Автовокзал или автостанция в чем разница
Особенности и отличия автовокзалов и автостанций
Автовокзал от автостанции отличается прежде всего пропускной способностью и повышенной оснащенностью.
Автовокзал – это станционное сервисное сооружение, которое используется для отправления и прибытия автотранспорта с пропускной способностью не менее 1000 пассажиров в сутки.
Автостанция – это объект транспортной инфраструктуры в зоне которого возможна посадка и высадка пассажиров автобусов, и с объемом обслуживания от 250 до 1000 человек в сутки.
Автостанция может содержать все объекты и сервисы как и у автовокзала, но если пассажиров менее 1000 в сутки, такой объект не считается автовокзалом.
Остановочный пункт – автостанция, автопавильон, остановка, автобусная парковочная зона и пр., является объектом транспортной инфраструктуры, который может не иметь зданий или капитальных сооружений, касс, залов ожиданий и перронов, но, тем не менее, может именоваться автостанцией малого типа.
В чем отличие Автовокзала от Автостанции
Автовокзал и автостанция предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам.
Автовокзал и автостанция имеют регламентированное устройство с определенными местами для размещения информации: расписание отправления автобусов и информационные табло.
Также, на автостанциях и автовокзалах оказываются услуги для перевозчиков, например, медицинское обследование водителей, комната отдыха персонала перевозчиков и пр.
Основные, а также минимальные требования к инфраструктуре, услугам и безопасности устанавливаются Министерством транспорта.
Требования к автовокзалам, автостанциям и пунктам обслуживания пассажиров
В состав автовокзала входят:
— одно или несколько зданий автовокзала;
— перроны посадки и высадки пассажиров;
— стоянка для отстоя автобусов;
— зона технического обслуживания автобусов.
Здание автовокзала должно содержать следующие помещения:
— камера хранения ручной клади и багажа;
— комната матери и ребенка;
— зона розничной торговли;
— комната дежурного сотрудника автовокзала;
— комната отдыха для водителей;
— пункт медицинского освидетельствования водителей автобусов;
— комната охраны общественного порядка;
— пункт медицинской помощи;
В состав комнат матери и ребенка входит:
— комната отдыха и пеленания грудных детей;
— комната для детского питания;
Комнаты отдыха водителей должны иметь:
— душевую с горячей водой;
— металлические шкафы для хранения ценных предметов и кассовой выручки (денег), а также билетных бланков, квитанций, формуляров и ведомостей.
Требования для автостанций
В состав автостанции входит:
— перроны посадки и высадки пассажиров;
Здание автостанции должно содержать:
— зал для пассажиров;
— камеру хранения багажа;
— пункт общественного питания;
— комнату для водителей автобусов;
— пункт медицинской помощи;
Требования для остановочных пунктов обслуживания пассажиров рейсовых автобусов
Пункт обслуживания пассажиров должен иметь:
— строение (павильон) используемый для ожидания автобусов в виде навеса со стенами с целью защиты от непогоды и иметь места для сидения.
— кассу продажи билетов (только если суточное отправление превышает 50 пассажиров)
Другие требования предполагают предварительное определение равномерности пассажиропотока, например требования, могут варьироваться в зависимости от постоянной интенсивности использования либо при маятниковых перевозках.
По специфическим вопросам о рейсах международных автобусов можно обратится в Контакт-Центр компании в рабочие часы. На сайте отображается основная справочная информация для поездки за границу, но тем не менее, можно запросить уточняющую информацию о расписании движения автобусов, скидки для детей, данные об отправлении и прибытии на автовокзалы.
Автовокзалы и Автостанции
Подробная информация о Автовокзале города.
Расположение, городской транспорт и контакты справочной службы.
Особенности правового положения автовокзалов и автостанций как субъектов транспортных обязательств
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5555.
Так, в Уставе автовокзалы и автостанции не упоминаются, а содержится более общее понятие «объекты транспортной инфраструктуры». В п. 2 Правил перевозок пассажиров дано определение автовокзала как объекта транспортной инфраструктуры, включающего в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа. Понятие автостанции не дано. Между тем под автостанцией также можно понимать объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для оказания данных услуг.
Данный документ является ведомственным нормативным актом, который не был официально опубликован, в связи с чем в случае возникновения споров у суда имеются основания отказать в его применении.
Поэтому особенности правового положения автобусных вокзалов (автовокзалов) и пассажирских автомобильных станций (автостанций) целесообразно рассмотреть через характеристику типов связей, существующих между участниками перевозочного процесса.
