Айки джитсу что это
Дайто-рю Айки-дзюдзюцу — боевое искусство, отработанное на трупах павших самураев
Боевое искусство с труднопроизносимым названием Дайто-рю Айки-дзюдзюцу — это один из любопытнейших стилей, берущих начало в додзе самурайских кланов. Настолько же эффектный, насколько и противоречивый, он заслуживает внимания как удивительное явление из далекого прошлого Японии.
Древние времена
Прародителем этого искусства считается японский самурай XI века Минамото-но Ёсимицу. Точнее говоря, он создал прообраз под названием айки-дзюдзюцу, который позже перерос в интересующее нас дайто-рю айки-дзюдзюцу.
Уникальность подхода Ёсимицу заключалась в том, что он исследовал трупы побежденных, оставшиеся на полях сражений, на предмет анатомического строения человеческого тела. В своих исследованиях самурай не брезговал и телами казненных людей. Все это было нужно для изучения уязвимых точек тела, а также строения рук и ног, дабы потом применить свои знания в реальном бою.
Более романтичная легенда гласит, что Ёсимицу часами наблюдал за тем, как самка паука ловит и обездвиживает свою жертву. Эти изящные картины охоты натолкнули его на создание собственного боевого искусства.
Сама система стала известна как «дайто-рю» — по названию семейного особняка.
Впервые на страницах документов мы видим упоминание айки-дзюдзюцу в книге одного из соратников клана Есимицу, Ямамото Кансукэ. В своем произведении «Хэйхо Огисё» автор много пишет о стратегии и тактике войны, а также уделяет внимание индивидуальной подготовке бойца.
В те времена знания боевых искусств часто были тайными и передавались только внутри одного клана, так происходило и с дайто-рю айки-дзюдзюцу. Эта традиция едва не стоила ему забвения: когда в 1582 году последний воин из самурайского рода совершил сэппуку после поражения в битве, знания едва не оказались утеряны. К счастью, немногим раньше они были предусмотрительно переданы другому клану — Айдзу.
Именно через этих самураев знания передавались из поколения в поколение и попали к нашему следующему герою — Сокаку Такэде.
Почти наше время
Родившийся в 1859 году в клане Такэда, Сокаку органично впитал в себя мастерство отца и деда, бывших серьезными бойцами, владевшими айки-дзюдзюцу и другими боевыми искусствами. Получив суровую семейную закалку, Сокаку пустился в путешествовие по Японии, бросая вызовы известным мастерам боевых систем. При этом с мастерами меча он бился на мечах, с мастерами бросковой техники — боролся, и так далее.
В те времена не считалось зазорным покалечить противника в тренировочном поединке. Тем не менее, Сокаку остался жив и здоров, почти всегда выходя из боя победителем. Неудивительно, что этим он снискал себе большой почет, а вместе с ним толпу последователей и учеников из высшего сословия Японии. Кроме того, он тренировал представителей полиции и армии. Все это помогло ему получить неплохой доход и престиж.
Но конец XIX — начало XX века для Японии было временем, когда старые традиции и порядки сталкивались с новомодными западными веяниями и самому Сокаку было довольно сложно с ними ужиться. Уж очень он был консервативен, вспыльчив и воинственен. На примере этого мастера легко увидеть основные конфликты того времени: классовые и национальные, особенно, конфликты с европейцами.
По одной версии Сокаку Такэда был атакован пятидесятью такими бандитами. Сначала он попытался решить все бескровно, кинув нескольких из них на землю. Однако противники вытащили мечи и палки с крючьями. Сокаку обнажил собственный меч и ранил еще нескольких, таким образом выйдя победителем и доказав, что его искусство — это умение легко переходить от безоружной схватки к вооруженной.
Правда, другая версия, описанная Донном Дрэгером, историком боевых искусств, в своей книге «Современные будзюцу и будо», где он ссылается на записи в полицейских книгах, дает нам иную картину боя.
