Айвенго в чем суть романа
О чем рассказывает роман «Айвенго»
Содержание статьи
Как и положено хорошему приключенческому роману, «Айвенго» отличается энергичным сюжетом и однозначными характерами персонажей. Все отрицательные герои у Скотта – норманны, все положительные – саксонцы.
Завязка романа: возвращение с войны
В начале романа молодой воин возвращается на родину после тяжелого ранения и вынужден скрывать свое имя. Король Ричард томится в плену, а Англией правит принц Джон, который поддерживает норманнскую знать и угнетает простой народ.
Развитие событий: турнир в Ашби
Большой турнир в Ашби выводит на сцену всех действующих лиц. В соревнованиях по стрельбе побеждает йомен Локсли. Бесчестный рыцарь-храмовник Бриан де Буагильбер и барон Фрон де Беф, захвативший имение Айвенго, вызывают всех желающих сразиться с ними.
Их вызов принимает таинственный Рыцарь, Лишенный Наследства, которому в последний момент помогает не менее таинственный Черный Рыцарь. Объявленный победителем турнира, Рыцарь, Лишенный Наследства провозглашает леди Ровену королевой любви и красоты. Принимая награду из ее рук, рыцарь снимает шлем и оказывается ее возлюбленным Айвенго. Он падает без чувств от полученной в бою раны.
Кульминация: осада замка Фрон де Бефа
После турнира побежденные рыцари нападают на сэра Седрика по пути домой. Седрика и раненого Айвенго удерживают в замке Фрон де Бефа ради выкупа и мести, тем временем барон пытается добиться любви прекрасной Ровены.
Но слуги Седрика, избежавшие плена, спасают благородных героев. Они находят Черного Рыцаря, который помог Айвенго на турнире, и стрелка Локсли с группой йоменов. Собранная команда штурмует замок и освобождает пленников, злодеев настигает заслуженная кара.
Счастливая развязка
По законам жанра, последние сцены раскрывают нам все тайны и вознаграждают положительных героев романа. Черный Рыцарь оказывается вернувшимся из плена королем Ричардом, который тут же наводит в Англии порядок. Стрелок Локсли оказывается Робин Гудом: он отправляется дальше защищать безвинно пострадавших. Айвенго женится на Ровене с благословления своего отца.
В своем романе Вальтер Скотт показал читателю идеального рыцаря, красивого, верного и отважного. Все мыслимые достоинства, собранные в одном человеке, сделали образ Айвенго синонимом безупречного рыцарства.
«Айвенго» читательский дневник
Всего получено оценок: 396.
Всего получено оценок: 396.
«Айвенго» – один из первых исторических романов, в котором описаны увлекательные и порой невероятно опасные приключения отважного рыцаря Айвенго.
Краткое содержание «Айвенго» для читательского дневника
ФИО автора: Вальтер Скотт
Название: Айвенго
Число страниц: 272. Вальтер Скотт. «Айвенго». Издательство «РОСМЭН». 1994 год
Жанр: Роман
Год написания: 1819 год
Время и место
Действие романа происходит в 1194 году — сто тридцать лет спустя после битвы при Гастингсе, после которой саксы были покорены норманнами. В те времена правил Англией Ричард Львиное Сердце. В стране происходила острая борьба между саксами и норманнами, а также между феодалами и землевладельцами. Рыцарские замки стали притоном для разбойников, а бедные люди были беззащитными и бесправными.
Главные герои
Уилфред Айвенго – храбрый рыцарь, отважный, мужественный, справедливый и благородный.
Седрик Ротервудский – отец Айвенго, благородный, но вспыльчивый, самонадеянный лорд.
Ровена – воспитанница лорда Седрика, прекрасная девушка, нежная, честная.
Ревекка – дочь еврея Исаака, волевая и отважная девушка, влюблённая в Айвенго.
Ричард Львиное Сердце – мужественный, справедливый король Англии, склонный к авантюрам.
Принц Джон – подлый младший брат короля Ричарда.
Бриан де Буагильбер — храмовник, норманнский рыцарь, главный враг Айвенго.
Робин Гуд – легендарный разбойник, меткий стрелок, благородный человек.
Сюжет
Возвращаясь на родину после тяжёлого крестового похода, английский король Ричард Львиное Сердце оказался в плену. Узнав об этом, родной брат короля, коварный принц Джон, решил воспользоваться этим и захватить королевский престол. Он принялся сеять смуту по всей стране, ловко разжигая застарелую вражду между саксами и норманнами.
Тем временем лорд Седрик Ротервудский, страстно мечтавший сбросить норманнское иго, решил поставить во главе освободительного движения туповатого и непредприимчивого потомка королевского рода Ательстана. Для укрепления его могущества Седрик намеревался женить его на своей воспитаннице, прекрасной леди Ровене. Однако девушка уже давно была влюблена в сына лорда Седрика, Уилфреда Айвенго, и молодой человек отвечал ей взаимностью. Узнав об этом, вспыльчивый лорд изгнал сына из родительского дома и лишил наследства.
И вот теперь Айвенго в одежде пилигрима тайно вернулся из крестового похода домой. Под псевдонимом «Лишённый наследства», доблестный рыцарь блестяще выступил на турнире, одного за другим сразив всех своих соперников. Будучи победителем, он выбрал королеву любви и красоты – леди Ровену.
На следующий день был проведён общий рыцарский турнир, в котором партия рыцаря Лишённого Наследства должна была выступить против партии высокомерного Бриана де Буагильбера. Айвенго оказался в тяжёлом положении, и, если бы не помощь таинственного Чёрного Рыцаря, он бы был повержен. Когда леди Ровена собралась возложить венец на голову победителя, Айвенго снял шлем и тем самым раскрыл свою тайну. Истекая кровью, он упал к ногам своей возлюбленной.
Раненый рыцарь был отдан на попечение прекрасной Ревекки – дочери Исаака из Йорка. Она полюбила его всем сердцем. Вскоре Исаак и Ревекка вынуждены были уехать и взяли рыцаря с собой. По дороге они присоединились к процессии Седрика, но оказались в плену. На помощь вновь пришёл загадочный Чёрный рыцарь, который оказался королём Ричардом, а также меткий стрелок Робин Гуд. Оправившийся от ран Айвенго последовал за своим правителем. Тем временем влюблённый в Ревекку Бриан, получив отказ, обвинил девушку в колдовстве. Спасти её от мучительной смерти на костре удалось Айвенго.
Король Ричард занял законное место на престоле, простив брату измену. После перенесённых лишений и тяжёлых испытаний Айвенго и Ровена поженились. На протяжении долгих лет отважный рыцарь верой и правдой служил королю Ричарду.
Вывод и своё мнение
В своём произведении автор изобразил множество смелых, мужественных, достойных людей, независимо от их происхождения и толщины кошелька. Они являются достойными примерами для подражания, поскольку такие человеческие качества, как доброта, умение держать своё слово, честь, отвага, верность никогда не теряют своей ценности
Главная мысль
Сила человека — в дружбе, а его счастье — в любви. Именно этот девиз был выбран рыцарем Айвенго, на собственном опыте доказавшим, что только честный, благородный и великодушный человек способен обрести истинное счастье.
Авторские афоризмы
«…Кто творит добро, имея неограниченную возможность делать зло, тот достоин похвалы не только за содеянное добро, но и за всё то зло, которого он не делает…»
«…Люди нередко сваливают на судьбу то, что есть прямое последствие их собственных буйных страстей…»
«…Суд всегда совершается очень быстро, если судья заранее вынес приговор…»
«…Чем больше препятствий и затруднений, тем больше славы впереди…»
Толкование непонятных слов
Реал – старинная испанская серебряная монета.
Тамплиеры – члены Ордена «Бедных рыцарей храма Соломона» – первого по времени основания из религиозных военных орденов.
Прецептория – местный орган управления делами ордена тамплиеров.
Пилигрим – паломник, странник, путешественник, скиталец по разным странам.
Друиды – жрецы у древних кельтов, населявших территорию Британии до англосаксонского завоевания (V в.).
Тауэр – средневековый замок в Лондоне, в течение многих столетий являвшийся государственной тюрьмой.
Канцлер – одно из высших должностных лиц в средневековой Англии.
Классическое Средневековье в романе «Айвенго»
Легендарное произведение Вальтера Скотта «Айвенго» стало настоящим бестселлером начала XIX века. Образ Средневековья в романе до сих пор считается эталонным.
«Айвенго»: между романтизмом и историей
Художественный труд прославленного шотландского прозаика обрёл огромную славу и оказал большое влияние на восприятие современниками истории Средних веков. Эта книга являлась чуть ли не самой читаемой в мире вплоть до начала XX столетия. Во многом такой ошеломительный успех «Айвенго» бросил тень на исторические изыскания учёных и значимые документы эпохи. Обыватель стоял на распутье, пытаясь отыскать «настоящее» Средневековье в трудах историков, в источниках, а также на страницах литературы эпохи романтизма. Поиски исторической правды были похожи на прогулки по тонкому льду: везде подстерегала опасность попасть в ловушку художественного вымысла и вольного обращения с фактами, идеологии и моды.
Тем не менее, реконструкция картины прошлого посредством научных изысканий меняет её чуть ли ни ежедневно: новые открытия, гипотезы и вопросы вносят свои коррективы. Изображение былых дней в художественной литературе обрастает архетипами и мифами, которые не только играют на чувствах читателя, но и пополняют его багаж знаний. Ведь история и мифы неразрывно связаны. И отдельные труды учёных в какой-то степени могут относиться к эскапистской литературе. Можно сказать, что граница между романтическими представлениями и исторической правдой (понятие само по себе условно) не всегда видна.
В декабре 1819 года сорокавосьмилетний Вальтер Скотт опубликовал свой роман «Айвенго». К тому моменту он уже был известным автором как в родной Шотландии, так и в землях англосаксов. К 1813 году ему было предложен титул поэта-лауреата Соединенного Королевства, от которого Скотт отказался в силу определённых обстоятельств: наличие такого высокого звания предполагало официальную должность и переезд в Лондон. Эдинбург всё же был милее поэту, родом из Шотландии. Он безусловно высоко ценил свободу творчества. Спустя год Вальтер Скотт пробует себя в несколько ином жанре: автор пишет свой первый роман «Уэверли».
Новое произведение было тепло принято публикой, и писатель с головой погрузился в работу над романами. Скотт постепенно углублялся в историю и, наконец, явил миру произведение, действие которого разворачивалось в английском королевстве конца XII века. Король Ричард Львиное Сердце, возвращаясь из крестового похода, попал в плен к герцогу Леопольду V Австрийскому. Позже он задержался в Германии, а его брат – будущий Иоанн Безземельный, расположил к себе нормандских баронов, дабы с их помощью захватить трон, обозлив тем самым саксонскую знать, которая хранила верность королю-крестоносцу. Английское высшее общество разделено на две части.
Автор добавляет ряд драматических сюжетов, которые подчёркивают раскол внутри страны даже на самом бытовом уровне: конфликт свободолюбивого рыцаря и его властного отца, запретная любовь тамплиера и молодой еврейки. К тому же добавляет драматизма осада замка, турниры, колдовство, Божий суд и личность «чёрного рыцаря».
Читатели были приятно удивлены: великолепное изложение захватывающей и душещипательной истории принесло молниеносный успех роману Вальтера Скотта.
Почётные титулы, слава и деньги буквально посыпались на автора: университеты Кембриджа и Оксфорда даровали Скотту степень почётного доктора, король Георг IV пожаловал ему титул баронета, представители интеллектуальных кругов приглашали его на мероприятия. В 1820 году Вальтер Скотт купался в славе и в деньгах: вплоть до его кончины в 1832 году было продано более 6 млн копий «Айвенго». Но уже к 1826 году у шотландского поэта накопилась масса долгов, и он стал банкротом.
Его увлечение Средневековьем началось со знакомства с литературными текстами на старофранцузском и среднеанглийском языках XIII и XIV столетий. Именно так он познакомился с рыцарями Круглого стола и историей о Тристане и Изольде. В его поместье Эбботсфорд была собрана приличная библиотека. Увлечение переводами, геральдикой, а также переписка с выдающимися историками Соединённого королевства сделали своё дело. В 1813 году Скотт представил в Британской энциклопедии статью о рыцарстве. Его работа была высоко оценена издателем: автор собрал внушительный материал по теме и смог его применить, раскрыв отдельные аспекты жизни этого средневекового сословия. В целом, «Айвенго» был основан на долгой и кропотливой работе Вальтера Скотта как историка и учёного-интеллектуала.
«Айвенго» смог перевернуть представления о романтической традиции, которая была сильно связана с историей Средних веков. Труд Вальтера Скотта повлиял на изобразительное искусство и литературу.
Вальтер Скотт. «Айвенго» — образчик новаторства в историческом жанре
(Смотреть анализ в тетради)
Достоинство ист.романа Скотта – прием соединения описания частной жизни с истор.событиями. С. никогда не ставил личность над обществом, подчеркивал зависимость судьбы отдельного чел-ка от хода развития истории. «Айвенго» (1819), действие романа в конце 12 в., борьба между англосаксами и завоевателями нормандцами. Побеждают нормандцы, что исторически закономерно, победа означает победу нового общ.порядка. Рисует реалистическую картину жестоких феод.порядков и нравов. Средневековье в романе – кровавый и мрачный период. Образ короля Ричарда идеализирован, в этом консерватизм Скотта, это повлекло за собой романтизацию. Реалистично передан народ и его вожаки – Робин Гуд (Локсли). Но на мастерски воссозданном истор.фоне, при сравнении с галереей оригинальных и блестящих образов, проигрывают центральные герои – Айвенго, Ровена. Много истор. Деталей, подробности – истор.колорит Вальтеру Скотту свойственна особая композиция романов – он выносит на первый план жизнь народа, показывает реальную картину жизни. Более ярко воспроизводит картину исторических событий. Айвенго – многоплановы остросюжетный роман со множеством действующих лиц, представляющих разные прослойки того времени. В романе замешаны вымышленные персонажи и реальные исторические фигуры. Достоверность придают описания обстановки, одежды, фольклора. Реализм соединяется с романтическим началом, которое проявляется в интересе к Средневековью. Айвенго представляет собой роман о Средневековье времен Ричарда «Львиное Сердце». Повествование идет неспешно, подробно рассказывается о героях романа, подробные детали. Ричард Львиное сердце появляется в романе как Черный рыцарь, но его тайна раскрывается только в конце. Герои описаны довольно романтически.
Классическое Средневековье в романе «Айвенго»
Легендарное произведение Вальтера Скотта стало настоящим бестселлером начала 19-го века. Образ Средневековья в романе до сих пор считается эталонным.
«Айвенго»: между романтизмом и историей
Художественный труд прославленного шотландского прозаика обрёл огромную славу и оказал большое влияние на восприятие современниками истории Средних веков. Эта книга являлась чуть ли не самой читаемой в мире вплоть до начала 20-го столетия. Во многом такой ошеломительный успех «Айвенго» бросил тень на исторические изыскания учёных и значимые документы эпохи. Обыватель стоял на распутье, пытаясь отыскать «настоящее» Средневековье в трудах историков, в источниках, а также на страницах литературы эпохи романтизма. Поиски исторической правды были похожи на прогулки по тонкому льду: везде подстерегала опасность попасть в ловушку художественного вымысла и вольного обращения с фактами, идеологии и моды.
Тем не менее реконструкция картины прошлого посредством научных изысканий меняет её чуть ли ни ежедневно: новые открытия, гипотезы и вопросы вносят свои коррективы. Изображение былых дней в художественной литературе обрастает архетипами и мифами, которые не только играют на чувствах читателя, но и пополняют его багаж знаний. Ведь история и мифы неразрывно связаны. И отдельные труды учёных в какой-то степени могут относиться к эскапистской литературе. Можно сказать, что граница между романтическими представлениями и исторической правдой (понятие само по себе условное) не всегда видна.
В декабре 1819 года 48-летний Вальтер Скотт опубликовал свой роман «Айвенго». К тому моменту он уже был известным автором как в родной Шотландии, так и в землях англосаксов. К 1813 году ему был предложен титул поэта-лауреата Соединённого Королевства, от которого Скотт отказался в силу определённых обстоятельств: наличие такого высокого звания предполагало официальную должность и переезд в Лондон. Эдинбург всё же был милее поэту, самому родом из Шотландии. Он, безусловно, высоко ценил свободу творчества. Спустя год Вальтер Скотт пробует себя в несколько ином жанре: автор пишет свой первый роман «Уэверли».
Новое произведение было тепло принято публикой, и писатель с головой погрузился в работу над романами. Скотт постепенно углублялся в историю и явил миру произведение, действие которого разворачивалось в английском королевстве конца 12-го века. Король Ричард Львиное Сердце, возвращаясь из крестового похода, попал в плен к герцогу Леопольду V Австрийскому. Позже он задержался в Германии, а его брат, будущий Иоанн Безземельный, расположил к себе нормандских баронов, дабы с их помощью захватить трон, обозлив тем самым саксонскую знать, которая хранила верность королю-крестоносцу. Английское высшее общество разделено на две части.
Автор добавляет ряд драматических сюжетов, которые подчёркивают раскол внутри страны даже на самом бытовом уровне: конфликт свободолюбивого рыцаря и его властного отца, запретная любовь тамплиера и молодой еврейки. К тому же добавляет драматизма осада замка, турниры, колдовство, божий суд и личность «чёрного рыцаря».
Читатели были приятно удивлены: великолепное изложение захватывающей и душещипательной истории принесло молниеносный успех роману Вальтера Скотта.
Почётные титулы, слава и деньги буквально посыпались на автора: университеты Кембриджа и Оксфорда даровали Скотту степень почётного доктора, король Георг IV пожаловал ему титул баронета, представители интеллектуальных кругов приглашали его на мероприятия. В 1820 году Вальтер Скотт купался в славе и в деньгах: вплоть до его кончины в 1832 году было продано более 6 млн копий «Айвенго». Но уже к 1826 году у шотландского поэта накопилась масса долгов, и он стал банкротом.
Его увлечение Средневековьем началось со знакомства с литературными текстами на старофранцузском и среднеанглийском языках 13-го и 14-го столетий. Именно так он познакомился с рыцарями Круглого стола и историей о Тристане и Изольде. В его поместье Эбботсфорд была собрана приличная библиотека. Увлечение переводами, геральдикой, а также переписка с выдающимися историками Соединённого королевства сделали своё дело. В 1813 году Скотт представил в Британской энциклопедии статью о рыцарстве. Его работа была высоко оценена издателем: автор собрал внушительный материал по теме и смог его применить, раскрыв отдельные аспекты жизни этого средневекового сословия. В целом, «Айвенго» был основан на долгой и кропотливой работе Вальтера Скотта как историка и учёного-интеллектуала.
«Айвенго» смог перевернуть представления о романтической традиции, которая была сильно связана с историей Средних веков. Труд Вальтера Скотта повлиял на изобразительное искусство и литературу.
Классическое Средневековье Вальтера Скотта и историческая критика
Историческая наука также не осталась в стороне: корифей французской школы истории Огюстен Тьерри одним из первых обратил внимание на «Айвенго» и вынес на обсуждение сюжет автора о противоречиях внутри Англии между англосаксонской и нормандской знатью. Одна из его главных работ «История завоевания Англии норманнами, с изложением его причин и последствий для Англии, Шотландии, Ирландии и континентальной Европы от древности до современности» была написана под впечатлением «Айвенго». Тьерри документально обосновал ряд основных сюжетов романа в своём исследовании. Это был именно тот случай, когда романтическая литература дала толчок к развитию французской медиевистики и исторической мысли в целом.
Во второй половине 19-го столетия университетские историки более скептически смотрели на роман Вальтера Скотта. По их мнению, он изобиловал фактическими ошибками и погрешностями: печатная книга, монах-францисканец, письмо на бумаге. К тому же многих исследователей смущала «трубадурская» атмосфера в начале романа. Противоречивый образ английского короля Ричарда Львиное Сердце никак не совпадал с представлениями о монархе. Да и сам конфликт «старой» и «новой» знати был не более чем отсылкой к противоречиям англичан и шотландцев.
К концу 19-го века романтическое Средневековье «Айвенго» отходит на задний план. Теперь произведение Вальтера Скотта расценивалось как «романтическая сказка для мальчиков».
И в следующем столетии историки литературы будут негативно смотреть на классическое произведение шотландского автора, а публика продолжит вдохновляться образами и атмосферой «Айвенго». Роман пробуждал интерес к Средневековью, его экранизация захватывала ещё больше.
Вымышленное произведение прекрасно вписывалось в конкретный момент истории средневековой Англии. Все основные мотивы эпохи на месте: замки, Ричард Львиное Сердце, турниры, крестовый поход, тамплиеры, рыцари Описание деталей присутствует в мельчайших подробностях.
Так является ли образ эпохи, созданный Вальтером Скоттом в начале 19-го столетия, историчным и образцовым?
Можно сказать, что отчасти: ведь автор во многом использовал опыт поколений и представления о Средневековье людей 17-го столетия, которые в процессе изучения источников и литературы были дополнены. Труды историков из года в год меняют представления о том или ином периоде и вносят свои коррективы. Историческая действительность подвижна — её нельзя определить раз и навсегда в одних границах. Но архетипическое Средневековье в художественных произведениях романтизма ценно тем, что читатель может его пережить и прочувствовать. Таким образом, складываются базовые знания и представления об эпохе, которые служат почвой для дальнейшего более глубокого погружения в историю.