Автовокзал и перевозчик
Таким образом, можно выделить две функции автовокзала: продажа билетов и обслуживание пассажиров.
Правила перевозок пассажиров не указывают на организационно-правовую форму, в которой осуществляется деятельность автовокзалов. В связи с этим представляется возможным допустить, что автовокзал (объединение автовокзалов и автостанций) может функционировать как структурное подразделение перевозчика либо как юридическое лицо.
Созданные в условиях социалистической экономики хозрасчетные автовокзалы и территориальные производственные объединения, подчиненные соответствующим транспортным управлениям, в начале 1990-х гг. в подавляющем большинстве были приватизированы. При этом мог происходить распад сформировавшегося объединения путем выделения из него ряда автовокзалов, трудовые коллективы которых выразили намерение создать собственное юридическое лицо в процессе приватизации государственного имущества. Впоследствии в некоторых субъектах РФ в рамках региональных программ развития автотранспорта наблюдался и обратный процесс: создание на базе разрозненных автовокзалов производственного объединения. Альтернативой данного подхода стало объединение юридически самостоятельных автовокзалов в ассоциации (союзы).
Необходимость в них может возникать в случае отсутствия автовокзала (автостанции), но наличия потребности в них, а также с целью конкуренции с существующими частными автовокзалами и автостанциями.
Отношения автовокзалов (автостанций), их объединений как юридических лиц и перевозчиков строятся на основе договора. Основные права и обязанности сторон данного договора сводятся к следующему.
1.1. Заключать с пассажирами договор перевозки и в дальнейшем действовать в интересах перевозчика: осуществлять продажу билетов от своего имени, принимать в установленных случаях сдаваемые пассажирами билеты, возвращая им часть провозной платы.
1.2. Перечислять часть выручки (на практике от 80 до 93%) от продажи билетов перевозчику.
1.3. Обеспечивать информационное и иное сопутствующее перевозке обслуживание пассажиров (услуги камеры хранения, комнаты отдыха, зала ожидания и др.), организовывать посадку пассажиров в автобус, проверку билетов.
1.4. Оказывать перевозчику услуги, связанные с обеспечением безопасности и качества перевозок: информировать водителей о погодных условиях, опасных участках дорог и т.п., проводить обязательный предрейсовый медицинский осмотр водителей, а в случае существования технической возможности также осуществлять технический осмотр транспортных средств, их мойку, обеспечить стоянку, отдых водителей.
1.5. Выполнять диспетчерскую деятельность: обеспечивать организацию отправлений автобусов в рейс и их прибытия согласно расписанию, их движение на территории автовокзала согласно утвержденной схеме, принять меры в случаях неприбытия автобуса согласно расписанию для скорейшей отправки пассажиров транспортом этого или иного перевозчика и др.
2.1. Выполнить свои обязательства, вытекающие из договора перевозки, заключенного с автовокзалом: осуществлять подачу исправных транспортных средств в надлежащем санитарном состоянии для перевозки пассажиров согласно утвержденному расписанию, перевозить пассажиров и багаж согласно проданным билетам и багажным квитанциям по маршруту.
2.2. В случае оказания автовокзалом услуг, указанных в п. 1.4, осуществлять их оплату.
2.3. Принимать участие в обеспечении осуществления диспетчерской деятельности автовокзала при неподаче автобуса, в том числе осуществить замену или выделение резервного автобуса либо предоставить свободный автобус на паритетной основе в случае срыва рейса другим перевозчиком.
Таким образом, заключаемый договор носит смешанный характер, объединяющий черты договоров комиссии или агентского, строящегося по типу комиссии (п. 1.1), возмездного оказания услуг (п. п. 1.4, 1.2), совместной деятельности (п. п. 1.2, 1.3, 1.5, 2.2).
Следует отметить, что данный договор не поименован ни в ГК РФ, ни в иных нормативных правовых актах, а его содержание вытекает из задач и функций автовокзала, закрепленных в Типовом положении об автобусном вокзале. На практике заключаемые автовокзалом и перевозчиком договоры носят различное название: о совместной перевозочной деятельности, об организации пассажирских перевозок, о выделении подвижного состава, агентский, оказания экспедиционных и диспетчерских услуг и др.
Применительно к отношениям по перевозке грузов в ГК РФ предусмотрены договор об организации перевозок (ст. 798) и договор транспортной экспедиции (гл. 41), которые имеют некоторые схожие черты с рассматриваемым договором. В то же время данные правовые конструкции не могут быть полностью применены к договору между автовокзалом и перевозчиком.
Так, договор об организации перевозок является разновидностью организационных договоров, который направлен на возникновение имущественного обязательства в будущем. Договор, заключаемый между автовокзалом и перевозчиком, хотя и носит во многом организационный характер, так как определяет условия организации пассажирских перевозок, но в то же время осложнен элементами иных указанных договорных конструкций.
Договор транспортной экспедиции по своей сущности ближе к рассматриваемому договору, однако сфера его применения ограничена грузоперевозками (ст. 801 ГК РФ).
На наш взгляд, договор, опосредующий отношения автовокзала и перевозчика, должен быть закреплен в законе в качестве разновидности транспортной экспедиции, при этом понятие «экспедиция» следует расширить.
Еще один вид договорных отношений между автовокзалом и перевозчиком, встречающийся на практике, основан на самостоятельной продаже билетов перевозчиком. В этом случае автовокзал обеспечивает, как правило, лишь организацию отправки и прибытия транспорта со своей территории согласно расписанию, посадку пассажиров, а также оказывает им сопутствующие услуги, за что получает вознаграждение от перевозчика. Данный тип отношений, характерный для перевозки пассажиров микроавтобусами, укладывается в схему договора возмездного оказания услуг, в котором автовокзал является исполнителем.
См.: Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2007 г. и Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 февраля 2008 г. по делу N А55-14012/2006-16.
Автовокзал и заказчик перевозок
Понятие «заказчик автобусных перевозок» в федеральных нормативных правовых актах отсутствует. Статус данного лица определяется законами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные определения даны в законах ряда других субъектов РФ. При этом подразумевается, что заказчик перевозок осуществляет функции управления перевозочной деятельностью путем утверждения маршрутной сети на основании обследования пассажиропотока, потребностей населения в перевозках и условий движения. Для осуществления перевозок по определенному маршруту перевозчик должен заключить с заказчиком перевозок договор на организацию регулярных пассажирских перевозок.
Законами субъектов РФ устанавливается порядок заключения указанных договоров, при этом общим правилом является проведение конкурса на право заключения договора.
Отношения заказчика перевозок и автовокзала определяются заключаемым между ними договором. Так, согласно ст. 8.1 Закона Самарской области услуги автовокзалов (автостанций) предоставляются перевозчикам на основании публичного договора после заключения автовокзалом (автостанцией) с заказчиком перевозок договора об обеспечении регулярных маршрутных перевозок. В договоре определяются общие для всех перевозчиков, заключивших договоры об организации регулярных маршрутных перевозок, условия пользования услугами автовокзалов (автостанций) и иные условия обеспечения регулярных маршрутных перевозок.
Таким образом, заказчик перевозок координирует отношения между автовокзалом и перевозчиком. Кроме этого, автовокзалу может быть передана часть функций заказчика перевозок по контролю за безопасностью и качеством перевозок. В этом случае автовокзал наделяется полномочиями организатора перевозок.
Автовокзал и пассажир
Для пассажира автовокзал является олицетворением всей системы автобусных перевозок.
В силу этого на практике в договоры, заключаемые между автовокзалом и перевозчиком, часто включаются штрафные санкции за срыв рейса или невыполнение требований Правил перевозок пассажиров и багажа. Тем самым сложный процесс доказывания убытков заменяется (или дополняется) взысканием неустойки.
См.: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2005 г. N А66-10202/2004.
Вместе с тем услуги камеры хранения, комнаты отдыха, кафе, кинозалов, а также предоставление справок, не связанных непосредственно с деятельностью автовокзала (например, о движении городского транспорта до определенного места), как правило, оплачиваются пассажиром отдельно по устанавливаемым автовокзалом расценкам. Это объясняется тем, что данные услуги носят факультативный характер: пассажир может не пользоваться ими, что не отразится на качестве и объеме выполненной услуги по перевозке. Кроме того, оказание данных услуг требует привлечения дополнительных ресурсов, не учтенных при расчете тарифной цены, что влечет затраты, не покрываемые причитающейся автовокзалу выручкой от продажи билета.
Также возможно установление платы за пользование залами ожидания и туалетами для лиц, которые не имеют билета.
Стоимость указанных факультативных услуг не регулируется органами государственной власти или местного самоуправления. Вместе с тем установление монопольно высоких цен может быть расценено как нарушение прав потребителей.
Деятельность автовокзала по обслуживанию пассажиров связана и с некоторыми ограничениями. Так, федеральным законодательством запрещена продажа на территории автовокзалов (автостанций) и прилегающей к ней территории спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13% объема готовой продукции. Границы прилегающей территории определяются субъектами РФ.
См.: Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 августа 2005 г. N Ф09-3260/05-С7.
Особенность взаимоотношений автовокзала, пассажира и перевозчика отражается также в вопросах налогообложения.
В качестве примера можно привести следующий спор о правомерности доначисления налога на добавленную стоимость, в котором судебными инстанциями различно толковался характер отношений между субъектами рассматриваемых отношений.
ОАО «Автовокзалы и автостанции» осуществляло продажу билетов на отправляемые автобусы, принадлежащие другим автотранспортным предприятиям и индивидуальным предпринимателям, которые выделяли своих водителей; обеспечивало своевременное отправление поданных перевозчиком автобусов; делало отметки в путевых листах; занималось изучением пассажиропотока; составляло расписание движения автобусов, а также выполняло другие функции, связанные с обеспечением организации перевозки пассажиров. Кроме того, ОАО осуществляло перевозки по ряду маршрутов собственным подвижным составом.
При этом ОАО не платило налог на добавленную стоимость с выручки, получаемой от реализации билетов в пригородном сообщении, так как данный вид перевозок отнесен к числу услуг, освобожденных от обложения НДС (пп. 7 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Налоговая инспекция произвела доначисление НДС, что было обжаловано ОАО в суд.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций сочли действия налоговой инспекции неправомерными, так как квалифицировали договоры, заключаемые между перевозчиками и автовокзалом, как соглашения о совместной деятельности по перевозке, в процессе которой стороны оказывали пассажирам единую услугу. Суд первой инстанции указал на то, что при имеющихся отношениях сторон невозможно выделить одну из них и считать ее перевозчиком, поэтому автовокзал обоснованно применял льготу по уплате налога на добавленную стоимость. В части перевозок пассажиров собственным транспортом ОАО обоснованно применяло льготу по уплате налога, поскольку данная перевозка осуществлялась в режиме транспорта общего пользования.
Суд кассационной инстанции согласился лишь с выводами относительно перевозок собственным подвижным составом автовокзала. Применительно к отношениям автовокзала и перевозчиков он указал, что они не могут квалифицироваться как договор о совместной деятельности (простого товарищества) в силу отсутствия общего имущества его участников. Автовокзал оказывал собственные услуги, отличные от перевозок: по продаже билетов, обеспечению своевременной подачи автобусов, других вспомогательных функций для обеспечения безопасной перевозки пассажиров, которые законом к числу льготируемых операций не относятся. Поэтому правомерным признано доначисление НДС на сумму выручки, причитающейся автовокзалу от продажи билетов в пригородном сообщении во исполнение заключенных с перевозчиками договоров о выделении подвижного состава.
См.: Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 ноября 2003 г. N А79-1446/2003-СК1-1316. См. также: Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 февраля 2005 г. N А33-316/04-С3-Ф02-5854/04-С1.
См.: письмо Министерства финансов РФ от 27 апреля 2007 г. N 03-11-04/3/134.
Однако возникает вопрос: не носит ли такое разъяснение исключительно формальный характер, основанный лишь на различиях в названии места размещения, так как фактически и гостиница, и комната длительного отдыха осуществляют одну и ту же деятельность?
Таким образом, нами исследованы основные особенности правового положения автовокзалов и автостанций путем рассмотрения характера договорных связей, возникающих между ними и иными субъектами транспортных обязательств.
См.: Стрельникова И.А. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: достоинства и недостатки правового регулирования // Современное право. 2008. N 9. С. 25.
Представляется, что это будет способствовать созданию баланса между развитием конкурентной среды в области автобусных перевозок и обеспечением безопасности и качества услуг по перевозке и сопутствующему обслуживанию пассажиров.
Автостанция и автовокзал
Смотреть что такое «Автостанция и автовокзал» в других словарях:
Автостанция №1 (Ставрополь) — Автостанция №1. Общий вид Автостанция №1 одна из четырёх автостанций города Ставрополя, расположенная в Юго западном районе по адресу: ул.Доваторцев 80 на выезде из города. Имеет 6 посадочных плат … Википедия
Автовокзал — «Северный» в Ленинградской области … Википедия
Автовокзал (Санкт-Петербург) — Координаты: 59°54′48.6″ с. ш. 30°21′27.7″ в. д. / 59.9135° с. ш. 30.357694° в. д. … Википедия
автовокзал — Зур автостанция … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
Липецк (автовокзал) — Автовокзал «Липецк» автобусный вокзал в Октябрьском округе города Липецка. Адрес в Липецке: проспект Победы, 89. Телефон справочной службы 004 (номер доступен только с таксофона и/или стационарного телефона), (4742) 41 17 99. Телефон приемной:… … Википедия
Северная (автостанция) — Автостанция «Северная» Перспективная схема автобусных маршрутов Северный междугородный автобусный вокзал в посёлке Мурино Всеволожского района Ленинградской области. Расположен у станции «Девяткино» Петербургского метрополитена и станции… … Википедия
Северная автостанция — Автостанция «Северная» Перспективная схема автобусных маршрутов Северный междугородный автобусный вокзал в посёлке Мурино Всеволожского района Ленинградской области. Расположен у станции «Девяткино» Петербургского метрополитена и станции… … Википедия
Северный (автовокзал — Северный (автовокзал, Мурино) У этого термина существуют и другие значения, см. Северный (автовокзал). Автовокзал «Северный» … Википедия
Северный (автовокзал, Мурино) — У этого термина существуют и другие значения, см. Северный. Координаты: 60° с. ш. 30° в. д. / 60.051079° с. ш. 30.444138° в. д. … Википедия
Петербургский автовокзал — Координаты: 59°54′48.6″ с. ш. 30°21′27.7″ в. д … Википедия
Автовокзалы и автостанции, основные функции и требования к ним.
Автовокзал – изолированный от городского движения комплекс сооружений, предназначенный для обслуживания пассажиров и водителей автобусов, пассажиропоток которого составляет более пятисот человек в сутки, и включающий в себя: капитальное здание с залом ожидания вместимостью свыше семидесяти пяти человек и билетными кассами, пункты медицинского освидетельствования водителей и оказания первичной медико-санитарной помощи, камеры хранения, перрон для посадки и высадки пассажиров, площадку для стоянки автобусов, посты для осмотра автобусов, диспетчерские пункты и комнату матери и ребенка, расположенный на территории не менее пяти тысяч квадратных метров (в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте»).
Автостанция – комплекс сооружений, предназначенный для обслуживания пассажиров и водителей автобусов, пассажиропоток которого составляет менее пятисот человек в сутки, и включающий в себя: капитальное здание с залом ожидания вместимостью до семидесяти пяти человек и билетными кассами, камеры хранения, перрон для посадки и высадки пассажиров, площадку для стоянки автобусов, диспетчерские пункты, расположенный на территории не менее двух с половиной тысяч квадратных метров (в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте»).
Основные функции:
1) организация продажи проездных документов (билетов);
2) организация соблюдения расписания движения автобусами, микроавтобусами по маршрутам;
3) организация безопасной посадки и высадки пассажиров, загрузки и разгрузки багажа;
4) обеспечение мер по соблюдению безопасности перевозок пассажиров, проведению предрейсового медицинского осмотра водителей и контроля технического состояния автобусов, микроавтобусов, в случае, если выполнение данной функции не представляется возможным перевозчиками;
5) информационное обеспечение пассажиров;
6) организация хранения багажа и ручной клади;
7) обеспечение пассажиров условиями для ожидания начала поездки;
8) информирование автовокзалов и автостанций существующей маршрутной сети о наличии свободных или освобождающихся мест в автобусах (микроавтобусах), а также об изменениях в расписании движения или времени опережения (отставания) автобусов от расписания, отмене или введении дополнительных рейсов, не предусмотренных расписанием, отправлении дополнительных автобусов;
Подпункт 9 изложен в редакции приказа и.о. Министра транспорта и коммуникаций РК от 05.12.06 г. № 319 (см. стар. ред.)
9) ежемесячное не позднее 5 числа следующего месяца информирование местных исполнительных органов области (города республиканского значения, столицы) о порядке обслуживания и срывах расписаний (графиков) движения и других нарушений положений настоящих Правил перевозчиками, осуществляющими регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа, по форме, определяемой местными исполнительными органами области (города республиканского значения, столицы).
Автовокзалы и автостанции в своем составе должны иметь:
1) пункт (пункты) для посадки и высадки пассажиров, загрузки и разгрузки багажа;
2) площадку для стоянки автобусов;
3) зал (залы) ожидания для пассажиров;
4) кассу (кассы) для продажи, в том числе предварительной, проездных документов (билетов);
5) камеру (камеры) хранения багажа;
6) диспетчерские пункты;
7) санитарно-бытовые помещения для персонала и пассажиров в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;
8) служебные помещения для отдыха водителей и кондукторов.
Автовокзалы дополнительно должны также иметь:
1) справочное бюро;
2) пункт общественного питания;
3) комнату матери и ребенка;
4) посты для осмотра автобусов;
5) пункт охраны общественного порядка;
6) пункт медицинской помощи и аптечный киоск.
Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 36 | Нарушение авторских прав