Согласно этому варианту, мастер ходил по улицам современного города со старинным мечом за поясом, и когда один из рабочих спросил, зачем он так делает — грубо тому ответил. После этого завязалась потасовка, и Сокаку, несмотря на все его искусство, повалили на землю и запинали, так что спасла его только полиция, разогнавшая толпу. Правда, на месте обнаружили двенадцать убитых и кучу раненых — меч Сокаку все таки успел применить, так что поражение не такое уж бесславное.
Вообще, то что мастер тренировал полицейских и высший свет, часто помогало ему избегать наказания за многие поступки. Так, например, однажды он послал своего сына вместо себя договариваться о проведении семинара для полицейских. На встрече оказался представитель будо, которому не понравилось, что какой-то выскочка будет тренировать его людей. Строптивец полез в драку, после чего сын Такэды, применив несколько болевых приемов, заставил того извиниться, а дело замяли.
Согласно другой истории, случившейся в 1910 году, Сокаку путешествовал в одной провинции, где людям не давал покоя некий разбойник. Хулиган настолько затерроризировал местных жителей, что по вечерам те просто боялись выходить на улицу. Однажды бандит исчез, а после был найден мертвым в грязи на рисовом поле, рядом с дорогой, по которой постоянно бродил Сокаку. Причем лежал преступник, будучи воткнутым головой в жижу. Неудивительно, что среди жителей начали расползаться слухи о мастере боевых искусств, который жестоко наказывает разбойников за злодеяния. Полиция не стала проводить расследование, видимо радуясь, что проблема была решена без их участия.
В 1904 году произошла история, которая помогла искусству Сокаку Такэды получить известность за пределами Японии. В поезде, на котором путешествовал мастер, оказался американский учитель Чарльз Пэрри, которому не понравилось, что в элитном вагоне едет гражданин, который одет неброско и выглядит нищим. Американец не придумал ничего лучше, чем пожаловаться проводнику и потребовать проверить у мастера билет. Билет оказался подлинным, но Сокаку вышел из себя оттого, что его приняли за бомжа. А когда он узнал, кто на него пожаловался — потребовал от обидчика извинений. В свою очередь американец, обладавший ростом 180 см (против полутораметрового Такэды), решил продолжить ссору, и попытался ударить мастера. И тут же поплатился.
После того, как кулак оказался в стальных руках японца, американец взвыл от боли, так как мастер нажал ему на болевую точку, после чего впечатал в стену вагона. Очнувшись, Пэрри извинился и попросил обучить его этому удивительному приему. Позже он рассказал о случившемся на родине, куда по его просьбе сэнсей отправил своего ученика, который три года обучал своему искусству президента Теодора Рузвельта и членов правительства.
Свои знания Сокаку передал сыну, Токимунэ Такэде, а после его смерти в 1993 году школа разделилась на несколько направлений: Токимунэ, Хиса, Хорикава, Роппокай, Сагава, которые функционируют до сих пор.
Современное Дайто-рю Айки-дзюдзюцу?
Сейчас это довольно жесткое традиционное боевое искусство, где люди тренируются бросать противника, бить его и ломать ему руки. Техники и преподавание сильно зависят от школы и направления, но основа — это максимальная жесткость и травматичность для соперника. Много внимания уделяется броскам, захватам, заломам, болевым и травмирующим приемам, чаще всего на кисть или локтевой сустав. Удары руками жесткие, но в основном нужны, чтобы войти на дистанцию броска или захвата. Удары ногами используются, как и в старину, чтобы добить противника на земле.
Проблема, как это часто бывает с такими стилями, в том, что из-за травматичности приемов, у него нет и не может быть спаррингов на полной скорости. Про полноконтактные соревнования можно и вовсе не мечтать. И вот мы приходим к ситуации, когда ученики постигают искусство исключительно на несопротивляющемся противнике. В итоге все эти смертельные и жестоко травмирующие приемы не получают должной наработки.
Согласно моему личному опыту, в ситуации уличной драки автоматически срабатывают лишь те приемы, которые ты отрабатывал с товарищем, в условиях спарринга и стресса. А вот с теми приемами, которые набивались исключительно на груше или безответном напарнике, все всегда получается хуже — нет полноценного опыта.
Впрочем, на всякий случай, не ссорьтесь с представителями Дайто-рю Айки-дзюдзюцу. Вдруг они и вправду умеют делать все то, чему учил бешеный мастер Такэда.
Айкидзюцу
Айкидзюцу (合気術) или Дайто — рю Айкидзюцу древнее японское боевое искусство.
По легенде основателями Айкидзюцу были представители императорской правящей династии Ёсимитсу Миномото (Синра Сабуро) и его старший брат Ёсииэ.
Однако с большой вероятностью можно сказать, что данное боевое искусство существовало и ранее 1087 года, который наиболее часто упоминается, как год создания Айкидзюцу.
Братья Ёсимитсу лишь усовершенствовали и систематизировали стиль, практикуемый в высших кланах японской знати.
По мнению исследователей, развитию Айкидзюцу во многом способствовали многочисленные исследования в области анатомии, проводимые братьями Ёсимитсу, изучавшими строение и функционирование человеческого тела препарируя тела убитых в бою.
В древности занятия по Айкидзюцу проводились в Центральном храме рода Ёсимитсу, который назывался Дайто (или «Великий Восток»).
В Японии испокон веков существовала традиция называть школу боевого искусства по названию того места, где проходили занятия. Таким образом, вероятно и возникло название боевого искусства Дайто — рю Айкидзюцу (или «Школа Великого Востока»).
Айкидзюцу всегда относилось к так называемым «секретными искусствами» — Отомэ-рю (Госикиути).
Айкидзюцу ревностно охранялось адептами школы от различных заимствований из других стилей, а показательные выступления представителей стиля не могли наблюдать посторонние.
Первые документальные упоминания об Айкидзюцу, как о боевом искусстве, дошедшие до нашего времени, датируются приблизительно 1580 годом.
Одним из разделов Айкидзюцу является раздел «Муто Дори», предполагающий защиту голыми руками от вооруженного противника.
Для Айкидзюцу характерна эффективная координация работы тела, рук и ног в сочетании с особой техникой манипуляций запястьями.
Атака в Айкидзюцу проводится мгновенно.
Приемы выполняются стремительно и на максимальной скорости.
Практически все техники Айкидзюцу смертельны, не оставляющие противнику ни малейшего шанса.
Боевое искусство предполагает работу в 3-х плоскостях, что позволяет постоянно выводить противника из равновесия.
Мастера Айкидзюцу говорят:
Передаваемое из поколения в поколение, бережно сохраняемое боевое искусство, оттачивалось преданными адептами, оставаясь закрытым для широких масс вплоть до конца 19 века.
Широкую известность Айкидзюцу приобрело благодаря мастеру Сокаку Такеда.
Айкидзюцу занимались многие мастера, в последствии создавшие собственные стили.
В том числе основатель Айкидо Морихэй Уэсиба, основатель Дзюдо Дзигоро Кано, создатель Хапкидо Чхве Ён Суль и многие другие.
Названия техник в Айкидзюцу
В современном Айкидзюцу можно выделить следующие основные техники:
Названия бросков в Айкидзюцу
Айки-атоси – бросок с захватом ног;
Гокадзё – «болевой ключ», болевой сжим руки, складывание-сгиб суставов локтя и запястья;
Дзюдзи гарами – «бросок скрестообразным узлом рук»;
Ёнкадзё – «болевой ключ», болевое давление на точку предплечья вверх- вниз;
Иккадзё – «болевой ключ», воздействие на локоть толчком плеча в голову;
Ирими-нагэ – «бросок встречным ходом», встречный толчок плечом в подбородок по дуге;
Кайтэн-нагэ – «бросок с переворотом», воздействуя на руку и затылок
Коси нагэ – «бросок через бедро»;
Котэ хинэри – «наматывание кисти», скручиванием наружу, вращая корпус;
Котэ-гаэси – «скручивание кисти наружу», захватом кисти двумя руками
Куби-осаэ симэ – «болевой зажим шеи», удушье сзади треугольным замком двух рук;
Маки хиджи – «вращение локтя» разноименной рукой снаружи внутрь вперед-вверх;
Никадзё – «болевой ключ», воздействие на лучезапястный сустав, вращая кисть вертикально к лицу;
Они-кудаки – бросок одноименной снизу снаружи в локоть, разноименная изнутри в предплечье;
Санкадзё – «болевой ключ», сгиб и горизонтальное вращение кисти к центру;
Симэ гаеси – захват шеи рукой и излом через бедро;
Симэ дори – захват шеи на удушье треугольным замком одной руки и упором в свой затылок;
Сихо-нагэ – «бросок на 4 стороны», скручивание руки за счет прохода под ней и разворота;
Тэнчи-нагэ – «бросок земля-небо», рукой отводим руку в сторону вниз, другой в шею;
Удэ-гарами – бросок замком руки, одноименной сверху за запястье, а разноименная в обхвате сверху;
Удэкимэ-нагэ – «бросок в балансировании на локоть»;
Удэ-осаэ – захват руки двумя руками, одноименная за запястье, разноименная в локоть;
Ура ката ха – «загиб руки за спину», захватывая двумя руками на болевой замок;
Ура-агэха – загиб руки за спину с помощью рычага разноименной руки;
Хагаэ-симэ – перелом шеи с захватом двумя руками под плечами и рычагом на затылок;
Хачи маваси – «поворот за край шлема», поворачивание головы за подбородок;
Хиджи дзиме – «приведение локтя», приводим локоть вниз, наваливаясь на него сверху всем весом;
Хиджи дори – «захват локтя», производим болевой замок локтя;
Хиджи маваси – «вращение локтя» одноименной рукой снаружи внутрь вперед-вверх;
Юби дори – «захват пальцев», приемы с воздействием на пальцы;
Яма араси – «бросок через себя».
Названия ударов руками в Айкидзюцу
Названия ударов ногами в Айкидзюцу
Названия ударов локтем в Айкидзюцу
Названия ударов «замков» в Айкидзюцу:
Ката-кансетцу – «замок плеча» ногами, прямая рука с запястьем в одноименном тазобедренном сгибе;
Удэ-кансетцу – «замок руки» ногами, рука укэ согнута с запястьем в разноименном тазобедренном сгибе.
Айкидзюцу перестало быть тайным учением, целью которого было мгновенное поражение противника.
Современное Айкидзюцу уделяет особое внимание не только сохранению традиций древнего воинского искусства, но и духовному воспитанию учеников, культивируя в них такие личностные качества, как порядочность, нравственность и чувство справедливости.
В настоящее время существует достаточное количество школ Айкидзюцу как в самой Японии, так и за ее пределами.
лучшее айкидо это айки-дзюцу
Я обошёл дофига групп айкидо, пытаясь найти боевое айкидо (1,1).
Правда дофига всего видел. Я видел разные группы Айкикай (группы линии сиханов Тиссьё, Асаи, Тамуры, Рейнозы, Клагеса, Бенедетти, Эндо, Канецуки, Китауры и пр), я видел Ёсинкан (был в зале у сихана Нагано, 7-ого дана), видел ки-айкидо и видел реальное айкидо, видел соревновательное айкидо (томики-рю), видел местные какие-то еретические айкидовские линии (ДАБ).
Так вот, друзья мои, это почти всегда были группы типа (0,0) и в редких удачных случаях (1,0). Боевое айкидо же всё время выходило какое-то компромиссное, или (1/2, 1) или (1, 1/2).
Дайто-рю рулит. А вот название «айки-дзюцу» само по себе ни о чём не говорит. Я видел в Германии группу айки-дзюцу, которая никуда не годилась. Не все йогурты одинаково полезны. В данном случае это дайто-рю линии сихана Антонино Черты из Милана.
Тренера зовут Баранов Владимир Васильевич. Всем москвичам рекомендую хотя бы на пробную тренировку туда сходить. Единственное что, Владимир Васильевич жёсткий тренер и там надо или ХОДИТЬ или НЕ ХОДИТЬ, бывать изредка он не позволит.
После того как посмотрел на правильное годное айки-дзюцу у меня остался только один немой вопрос: что же ты, дедушка Уесиба, наделал, что людям вроде Врачаревича приходится теперь прилагать огромные усилия к тому, чтобы айкидо снова начало выглядеть как нечто достойное?
Как здорово, что айкикаевский балет не весь мир айки затянул тиной, что есть ещё правильные пацаны занимающиеся правильным айкидо. Очень радуюсь:)
Дайто-рю айкидзюдзюцу Такумакай
Д айто-рю айкидзюдзюцу (大 東流 合 気 柔 術) – школа японского рукопашного боя (джиу-джитсу). Популярность в Японии получила в первой половине XX века благодаря преподавательской деятельности Сокаку Такэда. Первоначально называлась Дайто-рю дзю-дзюцу (大 東流 柔 術).
Широко известной Дайто-рю стала благодаря Айкидо, созданному учеником Такэда Сокаку – Уэсиба Морихеи. Дайто-рю одна из известнейших школ традиционного джиу джитсу, входящая в состав организации «Нихон Кобудо Кёкай» (日本古武道協会 – Ассоциация Традиционных Японских Воинских Искусств).
Дословно Дайто-рю дзюдзюцу переводится как «Школа Великого Востока».
Нет никаких документальных источников, подтверждающих существование школы Дайто-рю до Сокаку Такэда. Письменные упоминания о Дайто-рю появляются только с началом деятельности Такэда Сокаку и у его последователей. Такое положение дел нисколько не преуменьшает достоинств школы, ведь фактически Такэда Сокаку обучал своих учеников приемам рукопашного боя.Об эффективности школы можно судить по количеству учеников и востребованности преподавательской деятельности Сокаку..
Невзирая на отсутствие постоянного тренировочного зала, количество учеников Сокаку Такэда превысило 30 тысяч, и до сих пор он остается самым энергичным преподавателем традиционного джиу-джитсу в Японии.
Основным источником информации о деятельности Сокаку Такэда являются регистрационные книги записи новых учеников (эймэйроку) и бухгалтерские книги учета платежей (сярэйроку), которые он вел в течение сорока пяти лет. Также остались воспоминания ближайших учеников и Токимунэ Такэда, сына Сокаку.
Дайто-рю – это общее название для нескольких уже технически разрозненных стилей, в основе которых Дайто-рю дзю-дзюцу Такэда Сокаку. В настоящее время существует несколько организаций, практикующих Дайто-рю, в которых можно проследить линию передачи от Сокаку Такэда. Корректно при упоминании школы указывать конкретную линию передачи.
Сокаку Такэда
Такэда Сокаку (武田 惣角), родился 10 октября 1859 года в Ойке провинции Айдзу (ныне префектура Фукусима). Его отец Такэда Сокити был известным мастером сумо и чемпионом клана Айдзу. Он превосходно владел мечом и копьём и имел собственное додзё.
Считается, что первые навыки рукопашного боя Сокаку получил в додзё своего отца. Со слов Сокаку, его дед Такэда Соэмон (1758—1853) был мастером айки-дзюцу, наследником секретных техник, передаваемых в клане. Такэда Соэмон обучил этим техникам боя Сайго Таномо, Главного Советника владений Айдзу.
После смерти старшего брата, по настоянию отца Сокаку Такэда начал учиться на священника. Его наставником оказался Сайго Таномо (1830-1903), который после Реставрации Мэйдзи стал синтоистским священником и принял имя Хошин Чиканори. Сокаку не стал священником, но в период с 1889 по 1897 год несколько раз встречался с Хошином Чиканори и изучил у него комплексную боевую систему Ошикиучи (достоверных сведений о данной системе нет).
Началом преподавания Дайто-рю можно считать 1898 год. В эймейроку есть запись о проведении первого семинара в мае. Сокаку много путешествовать по Японии и преподавал Дайто-рю дзю-дзюцу военным, полиции, охранникам, судьям, политикам. Обучение проходило в виде выездных семинаров продолжительностью от семи до четырнадцати дней, но десятидневные семинары были наиболее распространенными. Проверить это можно по записям в эймейроку. Так как Сокаку был неграмотным, он установил порядок, при котором от всех учеников требовалось оставлять запись каждый раз, когда они получали урок.
По воспоминаниям Сокаку Такэда был, мягко говоря, эксцентричным человеком с тяжелым характером. Уже начиная с подросткового возраста ему неоднократно пришлось применять свои боевые навыки. Сохранилось очень много легенд о стычках, которые закончились плачевно для многих нападавших.
Около 10-ти лет Сокаку Такэда путешествовал по стране, большей частью по южной ее части. Он практиковал различные виды боевых искусств и проверял свои навыки. Но осел Сокаку Такэда на Хоккайдо. Поэтому основная деятельность Сокаку была сконцентрирована в северной части Японии.
В то время наивысшим уровнем в Дайто-рю была лицензия учителя (Кёдзю Дайри). Человек, получивший лицензию имел право преподавать школу, используя название Дайто-рю. По данным из эймейроку Такэда Сокаку выдал Кёдзю Дайри 30 своим ученикам.
В 1939 году Такэда Сокаку вручил единственный сертификат о полной передаче школы (Мэнкё Кайдэн) Хиса Такума.
25 апреля 1943, в возрасте 84 лет Сокаку Такэда умер в префектуре Аомори во время очередного семинара.
ДАЙТО-РЮ АЙКИ-ДЗЮДЗЮЦУ традиционное джиу-джитсу
ДАЙТО-РЮ – это японская Школа единоборств клана Такэда.
АЙКИ-ДЗЮДЗЮЦУ – это традиционное джиу-джитсу с использованием принципа «айки».
Показать полностью.
ДАЙТО-РЮ АЙКИ-ДЗЮДЗЮЦУ – это система рукопашного боя, характерная для традиционного джиу-джитсу, созданная и сохранённая поколениями семьи Такэда, величайшим представителем которой был Мастер японских боевых искусств Такэда Сокаку (1859 – 1943).
Изучение именно Дайто-рю айки-дзюдзюцу стало основой, фундаментом для создания современных видов боевых искусств, таких как айкидо мастера Уэсиба Морихэй, хапкидо мастера Чхве Ён Суль и Хакко-рю мастера Окуяма Ёсидзи-Рюхо. Мастер Масутацу Ояма так же изучал Дайто-рю айки-дзюдзюцу, эти техники сохранились в разделе «самозащита» его книги «Каратэ Кёкусинкай».
Организация ДАЙТО-РЮ АЙКИБУДО СЕЙШИНКАЙ была создана в центральной штаб-квартире «Дайтокан» в г. Абашири (Хоккайдо, Япония) мастерами Като Сигэмицу, Арисава Гунпачи и Сано Мацуо – старшим поколением учеников Такэда Токимунэ уже после его смерти для противодействия профанации Дайто-рю и сохранения истинного духа Школы. Вне Японии направление «старых мастеров» Дайтокан представляет шихан Антонино Черта (г. Милан, Италия).
В России группу возглавляет прямой ученик указанных мастеров, соши (технический директор), шибучо и шидобучо Дайто-рю Айкибудо Сейшинкай Козлов Владислав Олегович (г. Среднеуральск, Свердловская область). Старший инструктор группы – Плотников Виталий Валерьевич.
Додзё ТАЦУСЕЙКАН является представительством организации Дайто-рю Айкибудо Сейшинкай в г. Челябинск. Руководитель додзё (додзё-чо) – Ражев Андрей Михайлович, II дан.