Айти отдел чем занимается
Prom-Nadzor.ru
Вы здесь
Положение об отделе информационных технологий
[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия]
[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, утвердившего положение]
1. Общие положения
1.1. Отдел информационных технологий (далее ИТ-отдел, Отдел) является структурным подразделением организации.
1.2. ИТ-отдел возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности директором организации. Руководитель ИТ-отдела несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Отдел функций.
1.3. Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями в целях обеспечения производственной деятельности организации.
1.4. Отдел организует свою работу, исходя из возложенных на него задач и выполняемых функций.
1.5. Структура и штатное расписание Отдела утверждаются директором организации по представлению руководителя ИТ-отдела.
2. Цели и задачи ИТ-отдела
2.1. Целями ИТ-отдела являются:
2.1.1. реализация работ по обеспечению бесперебойного функционирования и развития программно-аппаратных комплексов;
2.1.2. обеспечение защиты сведений, составляющих коммерческую тайну, в процессе деятельности организации;
2.1.3. осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности организации.
2.2. Основными задачами ИТ-отдела являются:
2.2.1. реализация концепции развития информационных систем;
2.2.2. обеспечение требуемого уровня информационной безопасности;
2.2.3. разработка стандартов на использование вычислительной техники и программного обеспечения;
2.2.4. обеспечение информационной и технической поддержки средств вычислительной техники и программного обеспечения;
2.2.5. проведение работ по оптимизации использования информационнотехнических ресурсов.
3. Функции ИТ-отдела
В процессе производственной деятельности организации ИТ-отдел осуществляет следующие функции:
— активного сетевого оборудования;
— средств резервного копирования и восстановления данных;
— средств защиты информации;
— средств контроля и управления сетевой инфраструктурой;
— вычислительной техники и комплектующих;
— расходных материалов и запасных частей к устройствам печати и офисной технике.
3.2. Установка, настройка, техническое сопровождение и обслуживание:
— активного сетевого оборудования;
— аппаратных и программных средств защиты информации;
— аппаратных и программных средств контроля и управления сетевой инфраструктурой;
— средств резервного копирования и восстановления данных;
3.3. Организация автоматизированных рабочих мест.
3.4. Диагностика и устранение неисправностей вычислительной и офисной техники.
3.5. Диагностика и устранение неполадок программного обеспечения.
3.6. Координация работ с поставщиками и производителями вычислительной и офисной техники по вопросам гарантийного обслуживания и ремонта.
3.8. Разработка, внедрение и организация контроля исполнения руководящих документов по обеспечению информационной безопасности.
3.9. Разработка плана обеспечения непрерывной работы и восстановления работоспособности подсистем автоматизированных систем.
3.10. Анализ потребностей организации в дополнительных средствах вычислительной техники и обработки информации.
IT отдел и его структура
В нынешнее время все компании – от малого до крупного размера нуждаются в информационных технологиях для того, чтобы выдерживать конкуренцию в условиях повсеместного использования высокотехнологичных решений. Однако специфика средств IT и методов их внедрения, эксплуатации и сопровождения в зависимости от масштаба предприятия может существенно отличаться. Если необходимый набор средств IT в случае с фирмой с численностью штата до 50 человек может исчерпываться только одной автоматизированной системой учета и одним системным администратором средней квалификации, то крупной организации необходим комплексный подход к созданию IT инфраструктуры, который включает в себя создание IT отдела. Итак, для чего же нужен IT отдел? Начиная отвечать на данный вопрос, стоит перечислить некоторые нюансы работы с информационными потоками на предприятии и рассмотреть их:
Рассмотрение данных нюансов неизбежно наталкивает на вывод о том, что отдел IT должен быть системой, а не просто набором средств и компанией дружно работающих специалистов из разных областей. Таким образом, отдел ИТ компании – это совокупность взаимосодействующих средств IT и специалистов в области IT, целями которой являются:
IT отдел компании выполняет задачи, такие, как:
Что касается кадрового состава отдела IT, то в большинстве случаев он включает в себя сотрудников следующих профилей:
Системный аналитик проводит анализ требований пользователей для определения конфигурации программного и аппаратного обеспечения; готовит технические спецификации, технические отчеты по поддержке программного и аппаратного обеспечения; координирует процесс испытаний и ввода в эксплуатацию ИТ обеспечения; проводит анализ комплексных вопросов программирования касательно модификации кода уже существующих программ и создания кода для новых программ.
Программист решает комплексные вопросы программирования, касающиеся модернизации, модификации уже существующего кода либо создания нового кода; готовит графики и диаграммы рабочего процесса; устанавливает последовательность проведения операций по вводу и компьютерной обработке данных; контролирует проведение тестирования и отладки программного обеспечения.
Системный администратор производит установку программного и аппаратного обеспечения; осуществляет мониторинг и оптимизацию работы операционных систем вычислительной техники; определяет проблемы в программном обеспечении; анализирует требования пользователя, оценивает дополнительные возможности по улучшению работы программного обеспечения.
Специалист по поддержке пользователя отвечает за установку и проведение диагностики программного и аппаратного обеспечения; предоставляет техническую поддержку и консультации конечным пользователям; несет ответственность за организацию ремонта компьютерной техники; обеспечивает наличие расходных материалов для компьютерной и оргтехники; консультирует пользователей по техническим вопросам.
Руководитель отдела IT руководит любой деятельностью, связанной с обслуживанием вычислительной техники; контролирует процесс подбора, установки, поддержки программного и аппаратного обеспечения; контролирует связи компании с партнерами, предоставляющими услуги в сфере IT; руководит процессом подбора, обучения специалистов отдела, анализирует результаты их деятельности; руководит процессом обучения сотрудников.
К началу 21-го века мир информационных технологий стал немыслимым без такого явления, как глобальная сеть «Интернет». На данный момент Интернет в бизнесе является не только средством связи между территориально удаленными подразделениями или разными фирмами, но и средством, с помощью которого можно осваивать новые рынки, предъявив потенциальным клиентам свою особого рода визитную карточку – вэб-сайт.
В зависимости от типа вэб-сайта (сайт-визитка, информационный портал, интерактивный портал с Интернет-магазином) количество требуемых специалистов может существенно варьироваться. В самом сложном случае, в отделе IT должны присутствовать:
Вышеизложенное приводит к заключению о том, что задача создания крупного, динамично развивающегося Интернет проекта, который приносил бы ощутимую пользу бизнесу – не из простых. Особенно с учетом того, что критерии качества вэб-сайтов становятся все более строгими с каждым годом.
А сейчас предлагаем шуточный ролик на тему организации ИT-отдела
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.
ИТ-отдел современной компании. Оптимизация сфер ответственности
Каждый из нас сталкивается с компьютерами, смартфонами, терминалами оплаты услуг. Даже неспециалисты знают, что такое сервер, а электронной почтой пользуется чуть ли не каждый второй дворник, подметающий детскую площадку под нашими окнами.
ИТ-отдел в новой реальности
Реальное значение аббревиатуры ИТ в современной компании давно расширилось по отношению к первоначальному и теперь выходит далеко за границы управления информационными потоками и обработки цифровых данных. Сегодня зона ответственности любого ИТ-сотрудника включает в себя также все, что связано с настройкой и работой компьютерной и оргтехники на предприятии или в офисе. В целом такое положение дел совершенно справедливо и рационально, но с расширением сферы ответственности ИТ-шника растет нагрузка на работников ИТ-отдела, соответственно временные затраты на выполнение поставленных задач существенно возрастают, что приводит к увеличению сроков выполнения работ, а во многих случаях и к простою в рабочих процессах.
Основываясь на личном опыте, могу сказать, что из данной ситуации существует два логичных выхода. Первый – расширить ИТ-отдел, что повлечет за собой дополнительные материальные затраты. Второй – правильно организовать схему работы уже существующего отдела. Конечно, второй вариант выглядит наиболее привлекательно (для начальника отдела и руководителя организации) – его-то и рассмотрим подробнее.
Формирование отдела
Это ключевая задача, которая зависит от численности сотрудников компании/предприятия, а также особенностей сетевой инфраструктуры. И не может решаться отдельно от выявления сфер ответственности – об этом ниже.
В первую очередь определяется, какое количество ИТ-специалистов необходимо для обслуживания ресурсов компании. В данном случае «ресурсы» – это количество задействованных рабочих мест, то есть мест, оснащенных компьютерной техникой.
В мировой практике принято использовать соотношение – не менее двух сотрудников ИТ-отдела на 100 пользователей. Не менее двух означает, что два человека вполне справятся с техническим обслуживанием компании. Конечно, ничто не мешает нанимать дополнительных специалистов, иногда это даже необходимо, но все зависит от конфигурации ИТ-инфраструктуры и оборудования компании, а также от уровня подготовки сотрудников ИТ-отдела.
Распределение сфер ответственности
Чтобы получить максимальную производительность при минимальном количестве ИТ-специалистов, необходимо грамотно установить и распределить сферы их ответственности. Как правило, все ИТ-окружение на предприятии или в офисе делится на несколько основных составляющих:
Формирование и распределение обязанностей производится на основании уровня подготовки ИТ-специалистов.
Сетевой администратор
Отделу или сотруднику, который занимается поддержкой работы внутренней сети компании и выполняет функции сетевого администрирования, – сетевому администратору – рекомендуется включать в список компетенций поддержку и контроль работы всего серверного оборудования. Грубо говоря, это не просто заведение новых пользователей в домен и контроль работы файрвола.
Основными задачами сетевых администраторов, особенно в крупных организациях, являются:
Неукоснительное выполнение этих задач обеспечит стабильность выхода в сеть и работы Интранета компании, повысит уровень безопасности сетевых ресурсов, а также ускорит оперативное восстановление при сбое или отказе оборудования. В том числе рекомендуется включение в сферу ответственности ИТ-сотрудников настройки и контроля работы внутренней АТС.
Обозначенный выше перечень обязанностей сетевых администраторов обусловлен тем, что большинство оборудования, участвующего в описанных процессах, как правило, находится в специально отведенном помещении или серверной. Доступ к серверной комнате должно иметь четко определенное число сотрудников, что позволит избежать непредвиденного вмешательства в работу оборудования.
Системный администратор
Отдел или сотрудник, отвечающий за работу компьютерной и оргтехники, – системный администратор – также должен иметь общее представление об обслуживании внутренней сети. Но ответственность за поддержание ее бесперебойной работы не стоит включать в список его обязанностей.
Основными задачами таких работников должны являться:
Особое внимание следует уделять проведению опросов пользователей. Эта процедура позволяет контролировать общий уровень ИТ-подготовки сотрудников компании, выявлять пробелы в работе ИТ-отдела, а также стимулирует сотрудников компании на самостоятельный поиск решения проблем с оборудованием. Удобнее всего осуществлять опросы в формате онлайн-анкетирования.
Программисты и разработчики
ИТ-сервисы, корпоративные сетевые ресурсы (файловые хранилища, Web-порталы и др.), облачные сервисы, базы данных и корпоративные Web-сайты, как правило, поддерживаются сотрудниками с определенной специализацией. Особое внимание нужно обратить на программистов различных баз данных и разработчиков программного обеспечения – они необходимы любой средней и крупной компании, так как являются залогом развития собственных цифровых технологий и уникальных системных решений.
Специалисты такого плана незаменимы при оптимизации рабочих процессов, например при разработке уникального ПО для автоматизации большинства ежедневных действий пользователей (например, составление договоров, составление отчетов о выполненных задачах и др.) и, как следствие, экономии временных ресурсов отделов компании.
При помощи таких специалистов можно зачастую существенно повысить уровень защищенности данных или корпоративной информации. Так, можно ввести в рабочий процесс свою собственную базу данных с поддержкой серверных решений для обмена информацией между сотрудниками (например, оповещение о завершении проекта или запросы необходимой информации) и многоуровневую систему ее защиты.
Аутсорсинг
Обслуживание системы видеонаблюдения и СКУД, контролирующих рабочие помещения, оптимальнее всего отдавать на аутсорсинг. Оборудование указанных систем крайне редко выходит из строя, и держать отдельного специалиста по работе ТСБ могут позволить себе только крупные компании.
Более рациональное решение – обучить всем основным настройкам штатных сотрудников ИТ-отдела, которые будут поддерживать связь с фирмой, осуществлявшей установку и настройку систем безопасности.
Поскольку большинство современных систем безопасности работают на базе серверов и видеорегистраторов, настраиваются и обслуживаются они централизованно. Поэтому вполне логично включить контроль за работой данного оборудования в список обязанностей сетевых администраторов.
Рациональное взаимодействие
Для более корректного взаимодействия между ИТ-специалистами внутри компании рекомендуется вести перечень действий и настроек, выполняемых каждым из них в отдельности.
Для обеспечения наглядности можно использовать внутренний Web-портал или форум, доступ к которому имеют и рядовые пользователи. В таком случае с течением времени формируется своеобразная база знаний, в которой размещаются все рекомендации и инструкции по использованию программ и техники. В организациях с численностью сотрудников более 200 человек целесообразнее применять систему микроблогов, которая может выводить уведомления пользователям на экран компьютера – это дает возможность оперативно уведомлять сотрудников о перезагрузке серверов, выходе из строя какого-либо общего принтера или копира и других сбоях в работе общедоступного оборудования организации.
Чем ИТ-отдел помогает бизнесу?
Сегодня ИТ-отдел жизненно важен для успеха большинства компаний. При современном уровне технологической интеграции во все аспекты жизни и бизнеса, и крупным. и небольшим предприятиям необходимо иметь отдел информационных технологий для решения всех возникающих технологических проблем.
Компаниям нужен надежный источник поддержки, когда компьютерные системы выходят из строя. И обученные ИТ-специалисты могут быстро решать проблемы, это позволяет бизнесу продолжать зарабатывать деньги. Нам самом деле ИТ-отделы выполняют большую часть своей работы, оставаясь незаметными для других, и это имеет гораздо большее значение для успеха компании, чем можно представить.
Чем занимается ИТ-отдел?
Многие компаний, особенно идущие по пути цифровизации, полагаются на ИТ-отдел во всем, что касается бесперебойной работы их компьютерной сети. У ИТ-отдела есть три основные зоны ответственности: управление корпоративными системами компании, обслуживание инфраструктуры и функциональность систем в целом. Помимо этого, профессионалы ИТ-отдела работают с ПО и «железом» по самым разным направлениям, которые позволяют бизнесу быть успешным.
Обязанности ИТ-отдела
Каждый член ИТ-отдела выполняет важную роль для компании. Некоторые отвечают за несколько областей, особенно в небольших компаниях. В других случаях в компании может быть только один ИТ-специалист. Вот основные обязанности ИТ-отдела:
Независимо от того, состоит ИТ-команда из двух человек или из 20, кажется, что всегда существует бесконечный список задач, требующих оперативного решения. Многие сотрудники не осознают, что ИТ-команда несет ответственность за гораздо больший круг вопросов, чем просто устранение проблем с компьютером или помощь при входе в систему, когда работник забыл пароль.
ИТ-администраторы играют важную роль как в компании, так и в самом ИТ-отделе. К ним обращаются, когда кому-то нужна помощь с технической проблемой или кто-то только что присоединился к компании и ему нужно помочь разобраться с новым оборудованием. Обязанности администратора могут время от времени совпадать с обязанностями других членов команды. Например, должности системных и сетевых администраторов могут иметь аналогичную структуру, но разную направленность. Некоторые общие административные обязанности включают следующее:
Поддержка компьютерной инфраструктуры компании.
Помощь новым пользователям в решении проблем с компьютерами и программным обеспечением.
Обучение сотрудников новым системам.
Выполнение обновлений программного обеспечения.
Продление лицензий и других правовых документов.
Отслеживание текущих контрактов с поставщиками.
Заполнение организационных форм.
Обеспечения соблюдения стандартов качества.
Оценка потенциальных угроз.
Контроль хранения данных.
Когда людям нужен доступ к компьютерным системам или помощь в устранении неполадок, их обычно направляют в группу технической поддержки. Специалисты службы технической поддержки особенно полезны при решении проблем, связанных с аппаратным и программным обеспечением, хотя их роль в компании на этом не заканчивается. Другая немалая часть их работы — это обучение людей и ответы на вопросы, касающиеся используемых ими технологий. Вот список обязанностей, которые выполняют сотрудники техподдержки:
Установка нового программного обеспечения или оборудования.
Выбор и приобретение ИТ-оборудования и расходных материалов.
Участие в управлении активами и проведение ИТ-инвентаризации.
Помощь в резервном копировании и восстановлении цифровых активов.
Устранение проблем с сетью.
Создание рабочих журналов.
Настройка телефонных линий.
Установка видео- и аудио-конференц-связи.
Установка и настройка печатного, копировального и другого оборудования.
Предоставление и установка облачных приложений/услуги.
В бизнес-среде есть несколько случаев, когда ИТ-команда помогает сделать общение успешным между всеми участвующими сторонами. Компаниям может потребоваться коммуницировать с потенциальными или существующими клиентами с помощью различных технологий. Так, по мере развития цифровых технологий все более популярными становятся встречи и интервью с использованием веба. ИТ-команда обучена оказывать помощь в случае технических сбоев на этих важных встречах. Вот более подробный список ИТ-обязанностей, связанных с коммуникациями:
Обеспечение телефонных соединений «точка-точка», а также конференц-связи.
Подготовка к видео- и веб-конференции.
Обслуживание и устранение неполадок в электронной почте.
Консультации для руководителей и сотрудников отделов.
Координация систем безопасности, добавление и удаление пользователей.
Предоставление конечным пользователям поддержки компьютерных приложений.
Создание резервных копий источников данных.
Загрузка новых данные в систему.
В отделе программирования компании работают сотрудники с навыками веб-разработчиков, программистов и, возможно, других ИТ-специалистов, занимающихся созданием новых программ. Последние часто трудятся совместно с разработчиками ПО и инженерами, чтобы преобразовать свои проекты в работоспособный код. Вот список обязанностей, характерных для этой области:
Разработка и совершенствование бизнес-приложений.
Создание новых баз данных с помощью программного обеспечения для повышения производительности.
Преобразование печатных и электронных документов в файлы ASCII, HTML, PDF и другие форматы.
Использование графических приложений для редактирования, копирования и сохранения данных.
Распространение знаний о языках разработки приложений.
Программирование на разных языках, таких как Linux, Java, JavaScript, C ++, Asp.net, C #, SQL, HTML и PHP.
Для того чтобы создать успешный и удобный веб-сайт, нужно выполнить множество шагов. ИТ-команда сотрудничает с различными отделами компании, чтобы реализовать общее видение того, как веб-сайт должен выглядеть и функционировать. Чаще всего маркетинговая группа предоставляет копию и дизайн-контент для сайта, а затем передает его ИТ-группе для разработки. ИТ-специалисты работают над тем, чтобы написать код, протестировать функциональность веб-страниц и помочь решить любые проблемы взаимодействия с пользователем. Вот список обязанностей, которые ИТ-специалисты выполняют на веб-сайте:
Создание макета сайта.
Написание и внедрение кода сайта.
Тестирование сайта на удобство использования.
Поддержка внутренней сети компании (интранет).
Члены ИТ-группы могут работать над созданием компьютерных программ или приложений, которые помогают бизнесу лучше функционировать. Бизнес-приложения особенно полезны для управления контентом, общения сотрудников, управления отношениями с клиентами и планирования ресурсов предприятия. Разработчики подвергают приложения серии тестов, в итоге это приводит к созданию полезных инструментов, которые могут использовать сотрудники и владельцы бизнеса. Вот некоторые из основных обязанностей, связанных с разработкой приложений:
Превращение концепции программного обеспечения в рабочий программный код.
Встречи с клиентами для обсуждений новых спецификаций и функций программы.
Создание программного кода для выполнения задач.
Написание документации, чтобы помочь пользователям работать с новыми программами.
Руководитель отдела информационных технологий (ИТ)
Руководитель отдела информационных технологий организует работу ИТ-подразделения, решая разнообразные технологические и кадровые вопросы, принимая тактические решения и осуществляя стратегическое планирование. Эту должность занимает опытный IT-специалист, который получает запросы на цифровое обслуживание от всех сотрудников, определяет схему их удовлетворения, отдает приказы исполнителям и контролирует конечные результаты.
В некоторых фирмах руководитель службы ИТ находится в подчинении у заместителя генерального директора по IT или у другого топ-менеджера. А порой один и тот же человек может совмещать руководство ИТ-департаментом и статус заместителя гендиректора. До недавних пор целью работы ИТ-специалистов являлось внедрение цифровых технологий на предприятии, ранее работавшем фактически без использования компьютеров. Сейчас IT-отдел чаще занимается поддержанием существующей системы, ее регулярным совершенствованием, а также управлением ИТ-услугами.
Квалификационные требования
Руководитель ИТ отдела чаще всего имеет высшее образование в сфере информационных технологий. Но иногда в его дипломе указана иная техническая специальность (например, инженерная), дополняемая солидным карьерным опытом в IT-сфере. Опыт для занятия руководящей позиции требуется в любом случае – возглавить службу можно лишь после нескольких лет, проведенных на менее ответственных постах – таких как системный администратор.
Квалификационные требования к должности руководитель ИТ отдела определены в профессиональном стандарте Менеджер по информационным технологиям (Утвержден Приказом Минтруда России №716н от 13.10.2014).
Руководитель направления информационных технологий владеет знаниями в следующих областях:
В каждой организации этот перечень конкретизируется, ключевые моменты формулируются в описании вакансии и должностной инструкции. Сегодня уже невозможно отлично ориентироваться во всем существующем ПО. У каждого человека есть своя специализация, которую он описывает в резюме. Руководитель ИТ инфраструктуры обязан соответствовать потребностям фирмы-работодателя. Начальник ИТ департамента учебного заведения – это не то же самое, что глава службы информационных технологий интернет-провайдера.
Функциональные обязанности
Руководитель направления информационных технологий повседневно планирует текущую работу и прогнозирует долгосрочные перспективы развития. Он участвует в подборе персонала – обычно это выражается в проведении финальных собеседований с кандидатами, предварительно отобранными кадровиками. Начальник отдела определяет полномочия всех специалистов, распределяет обязанности, отдает приказания и проверяет их исполнение. Если нужно, глава департамента инициирует переобучение работников. Также он пишет отчеты о деятельности подразделения и составляет аналитические записки.
Руководитель службы ИТ рассматривает предложения по совершенствованию инфраструктуры, поступающие как от топ-менеджеров, так и от подчиненных. Он обязан квалифицированно оценивать все идеи и прогнозировать возможные последствия их реализации. Кроме того, ему самому надо следить за новостями науки и рынка, чтобы вовремя реагировать на происходящие изменения.
Профессиональные навыки
Глава ИТ департамента создает техническую и программную архитектуру компании, поддерживает в рабочем состоянии информационную систему, которая удовлетворяет потребности всех штатных единиц и приносит успех бизнесу. При этом он отчетливо представляет, на какой бюджет можно рассчитывать при закупке техники или найме ИТ-специалистов, как сократить расходы и в каких случаях экономия нежелательна ради сохранения качества.
Нередко начальника IT-подразделения привлекают к руководству проектами. В таком случае ему приходится в течение определенного срока уделять первостепенное внимание реализации некоей конкретной задачи.
Кроме того, руководитель информационной службы обладает способностями лидера и способен правильно обустроить общий трудовой процесс. Он располагает достаточными данными о способностях каждого профессионала, чтобы понимать – кому оптимальнее всего дать то или иное задание.
Чтобы управлять IT-подразделением, необходимо разбираться во всех нюансах его деятельности. Теоретические знания и практические умения начальника позволяют ему при необходимости самостоятельно выполнить большинство действий, которыми он руководит. Благодаря этому он может давать исполнителям ценные советы и устанавливать разумные временные рамки.
При взаимодействии с топ-менеджерами глава ИТ-направления может четко ответить на все вопросы, связанные с информационной структурой бизнеса. Он понятно формулирует суть возникших проблем и может потребовать выдачи дополнительных ресурсов или изменения неких процессов в деятельности организации.
Наконец, начальник умеет составлять документы, грамотные как с технической, так и с юридической точки зрения.
Сфера IT развивается очень динамично, карьера в постоянно меняющейся обстановке подразумевает непрерывное самообразование и повышение квалификации. Как отмечают эксперты, знания в IT устаревают в течение 3-4-х лет.
Возможность повысить квалификацию для руководителей отдела информационных технологий, подтвержденную дипломом Высшей Школы Экономики, реализована в ВШБИ НИУ ВШЭ на программе профессиональной переподготовки «Управление ИТ и ИТ-проектами» или программе МВА-CIO.