Азбука нравственности 1 класс что это

Рабочая программа и КТП кружка в 1 классе на тему «Азбука нравственности»

Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением иностранного языка

при Посольстве РФ в ФРГ (г.Берлин)

Заместитель директора школы

Заместитель директора школы

по УВР ___________

Введено в действие

от «___»___________2014 г.

КРУЖКА «Азбука нравственности»

Составитель: учитель начальных классов Новосельцева Т.А.

Программа кружка « Азбука нравственности»

в рамках внеурочной деятельности по ФГОС 1 класс

Срок реализации 1 год.

Рабочая программа « Уроки нравственности. 1-класс» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в соответствии с моделью внеурочной деятельности школы.

Цель программы : воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме бесед, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретатьопыт нравственного поведения.

Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения: 1 класс – 33 часа, 1 раз в неделю.

Общая характеристика курса

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования, является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника. Программа «Азбука нравственности» реализуется воспитателем ГПД в сотрудничестве с родителями.

« Уроки нравственности » являются эмоциональными, строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендую детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача воспитателя ГПД состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;

иятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Описание ценностных ориентиров содержания курса «Азбука нравственности»

Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация —отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Источник

«Азбука нравственности» 1 класс

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

— знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

— развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

— эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия:

— принимать и сохранять учебную задачу;

— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

— адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные универсальные учебные действия:

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

— строить сообщения в устной и письменной форме;

— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

— понимание значимости национальной и мировой культуры, средствами сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

— формирование представлений о мире, российской культуре, первоначальных этических представлениях, понятий о добре и зле, нравственности;

— формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;

— умение осознанно воспринимать и оценивать поступки людей, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков;

— умение самостоятельно пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Правила поведения в школе (7ч.)

Мы пришли на урок. Зачем нужны перемены

Правила поведения в гардеробе («раздевалке»)

Как быть прилежным и старательным.

Мы – в школьной столовой.

Правила поведения в общественных местах.

Правила поведения на школьном дворе

О добром и вежливом обращении к людям (15 ч.)

Мой учитель. Общение со взрослыми

Зачем нужны «вежливые» слова

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

Думай о других: сочувствие – как его выразить?

Эмоции. Общение по телефону

Наши имена. Моя семья

Как стать трудолюбивым (12 ч.)

Как быть прилежным и старательным

Правило «Учусь все делать сам».

Помогаю другим своим трудом дома и в школе.

Что значит быть бережливым?

Мой ежедневный труд дома

Правила аккуратности и опрятности ( 8 ч.)

Каждой вещи – своё место

Умей ценить время – своё и чужое

Одежду нужно беречь. Учимся не болеть

Школьный этикет ( 12 ч.)

Как приветствовать людей и знакомиться с ними

Что такое школьная дисциплина

Соблюдение чистоты и порядка

Внешкольный этикет (12 ч.)

Этикет. Правила поведения на улице. Устное и письменное приглашение на день рождения

Поведение в гостях. Заповеди. Дал слово держи. В мире мудрых мыслей.

« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

Правила поведения в гардеробе («раздевалке»)

Как правильно вести себя в гардеробе?

Часто ли ученики ходят по упавшей одежде?

Кто и почему был обижен в раздевалке?

Мы – в школьной столовой.

Как правильно вести себя в столовой?

Зачем нужны правила поведения за столом?

Главное правило поведения за столом. Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой.

Как быть прилежным и старательным.

Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений

Правила поведения в общественных местах.

Как правильно вести себя в библиотеке?

Что такое библиотека? Для чего она предназначена?

Участие в разработке правил поведения в общественных местах.

Правила поведения на школьном дворе

Знакомство с понятием «школьный двор»?

Для чего он предназначен?

Как вести себя на школьном дворе?

Раздел 2. О добром и вежливом обращении к людям (15ч._)

Мой учитель. Общение со взрослыми

Конкурс рисунков. Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок. Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем

Зачем нужны «вежливые» слова

. Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра

Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок

Умение заботиться друг о друге, сопереживать, развитие чувства симпатии.

Чтение рассказа Е. Пермяка «Надёжный человек».

Разучивание танца дружбы. Командное соревнование «Викторина о дружбе». Конкурс рисунков «Портрет друга». Игра «Мы друзья»

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами

Думай о других: сочувствие – как его выразить?

Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса.

Раскрытие на конкретных примерах, доступных детскому воображению, сущность нравственных отношений между людьми.

Что означает быть хорошим товарищем?

Только ли сверстник может быть другом?

Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение

Общение по телефону

Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ

Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам.

Конкурс рисунков. Дидактическая игра.

Раздел 3. Как стать трудолюбивым (12 ч.)

Чтение и обсуждение отрывков детских книг

Как мы трудимся: в школе и дома

Формирование у детей нравственного опыта, представление о труде для всех.

Нравится ли труд детям?

На каких литературных героев вы хотите быть похожими?

Правило «Учусь все делать сам».

« Вылечу» все книги. Придумать сказку о вежливости. Работа в парах.

Помогаю другим своим трудом дома и в школе.

Уточнять понятия: семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявление любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим

Что значит быть бережливым?

Пословицы «Слову-вера, хлебу- мера, деньгам счёт»

Правила НЕ ( не жадничай, не бери больше, чем нужно…) Правильное обращение с вещами

Мой ежедневный труд дома

Бережливость: каждой вещи своё место

Дом – это лицо хозяина Наведение порядка в дневнике, портфеле..

Раздел 4. Правила аккуратности и опрятности ( 8 ч.)

Культура внешнего вида

Основные правила Мойдодыра

Что означает культура внешнего вида и культуры?

Почему внешний вид не только твоё личное дело?

Составление списка Мойдодыра – защитника чистоты и гигиены

Каждой вещи – своё место.

Одежду нужно беречь.

Участие в игре-соревновании «Собери портфель» Бережный уход за одеждой. Бережливость – уважение человека к себе. Чтение и обсуждение рассказа О.Буцень «Чистюля».

Умей ценить время – своё и чужое

Бережный уход за одеждой. Бережливость – уважение человека к себе. Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.

Раздел 6. Школьный этикет ( 12 ч.)

Как приветствовать людей и знакомиться с ними

Этикет – что это такое?

Зачем он нужен младшему школьнику?

Внешние правила знакомства и приветствия.

Краткий справочник «Правила этикета» (составитель Л. Васильева – Гангнус)

Формы знакомства и приветствия за столом.

Что такое школьная дисциплина

Дисциплина. Всегда ли мы соблюдаем правила? Какие правила для нас самые трудные?

Я читатель. Моя любимая книга. Любимый писатель.

Экскурсия в библиотеку.

Как вести себя в школе. Составить памятку поведения в школе.

Правила поведения в классе.

Соблюдение чистоты и порядка.

Гигиена. Овладевать понятием «я», «внешний вид». Отличать людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

Раздел 7. Внешкольный этикет (12 ч.)

Правила поведения на улице.

Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу

Устное и письменное приглашение на день рождения

Творческая работа: рисование приглашения на день рождения, составление текста по образцу.

Устное и письменное приглашение на день рождения

Защита своей работы. Оформление выставки.

Поведение в гостях.

Встреча и развлечение гостей.

Заповеди. Дал слово держи.

Знакомство с заповедями. Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. С.Есении. «Песнь о собаке». О.Уайльд. «Счастливый принц».

Лгать нельзя, но если. М.Гартман. «Белое покрывао». Всегда ли богатство – счастье? Д.Родари. «Король Мидас»

«Спасибо» и «пожалуйста».

Игра в магазин. Общение с продавцами и покупателями

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

Игра ток-шоу «Интервью о своём друге».

В мире мудрых мыслей.

Составление буклета «В мире мудрых мыслей.»

« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

Азбука нравственности 1 класс что это. placeholder. Азбука нравственности 1 класс что это фото. Азбука нравственности 1 класс что это-placeholder. картинка Азбука нравственности 1 класс что это. картинка placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Азбука нравственности 1 класс что это. placeholder. Азбука нравственности 1 класс что это фото. Азбука нравственности 1 класс что это-placeholder. картинка Азбука нравственности 1 класс что это. картинка placeholder

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Азбука нравственности 1 класс что это. placeholder. Азбука нравственности 1 класс что это фото. Азбука нравственности 1 класс что это-placeholder. картинка Азбука нравственности 1 класс что это. картинка placeholder

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Азбука нравственности 1 класс что это. a loader. Азбука нравственности 1 класс что это фото. Азбука нравственности 1 класс что это-a loader. картинка Азбука нравственности 1 класс что это. картинка a loader

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение.

Работа по духовно-нравственному воспитанию организуется начиная с 1 класса.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования, является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.

Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Она обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

«Уроки нравственности» являются эмоциональными, строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендую детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Источник

Рабочая программа духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 классов «Азбука нравственности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

397505, Воронежская область, г. Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71

тел.: (47361) 2-83-30, 2-83-31, эл. адрес: but- school@mail.ru

Заместитель директора по УВР

_________ Кочура А.В.

_________________ 2017 года

Приказом директора школы

______________ Штельцер И.Е.

№ _______ от __________2017 г.

для обучающихся 1 классов

2017-2018 учебный год

Аннотация к рабочей программе объединения «Азбука нравственности»

Необходимость специальных уроков нравственности, на которых ребенок сможет постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках, получив для этого необходимый минимум нравственных представлений и понятий, очевидна.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркивается, что «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества». «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося».

Программа курса «Азбука нравственности» разработана для учителей, участвующих в опытно-экспериментальной работе по нравственному развитию школьников, и способствует созданию целостной системы этого нравственного развития. Она предусматривает формирование у младших школьников нравственных первоначальных знаний, представлений и понятий, усвоение детьми простых правил нравственности, а также создание воспитывающих нравственных ситуаций, способствующих эмоциональному переживанию полученных нравственных знаний, их осознанию и закреплению. Ориентирует на выработку текущих нравственных взаимоотношений детей, взаимной помощи, добрых чувств к людям, гуманных поступков, уважения и любви к семье, Родине.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятом в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего с тем, чтобы идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов, так и во внеурочной деятельности школьников.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей. Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами. Актуальность программы определена еще и тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Программа «Азбука нравственности» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа «Азбука нравственности» направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их жизни в высокотехнологическом конкурентном мире.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

1.Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

2.Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

3.Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4.Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

Работа по духовно-нравственному направлению должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Занятия кружка «Азбука нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На занятиях кружка нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это разъяснение, объяснение и обучение. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Каждое занятие содержит в себе интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог, речевая игра, викторина, составление ребусов и кроссвордов, словаря этики, анализ поведенческих ситуаций. В большинстве своем они содержат элементы тренинга.

Воспитательный процесс на занятии строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Поведенческие ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

На занятиях происходит постоянное общение учителя и ученика, через это формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не только так называемые воспитательные моменты.

В процессе этических бесед ребята активно участвуют в обсуждении нравственных проблем, сами подходят к определенным выводам, учатся отстаивать личное мнение, убеждают своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Особенностью проведения этических бесед в начальных классах является и то, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.

Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

— знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

— развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *