил к вычету 360,00 руб. Но, как указано в графе Период отражения, по данному счету-фактуре налоговый вычет уже был заявлен ранее в III квартале 2018 года и в IV квартале 2017 года. По всей видимости, по совокупности покупатель заявил к вычету НДС больше, чем было предъявлено продавцом.

Очевидно, что для исправления допущенной ошибки такого рода следует произвести уточнение (уменьшение) размера заявленных вычетов в каком-либо налоговом периоде, что приведет к необходимости представления не пояснений, а уточненной налоговой декларации за соответствующий период. Так, в данном случае покупатель может аннулировать регистрационную запись по счету-фактуре № 35 от 16.11.2017 из книги покупок за IV квартал 2018 года и представить уточненную налоговую декларацию по НДС за IV квартал 2018 года, а также может уменьшить сумму заявленных налоговых вычетов с представлением уточненной налоговой декларации за III квартал 2018 года или за IV квартал 2017 года. Безусловно, при желании налогоплательщик может скорректировать размер налоговых вычетов в отчетности за все налоговые периоды.

Налогоплательщик может отправить подготовленный ответ налоговому органу после того, как проверит все строки, нуждающиеся в уточнении, каждого из разделов, размещенного на закладках формы Пояснения к декларации. При этом, проведя проверку части сведений, можно записать результат проверки с помощью кнопки Записать (рис. 3).

Также налогоплательщик может отправлять налоговому органу пояснения в несколько приемов по мере обработки определенного количества регистрационных записей. Так, например, проверив часть записей Раздела 8, налогоплательщик может сформировать ответ, нажав на кнопку Отправить (рис. 3).

После выполнения этой команды (рис. 3) программа выдаст предупреждение о том, что в налоговый орган будут отправлены пояснения только по тем строкам, по которым заполнены значения в поле Ответ. Для продолжения отправки нужно нажать на кнопку Отправить пояснение.

Отправленные налоговому органу пояснения, содержащие часть обработанных записей, можно просмотреть из списка документов Входящие, пройдя по гиперссылке Ответы, или из списка документов Письма.

Для обработки оставшейся части записей далее будет необходимо повторить процедуру подготовки пояснений, нажав на кнопку Подготовить пояснения документа Требование о представлении пояснений.

В табличной части открывшейся формы Пояснения к декларации будут размещены только необработанные записи, т. е. те, которые ранее, в предыдущих пояснениях, в налоговый орган не направлялись. При этом пояснения, ранее подготовленные и направленные налоговому органу, можно просмотреть, пройдя по гиперссылке Пояснения на другие строки требования.

Проверив и при необходимости исправив оставшуюся часть записей, следующую часть пояснений нужно также направить налоговому органу по кнопке Отправить.

После этого по гиперссылке Ответы под названием требования в списке документов Входящие или по гиперссылке Пояснения документа Требование о представлении пояснений можно перейти к списку всех направленных налоговому органу пояснений с указанием статуса обмена.

По контрольным соотношениям

Если согласно поступившему Требованию необходимо представить пояснения не только по выявленным несоответствиям в Разделах 8-12 налоговой декларации, но и по нарушениям контрольных соотношений показателей декларации, то необходимо в открытом документе Пояснения к декларации:

Автотребование по ндс что это. dd6cc7d9c10d78df9f2396c52938135d. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-dd6cc7d9c10d78df9f2396c52938135d. картинка Автотребование по ндс что это. картинка dd6cc7d9c10d78df9f2396c52938135d

Рис. 4. Пояснение по КС декларации по НДС

Если в результате проверки Требования по контрольным соотношениям будут выявлены ошибки, приводящие к изменению стоимостных показателей налоговой декларации, то будет необходимо представить уточненную налоговую декларацию.

Обработку подготовленных пояснений к расхождениям по контрольным соотношениям показателей декларации можно сохранить по кнопке Записать или отправить налоговому органу по утвержденному формату по кнопке Отправить (рис. 4).

Если в полученном требовании содержится приложение по КС только в текстовом формате, то для его обработки и представления пояснений в электронном формате будет необходимо в открытом документе Пояснения к декларации:

По иным основаниям

Если согласно поступившему Требованию необходимо представить пояснения по отсутствию тех или иных регистрационных записей в книге продаж или по иным ошибкам (противоречиям), выявленным в ходе камерального контроля декларации по НДС, то такие пояснения также представляются по формату, утв. приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@, по ТКС через оператора ЭДО. Для формирования пояснений необходимо перейти на соответствующие закладки документа Пояснения к декларации.

Так, например, в случае отсутствия в Разделе 9 налогоплательщика регистрационной записи по счету-фактуре, по которому контрагентом была отражена соответствующая регистрационная запись в Разделе 8 налоговой декларации, необходимо на закладке Нет в книге продаж представить пояснения по каждой строке, выбрав один из двух возможных вариантов ответа: Не подтверждается или Выявлены расхождения.

Значение Не подтверждается выбирается в том случае, если после проверки налогоплательщик уверен в достоверности сведений, отраженных им в Разделе 9 налоговой декларации (или в Приложении № 1 к Разделу 9 уточненной налоговой декларации), представленной в налоговый орган, подтверждая тем самым отсутствие у него соответствующей операции, являющейся объектом налогообложения по НДС, и выставления данного счета-фактуры.

При выборе такого варианта ответа графы Вид операции, Раздел, Всего (в руб.), Всего (в валюте счета-фактуры), Посредник (ИНН/КПП) не заполняются.

Значение Выявлены расхождения выбирается, если в результате проверки налогоплательщик обнаружил ошибку в отражении/неотражении данного счета-фактуры в декларации.

После выбора этого вида ответа в табличной части для соответствующей регистрационной записи появляется дополнительная строка Уточненные данные, в которой необходимо внести исправленные значения (рис. 5).

Автотребование по ндс что это. 8fd18b9b283ca0481784ddaafeab947e. Автотребование по ндс что это фото. Автотребование по ндс что это-8fd18b9b283ca0481784ddaafeab947e. картинка Автотребование по ндс что это. картинка 8fd18b9b283ca0481784ddaafeab947e

Рис. 5. Представление пояснений по отсутствию сведений в книге продаж

Например, при формировании Требования налоговый орган, не найдя соответствующей регистрационной записи у налогоплательщика, полагал, что такая запись должна присутствовать в Разделе 9. Однако налогоплательщик выставлял покупателю счет-фактуру от собственного имени, действуя в рамках договора комиссии, в силу чего данный счет-фактура был отражен не в Разделе 9, а в Разделе 10 налоговой декларации по НДС и при этом еще и с ошибкой в указании номера.

Если в результате проверки будет выявлено неправомерное отсутствие регистрационной записи по данному счету-фактуре в книге продаж (дополнительном листе книги продаж), то для исправления допущенной ошибки будет необходимо представить уточненную налоговую декларацию за соответствующий налоговый период, внеся недостающую запись в Приложение № 1 к Разделу 9.

Подготовленные пояснения также можно предварительно сохранить с помощью кнопки Записать или отправить в налоговый орган по кнопке Отправить (рис. 5).

Если в полученном требовании содержится приложение о представлении пояснений по сведениям, отсутствующим в книге продаж, только в текстовом формате, то для его обработки и представления пояснений в электронном формате будет необходимо в документе Пояснения к декларации:

На закладке Иные пояснения документа Пояснения к декларации можно представить любую текстовую информацию, поясняющую те или иные несоответствия (расхождения), выявленные при камеральном контроле.

После выполнения команды К декларации по НДС откроется стандартная форма документа Пояснения к декларации. При подготовке ответа на Требование в документе Пояснения к декларации необходимо вручную указать налоговую декларацию, к которой и представляются пояснения, пройдя по гиперссылкам Выбрать из базы или Выбрать файл.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *