Автозапуск или предпусковой подогреватель что лучше
Предпусковые подогреватели или сигнализации с автозапуском: что лучше и почему?
Пришла зима, а с ней и традиционный всплеск интереса к оборудованию, позволяющему с утра сесть в теплую машину с чистыми стеклами, а не шкрябать иней на окнах гусиными лапами. «Колеса» выяснили, что автовладельцам недоговаривают установщики предпусковых подогревателей и сигнализаций с автозапуском.
Предпусковой подогреватель – что это такое и как он работает?
Предпусковой подогреватель – это устройство для повышения комфорта водителя автомобиля и его пассажиров, а также для существенного продления ресурса самого дорогого агрегата в машине – двигателя. В регионах с суровым климатом к вопросам комфорта и ресурса добавляется еще и местный насущный вопрос: принципиальная возможность завестись наутро, если ночью давило под минус сорок.
Эти агрегаты в народе зачастую называют «вебастами», поскольку название самого известного производителя давно стало именем нарицательным, как пресловутые «ксерокс» или «джип». Автономный котел подогревателя доводит двигатель до рабочей температуры в мороз без его запуска. Благодаря этому мотор заводится, будучи уже прогретым, что радикально продлевает ему жизнь, водитель может сразу начинать движение, а температура в салоне становится комфортной буквально за считанные минуты.
Как правило, у большинства производителей все модели предпусковых подогревателей представлены в бензиновом и дизельном вариантах для установки на автомобиль с любой системой питания двигателя. Конструктивно подогреватель представляет собой блок средних размеров, габаритами приблизительно с трехлитровую банку, внутри которого находится камера сгорания, электронагнетатель воздуха для горения топлива, топливный насос, жидкостная нагревательная камера и помпа. Устройство монтируется, как правило, под капотом автомобиля или в пустых нишах переднего бампера, двумя шлангами врезается в штатную систему охлаждения двигателя, а топливная трубка проводится к штатному топливному баку. Для запуска предпускового подогревателя на него отправляется сигнал-команда. Либо от таймера в салоне по расписанию (самый простой вариант: двигатель греется до заданной температуры за 15-20 минут до поездки на работу/обратно), либо с помощью брелока или GSM-модуля. Впрочем, чаще всего подогреватель подключается к свободному каналу автосигнализации, многие из которых изначально имеют функцию управления таким оборудованием.
При этом в нашей стране предпусковые подогреватели традиционно конкурируют с дистанционным запуском двигателя сигнализацией – таковы сложившиеся реалии нашей небогато живущей географии. Многие фатально заблуждаются, считая, что распространившиеся сейчас сигнализации с автозапуском – эволюционное развитие, решение, пришедшее на смену предпусковым подогревателям. А это совсем не так. Скорее наоборот – весьма и весьма компромиссный аналог, популярность которого вызвана низкими доходами населения. Давайте попробуем разобраться детально в достоинствах и недостатках этих двух вариантов обеспечить комфорт в автомобиле зимой!
Плюсы и минусы того и другого
Сигнализации с автозапуском:
Но это было тезисно – теперь рассмотрим вышеобозначенное подробно!
Цены и деньги
Стартовая стоимость охранной системы с дистанционным запуском двигателя сегодня начинается от 15 000 рублей за вариант с брелоком и от 20 000 за версию с управлением через телефон и мобильное приложение. Это, разумеется, цена оборудования с квалифицированной установкой «под ключ» сертифицированными дилерами, а не сантехниками с «Ю-ду». Возможно, существуют и более бюджетные предложения, но мы все же ориентируемся на продукцию производителей из числа брендов «первой пятерки», а не тех, чьи имена звучат, как названия дешевых боевиков из 80-х.
Самый доступный вариант предпускового подогревателя, как ни странно, стоит не столь уж катастрофично, как пугают друг друга завсегдатаи гаражных дискуссионных клубов.
«Вебасты» и их аналоги давно преследует миф, относящий их к категории премиальных и недоступных обычному автовладельцу автоаксессуаров, и миф этот ошибочен. Базовая установка, к примеру, Webasto Thermo Top Evo Start обойдется в сумму около 40 000 рублей, что фактически лишь вдвое больше самой недорогой GSM-сигнализации. При том, что сигнализаций за 30 000, 40 000, 50 000 рублей и даже дороже – полным-полно.
Расход топлива
Расход горючего на прогрев двигателя – фи, скажете вы, еще не хватало эти смешные копейки считать! Наверное, каждый видел на дисплее бортового компьютера своего авто расход топлива на холостом ходу – у моторов объемом 1,5-2 литра где-то от 0,8 до 1,2 литра в час! Примем эту цифру за литр. На прогрев автозапуском в мороз нам нужно минут двадцать – это около 14 рублей за примерно 0,3 литра 95-го бензина. Но 14 рублей – они смешны лишь сами по себе, здесь и сейчас… А цыплят, как известно, считают оптом и в конце сезона.
Итак, упрощенно предположим, что мы ездим на работу по будням и греем машину дистанционно посредством сигнализации минимум дважды в день. За холодный период года, если считать его с ноября по март, такой прогрев сожрет из кошелька порядка 3 000 рублей… В общем, немало. Хотя на самом деле – гораздо больше! Дело в том, что тот самый литр в час на холостых – это аппетит прогретого до рабочей температуры мотора. Промороженный же засасывает в себя примерно вдвое больше – за 20 минут он употребит примерно 0,6 литра. И это уже 6 000 рублей за сезон.
А вот предпусковой подогреватель за те же 20 минут съест вдвое меньше топлива – 0,15 литра. И на зиму ему потребуется бензина на полторы тысячи рублей максимум. Что ж, 1 500 и 6 000 – разница приличная… И это – в условиях средней полосы. В холодных регионах типа Красноярского края, Якутии, ХМАО и т.п. в самый морозный сезон машину не греют перед запуском, а вообще не дают ей остывать, запуская в течении ночи мотор с интервалами по запрограммированному таймеру или по температурному датчику. В таком режиме затраты на предпусковой отопитель можно отбить экономией на топливе за первые пару лет эксплуатации.
Где гореть топливу?
И сигнализация с автозапуском, и предпусковой подогреватель обеспечивают в конечном итоге прогретый мотор и возможность практически сразу сесть в машину и уехать. В обоих случаях тепло получается от сгорания топлива. Но где, с технической точки зрения, лучше сжигать горючее для прогрева двигателя и салона: непосредственно в цилиндрах мотора или внутри котла предпускового подогревателя?
Многие думают, что холостой ход – это самый мягкий в плане потери ресурса режим для двигателя, и без нагрузки мотор с хорошим современным маслом практически не изнашивается. Увы, это не так… Режим холостого хода, да еще и на прогреве – едва ли не самый вредный для двигателя. Идет интенсивное коксование поршневых колец и клапанов, которое усугубляется, если после прогрева вы вползаете в вялый пробочный поток, а не прохватываете с ветерком. Накапливается слой нагара на изоляторах свечей. Низкое давление в масляной системе (за исключением случаев, когда на двигателе стоит насос с изменяемой производительностью) ухудшает скольжение в трущихся парах.
Предпусковой подогреватель, в котором горение идет без движения поршней и валов, избавлен от таких проблем и избавляет от них двигатель, сохраняя ресурс. Заметно отодвигается период начала «масложора», падения компрессии, затрудненного запуска – всего того, что сопровождает уставший мотор. Ускоренный прогрев коробки передач также имеет место и весьма полезен – в первую очередь для вариаторов. Все это особенно актуально, если у вас не убитый ВАЗ или престарелая «праворулька», а новый автомобиль, купленный в расчете на длительную и беспроблемную эксплуатацию. В холодных регионах Сибири такая забота о технике еще более актуальна, и предпусковой подогреватель является разумной инвестицией в собственное «железо».
Запах и шум
Выхлоп исправного современного двигателя практически не ощущается обонянием и визуально незаметен. Но – лишь при рабочей температуре! Промерзший мотор, заведенный на обогащенной смеси и с непрогретым катализатором испускает удушливую вонь. Неспроста же он на холостых оборотах потребляет холодным топлива вдвое больше, чем горячим…
И это зловоние автозапуска по утрам систематически проникает в квартиры ваших соседей. Да, кому-то, безусловно, пофиг на окружающих («У кого два больших пальца и ему на всё нас…ть.? Правильно, это Боб Келсо!» (с) сериал «Клиника»). Но, хочется думать, что все же не всем. Во всяком случае, в приличных жилых комплексах так делать не принято. Ах да, при определенном положении машины на дворовой парковке еще и фары во время прогрева светят в окна первых этажей темным зимним утром, что также не способствует культурным взаимоотношениям между людьми и развитию цивилизованности.
Штрафы
Как вы думаете, почему в Европе не распространены, как у нас, сигнализации с автозапуском, и вместо них все ставят предпусковые подогреватели? Потому что прогрев машины на парковке у них весьма сурово карается. А развитая и отшлифованная система… э-э-э. социальной ответственности (ну той, что у нас принято именовать иначе), не позволяет надеяться на молчаливую солидарность соседей. Наоборот: те сообщат в полицию гораздо быстрее, чем совершенно посторонние люди… Ибо тут, как в знаменитом анекдоте, так заведено – и точка.
Возможно, для некоторых это станет новостью, но штраф за стоянку автомобиля с работающим двигателем есть и у нас. Он вписан в статью 12.28 КоАП РФ о нарушениях правил движения в жилых зонах, статью 12.19 КоАП РФ о нарушениях правил стоянки и остановки, да и, собственно, в пункт 17.2 ПДД. Выбор формулировки и, соответственно, суммы штрафа – гибкий. Могут на 500 рублей огорчить, а могут и на 1 500. А в двух столицах – и вовсе на 3 000 рублей…
Будем откровенны: в нашем гуляй-поле пока еще социальная ответственность развита слабо, и множество запретов вообще никак не отслеживается. Но карательные реформы и методы контроля – вещь, как известно, динамично эволюционирующая. Помните, как еще недавно, к примеру, мы запросто парковались с «аварийкой» вдоль обочины у метро в три ряда, чтобы заскочить в магазин? Рискнете сегодня? То-то же… А недавний запрет на курение на балконе? И присниться такое не могло, а вот уже пошли первые оштрафованные… Так что не исключено, что в некотором будущем прогрев машины с помощью автозапуска станет весьма дорогим удовольствием.
Так что же лучше?
Разбираясь в плюсах и минусах обеих концепций (автозапуска и предпусковых отопителей), мы приходим к тому, что лучшим вариантом является (внезапно)… их тандем!
Да, придется констатировать, что в отечественных условиях и сейчас, и в перспективе оптимальный вариант – это сочетание базовой модификации предпускового подогревателя и охранной системы с автозапуском и контролем через GSM-канал и мобильное приложение. В этом тандеме управление подогревателем осуществляется силами сигнализации с определенной конфигурацией настроек (и, возможно, с некоторыми дополнительными компонентами).
Для того, чтобы понять, почему это так, нужно привести три бесспорные аксиомы:
Что же нам дает комбинация базового предпускового обогревателя и GSM-сигнализации? Она дает максимальный набор комфорта и пользы с минимальными затратами. Ну с минимальными – относительно определенного уровня удобств, разумеется. Можно и вообще ни копейки не вкладывать, открывать дверь ключом и греть машину, сидя в ней на коврике «Емеля». Установщик по просьбе клиента конфигурирует сигнализацию на управление предпусковым подогревателем – вы отправляете команду, подогреватель греет двигатель, который затем запускается и штатной системой вентиляции быстро прогревает салон. Оптимальный вариант – когда после прогрева двигателя сигнализация сама его запускает по определенной температуре. Но в некоторых системах придется отправить две команды: сперва на включение Webasto, а через некоторое время – мотора. Так или иначе, в итоге:
Теплый гараж, автозапуск или предпусковой подогреватель: что лучше
Чтобы автовладельцы даже в лютый мороз могли садиться в теплый салон и не мучаться с запуском двигателя, был придуманы различные ухищрения. Расскажем, какое из них наиболее эффективно
Зимние напасти хорошо известны каждому автовладельцу: масло густеет, бензин перестает испаряться, падает емкость аккумулятора. Солярка превращается в парафин, закупоривающий топливопроводы. «Мозги» некоторых иномарок не могут понять, что бывают морозы ниже 35 градусов Цельсия. Не лучше и водителю: чем влезать на промерзшее кресло, лучше сесть в сугроб. В нем теплее. Пяток минут, пока салон прогреется от ожившего мотора, потерпеть еще можно. Но если за «живучесть» приходится еще побороться, разумнее уходить погреться в помещение.
Способов добиться легкого утреннего пуска придумано множество. Лучше всего, невзирая на ускоренную коррозию «просоленного» кузова, держать машину в теплом гараже. Увы, помыть машину снизу и пристроить на ночь в теплое местечко могут только редкие счастливчики.
Польза отапливаемых гаражей обманчива – в тепле процесссы коррозии развиваются активнее, особенно зимой, когда дороги обильно поливают реагентами.
Самый радикальный и варварский путь — не глушить мотор с вечера. Именно так поступали и, наверняка, и сейчас поступают многие водители автобусов и прочей крупной дизельной техники. За гарантированный выезд на маршрут автохозяйства расплачиваются моторесурсом и впустую сожженным топливом. Экономичнее греть моторы перед самой поездкой. Сколько грузовиков и самосвалов спалили всевозможными факелами, а также более «цивилизованными» паяльными лампами и керогазами, сосчитать невозможно. Не удивительно, что в разные годы многочисленные производители предлагали и по сей день предлагают специальные устройства для предварительного прогрева автомобилей — предпусковые подогреватели.
В некоторых охранных комплексах предусмотрена функция дистанционного или программируемого пуска двигателя. Удобное решение, но, как и все другие, не свободное от недостатков. Для того чтобы завести двигатель по телефону, надо как минимум не забыть это сделать, а как максимум — проснуться посреди ночи, посмотреть на градусник за окном и впотьмах найти телефон. Программируемый пуск удобнее, но если двигатель почему-то не запустился (подсел аккумулятор, вечером на холостом ходу закоптились свечи и т. д.), утром придется поторопиться на автобус. Но в любом случае удобство обернется повышенным расходом топлива и ресурса и жалобами соседей на чадящий мотор. К тому же обе функции без проблем осуществляются при наличии автоматической коробки передач. Если перевести механическую на нейтраль и применить ручной тормоз, можно остаться без машины до ближайшей оттепели. Если перед парковкой вам пришлось проезжать по глубокому снегу, а затем тормозить, то, прижав колодки к барабану или диску ручником, вы рискуете приморозить их намертво. Снег, попавший в тормозной механизм и растаявший от трения накладок, непременно превратится в лед.
Подогреватель работает на топливе из бака, нагревает жидкость в охлаждающем контуре и прокачивает ее собственным насосом по контуру, через рубашку двигателя и радиатор штатной системы отопления. Сначала прогревается двигатель, а после достижения определенной температуры в контуре включается вентилятор штатного отопителя, в результате чего теплый воздух от радиатора подается в салон.
Правильнее греть двигатель, не запуская его, используя тот или иной подогреватель. Существующие устройства можно разделить на два типа — автономные и использующие внешние источники энергии. Оба имеют свои достоинства и недостатки, но действуют приблизительно одинаково: греют жидкость в системе охлаждения. В двигателях с воздушным охлаждением приходится подогревать масло, что несколько хуже. Во-первых, площадь теплообмена должна быть достаточно большой, иначе масло будет быстро стареть, теряя свои свойства. А объем масляного картера ограничен. Во-вторых, прогреваться двигатель будет дольше: масло уже достигнет рабочей температуры (что облегчит прокручивание коленвала), а головка двигателя может быть все еще холодной (что снизит испаряемость топлива). И в третьих, нет возможности организовать прогрев салона.
Подогревать жидкость можно электричеством или органическим топливом. В последнем случае используется либо топливо из бака, либо переносная горелка, подсоединяемая к внедренному в систему теплообменнику. Кто-то, вероятно, помнит устанавливавшееся на военные уазики устройство, к которому пристыковывалась паяльная лампа. Эффективно, просто, не очень надежно и очень хлопотно.
Электроподогрев почти идеален. Простое и надежное оборудование легко монтируется под капотом, можно установить отдельный обогреватель салона, управляемый общим программным устройством. Выхлопные газы отсутствуют, т.к. топливо не расходуется. Моторесурс двигателя не страдает, более того, пуск теплого мотора не вызывает повышенного пускового износа из-за слабой прокачиваемости холодного масла. Одна беда: емкости штатного аккумулятора достаточно только для предпускового подогрева топливозаборной трубки дизеля либо впускного коллектора или карбюратора. А доступ к желанной розетке имеют только жители нижних этажей и владельцы собственных домов. Но и им опасно заночевать в гостях.
Остается надеяться только на возимый с собой в баке запас энергии. Современные автономные предпусковые подогреватели — устройства сложные, посему не слишком дешевые. Тем не менее их приобретение и установка могут быть оправданы. Тем более что мировые производители приходят на наш рынок с обширной гаммой изделий для легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта. С их монтажом на имеющуюся машину справится не только специализированная мастерская, но и продвинутый автовладелец.
Блок предпускового подогревателя достаточно компактен и весит около двух килограмм.
Подогреватели позволяют не только прогреть двигатель и салон перед запуском: они могут помогать мотору и на ходу. Функция полезна для современных дизельных моторов, многие из которых из-за оптимизации рабочего процесса не вырабатывают достаточного «лишнего» тепла для обогрева салона, и незаменима для гибридов и электромобилей.
Универсальная испарительная горелка нагревает жидкость, а независимый электрический насос, работающий от штатного аккумулятора, прокачивает ее через водяную рубашку двигателя и радиатор. По достижении двигателем определенной температуры включается вентилятор штатного отопителя и начинается обогрев салона. Запуск подогревателя производится с помощью программируемого таймера либо любого телефона — звонком, сообщением или мобильным приложением смартфона. Держать прибор работающим всю ночь нет необходимости: современный пятикиловаттный подогреватель готовит к работе двигатель и салон за полчаса, расходуя при этом не более 350 мл топлива. За среднюю зиму в подогревателе сгорит меньше бака. От этого количества надо отнять объем, который израсходовал бы двигатель за время самостоятельного прогрева.
Словом, более универсального и удобного средства для обеспечения пуска мотора в суровых зимних условиях пока не изобретено. Цена — не преграда для ценящих комфорт владельцев престижных иномарок и профессионалов, рискующих остаться без заработка в сильные морозы. Стоит подумать и всем остальным: наибольший износ двигателя наблюдается именно при его запуске и прогреве, сорванные поездки и такси также влетают в копеечку, а здоровье и комфорт и вовсе неоценимы.
Что лучше выбрать: автозапуск или предпусковой подогреватель
Зимой владельцы автомобилей вынуждены прогревать двигатель для его нормальной работы. Чтобы не тратить много времени на этот процесс созданы специальные устройства автозапуска и подогреватели. Они позволяют дистанционно управлять работой ДВС, благодаря чему время на запуск машины зимой сокращается до минимума. Но перед покупкой оборудования необходимо разобраться, что же все-таки лучше использовать: автозапуск или предпусковой подогреватель.
Особенности работы автозапуска
Устройства автозапуска двигателя предназначены для дистанционного включения мотора в рабочее состояние и прогрева транспортного средства. Другими словами, конструкция позволяет не спускаться к машине для включения ДВС, а сделать это с помощью специального пульта управления.
Система пользуется большой популярностью благодаря своей простоте и невысокой стоимости. При желании можно использовать автозапуск с интегрированной сигнализацией, что позволяет значительно увеличить безопасность транспортного средства.
Конструкция системы достаточно простая и состоит из блока управления и пульта в виде брелока или приложения для мобильного телефона. Достаточно нажать на кнопку «Запуск», после чего произойдет подача питания на стартер, топливную и систему зажигания двигателя. После включения мотора водитель получит уведомление, которое приходит на основании контроля бортового напряжения и сигнала давления масла.
Стартер автоматически отключается после запуска ДВС. В случае неудачной попытки система сделает несколько интервальных повторов, с каждым разом увеличивая время прокрутки пускового устройства.
Преимущества и недостатки
Несмотря на большое количество преимуществ, устройства автозапуска обладают и явными недостатками. Из основных минусов можно выделить следующее:
Виды, плюсы и минусы, а также принцип работы предпусковых подогревателей
Предпусковой подогреватель позволяет прогреть двигатель и салон автомобиля в холодный период. Устройство может быть установлено как штатное при производстве транспортного средства, так и в качестве дополнительного оборудования. В зависимости от конструктивных особенностей подогреватели бывают следующих видов:
Автономные подогреватели предназначены для прогрева салона автомобиля и двигателя перед полноценным запуском. Они используют топливо для выработки тепла и выделения тепловой энергии. Оборудование отличается экономичностью расхода горючего. Принцип работы устройства можно описать следующим алгоритмом:
Автономное оборудование устанавливают в моторном отсеке в непосредственной близости от двигателя, чтобы увеличить эффективность работы системы подогрева.
Жидкостные обогреватели набирают большую популярность, несмотря на сложность их установки и стоимость аппаратуры. Они обладают целым рядом преимуществ, включая:
Электрические подогреватели представлены в виде спиралей, которые устанавливаются в блок цилиндров мотора. При активации оборудования происходит подача электрического тока на тепловой элемент и непосредственный прогрев антифриза. Подобная система часто используется из-за простоты установки и экономичности.
Но электрические подогреватели значительно уступают в эффективности жидкостному оборудованию. Подобные проблемы связаны с тем, что требуется большое время на разогрев элемента, а также непосредственную передачу тепла на двигатель. Также не предусмотрено дистанционное управление, поскольку требуется включать обогреватель в стандартную сеть электропитания.
Какое решение выбрать?
Холодный запуск автомобильного двигателя ухудшает эксплуатационные параметры его отдельных элементов. В результате недостатка масла, которое при низких температурах более вязкое, происходит износ ГРМ, ЦПГ и КШМ. Даже небольшой обогрев мотора позволит более безопасно эксплуатировать машину. Давайте рассмотрим, что же лучше использовать — автозапуск или предпусковой подогреватель.
Выбор автозапуска позволяет дистанционно контролировать включение двигателя и прогревать салон транспортного средства. При этом водитель должен знать о ряде недостатков, таких как снижение эффективности противоугонной сигнализации, износ двигателя при холодном включении, возможные проблемы с работы электроникой из-за неправильной установки, а также увеличенный расход топлива на прогрев и запуск.
Штатный подогреватель обладает целым рядом преимуществ, если сравнивать с автозапуском. Он позволяет предварительно поднять температуру двигателя, что увеличивает его срок эксплуатации, при этом не влияя на уровень безопасности и устойчивости к взломам, дистанционно управлять включением и контролировать работу оборудования. Необходимо отметить низкий расход топлива. А из минусов выделяется только высокая стоимость и относительная сложность установки.
Наибольшей популярностью пользуются подогреватели от таких брендов, как Теплостар, Webasto и Eberspacher. Они завоевали доверие клиентов благодаря надежности работы устройств.
Выбор подходящего варианта для запуска двигателя в зимнее время зависит исключительно от личных предпочтений водителя. Оба варианта имеют право на существование, поскольку предоставляют автомобилистам возможность дистанционного обогрева мотора и салона.